Русская литература начала XX века




Скачать 113.05 Kb.
Дата25.04.2016
Размер113.05 Kb.
11 класс.

Урок 1. Тема: Русская литература начала XX века.

Россия на крутом пороге истории (рубеж XIX и XX столетия). Духовная биография первого десятилетия.

Цели:

    • показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;

    • дать представление об основных тенденциях в философии и искусстве конца XIX – начала XX вв.;

    • воспитать чувство сопричастности к истории России, любовь к ее культуре

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев

Ход урока



I. Этап повторения.

Вспомним 19 век и события общественной жизни этого периода. (Заполнить таблицу)

1801 год

1812г.

1825г.

1855 – 1857г.

1861г.

1881г.

убийство Павла I и

знакомство общества с книгой А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищева называли первым русским революционером («бунтовщик хуже Пугачёва»)



Отечественная война с Наполеоном.

Подъём национального духа, единение нации.



Восстание декабристов;

Торжество вольтерианских идей на русской почве



Крымская война и кризис крепостнической системы

Реформа и великие «мирные» преобразования

1 марта – убийство Александра II

Идеология:

Декабристская идеология;

Противостояние «западников» и «славянофилов»



Революционно-демократическое разночинное движение

Терроризм и высокий либерализм дворянства (Толстой, Достоевский)

Вывод: постепенное, эволюционное развитие общества поставлено под сомнение. «Пугачёвщина» бродила пока лишь в умах радикально настроенной интеллигенции. Пушкин («не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»), Толстой, Достоевский предупреждают об опасности русского бунта и отступлении от христианской морали. Литература этой эпохи, Золотого века русской культуры, напоминает о вечных ценностях: Бог - Россия –единство нации –любовь – семья –труд – творчество –природа.

  1. Послушаем, какую характеристику этому веку дал А. Блок, поэт начала 20 века, Серебряного века русской литературы (чтение учеником стихотворения «Два века):

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалом и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
C тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных
(Так справедливей – пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, а просто дам…
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).

Под знаком равенства и братства


Здесь зрели тёмные дела…
А человек? – Он жил безвольно:
Не он – машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда…

II. Этап актуализации знаний.

Слайд №6. 20 век и основные этапы общественной жизни этого периода (задание ученикам: заполнить таблицу)

1905г.

1914г.

1917г. – 1918г.

1937г.

1939-1941-1945г

1985г.

Русско-японская война;

мирная демонстрация в Петербурге и первая русская революция



Первая мировая война

Февральская буржуазная революция и октябрьская революция;

начало гражданской войны



Начало политических репрессий, преследование за инакомыслие

Вторая мировая война; Великая отечественная война

Начало перестройки;

80-90 годы -возвращение к культу Мамоны(божество, которому поклоняются, символ материального богатства)



Слайд№7. Начало двадцатого века в восприятии А. Блока. ( Продолжаем читать стихотворение «Два века»)

Двадцатый век… Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё страшнее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рёв машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлёт аэроплана
В пустыню неизвестных сфер…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
Что ж, человек? – За рёвом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
Как день твой величав и пышен,
Как светел твой чертог, жених!
Нет, то не рог Роланда слышен,
То звук громовый труб иных!
Так, очевидно, не случайно
В сомненьях закалял ты дух,
Участник дней необычайных!
Открой твой взор, отверзи слух,
И причастись от жизни смысла,
И жизни смысл благослови,
Чтоб в тайные проникнуть числа
И храм воздвигнуть на крови.

А. Блок выразил общее для всех тревожное восприятие действительности.



IY. Объявление темы урока: Россия на рубеже XIXXX столетия

Слово учителя.

Каков же он, век двадцатый? Почувствуем его атмосферу.

На рубеже XIX-XX веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Это время смены исторических эпох. Время сложное и противоречивое. Время социальных революций и потрясений. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

Человек и эпоха – основная проблема искусства. Без знания исторической обстановки в которой этот человек существует, невозможно понимание законов развития человеческой личности. Вспомним, что представляла собой наша страна на рубеже XIX-XX веков.

Какие наиболее важные научные открытия были сделаны в это время?

Сообщения учащихся:

1. Слайд №8 – 10. Социально-экономическое и политическое состояние России

Чем было обусловлено кризисное состояние русского общества?

В 90-ые годы 19 столетия Россия была страной со средним уровнем капитализма. Промышленность росла высокими темпами (первое место в мире). Железные дороги связывали центр с окраинами и тем самым стимулировали развитие страны. Возникли крупные банки, связанные с промышленностью. Финансовая система была одной из самых устойчивых в мире (введение золотого обеспечения рубля). Но высокие количественные показатели сочетались с довольно низкими качественными. В то же время оставался нерешенным аграрный вопрос, а ведь население России по преимуществу было крестьянским.

Налицо первое противоречие общественной жизни: несоответствие потребностей капитализма косной форме общественного устройства – самодержавия.

Абсолютная централизованная власть подобно панцирю сдерживала буйную энергию и инициативу крупного капитала.

Развитие капитализма вело к обнищанию деревни и бесчеловечной эксплуатации рабочего класса. Длинный рабочий день, плохие бытовые условия, низкая зарплата, бесправие вызывали недовольство рабочих.

Страшный голод в центральных губерниях вначале и конце 90-х годов, Ходынская катастрофа, когда во время коронации были задавлены сотни людей, студенческие демонстрации, рабочие забастовки, позорная русско-японская война, расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года и первая русская революция.

С другой стороны, это было время, когда Эйнштейн изложил теорию относительности, когда Менделеев создал периодическую систему элементов, когда калужский мечтатель Циолковский обосновал принцип ракетного двигателя, писал труды, посвященные межпланетным путешествиям. Открытия русских учёных имели мировое значение. Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И. Мечников. Естествознание XIX века, казалось, постигло все тайны мира. Укрепилась вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Это было время, когда Пикассо разлагал изображаемые живые объекты на составные части, а русский поэт Андрей Белый в поэме «Первое свидание» (1921) прозревал научные истины и даже сумел изобразить картину атомного взрыва:



Мир рвался в опытах Кюри

Атомной, лопнувшею бомбой

На электронные струи

Невоплощенной гекатомбой;

Я – сын эфира, Человек –

Свиваю со стези надмирной

Своей порфирою эфирной

За миром мир, за веком век.

2. Писатели и философы о начале 20 века.

Слайд №11. З. Гиппиус так характеризовала это время: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед… Куда? Это никому не было известно, но уже тогда, на рубеже веков, в воздухе чувствовалась трагедия…».

Слайд №12 – 16.
Научные открытия оказали существенное влияние на общественное сознание.
М.Нордау в книге «Возрождение» писал: «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны. И между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена…Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли…».

Поэт и философ Д. Мережковский в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа… Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

Л.Н. Толстой: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей». «Конец века» (1905)

А. Волынский: «Всё живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придёт кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий». «Книга великого гнева» (1904)

М. Горький: «Новый век - воистину будет веком духовного обновления. <… > Множество погибнет людей, но ещё больше родит их земля, и - в конце концов – одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека». Письмо К.П. Пятницкому (1901)

3. Слайд№17. Философские течения начала 20 века

XX век для России начался эпохой ренессанса, именуемого «религиозно-культурным возрождением начала века». Это время возникновения «самых невероятных и причудливых идей». Н. Бердяев писал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике и оккультизму». Величайшие открытия в области естественных наук поколебали прежние представления о строении мира. Идея познаваемости мира подверглась сомнению. Рождается лозунг: «Материя исчезла». Философам-идеалистам вселенная представлялась непостижимым хаосом. Человек, по их мнению, не способен охватить сложность мироздания.

Слайд №18-19. Философские течения представлены следующими группами:


  • Марксизм и марксисты . Их девиз: Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. «Мы наш, мы новый мир построим…».

Цель – социализм и коммунизм. На знаменах лозунг: Свобода, Равенство, Братство.

  • Религиозные гуманисты, философы. В 1909 году вышел философский сборник «Вехи». Н. Бердяев и С. Булгаков предупреждали о недопустимости революционных преобразований в России. Философы проанализировали путь русской интеллигенции в 19 веке и обвинили её в том, что она жила утопиями и, проповедуя революционный аскетизм, не понимала, что это путь ведёт к тирании и безграничной власти над душой человека. «Вехи" раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов.

  • Идеологи православной церкви тоже предупреждали об опасности революции: не революция нужна, а делание добра ежечасно.

  • Теософия (учение Штайнера о постижении человеком божественных знаний; учение, признающее познание бога через непосредственную связь с потусторонним миром).

  • Ницшеанство. Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство миропорядка достигает своей кульминации. Ницше низвергает пророков Библии и утверждает, что христианство делает человека слабым и немощным. В его книге «Так говорил Заратустра» кульминационной является глава «О высшем человеке». Учение Ницше о сверхчеловеке становится философской основой книги Гитлера «Майн камф».

Y.Слово учителя. Литература начала 20 века.

В художественной культуре начала XX века – буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов. Золотой век русской культуры XIX века сменяется Серебряным веком, новым и прихотливым расцветом.

В этот переходный период литература не могла быть однородной. Прежде всего следует указать на то, что русский художественный реализм начала 20 века не утратил своего ведущего положения. Могучий дар Л.Н. Толстого ознаменовал себя созданием романа «Воскресение», в котором изображена горькая доля социальных низов. Это время интенсивной творческой работы замечательного писателя-реалиста В.Г. Короленко, человека неподкупной честности и высокой нравственности. Задачу литературы он видел в том, чтобы противостоять всякой пассивности, будить в людях бодрость, веру в будущее. Обогатил русскую литературу новыми художественными открытиями А.П. Чехов. Обсуждаются его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». В переплетениях человеческих судеб мы читаем основную чеховскую мысль о невозможности жить так, как живут его герои. Но норма прекрасных человеческих отношений видится героям Чехова лишь в будущем.

В творчестве поэтов и писателей XX века получили продолжение великие традиции русской классической литературы. Основные проблемы русской литературы: смысла жизни человека, всего народа, судьба России - становятся главными в творчестве писателей нового века.



Слайд № 20 -28. Литературная панорама начала века

  • «Младшие» реалисты:

И.А. Бунин, А.И. Куприн, В. В. Вересаев, Л. Н. Андреев, И. Шмелёв, Б. Зайцев продолжали литературные традиции 19 века

  • Модернистское искусство
    * символисты

*акмеисты
*футуристы

  • Пролетарское искусство
    М. Горький, Д. Бедный, А.С. Серафимович, Г. Кржижановский, И. Шкулёв, стоявшие у истоков метода социалистического реализма, революционные романтики, призывавшие сломать старый мир.

  • «одинокие звёзды»( поэты вне группировок) М.И Цветаева, В.Ф.Ходасевич, Б.Л. Пастернак, М.А. Волошин

  • «Новокрестьянские» поэты С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычов, А.В. Ширяевец, П.В. Орешин

YI. Человек и эпоха. Слово учителя. Человек этой тревожной противоречивой, кризисной эпохи оказался предоставлен самому себе и стихийному ходу жизни. Он предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, осознавал свое роковое одиночество. Исчезала воспетая Некрасовым «вековая тишина»: разрушалась российская деревня, распадалась сословная Россия. Героем дня становится человек, недовольный «гнетом серой обыденщины», рвущийся к свободе, к воле. Он вынужден был искать свою иную судьбу, искать самого себя. Разрушить устоявшийся порядок жизни – вот его заветная мечта. На таком понимании героизма строила свои сюжеты та литература, которая связала себя с идеями борьбы за «социальный прогресс». Этим идеям сочувствовали «пролетарские» писатели и поэты.

Модернистская литература страстно желала обновления «старого» мира, но страшилась социальной революции. Писателям этого направления нужна была духовная революция, которая способна внутренне преобразить человека.

В. Брюсов писал:
Братья,
Сокрушим нашу ветхую душу! Лишь новому меху дано
Вместить молодое вино!

Литература Серебряного века стремилась воспринять и осмыслить новую жизнь и нового человека.



YII. Слайд№29. Сделаем выводы

На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.

Это период интенсивного развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.

В литературе развиваются различные направления.

В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.

YIII. Слайд№30. Домашнее задание:

Вопросы


  1. Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?

  2. Охарактеризуйте основные направления философской мысли.

  3. Какие традиции русской классической литературы развивали в своем творчестве писатели-реалисты нового времени?

  4. Раскройте смысл определения «серебряный век».

  5. Какие литературные группировки существовали в начала века?

  6. В чём состоят особенности нового литературного героя?



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница