Руководство по летной эксплуатации самолета як-18т с двигателем м-14П




страница1/5
Дата02.08.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5



РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

гражданской авиации

Б. Д. Грубий

14 января 1977 г



РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т С ДВИГАТЕЛЕМ М-14П

(Вводится в действие с 1 июля 1977 г.)

С изданием настоящего Руководства ранее выпущенное «Временное руководство по летной эксплуатации самолета Як-18Т с двигателем М-14П», утвержденное предприятием п/я М-5050 9 января 1972 г, считать утратившим силу.





РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ

г. МОСКВА

1977.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее «Руководство по летной эксплуатации самолета Як-18Т с двигателем М-14П» составлено по результатам летных испытаний этого самолета.

Руководство содержит основные рекомендации по технике пилотирования и эксплуатации самолета на земле и в воздухе.

Некоторые рекомендации в разделе 5 «Особые случаи в полете» даны на основании опыта эксплуатации других самолетов.

Самолет Як-18Т предназначен для первоначального обучения курсантов технике пилотирования и выполнения учебно-тренировочных полетов.

ОБЩИЙ ВИД САМОЛЕТА



РАЗДЕЛ 1.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

1.1.1. Общие данные

Длина самолета 8390±16 мм

Ширина колеи шасси 3120±30 мм

База шасси на стоянке 1955±6 мм

Размер пневматикой тормозных колес основных стоек шасси 500 Х 150 мм

Размер пневматика передней стоики шасси 400 Х 150 мм

Расстояние от конца лопасти винта до земли
(при стояночном положении самолета с обжатыми
амортизационными стойками и пневматиками колес). 160 мм

Стояночный угол самолета 2°



1.1.2. Крыло

Профиль крыла Кларк УН

Площадь крыла 18,8 м2

Размах крыла 11160 мм

Длина САХ 1740 мм

Удлинение крыла 6,6

Поперечное V крыла (по линии 1/4 хорд) 7°20'

Угол установки крыла +2°

Площадь элеронов 1,92 м2

Отклонение элеронов:

вверх 22° - 1°

вниз 15° - 1°

Площадь посадочного щитка 1,6 м2

Угол отклонения посадочного щитка 50°

1.1.3. Горизонтальное оперение

Площадь горизонтального оперения 3,185 м2

Площадь руля высоты с триммером 1,235 м2

Размах горизонтального оперения 3540 мм

Поперечное V горизонтального оперения 0°

Отклонение руля высоты.

вверх 25° - 1°30'

вниз 25° - 1°30'

Отклонение триммера руля высоты.

вверх 20° + 30 45'

вниз 20° - l°l5'

1.1.4. Вертикальное оперение

Площадь вертикального оперения 1,7м2

Площадь руля направления 0,982 м2

Отклонение руля направления

влево 27° -1°

вправо 27° -1°

1.2. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА

1.2.1. Основные данные двигателя:

Условное обозначение двигателя М 14П

Система охлаждения воздушная

Число цилиндров и их расположение 9, звездообразное,

в один ряд

Порядок нумерации цилиндров против часовой стрелки (со стороны задней крышки), считая верхний цилиндр первым.

Высотность двигателя невысотный

Сухой вес двигателя, кг 214 +2%



Режимы работы двигателя

Режим

Число оборотов двигателя, %

Давление

Температура, °С

Удельный расход топлива, г/л.с. ч.

наддув, мм. рт. ст.

топлива, кгс/см2

масла, кгс/см2

цилиндров головок

воздуха на входе в карбюратор

масла на входе в двигатель

Взлетный

99 ± 1

125±15 (изб)

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

285 - 315

1. Номинальный

82 ± 1

95±15 (изб)

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

280 - 310

2. Номинальный

70 ± 1

75±15 (изб)

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

265 - 300

1. Крейсерский

64 ± 1

735±15

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

215 - 235

2. Крейсерский

59 ± 1

670±15

0,2-0,5

4 - 6

120 - 220

+10 - +45

40 - 75

210 - 230

Малый газ

Не более 26

-

Не ниже 0,15

Не ниже 1,0

-

-

-

-

Примечания:

1. Верхний предел мощности и давления наддува за нагнетателем на взлетном, номинальном I, номинальном II режимах не ограничивается.

2. 99,4% оборотов коленчатого вала соответствует 2900 об/мин.

3. Время непрерывной работы двигателя в минутах:

на взлетном режиме - не более 5;

на максимально допустимых оборотах - не более 1;

на остальных режимах - неограниченно.

Максимально допустимое число оборотов 101%

Приемистость двигателя от малого газа (26%) до взлетного

режима при V=0, Н=0 (в сек), не более 3.

Максимальный заброс оборотов при даче приемистости в полете (продолжительность не более

1 с и время за ресурс - 30 мин) 109%

1.2.2. Сорт топлива и октановое число:

бензин Б-91/115 (ГОСТ 1012-72) с октановым числом не ниже 91



1.2.3. Карбюратор

условное обозначение АК - 14П

тип беспоплавковый,

1.2.4. Давление топлива перед карбюратором в кгс/см2:

на рабочих режимах 0,2-0,5

на минимальном числе оборотов, не менее . 0,15

1.2.5. Бензиновый насос:

условное обозначение 702МЛ

тип коловратный

количество на двигателе один



1.2.6. Фильтр тонкой очистки топлива:

условное обозначение 8Д2.966.064

тип отстойный

тонкость фильтрации, мк 36-40



1.2.7. Сорт масла:

(для летней и зимней эксплуатации) МС-20(ГОСТ 10113-49)



1.2.8. Удельный расход масла:

на I крейсерском режиме, г/л с ч, не более 8 (в течение первого ресурса)



1.2.9. Давление масла в главной магистрали:

(замеряется через специальный штуцер на маслонасосе), кгс/см2:

на рабочих режимах 4-6

на. минимальном числе оборотов не менее 1



1.2.10, Температура масла на входе в двигатель, °С:

рекомендуемая 50-65

минимально допустимая 40

максимальная при длительной работе двигателя, не более 75

максимально допустимая в течение не более 15 мин непрерывной

работы двигателя, не более 85



1.2.11. Температура головок цилиндров, °С:

рекомендуемая 140-190

минимально допустимая для нормальной работы двигателя 120

минимальная при длительной работе двигателя 140

максимальная при длительной работе двигателя 220

1.2.12. Температура воздуха на входе в карбюратор,

°С 10-+45



1.2. 13. Магнето:

условное обозначение М9-25М

тип четырехискровое, экранированное

количество на двигателе. 2



1.2.14. Свечи:

условное обозначение СД-49СММ

количество на цилиндр 2

порядок зажигания цилиндров. 1-3-5-7-9-2-4-6-8



1.2.15. Система запуска двигателя:

воздушная



1.2. 16. Винт воздушный:

условное обозначение. В530ТА-Д35

тип винта тянущий, автоматический изменяемого в полете шага

схема действия прямая

направление вращения левое

диаметр винта, м 2,4

число лопастей 2

минимальный угол установки лопастей на радиусе 1000 мм 14°30'±10'

максимальный угол установки лопастей на радиусе 1000 мм 34°30'±30'

диапазон поворота лопастей 20°±40'

вес винта, кг 40 +2 %








1.3. ОСНОВНЫЕ ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА

(в стандартных условиях)

Максимальная приборная скорость горизонтального полета (у земли) 262 км/ч

Максимально допустимая высота полета 4000 м

В целях предупреждения перегрева двигателя набор высоты

до Н = 3000 м выполнять на II номинальном режиме работы двигателя (п=70 %) на скоростях:

V = 170 км/ч при температурах наружного воздуха у земли до +20 °С;

V = 180 км/ч при температурах наружного воздуха у земли выше +20 °С.

Набор высоты с 3000 м и выше разрешается выполнять на I номинальном режиме работы двигателя на скорости Vпp = 165 км/ч. Время набора максимально допустимой высоты - не более 35 мин.



Взлетно-посадочные характеристики самолета

Взлетный вес, кг

Скорость отрыва, км/ч

Длина разбега, м

Взлетная дистанция до высоты 10 м, м

Длина прерванного взлета,

Скорость касания (с выпущенным щитком), км/ч

Длина пробега, м

Длина посадочной дистанции с высоты 15 м, м

При средней условной прочности грунта 8-9 кгс/см2

1650

1550


135

125


370

265


670

540


850

650


130

120


470

390


790

690


При средней условной прочности грунта 4-5 кгс/см2

1650

1550


125

120


500

455


920

830


700

-


125

124


350

350


650

610


7.1.2. Весовые и центровочные данные для полетов

Вид

Количество членов экипажа, чел.

Учебно-тренировочный вариант

Вариант первоначального обучения

Перегоночный вариант

Вес, кг

Центровка, % САХ

Вес, кг

Центровка, % САХ

Вес, кг

Центровка, % САХ

На взлете:

Шасси выпущено

1

1490

20,3

1458

20,3

1498

20,8

Шасси убрано

20,9

20,9

21,4

На посадке

Шасси выпущено

-

1391

19,4

1359

19,4

1359

19,4

Шасси убрано

20,0

20,0

20,0

На взлете:

Шасси выпущено

2

1570

20,0

1550

19,9

1590

20,4

Шасси убрано

20,6

20,5

21,0

На посадке

Шасси выпущено

-

1471

19,1

1451

19,0

1451

19,1

Шасси убрано

19,7

19,6

19,7

На взлете:

Шасси выпущено

3

1650

22,5

-

-

-

-

Шасси убрано

23,0

-

-

На посадке

Шасси выпущено

-

1551

21,8

-

-

-

-

Шасси убрано

22,4

-

-

Примечания:

  1. -Вес топлива на взлете для вариантов учебно-тренировочного и первоначального обучения 100 кг, для перегоночного варианта - 140 кг.

  2. -Вес масла на взлете для всех вариантов - 18 кг.

РАЗДЕЛ 2

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

2.1. Летные ограничения

Максимально допустимая приборная скорость при пикировании 300 км/ч

Максимально допустимая приборная скорость при болтанке 300 км/ч

Максимально допустимая приборная скорость для выпуска шасси и щитка 200 км/ч



Приборные скорости сваливания при торможении с полетным весом 1570-1620 кг при работе двигателя на режиме малого газа:

с убранной механизацией 120-123 км/ч

с выпущенными щитком и шасси 112-114 км/ч

На I номинальном режиме с убранной механизацией 102-105 км/ч

На взлетном режиме с выпущенными щитком и шасси 97 км/ч

Максимально допустимые эксплуатационные перегрузки (Пу):

положительная +5

отрицательная -2,5

Максимально допустимая скорость встречного ветра:

на взлете и посадке 15 м/с



Максимально допустимая скорость боковой составляющей ветра под углом 90° к ВПП:

на взлете 12 м/с



при посадке 10 м/с

Из-за отсутствия на самолете штатного кислородного оборудования полеты на высотах более 4000 м запрещаются

    1. Весовые и центровочные данные:

Наименование

Варианты:




учебно-тренировочный

первоначального обучения




Взлетный вес, кг

1650

1550




Полная нагрузка, кг

403

303




топливо, кг

100

100




снаряжение, кг

343

203




пилот

80

160 (2 чел.)

курсанты

240 (3 чел.)

-







Снаряжение без экипажа

23

43







подушки на кресла

5

-







парашюты

-

25







масло

18

18







Вес пустого самолета

1247

1247







Положение центра тяжести, % САХ







на взлете, шасси убрано

23

20,5







на посадке, шасси выпущено (с 10 % топлива и 50 % масла)

21,8

19,0







пустого самолета, шасси выпущено

20,0

20,0







Диапазон допустимых центровок, % САХ

13-26

13-22,0







Примечания:

1. Допуск на вес пустого самолета ±1 %.

2. Допуск на центровку пустого самолета ±1 % САХ

3. Выпуск шасси смещает центр тяжести самолета вперед на 0,5- 0,7 % САХ

4. При установке проводки и крепления аппаратуры ОСЬ-1 и РВ 5 вес увеличивается на 10 кг, центр тяжести смещается назад на 0,5-0,6 % САХ

5. Блоки аппаратуры ОСЬ-1 и РВ-5 устанавливаются за счет снаряжения, так как при их установке вес пустого самолета увеличивается на 25 кг, а центр тяжести смещается назад на 1,6-2,3 % САХ

6. Для самолетов, не оборудованных самописцем САРПП-12К, вес самолета уменьшается на 10 кг, а центр тяжести смещается вперед на 0,3-0,5 % САХ

7. Рекомендации по загрузке и центровке самолета приведены в разд 7

2.3. Прочие ограничения

В учебно-тренировочном варианте количество членов экипажа не должно превышать трех человек.

Размещение курсантов на диване при одном свободном кресле запрещается.

В учебно-тренировочном варианте парашюты не применяются, выполнять фигуры пилотажа запрещается.

Самолет в варианте первоначального обучения с экипажем не более двух человек, снабженных спасательными парашютами, позволяет выполнять все фигуры простого и сложного пилотажа.

Выполнение перевернутого полета и обратного пилотажа на самолете Як-18Т запрещается.

При температурах наружного воздуха ниже -30 °С выполнение полетов на самолете Як-18Т запрещается.

В учебных целях выполнение ночных полетов с неосвещенных ВПП запрещается,

Полеты по прямоугольному маршруту производить с выпущенным шасси. Минимальная прочность грунта для РД и ВПП - 4 кг/см2.



Конструкция шассиРАЗДЕЛ 3

ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

3.1. Предполетный осмотр и проверка самолета пилотом

Перед полетом пилот обязан принять доклад от авиационного техника о готовности самолета к полету, о количестве и сорте заправленного топлива и масла. Убедиться, что слит отстой топлива и в нем отсутствуют механические примеси и вода, а в зимнее время - кристаллы льда. Проверить наличие колодок под основными колесами самолета и наличие противопожарных средств около самолета.



3.1.1. Предварительные работы

Перед началом осмотра самолета необходимо убедиться, что с самолета сняты все чехлы и заглушки, и принять меры предосторожности для предупреждения непроизвольного складывания шасси, случайного запуска двигателя, включения отдельных электрических агрегатов, а также выпуска щитка, для чего проверить:

- установлен ли АЗС АККУМ.-АЭР. ПИТ. в положение ВЫКЛЮЧ.;

- выключены ли все автоматы защиты сети (АЗС), переключатели и выключатели на электрощитке;

- установлен ли переключатель магнето в положение «О» (выключено);

- установлен ли кран шасси в положение ВЫП. и законтрен ли защелкой;

- находится ли кран щитка в нейтральном положении. Зимой убедиться, что весь самолет очищен от снега, инея и льда.

3.1.2. Осмотр самолета

Перед осмотром материальной части командир самолета обязан просмотреть бортовой журнал, проверить, устранены ли дефекты, выявленные в предыдущем полете, ознакомиться с работами, проведенными техническим составом на самолете.

1. Произвести внешний осмотр самолета, при этом проверить:

- втулку, противовесы и лопасти винта (отсутствие внешних повреждении и трещин, наличие и целость контровки);

- установку лопастей винта по установочным рискам;

- капот двигателя, нет ли повреждений и правильно ли закрыты замки капота и лючков (прорези замков должны совпадать с метками на капоте);

- нет ли течи бензина и масла;

- шасси и арматуру сигнальных огней выпуска шасси, нет ли повреждения покрышки передней опоры самолета, нормально ли давление в пневматике (обжатие 15-20мм), состояние демпфера (нет ли течи смеси), нормальна ли просадка амортизационной стойки, видимая часть штока должна быть 150-180мм;

- нет ли повреждений покрышек основных опор самолета, пружины заземления и арматуры сигнальных огней выпуска шасси, нормально ли давление в пневматиках (обжатие 25-30 мм) и одинакова ли просадка амортизационных стоек, видимая часть штоков должна быть 175-250 мм,

- центроплан снизу (плотно ли прилегает посадочный щиток, нет ли течи бензина);

- правую половину крыла, нет ли повреждений обшивки крыла и зализов, состояние воздухозаборника, маслорадиатора и сот радиатора, нет ли течи масла, не поврежден ли механический указатель выпущенного положения шасси, целость и крепление АНО, нет ли повреждений элерона, проверить состояние шарнирных соединений, сняты ли струбцины, свободно ли отклоняется элерон.

Примечание: При температуре наружного воздуха ниже -5°С проверить, установлен ли затенитель на соты маслорадиатора,

- правую сторону фюзеляжа, нет ли повреждений остекления и двери кабины, люка и обшивки фюзеляжа, надежность крепления к фюзеляжу, нет ли повреждений антенны радиостанции;

- оперение, нет ли внешних его повреждений и зализов, сняты ли струбцины, состояние шарнирных соединений руля высоты, руля направления и узлов, крепление подкосов, легкость отклонения руля направления и руля высоты, установлен ли в нейтральное положение триммер руля высоты, нет ли повреждений хвостового АН :10.0pt'>- левую половину крыла, нет ли повреждений обшивки крыла и зализов, состояние элерона и шарнирных соединений, сняты ли струбцины; целость и крепление, состояние приемника воздушного давления (ПВД), снят ли с него чехол, не поврежден ли механический указатель выпущенного положения шасси, не имеет ли повреждений посадочная фара, снят ли предохранительный чехол с датчика срыва ДС-1, нет ли внешних повреждений флюгарки и свободно ли она перемещается от упора до упора (без заеданий).

2. Проверить заправку самолета топливом и маслом Количество заправленного топлива контролировать в основных баках визуально и по показанию топливомера в кабине самолета. При полной заправке топливом баков уровень топлива в них должен быть ниже обрезов заливных горловин не более чем на 30 мм Общая вместимость топливных баков 193 л.

Количество масла, заправляемого в маслобак, контролируется

1 мерной линейкой и должно быть: минимальное - 8 л, для полетов на пилотаж - не более 14 л, для полетов по прямоугольному маршруту - 18 л, для перегонов - 20 л. Общий объем маслобака - 30 л

3 Перед посадкой в кабину пилот в варианте первоначальною. обучения должен проверить'

- общее состояние кабины, убедиться, что в ней нет посторонних предметов, кресла не имеют повреждений, а механизмы замков дверей исправны;

- исправность привязных ремней и механизма притяга плечевых ремней;

- наличие парашюта в чашке кресла (при необходимости подогнать парашют);

- чистоту и целость остекления кабины

Примечание. Перед выполнением полетов на пилотаж одним пилотом проверить закрепление привязных ремней на втором кресле и диване и снятие парашюта (подушки) на втором кресле

4. После посадки в кабину пилот должен:

- доставить ноги на педали под ремни и, если нужно, отрегулировать кресло так, чтобы можно было свободно и полностью отклонять педали и штурвал управления;

- проверить присоединение карабина парашюта к кольцу на чашке кресла,

- проверить исправность работы замков привязной системы кресла;

- застегнуть на замок поясные и плечевые ремни, плотно прижаться к спинке кресла и затянуть поясные ремни в пряжках. С помощью ручки механизма подтяга убрать ч застопорить плечевые ремни, а затем затянуть их в пряжках;

- соединить разъемную колодку шнура авиагарнитуры или шлемофона с колодкой бортового шнура радиостанции;

- проверить, легко ли открываются и закрываются двери кабины и хорошо ли они фиксируются в закрытом положении (штыревым замком и запором двери);

- убедиться в легкости хода штурвалов и педалей управления самолетом, в правильности отклонения рулей и элеронов;

- проверить внешнее состояние пилотажно-навигационных и других приборов; установить стрелки высотомера на нуль и проверить, соответствует ли показание барометрического давления на высотомере фактическому давлению на уровне аэродрома в данный момент (разница не более ±1,5 мм рт.ст. при температурах от 4-15 до +35°С, при других температурах ±2,5 мм рт. ст.).

- проверить показание часов, при необходимости завести их и поставить точное время.

5. Включить на электрощитке выключатель АККУМ.-АЭР. ПИТ. в положение АККУМ, автоматы защиты сети СИГН ШАССИ ПРИБ. ДВИГ. ЭУП и проверить:

- сигнализацию шасси (горят ли три зеленые лампы), исправность красных ламп (нажатием на кнопку);

- управление триммером руля высоты (при установке триммера в нейтральное положение сигнальная лампа с зеленым светофильтром ТРИММ НЕЙТР. на световом табло должна гореть);

- состояние электрических приборов (находятся ли стрелки приборов в исходном положении);

- исправность топливомера, суммарное количество топлива в баках и количество топлива отдельно в левом и правом баках;

- напряжение бортовой аккумуляторной батареи под нагрузкой, для чего включить на электрощитке на 10-15 с автомат защиты сети АНО, нажать на кнопку вольтметра - напряжение должно быть не менее 24 В. Затем подготовить и проверить пилотажно-навигационное и радиотехническое оборудование самолета, а при ночных полетах и светотехническое оборудование.

Предупреждение. Чтобы не разрядить бортовой аккумулятор, подготовку и проверку пилотажно-навигационного и радиотехнического оборудования производить при неработающем двигателе от аэродромного источника питания, при работающем двигателе - на оборотах не менее 44% (от генератора).

6. Проверить управление двигателем.

- ход рычага управления двигателем от упора малого газа до полного открытия; I



- ход рычага управления шагом винта;

- легко ли перемещается рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор (после проверки подогрев закрыть установкой рычага в положение полностью вверх),

- открытие жалюзи капота двигателя и створок маслорадиатора, нет ли заеданий в проводке управления.

Примечание Проверку хода рычага управления двигателем производить при закрытом пожарном кране

7. Открыть пожарный кран (рычаг управления пожарного крана должен быть отдан вперед до отказа)

8. Открыть вентиль сети воздушной системы, для чего необходимо повернуть влево до отказа рукоятку ЗАРЯДКА СЕТИ и проверить:

- давление воздуха в основном и аварийном бортовых баллонах, которое должно быть 50±5 кгс/см2;

- работу механизма выпуска и уборки посадочного щитка и ' исправность сигнализации, для чего подать команду: «От щитка» и, получив ответ: «Есть от щитка», сначала перевести кран щитка в положение УБР. (создать противодавление), а затем в положение ВЫП. и проконтролировать выпуск щитка по загоранию сигнальной лампы с красным светофильтром ЩИТОК ВЫПУЩ. на световом табло, убрать посадочный щиток, для чего перевести кран щитка в положение УБР и, убедившись по световой сигнализации в его уборке (сигнальная лампа с красным светофильтром ЩИТОК ВЫПУЩ. на световом табло погаснет), установить кран щитка в нейтральное положение,

- герметичность тормозной системы, при полном нажатии на тормоза в нейтральном положении педалей не должно быть слышно шума выходящего воздуха.

3.2. ЗАПУСК, ПРОГРЕВ И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ

3.2.1. Подготовка двигателя к запуску

При температуре наружного воздуха +5°С и ниже двигатель необходимо перед запуском подогреть от аэродромного подогревателя до температуры головок цилиндров не менее 30°С, при этом воздушный винт двигателя должен легко проворачиваться от руки.

Разрешается при температуре наружного воздуха от плюс 5° до минус 10°С запускать двигатель без подогрева, если масло в двигателе и маслосистеме разжижено бензином.

Запуск двигателя можно производить как от бортовой аккумуляторной батареи, так и от аэродромного источника питания

Перед запуском двигателя необходимо:

- на пыльных аэродромах место стоянки самолета полить водой;

- проверить, отвязан ли самолет, поставлены ли колодки под его колеса и имеются ли около самолета огнетушители;

- сняты ли струбцины с рулей;

- снят ли чехол с приемника воздушного давления,

- убедиться, что вблизи нет людей, транспорта и предметов, могущих попасть под винт,

- закрыть заслонку маслорадиатора, а зимой - и жалюзи капота двигателя;

- убедиться в том, что рычаг управления шагом винта находится в положении МАЛЫЙ ШАГ,

- установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 полного хода (28-38%);

- убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении (полностью от себя);

- при температуре наружного воздуха ниже нуля рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор, установить в положение ВКЛ. (полностью вниз);

- убедиться в том, что:

магнето выключено (переключатель находится в положении («0»);

выключатель АККУМ.-АЭР. ПИТ. выключен;

автомат защиты сети ЗАЖИГ. выключен;

- подать команду авиатехнику: «Провернуть винт» (винт провернуть на 3-4 оборота);

- в процессе проворачивания винта установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение ЦИЛИНДР и залить летом 2-3 шприца, а зимой - 3-5 шприцев бензина в цилиндры двигателя;

- установить шприц ЗАЛИВКА МОТОРА в положение МАГИСТР. и создать, давление бензина перед карбюратором 0,2- 0,5 кгс/см2.

-Предупреждения:

1. Запрещается проворачивать винт при горячем двигателе.

2. Не разрешается заливать бензин более указанного количества, так как он может смыть масло со стенок цилиндров и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару.

3. Категорически запрещается заливка бензина через выхлопные патрубки и свечные отверстия.



3.2.2. Запуск двигателя

1. Для запуска двигателя пилот должен:

- подать команду авиатехнику: «От винта» и, получив ответ:

«Есть от винта», включить выключатели АККУМ.-АЭР. ПИТ;

- включить автоматы защиты сети ЗАЖИГ. СИГН. ШАССИ, ПРИБ. ДВИГАТ.; ЭУП и АГД;

-повернуть корпус пусковой кнопки ЗАПУСК против часовой стрелки до совмещения красных меток и нажать" пусковую кнопку до отказа. Продолжительность непрерывного нажатия кнопки не должна превышать 5 сек;



- после того как винт провернется на 3-5 оборотов, включить магнето, установив переключатель в положение «1+2».

Примечания:

1. Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует дополнительно подать топливо в цилиндры заливочным шприцем.

2. Во время запуска, при появлении вспышек в цилиндрах, разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед и назад рычага управления двигателем в диапазоне оборотов, соответствующих 28-60''/о, темп перемещения 2-3 с;

- после того как двигатель устойчиво заработает, пусковую кнопку отпустить и установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 38-41%, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра.

2. Если в течение 15-20 с после запуска давление масла не достигнет 1,0 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить .причину.

3. После запуска двигателя законтрить рукоятку заливочного насоса, поставить пусковую кнопку на предохранитель, включить генератор и произвести прогрев двигателя.

4. Если двигатель после двух попыток не запускается, запуск прекратить и выяснить причину,

Предупреждение. Перед повторным запуском, соблюдая все меры предосторожности, повернуть винт от руки на 4-6 полных оборотов для удаления из цилиндров бензина от предыдущего запуска (если он производился с заливкой) во избежание гидравлического удара.

3.2.3. Прогрев двигателя

1. Прогрев Двигателя производить на оборотах коленчатого вала 41-44% До тех пор, пока температура масла на входе в двигатель не начнет повышаться. С ростом температуры масла увеличить число оборотов до 44-48% летом, 51% зимой и вести на этом режиме прогрев двигателя до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120°С и температуры масла на входе в двигатель не ниже 40°С

2. Двигатель считается прогретым, когда температура головок цилиндров будет не ниже 120°С, температура масла на входе в двигатель не ниже 40°С и температура воздуха, поступающего в карбюратор, не ниже +10°С

3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта с малого на большой и с большого шага на малый



3.2.4. Опробование двигателя

1. Опробование двигателя производить при открытых жалюзи капота и заслонке маслорадиатор? Перед увеличением оборотов установить рули нейтрально и затормозить колеса

2. Опробовать двигатель на II номинальном режиме, для чего плавно переместить от себя до упора рычаг управления двигателем и одновременно затяжелить винт

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующие:

число оборотов коленчатого вала 70%

давление за нагнетателем (давление наддува) Ро+75±15 мм рт ст

давление масла 4-6 кгс/см2

давление бензина 0 2-0 5 кгс/см2

температура масла на входе в двигатель 40-75°С

температура головок цилиндров, не выше 190°С

температура воздуха на входе в карбюратор не ниже +10°С

Двигатель должен работать устойчиво и без тряски Во избежание перегрева, вследствие недостаточного обдува, не допускать Длительной работы двигателя на земле на номинальном режиме.



3. Проверить работу магнето и свечей

- установить винт в положение МАЛЫЙ ШАГ,

- рычагом управления двигателем установить обороты 64% или 70%,

- выключить на 15-20 с одно магнето и запомнить величину падения оборотов,

- включить оба магнето на 20-30 с до восстановления первоначальных оборотов,

- выключить на 15-20 с второе магнето и запомнить величину падения оборотов,

- включить оба магнето

Падение частоты вращения коленчатого вала двигателя при» работе на одном магнето не должно превышать 3 %.

4. Проверить работу генератора:

- установить режим работы двигателя МАЛЫЙ ГАЗ;

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 57-58 %;

- по погасанию светосигнализатора ОТКАЗ ГЕНЕР убедиться, • что генератор подключился к бортсети;

- проверить напряжение бортсети по вольтамперметру, напряжение должно быть 27-29 В;

- включить электропотребители, необходимые для полета (автоматы защиты сети ПО - 250, РВ, АРК, СПУ, МРП, УКВ, ПТ-200, ГМК, АГД и маяк МСЛ-3, а при ночных полетах - АНО и посадочно-рулежную фару);

- включить автомат защиты сети СРЫВ и проверить работоспособность системы сигнализации критических углов атаки ССКУА-1.

5. Проверить работу воздушного винта и регулятора оборотов, для чего:

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала 70 % (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычаг управления шагом винта перевести в положение БОЛЬШОЙ ШАГ (полностью на себя), частота вращения коленчатого вала двигателя при этом должна снизиться до 53 %;

- рычаг управления шагом винта перевести в положение МАЛЫЙ ШАГ (полностью от себя), частота вращения коленчатого вала должна возрасти до первоначальной 70 %.

При этом допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 с последующим восстановлением за 8-11 с.

6. Проверить работу воздушного винта и регулятора оборотов на равновесных оборотах, для чего:

- рычагом управления двигателем установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 70 % (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);

- рычагом управления шагом винта установить частоту вращения коленчатого вала 64 %;

- плавно перемещая рычаг управления двигателем вперед и назад, но не до отказа, убедиться в том, что частота вращения коленчатого вала двигателя остается неизменной.

При резком перемещении рычага управления двигателем вперед и назад частота вращения коленчатого вала двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшаться на 2-4 %, но через 2-3 с восстанавливаться до равновесных оборотов.

7. Проверить приемистость двигателя. Рычаг управления двигателем плавно, в течение 2-3 с, перевести от упора малого газа вперед до упора, при этом рычаг управления винтом должен быть в положении МАЛЫЙ ШАГ.

Переход от минимальной частоты вращения коленчатого вала до взлетного режима должен совершаться плавно, в течение не более 3 с. Для обеспечения нормальной приемистости температура головок цилиндров должна быть не ниже 120 °С, а температура масла на входе в двигатель - не менее 40 °С.

Примечание. Проверку приемистости двигателя в полете выполнять на скорости по прибору не более 160 км/ч.

8. Повторить проверку приемистости при темпе перемещения РУД 0,5-3 с, совместив ее с проверкой работы двигателя на взлетном и I номинальном режиме, по 20-30 с на каждом режиме.

При этом показания приборов контроля двигателя должны быть следующие:


Наименование параметров

Взлетный режим

I номинальный режим

Частота вращения коленчатого вала Давление за нагнетателем

Давление бензина

Давление масла

Температура масла на входе в двигатель Температура головок цилиндров двигателя Температура воздуха на входе в карбюратор



95-99 %

ро +125 -15 мм рт.ст.

0,2-0,5 кгс/см2



4,0 -6,0 кгс/см2

40-75 °С

Не выше 220 °С

Не ниже 10 °С



82 %

ро+95 -15 мм рт.ст

0,2-0,5кгс/см2

4,0-6,0 кгс/см2

40 -75 °С

Не выше 220 °С

Не ниже 10 °С



9. Проверить работу двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала (винт на малом шаге, рычаг управления двигателем переведен полностью на себя). Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов должны быть следующие:

Частота вращения коленчатого вала. Не более 26 %

Давление масла. Не менее 1,0 кгс/см2

Давление бензина. Не менее 0,15 кгс/см2



Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала (на МАЛОМ ГАЗЕ) не должна превышать 5 мин.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница