Руководство Минсельхоза не справляется с белорусским импортом



страница1/6
Дата14.08.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6

Содержание.

РБК: Новое руководство Минсельхоза не

справляется с белорусским импортом.

«dairynews.ru»11.12.12

Что может спасти наше сельское хозяйство от ВТО?

Подарок в «зеленой корзине»?


«dairynews.ru»11.12.12

Счетная палата не подтверждает недостачу 39 миллиардов рублей в Росагролизинге

«dairynews.ru» 12.12.12

Американским производителям мяса аукнулся

«список Магнитского»

«rbcdaily.ru» 10.12.12

Чем прикрыться от ВТО?

«AGRORU» 9.12.12

Фермер - будущее сельского хозяйства

«AGRORU» 9.12.12

Неходовой гектар

«Агентство АгроФакт»10.12.12

Первые судебные плоды ВТО.


«newsland.com»11.12.12

Условная помощь


«Российская Газета»13.12.12

Иван Стариков: не ройтесь в сумке Елены Скрынник!


«newsland.com» 10.12.12

Грозит ли Елене Скрынник тюрьма и сума?

«Аграрное Обозрение»10.12.12

США обвинили Россию в нарушении норм ВТО

«Взгляд» 9.12.12

Бавлинцам есть чем удивлять

«Республика Татарстан» 13.12.12

Все зимой сгодится, что летом уродится

«Республика Татарстан» 11.12.12


Фермерлар табыш ала... Америкада

«Ватаным Татарстан»14.12.12

«dairynews.ru»11.12.12.

РБК: Новое руководство Минсельхоза не

справляется с белорусским импортом.

Во второй половине года, после смены руководства в российском Минсельхозе, объем импорта белорусской сельхозпродукции заметно вырос. Подписанный в конце прошлого года межгосударственный торговый баланс не соблюдается: поставки мяса птицы из Белоруссии за девять месяцев 2012 года оказались больше, чем за весь прошлый год, а импорт молочной продукции увеличился на десятки процентов. В ближайшее время Минсельхоз надеется обсудить эту проблему с белорусскими чиновниками.

С 2008 года Россия и Белоруссия ежегодно подписывают продовольственный баланс, который регламентирует объем поставок молочных продуктов, мяса и сахара на российский рынок. В конце 2011 года был подписан очередной документ, согласно которому Белоруссия в 2012 году могла поставить 15 тыс. т мяса птицы, 200 тыс. т сахара, 3,7 млн т молочной продукции в пересчете на молоко.

Однако по факту эти показатели не соблюдаются. Согласно данным Комитета статистики Белоруссии, поставки мяса птицы, к примеру, на российский рынок за девять месяцев этого года уже составили 77 тыс. т на 173 млн долл. Для сравнения: за весь 2011 год в Россию было ввезено 74,1 тыс. т курятины на 157,2 млн долл.

Двузначными темпами растут поставки молочной продукции из Белоруссии. Импорт питьевого молока, по данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), за три квартала 2012 года подскочил на 68,7% по сравнению с тем же периодом 2011года (до 217,6 тыс. т), сухого обезжиренного молока — на 43% (до 49,8 тыс. т), сухой сыворотки — на 51,3% (до 47,9 тыс. т), сливочного масла — на 22,2% (до 62,4 тыс. т).

Ввоз сахара в Россию из Белоруссии особенно активизировался в ноябре текущего года и превысил 31 тыс. т. Такие данные привел Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) со ссылкой на статистику железнодорожных перевозок. По предварительной оценке, за весь 2012 год общий объем поставок белорусского сахара только по железной дороге может составить порядка 260 тыс. т. Еще не менее 20 тыс. т может быть ввезено автотранспортом.

Ведущий аналитик ИКАР Евгений Иванов объясняет рост импорта очередным рекордным производством свекловичного сахара в Белоруссии, продолжающейся девальвацией белорусского рубля и небольшим повышением оптовых цен на российском рынке.

Однако участники рынка связывают нахлынувший импорт агропродукции и со сменой руководства в Минсельхозе (в мае 2012 года пост министра покинула Елена Скрынник, на ее место был назначен Николай Федоров).

Раньше в Минсельхозе были специалисты, которые целенаправленно держали на контроле ситуацию с объемом поставок белорусской продукции, и было четкое понимание, что торговый баланс с Белоруссией — это ключевой вопрос для регулирования российского рынка, заявил председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко. Сейчас в министерстве баланс никто не отслеживает, хотя это сделать элементарно — через систему выдачи ветеринарных справок, добавил он.

В результате на российских поставщиков идет колоссальное давление со стороны демпингующих белорусских предприятий, наращивающих объемы производства. «На наши предложения обсудить вопрос белорусская сторона отвечает, что не видит в этом необходимости», — пожаловался г-н Даниленко.

Росптицесоюз еще летом обращался в Минсельхоз с просьбой ограничить импорт (см. РБК daily от 11.07.12). Во избежание неэффективного использования ресурсов и перепроизводства мяса всем партнерам по Таможенному союзу необходимо соблюдать баланс, считает гендиректор ассоциации Галина Бобылева. Птицеводы постоянно обращают внимание Минсельхоза на превышение объемов поставок, прописанных в соглашении, добавила она.

Минсельхоз в ближайшее время планирует обсудить с белорусскими коллегами вопрос квотирования взаимных поставок, заверили РБК daily в пресс-службе ведомства. В предыдущие годы параметры торгового баланса с Белоруссией обычно определялись уже к октябрю, напомнили участники рынка.



«dairynews.ru»11.12.12.

Что может спасти наше сельское хозяйство от ВТО?

Подарок в «зеленой корзине»?


Многие считают, что для российского сельского хозяйства в 2012 году «конец света» уже наступил. И связан он со вступлением в ВТО (Всемирную торговую организацию).    

Суммы, правда, не впечатляли размахом: счет шел на миллионы рублей, редко переваливая за миллиард. С другой стороны, это лишь часть дотаций, которые получает агропром, – деньги ему выделяются также региональным бюджетами, приходят в виде скидок на ГСМ и т.п. Какой суммарный объем субсидий сегодня получает сельское хозяйство – пока не может сказать даже глава Минсельхоза Николай Федоров. По его словам, нет точных данных, только в следующем году планируется разработать соответствующие методики и собрать информацию. Главное, что российский Минсельхоз обещает, что с 2013 г. формы поддержки агропрома станут гораздо разнообразнее, а финансирование – обильнее.

Согласно утвержденной недавно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн рублей. То есть по 190 млрд в год, что эквивалентно $6,3 миллиарда. Плюс к этому – еще 770 млрд рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается $9,6 млрд в год – сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. Николай Федоров заявляет, что в процессе реализации программы объемы выделяемых средств, еще более вырастут. Как же такое может быть? Ведь скептики утверждали, что в условиях ВТО поток господдержки сильно ослабеет.

Дело в том, что далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткое лимитирование. Есть так называемая «зеленая корзина» мер, на которые государство может тратиться, сколько угодно. Например, проводить научные исследования в области сельского хозяйства, развивать социальную инфраструктуру села, строить дороги, наконец. Немалая часть запланированных дотаций попадет именно в эту «корзину»; так, в этом году 10 млрд руб. выделено на дорожное строительство в сельской местности. По мнению эксперта Института экономики переходного периода Евгении Серовой, нельзя однозначно утверждать, что сельское хозяйство только проиграет от присоединения к ВТО. Потребитель в ценовом отношении однозначно выиграет, но многие, в том числе и на данный момент успешные, хозяйства рискуют этот «час Икс» не пережить. Поддержка государства безусловно важна и нужна. Вопрос в том какая именно.

Развитые страны основной упор делают на меры так называемой «зеленой корзины». «Зеленая корзина» не связывается обязательствами по сокращению. Характерно, что с 1995 по 2001 год затраты на «зеленую корзину» возросли в ЕЭС на 56%, в США – на 26%, в Австралии на 53%. В России же пока, наоборот, эти затраты сократились более чем вдвое. По идеальным расчетам, территория России способна прокормить не менее 500 млн человек, а сельхозпродукция может стать одной из основных статей российского экспорта.

По мнению большинства экспертов, основными перспективными направлениями аграрной политики должны стать поддержка агрессивного экспорта, расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться. Но вопрос стоит не только о развитии сельского хозяйства, но значительно глубже – о развитии сельских территорий! Этого требует распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 года 2136-р. Этим документом Правительство утвердило Концепцию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 год и обязало включиться в эту работу не только Минсельхоз, но и все Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Все они обязаны обеспечить реализацию Концепции и руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности. Впервые за всю историю приняты и обнародованы ТАКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ И ГЛУБОКИЕ цели государственной политики относительно села. Особое внимание в документе уделено вопросам развития альтернативных видов занятости на селе, малого и среднего предпринимательства, кадрового потенциала. Главный принцип всей Концепции: комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала российского села. Концепция устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий еще с трудом воспринимается в России, но никаких серьезных альтернатив ей не предлагается, а невозможность развития сельских территорий на старом идеологическом багаже становится все более очевидной. Справка: Зеленая корзина», по терминологии ВТО, – включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, консалтинг, страхование, а также на программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях, оказание помощи при стихийных бедствиях и предоставление продовольственной помощи внутри страны, при условии, что она приобретается по текущим рыночным ценам). Кроме этого в «зеленую корзину» включаются прямые платежи производителям, если они увязаны с фиксированным и неизменным базовым периодом и не зависят от текущих объемов производства. Даже если какой-либо фермер примет решение вообще не выращивать конкретную сельскохозяйственную культуру, он имеет право на несвязанные платежи.



«dairynews.ru» 12.12.12.

Счетная палата не подтверждает недостачу 39 миллиардов рублей в Росагролизинге

В деле о коррупции в «Росагролизинге» до сих пор остается много неясностей.

В частности, хотя бы приблизительные масштабы хищений бюджетных средств. Ущерб в 39 млрд. руб., к которому, по версии фильма «Всласть имущие», может быть причастна экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник, выявлен нынешним руководством госкомпании. 

Правоохранительные органы общие цифры не называют, ограничиваясь лишь отдельными эпизодами. Ну а Счетная палата утверждает, что просроченная задолженность полгода назад была около 23 млрд. руб. 

Вчера «НГ» получила официальный ответ пресс-службы Счетной палаты (СП) о результатах проверок «Росагролизинга», выявленных финансовых нарушениях и суммах ущерба. «По результатам контрольного мероприятия, проведенного СП в ОАО «Росагролизинг» в 2009 году, просроченная задолженность сельхозтоваропроизводителей (лизингополучателей) перед ОАО «Росагролизинг» составляла на 1 января 2008 года 1,6 млрд. руб., на 1 января 2009 года – 3,3 млрд. руб.», – сообщается в письме. 

В 2009 году, как установлено проверкой, по заключенным с ОАО «Росагролизинг» договорам поставки оборудования в Липецкой области ООО «ЛипецкАгротехСервис» не поставило комплекты оборудования для технологического оснащения откормочных площадок на 1,1 млрд. руб., ООО «Межрегионторг+» не поставило оборудования для молочно-товарной фермы стоимостью 0,6 млрд. руб. (так называемое дело Донских). В том же году результаты проверки были переданы в ДЭБ МВД России, уголовное дело возбуждено в 2012 году. 

В рамках проверки, проведенной Счетной палатой в ОАО «Росагролизинг» в 2012 году, установлено, что просроченная задолженность ОАО «Росагролизинг» по ситуации на май текущего года составила 22,6 млрд. руб., увеличившись только за 2011 год в 1,6 раза. При этом по решениям судов в пользу компании в 2011 году было взыскано всего лишь 4,3 млрд. руб. 

По информации ОАО «Росагролизинг», размер задолженности, которую невозможно взыскать, на апрель 2012 года превысила 3,7 млрд. руб. По ситуации на 1 декабря 2012 года информацией о том, что просроченная задолженность лизингополучателей перед ОАО «Росагролизинг» составила 39 млрд. руб., Счетная палата не располагает, поскольку последнее контрольное мероприятие в ОАО «Росагролизинг» завершилось в мае текущего года и с этого момента оперативную отчетность компания Счетной палате не предоставляет». 

Таким образом, контрольное ведомство оперирует понятиями не «хищение», а «просроченная задолженность», резкий рост которой – в 1,6 раза – был зафиксирован в 2011 году, то есть когда Скрынник давно отошла от дел в «Росагролизинге». Глава СП Сергей Степашин на прошлой неделе пообещал в 2013 году обязательно проверить госкомпанию, однако планы на будущий год пока не утверждены и сроки такой проверки не назначены. Возможно, аудиторы сумеют уточнить размеры ущерба, время его образования, и тогда станет ясно, имеет ли отношение к этому Скрынник.

Еще один момент. «НГ» 28 ноября обратилась к руководству госкомпании с просьбой прокомментировать ситуацию, но ответа пока нет. Между тем недостача в 39 млрд. руб. вскрылась в ходе внутренней проверки. Эта же цифра была озвучена и в фильме телеканала «Россия 1». Но она до сих пор официально не подтверждена правоохранительными органами. СМИ растиражировали лишь утечку информации о том, что экс-министр на протяжении какого-то времени якобы находилась в разработке и на нее собрано достаточно материала, чтобы возбудить уголовное дело. 

Можно предположить, что следователи в данном случае сознательно не торопят события, считая необходимым во всеоружии подготовиться к разговору со Скрынник. Дела о коррупции в высших эшелонах власти имеют свойство не доходить до суда. Или расследование упирается в некий тупик, время выходит, и подозреваемые выходят на свободу. На днях это произошло с бывшими правоохранителями, которым инкриминировалось крышевание казино в Подмосковье. Оба фигуранта этого дела вышли из СИЗО на том основании, что истекли 18 месяцев – предельный срок содержания в предварительном заключении. Справедливости ради отметим, в этом вялотекущем деле точка не поставлена. Российские следователи ждут экстрадиции из Польши бывшего зампрокурора Московской области Александра Игнатенко. Его называют главным подозреваемым, и, что немаловажно, он свои 18 месяцев в СИЗО еще не отсидел.

«rbcdaily.ru» 10.12.12.

Американским производителям мяса аукнулся

«список Магнитского»

В пятницу Россельхознадзор ужесточил контроль за импортом мяса, содержащим добавку рактопамин. Этот препарат не сертифицирован для использования в России и странах Таможенного союза, но активно используется в Бразилии, США и Канаде для наращивания веса свиней и крупного рогатого скота. Американские эксперты сразу расценили этот шаг как ответ России на принятие сенатом США «закона Магнитского». Между тем Евросоюз также ограничивает ввоз мяса с содержанием рактопамина.

По сообщению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), теперь импортное мясо и мясная продукция должны сопровождаться документом, выданным государственной ветеринарной службой страны-поставщика, подтверждающим, что продукция произведена без применения рактопамина. При отсутствии документа каждая партия будет проходить контроль ветеринаров, а при его наличии проверки будут выборочными. Такие условия ввоза будут действовать в течение переходного периода, сроки которого не определены. За этот период страны-поставщики должны также создать свои системы лабораторных проверок продукции на рактопамин.

Рактопамин — препарат, способствующий увеличению у животных мышечной массы и сокращению жировой. Используется в Канаде, США, Мексике, Бразилии. Препарат не сертифицирован в Евросоюзе и странах Таможенного союза, запрещен к использованию в Китае.

Из-за решения российских ветеринаров поставки мяса из США могут остановиться, предупредила своих членов Американская федерация по экспорту мяса. Ограничения со стороны России являются ответной мерой на принятие сенатом США «закона Магнитского», цитирует агентство Reuters главного стратега брокерской компании Allendale Рича Нельсона.

По данным U.S. Meat Export Federation, Россия занимает шестое место среди крупнейших импортеров американской свинины и говядины.

В субботу представитель США на торговых переговорах Рон Кирк и министр сельского хозяйства страны Том Вилсак распространили сообщение, в котором расценили действия России как противоречащие нормам ВТО и выразили надежду на отмену принятого решения.

В то же время руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин призывает не считать решение российских ветеринаров ответом на решение сената США. «Россельхознадзор еще несколько месяцев назад предупреждал о возможных ограничениях при ввозе мяса из-за океана», — рассказал он РБК daily. Даже если поставки мяса из США приостановятся, то это не скажется критически на российском рынке. По данным НМА, за девять месяцев 2012 года в Россию из США было ввезено 33 тыс. т говядины (7,5% от общего объема импорта говядины в Россию) и 57,5 тыс. т свинины (12%).

В сентябре этого года Россельхознадзор действительно опубликовал сообщение, в котором, в частности, говорилось, что рактопамин в России и странах Таможенного союза не допущен к использованию, предельно допустимые концентрации рактопамина не установлены. Это означает, что «никакая сколь угодно малая концентрация рактопамина, выявленная в продукции животноводства в пределах чувствительности любого используемого метода выявления, недопустима». Продукция, где обнаружен рактопамин, подлежит уничтожению, утилизации или реэкспорту, говорилось в сообщении.

А осенью прошлого года Россельхознадзор предупреждал о возможном ограничении ввоза мяса из Бразилии из-за использования рактопамина местными фермерами.

На фоне нервной реакции американских экспертов разительно отличается реакция Канады на заявление Россельхознадзора, отметил г-н Юшин: «Эта страна попросила переходный период, чтобы провести дискуссии и адаптироваться к новым условиям».


«AGRORU» 9.12.12

Чем прикрыться от ВТО?

Государство российское обещает не бросать сельское хозяйство в беде под названием Всемирная торговая организация,- пишет журналист Андрей Миловзоров на страницах "Бизнес-Портала"

А наш суровый климат еще сослужит российским аграриям добрую службу: поможет обойти некоторые из требований ВТО. На прошлой неделе правительство распределяло между регионами РФ сельскохозяйственные субсидии на различные цели: софинансирование региональных программ развития сельского хозяйства, уплату процентов по кредитам фермерских хозяйств, завоз семян для выращивания кормовых культур в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.д.

Суммы, правда, не впечатляли размахом: счет шел на миллионы рублей, редко переваливая за миллиард. С другой стороны, это лишь часть дотаций, которые получает агропром, – деньги ему выделяются также региональным бюджетами, приходят в виде скидок на ГСМ и т.п.

Какой суммарный объем субсидий сегодня получает сельское хозяйство – пока не может сказать даже глава Минсельхоза Николай Федоров. По его словам, нет точных данных, только в следующем году планируется разработать соответствующие методики и собрать информацию. Кстати, интересно в этой связи, а на основе каких данных велись переговоры с ВТО? С чего наши переговорщики утверждали, что нынешний уровень господдержки села составляет около $4 млрд в год, на каком основании выторговывали лимит субсидий в $9 миллиардов? Который, к тому же, в течение нескольких лет должен быть уменьшен вдвое, то есть практически сведен к нынешнему (опять же, гипотетическому) уровню. Ну, да ладно, видимо, расчеты какие-то были.

Зато теперь будут другие. Сколько денег государство планирует вложить в сельское хозяйство в последующие годы? Как обещает Минсельхоз, с 2013 г. формы поддержки агропрома станут гораздо разнообразнее, а финансирование – обильнее. Согласно утвержденной недавно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, в период с 2013 по 2020 гг. из федерального бюджета на нужды АПК поступит более 1,5 трлн рублей. То есть по 190 млрд в год, что эквивалентно $6,3 миллиарда. Плюс к этому – еще 770 млрд рублей должны выделить регионы в порядке софинансирования. Итого получается $9,6 млрд в год – сумма, превышающая даже нынешний максимум аграрных субсидий, который страны ВТО установили для России. А ведь к 2020 г. этот лимит, напомним, будет снижен вдвое! Однако Николай Федоров заявляет, что в процессе реализации программы объемы выделяемых средств, напротив, еще вырастут.

На что же мы рассчитываем? На то, что далеко не все формы государственной поддержки сельского хозяйства подпадают в ВТО под жесткое лимитирование. Есть так называемая "зеленая корзина" мер, на которые государство может тратиться, сколько угодно. Например, проводить научные исследования в области сельского хозяйства, развивать социальную инфраструктуру села, строить дороги, наконец. Немалая часть запланированных дотаций попадет именно в эту "корзину"; так, в этом году 10 млрд руб. выделено на дорожное строительство в сельской местности (правда, Дмитрий Медведев признал, что это – "капля в море, учитывая масштабы нашей страны").

А еще превысить лимит господдежки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, – это относится к мерам "зеленой корзины". И Госдума недавно приняла в первом чтении законопроект о зонировании земель сельхозназначения, предусматривающий критерии определения территорий с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства с целью их дополнительной поддержки. Таким регионом будет считаться территория субъекта РФ, на которой в связи с природно-климатическими условиями, социально-экономическими, почвенными или географическими факторами уровень доходности у сельхозпроизводителей ниже, чем в среднем по отрасли. Этот уровень, а также конкретный перечень "неблагоприятных" регионов будет определять правительство. В предварительный список Минсельхоза вошла почти половина субъектов РФ: почти все регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, большинство регионов Северо-Западного округа, по пять – из Приволжского и Уральского, по два – из Южного и Северо-Кавказского и один из Центрального (Смоленская область). То есть половина страны сможет получать аграрные субсидии без ограничения.

Впрочем, запланированные дотации можно назвать в некоторой степени условными. Дело в том, что правительство выделяет деньги регионам на условиях софинасирования. То есть регион должен внести свою долю, чтобы получить деньги и чтобы в итоге набралась запланированная сумма. А как показывает практика, регионы деньги селу выделяют весьма неохотно – зачастую у них просто нет таких сумм. Так, по данным за девять месяцев этого года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Больше всего средств "сэкономили" бюджету таким образом власти Волгоградской области – почти 600 миллионов. Разумеется, за это их не похвалили, а совсем даже наоборот: министр сельского хозяйства распорядился вынести главам агарных ведомств этих регионов предупреждения о дисциплинарной ответственности. Но факт остается фактом: у регионов может просто не найтись требуемых объемов средств на софинансирование сельскохозяйственных дотаций.

Заметим, однако, что даже если все деньги найдутся, Россия будет сильно отставать от Европы по уровню поддержки села. Объем дотаций в пересчете на гектар у нас в самом-самом лучшем случае составит около €70, тогда как в ЕС в среднем – €270, а, например, в Нидерландах – €475. Латвийские фермеры недавно провели акцию протеста в Брюсселе из-за того, что их стране выделяется непростительно мало – всего-навсего €95 на гектар. Спрашивается, где и перед кем протестовать российским крестьянам?


«AGRORU» 9.12.12

Фермер - будущее сельского хозяйства

Стратегии развития АПК должны основываться на практике фермеров - ФАО

Увеличение объема и качества инвестиций в сельское хозяйство является одним из наиболее эффективных способов снижения голода и бедности и защиты окружающей среды - это основная тема главного ежегодного доклада ФАО «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства 2012» (СОФА), который 6 декабря был представлен в Риме, передает ИА «Казах-Зерно».

Являясь крупнейшими инвесторами в аграрный сектор, более миллиарда фермеров во всем мире должны быть в центре любой инвестиционной стратегии в сфере сельского хозяйства, отмечается в докладе. Однако инвестициям фермеров часто препятствует неблагоприятный инвестиционный климат.

«Необходимо разработать новую инвестиционную стратегию, которая бы наделила сельскохозяйственных производителей центральной ролью, - сказал Генеральный директор ФАО Жозе Грациану да Силва. - Проблема состоит в том, чтобы направить инвестиции в стратегически важные области. Инвестиции должны обеспечивать экономическую и социальную выгоду и экологическую устойчивость».

Инвестирование в сельское хозяйство приносит доход

Новые данные в докладе свидетельствуют о том, что фермеры в странах с низким доходом и продовольственным дефицитом инвестируют более 170 миллиардов долларов США в год в свои фермерские хозяйства, то есть примерно 150 долларов США на одного фермера. Это в три раза больше, чем все другие источники инвестирования, вместе взятые, в четыре раза больше объема государственных инвестиций и более чем в 50 раз больше официальной помощи в целях развития этим странам.

Инвестиции в сельское хозяйство определенно приносят доход, говорится в докладе. За последние 20 лет, например, страны с наиболее высоким уровнем инвестирования в фермерские хозяйства достигли наибольшего прогресса в достижении первой Цели развития тысячелетия по снижению голода вдвое.

В регионах, в которых преобладает голод и крайняя бедность, таких как Южная Азия и Африка к югу от Сахары, наблюдалась стагнация либо снижение объемов инвестирования в сельское хозяйство за последние три десятилетия.

«Последние наблюдения свидетельствуют о признаках улучшения, но уничтожение голода в этих или других регионах устойчивым способом потребует значительного увеличения уровня инвестиций в фермерское хозяйство и резкого улучшения объемов и качества государственного инвестирования в сектор», - говорится в докладе.

Преодоление инвестиционных барьеров

В докладе подчеркивается, что во многих странах с низким доходом и продовольственным дефицитом у фермеров часто отсутствуют стимулы к инвестированию.

Многие факторы могут в значительной степени повлиять на снижение стимулов к инвестированию, как, например, неэффективные механизмы управления, отсутствие законодательной базы, высокий уровень коррупции, отсутствие защиты прав собственности, недобросовестная торговая практика, высокие налоги в аграрном секторе по сравнению с другими секторами и ненадлежащий уровень развития и качества сельской инфраструктуры и государственных услуг.

Мелкие фермеры сталкиваются с серьезными ограничениями, включая крайнюю бедность, слабую защиту прав собственности и отсутствие доступа к рынкам и финансовым услугам.

Преодолев эти барьеры, фермеры смогут в полной мере реализовать свой потенциал во многих сельских регионах. В докладе содержатся рекомендации по стимулированию роста инвестиций в мелкие фермерские хозяйства, включая следующие:

Правительства и их партнеры по развитию должны помочь мелким фермерам мобилизовать собственные сбережения и получить доступ к кредитам.

Более сильные организации производителей, такие как кооперативы, могут помочь мелким фермерам справиться с рисками и обеспечить улучшенный доступ к рынкам.


Социальная защита может способствовать расширению основных активов беднейших фермеров.

Улучшение использования ограниченных общественных фондов

Правительства являются вторым по величине крупным инвестором в сельское хозяйство. Доклад призывает правительства и доноров направить ограниченные общественные фонды в сферы, которые способствуют сельскохозяйственному росту и снижению бедности, такие как научные исследования в области сельского хозяйства, развитие сельской инфраструктуры и образование.

Опыт многих стран показывает, что инвестиции в эти области выгоднее субсидирования сельскохозяйственных средств производства, таких как, удобрения. Несмотря на то, что субсидирование политически популярная мера, оно обычно не подразумевает получения большой прибыли.

Крупномасштабные инвестиции в сельское хозяйство

Доклад призывает правительства, международные организации, организации гражданского общества и корпоративных инвесторов обеспечить, чтобы крупные капиталовложения в сельское хозяйство, как, например, покупка земли частными компаниями и фондами, были прозрачными, подконтрольными и учитывали интересы местного населения и экологические факторы.

«Ключевым фактором является эффективный механизм управления. Нам необходимо обеспечить, чтобы инвестиции служили определенным задачам и способствовали улучшению продовольственной безопасности и устойчивого регионального развития», - сказал Грациану да Силва.

Такие инструменты как новые «Добровольные руководящие принципы по ответственному управлению и доступу к земельным, рыбным и лесным ресурсам в контексте национальной продовольственной безопасности», принятые Комитетом по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ), предлагают правительствам и обществу помощь в получении выгодных контрактов, учитывающих права, системы жизнеобеспечения и ресурсы наиболее уязвимых слоев населения.

КВПБ также начинает разрабатывать принципы ведения ответственного инвестирования в сельское хозяйство. Они должны стимулировать инвестиции в сельское хозяйство, которые будут способствать улучшению продовольственной безопасности и питания в контексте национальной продовольственной безопасности, сообщает ИА "Казах-Зерно".

«Агентство АгроФакт»10.12.12

Неходовой гектар

"Земля — крестьянам" — лозунг, способный на столетия убить земельный рынок. Даже лучшие сельскохозяйственные угодья в России по сей день стоят в разы дешевле, чем в других странах с похожим климатом. Возможно, причина в том, что инвесторы слишком плохо знают Россию. Или слишком хорошо.

Россию вечно недооценивают — часто в буквальном смысле. Пахотная земля (115 млн га, по данным Росстата, или порядка 6,7% российской территории) могла бы стоить на порядок дороже, находись она где-нибудь в Европе. Но ей не повезло, пишет "КоммерсантЪ-Деньги".

По данным центра "СовЭкон", на юге и в Центральном Черноземье средняя стоимость земли сейчас составляет от 10,3 тыс. за гектар в Саратовской области до 53,1 тыс. руб. в Краснодарском крае с учетом НДС. В пересчете на среднюю урожайность пшеницы самым дорогим оказывается, впрочем, не Краснодарский край, где цена земли, необходимой для производства тонны зерна, чуть больше 10 тыс. руб., а Ростовская область: более 14 тыс. руб. Дешевле Краснодара — Липецк: меньше 6 тыс. руб. В пересчете на тонну подсолнечника лидеры и аутсайдеры те же: в Липецкой области земля для этой тонны обойдется примерно в 10 тыс. руб., в Ростовской — почти в 40 тыс. руб.

На фоне заграничной земли цена отечественного гектара выглядит ничтожно: саратовские $330 и краснодарские $1700 — против $11 250 в Западной Европе или $4500 в Восточной. Причем "СовЭкон" включил в мониторинг активы куда как привлекательные: обрабатываемая пашня, участки от 2 - 3 тыс. га, в стопроцентной собственности.

"По природно-климатическим условиям Болгария, Румыния, Венгрия вполне сопоставимы с европейской частью России и уступают Краснодарскому краю,— указывает исполнительный директор "СовЭкона" Андрей Сизов. — Обычный урожай пшеницы в этих странах — 3 - 4 тонны с гектара, а в Краснодарском крае — 5 тонн. При этом в Краснодарском крае и порты рядом".

Российские преимущества этим не исчерпываются. "Средняя российская ферма по мировым меркам весьма велика — 2 - 5 тыс. га, в то время как в Европе большая ферма — хорошо если несколько сотен гектаров",— отмечает исполнительный директор "СовЭкона". И для инвесторов это огромный плюс. С участками по сотне гектаров, говорит Сизов, они не будут связываться "потому, что это очень скромные инвестиции, и потому, что при маленьких размерах очень сложно использовать современные агротехнологии, а в России реально купить три-четыре колхоза — и у вас уже 20 тыс. га".

Ажиотажного спроса, впрочем, нет. Иностранные фонды, приход которых мог бы переломить ситуацию, предпочитают другие страны. "У большинства фокус на Южную Америку: Бразилия, Аргентина, даже Боливия, никакое коммунистическое правительство их не смущает. Номер два — это Африка южнее Сахары. Из развитых стран — США, Австралия. А Россия, да и Украина,— просто белое пятно, где ничего нет,— сокрушается Андрей Сизов.— Иностранные инвесторы не знают о России почти ничего. Для многих открытие и то, что в России вообще есть сельское хозяйство, и то, что оно находится в частных руках, как и торговля сельскохозяйственным сырьем".

Будь рынок земли в России устроен иначе, возможно, невежд среди инвесторов было бы меньше, а просвещенных энтузиастов — больше. Но земли, на которую полностью оформлены права собственности, в РФ не так много, как хотелось бы. Так, из 23,7 млн га сельхозугодий (в том числе почти 17 млн га пашни), которые используют крестьянские (фермерские) хозяйства, не оформлены в собственность, по данным Минсельхоза, 8,5 млн га. Что касается сельхозугодий, находящихся в собственности организаций (115 млн га, в том числе порядка 75 млн га пашни), то это по большей части долевая собственность, не знавшая межевания.

Ликвидность такой земли, мягко говоря, неочевидна — и стоит она в разы дешевле, чем принадлежащая единственному собственнику. Потенциал роста — внушительный даже по сравнению с "полноценными" участками, фигурирующими в рейтинге "СовЭкона", чего уж там вспоминать о Восточной Европе. Но когда президент группы "Амбика" Михаил Орлов советует: "Вы купите один пай и попытайтесь его зарегистрировать в собственность",— не поддавайтесь. Потому что речь не о способе заработать, а о способе убедиться, как непросто даются такие заработки.

"В зависимости от состояния земельного участка, межевания, региона, где он находится, его оформление требует от 84 до 107 шагов. Купить паи, собрать блоки паев, провести собрание пайщиков, провести межевание по всей процедуре — все это требует много времени, денег и большого объема специфических знаний",— объясняет Орлов.

Процедура может занять месяцы, а то и годы, отмечает адвокат юридической компании "Хренов и партнеры" Оксана Ступина. Она объясняет: чтобы продать или сдать в аренду участок земли, находящийся в общей долевой собственности, необходимо его выделить. А для этого — провести общее собрание собственников, заказать кадастровому инженеру проект межевания, утвердить проект на общем собрании, в случае возражений со стороны хотя бы одного собственника — провести согласительные процедуры, и если они будут безуспешными, придется решать вопрос в суде. Но для начала всех собственников нужно найти, притом что даже полную информацию о них не так-то просто собрать: кто-то свой пай уже продал, кому-то права перешли в порядке наследования, а чьи-то права после его, владельца, смерти не перешли вообще никому (Минсельхоз в 2010 году насчитал 24 млн га невостребованных земельных долей). Когда участок все же будет выделен, его необходимо поставить на кадастровый учет и известить о продаже органы власти региона, за ними — преимущественное право покупки.

Ничего невозможного, однако, нет. Тот же Михаил Орлов в свое время собрал 330 тыс. га земли для "Агро-Инвеста" — основного актива созданной им в 2005 году шведской Black Earth Farming (BEF). Она и сейчас в списке крупнейших иностранных компаний, работающих на российском рынке (к примеру, у шведской Alpcot Agro — меньше 180 тыс. га, датская Trigon Agri — совсем маленькая, 71 тыс. га).

Глава группы "Амбика" утверждает, что работать в Замбии ему проще, чем в России: "В Замбии считают, что земля должна принадлежать народу, гарантом этого является президент страны. Он подписывает документы, по которым ты получаешь землю в аренду на 100 лет. Если ты хорошо работаешь, сможешь эту аренду продлить. Земля оформлена. Процедуры отлажены". Приходится, правда, тратиться на системы орошения, но урожайность выше, цены на сельхозтехнику — ниже. И такой бюрократии, как в России, там нет: "Это у нас очень важно, чтобы была печать, и именно круглая, и чтобы была синей... В Замбии мне вообще печати не нужны".

Однако российскую неоцененность вряд ли можно объяснить исключительно этим. "Когда цены разнятся на порядок, это сложно списать лишь на плохой инвестиционный климат,— убежден Андрей Сизов.— И мне сложно понять, чем это он у нас хуже, чем в Африке или Боливии. Или чем в Аргентине, где с регулированием сельского хозяйства ситуация явно тяжелее, чем в России: там и квоты, и налогообложение экспорта, и скандалы с транснациональными торговыми компаниями, а деньги все равно вкладывают". У российского дисконта много слагаемых: инвесторов отпугивают и плохой инвестклимат, и "советский" имидж, и неразвитость земельного рынка, и недостаток понимания, что из него должно выйти в итоге.

Для спекулятивных вложений этот рынок тоже не подходит: "Сельскохозяйственная земля должна работать. Если не планируется использовать ее для производства сельхозпродукции, инвестиции в такую землю не столь привлекательны",— отмечает коммерческий директор УК ТМ "Своя земля" Игорь Богданов. Изменение ставки налога и ожидаемое упрощение порядка изъятия земель, выведенных из сельхозоборота, могут привести к дальнейшему снижению привлекательности активов, цена которых в последние годы с трудом соревнуется с инфляцией.

"Покупать сельхозземлю с расчетом на рост ее стоимости имеет смысл в ближнем Подмосковье, где есть перспектива перевода ее в другую категорию — под инфраструктуру или под застройку. То же самое касается окрестностей других крупных городов. А покупать сельхозземлю с целью перепродажи невыгодно, тем более в маленьких объемах. Стоимость сельхозземель за пределами Краснодарского края и районов Черноземья ничтожна,— говорит руководитель группы "Земер" Илья Терентьев.— Впрочем, вы можете купить землю, если хотите стать фермером".



«newsland.com»11.12.12.

Каталог: rus -> file -> pub
pub -> Для поля и фермы
pub -> Вопросы к теоретико-методическому заданию олимпиады школьников по предмету «физическая культура»
pub -> Тестовые задания для 9 классов по технологии на районной олимпиаде – декабрь 2005 год
pub -> Молодежная политика
pub -> Нормативно-правовой документ федерального значения, определяющий обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки учащихся и требования к уровню подготовки выпускников, это


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница