Руководство к успешной дисциплине в доме Ученик




страница1/8
Дата27.07.2016
Размер1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МОЙ СЫН - МОЙ УЧЕНИК

Ноах Орловек


Практическое, основанное на Торе, руководство к успешной дисциплине в доме

  • Ученик: дисциплина

  • Построение отношений на всю жизнь

  • Два врага - неожиданность и лень

  • Справедливый, твердый и дружественный

  • Когда родители не согласны друг с другом

  • Уважение родителей - хок

  • Дайте себя понять прежде, чем возникла проблема

  • Дайте себя понять - после этого

  • Выбирайте правильное время

  • Правильно отвечайте

  • Кто ты?

  • Всегда находить недостатки?

  • Оставаясь на плаву

  • Дать идти

  • Следите за здоровьем

  • Награда и наказание

  • Неважно, как это выглядит

  • Сохраняйте спокойствие

  • Послесловие. Словарь

Перевел Гедалия Спинадель

 

Скромное приношение и посвящение


Моему Раву и Учителю,
Гаону Раву Симхе Вассерману
и рабанит, учительнице,
Фейге Рохель Вассерман.
Да будет благословенна их память.

 

Второго хешвана 5753 года мы потеряли моего рава и учителя, гаона (выдающегося знатока Торы) рава Симху Вассермана [1], зц/л (да будет благословенна память праведника), а через десять дней ушла от нас и ребецин (его жена). Эта боль еще слишком свежа, чтобы адекватно сказать о том, какой это удар для всего еврейского народа, но я сам чувствую, что никогда не смогу вполне оценить, ни чего удостоился, став учеником моего ребе, ни размера моей потери. Я чувствую себя осиротевшим ребенком, который не в состоянии оценить, что с ним произошло.



Ребе выразил свое жизненное кредо в последней воле. Он позволил тому, кто произнесет надгробную речь [2], упомянуть, что он всю свою жизнь старался учить своих студентов, насколько мог их понять. Потому что ребе обучал Торе только ради блага учеников, это одна из основных вещей, которые он передал окружающим. Он любил говорить, от имени своего отца, рава Эльханана, да отомстит Вс-вышний за его кровь, что величайшее благо для человека в этом мире - учить Тору. При этом он всегда упоминал, что, согласно Рамбаму, обучение Торе - интегральная часть изучения Торы. И ребе всегда хотел и прекрасно умел одаривать этим благом каждого.

Ребе был дающим, дарующим человеком, и его жизнь свидетельствовала, что только дающие могут быть поистине счастливы и только они способны верно служить Творцу. Он нередко говорил, что на Земле Израиля есть два моря. Одно - Кинерет - полно жизни. Оно дает, питает и поит землю. А другое море - только потребитель, поэтому оно называется Мертвое море. Он ничего не брал для себя и до последних дней думал только о том, что может сделать для других, как видно из следующего рассказа.



Доктор Говард Лейбовиц получил привилегию быть рядом с ребе во время его последних дней в Брайхэме и Женском Госпитале в Бостоне. Он говорил мне потом, что персонал отделения интенсивной терапии понял, о каком великом человеке они заботятся, когда стало ясно, что он больше всего думает о благополучии тех, кто его навещает. Они понимали, что для человека в критическом состоянии это было совершенно удивительно.

Они были поражены этим, но, по правде говоря, это был плод всей его бескорыстной жизни. Это качество стало сущностью ребе и поэтому оставалось неотъемлемой частью его характера в самых трудных ситуациях.



Рав Гиллель Закс, глава ешивы Хеврон в Иерусалиме, вспоминает, как однажды был приглашен прочесть лекцию в ешиве ребе, в Лос Анджелесе. Незадолго до его выхода из квартиры позвонил ребе и сказал, что не сможет присутствовать на его лекции, но лекция состоится по расписанию. А потом телефон отключился. Только позднее рав Закс узнал, что у ребе в это время был сердечный приступ и он звонил с помощью работника скорой помощи. Ребе беспокоился, что его отсутствие может обеспокоить рава Гиллеля. А когда он передал сообщение, фельдшер повесил телефонную трубку и надел на него кислородную маску, - но лишь после того, как ребе сказал ребецин быть в ешиве, когда придет рав Гиллель, чтобы он не беспокоился также из-за ее отсутствия.

Другой случай проявляет это качество в самой острой ситуации.



Борух Левин, который присутствовал, когда ребе отошел, рассказывает о том, что происходит только очень редко, только с величайшими из людей. Борух, увидев, что ребе отходит, совершенно растерялся, и последние мгновения жизни ребе посвятил тому, чтобы его утешать.

 

Мы не можем даже начать оценивать нашу потерю.



Ребецин тоже была образцом жертвователя. Я часто наблюдал ее радость, когда она могла кому-то помочь. Во время шивы (семи дней поминания) ребе я видел собственными глазами, как она заботилась о том, чтобы одному неженатому человеку помогли найти спутника жизни, - и это в то время, когда она переживала такую боль, которую мы можем только вообразить. Она мне сказала после возвращения с похорон: “Он был ангел: когда он приходил домой, дом освещался”. В субботу вечером, после шивы (которая кончилась в предыдущую пятницу) она сказала раву Шломо Лоренцу, что не думает, что сможет жить без ребе. И через несколько часов умерла.

Ребе и ребецин были теми, кого называют мезакей ‘гарабим, кто приносит благо другим, ничего не прося для себя. Они, поистине, подобны вечно сияющим звездам (Даниэль, 12:3). Ребе объяснял этот образ так:



Звезды на множество световых лет удалены от земли. То есть, когда они уже прекратили свое существование, их лучи много лет все еще можно видеть в небе. И так же заслуга тех, кто приносит благо общине, она продолжает сиять, когда от них самих уже не исходит свет.

Вне сомнения это относится к ребе и ребецин.

 

Ор йохейл, гаона рава Лейба Хасмана, говорит, что талмид, который поистине любит своего учителя, должен видеть, что его вклад в него не был напрасным.

Ребе видел эту книгу на разных стадиях и одобрил все цитаты, относящиеся к нему. [3] Конкретно предисловие является результатом ряда специальных встреч, записанных на магнитофон и обработанных так, что он утвердил окончательный вариант. Я хотел, чтобы он увидел и всю эту книгу в законченном виде, но Вс-вышний, в Его бесконечной мудрости и к нашему великому сожалению, решил иначе.

Ребе приблизил меня к себе, когда мне было тринадцать лет, и продолжал заниматься со мной в течение еще трех десятков лет, как он пестовал и многих других, оставив у каждого чувство, что тот был его сыном. Я надеюсь и молюсь, что дам ему нахас (счастье и утешение), что его вклад в меня, с Б-жьей помощью, приносит плоды, и что я окажусь достойным того времени, сердца и души, которые он с такой любовью мне даровал.

Я скромно советую всем детям ребе во всем мире организовать и продолжать каждый год изучение мишнает (законов Торы в основополагающем Своде законов второго века, называемом Мишна) за него (Элозор Симха бен Эльхонон Буним) и за ребецин (Фейге Рохель бас Меир), как ребе специально просил в своей последней воле.

Пусть Вс-вышний исцелит раны Его народа и приведет к нам Избавителя скорее, в наши дни.

 

Примечания



  1. Многие звали его просто “ребе”. Другие - “Рош Ешива” (глава ешивы, учебного заведения, где изучают различные разделы Торы). Здесь я называю его так, как привык, - ребе (учитель).

  2. И это только в том случае, если ребецин переживет его и будет присутствовать на его похоронах. А если она покинет этот мир прежде него, ребе запретил произносить о себе в надгробной речи всякие хвалебные слова.

  3. Кроме одного отрывка в главе 5.

 Важное сообщение для читателя

Рассказывают, что гаон рав Яаков Каменецкий, зц/л , говорил, что нет Шулхан аруха (свода законов) о воспитании детей, потому что каждая ситуация в воспитании уникальна, и только родители могут после консультаций с более опытными людьми находить из нее выход и выбирать правильную дорогу.

Безусловно, решить, что нужно и хорошо для их ребенка, могут только родители. Вне сомнения, некоторые матери и отцы постоянно ужасно и неправильно обращаются со своими детьми, но это исключения. Однако, сталкиваясь с дисциплинарными проблемами, родители часто колеблются, какую из стратегий им выбрать. Эти сомнения часто объясняются тем, что они не знают, как возникла проблема. И первая задача этой книги - помочь родителям решать эти проблемы, доходя до их истоков. Хотя они не в состоянии повернуть часы вспять, знание, как возникла дисциплинарная проблема, прояснит, как ее можно разрешить.

Родители должны осознать, что многое из того, что они делают, - правильно. Уже тот факт, что вы читаете (или решили прочитать) эту книгу, показывает ваше намерение правильно воспитывать своих детей. Не недооценивайте себя.

Я прошу даже тех родителей, которые не являются учителями в средней школе, прочесть и продолжение этой книги, второй том: Мой ученик - мой ребенок. Гаон рав Ицхак Гутнер, зц/л, называл ребе (учителя в школе) “бимком тате” (заместителем папы), и многие принципы, о которых я говорю в книгеМой ученик - мой сын”, легко применить дома. Ряд из них, конечно, уже упомянут в этом томе, но следующая книга их прилагает именно к работе в классе. Кроме того, чтение учительского тома поможет вам лучше понять испытания каждого учителя, и тогда у вас, вероятно, возникнет желание оказывать ему посильное содействие.

Чтение этой книги - еще один способ оберегать нешомо или нешомос (душу или души), которые доверил вам Б-г. Но в конечном итоге, только Он может реально нам помочь, и к Нему мы должны обращаться, чтобы достичь успеха.

 

Предисловие моего учителя и рава гаона рава Симхи Вассермана, зц/л

Нужно помнить одно важное жизненное правило: человек никогда не достигнет успеха, если пытается одновременно достичь больше одной цели. Отсюда вывод: если вы хотите, чтобы ученик добился желаемого результата, нельзя иметь одну цель для него, а другую - для себя. (Возможно, поэтому мишна не рекомендует брать деньги за преподавание Торы. Когда обучают бесплатно, тогда цель обучения - только благо ученика.) [1]



Хазаль (мудрецы) [2] говорили, что ученики называются детьми учителей. Может показаться, что подготовка учителя - дело второстепенной важности, потому что если бы в этом было дело, тогда каждый родитель должен был бы проходить специальную программу обучения.

Рамбам (Маймонид, великий законоучитель, врач и философ 12 века) говорит [3]:



Как человек обязан учить сына, так и своего внука, как сказано [4]: “И дай узнать их (слова Торы)] своим сынам и сынам сынов твоих”. И не только своего сына и внука, но мицва (заповедь) для каждого еврейского ученого обучать всех учеников, если даже они не его дети, как сказано [5]: “И повторяй их (слова Торы) сынам твоим”. (И передано нам) Устной Традицией [6], что “сынам твоим” относится к ученикам, которые называются “сыновьями”, как сказано [7]: “И сыновья (ученики пророков) вышли вперед”.

Эти слова Рамбама трудно понять. Если талмид (ученик) называется сыном только после того, как его научили, как Рамбам может использовать пасук (стих Торы) вешинантам леванеха (“и повторяй их (слова Торы) сыну твоему” или “и учи им твоего сына”), как источник, из которого исходит обязанность талмид хахама (ученого Торы) иметь учеников? Только если Рамбам считает, что этот пасук (стих Торы) обязывает его сделать ученика своим сыном.

Но отсюда следует и другой вывод. Пока он не мой сын, я его не могу учить. Вешинантам леванеха - элу ‘гаталмидим - “Обучай своего сына - это ученики”, потому что обучение всегда относится к сыну, то есть вы не можете его учить, пока не усыновили. Поэтому сделать ученика своим сыном - часть мицвы вешинантам.

Если в пятницу после полудня, когда вы готовите чолент (особое блюдо на субботнее утро), ваш сын входит на кухню, и вы говорите ему, чтобы он вышел, потому что мешает - это не педагогично. Родители должны заботиться только о развитии своих детей. Но если вы отошлете его из кухни, чтобы научить его тому, что нельзя мешать людям, когда они заняты, а не просто, ради собственного удобства - тогда это будет хороший хинух (воспитание).

Бен хахам исмах ав - Мудрый сын будет радовать отца” [8]. Не следует ошибочно считать это двойной целью: мудростью сына и счастьем отца. Скорее, нахас (счастье) отца - производное от развития его ребенка. Но с другой стороны, если отец учит своего сына, чтобы получить от него нахас, результат может быть неудачным. Когда он учит сына, чтобы тот вырос и стал хорошим человеком, по ходу дела придет и нахас.

В этом основа хинуха. Благо ученика - моя единственная забота. Так, и только так, мой ученик становится моим сыном и мой сын - моим учеником.

 

Примечания


  1. Недарим, 37а.

  2. Сифри, Дварим, 6:7.

  3. См. Рамбам, ‘Гилхот Талмуд Тора, 1:2.

  4. Дварим, 4:9.

  5. Дварим, 6:7.

  6. Сифри, там же. Видимо, Сифри ссылается на раввинское постановление, хиюв дерабанан. Оно было принято раби Йе’гошуа бен Гамла, когда он создавал систему обязательного детского образования, согласно которой ученые обязаны “принять” сына отца, который не может обучать своего сына Торе и сделать этого ребенка своим сыном.

  7. Млахим - 2, 2:3.

  8. Мишлей, 10:1.

Ученик: дисциплина

Мой отец указывал мне, что слово “дисциплина” происходит от “дисайпл” - ученик. Нужно не заставлять учиться, а пробудить стремление к знаниям. И настоящая дисциплина тоже исходит из желания ученика следовать за своим наставником, за его указаниями. Как писал Гаон из Вильно [1]: “Только мягкостью поддерживается учение” [2].

А рав Ицхак Гутнер, зц/л [3], отмечал [4], что уши воспринимают колебания звука, глаза - световые волны, а ум не может работать без удовольствия. Человек учит лишь то, что хочет, что приносит ему радость. И также наши мудрецы говорят, что каждый должен учить тот раздел Торы, который ему интереснее и приятнее всего. [5] Поэтому в утреннем благословении перед началом изучения Торы есть просьба: “И сделай слова Твоей Торы усладой в наших устах…” Этот принцип верен и по отношению к дисциплине и развитию ученика.

“Дисциплина”, которая держится на запугивании, испарится, как только ученика освободят - или он сам себя освободит - от страха. Тогда выходят наружу неприязнь и желание бунтовать, и "ученик" начинает противиться самым простым и оправданным просьбам.

Также и Раши объясняет, что воздействовать на человека нужно не устрашением и насилием. В Торе сказано “взял” человека (как Авраам взял жену с ее родины в другую страну), и речь здесь идет не о насилии, которое в этой ситуации запрещено, а о том, что он убедил ее “красивыми словами”! [6]

Более того, “Алтер”, реб Симха Зисель Зеэв пишет: [7]

Ученик должен знать о двух качествах своего учителя, и тогда он с радостью и охотой будет принимать его уроки. Первое - учитель мудрее его и лучше знает, что нужно ученику. И второе - его учитель изо всех сил (курсив мой) печется о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно. [8]

А что касается родителей, добавляет Алтер, [9] дети обычно ошибочно недостаточно любят отца, “полагая, что отец не вполне понимает, что хорошо для ребенка”.

Иногда такое восприятие вызывает и более серьезные последствия, чем недостаток любви. Сегодня существует распространенная во всем мире болезнь, называемая “пропастью между поколениями”. Дети ощущают отчужденность от родителей. Иногда детей заставляют делать престижную карьеру, потому что сами родители жаждут престижа. Как сказал мой учитель, желание родителей гордо заявить: “Мой сын - доктор”, - это причина пропасти между поколениями”. Когда дети чувствуют, что ожидания родителей, их советы и наставления отражают их, а не его главные интересы, это приводит к серьезным нарушениям отношений между родителями и детьми, далеко выходящими за рамки нарушений дисциплины.

Но если родители убедят ребенка, что они хотят только осуществления его главных нужд, то с возрастом будет расти и его любовь к ним. Например, если не соблюдающие традиции родители отдают ребенка в религиозную школу потому, что хотят для него самого лучшего образования, они не должны бояться, что в результате обучения он станет их меньше уважать. В любом случае, ребенок будет думать: “Мои родители заботятся обо мне и хотят для меня самого лучшего. Они знают жизнь и людей и достойны того, чтобы я обращался к ним за советом и выбрал их себе в руководители”.

 

Резюме

Дисциплина исходит из желания ребенка следовать руководящим указаниям родителей. Она основана на том, что он понимает: родители его любят и хотят для него самого лучшего, их суждения здравы и ведут его прямо к успеху. Создавать основу для таких отношений и преодолевать все препятствия для их развития - это ключ к дисциплине.

 

Примечания


  1. Гаон из Вильно (1720-1797), рабейну Элия’гу, выдающийся мудрец и знаток всех разделов Торы, в том числе и кабалы.

  2. См. Игерет Агро.

  3. Рав Гутнер (1906-1981) был главой ешивы рабейну Хаима Берлина в Нью Йорке и одним из первых и ведущих распространителей Торы в Америке. Выдающийся механех (воспитатель), он оказал глубочайшее влияние на души своих учеников, воспитывая каждого из них в соответствии с его уникальными способностями.

  4. Пахад Ицхак, Шавуот, маамар 15:6.

  5. Авода зара, 19а. См. также рабейну Йона к Мишлей, 2:4.

  6. См. Раши к Брейшит, 2:15, Бемидбар, 27:18,22 и Дварим, 1:15. См. также Кидушин, 22б.

  7. Рав Симха Зисель Зеэв (1824-1898), ведущий ученик рава Исраэля Салантера (1810-1883), известный в мире Торы как “Алтер из Кельма”, города, где он основал свою знаменитую школу нравственного самосовершенствования.

  8. Хохма умусар, т.2, маамар 225.

  9. Там же.

Построение отношений на всю жизнь

На иврите корень слова “подготовка” (‘гахана) - кэн (основа), потому что подготовка означает создание устойчивого фундамента, без которого никакое дело долго не устоит [1].

Делая шаг дальше, автор Авней незер [2] говорит, что успех любого дела зависит от подготовки [3]. То есть, чем важнее то, что мы собираемся сделать, тем лучше мы должны к этому подготовиться.

Подготовка требует терпения, а “результаты” обычно можно увидеть очень нескоро [4]. Чтобы заложить основу настоящей дисциплины, нужно сделать своего ребенка собственным учеником, а для этого необходимы все терпение, забота и глубина внимания, которые имеются в вашем распоряжении.

Следующая история показывает, как высоко ценит еврейская традиция образование ребенка:

Русский министр образования Уваров однажды спросил рава Хаима из Воложина [5], когда начинается образование еврейского ребенка. Он ответил: “За двадцать лет до его рождения”.

Рав Хаим выразил великую истину: Чтобы добиться успеха с детьми, в одном из важнейших наших жизненных “проектов”, прежде всего мы должны создать свой собственный характер. Самосовершенствование, пожалуй, является сущностью подготовки к успешному воспитанию детей.

Более того, родители должны начать тратить время и энергию, чтобы построить правильные отношения со своими детьми, задолго до того, как возникнут реальные проблемы дисциплины. Наказаний обычно не нужно, если отношения родителей с детьми в течение долгого времени основывались только на теплоте и уважении.

Но сделать детей своими учениками достаточно трудно, потому что они видят вас в моменты слабости, когда вы измучены усталостью или разочарованием. Они видят вас в пижаме, за завтраком, и так далее. Вы теряете ту ауру идеализации, которая окружает учителей. Хотя это естественно и правильно, у родителей должна быть близость с детьми, но она может затруднить достижение дисциплины.

 

Ваше преимущество как родителей.

Тем не менее, как родители, вы имеете преимущества перед учителем, и в этом главная надежда на то, что дети станут вашими учениками. В чем же эти преимущества? Любовь, время и ресурсы.

У родителей есть - или должно быть - время для своих детей, время их слушать. Вряд ли, есть лучший способ для создания прекрасных отношений с ребенком, чем внимание к его словам. Когда вы слушаете человека, он чувствует, что им интересуются, о нем заботятся, его понимают. Это чувство - немалое преимущество, если вы хотите что-то внушить ребенку. Тот, кто чувствует себя любимым, услышанным, понятым, склонен хранить ваши слова. Он может и не принять вашу точку зрения, однако отнесется к ней с уважением и вниманием.

Я думаю, следующее высказывание выражает сущность любви: “Если это важно для тебя, это важно и для меня”. Когда ваша трехлетняя дочь влетает в дверь, возбужденно рассказывая о потрясающем происшествии в ее детском саду, отведите время, чтобы ее выслушать, потому что ее мир был действительно потрясен. Не говорите ей, что вы заняты. Слушайте. Это для нее важно! А если вы не можете ее выслушать сразу, найдите другой момент: но сделайте это. Удовлетворенный этим, ваш ребенок должен осознать, что вы не можете его слушать весь день, но оставьте время, чтобы выслушать то, что для него важно. А теперь о втором факторе: о ресурсах. Родители могут предложить значительно лучшие поведенческие стимулы, чем учителя. Даже родители с ограниченными ресурсами могут дать ребенку намного больше, чем учитель в классе.

И есть еще одна чрезвычайно важная вещь, которую родителям следует помнить: Дети хотят любить и уважать своих родителей. Я часто консультировал детей, которые, несмотря на неправильное родительское обращение (реальное или вымышленное), хотели любить и уважать своих родителей. Все мы знаем, что наша любовь к детям нерушима, но при этом склонны забывать, что и детская любовь к родителям, хотя и не обязательно такая сильная, как любовь родителей, тоже естественна. И она важна для их представления о самих себе. Итак, запомните: Владыка мира вложил в родителей и детей любовь друг к другу. Если даже все очень плохо, мы не должны думать, что у нас нет связи с нашими детьми. Вероятность добиться успеха намного больше, чем мы это думаем.

Итак, у нас несравненно больше времени, любви и ресурсов, чтобы помочь нашим детям, чем у любого учителя.

 

Совет для занятых родителей.

Если вы утверждаете, что у вас нет времени для собственных детей, вы не одиноки. Есть такая проблема и у других, и они тоже не знают, как ее разрешить. Занятые родители не обязательно безответственны. Просто они могут быть слишком занятыми работой, общественными делами, благотворительностью или большой семьей. В результате, им трудно уделить каждому из детей достаточно времени и ресурсов.

Утешьтесь отчасти тем фактом, что годам к восьми ваш ребенок уже, наверное, осознал, что вы заняты, и это сделает для него драгоценным время, которые вы можете с ним провести. Кроме того, попытайтесь иногда брать с собой ребенка, чтобы он разделил с вами деловой день. Вы будете удивлены, сколько у вас окажется возможностей уделить ему время - даже в течение такого дня. И плюс к этому, ребенок получит лучшее представление о вашем дне и станет к вам ближе, даже когда вы не сможете быть рядом. Это настолько важно, что я хочу сделать заявление, которое может вызывать возражения: Взять ребенка с собой может быть настолько большим вкладом в ваши отношения, что ради этого иногда стоит забрать ребенка с уроков на день или на уикенд. Не печальтесь о пропущенной классной работе, ваш ребенок будет так рад ее пропустить. В крайнем случае, возьмите репетитора, чтобы нагнать то, что он пропустил. Нельзя часто вырываться с ребенком “на свободу”, но делайте это иногда.

 

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница