Руководство к нравственному совершенствованию христианина дипломная работа




страница1/14
Дата09.08.2016
Размер1.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

МИНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ КАК РУКОВОДСТВО К НРАВСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХРИСТИАНИНА

Дипломная работа

студента 5 курса

ГУРОВА АНТОНА Юрьевича


Научный руководитель –

иерей Виктор ВАСИЛЕВИЧ,

кандидат богословия
Жировичи, 2010



Тропарь, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ И ИХ ОСОБОЕ ЕДИНСТВО В ДУХЕ …12

ГЛАВА 2. ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА ПУТИ К НРАВСТВЕННОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

  1. О цели жизни человеческой………………………….. 22

  2. О смирении……………………………………………. 26

  3. О терпении в скорбях…………………………………. 30

  4. О покаянии…………………………………………….. 34

  5. О вере…………………………………………………... 37

  6. О молитве……………………………………………… 39


  7. О любви к Богу и ближнему…………………………. 47

  8. О страхе Божием………………………………………. 51


ГЛАВА 3. УЧЕНИЕ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ О ПРЕПЯТСТВИЯХ НА ПУТИ КО СПАСЕНИЮ

  1. Гордость……………………………………………….. 54

  2. Самолюбие … ………………………………………… 56

  3. Гнев …………………………………………………… 59

  4. Зависть ………………………………………………... 62

  5. Осуждение ……………………………………………. 66



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..………………………………………. 71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ: КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ, ИХ ДУХОВНЫЙ ОБЛИК И ХАРАКТЕР

Преподобный Лев Оптинский……………………………….. 80

Преподобный Макарий Оптинский…………………………. 82

Преподобный Моисей Оптинский………………………….. 84

Преподобный Антоний Оптинский………………………… 86

Преподобный Иларион Оптинский………………………… 88

Преподобный Амвросий Оптинский………………………. 89

Преподобный Анатолий Оптинский Старший……………. 93

Преподобный Исаакий I Оптинский ………………………. 95

Преподобный Иосиф Оптинский…………………………… 97

Преподобный Варсонофий Оптинский……………………… 99

Преподобный Анатолий Оптинский Младший………….. .. 101

Преподобный Нектарий Оптинский………………………… 102

Преподобный Никон Оптинский……………………………. 104

Священномученик Исаакий II Оптинский…………………... 106
ВВЕДЕНИЕ
Согласно учению Святой Православной Церкви, нравственное совершенствование христианина – необходимая и важная задача, от которой зависит наше спасение. Как говорит святитель Григорий Богослов: «Душа наша подобна кораблю, плывущему вверх по реке. И если он не будет подниматься вверх – то спускается вниз; на одном месте стоять не может»1. Так и в деле нашего спасения, мы призваны Богом к нравственному совершенствованию, которое должно стать для нас делом всей жизни. Это призвание не простое. «Подвизайтесь войти в Царство Небесное сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13, 24), – говорит Спаситель. Наше спасение требует большого труда, правильного духовного руководства и благодатной помощи, которую мы получаем только в Святой Церкви. Всё это познаётся нами на собственном опыте. Почти у каждого из нас встречаются всевозможные затруднения, препятствия, возникают недоумения, сомнения. Всё это побуждает нас искать именно того опытного духовного руководителя, который помог бы нам советом и наставлением на пути к спасению. Как показывает жизнь, не каждый имеет действительно опытного духовника, и в деле нашего спасения необходимым условием должно стать внимательное изучение Священного Писания и творений святых отцов. Ведь опыт Церкви свидетельствует, что жизнь святых отцов во все времена была и будет неиссякаемым источником для духовного питания и подражания2. А практика духовного руководства снова и снова убеждает нас, что «вести по пути духовного делания может лишь тот, кто сам прошёл успешно этот путь»3. Поэтому для нас весьма актуально и полезно обратиться к драгоценной жемчужине русского старчества – преподобным старцам Оптинским. В их духовном наследии мы можем увидеть очень полезное для всех нас руководство к нравственному совершенству, которое и является основанием нашего спасения. Мы сможем нарисовать для себя полную и ясную картину внутренней духовной жизни человека и увидеть высшую цель – Царство Небесное и пути его достижения.

В одной из своих проповедей Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Возлюбленные! В наши непростые дни, когда все мы ощущаем на себе сложности жизни и происходящие в Отечестве перемены, когда оскуде преподобный и умалишася истины от сынов человеческих (Пс. 11, 2), каждый христианин всем своим сердцем должен почувствовать, сколь благодатны и вдохновенны светлые образы великих Оптинских старцев, сколь яркий свет подлинно Евангельской жизни излучают они на современную нам Русь, подавая пример искренней веры, надежды и любви, свидетельствуя, что Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8)»4. Поистине, ни в одном из русских монастырей старчество не было поставлено так твёрдо, так прочно, как в Оптиной пустыни.

Оптинское старчество стало для многих духовным форпостом, благодаря которому они шли к спасению. Их опыт духовной жизни полезен нам, как монашествующим, так и мирянам. Не случайно один из исследователей Оптинского старчества замечает, что в их письмах содержится целая система православного нравственного богословия, которая неизбежно действует на душу, сердце и волю человека. Он утверждает, что учение Оптинских старцев изложено «не в форме отвлечённых теоретических рассуждений о христианской жизни, добродетелях и пороках, а в положительных и ясных указаниях, советах и наставлениях, которые исходят из глубокого опыта познания Слова Божия и деятельного изучения святоотеческих творений»5. С глубоким уважением и благоговением, отзывается об Оптинских старцах и валаамский старец, схиигумен Иоанн (Алексеев) († 1958): «Оптинские старцы – духоносные, они пропитаны святоотеческим духом, я высоко чту их и благоговею перед ними»6.

Из всего вышесказанного вытекает и актуальность темы работы. Актуальность темы обуславливается ее уникальностью: в процессе исследования автор не встретил работ, посвящённых теме нравственного совершенствования по соборному учению всех Оптинских старцев. Необходимо отметить, что следование учению Оптинских старцев, есть их духовный завет, исполняя который, мы сможем достичь той высоты нравственного совершенствования, которой достигли они.

Можно вспомнить жизнеописание преподобного Амвросия Оптинского, а точнее момент его кончины. Ученики спросили преподобного перед смертью: «Что мы будем делать без тебя, отче?». Он же сказал: «Вы видели, как я вёл себя перед вами; если хотите подражать сему, сохраняйте и вы заповеди Божии, и Бог пошлёт благодать Свою. И мы также скорбели, когда отходили от нас к Господу отцы наши, но, соблюдая заповеди Господни и завещания старцев, жили так, как будто они были с нами. Поступайте так и вы, и спасётесь!»7. Так же и преподобный Варсонофий Оптинский, в своём посмертном завещании, даёт следующее наставление своим ученикам: «Верьте мне, святые отцы и братия, что все мои действия и делания сводились к одному – сохранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев во всей божественной и чудной их красоте от разных тлетворных веяний века сего, начало которых – гордыня сатанинская, а конец – огонь неугасимый и мука бесконечная! Может быть, плохо исполнил я это – каюсь в том и повергаю себя перед Благостию Божией, умоляя о помиловании. А вас всех, возлюбивших меня о Господе, прошу и молю: соблюдайте мои смиренные глаголы. Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и Священных Писаний, очищая сердце от страстей»8.

Критический обзор историографии темы работы. Необходимо отметить, что исследованием Оптинского старчества занимались многие авторы.

Иван Михайлович Концевич, в своём труде «Оптина Пустынь и её время»9, особое внимание уделил жизни и подвигам преподобных старцев Оптинских, раскрыл такое понятие, как старчество. В его книге содержатся их письма и поучения, драгоценные воспоминания современников и духовных чад, в числе которых был и сам Иван Михайлович.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов), в своём труде «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие»10, сумел раскрыть учение старца о спасении, показать его значение и важность для духовного возрастания. Целая глава в его «Лекциях по пастырскому богословию»11, посвящена учению о пастырстве таких старцев, как преподобный Лев, Макарий, Моисей и Амвросий. Его исследования отличаются обилием ссылок, хорошим знанием и пониманием святоотеческого учения.

Митрополит Трифон (Туркестанов), в своей кандидатской дисертации «Древнехристианские и оптинские старцы»12, сумел наиболее полно передать тот, особый оптинский дух, который всегда прибывал в оптинской братии, показать и раскрыть феномен оптинского старчества.

Зоя Михайловна Афанасьева в своей книге «По этим стёртым Оптинским ступеням… Оптина Пустынь: люди и судьбы»13, составила замечательные очерки, посвящённые Оптинским старцам, в которых мы можем почерпнуть для себя их таинственный и благодатный облик. Так же можно привести в пример ряд замечательных очерков таких авторов, как Сергей Нилус14, Владимир Николаевич Лосский15, Евгений Николаевич Поселянин16. В их мы можем увидеть таинственную духовную красоту и силу великих Оптинских подвижников.

Предметом исследования является соборное учение Оптинских старцев о нравственном совершенствовании и спасении христианина.

Цель исследования – показать, что духовное наследие Оптинских старцев является пособием и руководством к нравственному преображению и возрождению человека.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:



  • определить, в чём именно заключается основание оптинского старчества;

  • отобразить особое духовное устроение преподобных;

  • проанализировать учение каждого старца в отдельности, убедиться в том, что каждое слово старца исходило из его жизненного опыта;

  • доказать, что учение Оптинских старцев единодушно и соборно.

Описание источников исследования. В процессе исследования данной темы, было затронуто обширное наследие преподобных старцев Оптинских, использованы, в первую очередь, полные жизнеописания каждого старца, составленные издательством Свято-Введенской Оптиной пустыни, и полные собрания их писем и поучений. Сюда можно отнести: «Полное собрание писем преподобного старца Амвросия в трёх частях»17, самый полный в настоящее время сборник духовного наследия преподобного Варсонофия18, полное собрание писем старца Иосифа19 и другие известные сборники писем Оптинских старцев, в большинстве своем изданные в недавнее время. К ним относятся письма о духовной жизни старцев: Макария, Антония, Амвросия и Анатолия, составленные издательством Сретенского монастыря в 2008 и 2009 гг.. Это, например, «Письма великих оптинских старцев»20, под общей редакцией митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Так же была использована «Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского»21, составленная издательством «Дар». Весьма удобным и полезным источником для работы послужил двухтомный сборник «Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев»22, издательства Свято-Введенской Оптиной пустыни. Также сборник душеполезных поучений преподобного старца Макария Оптинского и сборник поучений «Оптинский Цветник»23. В работе были использованы и труды, рассмотренные в историографии, так как они были посвящены непосредственно изучению оптинского старчества. Были приведены и некоторые журнальные статьи. Проанализирован Акафист преподобным старцам Оптинским, отдельные стихи которого были использованы для наиболее всестороннего представления духовного облика каждого старца. Важным пособием к составлению структуры работы послужила магистерская работа, «Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев»24, написанная Николаем Васильевичем Масловым. Также хорошим пособием к составлению работы, послужила и книга профессора КДА, протоиерея Георгия Соменока «Духовное совершенствование христианина по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова)»25.

Структура работы. Работа состоит из трёх глав, заключения и приложения. Первая глава – «Оптинские старцы и их особое единство в духе». В этой главе проанализировано учение Оптинских старцев как единое целое, очерчено их духовное устроение, показано, что основанием их жизни во Христе было исключительно глубокое смирение, что старческое руководство, преемственность в святоотеческом учении, неотделимость ученика от учителя с ясностью показывают единство духовного опыта старцев. Одна из целей главы – изображение значения, которое Оптина пустынь имела для всего православного народа, и особого духовного влияния, которое великие Оптинские старцы имели на душу каждого христианина.

Вторая глава – «Духовное руководство Оптинских старцев на пути к нравственному совершенствованию». Эта глава содержит концептуальное ядро работы, в ней выделено основное учение старцев о нравственном совершенствовании. В частности, в главе изложено учение: о цели жизни человеческой, о смирении, о терпении в скорбях, о покаянии, о вере, о молитве, о любви к Богу и ближнему, о страхе Божием.

Третья глава – «Учение Оптинских старцев о препятствиях на пути ко спасению». В этой главе описаны основные страсти, которые, по учению преподобных старцев, препятствуют нравственному совершенствованию.

В конце работы помещено приложение – «Краткое жизнеописание Оптинских старцев, их духовный облик и характер». В приложении приведены жизнеописания всех старцев, а также воспоминания их духовных чад. Цель приложения – показать духовный облик преподобных, осветить жизненный подвиг каждого из них. В подвиге их много общего (как и в подвиге вообще всех святых), но духовная красота каждого из них помогает нам многогранно раскрыть и увидеть душу человеческую, освящённую Духом Святым, помочь нам глубже воспринять и усвоить их учение о нравственном совершенствовании и спасении.




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница