Руководитель Кривоносов Виктор Михайлович




Скачать 109.38 Kb.
Дата13.06.2016
Размер109.38 Kb.




Написала Белецкая Анастасия Михайловна

ученица 6 класса, родилась 9 декабря 1996 года.

663747, д. Ношено, Абанского района,

Красноярского края.

Ношенская ООШ, филиал Березовской СОШ,

663747, д. Ношено, Абанского района,

Красноярского края. Тел. 8(391-63)2 48.

Руководитель Кривоносов Виктор Михайлович

Преподаватель географии, биологии, краеведения

Содержание


  1. Введение стр.3

  2. Основная часть стр.4

  3. Заключение стр.12

  4. Используемая литература стр.13

Введение


Цели:

1. Выяснить историю возникновения Христианских Православных приходов в бассейне реки Усолка.

2. Выяснить историю Ношенской Христианской Православной церкви.

Задачи:


1. Проанализировать имеющуюся литературу в районе.

2. Провести опрос населения д. Ношено и изучить материалы Ношенского краеведческого музея.

Основная часть

В данном реферате сделано обобщение о времени возникновения Христианских Православных приходов в сёлах расположенных в бассейне р. Усолка. Освоение территории Сибири шло по рекам. В наших местах освоение шло по р. Усолка с нижнего течения. Составлена сравнительная таблица о Православных церковных приходах: их название, даты их возникновения и др.



Картосхема поселений в бассейне р. Усолка.

Населенные пункты на реке Усолка в которых были христианские православные церкви.

На месте современного с. Троицкое на реке Усолка первоначальное поселение было с. Усолье, приход в нём был Предтеченский, открыт в 1680 – 90 годах. Анализируя таблицу Православных Христианских приходов на реке Усолка, убеждаемся, что самыми первыми приходами были Тасеевский и Усольский.

Первым поселением на реке Усолка было Тасеево, а затем Усолье они основаны были в начале 1600 годов. Для обеспечения себя хлебом, мясом, кожей, шерстью, жители Тасеево основали заимки Христорождественская, сейчас это Дзержинск, Курай, Алацкая, Ношено. А жители Усолья занимались варением соли, основали свою заимку Устьянск. На Тасеевских заимках поселялись казаки - челдоны, на Усольской заимке в Устьянске поселялись ссыльные, которых с России отправляли в Усолье соль варить. По этому уровень культуры Устьянских людей отличался от других деревень. Они были особо драчливые и склонные к разбою и воровству.

Таблица православных приходов в бассейне реки Усолка


Название населенного пункта

Название прихода

Год открытия

Годовой доход

Зарплаты





Псаломщик

Священник

Дьяк

Примечание

с. Усолье

Предтеченский

1680
















с. Троицк

заводской



Троицкий

1830

397

150р. От казны

400р. От казны




Население прихода состоит большей частью из потомков каторжан, ссыльных, казаков и некоторых коренных сибиряков

с. Тасеево

Богоявленский

Примерно 1661

4628 от казны, 1580 причта

100р. От казны

300р. От казны







с. Устьянск

Георгиевский

Примерно в 1750

850-1000р.

100р. От казны

300р. От казны







с. Дзержинск

Христо-Рождест

венский


Примерно 1800

в 1914-300-536р.

100р. От казны

300р. От казны







с. Курай

Николаевский

1863

800р цер. 109р.75 коп. прич.




400р. От казны

125р. От казны




с. Ношено

Покровский

1876

1 000р.




470р. От казны

170р. От казны

имеется причтовый капитал из пожертвований купца Тимофеева 1000р

с. Абан

Троицкий

1897







300р. От казны

100р. От казны




с. Апан

Николаевский

1909

в 1914-414р. 61 коп.

100р. От казны

300р. От казны







с. Турово

Алексеевский

30 января 1910

450-533р.




600р. От казны







с. Георгиевское

Георгиевский

1914

480р.




800р. От казны

600р. От казны




с. Сухое

Инокент

евский


13 февраля 1912

400-460р.




800р. От казны





Из воспоминаний жителей с. Ношено о своей церкви

Так выглядела Ношенская Христианская Православная церковь.

Рисунок выполнен учащимися Ношенской школы в 1990 году,

на основании рисунка старожила села Самойликова Алексея Петровича.

В нашем музее есть экспонаты, относящиеся к нашей церкви: часть чугунного креста с купола, бронзовая часть большого колокола, подсвечник для большой свечи.

Характеристика здания Ношенской Христианской Православной церкви

Церковь находилась в центре сегодняшней школьной ограды, на месте футбольного поля. Инициатором строительства церкви в с. Ношено был купец второй гильдии Тимофеев Семён Тимофеевич. Здание было построено из круглого дерева, обито снаружи тёсом и покрашено, фундамент бутованый из местного горельника. Крыша из жести, зеленая, крашенная. Изнутри стены храма очень красиво были расписаны изображениями Иисуса Христа, Богородицы и святых. На окнах были узорные металлические решетки. Церковь была построена на народные средства жителей села Ношено и окрестных деревень. Специального решения Московской патриархии и царя Александра II не было. Поэтому около двух лет ожидали открытия церкви, хотя она была готова.

Престольный праздник у церкви был 14 октября в праздник Покрова Богородицы. В эти дни с ближайших деревень съезжались люди, и в церкви проводилось богослужение: Божественная литургия, пение хора церковного, звонили в колокола, и в каждом доме был накрыт стол для гостей.

У церкви ранее, сегодня в 2 метрах к югу от могилы партизана Смирнова Андрея Семеновича, похоронены в прошлом веке:

- жена одного из священника проводившего Богослужение в церкви.

- жена Тимофеева Семёна Тимофеевича, купца, которому принадлежал каменный магазин в Ношено, им построенный, а также он имел магазины в Канске и Красноярске. Его жену похоронили у церкви по ее заслугам. Она с мужем внесла большую сумму денег на строительство церкви, организовали сбор средств с населения на строительство здания церкви в нашем селе. Семён Тимофеевич провёл большую организационную работу по строительству церкви: выбор проекта, заказ колоколов и другого церковного оборудования.

Декрет от 23 января 1918 года гласивший об отделении церкви от государства и школы, неоднократно нарушался государственными властями, вмешательством в дела церкви. В результате огромное количество церквей в нашем государстве было закрыто и сожжено, в том числе и Ношенская церковь, которая была сожжена в 1936 году. Ее сожгли местные жители Пашин Илья Иванович и Белоголов Федор. Так же они раскопали могилы, с целью найти драгоценности, около церкви, в которых были похоронены: жена купца Тимофеева С. Т., и жена священника Ношенской церкви. Поджог организовали из Абана из отдела НКВД (милиция того времени). Из НКВД неоднократно приезжали в Ношено тайно агитировать, некоторых жителей села поджечь церковь, за это обещали их не кулачить. Но жители Ношено отказывались говоря: «Как мы будем поджигать Святыню нашу». В поджоге Ношенской церкви пыталось обвинить священника, тогдашнее руководство Абанской милиции - так утверждают старожилы села - «Они вызвали в Абан в НКВД священника-батюшку и стали его обвинять в умышленном поджоге, батюшка, предъявил им свой партийный билет члена РСДРП (б) с большим стажем. Ему задали вопрос «Вы коммунист, почему в церкви работаете?» - батюшка ответил: «Цели, поставленные Российской Социал Демократической партией, имеют общие цели с Православным Христианством, они поставлены на воспитание человека, а мне нравиться учить людей добру, честной жизни». Священник был отпущен и уехал. Так ему посоветовали в НКВД.

Ношенский, Покровский приход

Приход открыт в сентябре 1905 года; выделился из Устьянского прихода. Приход расположен в лесной, гористой и отчасти болотистой местности. Село Ношино находится от Красноярска в 266 верстах, от Канска 50 верст. Почтовое отделение и волостное правление находится в Устьянске, в 25 верстах врачебный пункт в Христорожденственском в 50 верстах. Приход состоял из 10 деревень-поселков: Облава, Рудяное, Тогашки, Калинников, Березовка, Малые Пруды, Макашиха, Итанацкая. Деревни от села находились в 5-14 верстах и пути сообщения с ними весьма удобны. Церковь в приходе одна, деревянная, построена в 1876 году, с одним престолом в честь Покрова Божей Матери. Пожарам и перестройкам храм не подвергался. Церковно-приходская школа есть в селе, в собственном здании. Учащихся бывало до 40-45 человек при одном учителе. В приходе две министерские школы с 70 учащимися в обеих школах. Из приходских учреждений имеется одно церковно-приходское попечительство. Штатный притч состоит из священника и псаломщика. Жалование священнику 470 р., псаломщику 170р. Дохода за требоисправления получается около 800 рублей на притч. Земли пахотной и лесов 69 десятин, а сенокосной 30 десятин. Имеется причтовый капитал пожертвованный купцом Тимофеевым 1000р. %, которого идут в пользу притча на поминовение жертвователя, имеется и капитал церковный тем же лицом пожертвованный на случай капитального ремонта храма. В приходе около 3000 душ обоего пола. Население прихода состоит из переселенцев: Могилевской, Гродненской, Витебской, Тульской, Орловской, Псковской, Киевской, Смоленской и др. губерний. Население прихода православное, за исключением немногих католиков, магометан, баптистов. Прихожане занимаются земледелием и скотоводством.




Вывод

1) Изложенная информация в реферате еще раз подтверждает, что заселение бассейна р. Усолка начиналось с нижнего течения т. к. там наиболее старые церковные приходы Тасеевский и Усольский.

2) Также содержится информация о названии приходов в крупных селах на р. Усолка. Возрожденная церковь в Дзержинске носит название как и первоначального прихода Христорождественский. В Абане был Троицкий приход, а современный приход называется Покровский. Раньше на р. Усолка Покровский приход был в Ношено. Так что название Ношенского прихода перекочевало в Абан.

3) Описана история Ношенской Христианской Православной церкви.



Используемая литература

1. Издание Енисейского Церковно-Историко-Археологического Общества, г. Красноярск; Краткое описание приходов Енисейской Епархии, 1916г.

2. Реферат «История села Ношено», автор Кривоносов Виктор Михайлович.

3. Реферат «История Ношенского пруда», автор Ваганов Артём, руководитель Кривоносов В.М. учитель географии, истории, краеведения.






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница