Российской академии наук



Скачать 163.44 Kb.
Дата14.08.2016
Размер163.44 Kb.
ИНСТИТУТ ЕВРОПЫ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ОКТЯБРЬ • 2002 • ДЕКАБРЬ

138М 0201-7083

90

ДЕЛА АГРАРНЫЕ

Андрей КОРОЛЬКОВ

ЕС: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Сельское хозяйство стран Европейского Содаза (ЕС) представляет собой высоко­развитую отрасль экономики, использующую самые современные технологии произ­водства для обеспечения потребностей населения региона. Рассмотрим данные, ха­рактеризующие некоторые аспекты его качественного состояния.

К началу нового века, в 2000 году, объем ВВП в этой сфере достиг 280 млрд евро, добавленная стоимость 146 млрд евро, доля в валовом внутреннем продукте - 1,7%. Занятых в сельском и охотничьем хозяйстве, а также в рыбоводстве насчитывалось 6 770 тыс. человек. Число хозяйств - немногим менее 7 млн, площадь угодий составила 130,4 млн га, в том числе в расчете на одно хозяйство - 18,4 га, увеличившись за пре­дыдущие 10 лет на 3,5 га. Объем потребления в сельском хозяйстве равен 134 млрд ев­ро. Доля сельхозпродукции и продовольствия в импорте ЕС составляет 5,7%, в экс­порте - 6,2%.

По всем основным и по большинству других видов продовольствия и сельскохо­зяйственной продукции ЕС давно достиг полной самообеспеченности при определен­ной специализации отдельных стран или их групп на производстве тех или иных ви­дов. Так, основными поставщиками молока являются Франция, Германия, Велико­британия (две трети производства в ЕС), крупного рогатого скота - Франция, Герма­ния. Великобритания (более 50%), свиней - Германия, Испания, Франция (более 50%), свежих фруктов - Италия и Испания (две трети), свежих овощей - Италия. Испания, Франция, Нидерланды (70%), вина - Франция (50%) и Италия (25%), пшеницы -Франция и Германия (более 50%), птицы - Франция, Италия, Испания (более 50%), ячменя - Германия. Франция. Испания (две трети) и кукурузы - Франция, Италия, Испания и Германия (около 90%). При этом в стоимости всей сельхозпродукции на долю зерновых и других полевых культур приходится 24%, молока - 21%, мяса - 20%. свежих овощей и фруктов - 15%, винограда и вина - 8%.

Успехи аграрного сектора, повышение его эффективности привели к тому, что сельскохозяйственное население в ЕС непрерывно уменьшается и составляет сейчас 4,3% от числа занятых во всех отраслях. Наибольшее сокращение в последнее десяти­летие наблюдалось в Бельгии, Люксембурге, Франции (8-10%). В Нидерландах, Гре-

Корольков Андрей Федорович, кандидат экономических наук, доцент кафедры миро­вого сельского хозяйства Московской сельскохозяйст­венной академии им. К.А. Тимирязева

© 2002


ЕС: сельское хозяйство и аграрная политика 91

ции, Австрии и Финляндии оно составляло около 4% ежегодно. В Великобритании его величина оставалось близкой к стабильной, достигнув 1,5% всех занятых. Следует отметить, что всего в трех государствах проживают две трети общей численности фермеров ЕС. Из них в Италии - треть, в Испании и Греции - еще одна треть.

С этой тенденцией естественным образом связана другая - снижение во всех стра­нах числа сельскохозяйственных предприятий. Происходит это неравномерно. Суще­ствующие сегодня хозяйства имеют значительные различия по странам, размер сель­хозугодий в целом колеблется от менее 5 до 40 га.

Фермы очень малого и малого размера - от. 4 до 8 га (принадлежат, в основном, пожилым фермерам, более 60% которых старше 55 лет) - типичны для Греции, Ита­лии, Португалии и некоторых областей Испании (до 75%), в большинстве остальных стран - 25-30%, в трех странах - меньше 10%. Малые предприятия размером 15-17 га находятся во Фландрии (Бельгия) и в Нидерландах (на севере страны) и специализи­руются на выращивании фруктов, овощей и цветов, интенсивном содержании живот­ных; в южной Германии (Бавария, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц), где разви­ваются диверсифицированное сельское хозяйство и дополнительные отрасли.

Фермы среднего или большого размера - от 17 до 67 га - характерны для сельско­го хозяйства Ирландии, Бенилюкса, Германии, Дании, Франции и Великобритании.

Крупные сельскохозяйственные предприятия расположены, в основном, в восточ­ных землях ФРГ, в Великобритании, Дании и Франции. В восточной Германии пред­приятия хотя и приватизировались, по-прежнему остаются по европейским меркам большими - более 200 га. В Великобритании средний размер хозяйства составляет более 70 га, и это значение стабильно с 1989 года, так же как и количество предпри­ятий. Более половины их владельцев старше 55 лет (кроме Шотландии). Число же ферм, имеющих свыше 100 га сельхозугодий, максимально в Великобритании и Франции (более 10%).

Во Франции крупные предприятия расположены главным образом на севере, вос­токе и в центре - в регионах, специализирующихся на полевых культурах или экстен­сивном животноводстве. Молодые фермеры имеют хозяйства, в среднем, более круп­ные, чем у пожилых. Это результат проводившегося в восьмидесятые и в начале девя­ностых годов государственного курса на обеспечение занятости, предусматривавшего обязательный уход на пенсию в 60 лет и возможность получения ранней пенсии с 55 лет, выделение "филиалов" предприятий для молодых фермеров.

Размер животноводческих хозяйств значительно варьируется в разных странах. Например, величина стада молочных коров в одном хозяйстве колеблется примерно от 7 голов в Греции и Португалии до 44-45 - в Дании и Нидерландах и 70 - в Вели­кобритании. Среднее поголовье свиней - от 15 в Португалии и 25 в Греции до 600-650 голов - в Великобритании, Ирландии и Нидерландах.



Гибкость аграрной политики - фундамент успеха

Достижения сельского хозяйства Европейского сообщества являются прямым ре­зультатом его последовательной, но в то же время гибкой аграрной политики. Еще со времени образования Общего рынка сельское хозяйство было центральной областью забот межгосударственных и государственных органов управления.

92 Андрей Корольков I

С созданием в 60-х годах единого аграрного рынка все главные вопросы аграрной политики перешли в ведение ЕС. Прежде всего это относится к рыночной, ценовой. внешнеторговой и - во все большей мере - к структурной политике. Однако решение сельскохозяйственных проблем страны-члены ЕС искали не только в рамках сельско­хозяйственной политики, но и за ее пределами. Поскольку в аграрной экономике от­раслевое и территориальное слито воедино, речь со временем стала идти, как прави­ло, не о проблемах сельского хозяйства, а о проблемах развития сельских областей, где занятость в значительной степени сельскохозяйственная и ограничены возможно­сти коренного изменения производства с соответствующим ростом производительно­сти труда и доходов населения. Поэтому, говоря о современной аграрной политике ЕС, надо понимать, что она строилась и строится на фундаменте и в рамках регио­нальной, в первую очередь структурной, политики, которая берет свое начало с конца 50-х годов.

Вспомним, в 1957 году шесть стран подписывают Римское соглашение, в преамбу­ле которого в качестве главной цели объявляют усиление единства национальных экономик, гарантирование их гармоничного развития, сокращение различий между регионами и отсталости наименее развитых из них, а в следующем году для финанси­рования этих целей создают два фонда: Европейский социальный фонд (European Social Fund - ESF) и Европейский фонд ориентирования сельского хозяйства и гаран­тий (European Agricultural Guidance and Guarantee Fund - EAGGF). Что касается сельского хозяйства, то в число главных целей аграрной политики со времени осно­вания ЕС включалось повышение его продуктивности и доходов фермеров, стабили­зация рынков и обеспечение потребителей высококачественными продовольственны­ми товарами в основном собственного производства по умеренным ценам. Главными ее инструментами были: поддержание рыночных цен путем интервенций, применение компенсационных таможенных сборов и экспортных субсидий, а также дотаций и субсидий производителям и потребителям сельхозпродукции.

В 1975 году создается Европейский региональный фонд развития (European Regional Development Fund - ERDF) для перераспределения части бюджетных взно­сов государств-членов в пользу развития беднейших регионов ЕС. В 1986 году От­дельный европейский акт закладывает основу курса на облегчение бремени создания единого рынка в южных странах Сообщества и в других менее развитых регионах. Соответственно решениям, принятым на Совещании в Брюсселе в феврале 1988 года и определившим политику в 1989-93 годах, Европейский Совет перестраивает работу солидарных фондов ЕС (именуемых теперь структурными фондами) и размещает на их счетах 68 млрд экю.

В 1992 году была проведена реформа аграрной политики, которая ввела прямое субсидирование в форме компенсационных выплат по конкретным сельскохозяйст­венным культурам (зерновые, масличные и др.) и премий за поголовье животных (крупного рогатого скота и овец), а также за эффективное регулирование объемов производства. Реформа содействовала и содействует развитию экстенсивных методов производства, в большей мере отвечающих требованиям экологии, и компенсирует потерю доходов тем фермерам, которые их применяют.

Вступивший в силу в 1993 году Маастрихтский договор о Европейском Союзе оп­ределяет единство как одну из главных целей, наряду с Экономическим и валютным союзом и единым рынком. Было предусмотрено создание Фонда единства (Cohesion



EC: сельское хозяйство и аграрная политика 93

Fund) для поддержки проектов в области охраны окружающей среды и развития


транспорта в наименее преуспевающих государствах-членах ЕС. Европейский совет
на заседании в Эдинбурге (декабрь 1993 г.) решает ассигновать примерно 177 млрд
экю (треть бюджета Сообщества) на проведение политики единства. Одновременно
создан Фонд ориентирования рыболовства (Financial Instrument for Fisheries Guidance
-FIFO).

Амстердамское Соглашение* 1997 года подтверждает приоритет политики единст­ва. В него вошли предложения* об изменении финансовой структуры ЕС в период с 2000 до 2006 года, о реформе структурных фондов и аграрной политики, на которые приходилось 80% расхода бюджета.

Потребность в реформе сельскохозяйственной политики ЕС была обусловлена многими проблемами. Субсидии сельскому хозяйству составляли примерно 50% стоимости его продукции - около половины ежегодного бюджета ЕС (более 42 млрд евро). Потребители в ЕС были вынуждены платить более высокую (почти в два раза) цену за продовольствие - частично потому, что большие средства шли на субсидии фермерам, частично из-за того, что конкуренция с иностранными производителями затруднена барьерами - например, тарифами. Особенно страдало население с низки­ми доходами. Кроме того, Единая аграрная политика (ЕАП) Евросоюза препятство­вала экономическому росту развивающихся стран. С одной стороны, фермеры в раз­вивающихся странах не могли продать свою продукцию в ЕС по конкурентоспособ­ным ценам, потому что их изделия наталкивались на барьеры, с другой - фермеры ЕС пользовались экспортными субсидиями, позволявшими фактически понижать цены мирового рынка за пределами ЕС.

Необходимость проведения реформы ЕАП была обусловлена кроме названных еще и такими факторами:



  • прогнозом роста цен на мировом сельскохозяйственном рынке в среднесрочном
    периоде. Текущий уровень гарантированных цен слишком высок для ЕС, чтобы вы­полнить международные соглашения и воспользоваться преимуществом расширения
    мировых рынков: есть риск, что излишки будут появляться снова и вызывать чрез­
    мерные затраты бюджетных средств;

  • неравномерным распределением сельскохозяйственной поддержки между регио­нами и производителями, что ведет к уменьшению роли сельского хозяйства в однихобластях и применению чрезмерно интенсивных методов сельского хозяйства в дру­гих, порождая загрязнение окружающей среды, заболевания животных и снижение безопасности продовольствия;

  • усложнением и бюрократизацией управления ЕАП в связи с постоянными рас­ширениями ЕС в такой степени, что иногда ее было почти невозможно понять.

Требовалась новая, более децентрализованная модель ЕАП, которая предоставляет странам большую свободу действий с ясными правилами и управлением;

  • потребностью для ЕС готовить сельскохозяйственный сектор к международной
    конкуренции в соответствии с правилами ВТО;

  • расширением ЕС, которое делает рыночное управление и меры упрощения ЕАП совершенно необходимыми, поскольку экономики стран-претендентов сильно зависят от сельского хозяйства.

В июле 1997 года Комиссия ЕС представила пакет предложений по реформирова­нию аграрной политики, названный AGENDA-2000 (Повестка дня - 2000). В нем за-

94 Андрей Корольков

явлено, что европейское сельское хозяйство должно быть многофункциональной, ус­тойчивой и конкурентоспособной отраслью экономики, которая развивается на всей территории ЕС, включая регионы со специфическими проблемами. Реформа должна привести к разумным экономическим решениям, надежным и учитывающим социаль­ные аспекты, и создать возможности для получения соразмерных доходов.

Совещание Европейского совета в Берлине в марте 1999 года, уточняя политику в отношении сельского хозяйства на 2000-2006 годы, реорганизует структурные фонды и дополняет задачи Фонда единства. Созданы: Программа финансирования струк­турной политики для подготовки стран-претендентов к вступлению в ЕС (Instrument for Structural Policies for pre-Accession - ISPA) и Специальная программа развития сельского хозяйства и сельских регионов (SAPARD) в качестве дополнения к про­грамме PHARE, чтобы стимулировать экономическое и социальное развитие стран Центральной и Восточной Европы, претендующих на вступление в ЕС.

Часть взносов государств-членов ЕС в бюджет Сообщества предназначается для менее преуспевающих областей и социальных групп, поскольку региональная поли­тика Европейского Союза основана на финансовой солидарности. В течение 2000-2006 годов они будут составлять третью часть бюджета, или 213 млрд евро. Из них 195 млрд будет потрачено четырьмя структурными фондами (ERDF, ESF, FIFG, Guidance Section of the EAGGF) и 18 млрд - Фондом единства.

Средства структурных фондов распределятся на нужды регионов следующим об­разом: 70% областям, чье развитие значительно отстает от среднего уровня. В них проживает 22% населения ЕС; 11,5% средств направляется на экономические и соци­альные преобразования в областях, испытывающих структурные трудности (здесь сосредоточено 18% населения ЕС); 12,3% финансирования пойдет на модернизацию систем профессионального обучения и повышение занятости.

Существуют также четыре так называемые Инициативы ЕС, посвященные поиску общих решений специфических проблем, на которые приходится 5,35% средств из структурных фондов, и специальное финансирование структурного регулирования рыбной ловли в регионах (0,5%), экспериментирования и продвижения новых идей развития (0,51%) и ряд других.

Соглашение, достигнутое на заседании Европейского совета в Берлине, определи­ло конкретную форму европейской модели сельского хозяйства на ближайшую пер­спективу. Европейский совет подтвердил, что содержание реформы гарантирует жизнеспособное и конкурентоспособное сельское хозяйство Европы, включая регио­ны, испытывающие большие трудности с его развитием. Оно будет способно поддер­жать природные ландшафты и сельскую местность, сделать ключевой вклад в устой­чивость сельских общин и соответствовать требованиям потребителя по поводу каче­ства и безопасности продовольствия, защиты окружающей среды и поддержания стандартов благосостояния.

Предложения Комиссии, принятые Европейским советом и основанные на рефор­мах 1992 года, обеспечили успешное уменьшение излишков продукции и управление выплатами, не поставив под угрозу среднегодовое повышение дохода фермеров на 4,5%. Тем самым подтверждался курс Европейского совета на сохранение конкурен­тоспособности сельского хозяйства в условиях достаточно большого снижения цен при гарантированном росте доходов фермеров и увеличении роли сельского хозяйст­ва Союза на мировом рынке.

ЕС: сельское хозяйство и аграрная политика 95

Этот новый этап децентрализации сопровождается упрощением правил регулиро­вания сельского развития, отказом от большого количества инструкций, в частности, касающихся производства зерновых культур. Законодательство стало более ясным, прозрачным и доступным. Особое внимание уделено регулированию производства и сбыта говядины и телятины, молока и молочных продуктов, табака, оливкового мас­ло и вина, а также зерна.

Вторым по значению магистральным направлением реформированной ЕАП ста­новится развитие сельской местности, то есть проведение интегрированной политики с помощью единых мер, которые обеспечивают большее взаимодействие между раз­витием сельской местности и политикой цен и рынка в рамках ЕАП, в первую очередь путем привлечения всех заинтересованных в этом сторон на местном уровне. Среди первостепенных задач заявлены следующие:


  • модернизация сельскохозяйственных предприятий,

  • повышение безопасности и качества пищевых продуктов,

  • достижение справедливых и стабильных доходов у фермеров,

  • сохранение окружающей среды,

  • создание возможностей альтернативной занятости населения с целью снижения
    миграции из сельской местности, укрепление экономической и социальной структуры
    сельской местности,

  • улучшение условий жизни и труда, содействие политике равенства возможно­
    стей сельского населения.

Для решения указанных задач предусмотрены меры по развитию сельской местно­сти, которые можно объединить в две большие группы - меры, продолжающие ре­формы 1992 года (предпенсионное регулирование, охрана окружающей среды средст­вами аграрной политики, содействие лесоразведению и поддержка слаборазвитых областей сельской местности), и меры по модернизации и диверсификации сельскохо­зяйственных предприятий: содействие инвестициям в них, создание филиалов ферм для молодых фермеров, профессиональное повышение квалификации и переподго­товка, инвестиции в перерабатывающие и складские мощности, дополнительная под­держка лесоводства, а также содействие изменению структуры сельского хозяйства в целом.

Что касается предпенсионного регулирования, то подразумевается, что фермеры в возрасте 55 лет, то есть когда они еще не достигли пенсионного возраста и по мень­шей мере еще десять лет могут активно работать в сельском хозяйстве, имеют воз­можность получать хорошее пособие. Это относится ко всем сельскохозяйственным работникам того же возраста, в том числе к членам семьи фермера и наемным работ­никам. Размер пособия зависит от рентабельности предприятия и включает плату фермерам за использование сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйствен­ных целей, например для посадок леса или создания заповедников. Фермеры до 75 лет могут получать пособие в размере до 15 000 евро в год (максимум - 150 000 евро). Ес­ли фермеру уже выплачивается пенсия, то пособие выдается как дополнительная пен­сия. Остальные категории сельскохозяйственных работников могут получать до дос­тижения формального пенсионного возраста пособие до 3 500 евро в год (всего -35 000 евро).

Фермеры, которые по меньшей мере пять лет ведут экологически ориентирован­ное производство, вправе рассчитывать на субсидию, которая выплачивается им за

96 Андрей Корольков

сохранение экологически ценных природных областей и ландшафта. При определе­нии размера субсидии учитывается величина уменьшения дохода фермера, дополни­тельные издержки, а также стимулирование, которое необходимо, чтобы фермеры вели экологически ориентированное производство. Выплаты не могут превышать 600 евро на период полного технологического цикла в расчете на гектар посевов или 900 евро на гектар посевов одной сельскохозяйственной культуры в год. При прочих ви­дах землепользования субсидия составляет максимум 450 евро на 1 гектар ежегодно.

В областях с недостаточно благоприятными для ведения высокоэффективного производства условиями, например^' горной местности, или особыми природными условиями фермеры имеют возможность получать субсидии для обеспечения сущест­вования сельскохозяйственного землепользования, сохранения ландшафта и окру­жающей среды. В зависимости от экономической ситуации в регионе, состояния эко­логии, а также типа сельскохозяйственного предприятия такие выплаты составляют от 25 до 200 евро на 1 гектар сельскохозяйственных угодий. Кроме того, при проведе­нии мероприятий по охране окружающей среды, вызывающих снижение дохода, фер­меры получают дополнительно до 200 евро на гектар сельскохозяйственных угодий.

Новым явлением в аграрной политике ЕС стало финансирование мероприятий по модернизации и диверсификации сельскохозяйственных предприятий. У фермеров появилась возможность получать инвестиции в производство из бюджета ЕС. Полу­ченные средства должны служить снижению издержек производства, его совершенст­вованию или диверсификации, повышению качества продукта, охране окружающей среды, а также улучшению условий содержания и защиты животных.

Субсидия предоставляется только прибыльным предприятиям, владельцы кото­рых имеют достаточную профессиональную квалификацию и выполняют установлен­ные требования охраны окружающей среды, гигиены и защиты животных. Как прави­ло, она не может превышать 40% стоимости капиталовложений: в областях с благо­приятными для ведения производства условиями - 50 %. Эта сумма повышена для мо­лодых фермеров до 45 и 55 % соответственно.

Особо необходимо отметить субсидии для молодых фермеров. К последним отно­сятся люди не старше 40 лет, которые имеют достаточную профессиональную квали­фикацию и впервые становятся во главе предприятия, при этом предприятие должно быть жизнеспособно и соблюдать минимальные требования охраны окружающей среды, гигиены и защиты животных. Субсидия предоставляется либо в виде одно­кратной выплаты размером до 25 000 евро, либо в виде дотации займа, который бе­рется на обеспечение деятельности предприятия (или его филиала).

Уделено внимание улучшению переработки и сбыта сельскохозяйственной про­дукции. Эффективно работающие предприятия, соблюдающие требования охраны окружающей среды, гигиены и защиты животных, могут получать дотации в форме инвестиций в сферу переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции для целей повышения конкурентоспособности и стоимости продукции вследствие рационализа­ции сбытовых процессов, применения новой техники, повышения качества и гигиени­ческих условий производства и сбыта продукции, а также содействия инновациям и охране окружающей среды. Размер дотаций составляет максимально 50% общего объема инвестиций в основных сельскохозяйственных областях, а в остальных - до 40%.



ЕС: сельское хозяйство и аграрная политика 97

Для поддержки других видов деятельности в сельской местности, которые нельзя отнести к вышеупомянутым, но которые связаны с мероприятиями по развитию сель­ской местности, тоже могут предоставляться пособия. Среди таких видов деятельно­сти, например, создание региональных представительских структур, модернизация инфраструктуры деревни, охрана культурных достопримечательностей, развитие на­родных промыслов, туризма и другие.

Из средств Европейского фонда ориентирования сельского хозяйства и гарантий в 2000-2006 годах будет ежегодно расходоваться на вышеуказанные цели от 4 300 до 4 370 млн евро.

Что касается сельскохозяйственного сектора будущих стран-членов ЕС, то им предлагается самим увеличить средства, направляемые на развитие сельской местно­сти. Немедленное введение 100%-й прямой оплаты из средств ЕС привело бы к тому, что были бы парализованы существующие региональные структуры и это препятст­вовало бы модернизации сельского хозяйства. Европейская комиссия выступает за постепенное внедрение прямых выплат в течение переходного периода в 10 лет: доля этих выплат должна увеличиться с 25% в 2004 году, 30% - в 2005 году и 35% - в 2006 году до 100% к 2013 году. Впоследствии такие прямые пособия могут быть увеличены за счет национальных средств. Новые страны-участники должны с самого начала по­лучать полный доступ к рыночным механизмам совместной аграрной политики, на­пример интервенционным мероприятиям в отношении зерна.

Для простоты и гарантий контроля ЕС предложил для первых трех лет упрощен­ную систему предоставления новым членам прямых выплат, которая может продле­ваться на два последующих года. Им будет предоставлена возможность получать прямые пособия, исходя из размеров земельной площади предприятий, независимо от объемов производства. Помимо этого, Комиссия предлагает устанавливать производ­ственные квоты на сахар и молоко на основе среднего объема их производства в 1995-1999 годах.

Чтобы решить структурные проблемы в сельских областях новых стран-членов, со дня их вступления в Евросоюз ряд мероприятий по содействию развития сельской местности будет финансироваться совместно (до 80% средств из бюджета ЕС), а именно: выход фермеров на пенсию ранее положенного срока; поддержка областей, находящихся в невыгодном положении, и областей со специфическими условиями окружающей среды; мероприятия по охране окружающей среды; лесоразведение на сельскохозяйственных площадях; создание объединений производителей; техническая помощь.



* * *

Выполнение ЕС мероприятий Единой аграрной политики, намеченных на 2000-2006 годы, которыми уже сегодня охвачено 90% всей сельхозпродукции в рамках Со­общества, станет еще одним шагом на пути сохранения и повышения конкурентоспо­собности сельского хозяйства на мировых рынках.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница