Российский подход




Скачать 253.26 Kb.
Дата05.08.2016
Размер253.26 Kb.
Интеллектуальная собственность Российский и Американский подходы
Российский подход
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельнос­ти и средства индивидуализации. Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации выделяет интеллектуальную собственность в качестве отдельного объекта гражданских прав.

В соответствии с ст. 2 Стокгольмской конвенции об учреждении Все­мирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) понятие «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к лите­ратурным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным от­крытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслужива­ния, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относя­щиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

К определениям, указанным в тексте Стокгольмской конвенции от 1967 г., следует добавить и другие объекты прав интеллектуальной собст­венности, такие, как географические указания (наименования мест проис­хождения товаров), а также новые понятия, связанные с развитием человеческой деятельности последних десятилетий. Это программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, а также новые формулировки, сделанные в тексте Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 1994 г. таких старых понятий, как «ноу-хау» и «пресечение недобросовестной конкуренции», синонимами которых стали «нераскрываемая информация» и «контроль за антиконкурентной практикой в лицензионных соглашени­ях» Дальнейшее развитие человеческой деятельности может создать новые объекты охраны интеллектуальной собственности (например, защита ее в Интернете).
ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – нематериальная собственность, вид интеллектуальной собственности – права на изобретения, полез­ные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслужива­ния, фирменные наименования и указания происхождения или наимено­вания места происхождения товара, ноу-хау, другие объекты промышлен­ной собственности, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
АВТОРСКОЕ ПРАВО является одной из двух частей, составляющих понятие «интеллектуальная собственность». Одна часть — авторское право и смежные права, право на компьютерные программы и базы данных; другая — право на объекты промышленной собственности: права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товар­ный знак и знак обслуживания, фирменное наименование, географические указания, в том числе наименование места происхождения товара, тополо­гии (топографии) интегральных микросхем, контроль за антиконкурент­ной практикой в лицензионных соглашениях (право на пресечение не­добросовестной конкуренции); право на закрытую конфидециальную ин­формацию — ноу-хау.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созда­нием и использованием: произведений науки, литературы и искусства — авторское право; фонограмм, исполнений, постановок, передач организа­ций эфирного или кабельного вещания — смежные нрава. (см. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 1993 г.). Авторское право регулируется как национальными законодательствами отдельных стран, так и системой международных договоров и соглашений. В их число входят: Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений; Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевеща­ния; Женевская конвенция об охране интересов производителей фоно­грамм от незаконного воспроизводства их фонограмм; Брюссельская кон­венция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники; Мадридская многосторонняя конвенция по предотвраще­на международном уровне смежные права предоставляются в соответствии с Римской кон­венцией по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, более известной как Римская конвенция, которая была принята в 1961 г. и с тех пор ни разу не пересматривалась. Административные функции этой Конвенции выполняют совместно Организа­ция Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Междуна­родная организация труда (МОТ) и ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности).


КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА - право предприятий, компаний, фирм, банков на сохранение в тайне документов, сведений, отражающих их деятельность. Коммерческую тайну могут составлять самые различные сведения, касающиеся, например, деятельности конкурирующих организаций; предполагаемого спроса и предложений на продукцию и услуги; стоимости, количества и источников приобретаемого сырья, материалов; технических и технологических ново­введений, намерений и планов. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Лица, которым не должны быть известны эти сведения, считаются посторонними.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Фе­дерации информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации при­нимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными мето­дами получившие информацию, которая составляет служебную или ком­мерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (ст. 139 п. 1). Понятие «коммерческая тайна» близко понятию «ноу-хау» (см. Ноу-хау). Однако «коммерческая тайна» является понятием более узким, чем «ноу-хау», в которое она входит.


ИЗОБРЕТЕНИЕ — новое, обладающее суще­ственными отличиями и дающее положительный эффект техническое (технологическое) решение задачи в различных отраслях экономики и науки. Это новое устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Изобретение является одним из объектов (основным) промышленной собственности.

Изобретению предоставляется правовая охрана если оно является новым; имеет изобретательский уровень; промышленно применимо. Эти три объективно существующие условия формулируются во всех патентных законах мира. Изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. В понятие «уровень техники» применительно к конкретному предложению о решении технической (технологической) задачи входят не только все ставшие известными сведения в Российской Федерации, но и во всем мире. Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалис­та явным образом не следует из уровня техники. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей (ст. 5 и. 1 Патентного закона Российской Федерации).

В соответствии с патентным законодательством целого ряда стран (Германии, Японии и др.) этому объекту предоставляется правовая защи­та, в том числе и в Российской Федерации (в соответствии с Патентным законом от 1992 г.).

Три главных признака отличают полезные модели от изобретений, на которые можно получить обычные патенты на изобретения:

• изобретательский уровень (шаг) полезной модели менее выражен, чем в случае изобретения;

• максимальный срок охраны, предусмотренный для полезной модели, как правило, короче, чем максимальный срок охраны, установленный для обычных патентов на изобретения;

• пошлины за получение и поддержание в силе прав на полезную модель обычно ниже, чем для патентов на изобретения. В некоторых странах имеется существенная разница в процедуре получения охраны на полезную модель: эта процедура, как правило, короче и проще, чем процедура получения патента на изобретение.

Патентное законодательство Российской Федерации следующим обра­зом формулирует основные положения, относящиеся к полезным моделям:

• к полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей;

• полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой;

• полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промыш­ленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях дея­тельности (ст. 5 п. 1 Патентного закона Российской Федерации).

Свидетельство на полезную модель действует в течение 5 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие свидетельства на полезную модель продлевается Патентным ведомством но ходатайству патентообладателя, но не более чем на 3 года (ст. 3 п. 3 Патентного закона Российской Федерации).
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ - художественное оформление или эстетический компонент изделия. Промышленный образец может содер­жать рельефные элементы, такие, как форма либо поверхность, или элементы в пределах одной плоскости, например (повторяющийся) рису­нок, линии или цветовое оформление.

Промышленные образцы присутствуют в широком ассортименте про­мышленных изделий и произведений ремесленного творчества — от при­боров и медицинского оборудования до часов, ювелирных изделий и других предметов роскоши; от кухонной утвари и бытовых электроприбо­ров до транспортных средств и архитектурных объектов, от рисунков на ткани до предметов досуга. Для обеспечения охраны, в соответствии с национальным законодатель­ством большинства стран, промышленный образец не должен обладать полезной функцией. Это означает, что промышленный образец главным образом имеет эстетическую природу и не предполагает охрану каких-либо технических особенностей того изделия, частью которого он является. За счет использования промышленных образцов изделие приобретает внешнюю и потребительскую привлекательность; в результате возрастает коммерческая стоимость изделия и вероятность его реализации на рынке сбыта. Если промышленный образец охраняется, владелец — физическое или юридическое лицо, зарегистрировавшее образец, — обеспечивает себе исключительное право на защиту от несанкционированного копирования или имитации образца третьими лицами.


ТОВАРНЫЙ ЗНАК — объект, относящийся в понятию «промышленная собственность». Товарный знак (и знак обслу­живания) — важный инструмент рыночной экономики, важный компонент маркетинга, средство индивидуализации товаропроизводителей, произво­димой ими продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг (см. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров» от 1992 г.).

Товарный знак является важным элементом повышения эффективности процессов, связанных с маркетингом, играет большую роль в формирова­нии, поддержании и повышении конкурентоспособности товара, способст­вует стимулированию и повышению качества товара на внутреннем и внешнем рынках, определяет в значительной мере формирование фирмен­ного стиля производителя конкретного товара, что очень важно в условиях острой конкуренции, господствующей в современном мире. Товарный знак — это легко воспринимаемые и хорошо запоминающиеся обозначе­ния, позволяющие потребителю выбрать из огромной массы однородных товаров изделие определенного производителя. Он входит в состав иму­щественного комплекса предприятия и учитывается на его балансе в виде нематериальных активов. При этом стоимость нематериальных активов, в том числе различных средств индивидуализации выпускаемой продукции, может превышать стоимость основных фондов предприятия. Товарный знак предоставляет владельцу знака охрану в виде исклю­чительного права на пользование знаком для идентификации его товаров и услуг среди прочих или на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение. В более широком смысле, использование товарных знаков способствует развитию инициативы и предприниматель­ства во всем мире, принося их владельцам признание и материальную выгоду. Охрана товарных знаков также препятствует попыткам осу­ществлять недобросовестную конкуренцию, в частности, использованию сходных до степени смешения или поддельных товарных знаков в целях сбыта товаров и услуг более низкого качества, или не соответству­ющих оригинальному знаку по другим показателям. Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать, соответственно, товары и услуги одних юридических или фи­зических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.


ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым предприятия, осуществляющие различные виды обслуживания, обозначают оказываемые ими услуги для индивидуализации своей деятельности. Знаки обслуживания применяются з сфере транспорта, оказания бытовых услуг, строительства, страхования, 5анковского дела, издательского дела, информации, радиовещания и те­левидения и др. Знак обслуживания относится к объектам промышленной собственности и пользуется защитой наравне с товарным знаком. Понятия «товарный знак» и «знак обслуживания» определяются рос-зийским законодательством как «обозначения, способные отличать соот­ветственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц» [ст. 1 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров»). Правовая ох­рана знака обслуживания предоставляется на основании его регистрации з порядке, установленном Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения това­ров».

НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

В соответствии с положениями Парижской конвенции по охране про­мышленной собственности к числу объектов охраны прав промышленной собственности относятся указания происхождения или наименования мест происхождения товаров.

В списке объектов прав промышленной собственности в тексте Согла­шения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ст. 22 п. 1) указывается понятие «географические указания», которое идентифи­цирует товар как происходящий с территории страны — члена Соглаше­ния или региона, или конкретной местности на территории, где данное качество, репутация или другие характеризующие товар данные главным образом или исключительно определены их географической средой проис­хождения (см. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 1994 г.).

Формулировки Парижской конвенции и ТРИПС не противоречат, взаимно не исключают, а дополняют друг друга.

В настоящее время термин «географические указания» является общим термином, который включает в себя указание происхождения и наимено­вание места происхождения товара. Однако в зарубежной практике (на­пример, в практике стран Европейского Союза, в том числе и на норма­тивном уровне) в употреблении этих понятий существуют определенные различия. Термин «наименование мест происхождения товаров» предус­матривает прямую связь между качественными характеристиками продук­та и местом его производства. Этот термин можно использовать только для продукции, целиком происходящей из указанного места, т.е. сырье и переработка должны находиться в одном определенном географическом месте.


СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ - сорт рас­тений, порода животных. При соблюдении требований, установленных Законом Российской Федерации «О селекционных достижениях», объ­екты лицензионных достижений получают правовую защиту. Официаль­ным документом этой защиты является патент (см. Закон «О селекционных достижениях» от 1993 г.).

ПРЕСЕЧЕНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ


В соответствии с положениями Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.) страны Парижского союза, который создан для осуществления положений Конвенции, (1) обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции, (2) актом недобросовестной конкурен­ции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах, (3) в частности, подлежат запрету:

• все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной, или торговой деятельности конкурента;

• ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

• указания или утверждения, использование которых при осуществле­нии коммерческой деятельности может ввести общественность в заблужде­ние относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) в числе положений, обязательных для выполнения всеми стра­нами-участницами, устанавливает норму, в соответствии с которой стра­ны-участницы обеспечивают, чтобы их национальное законодательство содержало процедуры для осуществления прав интеллектуальной собст­венности, позволяющие прибегнуть к эффективным действиям, направ­ленным против любого нарушения прав интеллектуальной собственности, на которые распространяется Соглашение, включая срочные меры для предотвращения нарушений и средства, которые удерживают от дальней­ших нарушений. (ст. 41 п. 1 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности — ТРИПС).

Недобросовестная конкуренция по российскому законодательству пре­секается в уголовном и гражданском порядке. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пред­усматривается следующее: информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоя­щим Кодексом и другими законами; лица, незаконными методами полу­чившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки; такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контраген­тов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (ст. 139 п. 2 Гражданского кодекса).



Интеллектуальная собственность

[американский (международный) подход]

I.


Патент — это законное право запретить использование другими запатентованного изобретения. Патент не гарантирует его владельцу права использовать запатентованное изобретение.

Существует три типа патентов: полезности, на промышленный об­разец (дизайн-патент), на новый сорт растений. Патент полезности касается устройства или продукта, состава вещества, метода или процесса изготовления, нового способа использования существующего устройства, вещества или продукта (иначе непатентоспособного). Ди­зайн-патент относится к декоративному дизайну изделия. Патенты на растения касаются вегетативного воспроизводства новых сортов растений.

Чтобы быть патентоспособным, изобретение должно быть новым, неочевидным и полезным. Требование неочевидности обычно стано­вится наибольшим препятствием. Если изобретение очевидно для ря­дового специалиста, занятого поиском решения проблемы, которой посвящено изобретение, оно непатентоспособное. Здесь важно заме­тить, что изобретатели и их поверенные обязаны раскрыть Патент­ному ведомству сведения о любом известном прототипе, относящемся к новизне и неочевидности их изобретения.

Патент полезности включает спецификацию и притязания патен­та. Спецификация содержит чертежи и письменное описание наи­лучшего способа реализации изобретения. Притязания определяют объем правовой охраны, предоставляемой патентом. Спецификация должна содержать достаточно информации, чтобы специалист обыч­ной квалификации мог выполнить и использовать запатентованное изобретение без чрезмерных экспериментальных усилий (требование воспроизводимости).

Выбор патентного поверенного — сложная задача, включая выбор между техническими и юридическими знаниями и навыками. Эф­фективное сотрудничество с патентным поверенным поможет мини­мизировать затраты на экспертизу патентной заявки.

Товарный знак служит для идентификации источника происхож­дения товаров, которые им отмечены. Знак обслуживания выполняет эту же функцию для услуг. Знаки могут регистрироваться на уровне штата или на федеральном уровне, а также могут использоваться без регистрации. В зависимости от уровня отличительности, знаки бы­вают произвольные или причудливые, внушающие и описательные.

Перед регистрацией знака надо убедиться в его приемлемости. Как только знак зарегистрирован, его следует использовать надле­жащим образом, чтобы избежать потери эксклюзивных прав.

Копирайт — это право препятствовать несанкционированному воспроизведению, распространению или модификации авторской ра­боты. В отличие от патента, копирайт не защищен против независи­мого воссоздания. Хотя традиционно копирайт рассматривается по отношению к музыке, литературе, искусству, сейчас он широко при­меняется для защиты компьютерных программ.

Исключительные права, предоставляемые копирайтом, ограниче­ны доктриной добропорядочного использования, позволяющей копи­рование без санкции автора отрывков авторской работы при опреде­ленных обстоятельствах.

Нарушение копирайта почти всегда происходит на рабочем месте. Честные и законопослушные граждане постоянно копируют журнальные и газетные ста­тьи и компьютерные программы, для себя и коллег, и не думая просить разре­шения у владельцев копирайта. Если вы — часть этого произвола, остерегай­тесь! Есть организации, которые охотятся на вас.

Если вы делаете фотокопии и просто не можете бросить эту привычку или ис­пользуете множество компьютерных программ без лицензии, наверное, луч­ше не дожидаться разоблачения.

II.

Секрет производства — это информация ограниченного доступа, обеспечивающая конкурентные преимущества своему владельцу. Ноу-хау, как и секрет производства, представляет собой набор ин­формации, отдельные компоненты которого могут быть известны, но их сочетание существенно влияет на конкурентоспособность. Для защиты конфиденциальности секретов производства и ноу-хау следу­ет предпринимать необходимые меры.

Секреты производства и ноу-хау могут утеряться или по неосто­рожности, или умышленно (промышленный шпионаж), или через не­зависимое пересоздание (включая обратный инжиниринг продукта собственника секрета). В случае умышленного разглашения взыскать ущерб можно только с непосредственного виновника.

Секрет производства перестает существовать при подаче патент­ной заявки. Потеря секрета производства — цена получения патента.

Как топологии интегральных микросхем (используемые в произ­водстве полупроводниковых чипов), так и дизайны полезных изделий можно защитить регистрацией в Ведомстве по копирайту. Такая ре­гистрация обеспечивает быструю и недорогую, хотя ограниченную, защиту интеллектуальной собственности.

Соглашения о недопущении конкуренции ограничивают права уволившегося работника начать сотрудничество с конкурентом своего бывшего хозяина. Такие соглашения призваны защитить интеллек­туальный капитал работодателя, а государственная социальная поли­тика требует наличия в этих соглашениях временных, географиче­ских и масштабных ограничений, чтобы бывший работник смог най­ти новую работу.

Соглашения о конфиденциальности предполагают контролируе­мое, ограниченное раскрытие конфиденциальной информации. В рамках этого ограничения реципиент информации обязуется соблюдать ее конфиденциальность и использовать ее только в специ­альных целях.

Табл. 1 послужит коротким справочником относительно видов интеллектуальной собственности и сроков действия их защиты, а в табл. 2 приведен перечень интеллектуальных активов, которые мож­но защитить. Таблицы следует рассматривать только как иллюстра­ции. Существует много исключений, о которых следует консультиро­ваться со специалистом. Применение того или иного способа защиты интеллектуальной собственности зависит от конкретной ситуации.



III.

Изобретение может быть защищено только после того, как оно раскрыто ответственному за его защиту. Форма раскрытия изобрете­ния — средство обеспечения раскрытия. Можно принять различные программы премирования или поощрения изобретателей для стиму­лирования раскрытия изобретений и сотрудничества в получении защиты на эти изобретения.

Организация должна убедиться, что она действительно будет об­ладать изобретениями и другими интеллектуальными активами, соз­данными ее сотрудниками. Это достигается подписанием соглашений о передаче изобретений.

IV.

Аудит интеллектуальной собственности предоставляет возможно­сти для того, чтобы составить перечень интеллектуальной собствен­ности фирмы и убедиться, что вся эта собственность правильно пере­дана владельцу и защищена. Этот аудит также обеспечивает иденти­фикацию и документирование ценных интеллектуальных активов и исправляет все упущения в процедурах, используемых фирмой при распоряжении этими активами.

Патентный комитет периодически анализирует состояние портфе­ля патентов фирмы, решая вопросы прохождения патентных заявок, поддержания полученных патентов, целесообразности подачи заявок на патенты других стран.

Много информации о развитии, планах и продуктах конкурентов можно почерпнуть, изучая их патенты. Изучение патентов конкурента также подает сигналы о возможном нарушении патента. Сводка о патентах — наглядное представление данных о патентах.



V.

Национальная культура также играет свою роль. Гораздо менее вероятно втянуть в судебное разбирательство европейцев, чем амери­канцев, а в Японии это почти неслыханное явление (при том, что Япония — один из крупнейших в мире обладателей патентов!). Что и говорить, патентный портфель компании, которая не может его за­щитить, стоит меньше, чем подобный портфель, собственник которо­го тщательно следит за его соблюдением и активно противодействует попыткам его нарушения.

Способность защитить патентный портфель часто зависит от фи­нансов компании (судебное разбирательство по поводу нарушения па­тента стоит в среднем около двух миллионов долларов США). Порт­фель патентов отважного новичка вероятнее всего стоит меньше, чем подобный портфель богатой компании. Естественно, патент "гаражного изобретателя" стоит еще меньше.

Если есть желание защитить свою собственность, но не хватает финансов, можно воспользоваться страховым полисом, снижающим возможность нарушения (он, конечно, тоже стоит недешево).

Вероятность выиграть суд также зависит от ряда факторов: при­знания нарушенным хотя бы одного из патентов портфеля; призна­ния действительным по крайней мере одного из нарушенных патен­тов; признания подлежащим защите по крайней мере одного из на­рушенных и действительных патентов.

Результаты последних исследований позволяют определить стати­стическую вероятность этих событий. Вероятность, что данный па­тент будет признан нарушенным, равна 66%. Вероятность, что дан­ный патент будет признан действительным, равна 67%.

Стоимость патентного портфеля не зависит от количества составляющих его патентов. Это спра­ведливо только в идеальном мире. В реальном мире, где приходится иметь дело с реальностью нарушений и защиты патента, стоимость патентного портфеля увеличивается с его размером. Чем больше па­тентов, тем лучше.

Для определения стоимости патента или портфеля интеллекту­альной собственности используются различные модели. Наибольшей простотой и наименьшей точностью среди них обладает модель вос­становительной стоимости. Модель дисконтированных доходов лучше всего подходит для оценки патентов, используемых исключительно лицензиатами.

Метод рыночной стоимости редко используется для оценки интеллек­туальной собственности ввиду отсутствия эффективных рынков и слож­ности поиска равноценных видов интеллектуальной собственности.

Метод приращения стоимости определяет стоимость патента (или патентов) как разность между стоимостью предприятия с интеллек­туальной собственностью и его стоимостью без таковой. Модель оста­точной стоимости оценивает нематериальные активы в целом. Несмот­ря на ограничения этой модели, она применяется налоговой службой для определения налоговой базы.



VI.

Есть три способа заработать на патенте: использовать его, сдать его в аренду (лицензировать) или продать (передать) его. Продажная цена патента составляет обычно от четверти до половины ожидаемого дополнительного дохода покупателя. В идеале, роялти от лицензии тоже представляют собой часть дополнительного дохода, полученного от использования патентованной технологии. Роялти могут выплачи­ваться единовременно или базироваться на объемах продаж лицензи­рованных продуктов и поступать периодически. Как только лицензия предоставлена, следует отслеживать своевременное поступление всех надлежащих платежей.

Цена патента или патентной лицензии возрастает, если патент продается в пакете с соответствующими ноу-хау и другой информа­цией, облегчающей коммерческую реализацию патентованной техно­логии покупателем (лицензиатом).

VII.

Интеллектуальной собственностью необходимо управлять так же тщательно и бережно, как и материальными активами. Негативные последствия, возникающие от неумелого обращения с интеллекту­альной собственностью, делятся на две категории — потери и недо­оценки.

Стандарт ответственности требует от руководителей банков боль­шей строгости в вопросах управления интеллектуальной собственно­стью, так как банковский бизнес вовлекает широкие слои населения.

Определяя степень обоснованности действия или решения, суды США обычно опираются на традиции и процедуры, принятые в по­добных сферах деятельности; отклонение от этих традиций и проце­дур почти наверняка воспринимается как небрежность.

Руководитель корпорации может делегировать свою ответствен­ность по управлению интеллектуальной собственностью, но должен постоянно информироваться о состоянии дел в этом отношении.

Персональная ответственность возникает в случае, если неумелое управление интеллектуальной собственностью привело к ее потере по вине руководителя фирмы. Это может быть ответственность перед корпорацией, перед акционерами, а при реорганизации или ликви­дации — перед доверенными лицами. В случае неумелого раскрытия или искажения информации, относящейся к интеллектуальной соб­ственности, может последовать уголовная ответственность.

Для проведения аудита и управления портфелем интеллектуаль­ной собственности фирмы руководителям рекомендуется пользовать­ся услугами специального менеджера и/или фирмы.

"Поднятие корпоративной завесы" не считается необходимым для признания персональной ответственности руководителей за наруше­ние патентов корпорацией. Суд рассматривает степень персональной вины причастных лиц.



VIII.

Притязание патента нарушено, если все его элементы обнаружены в устройстве или процессе, выполненном не владельцем патента. На­рушение может быть буквальным или согласно доктрине эквивален­тов. Буквальное нарушение имеет место, когда притязание буквально описывает все детали рассматриваемого устройства или процесса. Ес­ли нет такого буквального совпадения, но соответствующая структу­ра данного устройства выполняет существенно те же функции суще­ственно похожим способом и достигает того же результата, притяза­ние считается нарушенным согласно доктрине эквивалентов.

Субъект, активно побуждающий к нарушению патента, подлежит ответственности как нарушитель. Продавец компонентов патентован­ного изобретения, знающий о том, что они специально предназначе­ны для использования в нарушение патента, несет ответственность как пособник нарушителя.

Главное ограничение применения доктрины эквивалентов — ли­шение права на воспроизведение объема притязания, урезанного в процессе прохождения заявки на патент, с помощью широкой интер­претации формулировок притязания. Последнее решение по делу Резго отменило задним числом все эквиваленты любого ограничения притязания, скорректированного во время прохождения заявки на патент.

Патентная тяжба включает риски признания патента недействи­тельным, не подлежащим защите или не нарушенным. Более того, в случае выигрыша возмещение ущерба может оказаться меньше стои­мости тяжбы.

Иск можно подавать только в суд, в юрисдикцию которого входит как предмет тяжбы (предметная юрисдикция), так и личность ответ­чика (персональная юрисдикция). Персональная юрисдикция осно­вывается на месте проживания ответчика или, в некоторых случаях, на его действиях (юрисдикция "длинной руки"). Вдобавок, иск мож­но подать только в надлежащий суд (среди имеющих подходящую юрисдикцию), правила которого позволяют слушание дела. Выбор места слушания имеет значительное влияние на стоимость и исход тяжбы.

В случае нарушения патента его владельцу рекомендуется обра­щаться в суд присяжных, где он имеет больше шансов выиграть дело.

Потенциальный обвиняемый может предпринять "упреждающий удар", чтобы добиться признания патента недействительным, не под­лежащим защите или не нарушенным. Это связано с предчувствием неизбежности обвинения в нарушении и желанием упредить дейст­вия соперника. Такие действия нарушитель может предпринять и при отсутствии обращения к нему владельца патента.

В случае выигрыша истец может получить компенсацию в виде суммы потерянной прибыли или резонных роялти. Потерянная при­быль — дополнительная прибыль, которую получил бы собственник патента, соверши он продажи, которые фактически совершил наруши­тель. Резонные роялти — роялти, на которые могли бы добровольно согласиться лицензиар и лицензиат в момент начала нарушения.

Владелец патента должен оценить ущерб от вынужденного сни­жения цен вследствие необходимости конкурировать с нарушителем. Следует также рассматривать влияние нарушения на продажи сопут­ствующих товаров или услуг (правило полной рыночной стоимости).

Патентный судебный процесс, как и любая гражданская тяжба, начинается с подачи жалобы на ответчика и направления ему изве­щения о подаче против него иска. Ответчик излагает контраргументы и доводы в свою защиту.

Построение притязания сегодня рассматривается судом в ходе так называемого "слушания Маркмана" (как правило, после признаний и ограниченного исследования конструкции притязания).

Два самых распространенных ответа на обвинение в нарушении патента —"Я изобрел этот продукт самостоятельно" и "Я купил этот продукт у другого". Ни один из этих ответов не считается законным оправданием.

Необоснованное откладывание действий по отстаиванию прав и лишение права на возражение — два самых распространенных пре­пятствия для патентовладельца. Оба связаны с невозможностью предпринять действие против известного нарушителя. Необоснован­ное откладывание действий по отстаиванию прав запрещает возме­щение полученного ущерба (оставляя возможность судебного запрета будущих нарушений патента). Лишение владельца патента права на возражение вследствие некоторых его предшествующих действий за­прещает всякую компенсацию, позволяя обвиняемому нарушителю поверить в свою безнаказанность.

Выбирайте юридическую фирму для защиты своих интересов, ис­ходя из критериев качества, гибкости и цены.

Три базовых подхода к оплате юридических услуг: фиксирован­ный гонорар, почасовая оплата и непредвиденные расходы. В случае нарушения патента почти никогда не используется фиксированный гонорар. Договариваясь о почасовой оплате, требуйте детального опи­сания выполненных задач, времени их выполнения и исполнителей каждой задачи (так называемая "позадачная оплата"). Непредвиден­ные расходы обычно становятся предметом переговоров.

Обвинение в нарушении патента обычно касается целой отрасли. В этих случаях необходимо найти первого ответчика, учитывая не­сколько факторов: мощность конкурента и его способность оказать активное сопротивление; наличие других нарушений (помимо данно­го патента), вытекающих из той же деятельности соперника; участие конкурента в процессах слияния, приобретения, становления, про­дажи фирм и т.п., отвлекающих его от участия в судебном процессе и склоняющих к мирному соглашению.

Участие в тяжбе требует выработки стратегии, что, в свою оче­редь, предполагает четкое определение цели. Причем слишком узкое определение цели может привести к провалу всей стратегии, так как

при таком подходе наверняка будет отброшен ряд возможных реше­ний или соглашений.

Пересмотр патента позволяет патентному эксперту еще раз прове­рить наличие возможных прототипов, которые не были рассмотрены при первом прохождении заявки на патент. Пересмотр патента мо­жет опровергнуть или подтвердить предположение о недействитель­ности патента в свете наличия выявленных прототипов.

Внесудебное урегулирование спора позволяет избежать рисков и издержек, присущих судебному процессу. Кроме всего прочего, мир­ное соглашение учитывает специфические потребности сторон.

Вместо тяжбы стороны могут использовать альтернативные пути решения споров. Различные альтернативные подходы приближенно можно разбить на три категории: посредничество, арбитраж и част­ные суды.


IX.


Интеллектуальная собственность в киберпространстве интерпре­тируется так же, как и в традиционных видах бизнеса. Многие про­блемы, связанные с патентованием методов ведения бизнеса, возни­кают из-за того, что прототипы в этой области никогда не докумен­тировались и не доступны патентным экспертам при рассмотрении заявки на патент. Хотя эту проблему удалось несколько смягчить, многие из первых выданных патентов на методы ведения бизнеса мо­гут оказаться недействительными.

Имена доменов — телефонные номера в Internet. Большинство индивидуальных пользователей и фирм выбирают имена, по которым легко определить их собственника. Некоторые злоумышленники пы­таются вымогать деньги, регистрируя имена доменов, которые ассо­циируются с известными личностями или фирмами. Приняты зако­ны, чтобы противостоять этому явлению.


X.


Успешная научно-исследовательская деятельность корпорации ве­дет к увеличению стоимости корпорации и цены ее акций. Однако не все исследовательские усилия успешны или одинаково влияют на бу­дущие доходы фирмы. Эмпирические данные подтверждают возмож­ность использования трех показателей качества патентного портфеля для оценки будущей прибыльности фирмы по сравнению с другими фирмами этой же отрасли.

Количество патентов, т.е. относительный размер патентного порт­феля фирмы, коррелирует с будущей прибыльностью фирмы.

Частота цитирования патентов данной фирмы в последующих па­тентах — признак того, что цитируемые патенты относятся к базо­вым разработкам и имеют большую ценность.

Связь с наукой — степень цитирования научных работ в качестве первоисточников для патентов фирмы. Чем выше у фирмы показа­тель связи с наукой, тем ближе ее технология к базовым разработ­кам. Патенты, относящиеся к базовым исследованиям, имеют более высокую стоимость, чем патенты на разработку продуктов.








База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница