Романо Проди политик Италии и Евросоюза




Скачать 422.45 Kb.
страница1/3
Дата07.03.2016
Размер422.45 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи
Колпикова Алина Александровна


Романо Проди – политик Италии и Евросоюза (1996-2008 гг.)

Специальность – 07.00.03 Всеобщая история (новая и новейшая история)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва, 2014

Диссертация выполнена в Центре партийно-политических исследований Института Европы Российской Академии Наук





Научный руководитель:

Доктор исторических наук Швейцер Владимир Яковлевич, руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН



Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук, Холодковский Кирилл Георгиевич, руководитель Группы изучения политических институтов, главный научный сотрудник Центра сравнительных социально экономических и социально-политических исследований

Кандидат исторических наук, Новоселов Евгений Иванович





Ведущая организация:

ФГБУН Институт социологии Российской Академии наук


Защита состоится «____»______________ 2014 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д.002.031.02 в Институте Европы РАН по адресу:

125993, г. Москва, ул. Моховая, 11-3 «В».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте (www.ieras.ru) Института Европы РАН


Автореферат разослан «___» _____________ 2014 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Доктор философских наук, профессор Водопьянова Елена Викторовна



Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Тема политического руководства Итальянской Республики является актуальной и обсуждаемой как в самой стране, так и в мире. Итальянцы нуждаются не просто в сильном лидере, а в образе, отражающем настроение народа в определенный исторический период. Такой лидер обязан обладать качествами и навыками, позволяющими решать насущные проблемы государства, корректировать его политический курс. Также, при необходимости, этот человек должен обладать способностью оказывать давление как на оппонентов, так и на соратников.

Отметим, что в политике, – больше, чем в любой другой сфере деятельности, – личные качества влияют на вероятный исход событий. Высказывания как публичные, так и в кулуарных беседах, образ жизни и даже внешний вид политика имеют не меньшее значение, чем его политический курс.

Известный экономист, успешно возглавлявший в 1980-е гг. крупнейшую компанию государственного сектора – Институт промышленной реконструкции, Романо Проди стал одной из ключевых фигур итальянской политики периода Второй республики1. Во главе с Р.Проди левоцентристская коалиция «Олива» добилась победы на парламентских выборах в 1996 г., а Проди сформировал правительство, которому удалось преодолеть серьезные препятствия на пути к вступлению Италии в зону евро. В результате победы над своим главным политическим оппонентом Сильвио Берлускони на выборах 2006 г., Романо Проди во второй раз возглавил итальянское правительство, однако на этот раз в силу ряда причин оно добилось менее существенных результатов. Между периодами пребывания во главе итальянского правительства Р. Проди в течение пяти лет возглавлял Европейскую Комиссию. Именно тогда в Европейском союзе завершились наиболее важные процессы, изменившие как его внешний облик, так и внутреннюю структуру. Среди этих изменений – распространение единой валюты на территории ЕС, создание проекта Конституции, внутренняя реформа общеевропейской администрации, а также присоединение к союзу десяти новых государств.

Таким образом, в период политической деятельности Р. Проди как на национальном, так и на общеевропейском уровне, при его непосредственном участии произошли серьезные изменения. Данное обстоятельство является основанием для изучения политических идей и практики «профессоре».

Вместе с тем, актуальность изучаемой темы определяется и тем, что на сегодняшний день в отечественной историографии отсутствует исследование, посвященное ей в полном объёме.

Целью диссертационного исследования является анализ и определение роли и места Романо Проди в политической жизни Италии и Евросоюза, прежде всего – на посту Председателя совета министров Италии и Председателя Европейской комиссии, а также исследование основных проблем итальянской политики в контексте трансформации политической системы страны в период с 1996 по 2008 гг.

Для достижения обозначенной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

• Рассмотреть основные трансформации итальянской политической системы, произошедшие за последние два десятилетия;

• Определить преимущества и недостатки левоцентристских коалиций «Олива» и «Союз», провести их сравнительный анализ;

• Проанализировать роль Романо Проди в процессе подготовки к вступлению Италии в зону евро;

• Рассмотреть и проанализировать деятельность Романо Проди на посту Председателя Европейской комиссии;

• Оценить вклад Романо Проди в разработку Конституции ЕС, а также рассмотреть его позиции относительно расширения ЕС.

Объектом диссертационного исследования являются политические процессы в Италии и Евросоюзе в период с 1996 по 2008 гг., а предметом исследования – политические идеи Романо Проди, касающиеся роли Италии в ЕС, а также проведенные им в качестве премьер-министра Италии и председателя Еврокомиссии реформы и их возможные последствия.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1996 по 2008 гг. Нижняя хронологическая рамка обусловлена тем, что в 1996 г. было сформировано первое правительство Проди. Однако для более качественного анализа политической обстановки, в которой проходили выборы 1996 г., в первой главе мы представляем читателю некоторые предшествовавшие им события. В их числе – подготовка и ход первых выборов в соответствии с новым избирательным законом, позволившим обновить состав палаты депутатов на 70%. Тогда же были сформированы первые предвыборные коалиции периода Второй Республики. Верхняя хронологическая рамка определяется 2008 г., когда завершило свое пребывание у власти второе правительство Романо Проди.

Научная новизна исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

1. В отечественной историографии до настоящего времени не предпринимались попытки оценить политическую деятельность Р. Проди в обозначенные темой сроки. Несмотря на широкое изучение в российской историографии таких важных вех развития европейской интеграции, как введение единой валюты, присоединение десяти стран–членов к ЕС, подготовка текста европейской Конституции, роль Проди в продвижении этих проектов отдельно не исследовалась.

2. В данной работе анализируется деятельность Р. Проди не только в качестве национального лидера, но и в качестве главы наднационального (общеевропейского) института. Такой подход позволяет рассмотреть проводившуюся им политику на двух уровнях, проследить взаимосвязь и в, определенных аспектах, преемственность.

3. Левоцентристские коалиции «Олива» и «Союз» рассматриваются и сравниваются с точки зрения их роли в политической судьбе Проди.

Новизна работы определяется также и тем, что для разработки данной

темы были привлечены источники, ранее не использовавшиеся при написании отечественных работ.



Методология исследования предполагала определение нескольких этапов аналитического процесса: общенаучного, специально-исторического и частного.

Основным методом для изучения изложенных в диссертации фактов стал историзм. Он способствовал детальному рассмотрению предмета диссертации в контексте современных реалий. Учитывались и факторы внешнего воздействия. Среди общенаучных методов, применяемых в настоящей работе, следует выделить анализ и синтез, индукцию и дедукцию, а также принцип сравнения. Помимо этого, использовались такие специальные методы исторической науки, как историко-сравнительный метод и метод диахронического сравнения.



Теоретическая основа исследования – концепция так называемой британской школы2 теории международных отношений, а также теория конструктивизма.

Центральным методологическим принципом исследований британских теоретиков является принцип холизма, то есть целостности, подчеркивающий, что объединение дает преимущество перед раздробленностью. Данный принцип отражен во взглядах и позиции Романо Проди по таким значимым событиям в процессе развития европейской интеграции, как распространение единой валюты на территории ЕС, подготовка проекта Конституции, а также самое значительное расширение Союза 2004 г.

Сторонники британской школы в области международных отношений указывают на процесс управления, формируемый «снизу». Это позволяет процессу оставаться гибким и активно реагировать на меняющиеся условия. Такая форма руководства способствует осознанию всеми субъектами данной конструкции некой общей цели. Принцип субсидиарности управления стал частью права Европейского союза в качестве одного из основных механизмов сдерживания централизации, так как именно снизу, на максимально удаленном от центра уровне возможно эффективное решение наиболее сложных задач.

С точки зрения конструктивистов3, основные проблемы мировых политических взаимоотношений не определяются силой и властью государств, а являются продуктом принципов, которых придерживаются политические лидеры. Романо Проди, будучи активным сторонником углубления процессов европейской интеграции, определил внешнеполитический курс своего правительства как проевропейский. Это способствовало формированию новой черты внешнеполитической идентичности Италии – ее неразрывной связи с дальнейшим укреплением Евросоюза, когда внутренняя политика будет иметь все меньшее значение, что многие итальянцы расценивают как процесс весьма желательный4.



Степень изученности темы в отечественной историографии с учетом близости происходивших событий очевидно недостаточна. Вместе с тем существует значительный пласт отечественной научной литературы, посвященный итальянской проблематике. В советский период труды историков-итальянистов зачастую были посвящены теме итальянского фашизма5, антифашистской борьбе6, положению рабочего класса7. Европейский вектор в итальянской внешней политике также изучался отечественными авторами8. Многие исследования в отечественной историографии посвящены отношениям СССР и Италии разных периодов9.

Деятельность итальянских политических партий в 1990-е гг. также оказалась в сфере внимания российского научного сообщества. В бытность Романо Проди премьер-министром происходило основное развитие и воплощение в жизнь идей европеизма в Италии, однако его вклад как наиболее активного реформатора никогда не становился в отечественной историографии предметом отдельного исследования.

Интерес к рассмотрению обозначенной темы возник лишь в последние десять-двенадцать лет; при этом в российской историографии политическая деятельность Проди изучалась лишь в контексте отдельных событий. Так, экономические преобразования первого правительства Р. Проди нашли отражение в книге О.Н. Барабанова10. Современное поколение российских исследователей в области истории и политики Италии в своих работах акцентирует внимание на личности Проди прежде всего как на главном оппоненте Берлускони11.

Таким образом, несмотря на широкий круг работ, в которых исследуются вопросы итальянской политической системы, – в частности, отдельных партий (см. статьи Ю.А. Вялкова12, В.П. Гайдука13, И.Б. Левина14, В.П. Любина15, З.П. Яхимович16), в российской историографии все же нет трудов, посвященных наиболее видной фигуре итальянского левого центра. В то же время деятельность главного оппонента Проди – Сильвио Берлускони – находит отражение в ряде работ17. Вместе с тем, Е.А. Матвеевой18 подготовлено диссертационное исследование, в котором рассматриваются внешнеполитические аспекты в программах итальянских партий; А.С. Тыновский19 изучил образование и трансформацию итальянской партии правого толка «Национальный Альянс»; «Лиге Севера» – еще одной правой партии итальянского политического спектра – посвятил исследование Ю.А. Вялков20. В диссертационном исследовании Е.А. Масловой21 раскрываются внешнеполитические установки левых и правых сил Италии, автор рассматривает эволюцию их политических взглядов, анализирует предвыборные программы и выступления С. Берлускони, а также его оппонентов из левого центра, в том числе Р. Проди.

Процесс европейской интеграции, в частности роль и место Италии в этом процессе, в современной российской историографии отражены достаточно широко. Здесь следует выделить работы Ю.А. Борко и О.В. Буториной22, Н.К. Арбатовой23. Одним из основных исследований, посвященных ведущим тенденциям экономического, политического, социального и культурного развития Европы, является коллективная монография «Европа: вчера, сегодня, завтра»24.

Не менее важной с научной точки зрения является двухтомная монография «Европа: проблемы интеграции и развития». В ее первом томе25 рассматриваются исторические предпосылки последующего возникновения, формирования и развития интеграционных процессов в разных регионах Европы. В свою очередь, второй том26 содержит основные европейские акты, возникшие в результате работы различных европейских объединений, делегаций, комиссий, советов.

В трудах Института Европы РАН исследуются практически все направления, уровни и особенности европейской интеграции. Значительный пласт исследований посвящен развитию политических отношений между Россией и Евросоюзом. Внешняя политика и политика безопасности ЕС нашла отражение в трудах Д.А. Данилова27, О.Ю. Потемкиной28. М.В.Каргаловой29 изучается социальное развитие в странах ЕС, а также формирование гражданского общества. Партийно-политические системы современной Европы отражены в статьях В.Я. Швейцера30, институциональная структура ЕС рассмотрена в трудах Л.О. Бабыниной31, Н.Ю. Кавешникова32, вопросы безопасности и сотрудничества в Каспийско-черноморском регионе изучены А.А. Язьковой33, отношения России и ЕС в различных аспектах рассмотрены в работах Ю.А. Борко, О.В. Буториной, Д.А. Данилова, Н.Ю. Кавешникова, В.П. Федорова, Н.П. Шмелева34.

Особо отметим исследования О.Ю. Потемкиной, Л.О. Бабыниной, Н.Ю. Кавешникова, касающиеся политических процессов, развивавшихся в Евросоюзе в период деятельности Р. Проди на посту главы Еврокомиссии. В частности, Н.Ю. Кавешниковым35 исследуется ряд нововведений, принятых в Еврокомиссии с приходом в этот аппарат Р. Проди, и отмечается усиление зависимости Еврокомиссии от Европарламента.

Институт Европы РАН с 2007 г. выпустил серию книг о странах и регионах Европы, среди которых отдельная монография посвящена Италии36. В этой книге российские и итальянские ученые подробно рассматривают наиболее злободневные вопросы современной итальянской политики. В частности, М. Риччери37 анализирует динамику развития коррупции в Италии, О.Н. Барабановым38 исследована позиция Италии в рамках процесса европейской интеграции, Т.В. Зоновой и А.Г. Нестеровым39 отражено видение Р. Проди политических и экономических реалий Италии середины 1990-х гг., Е.А. Маслова40 посвятила исследование внешней политике второго правительства Р. Проди, сравнив ее с политикой С. Берлускони.

Также следует отметить коллективную работу «Европейский Союз в XXI в.: время испытаний»41, в которой речь идет о развитии ЕС в течение первой декады XXI в. В частности, здесь рассматриваются последствия и перспективы расширения Европейского союза, его трансформация, произошедшая в связи с принятием Лиссабонского договора, то есть, затрагиваются наиболее важные вопросы, работа над которыми активно велась в Еврокомиссии под руководством Р. Проди.

Итальянская историография по данной теме гораздо более обширна, нежели российская, однако отдельное исследование, посвященное обозначенной теме в полном объеме, также отсутствует. В основном публикации принадлежат политикам-практикам, которые, занимая те или иные посты, столкнулись либо с деятельностью Проди в качестве премьер-министра, либо с последствиями его политических преобразований. Среди них можно выделить таких известных итальянских журналистов и политиков, как Ф. Коломбо42, Б. Веспа43, С. Романо44. Их труды посвящены непосредственно политической деятельности Романо Проди, в них нашло свое место описание его реформ в рамках анализа общеевропейской экономической системы.

П. Гинзборг – автор многочисленных трудов по истории Италии, английский историк, преподающий современную историю во Флорентийском университете, занимает почетное место среди итальянистов, внесших свой вклад в историографию современной Италии. Исследования Гинзборга45 являются важным элементом современной историографии страны. Охватывая широкие хронологические рамки, П. Гинзборг анализирует и проводит параллели с политикой других европейских стран, сравнивает деятельность разных правительств и одновременно показывает настроение общественности и социально-экономические условия жизни населения, созданные различными правительствами.

Из публицистических работ можно выделить книгу Э. Бональберти46, в которой автор старается воссоздать полную картину двухлетнего пребывания у власти второго правительства Проди. Качественная подборка статей, также посвященная второму политическому «эксперименту» Проди, собрана Э.Оксман в книге «Прощай, Проди»47. Здесь отражена история второго периода деятельности Проди в качестве премьер-министра, цитируются политические деятели того времени – как сторонники, так и оппоненты. В качестве оппонента «продианских» авторов можно выделить Л. Рикольфи48, одного из критиков политики левоцентристов, который делится своими мыслями на страницах «La stampa» и «Panorama».

В процессе изучения деятельности Р. Проди во главе Еврокомиссии нами использовались выводы, к которым пришли Т. Кристианс и М. Грей49.

Немаловажна для данной работы и аналитическая статья Дж.Грациано50, в которой деятельность Комиссии под председательством Р.Проди исследуется в контексте институциональной проблемы Евросоюза.

Различные аспекты внешней политики второго правительства Р. Проди нашли отражение в трудах О. Крочи51, А. Миссироли52, Л. Куальи53, К.М.Радаэлли54.

Внешней политике и международным отношениям посвящена деятельность таких авторитетных итальянских институтов, как Институт международных дел в Риме55 и Институт исследований международной политики в Милане56. Исследования институтов представлены в различных форматах – от краткого обзора темы (ISPI Dossier), более подробного анализа с комментариями (Working Papers, Documenti IAI, ISPI Policy Brief), коллективных исследований и обсуждений (ISPI Studies) до монографий (IAI Research Papers, Quaderni IAI, ISPI Ricerche monografiche). Помимо этого, Институт международных дел выпускает журнал «The International Spectator» и интернет-журнал «Affari Internazionali», где ведущими экспертами проводится обзор и анализ текущей международной обстановки, а также отслеживается позиция Италии, касающаяся темы нашего исследования.

Источниковую базу диссертационного исследования представляет ряд документов, которые, с целью более корректного восприятия отраженной в них информации, следует разделить на группы, исходя из авторства и происхождения. В первую группу были отнесены официальные документы, публикуемые партиями, объединенными политическими коалициями. Сюда следует отнести предвыборные программы57, своды тезисов и основных идей58; материалы национальных и международных институтов по изучению социально-политических и экономических процессов в Италии; экономические и политические доклады итальянских министерств59; законодательные акты60. Важным источником, помогающим понять причины недовольства итальянцев своим социально-экономическим положением, также может служить Конституция Итальянской республики 1947г.61

Рассмотрим подробнее материалы политических, социально-экономических и статистических обзоров, опубликованных ведущими итальянскими научно-исследовательскими институтами. Среди них – Государственный институт Италии по социально-экономическим исследованиям (CENSIS), материалы которого служили основой для анализа социальной обстановки в Италии изучаемого периода. Помимо ежемесячного журнала «Censis Notes&Comments», с помощью которого широкая читательская аудитория имеет доступ к научным исследованиям института, CENSIS ежегодно выпускает «Отчет о социальной ситуации в стране»62. Отчет отражает все наиболее важные составляющие социально-экономической жизни страны: образование, занятость, социальное обеспечение, социальные настроения. Национальный институт статистики (ISTAT), помимо прочих публикаций, занимается подготовкой итальянского статистического ежегодника63, который, облекая в цифры информацию, систематизирует и дает сравнительные характеристики общественно важным сферам жизни страны. Национальный совет Италии по труду и экономике (CNEL) публикует как исследовательские документы (Studi e indagini), так и комментарии, предложения к законам и законопроектам (Osservazioni e proposte, Pareri, Rapporti)64. Данная категория источников содержит значительный объем материалов для изучения различных аспектов итальянской внутренней политики. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места экономики и социально-культурной сферы Италии.



Вторая группа базируется на материалах прессы. Как правило, в передовых статьях отражена позиция редакции по текущим ключевым вопросам, что соответствует ее идеологической позиции. Исходя из ориентации на различные политические течения, пресса обеспечивает лоббирование интересов поддерживаемой коалиции.

В работе использованы материалы газет La Repubblica, Il Corriere della Sera, La Stampa, Il Giornale, Il Manifesto, Il Sole 24 Ore, The Telegraph, The Times и других печатных изданий. Немаловажное значение имеют материалы солидных научных изданий, давно зарекомендовавших себя в академических кругах и живо откликающихся на насущные итальянские и общеевропейские проблемы. Среди них можно выделить Affari Esteri, Affari Internazionali, Modern Italy, International Spectator.

Наиболее субъективной является третья группа источников. В ней представлены книги, брошюры, интервью и другие материалы, автором которых был сам Романо Проди, а также некоторые политики из его окружения. Эта группа источников позволяет нам почерпнуть информацию из «первых уст», найти объяснение тем или иным процессам, захватившим итальянскую политическую верхушку в периоды кризисов, а также выявить истинные мотивы, вынуждавшие Проди выбирать тот или иной политический курс. Первым политическим текстом Проди является небольшая книга «Управлять Италией: Манифест для изменений»65. Здесь сформулированы его идеи по реформированию итальянского государства, а также проанализирована внешняя политика Италии, которая, по мнению автора, должна быть, несомненно, проевропейской.

Проди весьма подробно и тщательно излагает свое видение места Италии в Европе, а также общее состояние Евросоюза и его позиций за пределами Европы (книга «Европейский замысел»66). Эта же тема является доминирующей в книге Проди «Мой взгляд на события. Пять лет правления в Европе»67. Здесь изменился лишь период его анализа. Нашли отражение идеи и рассуждения относительно событий и действий европейских органов власти во время пятилетнего председательства Проди в Европейской Комиссии.

Совместная книга Ф. Коломбо и Р. Проди68 является по существу серией интервью. В качестве руководителя коалиции «Олива» Проди рассказывает бывшему главному редактору газеты «Унита», видному деятелю партии Левых демократов Ф. Коломбо о своих взглядах на мир, войны, терроризм, глобальные и текущие проблемы. Рассуждает он и об уровне жизни населения Европы, о занятости, а также об основных игроках обновленного европейского рынка, о европейских институтах, предприятиях и необходимости регулирования этого рынка. Не оставлены без внимания в книге и тема парламентских выборов в Италии, отношение Проди к ключевым вопросам итальянской политики и основному политическому противнику С. Берлускони.

После ухода из большой политики Проди посвятил себя преподавательской деятельности и публицистике. Он – постоянный автор газеты «Il Messaggero». Изданная в 2012 г. книга Проди «Анализируя мировые события. Задачи на будущее для Европы»69 по существу является сборником этих статей, посвященных не только итальянской и европейской политике, но и широкому кругу вопросов современного международного положения.

Важным источником данной группы является книга одного из самых активных «продианцев», министра второго правительства Проди Джулио Сантагаты70. Автор анализирует собственную работу под руководством Проди как в обоих его правительствах, так и во время председательства в Еврокомиссии. Сантагата вошел в первое правительство Проди как советник по делам экономики, в этом же качестве он отправился в Брюссель, когда Проди возглавил Еврокомиссию. Позднее Сантагата был назначен министром департамента по реализации государственных программ второго правительства Р. Проди.

В отличие от работы Сантагаты в труде Массимо Д’Алемы71, министра иностранных дел во втором правительстве Проди, основное внимание уделено ключевым для Италии внешнеполитическим событиям: войне в Ираке, итальянской миссии в Афганистане, израильско-ливанскому конфликту.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница