Роль религиозного фактора в политических процессах в Израиле




Скачать 125.33 Kb.
Дата28.07.2016
Размер125.33 Kb.


Роль религиозного фактора в политических процессах в Израиле
На законодательном уровне религия в Израиле не имеет государственного статуса. Однако религия не отделена от государства и является его неотъемлемой и интегральной частью. Такое неординарное положение религии, безусловно, отразилось на том, что в Израиле нет конституции: ее подменяет свод из 13-ти Основных законов, процесс составления которых ещё не завершён.

В Декларации независимости Израиля — правовом документе, в котором провозглашается образование Государства Израиль и излагаются основные принципы его устройства, отмечается, что новое государство создавалось как «национальный очаг для еврейского народа», и оно определяется как «еврейское государство».1 Но далее утверждается, что Государство Израиль «осуществит полное гражданское и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола; обеспечит свободу вероисповедания, совести, выбора языка, образования и культуры; будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии ООН».2

Вместе с тем Декларация независимости Израиля даже по определению Верховного суда Израиля лишь «позволяет в определённых случаях толковать законы в соответствии с заложенными в ней принципами, но не является ни конституцией, ни законом».3 Что касается Закола о возвращении, то он дает право всем евреям, а также «детям и внукам еврея, его супругу/супруге и супругам его детей и внуков, получить гражданство страны».4 При этом такое право не распространяется на евреев или их родственников, исповедующих иную религию кроме иудаизма.5

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Израильские арабы, которые составляют 20,9 % от населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (79,4 %), 11,3 % из них - христианине и 9,3 % - друзы.6

До 1965 г. в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности; в 2002 г. графы с указанием этих сведений были отменены. Однако во внутренних реестрах израильского МВД национальность каждого гражданина по-прежнему фиксируется. Известны случаи, когда лица, получившие израильское гражданство на основании Закона о возвращении, лишались его после того, как выяснялось, что они примкнули к христианской конфессии.7

С мая 2002 г. израильские власти прекратили рассматривать заявления, поданные арабскими гражданами Израиля (исключая друзов) о воссоединении с родственниками – жителями Западного берега и сектора Газа. В июле 2003 г. Кнессет большинством голосов принял поправку к Закону о гражданстве и въезде в Израиль, которая препятствует получению в Израиле статуса постоянного жителя детьми старше 14 лет, один из родителей которого имеет израильское гражданство.8 Эта поправка фактически пресекла возможность воссоединения арабских семей в Израиле.

Среди еврейского населения Израиля, численность которого на данный момент составляет 6,1 млн. чел., 24 % относят себя к соблюдающим все предписания иудаизма. Из них 10% считают себя ультраортодоксами. Некоторые представители этой группы признают государство Израиль лишь де-факто. По их мнению, только государство, живущее по галахическим законам, может заявлять о себе как о еврейском государстве. Кроме того, в Израиле существуют ультраортодоксальные группировки, представленные «а-Эда а-харедит» («Набожная община»), Сатмарскими хасидами, «Наторей Карта» («Стражи города») и др. Они не признают государство Израиль и его законов, игнорируют выборы, отвергают правительственные дотации, объявляют день независимости страны днем поста и покаяния, считая сам факт образования Израиля продолжающейся катастрофой еврейского народа. Еще 14% ультраортодоксов называют себя «харделим», т.е. ортодоксами и националистами одновременно. Они активно поддерживают национально-религиозные партии, выступают за очищение «земель библейских предков» от иноверцев, участвуют в поселенческом движении на оккупированных Израилем в 1967 г. палестинских территориях. 27% входят в категорию т.н. «масортим», т.е. людей, соблюдающих религиозные традиции и праздники, а остальные 49% обращаются к религиозным ценностям нерегулярно или вообще индифферентно относятся к религии.
Отношение еврейского населения Израиля к религии

Источник: Данные опроса общественного мнения, проведенного в 2012 г. Институтом исследований Рафи Смита для израильской ассоциации ХИДУШ за свободу религии и гражданское равноправие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hiddush.blogspot.ru/p/blog-page_23.html

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса официальной религии, его институты тесно переплетены с государственными структурами и финансируются из государственного бюджета. С момента образования Израиля в нем действует так называемое общепринятое соглашение, представляющее собой исторический компромисс (статус-кво) между всеми политическими силами страны. Это соглашение определяет, что суббота, основные религиозные праздники, посты и памятные дни будут выходными днями, и в эти дни не будут работать государственные и частные учреждения и предприятия, магазины, общественный транспорт. Кашрут9 будет соблюдаться повсеместно; религиозное ортодоксальное образование будет пользоваться полной автономией, бракоразводные дела будут находиться в компетенции раввинатских судов.

Основная особенность правовой системы государства заключается в том, что она, во-первых, базируется на талмудическом прецедентном принципе, который предусматривает, что суд при вынесении решения по делу должен руководствоваться ранее вынесенными по аналогичным делам решениям судов той же или вышестоящей инстанции. То есть суд руководствуется принципом «stare decisis» (ранее принятое решение остается в силе). А, во-вторых, израильская правовая система включает многие элементы еврейского галахического законодательства.10 Израильский суд при принятии решения по какому-то вопросу, в первую очередь ведет поиск решения среди законов Государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских законодательных первоисточников.

С основанием Израиля министерство по делам религий контролирует деятельность всех существующих в Израиле конфессий, включая многочисленные иностранные миссии, в том числе Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. После принятия в 1967 году Закона об охране Святых Мест все участки и находящиеся на них постройки, исторически принадлежащие христианским и мусульманским и иным конфессиям, попали под действие этого закона. С этого времени любая деятельность (строительство, ремонтные работы, археологические раскопки, коммерческая деятельность, обеспечение паломников, обеспечение безопасности и правопорядка, снабжение религиозных представительств, водой, электричеством, рабочей силой и т.п.) требует постоянного согласования с израильским министерством по делам религий, а также получение специального согласия министра юстиции Израиля. Статус иностранных религиозных представительств и принадлежащих им движимого и недвижимого имущества до сих пор остается неопределенным. Как показывает действительность, израильский Закон о Святых местах работает крайне однобоко, обеспечивая благоприятные условия для израильских религиозно-исторических памятников. В то же время представители других конфессий существенно ограничиваются в своих правах. Регулярно отмечаются также случаи осквернения христианских и мусульманских святынь. Вопреки Закону, который на бумаге гарантирует право верующих на посещение Святых мест, принимаются указы других ведомств, например министерства обороны, которые запрещают мусульманам нерезидентам Иерусалима младше 40 лет участвовать в пятничных молитвах в мечетях на Храмовой горе.

Под юрисдикцией религиозно-общинных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (бракоразводные дела, захоронения, часть вопросов наследственного права). Раввинатские суды также решают все вопросы, касающиеся гиюра.11 Суды всех инстанций в Израиле, включая религиозные, находятся под юрисдикцией Верховного суда справедливости (БАГАЦ), являющегося одновременно верховным апелляционным судом.

В 1980 г. Кнесетом был принят закон о Верховном раввинате, определивший процедуру его избрания и его функции. По закону Верховный раввинат избирается особым собранием, состоящим из 80 раввинов и 70 представителей общественности; срок, на который избираются верховные раввины - десять лет. Было установлено, что каждый из двух верховных раввинов (ашкеназийский и сефарский)12 по очереди на протяжении пяти лет занимает должности председателя Раввинского совета и председателя Верховного раввинского суда. Раввинский совет Верховного раввината дает ответы на галахические вопросы и консультации по ним, заботится о сохранении религиозных ценностей в обществе, выдает свидетельства о кашруте, лицензии на право отправления должности даяна (судьи), раввина городской общины и раввина, регистрирующего браки.13 В городах и населенных пунктах современного Израиля действуют 130 религиозных советов (моацот датиот); около 500 раввинов, находящихся на государственной службе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над правильным соблюдением субботы, еврейских праздников и кашрута, ведут соответствующую работу в армии. В десяти городах страны действуют 15 раввинатских судов. Квалифицированные кадры для религиозных учреждений готовятся в основном в Раввинатском Центре им. раввина Кука в Иерусалиме, религиозном университете Бар-Илан, а также в Еврейском университете в Иерусалиме.

Верховный раввинат Израиля не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в политическую жизнь страны. Позиции раввината особенно сильны в таких министерствах, как министерство по делам религий, внутренних дел, министерства образования и здравоохранения. Главной религиозно-политической партией, представляющей интересы Верховного раввината в органах власти, является МАФДАЛ («Национально-религиозная партия»), которая с 2008 г. вместе с группой партий, отражающих интересы религиозных националистов, образует парламентский блок а-Байт а-йеуди» («Еврейский дом»). Ультраортодоксальное течение также имеет свои политические партии. Наиболее представительные из них — «Яадут вэ-Тора» («Единство Торы и иудаизма») и «ШАС («Объединение сефардов - хранителей Торы»). Эти партии активно сотрудничают с парламентскими фракциями и правительством, добиваясь, прежде всего, государственного финансирования своих учреждений.

На последних выборах в Кнессет 20-го созыва, состоявшихся 17 марта 2015 г., за религиозные партии проголосовали 16% израильских избирателей, и в общей сложности они получили 21 мандат из 120. Все религиозные партии согласились войти в правительственную коалицию, возглавляемую лидером «Ликуда» Б. Нетаньяху. Депутаты от «Еврейского дома» возглавляют министерство образования и министерство по делам Иерусалима и диаспоры (Нафтали Беннет), министерство юстиции (Айелет Шакед), министерство сельского хозяйства и аграрного развития (Ури Ариэль). Депутаты от ШАС стали министрами по делам религий (Давид Азулай), экономики и развития Негева и Галилеи (Арие Дери). Кроме того, представители от партии «Единство Торы и иудаизма» Меир Поруш и Яаков Лицман заняли соответственно посты заместителей министров образования и здравоохранения, Ицхак Коэн и Мешулам Нахари от ШАС – заместителей министров финансов и социального обеспечения и Эли Бен-Даган от «Еврейского дома» - замминистра обороны.

Блок «Еврейский дом» придерживается религиозно-сионистской идеологии и всемерно поддерживает правонационалистическое движение «Эрец Исраэль шлема» («Движение за единый и неделимый Израиль»). Основной электорат партийного блока – религиозные поселенцы. Главная политическая задача «Еврейского дома» состоит в следующем: «Мы стремимся к укреплению еврейского характера страны и будем бороться против тех, кто старается превратить Израиль в государство всех граждан».14 План действий, предлагаемый религиозными националистами, предполагает, что «границы Израиля простираются от берегов реки Иордан до Средиземного моря; никакое палестинское государство не будет создано в рамках этих границ Израиля; Иерусалим - вечная столица Израиля и никогда не должен быть разделен; еврейские поселения на всей территории Эрец Исраэль15 жизненно важны для нашей безопасности, и любое будущее мирное соглашение должно гарантировать сохранность существующих поселений, как и то, что они останутся под израильским суверенитетом; Голанские высоты – неотъемлемая часть Израиля, и они должны оставаться под израильским суверенитетом; фракция выступает против предоставления арабам «права на возвращение».

«Фракция считает, что поселенческое движение исполняет заповеди Всевышнего, и она клянется всемерно участвовать в этом движении и выступать против любых попыток остановить поселенческую деятельность. Партия будет лоббировать создание новых поселений и расширение существующих поселений в Галилее, на Голанских высотах, в Иудее и Самарии, Иорданской Долине и Негеве. Партия будет содействовать увеличению численности еврейского населения в Иудее и Самарии…».16

В программных положениях партии ШАС поднимаются только вопросы религиозной морали, этики и религиозного воспитания. Партия апеллирует на выборах к тем слоям израильской общественности, которые заинтересованы в укреплении религиозных ортодоксальных канонов иудаизма в Израиле. По конкретным политическим вопросам представители партии ШАС в госструктурах руководствуются галахическими постановлениями Совета библейских мудрецов, прежде всего рекомендациями духовного лидера движения раввина Овадии Йосефа, который неоднократно в своих проповедях призвал евреев активнее селиться на Западном берегу, а также отверг план А. Шарона по выводу израильских войск и поселенцев из Газы. На протяжении всего периода своего существования ШАС возражает против демонтажа поселений и своей парламентской деятельностью способствует укреплению поселений и оказанию им финансовой поддержки.

В отношении поселений на Западном берегу позиции партии совпадают с ШАС. Партийные политические ориентиры передаются ортодоксальной аудитории в основном в устной форме посредством духовных проповедей религиозных авторитетов, среди которых выделяются раввины Йосеф Шалом Элишай, Ахарон Лейб Штейман, Элазар Шах (ум. в 2001 г.), Авраам Равиц (ум. в 2009 г.), Меир Поруш, Яаков Лицман. Движение принципиально не пользуется Интернет ресурсами.

Как известно, религиозный сектор в Израиле является почти полностью дотационным: он меньше всего производит и в основном финансируется за счет госбюджета. Уже сейчас за согласие присоединиться к правительственной коалиции религиозные партии выставили счет в размере 20 млрд шекелей.17 Значительная часть этой суммы будет потрачена на содержание религиозных учреждений и системы религиозного образования «Мааян» («Источник»). К этому следует добавить, что по подсчетам израильских экономистов, только прямые ежегодные инвестиции из госбюджета на поселения составляют более 9 млрд шекелей (13 % расходной части бюджета)18. С учетом того, что основная масса израильских поселенцев – это ортодоксальные иудеи, то эта статья расходов является также важным каналом дотирования религиозной инфраструктуры.




1 Краткая еврейская энциклопедия. О-во по исследованию еврейских общин: Иерусалим, 1982. – Т.2. – С. 300.

2 Там же.

3 Решения Верховного суда Израиля. Дело БАГАЦ 10/48, Иерусалим, 1948. – Т. 1. – С. 85.

4 Крылов А.В. Закон о возвращении. Перевод с яз. иврит // Воробьев В.П., Воробьева Е.В. Верховный Суд в конституционно-правовой системе Государства Израиль. М., МГИМО (У) МИД России. 2008. СС. 202-203.

5 В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II—I тысячелетий до н.э. среди западносемитских племен аморрейской группы. В более широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих па протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни большинства верующих евреев.

6 Statistical Abstract of Israel. Population by Religion. Central Bureau of Statistics: Jerusalem, 2014-No.65. - P. 91.

7 Крещенный Исраэль, или Православные на Святой земле, BBC-News, 09.05.2008.

8 Закон о гражданстве и въезде в Израиль (временное положение) от 31.07.2003 // Свод законов Государства Израиль. Т. 1901, август 2003. - СС. 544-545 (на яз. иврит).

9 Кашрут – иудейские религиозные запеты и разрешения.

10 Галаха - иудейский религиозный закон, законодательный акт. Галаха, Агагада (Предание) и Гемарра (Окончание или более поздние дополнения к Галахе) составляют Талмуд (Учение), который в IV-V вв. н.э. стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.


11 Гиюр – процедура перехода прозелитов в иудаизм.

12 Еврейское население Израиля принято разделять на три этнические группы: ашкеназы или ашкеназийские евреи – выходцы из европейских стран, Северной и Южной Америки, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии; сефарды или восточные евреи – выходцы из стран Азии и Северной Африки и цабра – уроженцы Израиля (Палестины до 1948 г.).

13 Краткая еврейская энциклопедия… Т. 1. С. – 655-656.

14 Политическая программа блока «Еврейский дом». Полный текст программы в переводе на русском языке прилагается.

15 «Эрец Исраэль» «(Земля Израиля») – в Ветхом Завете это определение относится к территории, дарованной Всевышним Аврааму и его потомкам. Границы «земли обетованной» очерчены «от реки Египетской до великой реки Евфрат» (Быт. 15:18). В книге Исхода обозначены пределы протяженности «Эрец Исраэль» с юга на север: «от моря Чермного (т.е. Красного моря) до моря Филистимского (Средиземного моря)» (Исх. 23:31). По Библии в пределах земли, отведенной для заселения коленами Израиля, указываются также Заиорданье (территория современной Иордании) и южные районы Ливана и Сирии (Чис. 32:33-42; 34:3-12; Втор. 3:8-17; Иис.Нав. 14-17).

16 В отношении территории современного Западного берега реки Иордан и сектора Газа в Израиле часто используется аббревиатура ЙЕША (Йегуда, Шомрон вэ-Аза) – собирательное обозначение на иврите трех библейских географических названий: Иудея, Самария и Газа. Израильские поселенцы и их сторонники считают эти территории неотъемлемой частью «Земли Израиля» («Эрец Исраэль»). Поселенцы часто называют Западный берег и Газу также «освобожденными территориями».

17 [Электронный ресурс новостного израильского агентства «Израиль 24»]. – Режим доступа: http://il24.ru/israel/politics/875-mrachnoe-buduschee-izrailya.html

18 Shir Hever: The Political Economy of Israel's Occupation. February, 23, 2011. [Электронныйй ресурс]. - Режим доступа: http://www.inminds.com/shir-hever.ph



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница