Роль промышленности в экономике субъектов



Скачать 490.87 Kb.
страница1/2
Дата17.07.2016
Размер490.87 Kb.
  1   2
Роль промышленности в экономике субъектов (государственные, региональные, муниципальные).

Развитие науки и практики в области размещения производительных сил требует все более глубокого изучения важнейших категорий - объективных закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил.

В России, да и в других странах СНГ, назрела необходимость активного преобразования территориальной структуры общественного производства, осуществления новых, прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил, коренной перестройки управления этими процессами в условиях регулируемого рынка. Вопросы территориальной организации, как и развития всего народного хозяйства, ставятся в качественно иной плоскости, их решение подчинено приоритету социальных целей, интересов и потребностей человека, для реализации которых есть только один путь - повышение эффективности общественного производства.

Господство административно-командных методов управления в советское время негативно повлияло и на размещение производительных сил. Жесткая централизация управления не позволила наиболее целесообразно использовать все факторы размещения, раскрыть производственно-экономический потенциал регионов.

Опираясь на достижения мировой и отечественной экономической науки, научно-технического прогресса и потенциальные возможности регулируемой рыночной экономики, надлежит вывести народное хозяйство из кризисного состояния. При этом одно из важных мест занимает научно обоснованное размещение производительных сил.

До недавнего времени региональная экономика, как самостоятельная наука, имеющая специфический предмет, инструментарий, в России не изучалась. Вызвано это было тем, что все ресурсы распределялись централизованно и величина дифференциальной ренты для них никак не учитывалась. Изучение теории и практики региональной экономики и управления является сегодня актуальной и значимой проблемой.

Обеспечение высоких темпов экономического роста является для России и ее регионов важнейшей проблемой стратегического значения. Будущее страны напрямую зависит от того, насколько удастся перевести ключевые отрасли промышленного производства на уровень наиболее экономически развитых государств. Более того, необходимо добиться опережающих западные страны экономических показателей и результатов. К сожалению, сегодня в промышленности РФ существует явный перекос в сторону развития добывающих отраслей, а также металлургического производств. В этой связи ключевым фактором достижения указанных выше целей является обновление машиностроительного комплекса и важнейших высокотехнологичных производств в регионах Российской Федерации.
Неэффективные административно-командные принципы, стиль и технологии управления промышленностью и экономикой должны уйти в прошлое.
Органы государственной власти в субъектах, а еще в большей степени территориальных образованиях должны сменить управленческие алгоритмы

времен "развитого" социализма на современные рыночные отношения, которые позволят создать на местах собственные производства в различных секторах экономики.
Для этого в России создана новая стройная управленческая парадигма, способная в рамках концепций, стратегий, государственных программ и подпрограмм решать стратегические задачи социально-экономического развития, как страны, так и территорий субъектов Российской Федерации. Чтобы усилить роль муниципальных образований в создании на территориях промышленных производств, следует отказаться от запретительных, фискальных мер воздействия органов государственной власти на производственные процессы.

ОЦЕНКА УТРАЧЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Чеченская Республика в прошлом являлась индустриально-аграрной. На ее территории был создан мощный многоотраслевой производственный комплекс, основу которого составляли базовые отрасли промышленности (нефтедобыча и нефтепереработка, нефтехимия, машиностроение), транспорт, строительная индустрия. Большое развитие получила отраслевая наука, и самые высокие ее достижения были: крекинг нефти, газобензиновое производство, авиационные масла, высококвалифицированные кадры для всего нефтехимического комплекса СССР. Вместе с тем на высоком уровне были развиты и сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли, прежде всего пищевая промышленность.

Структура совокупного общественного продукта в 1991 г. выглядела следующим образом (%):

-промышленность – 41,4;

-сельское хозяйство – 34,1;

-строительство – 11,2;

-транспорт, связь – 4,3;

-другие отрасти – 3,0.

Особенностью экономики советской Чечни была сверхвысокая концентрация производительных сил в городе Грозном, и как следствие - слабое развитие сети городских поселений, относительно низкий уровень урбанизации.

Приведенные показатели наглядны, - они показывают, каким большим потенциалом обладала Республика, как много она утратила, сколько сил потрачено на восстановление экономики и социальной сферы.

В настоящий момент, в республике завершен период восстановления экономики в рамках Федеральных целевых программ. В ходе этого этапа закончено восстановление всех систем жизнедеятельности, созданы основы экономики, в том числе и промышленности республики. В рамках утвержденных государственных программ и подпрограмм, а также программы госгарантий планируется реализовать ряд крупных инвестиционных проектов в промышленности и энергетики, что позволит создать часть необходимого количества рабочих мест.

Развитие промышленности является важнейшей составной частью плана действий по развитию экономики республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Республика располагает уникальными возможностями для создания современного промышленного комплекса, и при этом может учесть все прежние недостатки в его структуре и современные рыночные реалии. По мере развития промышленности государственные предприятия необходимо приватизировать, передав их в частные руки. Для этого утвержден и реализуется в республике план приватизации государственного имущества. Приватизация ГУПов позволит оживит деятельность производственной сферы республики и увеличить доходы бюджетов всех уровней.



Промышленность

Промышленность Чеченской Республики сегодня представлена в основном крупными филиалами естественных монополий Российской Федерации в сфере нефтегазодобычи и энергетики, а также предприятиями промышленности, транспорта, связи агропромышленного комплекса и стройиндустрии, восстановленных в рамках федеральных целевых программ, осуществляющих свою экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающие производства и производства и распределении электроэнергии, газа и воды.

Состояние экономики сферы промышленного производства Чеченской Республики в 2013 году характеризовалось стабильным ростом основных производственных показателей и устойчивым развитием отрасли.

Всего по республике в 2013 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами промышленными предприятиями в сфере производства, составил 17876,2 млн.руб. или 116,2%, в том числе: добыча полезных ископаемых 4427,0 млн.руб. или 108,2%, обрабатывающие производства – 2798,9 млн.руб. или 134,2%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 10650,3 млн.руб. или 111,5%. по сравнению с 2012 годом.

Увеличение объемов промышленного производства по виду экономической деятельности обрабатывающие производства на 1057,8 млн.руб. или 134,2% произошло за счет модернизации и технического переоснащения действующих производств, внедрения новых эффективных технологий и оборудования в рамках реализуемых в реальном секторе экономики мероприятий федеральных целевых и республиканских программ.

Наиболее высокие темпы производства достигнуты в таких секторах экономики как, производство пищевых продуктов, включая напитки и табака - в 2,0 раза, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – в 2,4 раза, производство прочих неметаллических минеральных продуктов (стройматериалы) - 159,3%, производство машин и оборудования 155,4%.

Рост показателя производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 1098,5 млн.руб. или 111,5% сложился в основном за счет ввода и подключения к энергетическим мощностям новых потребителей в различных сферах экономики республики.

Индекс промышленного производства в 2013 году по отношению к 2012 году составил 116,2%.

В общем объеме отгруженных товаров собственного производства по отдельным видам экономической деятельности наибольший удельный вес занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 57,2%, на добычу полезных ископаемых приходится 26,6%, на обрабатывающие производства – 16,2%. Количество занятых в указанных сферах в 2013 году составило 13965 человек против 12212 человек в 2012 году.


Доля продукции, выпускаемой предприятиями, подведомственными Минпромэнерго ЧР в структуре производства и отгрузки промышленной продукции по виду экономической деятельности обрабатывающие производства, за 2013 год составила 14,5%, против 33,7% в 2012 году.

Снижение доли продукции, выпускаемой предприятиями, подведомственными Минпромэнерго ЧР в общей структуре производства вызвано ростом показателя обрабатывающие производства в 1,6 раза.
Транспортный комплекс

Одним из приоритетных направлений экономической политики в Чеченской Республике является развитие сферы транспорта и связи. В условиях рыночной экономики транспортный комплекс и связь выступают, как целостная инфраструктурная система, влияющая на все сферы государственной и общественной жизни.

Министерство транспорта и связи Чеченской Республики и Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики осуществляют координацию деятельности в сфере транспорта и связи, дорожного хозяйства, обеспечивают инфраструктурное развитие с учетом приоритетов государственной экономической политики.

Транспортный комплекс республики включает в себя 8968,6 км автобусных маршрутов, 695 км железнодорожных путей, крупные железнодорожные узлы с вокзалами «Грозный» и «Гудермес», международный аэропорт «Грозный-Северный», автовокзалы «Центральный» и «Западный». Сеть автомобильных дорог республики составляет 3032 км.

По итогам 2013 года основные показатели деятельности транспортного комплекса имеют разнонаправленный характер.

Так в 2013 году грузооборот транспорта составил 1379,6 млн. тонно-километров, в том числе железнодорожного – 1261,6 млн. тн-км, автомобильного – 96,4 млн. тн-км, воздушного – 21,6 млн. тн-км. Рассматриваемый период характеризуется увеличением на 5,2% объемов грузооборота транспорта общего пользования по сравнению с 2012 годом.

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2013 году составил 851,2 млн. пасс. километров или 123,7% по сравнению с 2012 годом, в том числе железнодорожного – 51,0 млн. пасс. километров или 97,3% по сравнению с 2012 годом, автомобильного – 566,0 млн. пасс. километров или 126,1% по сравнению с 2012 годом, воздушного – 234,2 млн. пасс. километров или 128,3% по сравнению с 2012 годом.

Доля автомобильного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования занимает 98,2%. Автомобильный транспорт является основным перевозчиком пассажиров в республике.



Автомобильный транспорт

Доля автомобильного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования занимает наибольшую часть.

В Чеченской Республике пассажирскими перевозками занимаются 7 организаций, из них 2 предприятия государственной собственности (ГУП «Чечавтотранс» и ГУП «Чечентрансагентство») и 5 организаций частной формы собственности (ООО «Микроавто», ООО «Нанат», ООО «Сталкер», ООО «Грозавто» и ООО «Мамед-98»).

Пассажирские маршруты в республике обслуживают 605 ед. автобусов, закрепленных за ГУПами и 1505 ед. микроавтобусов принадлежащих индивидуальным предпринимателям.

Доля процентов от общих перевозок на рынке услуг пассажирских перевозок автомобильным транспортом составляет:

ГУП «Чечавтотранс» - 35%; ООО «Нанат» - 25%; ООО «Сталкер» - 15%; ООО «Грозавто» - 14%; ООО «Микроавто» - 10%; ГУП «Чечентрансагентство» -0,9%; ООО «Мамед-98» - 0,1%.

Лидирующее положение на рынке услуг пассажирских перевозок в Чеченской Республике среди государственных предприятий занимает ГУП «Чечавтотранс», поскольку имеет наибольшее количество автотранспорта для обслуживания пассажирских маршрутов.

В целом по республике, как видно из приведенных данных, доминирующее положение занимает частый сектор (индивидуальные предприниматели).

В 2013 году доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 0,3% и суммарно составили 245,330 млн.руб. Увеличение доходов вызвано ростом тарифов на перевозку пассажиров, увеличением пассажиропотока и транспорта на линиях. Однако выйти на уровень прибыльности предприятиям не удалось, связано это с пропорциональным увеличением расходов. Так, в 2013 году расходы составили 433,935 млн.руб., соответственно убытки – 188,61 млн.руб.

Финансово-экономическое состояние предприятий, подведомственных Министерству транспорта и связи Чеченской Республики, характеризуется убыточностью, которая складывается в основном из-за разницы между фактической себестоимостью проезда пассажиров и тарифом проезда на автобусах, утвержденным Государственным комитетом цен и тарифов Чеченской Республики. Складывающиеся убытки предприятий транспортного комплекса занятых в перевозке пассажиров компенсируются Министерству транспорта и связи Чеченской Республики из бюджета республики в виде дотаций.



Справочно: фактическая себестоимость перевозки пассажиров в городском сообщении (по данным Минтранса ЧР) составляет 16 рублей, а тариф, утвержденный Госкомцен ЧР составляет – 10 рублей.

Воздушный транспорт

Аэропорт Грозный «Северный» начал функционировать в марте 2007 года. Инфраструктурный комплекс аэропорта находится в ведении ФГУП «Вайнахавиа», которое занимается обслуживанием пассажиров, обработкой грузов и услугами по обслуживанию воздушных судов. Перевозку пассажиров и грузов при этом осуществляет ОАО «Авиакомпания «Грозный Авиа». Аэропорт принимает и отправляет до 40 рейсов в неделю, по маршрутам Грозный – Москва, Грозный-Санкт-Петербург, Сургут-Грозный, Грозный – Астана (Казахстан), Грозный – Стамбул (Турция). Выполняются также чартерные рейсы в страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время ведется работа по обновлению парка воздушных судов ООО «Авиакомпания «Грозный Авиа». В ближайшем будущем планируется, открыть новые воздушные рейсы в зарубежные страны.

В 2013 году доходы ФГУП «Вайнахавиа» по сравнению с 2012 годом выросли на 208,1 млн.руб. или 237% и составили 360,0 млн.руб. Увеличение доходов связано с увеличением пассажиропотока на воздушных маршрутах и количества авиарейсов. В 2013 году по сравнению с 2012 годом количество авиарейсов увеличилось на 637 рейсов. Соответственно перевезено на 37281 пассажиров больше, чем в 2012 году.

На рост финансовых показателей, также повлияло увеличение количества международных рейсов в Турцию (Анталия).

В условиях жесткой конкуренции со стороны авиакомпаний Юга России а/к «Грозный-Авиа» делает акцент в своей работе на улучшение качества и спектра предоставляемых сервисных услуг, расширение географии полетов, оптимизации маршрутов, как на международных рейсах, так и внутри РФ.
Таблица 8

Наименование

2013г.

2012г.

%

Перевезено пассажиров, чел.

151340

114059

132,7

Количество рейсов

3650

3013

121,4

Перевезено грузов, тн

355

337,7

105,1

Выручка, млн.руб.

360,0

151,9

237,0


Железнодорожный транспорт

По состоянию на 2013 год в системе железнодорожного транспорта Чеченской республики функционирует одно предприятие - ГУП Аргунский «Промжелдортранс». Грозненское отделение СКЖД было упразднено в соответствии с приказом ОАО «РЖД» № 92/н от 19.05.2010г. «Об упразднении Ростовского, Краснодарского, Минераловодского, Махачкалинского и Грозненского отделений железной дороги».

Основные цели и задачи ГУП Аргунский «Промжелдортранс» - это перевозка грузов в вагонах общесетевого парка и в собственных вагонах от магистральной станции до грузополучателей (отправителей) с расстановкой по погрузо-разгрузочным фронтам и наоборот.

Промышленный железнодорожный транспорт обеспечивает погрузку, выгрузку и транспортировку грузов внутри отдельных промышленных предприятий на путях не общего пользования, а так же связь с транспортом общего пользования, в рамках его функционирования на начально-конечных операциях при перевозке грузов.

По итогам работы за 2013 год предприятием перевезено 284714 т грузов, против 152897 т в 2012 году.

Выручка полученная предприятием на операциях по перевозке грузов составила 10053,6 тыс.руб., что на 3299,6 тыс.руб., больше, чем в 2012 году.

Положительная динамика основных показателей финансово-экономического состояния ГУП Аргунский «Промжелдортранс» в текущем году связана с увеличением спроса в республике на перевозки грузов частных грузоотправителей.

Таблица 9



Наименование

2013г.

2012г.

%

Перевозка грузов, т

284714

152897

186,2

Доходы, млн.руб.

10,0

6,7

148,8

Увеличение спроса в республике на грузоперевозки диктует необходимость восстановления железнодорожной сети промышленного транспорта республики разрушенного в период разрешения кризиса на территории республики. В этой связи одним из проблемных вопросов сдерживающих дальнейшее наращивание объемов грузоперевозок в республике является проблема Восстановления участка железнодорожного пути от ст. Заводская, г.Аргун до ст.Цементная, с.Чири-Юрт, длиной 41 км, в т.ч.: 29 км -основной путь и 12 км внутризаводские ж/д пути. Положительное решение данного вопроса позволить, также выйти Чеченскому цементному заводу на проектную мощность и обеспечить республику цементом собственного производства.

Кроме того, серьезным сдерживающим фактором для дальнейшего развития экономики сегодня является разрушенный в период известных событий участок железнодорожного сообщения Грозный-Слепцовская, протяженностью 57 км. Восстановление железнодорожного сообщения Грозный-Назрань с одновременным переводом железнодорожного транспорта на электрическую тягу даст импульс развитию в республике предпринимательства, придорожной инфраструктуры, усилению интеграционных связей с субъектами Юга России и странами Закавказья, созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступлений налогов в бюджеты разных уровней.
Связь

Рынок связи в Чеченской Республике представлен двумя операторами фиксированной связи, которые также оказывают Интернет-услуги и тремя операторами мобильной связи.



Рынок информационно-коммуникационных услуг Чеченской Республики

В 2013 году, рынок услуг фиксированной связи сложился следующим образом: ФГУП «Электросвязь» - 15034 абонентов, ЗАО «ВайнахТелеком» -1963 абонентов.



Доля рынка между операторами фиксированной связи
Следует отметить, что прирост абонентов фиксированной связи ЗАО «ВайнахТелеком» только за 2013 год составил 59 человек, что на 3,1% выше показателя прошлого года. Вместе с тем, прирост телефонных аппаратов по итогам 2013 года составил ФГУП «Электросвязь» 397, что на 35% ниже показателя 2012 года.

В целях расширения абонентской базы ЗАО «ВайнахТелеком» пересмотрена тарифная политика и значительно уменьшены тарифы для юридических и физических лиц.


Доля операторов фиксированной связи в Интернет-услугах

Как видно из диаграммы в сегменте рынка Интернет-услуг ситуация складывается диаметрально противоположно – доминирующее положение занимает ЗАО «ВайнахТелеком». В 2013 году, рынок Интернет-услуг сложился следующим образом: ФГУП «Электросвязь» - 3,9 тыс. абонентов, ЗАО «ВайнахТелеком» - 31,0 тыс. абонентов.

На рынке услуг мобильной связи ситуация складывается следующим образом:

ОАО «Мегафон» - 870,0 тыс. абонентов;

ОАО «Вымпелком» - 370,0 тыс. абонентов;

ОАО «МТС» - 161,0 тыс. абонентов;

ЗАО «ВайнахТелеком» - 23,0 тыс. абонентов.
В 2013 году сектор связи продолжил динамично развиваться. По данным Минтранса за 2013 год предприятиями связи оказано услуг на сумму 5800,8 млн.руб., что на 17% меньше аналогичного периода 2012 года (6862,6 млн.руб.).

Количество реализованных SIM - карт в настоящее время варьируется в пределах 1424,0 тыс.шт.


Между игроками «мобильной тройки» и ЗАО «ВайнахТелеком» в сегменте - подвижная связь в результате реализованных мероприятий о здоровой конкуренции намечена твердая тенденция по перераспределению физических объемов реализованных услуг и соответственно доходов. Рынок вступил в стадию перемешивания, постоянно идет перераспределение клиентских сегментов. В итоге демонополизация рынка информационно-коммуникационных услуг самым положительным образом сказалась на потребителях, как юридических, так и физических лиц. Успешно решена задача «информационного голода», ликвидированы причины «цифрового неравенства» и в республике, в настоящее время, наравне с другими субъектами Российской Федерации потребитель имеет возможность самостоятельно выбрать «своего оператора связи», «свой тарифный план».

Дорожное хозяйство

Строительство, восстановление и ремонт объектов дорожного хозяйства находящихся в собственности Чеченской Республики осуществляет Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики.

На балансе Минавтодора ЧР находятся:

- 3030 км дорог общего пользования, в том числе:

- 1493 км с асфальтобетонным покрытием;

- 1239 км с гравийным покрытием;

- 298 км с естественным покрытием;

- 227 ед. мостов протяженностью - 7570 п.м.

В рамках Подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы» и РЦП «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики на 2013-2015 годы» в 2013 году осуществлялось строительство, восстановление и ремонт объектов дорожного хозяйства находящихся в собственности Чеченской Республики

За январь – декабрь 2013 года подведомственными организациями Минавтодора ЧР выполнены работы в объеме 2927,1 млн.руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 189,0 млн.руб.; за счет средств республиканского бюджета - 2738,1 млн.руб.

По республиканской целевой программе «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики на 2013-2015 годы» в 2013 году предусмотрено финансирование в объеме 2738,1 млн.руб. За отчетный период освоены средства в объеме 2198,0 млн.руб.

По Подпрограмме «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» на 2013 год предусмотрено финансирование на сумму 296,263 млн.руб., за январь - декабрь 2013 года выполнено работ на сумму 296,263 млн.руб., из них: федеральный бюджет – 189,0 млн.руб., долевое участие Чеченской Республики – 107,263 млн.руб.

Предусмотренные средства выделены и освоены в полном объеме.

За счет всех источников финансирования структурными подразделениями Минавтодора ЧР построены и ведены в эксплуатацию 18,8 км автомобильных дорог, отремонтировано 70,3 км автомобильных дорог, построено 9 мостов общей протяженностью 406,6 пог.м.

Существенную помощь в развитии дорожного хозяйства республики оказывает Управление Северо-Кавказских автомобильных дорог.

В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России 2010-2015 годы» Управлением осуществляется ремонт и капитальное строительство объектов дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности.

За 12 месяцев 2013 года выполнено работ на сумму – 2916,5 млн.руб.

За счет указанных средств велись работы по строительству автодороги обхода г.Гудермес, произведен капитальный ремонт 4 мостов и реконструкция отдельных участков федеральной автодороги М-29 «Кавказ».

Ремонт и содержание автомобильных дорог в Чеченской Республике осуществляется в основном за счет целевых средств Дорожного Фонда Чеченской Республики. Однако, ввиду того, что доля региональных дорог в Чеченской Республике, не отвечающих нормативным требованиям составляет до 80%, а дотационность республиканского бюджета более 81,5%, обеспечить ремонт и содержание автомобильных дорог в Чеченской Республике только за счет средств Дорожного Фонда не представляется возможным.

В этой связи учитывая низкую наполняемость республиканского бюджета собственными доходами, для поэтапного перехода в 2014-2017гг. на нормативы затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог республиканского значения, по данным Минавтодора ЧР необходимо республике оказывать ежегодную дополнительную финансовую поддержку из федерального бюджета на ремонт и содержание автомобильных дорог республиканского значения.

 

  Муниципалитет как субъект управления.



  Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным делением государства. Оно не может противопоставляться центральной власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства.

  Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов - основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.

  Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.

  Основные задачи муниципального управления:

1.Выявление социальных целей, приоритетов и потребностей проживающего на данной территории населения.

2.Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.

3.Укрепление финансово-хозяйственной базы местных сообществ.

4.Создание необходимых условий для высокоэффективной деятельности всех расположенных на территории предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

5.Обеспечение многообразия форм участия населения в решении местных вопросов социально-экономического развития.

6.Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.

7.Повышение инвестиционной привлекательности территории.

  Общие принципы местного самоуправления:

- самостоятельность решения населением вопросов местного значения; 

- организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; 

- сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан; 

- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; 

- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; 

- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; 

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 

- законность в организации и деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности местного самоуправления; 

- коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; 

- государственная гарантия местного самоуправления.

Регионы имеют право самостоятельно решать свои экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет свои особенности в объеме и структуре природных ресурсов, исторические и национальные особенности в развитии производительных сил, сложившейся структуре хозяйства и специализации. Благодаря этому экономика страны является система взаимодействующих и взаимозависимых региональных экономик.

Экономически целесообразные решения в первую очередь апробируются в регионах, после чего они могут быть рекомендованы в качестве общесистемных в целом для страны. Поэтому вопрос размещения производительных сил России, социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических особенностей региона, а также межрегиональных связей является основополагающим при разработке и реализации стратегий концепций и государственных программ в субъектах Российской Федерации. Экономика каждого региона является частью какой-либо системы или нескольких региональных систем. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы.

В условиях рынка на первый план выходят процессы экономического и социального развития регионов. Поэтому важной задачей является изучение уровня экономического развития регионов, природно-ресурсного потенциала, региональных, демографических, социальных, экономических и экологических проблем.

Ее решения сопровождаются реконструкцией структуры хозяйства регионов, формированием инфраструктурных систем межгосударственного и межрайонного значения, созданием зон со специальным экономическим режимом ОЭЗ, зоны территориального развития, индустриальные парки, кластеры, технопарки и т.д.

Изучение регионов требует глубокого понимания современной экономической ситуации в них. При вхождении в рынок все регионы России испытывали кризис. Идет процесс ломки структуры экономики, который является очень болезненным для страны.

Регионы имеют разный уровень развития, многие регионы ограничены возможностями самообеспечения, имеют слаборазвитую инфраструктуру рынка предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Таковым на сегодняшний день является Чеченская Республика. Одна из основных задач регионального развития – преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов.

Для выполнения задач развития экономики республики разработаны государственные программы, нацеленные на формирование территориально-производственных комплексов на базе собственных природных ресурсов, в том числе 15 государственных программ развития отраслей республики на период 2014-2020гг., 92 подпрограммы и 6 мероприятий.

К числу новых задач региональной экономики можно отнести развитие в рамках указанных программэкспорта и импортозаменяющих производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, развитие предпринимательства. Основные задачи регионов состоят в обеспечении достойного уровня жизни населения в каждом регионе и обеспечении баланса общероссийских и региональных интересов. Что возможно при усилении контроля и сохранении направляющего руководства регионами со стороны государства.


  • Агропромышленный комплекс

Одной из ведущих отраслей экономики республики является АПК. Агропромышленный комплекс имеет стратегическое значение для республики, учитывая, что более 60% населения проживает в сельской местности и то, что именно на селе основной контингент безработных.

Сельское хозяйство республики всегда специализировалось на выращивании зерновых культур, риса, подсолнечника, фруктов, винограда, овощей. Было развито тонкорунное овцеводство и птицеводство. На севере Чеченской Республики, на зимних сезонных пастбищах, разводили крупный рогатый скот.

Основными приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются животноводство, растениеводство, садоводство и виноградарство, хранение и переработка сельхозпродукции, а также восстановление, развитие водохозяйственного комплекса и мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР общая площадь земли по состоянию на 1 января 2013 года составляет 1613,9 тыс. га, в том числе 998,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 349,4 тыс. га пашни.

Основные экономические показатели развития агропромышленного комплекса Чеченской Республики за 2013 год имели положительную динамику по сравнению с 2012 годом.

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий республики за 2013 год составил 14966,4 млн.руб.

Индекс производства продукции сельского хозяйства к 2012 году составил 106,2%.

В хозяйствах всех категорий намолочено зерна 193,9 тыс. тонн (в весе после доработки), что в 2,1% больше чем в 2012 году.

Средняя урожайность зерновых культур с убранной площади (в весе после доработки) по республике составила 17,7 центнера с одного гектара, что на 11% больше чем в прошлом году.

Урожайность зерновых культур показывает, что республика вполне способна обеспечить себя собственным хлебом, а это немаловажно в современных условиях. Восстанавливается производство технических культур, овощей, плодов, продуктов животноводства и их переработка.

Производством сельскохозяйственной продукции в республике занимаются 179 крупных и средних хозяйств, более 10 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей-Глав КФХ, более 250 тыс. личных подсобных хозяйств. В общем объеме удельного веса продукции сельского хозяйства доминирует продукция животноводства, на ее долю приходится 80,35 %, на долю растениеводства соответственно 19,65%.

Поголовье скота во всех категориях хозяйств на 2013 год составило 236,7 тыс. голов крупного рогатого скота (на 6% больше чем 2012 году), овец и коз 217,3 тыс. голов (на 3,4% больше чем в 2012 году), птицы 1012,8 тыс. голов (на 6,1% больше чем в 2012 году).

Произведено скота и птицы на убой (в живом весе) 44,1 тыс. тонн, молока 260,6 тыс. тонн и яиц – 67,0 млн. штук.

В Чеченской Республике успешно функционируют такие предприятия, как агрокомбинат «Центороевский», «Молкомбинат «Центороевский», ОАО «Чеченагрохолдинг», агрохолдинги «Шовда» и «Кавказ», СПК «Агромир Наурский».

В рамках республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в 2013 году реализовывалось 16 республиканских и ведомственных целевых программ, из которых 11- экономически значимые.



  1. ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»;

  2. ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, как национального достояния ЧР на 2009 – 2013гг.»;

  3. РЦП (ЭЗРП) «Восстановление и развитие семеноводства зерновых культур в ЧР на 2009-2013гг.»;

  4. РЦП (ЭЗРП) «Развитие виноградарства в ЧР на 2011-2013гг.»;

  5. РЦП (ЭЗРП) «Развитие молочного скотоводства Чеченской Республики на 2013-2015гг.»;

  6. РЦП (ЭЗРП) «Разведение одомашненных видов и пород рыб (развитие сельскохозяйственного рыбоводства) в Чеченской Республике на 2013-2015гг.»;

  7. РЦП (ЭЗРП) «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в районах Чеченской Республики на 2013-2017гг.»;

  8. РЦП (ЭЗРП) «Развитие птицеводства в Чеченской Республике на 2013-2015 годы»;

  9. РЦП (ЭЗРП) «Развитие свеклосахарного подкомплекса Чеченской Республики на 2011-2014гг.»;

  10. РЦП (ЭЗРП) «Развитие мясного скотоводства Чеченской Республики на 2011-2013гг.»;

  11. ВЦП «Развитие мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений Чеченской Республики на 2012-2014гг.»;

  12. РЦП (ЭЗРП) «Развитие овощеводства в Чеченской Республике на 2013-2015гг.»;

  13. РЦП «Поддержка начинающих фермеров в Чеченской Республике на период 2012-2014гг.»;

  14. РЦП «Развитие животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Чеченской Республике на период 2012-2014гг.»;

  15. РЦП (ЭЗРП) «Развитие овцеводства в Чеченской Республике на 2013-2015гг.»;

  16. РЦП (ЭЗРП) «Развитие табунного коневодства в Чеченской Республике на 2013-2015гг.».

Из представленных на отбор в Конкурсную комиссию Минсельхоза России 11 экономически значимых региональных программ, 10 программ были отобраны к реализации в 2013 году.

Всего на реализацию по РЦП и ФЦП в 2013 году было предусмотрено – 4603,661 млн.руб., в том числе: ФБ – 824,036 млн.руб.;

РБ – 1236,770 млн.руб.;

ВИ – 2515,855 млн.руб.

Профинансировано и освоено за 2013 год – 4014,839 млн.руб., в том числе: ФБ – 781,424 млн.руб.;

РБ – 1023,165 млн.руб.;

ВИ – 2210,250 млн.руб.
Выделенные в рамках действующих программ средства были направлены на приобретение сельскохозяйственной техники, субсидирование сельхозорганизаций, реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в ЧР, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, расширение перерабатывающих мощностей АПК.

За счет средств выделенных и освоенных в рамках федеральных и республиканских целевых программ удалось увеличить производство зерновых и овощных культур, производство мясной продукции, расширить ассортимент пищевой продукции.



На отчетную дату под сев озимых культур урожая 2014 года по АПК ЧР вспахано 104 000 га посевной площади, зяблевая вспашка под яровые культуры урожая 2014 года 11 855 га.

Посеяно озимых культур под урожай 2014 года по АПК – 102 784 га;

В 2013 году по РЦП (ЭЗЦП) «Развитие виноградарства в Чеченской Республике на 2011-2013 годы» предприятиями, подведомственными МСХ ЧР, запланирована закладка молодых виноградников на площади 400 га., из которых за отчетный период заложено 175 га.

В рамках ВЦП «Развитие мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений Чеченской Республики на 2012-2014 годы» проведены мероприятия по реконструкции внутрихозяйственной оросительной сети, в 2013 году произведена очистка каналов в земляном русле протяженностью 300,1 км. Всего введено в орошаемый оборот за отчетный период 7 450 га пашни. Всего за период с 2008 по 2013 год введено в орошаемый оборот 27 850 га пашни.

В целях вовлечения в сельскохозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения в апреле 2013 года возобновлены работы по их разминированию: по состоянию на 01.12.2013 года по АПК ЧР разминировано 1 955,2 га, осталось разминировать – 2 475,5 га.

Говоря о перспективах развития сельскохозяйственной отрасли, необходимо обратить внимание на широкое использование новых подходов и современных технологий в аграрном секторе, а также на формирование в области крупного товарного сельхозпроизводства.

Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса Чеченской Республики будет осуществляться в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 03.12.2013 года № 312., направленная на поддержку развития отраслей сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий и развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, обеспечение финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.

В рамках данной программы выделяются следующие подпрограммы:

Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства на 2014-2020годы»;

Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства на 2014-2020годы»;

Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства на 2014-2020годы»;

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования на 2014-2020годы»;

Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие на 2014-2020годы»;

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020года»;

Подпрограмма «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Чеченской Республики на 2014-2020 годы»;

Подпрограмма «Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Чеченской Республике и развитие государственной ветеринарной службы на 2014-2020 годы»;

Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы».
Есть ли в нашей республике проблемы, препятствующие дальнейшему развитию сельского хозяйства в регионе.

Из представленных Минсельхозом ЧР проблемных вопросов особую актуальность имеет вопрос рекультивации земель сельскохозяйственного назначения, выведенных из оборота в результате разрешения кризиса на территории Чеченской Республике.

В силу известных причин за последние полтора десятка лет земли сельскохозяйственного назначения площадью 17 961 га были выведены из хозяйственного оборота из-за дислокации военных подразделений и тяжелой техники МОРФ (ямы, траншеи, окопы, капониры и т.д.).

Необходимо привлечь средства из федерального бюджета в объеме 360,1 млн. рублей, в виду отсутствия у сельскохозтоваропроизводителей ЧР собственных денежных средств, для проведения мероприятий по рекультивации земель сельскохозяйственного назначения.




ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Природные ресурсы

Как мы знаем, ресурсный и инженерно-геологический потенциал территории определяется как географическим положением и природными условиями, так и строением геологической среды, в пределах которой осуществляется инженерно-хозяйственная деятельность.

Занимая относительно небольшую территорию, республика характеризуется значительным разнообразием природных условий: климата, рельефа, почв, растительного мира, геологического строения, инженерно-геологических условий строительства, распространения полезных ископаемых и т.д.

Природные условия являются определяющими в проведении той или иной хозяйственной деятельности на территории республики.

Месторождения общераспространенных полезных ископаемых представлены глинами, строительными песками, песчано-гравийными смесями, камнями строительными, запасами цементных мергелей, известняков, доломитов, гипсов. Кроме того, республика богата гидроэнергетическими и теплоэнергетическими ресурсами, расположенными на равнинной части.

Главное богатство недр Чеченской Республики – нефть и газ, разведанные запасы которых, соответственно, оцениваются по состоянию на 01 января 2013 г. в 13,177 млн. тонн и 2258 млн. куб.м.


Общераспространенные полезные ископаемые

Балансом учтено 35 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Кирпичное сырье представлено по 17 месторождениям. Балансовые запасы промышленных категорий по всем месторождениям составляют 34675 тыс. куб. м. и категории С2 – 2414 тыс. куб. м. Месторождения представлены глинами, суглинками и супесями, пригодными для производства кирпича различных марок.

В распределённом фонде недр находится пять месторождений кирпичного сырья: Алпатовское, Шелковское, Верхне-Наурское, Андреевское и Ножай-Юртовское.

Глина для керамзита представлена двумя месторождениями с суммарным балансовым запасом 5649 тыс. куб.м. Месторождение представлено глинами, пригодными для производства керамзита марки 500.

Камни строительные представлены двумя месторождениями: Брагунским и Волчье-Воротинским. Суммарные балансовые запасы промышленных категорий составляют 2614 тыс. куб.м. Месторождения представлены песчаником, пригодным для производства щебня и бутового камня.

Песок строительный представлен двумя месторождениями с суммарным балансовым запасом 13 642 тыс. куб.м. Месторождения представлены песками для бетонов марки 300 и строительных растворов при перерасходе цемента от 15% до 35%.

Песчано-гравийная смесь представлена 6 месторождениями. Сырье месторождений пригодно для изготовления бетона, строительства автодорог и балластного слоя железнодорожного пути.

Известняки для производства строительной извести представлены двумя месторождениями с суммарными балансовыми запасами, составляющими 3 838 тыс. куб.м. Известняки могут применяться для производства извести 1-го сорта.

Песок строительный (для производства силикатного кирпича) представлен одним месторождением – «Пионерское». Сырье месторождения пригодно для производства стеновых материалов из ячеистого газосиликатного бетона и силикатных изделий.
Минеральные и теплоэнергетические воды

В республике разведано три месторождения минеральных вод:

ИСТИ-СУ – одноименное месторождение расположено в Гудермесском районе,

ЧАНТЫ-АРГУНСКОЕ месторождение – расположено в Шатойском районе, в 40-45 км к югу от г. Грозного, на базе известных длительное время источников в долине р. Чанты-Аргун (с. Чишки, с. Зоны).

СЕРНОВОДСКОЕ месторождение – расположено на южном склоне Сунженского хребта в районе серной балки, свое начало берет Черных горах Итум-Калинского района, на высоте от 700 до 800 метров над уровнем моря.
Леса

Общая площадь лесов составляет 366,8 тысяч Общий запас древесины – 46,2 млн. куб.м. Средняя лесистость в республике достигает 21,2%.

Все леса находятся в ведении лесничеств в составе Министерства лесного хозяйства Чеченской Республики.

Пятую часть территории Чеченской Республики занимают леса, которые представляют большую ценность для народного хозяйства.

Чеченская Республика относится к лесодефицитным районам Российской Федерации. Более ¾ территории Чеченской Республики – земли сельскохозяйственного назначения, пятая часть – земли лесного фонда и земли древесно-кустарниковой растительности.

Сельскохозяйственные угодья составляют около 62% всей территории Чеченской Республики. Среди них наиболее значительны по площади пастбища – 58% сельскохозяйственных угодий, что составляет более 36% общей площади республики (из них основная часть – степные, полупустынные и высокогорные)..

Средняя лесистость в республике достигает 20%. По мнению специалистов, это достаточно низкая цифра. Лесное хозяйство, как и другие отрасли, значительно пострадало в ходе двух военных кампаний – была повреждена шестая часть всех лесов республики. Ущерб, нанесенный отрасли, предварительно оценивается в сумму, превышающую 1 500,0 млн. руб.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса Чеченской Республики отнесены к категории защитных лесов, т.е. к первой группе лесов.


Водные ресурсы

Чеченская Республика является одной из наиболее обеспеченных водными ресурсами (как поверхностными, так и подземными) территорией Российской Федерации. Водные ресурсы республики сосредоточены в реках, озерах, водохранилищах, ледниках и недрах земли.

В связи с особенностями рельефа, климатическими условиями и, в первую очередь, распределением осадков, речная сеть разветвлена по территории республики неравномерно.

Горная часть и прилегающая к ней Чеченская равнина имеют густую, сильно разветвленную речную сеть. На Терско-Сунженской возвышенности и в районах, расположенных к северу от Терека, рек нет.

Почти все реки республики носят ярко выраженный горный характер и берут начало на высоких гребнях хребтов из родников и ледников.

Общее количество рек составляет 3198, суммарная протяженность — 6508,8 км.

В зависимости от условий образования своих котловин на территории республики выделяются следующие типы озер: эоловые, пойменные, запрудные, карстовые, тектонические.

Чеченская Республика в довоенный период традиционно отличалась высокой обеспеченностью населения подземными водами, наличием крупных централизованных водозаборов, большим числом одиночных эксплуатационных скважин, большими разведанными запасами подземных вод.

Горная и предгорная части республики и Чеченская равнина богаты грунтовыми водами. На Чеченской равнине грунтовые воды залегают на глубине около 2 метров.

Иначе обстоит дело в северных районах республики, расположенных в пределах Терско-Кумской низменности. Здесь нет рек, и грунтовые воды имеют большое хозяйственное значение. Глубина колодцев, вскрывающих грунтовые воды на Терско-Кумской низменности, нередко достигает 10 метров и более. Иногда вода имеет солоноватый привкус.

Большую роль в водоснабжении маловодных районов республики играют артезианские воды. Артезианские воды образуются там, где глубокие водоносные и водоупорные пласты залегают вогнуто. В местах, где подземные воды выходят на поверхность, образуются источники или родники. Особенно много родников в горах и на Чеченской равнине. Родниковые воды широко используются для водоснабжения населенных пунктов.
Особо охраняемые природные территории

В Чеченской Республике функционирует 8 государственных природных заказников регионального значения общей площадью более 164 тысяч гектар. Они имеют биологический профиль и созданы для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении.

Также в республике имеется 43 уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных комплексов, а также объектов естественного и искусственного происхождения нашей республики объявлены памятниками природы регионального значения, из них: 18 – ботанические; 22 - гидрологические; 3 – палеогеоморфологические.
Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов:

Слабая изученность перспективных на нефть юрских отложений, что предопределяет необходимость возобновления геофизических работ, поисково-разведочного и эксплутационного бурения, контроля и регулирования процесса разработки уникальных нефтяных залежей;

Недостаточная изученность месторождений строительных материалов;

Ограниченность использования поверхностных вод из-за их значительной загрязненности;

Ухудшение условий охраны биологических ресурсов в связи с загрязнением рек и водоемов, отсутствием воспроизводства, связанного как с беспорядочной хозяйственной деятельностью, так и с военными действиями;

Огромный ущерб лесному фонду, нанесенный войной и, в связи с этим, возникшая необходимость его воссоздания.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> "Сапсан" Авиационное и радиоэлектронное оборудование планера
2014 -> Руководство по летной эксплуатации Планера л-13 «Бланик» содержание предисловие 3 подготовка к взлету 3
2014 -> Учебный курс. Конструкция и эксплуатация планера л-13 «Бланик» Тема №1 «Общая характеристика и основные данные планера» Общая характеристика и основные данные планеров
2014 -> Виктор гончаренко
2014 -> Авиационно-технический спортивный клуб "Сапсан" Эксплуатация серийных планеров


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница