Роль и значение текста в развитии культуры. Текст




страница1/10
Дата08.07.2016
Размер1.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1) роль и значение текста в развитии культуры.

Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов. Текст – это связанные между собой смыслом и последовательностью предложения. Текст может быть написанный, напечатанный или передающийся в устной форме Что такое текст? Главный признак текста – это информативность, которая может достигаться разным количеством слов. Связанность предложений в тексте обеспечивается смысловыми и грамматическими средствами. Текст имеет определенную тему, он отражает мысль и замысел своего создателя. Текст не ограничен в размере, он может быть настолько большим, насколько потребуется для раскрытия смысла. Правильный текст имеет начало, конец, смысл и к такому тексту можно подобрать заглавие. Тексты бывают разных стилей. Читатель может подчас извлечь из текста, да и из отдельного высказывания, гораздо больше информации, чем предполагал вложить в него автор, в частности информацию о самом авторе. Или, наоборот, не понять смысл текста, на который рассчитывал автор. Важно подчеркнуть, что текст любого произведения, а тем более художественного, обладает целым рядом функций: информационной (характерной для информационной эпохи), смыслообразующей (отсюда он -генератор смыслов), инновативной, или креативной, коммуникативной, а также социальной, или социокультурной, свидетельствующей о роли и значении текста для культурогенеза в целом, а также удовлетворения конкретных информационных потребностей определенных социальных страт.

Проблема изучения текста как явления культуры и литературоведческой категории издавна интересовала исследователей. Существует ряд различных подходов к рассмотрению текста. Несмотря на значительное количество исследований в области изучения текста, - а исследования эти ведутся в таких областях как филология (включая литературоведение и лингвистику), текстология, философия, культурология, - феномен текста изучен не до конца. Основой современной теории текста является положение о его знаковой природе. Знак - это такой материальный объект, который заменяет собой что-то другое, - то, что один коммуникант хочет передать другому в качестве информации. Всякий знак, поскольку он передает определенную идею, или, как отмечает Ю.М. Лотман, «выражает другое, более ценное содержание», и в плане выражения, и в плане содержания всегда представляет собой некоторый текст. В таком случае «текст» есть единый знак крупного плана, или упорядоченное множество знаков, объединенных единством замысла коммуниканта и в силу этого обладающих глубинным смыслом («личностным» смыслом понимающего).

В отношении понимания текста выделяются два подхода: научный и гуманитарный. Научный подход к тексту осуществляется через ряд приемов, которые помогают привести к пониманию того, что стоит «за текстом»: определяется не только степень достоверности содержащейся в тексте информации, но и весь объем информации, подаваемой через текст, т.е. текст рассматривается как «вместилище информации». Текст подвергается сопоставлению с другими текстами, рассматривается с точки зрения содержащихся в нем исторических сведений. Все перечисленные стороны анализа текста в свете научного подхода позволяют исследователям текста сделать вывод о его месте и значении в культуре и его соответствии культурным эталонам. Недостатком научного подхода к рассмотрению текста является отсутствие возможности увидеть текст глазами автора. Здесь больше уместен гуманитарный подход, дающий возможность рассматривать текст как уникальное, своеобразное и неповторимое явление, представляющее само по себе интерес. Гуманитарный подход не ставит задачи искать затекстовую реальность, а рассматривает текст как подлинную реальность, то есть как явление сопереживания с автором его мыслей и замыслов в той степени, в какой их переживал сам автор, вне их взаимосвязи с реальным положением вещей. Таким образом, при гуманитарном подходе мы становимся свидетелями видения мира глазами автора, когда нам открывается целая вселенная, своеобразная культура, носителем которой является автор произведения. Текст (лат.– ткань, сплетение) – система культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаково–символической форме. Поскольку любые явления культуры, созданные человеком обладают семиотическим содержанием, т.е. являются носителями определенной информации как о самих себе, так и об обществе, времени, регионе, где они произведены, то в широком смысле слова культурными текстами выступают все явления культуры. Любое из них подготовленный специалист может «читать» как связанный и осмысленный текст (см. А.Я. Флиер. Указ. соч. С.257)

Такой методологией всегда пользовались археологи, реконструируя найденные фрагменты объектов культуры до целостного представления о ней. Примерно такие же текстовые реконструкции обычаев и нравов издавна производили этнографы, а также историки и филологи-фольклористы, которые на материале литературных текстов древних источников воссоздали системные характеристики культуры исчезнувших народов.

Культуру или ее составляющие вне анализа текстуально-смысловых характеристик изучать нельзя (это следует из самого предмета культурологии: см. гл. I). Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя и не всегда вербальный.

Особым видом культурных текстов являются интеллектуальные и художественные произведения, прежде всего вербальные. Их содержание и смысл всегда шире непосредственного значения слов благодаря используемым в них знакам-символам. Символ обладает способностью в сжатом, свернутом виде сохранять значимые, большие тексты. Он никогда не принадлежит какому-то одному культурному слою. Он пронизывает культуру вертикально, приходя из прошлого и уходя в будущее. Он приходит из глубины веков, видоизменяет свое значение, не теряя при этом память о своих предшествующих смыслах. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического окружения. Различные элементы культуры имеют различные временные периоды своего существования. Например, такой элемент как мода, постоянно меняется, а символы наиболее устойчивый элемент культуры. Являясь важнейшим механизмом памяти культуры, символы переносят тексты из одного пласта культуры в другой. Константные наборы символов в значительной мере берут на себе функцию механизма единства, осуществляя память культуры, не давая ей распасться на независимые друг от друга отделенные хронологические пласты.


2) Книжная и экранная культура. Появление алфавита.

История алфавита началась в Древнем Египте более, чем за тысячу лет до изобретения письменности. Первый алфавит появился приблизительно в 2000 году до нашей эры, он предназначался для языка семитов, работавших в Египте. Принцип этого алфавита был заимствован у египетских иероглифов. Наиболее широко используется алфавит на сегодняшний день является латинский алфавит. Знание — это “коллективная память человечества”, передаваемая от поколения к поколению, именно она на протяжении тысячелетий мировой истории обеспечивает преемственность человеческой культуры. Возникновение книги привело к перевороту в отношениях человека с окружающим миром, обозначило, по словам Г. П. Мельникова, “новый этап не только в коммуникативной сфере, но и в формировании нового типа сознания, предопределив общий информативно-книжный тип культуры нового и новейшего времени” [1].

Изобретение И. Гутенбергом в середине XVI века печатного станка ознаменовало начало революции в средствах массовой коммуникации. До изобретения печати рукописные тексты были доступны немногочисленной элите в силу безграмотности большинства населения и дороговизны рукописных книг. И вдруг рынок начал стремительно заполняться относительно дешевыми и более доступными для широких масс книгами. Несколько следующих столетий были преимущественно периодами наращивания количества продуцируемых текстов.

Польский библиограф Б. Ивинский подсчитал, что в 1600 г. вышло в свет 6078 изданий, в 1700 г. — 13368, в 1800 г. — 18646, в 1900 г. — 158888.

В связи с развитием машинного книгопечатания и внедрением современных форм капиталистического предпринимательства в конце XIX — начале XX веков начался быстрый рост книгоиздания. Количество названий книг, выпускаемых в мире, свидетельствует о темпах и размерах пополнения информационного потенциала общества.

В то же время XX век в корне изменил ситуацию и сделал проблематичной будущность книги как своеобразного устройства коллективной памяти. Можно сказать, что изобретение радио было первым ударом колокола, возвестившем о наступлении новой эпохи — эпохи господства электронных средств массовой коммуникации. До настоящего времени вопрос о возможном будущем традиционной печатной книги остается открытым. Обсуждая это, отдельные издатели откровенно говорят, что печатной книге осталось жить не более тридцати лет, пока не исчезнут те поколения, которые выросли в эпоху книжной культуры. Оптимисты возражают, что книга останется в любом случае, просто будет существовать уже в другой форме. Каждый по-своему прав. Все-таки мы привыкли понимать под книгой не просто носитель информации.

Термин "книжная культура" употребляется нередко [1], но его обоснованное толкование мало кто приводит. При этом нет единого мнения по этому вопросу, да и попытки оценить такие всеобъемлющее явление, как книжная культура, остаются не более чем именно попытками. Книжную культуру как систему практически никто не рассматривал, естественно, что и классификационные признаки разбросаны по разным работам (по одному или группами) и во многих случаях носят противоречивый характер.

Изучая историю книжной культуры при таком обилии противоречивых и нередко поверхностных толкований основополагающих понятий, мы столкнулись с необходимостью их научной оценки и построения логически обоснованной системы, позволяющей строить исследования на основе выявленных соотношений процессов и понятий, определяющих как состояние книжной культуры, так и культуры общества в целом

Как видим, термин "книжная культура" напрямую не употребляется, но его "присутствие" очевидно: производство литературы определяется как часть духовной культуры; знание, язык, искусство, художественная культура, — все это, в конечном итоге, и создает систему книжной культуры. Как часть отечественной и мировой культуры признает книгу и, следовательно, книжную культуру крупнейший отечественный книговед и искусствовед член-корреспондент АН СССР А.А. Сидоров.

"Культура книги — часть общественной культуры определенного периодаѕ Мы обязаны уметь и выделить в книге ее неповторимо индивидуальные черты и наряду с этим видеть их общность, неотделимость истории книжного дела от истории культуры в целом, от истории развития общества" [



Полагая, что "раскрытие книжной культуры" — одна из нерешенных задач книговедения, В.И. Гульчинский предпринял попытку определить ее структуру, однако при этом он фактически назвал весь состав книжного дела и не только:
— материально-техническая база;
— духовные и эстетические ценности общей культуры, нашедшие выражение в книге и через книгу;
— творческая деятельность, направленная на "познание книги", книжного дела и самого книговедения (?);
— учреждения и организации книжного дела (?) и книговедения;
— образование, воспитание и пропаганда книги;
— художественная культура книги [9].

Одни авторы отождествляют книжную культуру с искусством книги [5, c. 216-221]. Другие — литературу и литературный процесс с книжной культурой. 

Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.) Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Первое, что бросается в глаза, когда приступают к исследованию экранной культуры, это её теснейшая связь с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.



Анализируется значение, содержание, история становления экранной культуры (ЭК), являющейся показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. ЭК обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, ее распространение средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Отмечаются опасности, которые таятся в манипулятивной мощи ЭК, угроза способности человека к абстрактному мышлению. Но при этом автор полагает, что развитие ЭК не уничтожает преимуществ книги. Прогресс человечества связан не со сдерживанием распространения ЭК и насаждением книжной. Нужно их разумное сочетание. Компьютерная грамотность дает человеку новые возможности в предельно сложной и динамичной современной цивилизации, постижение ее идей возможно только при владении языками двух культур: книжной и экранной. Невозможно представить себе современную цивилизацию вне экранной культуры, приобретающей все большее распространение в связи с возможностями современных средств массовой коммуникации, внедрение которых способствует динамичному развитию всех сфер культуры и образования. Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Фактически в культуре произошла смена эпох: после тысячелетнего господства книга оказалась в ситуации конкурентной борьбы с экраном. Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности. Возможность дистанционной трансляции информации усиливает эти характерные черты экранной культуры. Одной из первых ее форм был кинематограф. От кино первоначально ожидалось создание универсального языка и способа межкультурной коммуникации, понятного всем народам. Но на смену “великого немого” пришло звуковое кино, национальные языки стали его составной частью. И стало очевидным, что произведения киноискусства неизбежно несут в себе печать национальных культур и идеологий. Национальные мифы и архетипы составили саму суть звукового кинематографа, воплотившего их в доступной для массовой аудитории форме. Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре для 90% населения России. Но, к великому сожалению, качество телевизионных передач не всегда находится на должном уровне. Некоторые передачи несут откровенно коммерческую природу, создают новые мифы и культовые фигуры, представляемые как сверхзначимые. Это стало характерными чертами телевизионной части экранной культуры. И все же телевидение — это наша повседневность. Современный человек, испытывающий постоянные стрессы и психологическое давление в своей общественной и семейной жизни, находится, таким образом, и под влиянием информационного стресса, который исходит от телевидения. Итак, телевидение способно оперативно и массово транслировать информацию. Постоянная аудитория телепередач, легко ориентируется в этом культурном пространстве благодаря наличию устойчивых рубрик; телевизионное время также будучи упорядоченным облегчает зрителям поиск нужной информации. Очевидно, что при всех эстетических недостатках телевидения его традиционное противопоставление кино как искусству постепенно преодолевается. Вместе они составляют современную экранную культуру, расширяющую возможности современного человека в освоении окружения, в расширении сферы жизненного опыта. Но вернемся к книге. Трудно удержаться и не разделить вместе с У. Эко восхищение самым гениальным изобретением человечества — изобретением алфавита, с помощью которого возможно порождение бесконечного числа текстов, книг, определивших судьбу человечества. Первоначально именно книга сыграла большую роль в универсализации освоения культуры. Ее создание было революционным шагом к глобализации знаний о мире, во многом благодаря тому, что появилась возможность пространственного и временного перемещения письменной информации, заключенных в книгах. Особенно широкое распространение такая информация получила с изобретением книгопечатания, что повлекло за собой изменение в миропонимании человека, в ценностях культуры. Книжная культура, как производная человеческого интеллекта, в свою очередь, привела к расширению горизонтов познания, к накоплению и крупномасштабному обмену культурными образцами, ценностями, эталонами, стала цивилизующим фактором для всех народов и стран. В то же время большую роль сыграла книга в семейном воспитании и образовании, в формировании семейной культуры, сплочении семьи.

“Средний” человек находится под мощным воздействием средств массовой информации. Масс-медиа фактически превращаются в четвертую власть, кардинальным образом влияющую на все мировое сообщество в условиях глобализации. Развитые страны получают большую возможность воздействия на культуры других стран. Неравноценность культурного обмена между развитыми и развивающимися странами становится все более очевидной, вплоть до нарушения политического суверенитета. В этих условиях перед Россией встает задача активно сохранять и развивать русскую культуру, знакомить с ней мировое сообщество, с одной стороны, и стремиться к увеличению степени культурной интеграции в мировое сообщество — с другой. Совершенствование отечественной экранной культуры может сыграть в этих процессах существенную позитивную роль.



Клиповое мышление. Что это такое? Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением. Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на: – восприятие окружающего мира; – способность к анализу информации; – систему морально-этических ценностей. *** Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ. Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно. Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения. Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%. Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности.

3) Эволюция книг. Книга как текст.

Когда мы говорим «книга», то подразумеваем страницы в переплете и обложке Глиняная табличка (туппу́м, мн. ч. — туппу́мы) — это одна из первых материальных основ для книги, появившаяся около 3500 лет до нашей эры. Глина и её производные (черепки, керамика) была, вероятно наиболее древним материалом для книг. Ещё шумеры и аккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливаяклинообразные знаки.

Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик — получалась глиняная клинописная книга. Её достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами авт



Однако до поздней античности «книгами» были свитки. Искать по ним текст было неудобно. Известно, что Юлий Цезарь для быстроты поиска складывал свитки «гармошкой», создавая некое подобие страниц. Римская книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия, который высовывался из футляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету. Для переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиями во внутренней крышке. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки так, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо одной вертикальной колонкой, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих параллельных колонок. Книжные магазины в Риме служили местом свидания литераторов, учёных и любителей литературы; при магазинах были и кабинеты для чтения, где за небольшую плату можно было просмотреть новинки или сличить свой экземпляр известного сочинения с таким, который был исправлен грамматиком, содержавшимся для этой цели при магазине и копировальном зале. Ввиду сравнительной дешевизны папируса и безусловной дешевизны труда, книги в Риме были недороги.

Падение античной цивилизации прежде всего изменило внешний вид книги; папирусные фабрики закрываются одна за другой, и в Европе папирус становится всё более и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был удобен для тех книг, которые были в наибольшем ходу в начале средних веков.

Свитки папируса были ещё распространены, когда в I веке н. э. появились старинные рукописи[5] (кодексы). Постепенно их стали использовать всё чаще и чаще; первое письменное упоминание о рукописях как разновидности книг относится к концу I века, когда Марциал в своей Apophoreta CLXXXIV хвалит их компактность. В языческом мире рукопись не нашла признания и только с христианством была популяризирована и получила широкое распространение.

В VII веке ирландские монахи ввели пробелы между словами. Это облегчило им чтение, так как они не очень хорошо знали латынь. Но до XII века пробелы так и не получили широкого распространения. Предполагают, что переход к использованию пробела между словами отражает переход от «полунапевного» чтения к чтению «про себя».

Падение античной цивилизации прежде всего изменило внешний вид книги; папирусные фабрики закрываются одна за другой, и в Европе папирус становится всё более и более редким, да он по своей непрочности и не совсем был удобен для тех книг, которые были в наибольшем ходу в начале средних веков.

Сперва старинная рукопись использовалась для ведения бухгалтерии, но, с развитием пергамента в III веке н. э., постепенно начала вытеснять папирусы. Это происходило уже в христианском мире. Причин принятия рукописи как основного вида книг несколько: она экономична, поскольку можно использовать обе стороны листа; её легко спрятать; она была удобна и доступна. Возможно, христианские авторы использовали рукописи нарочно, чтобы они не были похожи на языческие тексты, которые обычно писались в форме свитков



В 3 веке конкуренция между библиотеками Александрии и Пергама привела к прекращению экспорта папируса из Египта. Пергамцы в ответ изобрели пергамент — «бумажную» кожу. Она была дороже папируса, поэтому на ней приходилось писать с двух сторон, что требовало сложения листов в «кодексы» — древнейшие виды книг. Они были компактнее свитков. В них можно было записать всю Библию (ранее представлявшую собой ворох свитков), чем и воспользовались первые богословы. Самым массовым кодексом быстро стала Библия. Она остается таковой и сейчас. По данным Книги рекордов Гиннесса, в мире имеется свыше 6 миллиардов томов Библии. Древнейшая в мире датированная печатная книга — «Алмазная сутра» (Китай). В ней сказано, что в 868 году Ван Чи вырезал доски и напечатал с их помощью книгу ради поминовения своих усопших родителей. Ксилография — резьба по дереву — впоследствии применялась для изготовления оттисков иллюстраций в книгах, напечатанных наборными шрифтами (хотя первое время их раскрашивали вручную). Техника типографской гравировки дожила до наших дней.

Производство шрифтов требовало больших затрат. В 1424 году Оксфордский университет владел лишь 122 книгами, каждая из которых стоила как целая ферма или виноградник. В 1452—1455 году Гуттенберг напечатал 180 Библий. Использование подвижного металлического шрифта сравнивают с сегодняшней цифровой революцией. Средневековая технология книгопечатания быстро нашла применение в, казалось бы, неожиданных сферах: с ее помощью стали делать бумажные деньги и игральные карты (впрочем, раскрашивать их приходилось все же вручную). Книги, выпущенные до 1501 года, называются «инкунабулы» (от лат. «пеленки», что намекает на молодость типографского дела), а с 1501 по 1550 включительно — палеотипы. Эти книги были примерно в 5 раз дешевле рукописных, так что спрос на них был огромен. «Апостол» — первая точно датированная русская печатная книга. Создана первопечатником Иваном Фёдоровым в 1564 году. В 1470 году венецианский печатник Николас Йенсон создал первый прототип «романского» шрифта (слева). На основе этого стиля в 1932 году для газеты «Таймс» был разработан шрифт Times New Roman, ставший (не без помощи Microsoft Windows) одним из самых популярных шрифтов на планете. Чуть позже в той же Венеции работал печатник Альд Мануций, книги которого — «альдины» — выделялись отменным качеством и распространялись по каталогу. Именно в них впервые стал применяться наклонный шрифт, имитировавший рукописный и прозванный «итальянским» (italics, правая иллюстрация). Считается, что альдины стали первыми печатными книгами, в которых важные мысли выделялись другими шрифтами. Хотя изготовление бумаги в Европе началось около XI века, вплоть до начала XVI века и бумага и велень производились практически в одинаковых объёмах, но велень была дороже и прочнее. Печатники и издатели часто выпускали ту же самую публикацию на двух материалах, чтобы угодить всем потребителям. Как и многие другие средневековые изобретения, первая бумага была сделана в Китае, в 200 г. до н. э. и достигла Европы через мусульманские территории. Сначала её делали из ткани, но промышленная революция позволила начать делать бумагу из более дешёвого материала — целлюлозы.

Несмотря на рост масштабов книгопечати в XV веке, книги ещё издавались в ограниченных тиражах и были весьма дороги. Необходимость бережного отношения к ним была очевидна.

Одно из самых ранних упоминаний об использовании закладок относится к 1584 году, когда королевский печатник Кристофер Баркер подарил королеве Елизавете I шёлковую закладку с каймой. Узкие шёлковые ленты стали распространённой закладкой в XVIII и XIX веках, их закрепляли на обложке и делали больше, чем высота страницы. Первые съёмные закладки начали появляться в 1850-х, их выполняли, как правило, из шёлка или вышивки. Только в 1880-х бумага получила широкое распространение. В начале 1800-х стали популярны паровые печатные машины. Они могли печатать до 1100 листов в час, однако рабочие могли установить за то же время не более 2000 знаков.

В конце XIX века были внедрены монотипные и линотипные прессы. На них можно было ставить до 6000 знаков и даже целые строки сразу. Многие годы, начиная с XV века, были потрачены на улучшение печатных машин и принятие свободы слова, постепенно снижая уровень цензуры[6]. А к середине XX века производство книг в Европе перешагнуло отметку 200 тыс. наименований в год.

В 1971 г. Майкл Харт получил неограниченный доступ к машинному времени крупного компьютера Xerox Sigma V в университете штата Иллинойс. Пытаясь достойно применить этот ресурс, он создал первую электронную книгу — Декларацию независимости США, когда впечатал ее текст в компьютер. Так путём создания электронных копий большего количества книг получил начало Проект «Гутенберг»[2].

Первое узкоспециализированное устройство для чтения электронных документов было разработано компанией DEC. В 1996 году компания DEC представила воплощенный в «железе» DEC Lectrice (фр. lectrice — читатель) — планшетный компьютер с монохромным сенсорным экраном и возможностью перьевого ввода информации — явившийся прообразом всех современных e-books[3]. Несмотря на изначально поставленную задачу разработать узкоспециализированное устройство для чтения электронных документов, оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство.

Первыми массовыми электронными книгами были устройства с монохромными LCD-экранами, выпущенные практически одновременно в 1998 году компаниями NuvoMedia и Softbook Press. Впоследствии они были модифицированы, появились устройства с полноцветными экранами и расширенной функциональностью. Несмотря на весьма удачное техническое исполнение первых моделей (аналоги продолжали выпускаться до 2006 года), устройства не получили широкого распространения. То же можно сказать и об изделиях других компаний, варьирующихся от «чистых» электронных книг до КПК-подобных Hiebook и Franklin eBookMan.

Появившиеся позже электронные книги на основе холестерических жидкокристаллических экранов (ChLCD), несмотря на значительное повышение разрешения и времени автономной работы, оказались мало востребованными в связи с длительной прорисовкой экрана и отсутствием подсветки.

С 2007 года рынок электронных книг переживает подъем в связи с появлением экранов с технологией электронной бумаги. Это заметно как по росту числа производителей, так и по увеличению списка моделей. При этом, в настоящее время, под «электронной книгой» чаще всего понимается устройство именно с экраном выполненным по технологии электронных чернил (e-ink, электронная бумага).

4) проэкт «гуттенберг» и его российский аналог.



Прое́кт «Гу́тенберг» (англ. Project Gutenberg, или PG) — общественная инициатива по созданию и распространению электронной универсальной библиотеки. Проект, основанный в 1971 году, предусматривает оцифровку и сохранение в текстовом формате различных произведений мировой литературы — в основном это тексты, находящиеся в свободном доступе.

Язык большинства текстов — английский. Из других языков чаще всего представленыфранцузский, немецкий, финский, нидерландский. Также есть тексты на русском,каталанском языке, санскрите и др.[1]Многие тексты из этого проекта используются проектом LibriVox для созданияаудиокниг.Инициатором проекта стал в 1971 году Майкл Харт (1947—2011)[2], в то время студент Иллинойсского университета, когда получил доступ к мейнфрейму Xerox Sigma V и захотел перевести в цифровой вид Декларацию независимости США.К 2005 году коллекция, собранная в рамках проекта, насчитывала 17 000 текстов. В декабре 2009 года было заявлено, что общее количество книг превышает 34 000.В августе 2003 года в рамках проекта был создан компакт-диск, содержащий приблизительно 600 «лучших» текстов коллекции. Диск можно скачать в видеISO-образа или заказать по почте.[3] В декабре того же года был создан DVD-диск, содержащий около 10 000 текстов, на то время почти всю коллекцию. В июле 2007 года была выпущена новая редакция DVD-диска, а в апреле 2010 года был выпущен двухслойный DVD-диск, содержащий почти 30 000 текстов.По счастливому совпадению двое из четырех помогающих Майклу операторов оказались лучшими друзьями Майкла и его брата. Так как компьютерного времени было в избытке, и не было представления о том, что с ним можно делать, группа операторов получила возможность делать все, что угодно в надежде добиться полезных результатов для своей работы.Майкл решил  использовать остающееся машинное время. Он объявил, что наиболее ценными считает хранение, обработку и поиск материалов, хранящихся в наших библиотеках.Сначала он напечатал «Декларацию Независимости» и попытался разослать ее всем пользователям сети наподобие современного Интернет-вируса.Так первый раз в истории был разослан электронный текст. Началом проекта Гутенберг принято считать заявление Майкла о том, что, разослав «Декларацию Независимости», он «заработал» $ 100 000 000, так как копия Декларации Независимости станет обычным явлением в компьютерных библиотеках будущего, пользователями которых будет более 100 000 000 человек.



Возникновение философии Гутенберг

 В основу проекта Гутенберг Майкл заложил следующую идею: все, что можно ввести в компьютер, можно воспроизводить до бесконечности. Процесс был назван «Технологией Дубликата». и его концепция была очень простой -  поскольку книгу или любой другой материал (включая изображения, звуки и даже трехмерные объекты) можно хранить в компьютере, то вполне возможно изготовить и любое количество копий этих материалов. Каждый человек на земле и с помощью спутниковых сигналов за ее пределами ( имеет возможность получить копию книги, хранящейся в компьютере. Из этой основной идеи можно выделить две главные мысли:

1.      Электронные тексты (Е-тексты), созданные в рамках проекта Гутенберг, должны быть доступны в самых простых для использования формах.

2.      Не стоит с легкостью отвергать идеи о создании более сложных текстовых форм, но, тем не менее, Е-тексты из проекта Гутенберг представляют собой так называемую форму «Plain Vanilla ASCII». Речь идет о нижнем уровне Американского Стандартного Кода для обмена информацией: подобные же знаки вы читаете на обычной печатной странице – курсив, подчеркнутые строчки и жирный шрифт написаны заглавными буквами.

 Причина использования формы «Plain Vanilla ASCII» заключается в том, что 99% программного обеспечения может распознавать и искать подобные файлы. Вариант Plain Vanilla ASCII доступен огромному числу пользователей Apple,Atari, Z80, Mac, UNIX и больших ЭВМ.  Проект Гутенберг отбирает Е-тексты по принципу «мгновенного удара» – выбираются Е-тексты, которые  могут немедленно понадобиться большей части пользователей.

Основана и поддерживается с ноября 1994 года Максимом Мошковым. Пополняется главным образом усилиями пользователейИнтернета, присылающих в библиотеку оцифрованные ими тексты. Такой способ комплектования обеспечивает «Библиотеке Мошкова» широкую и в ряде случаев весьма оперативную пополняемость, хотя и сказывается в некоторых случаях негативно (ошибками, пропусками) на качестве текстов и приводит к проблемам с авторскими правами. С 1994 года дизайн так и не менялся[1]. Как поясняет Мошков, у него абсолютно отсутствуют художественный вкус и идеи по смене дизайна. В то же время его беспокоит, чтобы сайт одновременно смотрелся красиво в разных браузерах и был удобен в использовании по медленным каналам связи. Как следствие, тот дизайн, который посетитель видит на lib.ru — единственный вариант, который устраивает Мошкова[2].


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница