Республики северная осетия-алания



Скачать 460.26 Kb.
страница1/4
Дата26.02.2016
Размер460.26 Kb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Алагирского района»

УТВЕРЖДАЮ» Утверждено на педагогическом совете

Директор МКОУДОД Протокол № _____ от «____»________ 2015г.

«ЦДТ Алагирского района»

______________ А.А.Каргинова

«____»______________ 2015года

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Юный авиамоделист»
для обучающихся:

  • Начальной авиамодельной подготовки 9-11 лет.

  • Начальной спортивной подготовки 11-14 лет.

  • Спортивного и высшего спортивного мастерства 15-18 лет

  • Спортивного и высшего спортивного мастерства 14-18 лет

Составитель: педагог дополнительного

образования Марзоев Игорь Казбекович

Алагир 2015 год

Пояснительная записка к программе
Авиационно-спортивный моделизм-это самые современные технологии, новейшие конструкционные материалы, где сочетается прочность конструкции при минимальном весе с отличными аэродинамическими характеристиками и красивыми формами, и всё это воедино связанно со спортом, где начинает зарождаться инженерная мысль. Чтобы построить авиамодель, необходимы навыки, знания, физическая подготовка, развитие которых надо начинать с детства.

Создание системы последовательного воспитания и обучения авиационно-спортивному моделизму школьников с девятилетнего возраста в трёх возрастных группах на протяжении десяти лет это прогрессивная система воспитания и обучения. Только через спортивные игры, соревнования, коллективный труд можно привить ребёнку любовь к техническому творчеству. Творческому отношению к делу, умению жить в коллективе, т.к. в раннем возрасте дети более ярко проявляют свои возможности и желания стать лётчиком, космонавтом, инженером, техником, рабочим, а также через игры, способствующие погружению в мир техники, раскрывающие способности ребёнка, способности ребёнка, которые развиваются на всём протяжении воспитания и обучения.


Данная программа рассчитана на все

возрастные группы



Начальной авиамодельной подготовки 9-11 лет.

1-й год обучения

Простейшая модель типа «МУХА».




Простейшая модель планера.

2-й год обучения

Простейшая модель планера F-1-H.

Резиномоторная модель F-1-G.



Начальной спортивной подготовки 11-14 лет.

3-6-й год обучения

Планер F-1-H.




Резиномоторная модель F-1-G.




Таймерная модель F-1-Р

Спортивного и высшего спортивного мастерства 15-18 лет

7-10-й годы обучения

Планер F-1-A




Резиномоторная модель F-1-B.




Таймерная модель F-1-Р.

Спортивного и высшего спортивного мастерства 14-18 лет

6-10-й годы обучения

Радиоуправляемые модели класса F-3-A,B,J

Эта программа апробирована в авиамодельном кружке Дома детского творчества г.Алагир с 2010г., результаты подготовки спортсменов-юношей говорят сами за себя. Только при наличии высококвалифицированных педагогов дополнительного образования по всем возрастным группам, обеспечения материалом и оборудованием, специальных площадок для запуска моделей возможна полная реализация программы, а также и комплексной, привлекая для реализации программы и другие направления и объединения данного профиля.

В помощь педагогам дополнительного образования по реализации программы на основе опыта автора подготовлены разработки всех моделей.
Для групп начальной авиамодельной подготовки (9-11 лет):

1.первый год обучения:



  • простейшая комнатная модель типа «МУХА», рассчитана на первую и вторую четверть учебного года с проведением соревнований по трём упражнениям (A-продолжительность, В-дальность, С-точность);

  • простейшая модель планера F-1-H, рассчитана до конца учебного года с проведением соревнований в пять туров на продолжительность полёта с фиксацией полёта в две минуты;

2.второй год обучения:

  • резиномоторная модель F-1-G, рассчитана на весь учебный год с проведением соревнований.



Для групп спортивной начальной подготовки (11-14 лет):

  • планер F-1-H, при изготовлении этого планера используются современные композиционные материалы, многие детали этой модели изготавливаются в специальных пресс-формах;

  • резиномоторная модель F-1-G, при изготовлении этой модели применяются стекло и угле пластиковые детали;

  • таймерная модель F-1-Р, при изготовлении этой модели применяются современные технологии формовки пластиковых деталей (формовка под вакуумом, формовка под давлением).


Для групп спортивного, и высшего спортивного мастерства (15-18 лет):

  • чемпионатный планер F-1-A;

  • резиномоторная модель F-1-B;

  • таймерная модель F-1-Р;

  • учебно-тренировочная пилотажная модель F-3-A;

  • радиоуправляемый планер F-3-B, F-3-J.



Цель: способствовать формированию и развитию интереса к техническому творчеству; интереса к изучению истории развития авиации, пробуждение интереса к рационализации и изобретательству в авиации.
Развивающие задачи:

  • подготовка кружковцев к участию в соревнованиях; достижение ими уровня выполнения спортивных нормативов;

  • развитие интереса к авиастроению, к решению конструкторских задач в авиастроении.


Обучающие задачи:

  • научить детей работать простыми инструментами и материалами (сапожный нож, ножницы, наждачная бумага, клеи и лаки);

  • обучить, приёмам правильно собрать свою модель и аккуратно обклеивать её;

  • научить правильно, регулировать модель и участвовать в соревнованиях, подготовка кружковцев к участию в спортивных соревнованиях, достижение ими уровня выполнения спортивных нормативов;

  • достижение максимально высоких спортивных результатов, основные технологии изготовления авиамоделей по классам;

  • F-1-H, F-1-A - планера;

  • F-l-G, F-1-B - резиномоторные;

  • F-1-P -таймерные,

  • по принципу «от простого к сложному».


Воспитательные задачи:

  • воспитывать трудолюбие, внимательность, дисциплинированность, способность к приобретению новых знаний; понимание здорового образа жизни, патриотизм;

  • формирование спортивного о характера, стремление к достижению поставленной цели.



ПРОГРАММА

для групп начальной авиамодельной подготовки 9-11 лет

младшая возрастная группа.
Первый год обучения.
Пояснительная записка.
Кружок формируется из детей 9-11 лет. Группы первого года обучения разновозрастные прошедшие подготовку в кружках начального технического моделирования или подобные им. Количество детей в группе должно соответствовать санитарным нормам и технике безопасности для данного помещения (у меня это 6-8 человек, что соответствует и уставу нашего учреждения), занятия проводятся три раза в неделю по 3 часа.

На первых занятиях кружковцы знакомятся с планом работы на первый год занятий, с историей авиации и кружка, знакомятся с мерами безопасности. Дальше приступают к изготовлению рабочих чертежей модели «МУХА» и изготовлению этой модели. Приступают к изготовлению деталей для своей модели из липовых реечек, знакомятся с единицей измерения длины в технике миллиметром. Затем на стапеле начинают собирать узлы своей модели (стабилизатор, крыло, фюзеляж) и производят окончательную сборку модели.

Уже на этом этапе работы начинают вырисовываться индивидуальные способности кружковца, одни заканчивают сборку всей модели, другие доделываю крыло, кто-то работает быстрей, кто-то медленней. Вот здесь и начинает работать принцип: «Научился сам, научи товарища». В это время начинают формироваться у детей принципы работы в коллективе.

Последний этап работы над моделью «МУХА» это обтяжка модели конденсаторной бумагой.

Эта операция требует от ребёнка аккуратности, что в дальнейшем ему пригодится.

По окончании этой работы в группе проводятся соревнования по трём упражнениям.

Цель этих соревнований - добиться от кружковца координированных движений при запуске моделей. Практика показывает, что физически развитые дети и становятся победителями в этих соревнованиях, и в дальнейшем этим кружковцам легче участвовать в более крупных соревнованиях.

Принцип, на котором строится вся наша работа, носит характер «от простого к сложному»

Дальше дети приступают к изготовлению рабочих чертежей простейшей модели планера F-1-H.

На этом этапе кружковцы знакомятся с такими понятиями, как площадь модели, нагрузка, вес, устойчивость модели и всё это они сами воплощают в своём изделии.

При изготовлении этой модели они изучают свойства различных пород древесины, умело применяют в своей конструкции, изучают простейшие элементы конструкции, знакомятся с силовым элементом конструкции «лонжерон». Приобретают навыки работы с ножом, рубанком, молотком, ручной дрелью и различными клеями и лаками.

Работа над этой моделью планируется до конца учебного года в школе (у нас нет понятия учебный год, наш процесс непрерывен, у нас нет каникул). Далее наступает период тренировок. Дети начинают изучать на практике свойства воздуха, атмосферы, знакомятся с принципами формирования восходящих и нисходящих потоков воздуха. Учатся правильно выбирать место старта для запуска модели, выбирать правильно момент запуска и запускать модель.

Итогом всей этой работы за год являются соревнования, на которых они формируют свой характер, показывают свои первые результаты и выполняют свои первые юношеские, спортивные нормативы.

Дальнейшая их работа будет усложняться. Первый, самый сложный этап их спортивной жизни пройден.


Учебно-тематический план


№№ п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего



Вводное занятие. Техника безопасности (далее ТБ). Материалы и инструменты.

3

-

3



Изготовление простейшей модели типа «МУХА».

9

54

63



Соревнования.

-

9

9



История авиации, кружка, классификация моделей и самолётов.

9




9



Простейшая модель планера F-1-H.

27

173

200



Тренировки (регулировка и запуск моделей).

9

41

50



Соревнования, игры, экскурсии.

6

17

23



Заключительное занятие.

3

-

3



Итого:


66

294

360


Краткое содержание программы
1.Вводное занятие
На этом занятии происходит знакомство с каждым ребёнком. Производится инструктаж по технике безопасности при работе с режущим инструментом. Знакомятся с историей авиации, кружка, планом работы на весь год.


2.Изготовление простейшей модели типа «МУХА»
При изготовлении этой модель дети знакомятся с различными физическими и математическими параметрами (грамм, миллиметр). Учатся правильно и аккуратно подгонять сопрягаемые детали. Изучают такие понятия, как центр тяжести модели, устойчивость модели. Теоретические вопросы на занятиях рассматриваются, как со всей группой, так и индивидуально по мере необходимости. На каждом занятии проводится инструктаж по ТБ.
3.История авиации и авиамоделизма,

классификация летательных аппаратов и моделей.
На теоретических занятиях дети знакомятся с историей авиации (первые авиационные конструкторы), узнают историю своего завода, кружка. Знакомятся с типами и схемами летательных аппаратов. Осуществляется показ всех классов моделей изготавливаемых в стенах кружка.


4.Изготовление простейшей модели планера F-1-H
Изготавливая простейший планер F-1-H, кружковцы закрепляю приобретённые навыки, полученные при изготовлении модели типа «МУХА». Знакомятся с профилем крыла его предназначение, более глубоко изучают законы аэродинамики. Познают простые конструкции крыла, стабилизатора и т. д. Знакомятся с различными физическими свойствами различных материалов. Учатся самостоятельно регулировать свою модель.
5.Соревнования, игры, экскурсии
Обучение правильным приёмам регулировки и запуска моделей на продолжительность, дальность и точность посадки модели. Участие в соревнованиях, сдача спортивных нормативов. Расширение кругозора детей через экскурсии на завод, посещение музея авиационной техники, выпускаемой заводом.

6.Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружковцев за год. Награждение призёров соревнований, вручение зачётных книжек спортсмена.

Второй год обучения
Пояснительная записка
Кружок второго года обучения формируется из детей 10-11лет прошедших обучение в кружке первого года обучения и профильных кружках данного вида деятельности. Группа разновозрастная, количество детей в группе 6-8 человек, занятия проводятся три раза в неделю по три часа.

На втором году обучения кружковцы изготавливают планер F-1-H по уже совершенным технологиям. Многие детали своей новой модели они учатся делать в специальных формах (из стеклоткани, угле ткани и смолы).

При изготовлении этой модели применяют новейшие конструкторские разработки силовых элементов конструкции (применяют двух полочный лонжерон усиленный прочной стенкой, лобик крыла кессонного типа, задняя кромка угле пластиковая).

Фюзеляж так же выполнен полностью из угле пластика. Буксировочный крючок позволяет производить динамический старт модели и буксировать модель кругами для поиска восходящего потока.

На этом этапе работы кружковцы объединяются в небольшие творческие коллективы по классам моделей. Это позволяет ребятам в совместной работе быстрее осваивать новые технологии. Рождается полезная и здоровая конкуренция.

Другая часть группы занимается изготовлением резиномоторной модели F-1-G. Эта модель так же изготавливается по современным технологиям. На модели устанавливается механизм, позволяющий производить запуск модели одной рукой, что повышает стабильность полётов.

На эти модели F-1-H,G устанавливается часовой механизм (в дальнейшем таймер).

В этот период дети начинают работать на станках (сверлильном, заточном), знакомятся с мерительным инструментом (штангенциркуль, штангенрейсмус). Рассчитывают по таблице профиль крыла и изготавливают с точностью до 0,1 мм.

На каждом занятии проводятся беседы, в процессе работы, по аэродинамике, теории полёта, материаловедению, конструкциям и технике безопасности. Знакомятся с правилами проведения соревнований, с техникой безопасности на тренировках и соревнованиях.

С наступлением теплой, лётной погоды приступаем к тренировкам. Учебный цикл заканчивается соревнованиями, выполнением спортивных нормативов, начинают принимать участие в республиканских соревнованиях и в этапе кубка России, первенстве России.


Учебно-тематический план


№№ п/п

ТЕМА

Количество часов

теория

практика

всего



Вводное занятие.

3

-

3



Материалы, инструменты, ТБ.

9

18

27



Изготовление планера F-1-H., резиномоторной модели F-1-G.

27

173

200



История авиации, авиамоделизма, кружка.

18

-

18



Тренировки (регулировка, запуск моделей).

21

63

84



Соревнования, экскурсии.

9

16

25



Заключительное занятие.

3

-

3



Итого:

90

270

360




Краткое содержание программы


1.Вводное занятие
Знакомство с кружковцами. Знакомство с планом работы на весь год. Определяются цели и ставятся задачи. Правила поведения на занятиях и в перерыве. Организация работы и рабочего места. Перечень необходимых материалов и инструментов.


2.Материалы, инструменты, ТБ
Инструктаж по ТБ при работе с инструментами, на станках. Знакомство с материалами и их свойствами, применяемых при изготовлении моделей.


3.Изготовление планера F-1-H
При изготовлении этого планера кружковцы начинают, приобщатся к новым для них материалам и новым технологиям (композиционные, сборка модели в стапелях). Конструкция этой модели наиболее современна. На модели применяются механизмы, которые позволяют показывать более высокие, стабильные спортивные результаты (крючок динамического старта, таймер).

4.Изготовление резиномоторной модели F-1-G
Изготавливая, резиномоторную модель F-1-G ребята так же приобщаются к новым материалам и Технологиям (как и при изготовлении планера F-1-H). Так же применяют различные механизмы и устройства позволяющие показывать высокие, спортивные результаты.


5.История авиации, авиамоделизма и кружка
На занятиях проводятся беседы, связанные с развитием авиации, моделизма, рассказывается об авиационной технике.


6.Тренировки (регулировка и запуск моделей)
С наступлением тёплой, лётной погоды занятия переносятся на аэродром. Там проходят теоретические и практические занятия. Отрабатываются приёмы запуска модели. Изучаются правила соревнований.


7.Соревнования, экскурсии
Соревнования являются завершающим этапом подготовки спортсменов. Здесь и выявляется основной показатель, который указывает на качество выполненных работ в течение года. Показывает достижения поставленных целей и задач


8.Заключительное занятие
Поощрение лучших кружковцев. Присвоение спортивных разрядов. Формирование команды.

ПРОГРАММА

для групп начальной спортивной подготовки 11-14 лет

3-6-й года обучения.
Пояснительная записка.
Кружок формируется в основном из детей, прошедших подготовку в группах «Начальной авиамодельной подготовки» и детей, занимавшихся в других кружках этого профиля, имеющих юношеские разряды.

Кружок состоит из пяти шести человек, занятия проводятся по три раза в неделю по три часа.

Занимаясь в этих группах, дети продолжают совершенствовать своё мастерство, приобретают новые навыки работы с более сложным инструментом. Начинают изготавливать детали для своих моделей на металлорежущих станках. Изготавливают свои модели по категориям (классам):

F-l -Н - планер;

F-l -G - резиномоторная модель;

F-l-Р - таймерная модель с двигателем внутреннего сгорания (в дальнейшем ДВС) с объёмом в 1куб. см.

Технические данные этих моделей утверждены FAF. Для успешного выступления спортсмена на соревнованиях выше городского масштаба спортсмену разрешается иметь несколько зарегистрированных моделей (по правилам соревнований). Идеальных условий на соревнованиях практически не бывает и поэтому модель при посадке может поломаться, улететь. Возможности найти её быстро может не быть, а спортсмену надо выходить на старт следующего тура. Здесь он использует свою зарегистрированную, запасную модель.

В этот период работы кружковец изготавливает несколько моделей, совершенствует конструкцию модели, применяет, разработанные им новые технологии, изучает теорию полета, применяет различные профили на свои модели, оттачивает своё спортивное мастерство на тренировках. В этот период у кружковца формируется спортивный характер, с умением побеждать.

В этих группах некоторые кружковцы приступают к изготовлению таймерной модели с ДВС. Для работы с этим классом моделей отбираются ребята с отточенной координацией и хорошими физическими данными. При запуске таймерной модели требуется точность выпуска модели в полёт. Малейшее неточное движение спортсмена при выпуске модели влечёт её потерю (поломку). В моторной фазе полёта модель имеет большую скорость и здесь нужна предельная собранность спортсмена. Работа с этой моделью требует от кружковца большого терпения, выдержки, аккуратности. Да и для изготовления других моделей эти качества немаловажны.

В процессе работы над таймерной моделью ребята изучают принцип работы ДВС, учатся запускать его при помощи стартёра, регулировать и выводить на максимальные обороты, изучают теорию воздушного винта.

Кружковцы 3-6 года обучения приобщаются к более углублённому изучению законов аэродинамики, знакомятся с новыми материалами, познают и приобретают навыки точного изготовления деталей модели: Встречаются при своей работе с сотыми долями миллиметра и понятием, (классный размер), учатся находить базовые поверхности и плоскости, применяют в своих конструкциях законы механики, учатся пользоваться особо точным метрическим инструментом.

Всё это происходит на протяжении достаточно длительного периода в течение четырёх лет.

За это время кружковцы успевают сделать по три - четыре модели. Для участия в крупных соревнованиях, для транспортировки своих моделей нужен специальный контейнер (в дальнейшем ящик). Эти ящики кружковцы делают сами для своих моделей по специальным формам из стеклопластика.

На тренировках кружковцы отрабатывают различные тактические приёмы, которые могут пригодиться на соревнованиях (умение летать под «кролика», быстро запускать ДВС, быстро закручивать резиновый мотор и успешно стартовать в восходящий поток). Тренировки - это тяжёлый, изнурительный груд, но без этого не обойтись. «Трудно в учёбе легко в бою».

За этот период кружковцы взрослеют, становятся физически совершенными спортсменами, выполняют высокие спортивные разряды и готовят себя к более трудным испытаниям в группах «спортивного и высшего спортивного мастерства». На этом заканчивается их начальная спортивная подготовка. Наступает новый период изготовления чемпионатных классов моделей.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница