Решетников Василий Иванович



Скачать 179.61 Kb.
Дата24.07.2016
Размер179.61 Kb.
ТипБиография
Решетников Василий Иванович (биография и боевой путь)
Мой дед, Решетников Василий Иванович, родился в 1912 году в селе Перекопном Ершовского района Саратовской области, по национальности – русский, в раннем возрасте лишился родителей и воспитывался в детском доме в г. Саратов. После окончания 7 классов сельской школы Василий Иванович поступил в топографический техникум, некоторое время работал по специальности.

Далее по путевке комсомола учился в Сталинградской военно-авиационной школе летчиков. Решение о создании школы принято весной 1928 года на Пленуме Революционного Военного Совета СССР. На основании этого решения начальник ВВС РККА П. И. Баранов предписал начальнику Борисоглебской авиационной школы В. В. Ягушевскому найти аэродром для создания новой авиационной школы южнее Борисоглебска. 6 февраля 1929 г. был издан приказ РВС СССР о создании «7-й военно-авиационной школы летчиков» с местом расположения — Сталинград.

Летом 1929 года началось строительство школы. Руководил строительством заместитель начальника Борисоглебской авиационной школы Алексеев. В августе 1929 года школа начала свою деятельность. Первый набор учлетов — 1 декабря 1929 г. Принимались только лица направленные на обучение по рекомендациям ВКП(б) и ВЛКСМ. К 1 января 1930 г. было набрано 239 курсантов. 1 июля 1930 года школе было присвоено наименование: «7-я Сталинградская военно-авиационная школа им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата». Первые самостоятельные полеты курсантов начались летом 1930 года. Первым самостоятельно вылетел курсант Е. Я. Савицкий. Первый выпуск летчиков состоялся в январе 1932 года, в количестве 112 человек



Решетников В.И. –курсант Сталинградской

военно-авиационной школы лётчиков (1930 год)

Курсанты Сталинградской военно-авиационной школы лётчиков,



пятый слева в верхнем ряду Решетников В.И. - (1930 год)
Василий Иванович успешно окончил школу в 1934 (1932?) году с присвоением звания – младший лейтенант и был направлен для прохождения службы в Белорусский военный округ - гарнизон Болбасово Оршанского района.

Ближе к середине 30-х годов аэродром вместе с военным городком в Болбасово становится единой большой и важной стройкой пятилетки для республики, особым объектом военного назначения, который в сжатые сроки должен быть введен в строй. В планах военных проектировщиков должны быть построены взлетно-посадочная полоса, жилой городок, административные здания, пункты обеспечения и управления. Реальное строительство объектов аэродрома началось в 1934 году. По планам строительства срок ввода объектов аэродрома и всей его инфраструктуры был назначен на 1936 год. Для выполнения этой важной и очень ответственной задачи было выделено большое количество рабочих и специалистов строительных специальностей. Быстро наступил 1936 год, когда приземлился первый самолет с командованием БВО и Красной Армии. В поселке был объявлен общий сбор, организовано торжественное построение, и состоялся грандиозный праздник по случаю завершения строительства. Торжественное собрание проводил П.Ф.Жигарев, зачитывал поздравления и пожелания от имени партийных и военных органов. Поздравления принимал начальник стройки инженер-строитель тов. Зайцев. Стройка была завершена в срок.

После окончания годичной учебы командиров звеньев в г. Борисоглебске (Киевский ВО)1, Василий Иванович проходил службу в г. Белая Церковь в бомбардировочной авиации летал на самолетах типа “CБ” (скоростной бомбардировщик).

В 1936 году Василию Ивановичу было присвоено звание лейтенанта, с 15.12.1936 он стал командиром звена

Моя бабушка, Решетникова (девичья фамилия Шинкевич) Марфа (Мария) Ивановна, родилась 30 июня 1919 года в семье крестьян в деревне Барань Оршанского района (сейчас – это район в г. Орша). По национальности – белоруска.

Родители Марии Ивановны – крестьяне. Мой папа, Решетников Эдуард Васильевич, видел их в январе 1947 году. Они вернулись из Германии (были угнаны на работы, репатриированы,). Жили они в 1947 году в деревне Высокое станция Красное совхоз Лонница между Оршей и Смоленском на берегу Днепра в землянке.

В 1933 году Мария Ивановна закончила 7 классов, ей было 14 лет. По тем временам – это считалось хорошим образованием. Мария Ивановна пошла работать в воинскую часть на аэродроме Болбасово (недалеко от д. Барань) в летную столовую буфетчицей. Там в 1935 году Мария Ивановна встретилась с молодым летчиком Решетниковым Василием Ивановичем. В 1937 году (Марии Ивановне было 18 лет, Василию Ивановичу 25 лет) они поженились. У них родился сын Славик (умер в малолетнем возрасте в 1938 году).



Лейтенант Решетников В.И., 1934 год
28.02.1938 Василию Ивановичу было присвоено звание старшего лейтенанта.

В апреле 1938 году Василий Иванович Решетников был направлен в Испанию, где воевал по август месяц.

Отрывок из книги Г.К.Семенова “Пароль – “Испания”:

“Они прибыли в Испанию почти одновременно с истребителями, в такое же хмурое, дождливое апрельское утро. И плыли они на том же теплоходе.

По поручению советника и комиссара группу встретил в Порт-Бу и привез в Херону Василий Суворов. Это были:

летчики В. Анисимов, С. Асаулов, И. Валуев, М. Козырев, Г. Корзинников, Н. Красноглазов, А. Липашев, М. Макаров, М. Матвеев, В. Муравьев, П. Никишев, С. Перехватов, В. Решетников, Д. Царьков;

штурманы А. Белицкий, С. Гудович, М. Турин, И. Мауричев, В. Елагин, С. Мелихан, Н. Моргунов, Е. Приймак, М. Соколов, П. Соловьев, А. Тягунов, С. Фоменко, Ф. Харитонов, П. Циков, А. Чистяков, В. Чугунов;

стрелки-радисты М. Брудницкий, С. Гавриш, И. Галайчук, Н. Горбунов, И. Данько, Ф. Кошель, А. Матвиенко, Д. Медведев, И. Мойсенко, Ф. Парахин, Я. Поповкин, Д. Сологуб, И. Удовиченко, Т. Федоренко, Н. Юдин.

Комиссар Мартин расспрашивал летчиков о перипетиях неблизкого пути.

...В нейтральных водах было неспокойно. В Северном море за теплоходом увязалась неизвестная подлодка и, следуя под перископом, все время держалась в кильватере «Андрея Жданова». Члены команды рассказывали, что подлодка сопровождает их всякий раз, когда судно совершает рейс в Гавр и обратно”.

Вернулся из Испании Василий Иванович в августе 1938 года.

За участие в боевых действиях был награжден орденом “Красное Знамя”. Список награжденных и соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР ”О награждении командиров, политработников, инженеров, врачей, техников, младших командиров и красноармейцев Рабоче-Крестьянской Красной Армии” был опубликован в газете “Комсомольская правда” от 23.02.1939 г. Лейтенант Решетников В.И. имеется в этом списке (№233).

26.09.1938 Василию Ивановичу было присвоено звание капитана.

07.10.1938 он был назначен командиром звена 1 авиационной эскадрильи (АЭ) 33 бомбардировочного авиационного полка.

После возвращения из Испании Василий Иванович был направлен на обучение в Липецкие высшие курсы усовершенствования командного состава (КУКС), позднее Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ). Там он учился до февраля 1939 года.

Ли́пецкий а́виаце́нтр (просторечное название) — структурное формирование ВВС России, осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов. В настоящее время Липецкий авиацентр называется так: 4-й ордена Ленина Краснознамённый центр боевого применения и переучивания лётного состава военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова.

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны. Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны. В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков, но в 1924 году школа закрылась, так и не успев организоваться.

Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» («Вогру») полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.

Обучение лётного состава проходило в течение 5 — 6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА. В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ).

Василий Иванович проходил службу в г.Липецк, где 10.07.1939 и родился мой папа Решетников Эдуард Васильевич.

В 1939 году Василий Иванович был вызван в Москву и был направлен в Забайкальский военный округ - станция Бада Хилокского района Читинской области в должности командира эскадрильи.

Находясь в Баде, Василий Иванович участвовал в боевых действиях в Монголии на реке Халхин-Гол.

В июне 1939 года на земле не произошло ни одного столкновения, в небе с 22 мая 1939 года развернулась воздушная война. Первые столкновения показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боёв советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона — всего одну машину. Советское командование приняло радикальные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем. 17 из них были героями Советского Союза, многие имели боевой опыт в небе Испании и Китая. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи. После этого силы сторон в воздухе стали примерно равными.

Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа, оказалось полной неожиданностью для японского командования Хорошо действовала в это время советская авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителями за эти два дня в воздушных боях было сбито около 70 японских самолётов. После 8 сентября японское командование не предпринимало действий наземными войсками, однако воздушные бои продолжались. В первой половине сентября в небе над территорией МНР состоялись 7 воздушных боёв. Крупнейший — 120 японских самолётов против 207 советских — состоялся 15 сентября в день подписания перемирия. 16 сентября боевые действия на границе были прекращены

Зимой 1940 года Мария Ивановна с сыном Эдиком поехали пассажирским поездом из Липецка, поездом Москва – Владивосток до Бады. Там сначала жили в доме №2, отопление печное с дровами.

В 1941 году в Баде построили новый 3–х этажный дом №18 (отопление центральное, туалет, вода, канализация). Василию Ивановичу, Марии Ивановне и их сыну Эдику предоставили комнату в 2-х комнатной квартире в этом доме. В другой комнате жил капитан-летчик. В этой комнате жили до 1946 года.

После начала Великой Отечественной войны Василий Иванович участвовал в боевых действиях.

Первое письмо Василий Иванович написал с фронта 23.06.1941. В письме был указан его адрес г. Стародуб (Орловская область). Следующее письмо датировано 08.08.1941, указан адрес полевая почтовая станция №865, почтовый ящик №5, далее письмо от 24.08.1941 полевая почтовая станция №822, ВПСП №6.

В двадцатых числах августа 1941 года Василий Иванович был ранен.

Вот отрывок из его письма из Москвы, датированного 10.09.1941: “Нахожусь в госпитале в Москве, до этого лежал в госпитале в г.Орле, и потом меня перевезли в Московский Коммунистический военный госпиталь2. Вот уже 3 недели, как нахожусь в госпиталях. Ранение у меня несмешное – это обгорело лицо при пожаре самолета и ожог 1 и 2-й степени. Сегодня 10 сентября, я уже здоров немного, подзаживут губы и дней через 5 меня выпишут из госпиталя. Лицо сделалось очень хорошее, белое, никаких следов ожогов нет… Я скоро уеду из Москвы, а куда не знаю. Когда приеду на новое место сообщу адрес”.

Следующее письмо датировано 27.09.1941. Василий Иванович пишет, что находится на отдыхе в Санатории пос. Болшево (35 км от Москвы), планирует 07.09.1941 поехать в Москву – получить назначение.

Далее следует письмо от 29.10.1941, прислано из г. Бузулук. Дальнейшие письма приходили со ст. Тимашево (65 км от Куйбышева) – это его новое место службы, туда он приехал 20.11.1941 (письма от 21.11, 10.12, 24.12.1941, 06.01 ,10.02 …. 19.05.1942).

Следующее место службы (письмо от 22.06.1942) с июня по август 1942 года – Иркутская область ст.Белая п/о Тайтурка3.

Далее несколько слов о 804-м бомбардировочном авиационный полке, в котором проходил службу Василий Иванович вплоть до своего последнего боевого вылета.

Полк имеет славное героическое прошлое. Он был сформирован 25 сентября 1941 года в Липецком авиационном учебном центре на базе летно-технического состава 52 скоростного бомбардировочного полка, базировавшегося на аэродроме Овруч и понесшего большие потери в первые дни войны.    Согласно приказа Верховного Главнокомандующего присвоено наименование - "804 бомбардировочный авиационный полк." Формирование полка было поручено капитану Гаврилову В.Я.


    С целью переучивания на самолет Пе-2 полк 24.06.1942 года был введен в состав 23-й запасной Бомбардировочной авиационной дивизии (БАД) , 7-й запасной авиационной бригады Забайкальского Военного Округа (аэродром Белая).
   После окончания переучивания летного и технического состава полк в полном составе (две авиационной эскадрильи) был перебазирован с аэродрома Белая на аэродром Тушино и 14.09.1942 года вошел в состав (20 самолетов Пе-2)  293-ю БАД 1-го бомбардировочного авиационного корпуса резерва ГК.
Василий Иванович в письме из Красноярска от 20.08.1942 пишет: “Первым долгом сообщаю вам, что 19 августа я уехал из Белой… Когда приеду на фронт – сообщу адрес. Пиши мне в Москву, я буду там через 10-15 дней”.

27.08.1942 Василию Ивановичу было присвоено звание майор.

Следующее письмо из Москвы от 12.09.1942. Далее письма шли с фронта от 05.10., 13.10, 04.11.1942. С письмом от 16.11.1942 было приложено фото



Решетников В.И. с боевыми друзьями, осень 1942г.

Далее информация о майоре Гаврилове Владимире Яковлевиче – командире 804-го бомбардировочного авиационного полка 293-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го бомбардировочного авиационного корпуса 3-й воздушной армии Калининского фронта.

Родился Гаврилов Владимир Яковлевич 16 апреля 1908 года в поселке Северный Рудник ныне в черте города Дзержинск Донецкой области Украины в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года. По окончании школы ФЗУ работал токарем.

В Красной Армии Гаврилов Владимир Яковлевич с 1928 года. Владимир Яковлевич Гаврилов - выпускник Тульской оружейно-технической школы (ТОТШ) имени Тульского пролетариата 1931 года. Он окончил ТОТШ с отличием и год преподавал в ней теорию стрелкового оружия.




На фото слева направо: Бондаренко, Гаврилов В.Я., Метёлкин, Барабанов.

Кучинский Ю. Н.: Это выпускная фотография Гаврилова. Он очень узнаваем. В кожанке. В то время кожанки носили, в основном, лётчики. 1931 год
В 1935 году – Владимир Яковлевич закончил Борисоглебскую военно-авиационную школу летчиков. Накануне войны заочно окончил 2 курса Военно-воздушной инженерной академии.
Гаврилов Владимир Яковлевич участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир 804-го бомбардировочного авиационного полка (293-я бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й бомбардировочный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, Калининский фронт) майор Владимир Гаврилов с середины ноября 1942 года по февраль 1943 года совершил 17 боевых вылетов, неоднократно лично водил летчиков на боевые задания.

В наградном листе командир 293-й бомбардировочной авиационной дивизии описывает боевые подвиги летчика-командира:

«В.Я. Гаврилов участвует в боях против фашистских захватчиков с 26 июня 1941 года, командуя авиационной эскадрильей. С мая 1942 года майор Гаврилов командует авиационным полком, который является лучшим в нашей дивизии. За два с половиной месяца боевой работы на Калининском фронте полк успешно справился со всеми заданиями, выполнив 209 вылетов (в основном в ночное время). Командир полка майор В.Я. Гаврилов за это время совершил 17 боевых вылетов с высоким результатом, что подтверждается фотосъемками и командованием наземных войск...».

Подписывая наградной лист, командир 1-го бомбардировочного корпуса генерал-майор Судец собственноручно добавляет:

«804-й бомбардировочный авиаполк является лучшей частью в корпусе. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевого задания против немецких захватчиков 16 января 1943 года майор Гаврилов Владимир Яковлевич представлен к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Владимиру Яковлевичу Гаврилову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 975).

С августа 1943 года подполковник Гаврилов Владимир Яковлевич, командуя 80-м гвардейским бомбардировочным полком в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов, участвовал со своим полком в боях с фашистскими захватчиками при освобождении Украины и Польши. Последние в Великой Отечественной войне боевые вылеты отважный комполка совершил в майские дни 1945 года над Берлином.

В послевоенные годы полковник Гаврилов Владимир Яковлевич командовал авиационной дивизией в Приволжском военном округе, а с июня 1949 года по май 1953 года – авиадивизией Войска Польского.

После войны отважный летчик окончил Военную академию Генштаба. Командовал авиационным соединением. Работал преподавателем Военно-политической академии имени В.И. Ленина. В 1960 году Владимир Яковлевич вышел в отставку. Полковник в отставке Гаврилов Владимир Яковлевич жил в городе-герое Москве, где и скончался 30 марта 1992 года.


Похоронен в Москве, на Головинском кладбище.

Гаврилов Владимир Яковлевич награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.








На верхних снимках Гаврилов Владимир Яковлевич – командир 804-го бомбардировочного авиационного полка .

На нижнем снимке первый слева в верхнем ряду майор Решетников В.И., первый слева в нижнем ряду Гаврилов В.Я., осень 1942г.



Пе-2 в бою

Последнее письмо Василия Ивановича с фронта датировано 11 декабря 1942 года.

В соответствии с извещением от 05.05.1943 командир эскадрильи майор

Решетников Василий Иванович 804 авиационного полка 293 бомбардировочной авиационной дивизии, уроженец Саратовской области Ершовского района с. Перекопное, погиб 6 января 1943 года в воздушном бою в районе деревни Прокушино. Извещение подписано командиром воинской части №40410.



В настоящее время в базе данных “Мемориал” опубликована книга безвозвратных потерь 293 БАД, где указано, что 06.01.1943 истребительной авиацией противника был сбит самолет c экипажем в составе:

  • пилот - майор Решетников Василий Иванович (командир авиационной эскадрильи);

  • штурман - старший лейтенант Ившин Федор Григорьевич (штурман авиационной эскадрильи);

  • стрелок-радист – лейтенант Григорьев Алексей Степанович (начальник связи авиационной эскадрильи).

В приведенных материалах использованы письма Решетникова В.И., Решетниковой М.И., устные рассказы моего папы Решетникова Э.В., фотографии из семейного архива, отрывок из книги Г.К.Семенова “Пароль – “Испания”,а также информация из сети Интернет.
Решетников Павел

г. Санкт-Петербург, февраль 2015 года

1В 1922 году в Борисоглебске была основана 2-я военная школа лётчиков Красного Воздушного флота для подготовки лётчиков-истребителей, лётчиков-разведчиков и лётчиков-бомбардировщиков.

2 С 1967 года Главный военный клинический госпиталь имени академика Н. Н. Бурденко

3 «Бе́лая»авиабаза в Иркутской области, расположена в 18 км к северо-западу от города Усолье-Сибирское и в 85 км к северо-западу от Иркутска. В настоящее время На авиабазе дислоцирован 200-й гвардейский Брестский Краснознамённый тяжёлый бомбардировочный авиационный полк, входящий в состав 326-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й воздушной армии. На вооружении полка состоят сверхзвуковые дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3


Каталог: sites -> default -> files -> other-soldiers-files
other-soldiers-files -> Аболин Иван Иванович, 1903 г р
other-soldiers-files -> Морозов Анатолий Афанасьевич
other-soldiers-files -> Латвия Тукумсский край Слампская волость
other-soldiers-files -> 78-я стрелковая дивизия
other-soldiers-files -> Спартак Леонидович Сенявский
other-soldiers-files -> Танковый бой первого дня войны
other-soldiers-files -> 11-я стрелковая Валгинская дивизия
other-soldiers-files -> Подвиг Александра Мамкина
other-soldiers-files -> Статья «С заботой и о стариках, и о детях»
other-soldiers-files -> Тетрадь №7050 Личное дело гвк кисловодск


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница