Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ




Скачать 54.07 Kb.
Дата14.08.2016
Размер54.07 Kb.
c:\documents and settings\user\рабочий стол\обр прог.jpg

Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, принятых в логопедическую группу на два года.



Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются принципы, разработанные в логопедии и дефектологии (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.):

  1. Принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений.

  2. Принцип развития и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Это учитывается при планировании коррекционной работы.

  3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

  4. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Очень важно, чтобы процесс нормализации речи детей осуществлялся с учётом общедидактических и специальных принципов:



  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  5. Комплексность воздействия на ребенка.

  6. Воздействие на все стороны речи.

  7. Опора на сохранные звенья.

  8. Учет закономерностей онтогенеза.

  9. Учет ведущей деятельности.

  10. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

  11. Воздействие на микросоциальное окружение.

Основной базой рабочей программы являются:

  • образовательная программа детского сада «Воспитание и обучение в д/с» под редакцией М.Васильевой и (методическое сопровождение С.Н.Галицыной);

  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).

  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Ч. 2.

  • 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003.

2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе . —— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

4. Гомзяк О.С. — Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия по лексико-грамматическим темам «Зима» и «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР — М.: Гном-пресс, 1998.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (4 альбома): дидактический материал для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.

7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2001.


8. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство – Пресс, 2003.

9. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2002.



10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.

Целью программы является построение двухгодичной системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР от 5 -7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена:

  • На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.

  • На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.

  • На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В логопедической группе коррекционное направление работы, за организацию функционирование которого несет ответственность учитель-логопед, является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).

  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.

  • Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.

  • Развитие навыков связной речи дошкольников.

  • Развитие коммуникативности и успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучении. Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для дошкольников с недоразвитием речи системного характера легкой и средней степени. Для детей с недоразвитием речи системного характера тяжелой степени составляются индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты. Срок реализации данной программы рассчитан на два года.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница