Рене Декарт) а абстракция (лат abstrāctio – «удаление, отвлечение») – 1




страница1/5
Дата14.08.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4   5


Краткий религиозно-богословский

терминологический словарь
«Определите значение слов, и Вы избавите

свет от половины его заблуждений» (Рене Декарт)



А

Абстракция (лат. abstrāctio – «удаление, отвлечение») – 1. Мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения наиболее важных (в науке – существенных) их признаков. 2. Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта (как результат абстракции).

Абсолют (лат. absolutus – «безусловный, неограниченный» от absolvere - «быть свободным») - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (Бог, абсолютная личность - в теизме, Единое - в неоплатонизме и т. п.).

Абстрактное (лат. abstractio - «отвлечение, удаление») - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. Антоним – конкретное.

Авторитет (лат. auctoritas - «власть, влияние») - значимость, которой обладают люди и предметы, не нуждающиеся в постоянном ее подтверждении, в ее доказательстве на деле. Принято говорить о возможности обладания нравственным, политическим, религиозным и т.д. А.

Агностицизм (греч. ἄγνωστος – «неведомый, непознаваемый») - учение, отрицающее возможность объективного познания мира, достижения объективной истины.

Аграфы (греч. αγραφος - «незаписанный, устный») - изречения, приписываемые Иисусу Христу, которые не содержатся ни в канонических Евангелиях, ни в апокрифах (сохранившихся целиком). Аграфы встречаются: 1) в новозаветных книгах (Деяниях, Посланиях); 2) в творениях отцов и учителей Церкви и др. древних писателей; 3) в древнехристианских богослужебных текстах; 4) в древних рукописях, обнаруженных в новое время.

Адекватный (от лат. adaequatus – «приравненный, равный») - соответствующий, верный, точный; в теории познания адекватное есть верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира.

Адепт (лат. adeptu – «достигший») – 1. Посвященный в тайны какого-либо учения, секты. 2. Ревностный приверженец какого-либо учения, идеи

Адопционизм (лат. adoptare – «принимать») – взгляд на Господа Иисуса Христа как на человека, который был принят или избран Богом («усыновлен»), возвысившим Его до наименования Сына Божьего. См. также монархианство.

Акривия (греч. ἀκρίβεια – «точный смысл, строгая точность, тщательность») – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных и канонических принципов.



Акростих (греч. ἀκροστῐχίς - «краестишие», слав. краегранесие) - расположение слов, строк или стихов, образующих по первым буквам слово, фразу или алфавитную последовательность (часто имя автора или адресата стихотворения), где ключевые буквы или звуки располагаются определенным образом. Встречается в Псалмах 9, 24, 33, 36 и 118, в богослужебных канонах, а также в греческом слове ἰχθύς , являющемся аббревиатурой, и означающего «Иисус Христос Сын Божий – Спаситель».

Аксиома (лат. аxioma – «утверждение») – утверждение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности, и, следовательно, служит предпосылкой и основой аргументации. Истинное исходное положение теории.

Актуализация (лат. actuālis - «действительный, настоящий») – реализация, приведение в исполнение идеи, плана; придание степени важности явлению или действию.

Акциденция (лат. accidentia – «случай, случайность», греч. συμβεβεικός) - философское понятие, обозначающее временное, преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть исключено без изменения сущности вещи (т.е. несущественное свойство вещи). Впервые понятие А. употреблено Аристотелем в "Метафизике" и "Физике", затем развито Порфирием, разделившим А. на "отделимые" (человеческий сон) и "неотделимые" (цвет кожи у человека). Аналогично понятие А. трактовалось св. отцами (например, «Источник знаний» преп. Иоанна Дамаскина) и средневековыми схоластами.

Аллегория (греч. ἀλληγορία от греч. ἄλλος – «другой, иной» + ἀγορεύω – «говорить») - одна из форм иносказания, широко известная в художественной, философской, богословской и гомилетической литературе. Заменяет отвлеченные идеи и понятия образами, картинами, наглядными примерами, в которых все (или многие) элементы передают содержание идеи. Аллегория родственна метафоре; её видом может быть притча.

Амартология (греч. ἁμαρτία – «промах, ошибка, прегрешение, болезнь» и λόγος - «наука, учение») – христианское учение о грехе и его последствиях.

Анафора (греч. ἀναφορά - «восхождение, подъем») – «святое возношение». Означает как самое евхаристическое богослужение вообще, так и в более узком смысле евхаристический канон, т.е. ту часть Божественной Литургии, которая начинается словами «благодарим Господа» и до конца приношения.

Состав анафоры:

Praefatio (вступление) – благодарение за творение мира и благодеяния Божия, кончающееся ангельским славословием. Говорит о творческой деятельности Бога Отца.

Sanctus («Свят, Свят, Свят...») – ангельское славословие, переходящее к искупительным подвигам Господа Иисуса Христа, описанию Тайной Вечери с установительными словами, как воспоминанию заповеди Господа. Прославляет искупительный подвиг воплощенного Слова Божия.

Anamnesis (воспоминание) – молитва, в которой вспоминаются Крестные страдания Спасителя, Его погребение, воскресение, вознесение и сидение одесную Отца.

Epiclesis (греч. ἐπικλήζω – «прославлять») – эпиклеза, призывание Св. Духа для освящения Даров, их преложения, и ради освящения верных, причащающихся от этих Даров.

Intercessio (ходатайство) – ходатайственные молитвы о Церкви небесной и земной, епископате, клире, властях мирских, о живых и мертвых.

Oratio Domini (молитва Господня) – «Отче наш».

Анахронизм - устаревший взгляд или обычай, пережиток старины. Нарушение хронологической точности отнесением событий и терминов одной эпохи к другой.

Анимизм (лат. anima, animus - «душа, дух») - вера в населенность природы бестелесными существами («душами», «демонами» или «духами»). Религиозная вера и культ, относящиеся к духовным сущностям, которые усматриваются в природных объектах, наделяемых духовной жизнью.

Аномейство (греч. ἀνώμᾰλος – «неравный») – «неподобничество», учение крайних ариан, утверждавших абсолютное отличие Сына Божия (Логоса) от Бога.

Антагонизм (греч. ἀντᾰγωνίζομαι - «сражаться, воевать») - противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.

Антиномия (греч. αντινομία – «противоречие в законе») – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. В богословии наличие антиномий связано с тем, что реальность (в особенности, Божественная) не может быть сведена к рамкам, которые допускает формальная логика. Религиозный опыт и Откровение при попытке выразить их на рассудочном языке зачастую принимают антиномическую форму.

Антропология (греч. ἄνθρωπος – «человек») – наука о человеке, его происхождении и развитии. Христианская а. ставит перед собой задачу не столько исследования бытия человека как биологического вида и культурного существа, как светская а., сколько сущностных характеристик человеческого существа как образа Божия.

Антропоморфизм (греч. ἄνθρωπος – «человек» и μορφή - «вид, форма») - усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам. Антропоморфизмы в Св.Писании имеют аллегорическое значение.

Апокатáстасис (греч. ἀποκατάστᾰσις - «всеобщее восстановление, возврат к исходному состоянию») – представление об окончательном восстановлении всех вещей после конца этого мира. По мнению Оригена (III в.) это включает и спасение всех разумных существ (даже диавола). Церковь в целом отвергла это учение, настаивая, что Божественное Откровение говорит о «вечном» мучении как следствии противления Богу. Однако, среди отцов Церкви имелись сторонники апокатастасиса (свт. Григорий Нисский, возможно, преп. Исаак Сирин).

Апокрифы (греч. ἀπόκρῠφος - «скрытый, сокровенный, тайный») - древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства и (или) еретического содержания.

Аполлинаризм - учение Аполлинария Лаодикийского (IV в.), отрицавшего полноту человеческого естества в Воплотившемся Слове. Аполлинарий утверждал, что человеческий ум (νούς) не был воспринят в соединении, и его место заняло само Слово (Логос), соединившееся с одушевленным телом. Таким образом, Христос Аполлинария «был не столько Богочеловеком, сколько животной природой, соединенной с Богом» (В.Лосский), а, следовательно, не вполне единосущен всем людям. Именно последнее стало причиной отвержения учения Аполлинария св. отцами (в первую очередь, великими каппадокийцами).

Апологетика (греч. ἀπολογία – «заступничество, оправдание, защита, защитительная речь») - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения.



Апория (греч. ἀπορία – «трудность затруднение, недоумение») – в античной философии: логическое затруднение, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.  

Апостасия (греч. ἀπόστᾰσις - «отдаление, отложение, отпадение») – отступление от веры (термин, употребленный ап. Павлом в 2 Фесс. 2:3).

Апостериόри (лат. а posteriori - «из последующего») – знание, доказательство или умозаключение, основывающееся на опыте или подтвержденное наблюдениями, известными, доказанными фактами.

Апофатические (свойства) (греч. ἀποφᾰτικός - «отрицательный») (иначе, онтологические, или «духовные») - свойства, получаемые путем отрицания за Божественным существом ограничений и недостатков, свойственных конечному, тварному бытию (например, вечность, вездесущие, неизменяемость).

Апперцепция (лат. ad – «при, к» + perceptio – «восприятие») - обусловленность восприятия и осознания человека прошлым опытом, запасом знаний и общим содержанием его духовной жизни, а также психическим состоянием человека в момент восприятия.

Априόри (лат. а priori – «из предшествующего») – знание или умозаключение, не основывающееся на реальном опыте, а также изначально присущее человеку.

Ареопагитики (Согрus Агеораgiticum) - сборник, состоящий из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы, приписанных сщмч. Дионисию Ареопагиту († 96 г.), но появившихся, скорее всего, на рубеже V и VI вв. Оказал огромное влияние на развитие византийского богословия.



Арианство – крупная ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256-336 гг.). Арий учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени, а не по сущности. I Вселенский Собор (325г.) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом.

Архаизмы (от греч. ἀρχᾱüκός - «старинный, древний») - 1. Слова и выражения, а также синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления (например, в русском языке «втуне», «наущать»). Используются как стилистическое средство. 2. Пережитки старины.

Аскетика (греч. ἀσκητής - «приобретший навыки, борец, атлет») – в античной философии система практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления добродетели. Цель христианской аскезы – соединение с Богом (обожение), бесстрастие. Задачи - самоотвержение и следование за Христом (Мк.8:34), исполнение Его заповеди о любви, служение Богу и ближнему, усиление духа для преображения плоти. Средства: постоянная самодисциплина, пост, молитва, воздержание, добровольная бедность и пр.

Аспект (лат. aspectus – «вид, взгляд») – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо понятие.

Атрибут (от лат. attribuo – «придавать») - необходимое, существенное и неотъемлемое свойство объекта; необходимый признак вещи или субстанции.

Афтартодокетизм - монофизитская разновидность докетизма, утверждавшая, что тело Христа было нетленным (греч. ἄφθαρτος - «неуничтожаемый, бессмертный») с момента Воплощения. Все так называемые «безукоризненные страсти» Христа (голод, жажда, страх смерти, страдания на Кресте и т. п.), по мнению учителя афтартодокетов Юлиана Галикарнасского, являлись для человечества Христа особыми актами сверхъестественного снисхождения (своего рода назидательными «обманами») и лишь особым усилием воли Он всякий раз соглашался их испытывать.
Б

Богоматерь, Богородица (греч. Θεοτόκος, лат. Mater Dei) – наименование Девы Марии, фиксируемое в христианских текстах начиная с III в. (но, скорее всего, еще более древнее по происхождению) (ср. Лк. 1:43). Богородица – ключевой христологический термин, т.к. он предполагает, что субъектом рождения от Девы Марии являлась не человеческая природа, а Единородный Сын Божий, Один из Святой Троицы, ибо рождается не «что», а «Кто», не природа, а Ипостась. «В этом имени, - говорит преп. Иоанн Дамаскин, - заключена вся тайна Воплощения». К термину Богородица неодобрительно относился ересиарх Несторий, Феодор Мопсуэстийский и многие последующие еретики, считая, что в нем смешивается человечество Христа и Его божество.

Богословие – см. теология.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). В структуре философского знания выступает предметом онтологии. В теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

В

Великие каппадокийцы – собирательное наименование трех крупнейших отцов Церкви IV в. – свв. Василия Великого, Григория Назианзина (Богослова) и Григория Нисского, происходивших из одной провинции – Каппадокии (Малая Азия).

Вербальный (лат. verbalis – «словесный») - относящийся к речи.

Верификация (позднелат. verificatia – «подтверждение») - логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (равно как и частного, конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация).

Воипостасный (воипостазированность) - существование природы не в своей собственной, а в иной ипостаси, восприятие ипостасью иной природы. В православном богословии этот термин введен Леонтием Византийским и уточнен Леонтием Иерусалимским. Бог-Слово в Своем вочеловечении воипостазировал истинную, полную человеческую природу, оставаясь при этом Богом (т.е. не теряя божественных свойств и качеств). Вследствие этого, человечество Христа (в отличие от любого другого человеческого существа) не обладает собственной ипостасью, во Христе одна Ипостась – ипостась Бога-Слова, которая является общей и для Его человеческой природы, и для Его Божественного естества. При этом свойства и действия воипостазированной человеческой природы во Христе не перестали быть истинно человеческими.

Воплощение – (в христианском богословии) см. вочеловечение.

Вочеловечение – термин Никео-Константинопольского Символа Веры, обозначающий восприятие Богом-Словом, Второй Ипостасью Пресв. Троицы, человеческой природы в ее полноте (т.е. состоящей из духа (ума), души и тепа). Принят в противовес лжеучению Аполлинария.

Вселенский Собор – собрание епископов христианской Церкви, по возможности, со всей вселенной (т.е. населенного мира), для утверждения истинного вероучения и церковных канонов (правил). Епископы, являясь возглавителями христианских общин, представляли собой на В.С. всю полноту Церкви. Непосредственными поводом к созыву В. С. являлось распространение ересей.

Первый В. С. (325 г.) был созван в г. Никее при императоре Константине Великом, в связи с распространением ереси Ария. На соборе было утверждено православное учение о единосущии Сына Отцу и было принято соответствующее вероопределение (Никейский символ).

Второй Вселенский Собор (381 г) был созван в г. Константинополе при императоре Феодосии I Великом, для окончательной победы на ересью арианства. Дополнил Никейское исповедание веры (Никео-Константинопольский символ), осудил духоборчество (учение о тварной природе Св.Духа).

Третий Вселенский Собор (431 г.), созван в г. Эфесе при императоре Феодосии II, против ереси Нестория. Собор утвердил православное учение об единстве Лица Христа и наименование Девы Марии Богородицей.

Четвертый Вселенский Собор (451 г.) состоялся в Халкидоне, при императоре Маркиане. Собор осудил ереси несторианства и монофизитства, утвердил православное учение о единстве Ипостаси (Лица) Богочеловека в двух природах, божественной и человеческой, которые соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Пятый Вселенский Собор (553 г), состоялся в Константинополе при императоре Юстиниане I. Собор осудил учение Феодора Мопсуестийского (учителя Нестория), а также труды Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, направленные в защиту Нестория. Кроме этого, собор одобрил осуждение Оригена и его последователей, Дидима и Евагрия, за привнесение элементов языческой философии в учение Церкви.

Шестой Вселенский Собор (680-681 г), состоялся в Константинополе при императоре Константине IV Погонате. Собор осудил ересь монофелитства и утвердил православное учение о двух волях во Христе, божественной и человеческой, соответствующих двум природам. Он также одобрил догматы и правила предшествовавших ему православных Вселенских и Поместных Соборов.

Седьмой Вселенский Собор (787 г), состоялся в г. Никее, при императоре Константине VI и матери его Ирине. Он осудил ересь иконоборчества и утвердил догмат о иконопочитании.

Вульгата (лат. vulgatus – «общий, народный») – латинский перевод Свщ.Писания, выполненный в 382-387 гг. блж. Иеронимом и принятый Римо-Католической церковью в качестве канонического текста на Тридентском Соборе в 1546 г. Новозаветная часть Вульгаты – это пересмотренный и исправленный блж. Иеронимом текст старолатинских версий (Итала Ветус «Itala Vetus» и др.).
Г

Гебраизмы (семитизмы) (греч. ἑβραιος - «еврей») - особенности, свойственные еврейскому языку (подобным образом и арамеизмы – арамейскому языку), которые встречаются в текстах и устной речи на других языках. Гебраизмы характерны для Септуагинты; немало их и в Новом Завете, куда они проникли не только через влияние Септуагинты, но и досиноптической традиции  (устной и письменной). Примерами гебраизмов являются выражения свойственные не греческой, но семитической речи: сохранение без перевода семитcких слов (осанна, аллилуйя, аминь, маранафа, Авва и др.), параллелизмы, удвоения сказуемых («помышляли в себе и говорили» (Мф.16:7), «начал кричать и говорить» (Мк.10:47) или «обратится и скажет» (Лк.17:4)), специфическое употребление глагола «познать», употребление слова «сын» в смысле причастности и особой близости чему-либо («сыны Царства», «сыны чертога брачного», «сыны века сего» (Мф.8:12; Мк.2:19; Лк.16:8)) и др.

Гебраистика (греч. ἑβραιος - «еврей») - наука о древнееврейском языке и памятниках письменности на этом языке.

Гедонизм (греч. ἡδονή – «удовольствие, наслаждение») – этическая установка, с точки зрения которой наслаждение есть высшее благо, цель человеческой жизни и стимул поведения. Идеал античного гедонизма (Эпикур) - соблюдая меру в наслаждениях, избегнуть страданий; самозамкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений. Возвращение к этике гедонизма происходит в период Возрождения, что задает фундамент идей этического эгоизма просветителей XVIII в. Вновь радикальное проведение принципов гедонизма встречается в индивидуализме, признающем возможность наслаждаться за счет другого человека или общества вообще.

Генезис (греч. γένεσις - «возникновение, происхождение») – происхождение, становление.

Герменевтика (греч. ἑρμηνευτική - «истолковательное (искусство)») - традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних), исходя из их семантического и культурологического содержания.

Герменевтический круг – правило герменевтики, согласно которому личность толкователя неизбежно становится частью интерпретационного процесса, и его собственный культурный контекст оказывает воздействие на любую интерпретацию текстов.

Гипотеза (греч. ὑπόθεσις - «основание, предположение») - обоснованное научное предположение, выдвигаемое с целью объяснения свойств и причин исследуемых явлений; вообще - предположение, требующее подтверждения. Г. обеспечивают движение к новому знанию, выводя за рамки наличного (имеющегося) знания.

Глоссолалия (от греч. γλῶσσα – «язык» и λᾰλιά - «произношение») – 1. Особый вид расстройства речи: произнесение бессмысленных сочетаний звуков, сохраняющих некоторые признаки связной речи (темп, ритм, структура слога и т. п.). 2. «Говорение на языках», произнесение речей на языке, незнакомом самому говорящему, что расценивается в среде пятидесятников как кульминационный пункт крещения Духом Святым.

Гномическая воля (греч. γνώμη – «мнение, убеждение, мысль, замысел, воля, желание») – свободная воля тварных ипостасей, «свобода выбора», коренящаяся в личности, в противоположность естественной воле (θέλημα), которая берет свое начало в природе. По учению преп. Максима Исповедника, действование и воля отно­сятся к естеству, а лицу принадлежит принятие решения, сво­бодное самоопределение (γνώμη) по отношении к тому или иному жела­нию природы.

Гносеология (греч. γνῶσις - «познавание, познание») - теория познания, раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, условия и критерии его достоверности и истинности. В отличие от эпистемологии (греч. ἐπιστήμη - «знание»), гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект – объект».

Гносис, гнозис (греч. γνῶσις) – знание. В негативном контексте иногда употребляется как синоним гностицизма (знания лжеименного, т.е. ложно считающего себя таковым).

Гностицизм - совокупность религиозно-философских систем эллинистической эпохи, в которых эклектически объединялись элементы различных религиозных традиций и античной философии. Начиная с I в. гностицизм воспринимает христианские черты, которые интерпретируются в духе языческих учений. Для гностицизма характерен дуализм и докетизм, эзотеризм, притязание на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Гомилетика (греч. ὁμῑλητική – «(умение) общаться с людьми, искусство беседовать») - раздел богословия, в котором рассматриваются теоретические и практические вопросы церковной проповеди. 
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница