Религиозная мозаика в современной индии




Скачать 107.81 Kb.
Дата14.07.2016
Размер107.81 Kb.
Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна (г.Уфа, Республика Башкортостан), к.полит.н., научный сотрудник Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН
РЕЛИГИОЗНАЯ МОЗАИКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ
В Индии представлены практически все мировые религии в их различных деноминациях, а также религии существующие только в этой стране. Но представлены они не равномерно. Подавляющее большинство это индусы или индуисты, т.е. индийцы исповедующие различные формы индуизма. Они обычно называются общиной большинства. Остальные относятся к меньшинствам. Это мусульмане, христиане, сикхи, буддисты, парсы и джайны. Согласно переписи 2001 г. население Индии по вероисповеданию распределилось следующим образом: индуисты составляют 80,5% от общего населения страны, превышающего 1 млрд., мусульмане – 13,4%, христиане – 2,3 %, сикхи – 1,9%, буддисты – 0,8%, джайны – 0,4%, другие религии – 0,6%. См. табл. 1.

Таблица 1. Религиозные общины Индии [1]






Все насел.

(млрд. чел.)



Индуисты

Мусульмане

Христиане

Сикхи

Буддисты

Джайны

Прочие

Религия не указана

Кол-во

1,029

0,828

0,138

0,024

0,019

0,008

0,004

0,007

0,0007

%

100,00

80,5

13,4

2,3

1,9

0,8

0,4

0,6

0,1

В Индии религиозные меньшинства признаны на официальном уровне. Статус национальных меньшинств в Индии имеют мусульмане, христиане, сикхи, буддисты и зороастрийцы (парсы). В структуре населения страны они составляют 18,42% и насчитывают 189 млн. 400 тыс. человек, т.е. каждый шестой индиец – представитель религиозного меньшинства.

Диаграмма 1. Общины религиозных меньшинств Индии

(по переписи населения Индии 2001 г.)

Cамая многочисленная религия в Индии индуизм. Индуизм  это конгломерат самых разнообразных идей, течений, направлений и школ, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам. Индуизм не знал и по сию пору не знает ни в местном, ни в общеиндийском масштабе единой централизованной организации, наподобие христианской церкви [2].

Индусы объединены верой в создание и разрушение миров, в верховенство в этих мирах богов, наиболее популярными из которых являются Вишну, Шива и Дурга, в возможность обращения за помощью к богам путем молитвы перед их изображениями – мурти, в полезность религиозной жертвы (как правило, бескровной), важность поста, медитации, праведного поведения, в перерождение душ, в закон кармы, определяющий характер перерождений, в пользу ненасилия, в необходимость исполнения своего религиозного долга – дхармы, в деление людей на наследственные эндогамные профессиональные группы – варны и касты, принадлежность к которым якобы определяется поведением человека в прошлой жизни, и организованные иерархически. Индусы, поклоняющиеся Вишну и Шиве в их наиболее распространенных образах, а также признающие основные божества индуистского пантеона, называют свою веру «санатана дхарма» («истинная вера») [3, c. 24].

Южная и Юго-Восточная Азия находятся на окраине «исламского мира» не только потому, что ислам распространился в этих регионах позже, чем в арабских странах, но еще и потому, что эти страны никогда не входили в халифат. В Южную Азию, в частности, на Индостан, ислам принесли как арабы, так и ирано-тюрки.

Потомки прибывших сюда арабов и ирано-тюрков составляют небольшой процент индийских мусульман, большинство представляют собой ту часть коренных индийских этносов, которая приняла ислам. Как правило, это были выходцы из низших каст, сменившие религию, чтобы избежать притеснений со стороны членов высших каст. В многонациональной Индии и мусульманская община многонациональна. Так, мусульмане Западной Бенгалии, особенно сельские жители, в значительной своей части – бенгальцы, мусульмане Тамилнада – тамилы. В Керале, как пишет индийский политолог Азгхар Энжинир, не существуе ни языковой, ни культурной разницы между мусульманами и немусульманами основной нации – малаяли.

Во всех индийских штатах, кроме Нагаленда, и на всех союзных территориях, за исключением двух – Аруначал-Прадеш, Дадра и Нагар Хавели, мусульмане, как правило, принадлежат к нации или народности, занимающей данную территорию. В штате Джамму и Кашмир большинство населения исповедуют ислам и почти все по национальности кашмирцы. Это обстоятельство и соседство части Кашмира, отторгнутой Пакистаном, создают сложную общинную обстановку [4, c. 104].

Большинство индийских мусульман (90%) – сунниты, в основном ханифиты. Шииты представлены группой индийских имамитов, а также значительными группами индийских исмаилитов – ходжа и бохра, также сохраняющих элементы кастовой организации, эндогамность, унаследованное у предков-индусов обычное право [3, c. 25].

Часть мусульман придерживается наиболее распространенной, народной формы ислама. Традиционалисты поклоняются пирам – потомкам мусульманского Пророка и другим людям, известным особой святостью, способностью творить чудеса. Как правило, пиры являются духовными лидерами особых религиозно-мистических братств, называемых тарика(т). Модернисты или сторонники реформации ислама, его возрождения в изначальной форме, известны в Южной Азии как деобандхи по названию своего главного центра в индийском городе Деобандх.

В Деобандхе строго следуют традициям суннизма. Здесь не признают творческую интерпретацию Корана, считая, что поиск ответов на вопросы современности должен быть основан на строгом монотеизме и неукоснительном следовании Корану. Этому противоречат, в частности, культ мусульманских святых и поклонение их могилам, празднование Науроза – персидского Нового года и других праздников. Деобанд стремится очистить ислам от многовекового влияния южно-азиатских религиозных практик, но это не всегда удается. Выступая, например, против культа святых, улемы не возражают против суфийских практик, впитавших в себя многие местные религиозные традиции и часто привязанные к местам погребения святых, причем не только мусульманских [5, c. 74].

Среди суннитов также активны мусульманские фундаменталисты – последователи движения джамаат-е ислами, основанного Мауланой Абул Ала Маудуди (1903-1979) в 1941 г. в Индии. Своей целью одноименное общество ставит восстановление и поддержание мусульманской морали в обществе.

В Индии мусульмане живут практически по всей стране. Индийцы, исповедующие ислам, не распределены равномерно по территории страны и не сконцентрированы в какой-либо одной части этой территории. Разные по численности и удельному весу группы мусульман расположены вкраплениями в различных этнолингвистических и конфессиональных средах, что неизбежно накладывает на каждую из таких групп своеобразный отпечаток.

Почти половина мусульманского населения приходится на три штата - Уттар Прадеш (22,2%), Бихар (9,9%) и Западная Бенгалия (14,6%), но и здесь мусульмане остаются в меньшинстве, правда, их удельный вес несколько выше, чем в среднем по Индии, соответственно 18,5, 16,5 и 25,2%. Есть в Индии и районы с мусульманским большинством. Это Лаккадивские и Миникойские острова (95%) и штат Джамму и Кашмир (67%). Вместе с тем в этих двух регионах проживает всего 5% индийских мусульман [6]. Можно говорить о том, что, за исключением Кашмирской долины, в Индии нет более или менее крупного по площади и численности населения района, где мусульмане составляли бы компактное большинство.

Распространение христианства в Индии обусловлено двумя волнами западной колонизации  португальской и английской. Об этом говорит и география их расселения по территории Индии. Христианство в южной части Индии насаждалось миссионерами португальцами и французами, а на северо-западе  англичанами [7, c.65].

Около 50% христиан проживают в южных штатах  Керале, Тамилнаде, Андхре и Карнатаке. Если к ним добавить христианское население штатов Гоа и Махараштры, то этот показатель составит 56%. Около 14% индийских христиан населяют северо-восточные штаты, где их удельный вес среди местного населения весьма высок. Если 6 млн. керальских христиан составляют 19% населения штата, то 773 тысячи христиан Мизорама образуют 87% населения. В Нагаленде их 90%, а в Манипуре  34% [8].

Индийские христиане разделяются на множество деноминаций. Три четверти христиан Индии (14 млн.)  это католики. Индийские католики - это четвертая по численности католическая церковь мира (после Италии, Бразилии и США). У них 3 кардинала и 18 архиепископов, играющих заметную роль в делах Ватикана.

Среди протестантских деноминаций на северо-востоке представлены Американская баптистская церковь, Шотландская пресвитерианская церковь, Адвентисты седьмого дня, пятидесятники, свидетели Иеговы, Ирландские христианские братья, меннониты и т. д. На национальной конвенции индийских христиан в 1978 г. в Дели было представлено 100 церквей [7, c. 67].

Сикхи – являются последователями учения религиозного реформатора гуру Нанака (1469-1539) и девяти развивавших его проповедников, также известных как гуру, из которых пятый Арджун (годы наставничества: 1581-1606) и последний, десятый – Гобинд Сингх (годы наставничества: 1675-1708) внесли особый вклад в оформление сикхизма как самостоятельной религии. После смерти Гобинд Сингха сикхи руководствуются мнением большинства общины (хальса) и авторитетом священной книги «Ади Грантх», считающимися воплощением гуру. Многие исследователи считают, что в настоящее время сикхи оформились в самостоятельную этноконфессиональную общность [3, c. 26].

Следует подчеркнуть, что сикхи  это географически самая мобильная группа индийского общества. Почти во всех городах Индии можно встретить сикхов  шоферов такси, водителей грузовиков, механиков, торговцев, военнослужащих. Уместно добавить, что за пределами Панджаба сикхи владеют землей, совокупная площадь которой превышает размеры их штата. В США, Канаде и Англии существует многочисленная и зажиточная сикхская диаспора. Сикхи за пределами Панджаба оказывают заметное воздействие на политическую жизнь штата [7, c. 28].

Известно, что буддизм зародился в Индии и отсюда начал распространятся по многим странам мира. Это одна из мировых религий с числом последователей в несколько сотен миллионов человек. Но на своей родине буддизм утратил былые позиции. По переписи 2001 г. буддисты составляют всего 0,77% населения, распределенного по признаку религиозной принадлежности, а в абсолютных цифрах их насчитывается 7 млн. 955 тыс. человек. Индийские буддисты делятся на три неравные группы, существенно отличающиеся друг от друга.

К первой следует отнести небольшие, насчитывающие по нескольку тысяч человек группы потомственных буддистов, принадлежащих к так называемой «малой колеснице» - хинаяне или тхераваде. Они проживают обособленно друг от друга во внутренних районах Северной и Восточной Индии. Ко второй категории (около 10% общины) относятся обитатели гималайских горных районов - от Кашмира на севере до Мизорама на северо-востоке, живущие более или менее компактно, насколько это позволяют географические условия. В штатах Джамму и Кашмир их насчитывается 114 тыс., в Химачал Прадеш – 76 тыс. чел., в Сиккиме – 152 тыс. [9]. Представители этой категории исповедуют ламаизм тибетского типа, т.е. буддизм «большой колесницы», или махаяны, с некоторыми местными особенностями. В 1958 г. к гималайским буддистам присоединились 100 тыс. тибетцев во главе со своим духовным лидером Далай-ламой. Они бежали из Тибета после вступления в эту провинцию китайских войск. Подавляющее большинство индийских буддистов (88%) принадлежит к третьей категории, которую называют необуддистами. Они проживают в основном в Махараштре.

Переписью 2001 г. в Индии зарегистрировано 4 млн.225 тыс. джайнов, что составляет 0,4% распределенного по признаку религиозной принадлежности населения страны. Они проживают в основном в западных штатах (Раджастхан, Махараштра, Гуджарат), а также на юге Индии. Большая их часть проживает в городах (76,11%). Среди них высока грамотность (84,09%) [10].

Джайны – последователи учения Джины Махавиры, во многом сходного с учением Будды. Джайны придерживаются общепринятых норм ношения одежды. Их выделяет, однако, строгое вегетарианство и стремление не причинить насилие даже малым существам, из-за чего некоторые джайны носят даже повязку на лице (дабы не проглотить мелкую мошку).

Джайны делятся на два толка - дигамбров и шветамбров, Дигамбры, или «одетые в воздух», более ортодоксальны и аскетичны. По примеру Махавиры монахи-дигамбры не носят никакой одежды. Шветамбры, или «одетые в белое», более умеренны. Они носят простую белую одежду. Их воззрения допускают принятие женщин в монахини и признают их способными достигнуть мокши. Они считают священные тексты джайнов изначальным учением и в меньшей степени, чем дигамбры, изнуряют себя аскетизмом. Последователи обоих толков делятся на секты. У дигамбров это висапантхи, дравида, каштха, нанди, сена и терапантхи; у шветамбров - анчала, кхаратара и тара [7, c. 50].

Зороастрийцы Индии  очень самобытное и довольно обособленное религиозное меньшинство. Спасаясь от преследований мусульманских правителей, эти люди, исповедующие зороастризм – религию огнепоклонников, покинули родину в VIII в. И высадились на побережье современного Гуджарата. Постепенно они переселились в Махараштру и в большинстве своем осели в г. Бомбее (ныне – Мумбай).

Изложенный материал показывает, что Индия относится к числу стран с наиболее сложным религиозным составом населения. Религиозные общины в большей или меньшей степени состоят из представителей разных народностей. Религиозное многообразие Индии распространено и на высшем уровне страны. Так, премьер-министр Индии – сикх, президент Индии – индуистка, вице-президент – мусульманин, а председатель правящего Объединенного Прогрессивного Альянса (United Progressive Alliance)  христианка.

Как показала перепись населения 2001 г., более чем 9/10 индийцев заявили, что религия играет важную роль в их жизни. Хотя межрелигиозные браки широко не практикуются, индийцы в целом терпимы к другим религиям и поддерживают секулярные взгляды. Межобщинные столкновения никогда не имеют широкой поддержки в обществе, и их причины воспринимаются, скорее как политические, чем идеологические по своей сути.

Религиозный фактор играет большую роль в социальной и политической жизни Индии. Религиозные группы в Индии имеют высокое самосознание, они организованы, имеют политический опыт. Другие социальные группы  этнические, классовые и т.д. – в Индии менее развиты. В этих условиях роль религиозных групп как выразителей социальных интересов возрастает. Поэтому религия в Индии имеет широкую сферу влияния. Чисто религиозные мотивы в этой стране могут вызвать конфликты с большей вероятностью. В тоже время религиозные группы в Индии могут принимать на себя и выражение гораздо более широкого спектра социальных интересов.

Список источников и литературы:



  1. Religious composition // http://www.censusindia.gov.in

  2. Альбедиль М.Ф. Индуизм // http://www.cbook.ru/peoples/zooming/ind1.shtml

  3. Котин И.Ю. Процессы формирования южноазиатской диаспоры (XIX-XXI вв.): Автореферат дис…д.ист.наук. СПб, 2007.

  4. Пруссакова Н.Г. Мусульманские меньшинства в политической жизни стран Востока. Очерки. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990.

  5. Топычканов П.В. Деобанд с утра и до вечера // Восточная коллекция. - 2009. - №1. - С. 74.

  6. Census of India 2001.Religion Muslims // http://www.censusindia.gov.in

  7. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М.: ИВ РАН. 2002.

  8. Census of India 2001. Religion Christians // http://www.censusindia.gov.in

  9. Census of India 2001. Religion Buddhists // http://www.censusindia.gov.in

  10. Census of India 2001. Religion Jains // http://www.censusindia.gov.in


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница