Рекомендации по проведению Олимпиады в 9 классе




Скачать 126.04 Kb.
Дата16.06.2016
Размер126.04 Kb.
Рекомендации по проведению Олимпиады в 9 классе

Задание для 1-го тура состоит из 10-12 вопросов, равномерно распределенных по всем уровням языка. Желательно, чтобы вопросы имели однозначный ответ. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.



Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Пример вопроса:

Расставьте ударение в следующих словах: вечеря, гребень, грузится, добралась, емкостей, задымленный, звонит, ишиас, кралась, ходатайство и др. под. (не более 10 слов).



Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Пример вопроса:

До XV века [ж] и [ш] были мягкими. Докажите это, опираясь на современные правила написания слов.



Вопрос № 3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Пример вопроса;

В стихотворении А. С. Пушкина «Осень»1 читаем Роняет лес багряный свой убор... Почему поэт употребил слово багряный, а не багровый! Каково семантическое различие между этими словами?



Вопрос № 4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Пример вопроса:

Существует ли родственная связь между словами хлеб и хлебать! Обоснуйте свой ответ.

Вопрос № 5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Пример вопроса;

В Псалтири сказано: Блажен человек, егоже накажешь, Господи!

Каково значение подчеркнутого слова. Обоснуйте свой ответ. Переведите фразу на современный русский язык.

Вопрос № б

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Пример вопроса:

Найдите и исправьте ошибку в слоне взаимообразно. Объясните причину возникновения этой ошибки.



Вопрос № 7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Пример вопроса:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: внушить, гончар, дар, неудача, прихотливый, уголовник.



Вопрос № 8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Пример вопроса:

Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.



Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю Ивановскую. (А.П.Чехов)

Вопрос № 9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Пример вопроса:

Какими частями речи могут быть следующие слова: дали, пила, простой, печь? Как называются такие слова? Составьте с ними словосочетания и дайте грамматические характеристики этих слов.



Вопрос № 10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Пример вопроса:

Разберите по членам предложение: Кошек было две. Объясните ваше решение.



Вопрос № 11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Пример вопроса:

Какой научный труд (в скобках укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов.

М.В. Ломоносов ( ), В.И. Даль ( ), Я.К. Грот, ( ),

А.Л. Потебня ( ), А.М. Пешковский ( ), В.В. Виноградов ( ),

А.А. Реформатский ( ), Р.И. Аванесов ( ).


  1. "Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне" (1873).

  2. "Русское литературное произношение" (1950).

  3. "Русский синтаксис в научном освещении". (1914).

  4. "Мысль и язык" (1862).

  5. "Российская грамматика" (1755).

  6. "Русский, язык. Грамматическое учение о слове" (1947).

  7. "Толковый словарь живого великорусского языка". (1863-1866)

  8. "Введение в языковедение" (1947)

Рекомендации по проведению Олимпиады в 10 классе

Задание для 1-го тура состоит из 10-12 вопросов, равномерно распределенных по всем уровням языка. Желательно, чтобы вопросы имели однозначный ответ. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.


Вопрос №1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Пример вопроса:

Расставьте ударение в следующих словах: вечеря, гребень, грузится, добралась, емкостей, задымленный, звонит, ишиас, кралась, ходатайство и др. под. (не более 10 слов).



Вопрос №2

Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита.

Пример вопроса:

А.С. Пушкин однажды, угощая обедом в ресторане графа Завадского, сказал: "А ведь я богаче вас, вам приходится иногда ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный - С ТРИДЦАТИ ШЕСТИ БУКВ РУССКОЙ АЗБУКИ".



Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Пример вопроса:

Какое значение имеет выделенное прилагательное убогий в данных примерах из поэзии А. С. Пушкина?



Приют убогого чухонца.

Monsieur I'Abbe, француз убогий.,.

Вопрос №4

Участники, должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Пример вопроса:

Существует ли родственная связь между словами клад и колода! Обоснуйте свой ответ.



Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Пример вопроса:

В церковнославянском переводе Библии о земле обетованной сказано, что это земля, кипящая молоком и медом. Что значит в данном случае слово кипеть? Как называется этот способ номинации? Обоснуйте свой ответ.



Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой. Пример вопроса:

Чем обусловлены затруднения при образовании формы первого лица единственного числа глагола пылесосить? В чем особенность данной нормы?

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Пример вопроса:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: влиять, воскреснуть, восхитить, деляга, докучный, досуг.


Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Пример вопроса:

Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.



Ни к городу и ни к селу

Езжай, мой сын, в свою страну,

В край — всем краям наоборот. (М.Цветаева)

Вопрос_№9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Пример вопроса:

Все ли слова одного рода? Вычеркните лишнее и объясните свой выбор.



Помещение, общежитие, домишко, письмишко, серебро, отрицание,

Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Пример вопроса:

Разберите по членам предложение; Из окна было видно озеро. Сколько вариантов синтаксического разбора оно имеет и почему?



Вопрос №11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Пример вопроса:

Какой падеж в грамматике Мелетия Смотрицкого назывался сказательным! Объясните свой ответ.



Рекомендации по проведению Олимпиады в11 классе

Задание для 1-го тура состоит из 10-12 вопросов, равномерно распределенных по всем уровням языка. Желательно, чтобы вопросы имели однозначный ответ. По уровню сложности вопросы должны опираться на школьную программу и содержать элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся.



Вопрос № 1

Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.

Пример вопроса:

Расставьте ударение в следующих словах: вечеря, гребень, грузится, добралась, емкостей, задымленный, звонит, ишиас, кралась, ходатайство и др. под. (не более 10 слов).



Вопрос № 2

Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.

Пример вопроса:

В истории языка слова могут претерпевать определенные изменения. Подумайте в связи с этим, по какому принципу объединены слова рукава, капуста, стакан, свадьба, здесь? Как объяснить написание этих слов?



Вопрос №3

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Пример вопроса:

Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?



Вопрос №4

Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.

Пример вопроса:

Слово картофель заимствовано из немецк. Kartoffel, которое в свою очередь заимствовано из итал. tarlufo, восходящего к латинскому terratubel — букв, 'земляная шишка'. Что обозначало это латинское слово?



Вопрос №5

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

Пример вопроса:

В церковном Уставе сказано, что Великий канон надо читать косно.

Что значит в данном случае слово косно? Обоснуйте свой ответ.

Вопрос №6

Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Пример вопроса:

В каких из приведенных контекстов является корректным употребление

слова кушать! Свой ответ обоснуйте.


  1. Ребенок хорошо кушает.

  2. Спасибо, мы уже кушали.

  3. Мы всегда кушаем в 8 часов.

  4. Кушать подано.

Вопрос №7

Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.

Пример вопроса:

Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: вменить, досада, надменный, сдобный, вольготный, сволочь.



Вопрос №8

Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

Пример вопроса:

Восстановите первоначальный вид фразеологизма и объясните, с какой целью автор изменил его.



Дитя мое.- Мое? Ее -

Дитя! То самое былье,

Которым порастает быль.

(М. Цветаева)



Вопрос №9

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Пример вопроса:

Перед вами четыре предложения: Наконец наступило тепло. Помещение тепло. Они встретили нас тепло. Как сегодня тепло! Как вам кажется: перед нами четыре слова тепло или одно слово тепло? Обоснуйте свой ответ.



Вопрос №10

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Пример вопроса:

Опишите структурно-семантическое различие между предложениями: Педант скучен и Педант это скучно.



Вопрос №11

Участники должны показать осведомленность в области истории русского языкознания.

Пример вопроса:

Какое значение имеет слово этимология в знаменитой грамматике Мелетия Смотрицкого: «Етимология есть часть Грамматики вторая, речения разделяти и ко своей коеждо слова части со рассуждением относити учащая».

Свой ответ объясните.

II тур

Второй тур может состоять из одного или нескольких заданий. Предлагаются следующие типы творческих заданий:



Типы заданий

Комментарий

Примеры

Рассуждение на лингвистическую тему

Темой сочинения могут быть избраны высказывания деятелей культуры и науки о языке, пословицы, афоризмы, крылатые выражения и т.д.

1. «...Переводчик ... ведет искусный торг, посредством которого доставляет своему языку сокровища иностранного» (В.А. Жуковский)

2.«История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем» (В.К. Кюхельбекер)

3.«Многоречие свойственно человеческому скудоумию» (А.П. Сумароков)


Анализ художественного текста с точки зрения используемых изобразительно-выразительных средств

Объектом анализа могут быть стихотворные тексты, фрагменты прозаических произведений. Можно предложить сравнительный анализ двух текстов. Желательно предлагать тексты, не включенные в школьную программу по литературе

См. Примечание

Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре

Сочинение может быть написано по данному началу, по предложенной теме, по картине, в виде стилизации, по опорным словам и т. д.

1. Напишите два текста на тему любой народной сказки в разных функциональных стилях.

2. Составьте рассказ по опорным словам.

3. Прочитайте произведения А.С. Пушкина. Выберите один из предложенных жанров и попробуйте написать текст в подражание Пушкину (тема свободная)


Примечание.

Образец задания по анализу художественного текста. Докажите, что текст относится к художественному стилю. Какие языковые явления и средства указывают на это? Как вы понимаете название рассказа И. Бунина?

Журавли ■



Ясный и холодный день поздней осени, еду ровной рысцой по большой дороге. Блеск низкого солнца и пустых полей, осеннее безмолвное ожидание чего-то. Но вот вдали, за мной, слышен треск колес. Прислушиваюсь - треск мелкий, быстрый, треск беговых дрожек. Оборачиваюсь: кто-то нагоняет. Этот .кто-то все ближе, ближе - уже хорошо видна его, бо весь дух летящая лошадь, затем он сам, то и дело выглядывающий из-за нее и покрывающий ее то кнутом, то вожжами... Что такое? А он уже вот он, настигает - сквозь треск слышно мощное лошадиное дыхание, слышен отчаянный крик: "Барин, сторонись!" В страхе и недоуменье виляю с дороги - и тотчас же мирно мелькает сперва чудесная, гнедая кобыла, ее глаз, ноздря, новые вожжи сургучного цвета, новая блестящая сбруя, взмыленная под хвостом на ляжках, потом сам седок - чернобородый красавец мужик, совершенно шальной от скачки и какого-то бессмысленного, на все готового исступления. Он бешено кидает на меня, пролетая, свой яростный взгляд, поражает свежей красной пастью и смолью красивой молодой бороды, новым картузом, желтой шелковой рубахой под распахнувшейся черной поддевкой - узнаю: богатый хозяйственный мельник из-под Ливен - и как ветер летит дальше. А пролетев с версту, сразу соскакивает с дрожек. Тут уж я гоню к нему и, приближаясь, вижу: лошадь стоит на дороге и тяжко носит боками, сургучные вожжи висят по оглоблям, а сам седок лежит на дороге возле, лицом книзу, раскинув полы поддевки.

  • Барин! - дико кричит он в землю..- Барин!

  • И отчаянно взмахивает руками:

  • Ах, грустно-о! Ах, улетели журавли, барин!

И, мотая головой, захлебывается пьяными слезами.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница