Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры



Скачать 147.56 Kb.
Дата05.08.2016
Размер147.56 Kb.
Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры (на примере концепта благоговение).

Процесс социализации личности средствами родного языка в современном информационно-гуманитарном образовательном пространстве приобретает первостепенное значение. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Решению этой проблемы способствует, с нашей точки зрения, концептный (от слова «концепт» - смысл) или смысловой подход к речевому развитию школьников в контексте системной ценностно-ориентированной интеграции предметов «русский язык» и «литература», позволяющий скоординировать все уровни владения языком (вербально-семантический, тезаурусный, мотивационно-прагматический), что дает возможность через слово (как единицу языка и единицу текста) прямо, целенаправленно и системно оказывать влияние на формирование индивидуально-ценностной картины мира растущей личности и на отражение ее ценностных предпочтений в речи. При этом интегративность, цель которой - развитие способности учеников к концептуальному мышлению, обеспечивает целостность филологического знания как результата формирования целостной духовной картины мира, выраженной в языке и литературе. Объединение усилий двух учебных предметов: русского языка и литературы – в развитии речи учащихся осуществляется на основе концептов русской культуры, т.е. на глубинном семантическом уровне. А это означает, что концепт становится эффективным интегративным средством сближения задач литературного и речевого развития школьников на базе изучения общих «культурных тем», что делает понятным и закономерным выбор концепта (речь идет о ключевых концептах русской культуры типа истина/правда/справедливость, добро/зло, красота, совесть, вера, любовь и др.) как категории национальной культуры в качестве базовой единицы обучения (ГОС, старшая школа, профильный уровень)1. Симптоматично, что проблема культурного концепта, ключевая для современной когнитивной науки и лингвокультурологии (неслучайно концепт называют «зонтиковым термином»), активно обсуждается и в методике, в том числе в методике русского языка (Дейкина А.Д., Донская Т.К., Новикова Л.И., Саяхова Л.Г., Ходякова Л.А. и др.). Можно предложить следующее рабочее определение национального концепта: вербально выраженная содержательная единица национального сознания, которая включает понятие, но не исчерпывается им, обогащается культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями и изменяется вместе с развитием отечественного языка и культуры.

Обладающий огромным текстообразующим потенциалом, культурный концепт рассматривается как свернутый текст (Л. Мурзин), как культурно-семиотический феномен, который включает архетипические и мифопоэтические параметры значения, религиозно-философское и культурно-историческое знание о мире. Поэтому изучение концепта состоит в смысловом развертывании «свернутого текста» на базе языковых данных и определенной группы текстов, включая фольклор, мифологию, Библию, русскую и мировую классику, философско-религиозную и социальную публицистику. При этом воплощение концептов в языке в первую очередь осуществляется при помощи слов с опорой на их значения (как фундамента национальной языковой картины мира). Содержание же концептов (смыслы), свойственных тому или иному художнику слова, определяется особенностями его авторского мировоззрения, художественно-образного мировосприятия и индивидуально-авторской картины мира.

Отсюда можно выделить три взаимосвязанных между собою этапа освоения конкретным учеником культурного концепта в процессе его литературного, языкового и речевого развития. Назовем их:

1. Этап литературной установки на диалог с культурным концептом: «каким предстает данный концепт в художественной картине мира писателя (поэта)?»

2. Этап овладения «языком» концепта в ходе школьного концептуального анализа слова: «что знает о данном концепте сам язык?»

3. Этап личного речевого творчества: «что знаю о данном концепте я?»
Первичность литературного материала объясняется тем, что, во-первых, литература задает потребность в понимании и освоении культурных концептов, которые становятся притягательными магнитами для детей; во-вторых, анализ текста, помогающий обнаружить культурные лакуны в картине мира формирующейся личности, создает установку на необходимость изучения общеязыкового концепта как одно из условий понимания смысла художественного текста.

Второй этап освоения учеником концептов русской культуры связан с их языковым воплощением, т.е. с концептуальным анализом слова как единицы языка. Осваивая новые виды языковой деятельности (направленной на создание словесного портрета концепта, включающего его словарный и контекстуально-метафорический портреты) ученик-читатель снова возвращается на более высоком уровне к анализу литературного произведения (его концептосферы), обогащая и развивая свои предыдущие читательские реакции, интегрируя их в новый этап понимания художественного концепта.

Таким образом, на этапах литературной установки и языкового воплощения концепта идет процесс целенаправленного накопления читательского, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого на третьем этапе становится собственное «творение концепта», т.е. индивидуально-авторское решение («завершение», по М.М. Бахтину) «культурной темы». Схематически процесс моделирования личностного концепта можно изобразить следующим образом:


Текстовый (художественный) Общеязыковой концепт

концепт как фрагмент как инвариант

индивидуально-авторской коллективного

художественной картины мира (социального) знания



Личностный концепт как

вариант индивидуального

знания (системы личностных

смыслов, координирующих с

системными значениями слова

- имени концепта)

Одним из способов обучения при этом становятся лингвокультурологические задачи (далее – ЛКЗ), решение которых способствует поэтапному формированию личностной концептосферы старшеклассника на уроках русского языка и литературы на основе универсальных – и прежде всего – национальных духовно-нравственных концептов. Рассмотрим один из путей освоения национального концепта благоговение в контексте идей концептной методики.

Лексика высокого стиля (благоговение, боготворение, блаженство, милосердие, умиление и т.п.) среди положительных чувств в русской ценностно-языковой картине мира занимает особое место. Вопреки совету поэта: «высокопарных слов не стоит опасаться» (Б.Окуджава) – сегодняшний школьник практически не владеет культурной семантикой имён сложных чувств, так как сами чувства оказываются невостребованными нашим смутным прагматическим временем. Хорошо известно, что язык моделирует поведение человека, воспитывает поведенческий стереотип. Чтобы «не порвалась связь времён», чтобы наши ученики постепенно «восходили к эмоциональной сложности» (термин В.А. Петровского), необходимо целенаправленно тренировать их культурную память о слове, «прокручивать» с ними сценарии сложных человеческих чувств, учить получать истинную радость от успешной реализации установки Льва Успенского: не только «думать словами», но и «думать о словах».


I. Этап литературной установки: чтение и лингвистический анализ лирической миниатюры А.Ахматовой.
Из цикла «В Царском Селе».

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко


Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парни.

1911


Цель первого этапа – задать в процессе литературной коммуникации духовную потребность в понимании и освоении культурного концепта «благоговение», культурной семантикой которого современный ученик как правило не владеет. Осуществлению этой цели способствует создание проблемной ситуации как одного из способов реализации литературной установки на диалог с культурным концептом.

После чтения стихотворения попросим учеников назвать адресата чувств Ахматовой, а также те лексические сигналы, которые оказались значимы для «узнавания» поэта. Указание на место действия (Царское Село), детали внешности (смуглый отрок) и атрибутику (треуголка, том Парни) позволяют предположить, что имя Пушкина не названо в стихотворении только потому, что является для читателя уже «избыточной» информацией. Однако обычно учениками озвучивается и другая позиция: Пушкин для Ахматовой – бог в поэзии, и она не хочет произносить его имя «всуе». Анализ языковых средств помогает объединить эти две точки зрения.

Поэтический текст формирует в сознании автора и читателя художественную картину мира, ведущим средством создания которой являются поэтические смыслы, которые выражаются единицами языкового пространства поэтического текста. Единицы фонетического, словообразовательного, лексического и синтаксического уровней языкового пространства играют важную роль в «формировании основных, базовых смыслов поэтического текста как системы и как результата индивидуально-авторского словесно-поэтического творчества»2. Выявить эти смыслы помогает продуманная система заданий, предъявленная ученикам3:


  • Определите эмоциональную тональность стихотворения и назовите фонетическое средство, играющее важную роль в создании эмоциональной доминанты текста. (Звукопись).

  • Как аукаются звуки в I строфе, где речь идет об эхе поэзии Пушкина? (Ассонанс: лелеем, еле, шелест). Какой прием создает ощущение реальности происходящего? (Аллитерация: еле слышный шелест шагов). Почему четвертая строка рождает эмоционально-звуковую ассоциацию к имени Пушкин?

  • Назовите слова, помогающие созданию возвышенной тональности (отрок, лелеем) и определите их стилистическую принадлежность. Подберите синонимы к слову лелеять (холить – лелеять – голубить – нежить – покоить).

Анализ художественного времени и способов его языкового воплощения в тексте начинается с анализа грамматики времени, в которой особое значение имеют видовременные формы глагола. Ученики выписывают в столбик по порядку глаголы, а рядом обозначают их время:



П < бродил > П

грустил



Н < лелеем > Н

устилают


П < лежала > П

Анализ языковой модели времени выявляет роль смены временных глагольных форм в сюжетно-композиционной организации текста: рамочная композиция фиксирует смену прошлого и настоящего, подчеркивает временную связь поэта с потомками. Следовательно, в художественном времени рассматриваемого текста настоящее и прошлое сосуществуют одновременно, как будто между ними нет границы, и это создает атмосферу вечности. Для реализации творческого замысла автора наряду с грамматикой времени большую роль играет также лексическое средство воплощения текстового времени – сложное существительное столетие как критерий истинности поэзии Пушкина.

Рассмотреть синтаксическую организацию текста помогает выполнение ряда заданий:


  • Разберите предложения, входящие в синтаксическую систему данного стихотворения.

  • Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие? (Указывает на психологическую паузу). Каким чувством продиктована данная пауза? (Высоким чувством преклонения перед Пушкиным).

  • Какой стилистический прием используется в последнем предложении и с какой целью? (Инверсия подчеркивает достоверность, реальность описываемого и усиливает обстоятельство места здесь, т.е. в Царском Селе. И это здесь свято для Ахматовой. Таким образом, пространственный локализатор здесь получает в тексте ценностную характеристику).

Разрешение проблемной ситуации позволяет сделать следующий вывод: Ахматову заставило «сокрыть» имя Пушкина как эстетическое («избыточность» информации), так и нравственное чувство (благоговейный трепет перед Высшим).

Взаимосвязь языковых средств всех уровней поэтического текста: фонетического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического – помогает выразить тему (бессмертие Пушкина, память культуры), «работает» на идею (культурная связь прошлого и настоящего нетленна) и отражает высокое чувство благоговения перед гением поэта.

Таким образом, в «светлое поле сознания» (А. Залевская) ученика ненасильственно попадает концепт «благоговение», который присутствует в данном поэтическом тексте имплицитно.



II. Этап овладения «языком» культурного концепта как условие дальнейшего речевого и литературного развития ученика.

Создание словарного портрета концепта «благоговение» связано с

определением лексического значения слова (благоговение (высок.) –

глубочайшее почтение - С.И.Ожегов), составлением цепочки однокоренных слов (благоговение – благоговеть, благоговейный), подбором синонимов и их стилистической характеристикой (преклонятьсяблагоговеть (усилит.) – боготворить (усилит.) – поклоняться (усилит.) – молиться (ирон., усилит.) - Словарь синонимов под ред. А.П.Евгеньевой) и др.

Моделирование контекстуального портрета концепта «благоговение» происходит в процессе решения ряда ЛКЗ. Среди них:

1. Установление понятийного значения слова.

ЛКЗ № 1. Восстановите деформированный текст.

1). По мнению русского философа и поэта Владимира Соловьёва, стыд, жалость и благоговение – три вечные, незыблемые основы нравственной жизни человека. 2). Чувство ___ выражает отношение к себе, ___ – отношение к другому, а ____ – отношение к Богу (жалость, стыд, благоговение).


Комментарий для учителя. Русский философ и поэт Вл. Соловьёв в философском труде «Оправдание добра. Нравственная философия» к исходным нравственным основам жизни человека относит стыд (отношение к себе), жалость (отношение к другому) и благоговение (отношение к Абсолюту, т.е. Богу). При этом он считал, что вся нравственность «вырастает из чувства стыда». Стыд удерживает человека «от недолжного, животного пути». Вот почему Вл. Соловьев, определяя сущность человека, называет его «животным стыдящимся».
2. Анализ сочетаемостных свойств слова: расширение «поля зрения» «концептоносителей» (термин Д.С. Лихачева) как результат осмысления «коллективной цепочки» словосочетаний.

ЛКЗ № 2. Владимир Соловьев писал, что чувство благоговения человек испытывает к тому, что выше его. А это область духовного, идеального. Перед чем может благоговеть в наш прагматический (деловой) век современный человек?



Благоговение перед загадками мироздания… (чудом природы, тайной жизни и смерти, совершенством красоты, творением искусства, высотой человеческого духа, памятью павших и т.д.).

Задача учителя – вместе с учениками обсудить разные контексты понимания концепта благоговения, а каждый ученик сам выберет, какие культурные смыслы для него сегодня наиболее актуальны и важны, ибо понимание всегда индивидуально. Связь смысла и понимания отчетливо ощущал еще Пушкин: «…Я понять тебя хочу, \ Смысла я в тебе ищу…».


Различные типы текстовых ЛКЗ помогают смоделировать словесный портрет концепта «благоговение». В качестве иллюстрации обратимся к трем типовым задачам.

1. На установление «внутренней формы» слова (диалог «человек – словарь» в тексте).

ЛКЗ № 3. Как описывает Цветаева то сложное чувство, которое испытывает по отношению к Бальмонту? Права ли Цветаева, объединяя страх и благоговение? В поисках ответа обратитесь к Словарю Даля.
…В жизни я отродясь никого не боялась. Кроме двух людей: князя Сергея Михайловича Волконского (к нему и о нем – мои стихи «Ученик») и Бальмонта.

Боялась, боюсь, и счастлива, что боюсь.

Что означает – боюсь – для такого свободного человека, как я?

Моё «боюсь» - страх не угадать, не повредить самой себе, упасть в глазах – высшего. Но что общего между кн. Волконским и Бальмонтом? Ничего, кроме моего страха. Страха, который есть – восхищение. (М.Цветаева. «Слово о Бальмонте»)


Справка: Вл. Даль определяет благоговение как «смесь страха и уважения, смирения и покорности, высшую степень почтительности». Он приводит также вышедшее из современного употребления слово благоговейник (благоговейница) – «страстный чтитель, поклонник».
2. На речевое прогнозирование авторского слова на основе языкового чутья и текстовой интуиции (семантико-стилистический эксперимент).

ЛКЗ № 4. Какой из двух глаголов авторский? Обоснуйте свою позицию.

Не говори, что Бог несправедлив.

Но люди Вечного постигнуть не умеют.

Лишь сердцем мудрые, гордыню укротив,

Пред Ним (немеют, благоговеют)…

Дм. Мережковский. Иов

Анализ реализации значений глагола благоговеть в поэтическом тексте (по Словарю Вл. Даля: страшиться и покоряться; смиряться в ничтожестве своем перед высшим; оказывать кому безусловное уважение и повиновение; раболепствовать; признавать и безмерно ценить чьи достоинства) подводит учеников к выводу о том, что для религиозного сознания благоговение – источник веры и Богопознания. Отметим, что в идее «благоговения» у Вл. Соловьева выражена комплексная природа этого сложного чувства, включающего любовь, подчинение высшему, чувство зависимости, страх, почтение, благодарность, надежду. По Соловьеву, благоговение – это «внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу»4.

3. На «собирание» ключевых признаков изучаемого концепта.

ЛКЗ № 5. Используя выделенные слова и словосочетания, дайте словесный портрет концепта «благоговение».


А) Природа, мир, тайник Вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

Б.Пастернак

Б) Сама судьба мне завещала

С благоговением святым

Светить в преддверьи Идеала

Туманным факелом моим.

А.Блок

В) Ты пела до зари, в слезах изнемогая,



Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

А.Фет


Г) Лазурь кругом, лазурь в душе моей…

Вл. Соловьев


Д) В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,

И все священное объемлет тишина:

Пока шумят вверху сверкающие волны,

Безмолвствует морская глубина.

Д.Мережковский
В процессе решения предъявленной ЛКЗ выделяются идеи, которые собирают выделенные слова в единый концепт. Для характеристики соответствующего понятия учениками из «пучка» ключевых слов-признаков создается словесный портрет концепта, отражающий не интуитивное использование единичных слов ассоциативно-семантического поля благоговения, а сознательную семантическую развернутость концепта на основе его ключевых слов. Вот один из вариантов решения этой ЛКЗ.
Благоговение

Благоговение – святое и светлое чувство. Оно сродни молитве, поэтому требует священной тишины. Такую тишину еще называют благоговейной.

Благоговение – очень глубокое переживание, связанное с духовной жизнью человека. Оно может ассоциироваться с небесной лазурью как символом Красоты, Добра, Истины. Перед чем смертный и грешный человек преклоняется и благоговеет? Только перед Высшим, идеальным.

Благоговение относится к сложным человеческим чувствам, которые почти невозможно описать. Что значит одновременно любить, обнять и плакать?.. Как соединяются вместе слезы счастья и сокровенная дрожь, или благоговейный трепет? Мне кажется, есть некая таинственная и запретная черта в постижении этого чувства, за которую нельзя заходить. Иначе оно разрушится. (Игорь К., 9 класс).


Концептоцентрическая методика ориентирована на реализацию идеи «расширения горизонта видения проблем» (Х.-Г. Гадамер) как ценностной установки личности. Суть ее раскроет обширная цитата из книги Х.-Г.Гадамера «Истина и метод»: «Горизонт – поле зрения, охватывающее и обнимающее все то, что может быть увидено из какого-либо пункта. В применении к мыслящему сознанию мы говорим…об узости горизонта, о возможном расширении горизонта, об открытии новых горизонтов и т.д. … Лишенный горизонта видит недостаточно далеко и потому переоценивает близлежащее. Наоборот, обладать широтой горизонта означает: не ограничиваться ближайшим, но выходить за его пределы. Обладающий широтой горизонта способен правильно оценить значение всех вещей, лежащих внутри этого горизонта, с точки зрения удаленности и близости, большого и малого»5. Освоение концептов русской культуры и предполагает целенаправленное постепенное восхождение ученика как культурно-языковой личности от фрагментированного знания к концептуально-обобщенному. Решая комплексные лингвокультурологические задачи (языковые и речевые), ученик незаметно вовлекается в процесс выработки новых смыслов, согласованных с «вечными», традиционными для России и русской культуры ценностями. При этом происходит ненасильственное сближение восприятия информации (художественной, общеязыковой) и личного речевого творчества. В этом контексте допустимо говорить о реализации «завершенного авторского действия» (термин современного психолога К.Н.Поливановой), которое включает все этапы продуктивного мышления как личностно значимые.

У Бориса Пастернака есть замечательная фраза о том, что культура в объятия «первого желающего не падает». Культурой нельзя овладеть, ее можно только присвоить. Постепенное «вхождение» в концепт – это и есть присвоение (т.е. осмысление и переживание) «культурной темы» в языке, причем присвоение рефлексивное, событийное, определяющее процесс формирования ценностных ориентаций ученика и их отражения в речи.




1Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть II. Старшая школа. М., 2002.


2 Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. – Стр. 298.

3 Основы текстоведения в школе. Книга для учителя. /Под ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск, 2000. – Стр. 47.


4 Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. /Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1990. – Стр. 130.

5 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: 1988. – Стр. 358.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница