Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания




Скачать 57.14 Kb.
Дата14.07.2016
Размер57.14 Kb.
Творческая работа на тему: «Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания»

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 3 г. Кыштыма

Челябинской области

Достучатся до каждого сердца,

Тех кого ты решил научить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить.


Пушкарёв Дмитрий Борисович закончил Челябинский Государственный

Педагогический Институт по специальности «История и педагогика» в

1992 году. Педагогический стаж 21 год.
Проблем в педагогике не мало,

Но главное уменье - обобщать,

Найдя средь многих признаков

то важное,

Что помогает суть вещей понять
Эти поэтические строки передают сущность главной проблемы, которой я

занимаюсь: «Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов»



Проблема:

Отсутствие у учащихся умений и навыков по обобщению понятий и терминов


Чаще всего под проблемным обучением понимают решение проблемных ситуаций, я рассматриваю проблемное обучение через деятельность учителя. который может помочь школьникам сформировать умения и навыки по обобщению понятий и терминов с целью развития у них практического, конкретно-образного и абстрактного мышления.
Обоснование выбранной темы:

Использование методов проблемного обучения в деятельности учителя с целью сформирования умений и навыков у учащихся по обобщению понятий и терминов.




Актуальность темы:


  1. Современные условия предъявляют к современному ученику более

объемные требования к его гуманитарной подготовке;

  1. Система понятий и терминов как нельзя лучше раскрывает сущность

любой науки, основы которой должен знать современный ученик.

Цель работы:

Демонстрация с помощью практических методов работы по обобщению понятий и терминов эффективности усвоения основных тем в изучении курсов истории и обществознания.


Основные методы обобщения понятий и терминов:


  1. Обобщение от частного к общему;

  2. Обобщение от общего к частному.


Обобщение проводится через мыслительные операции:


  1. Анализ;

  2. Синтез;

  3. Сравнение;

  4. Абстрагирование;

  5. Конкретизация.


Анализ- мысленное разделения понятия или термина на составные части и изучение каждой из них в отдельности.
Анализ:


  1. Речевой

  2. Письменный



Синтез- объединение составных частей или признаков понятия или термина и выделение из них главных.
Синтез:

  1. Конкретный;

  2. Абстрактный.


Сравнение-установление сходства и различия понятий или признаков понятий.

(Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать необходимо выделить один или несколько признаков по которым будет производится сравнение.)


Сравнение:

1.Визуальное;

2. Образное.
Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков или сторон конкретного понятия с целью лучшего его понимания.
Абстрагирование:


  1. Полное;

  2. Частичное.



Конкретизация- возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия его содержания.
Конкретизация:

  1. Детальная:

  2. Общая.


Виды мыслительной деятельности:


  1. Суждение- форма мыслительной деятельности, отражающая сущность понятий в их связях и отношениях;

  2. Умозаключение – вывод из нескольких суждений , дающих новое знание о понятиях и терминах.

Практическое применение данных видов обобщения использую на уроках



истории и обществознания.
Обобщение от «общего к частному» с помощью анализа на уроках обществознание через понятие «политический режим»
«политический режим» - сочетание способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе.
Через обобщение признаков понятия «политический режим» называем через суждения его частные виды:

  1. Демократический (полноправие граждан, регулярные выборы,

власть большинства);

  1. Авторитарный (отчуждение народа от власти, опора на силу,

формирование правящей элиты посредством назначения «сверху»)

  1. Тоталитарный (однопартийная система, наличие официально

господствующей идеологии, монополия на средства массовой информации, контроль правящей элиты за всеми сферами жизни

людей)

Обобщение от «частного к общему» с помощью синтеза на уроках

«Обществознание» через признаки:

    1. Верховенство закона;

    2. Взаимная ответственность государства и личности;

    3. Разделение властей;

    4. Соблюдение прав человека.


Обобщая эти признаки с помощью умозаключения, делаем вывод, что все они являются признаками понятия «правовое государство» - государство, которое ограничено в своих действиях правом, защищающее свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле народа.
Обобщение от «частного к общему» через сравнение на дисциплине «Обществознание» в теме «Мораль и право»
Право Мораль



?
(Регулируют внешнее поведение людей)

Обобщение от «частного к общему» через абстрагирование

на дисциплине «Обществознание» в теме «Социальный прогресс»
Революции Реформы


?

(Изменения в обществе и государстве)

Обобщение от «общего к частному через сравнение и конкретизацию на дисциплине «История» в теме «Реформы Петра I»

Традиционализм Модернизация

(сохранение обычаев (становление и развитие

и обрядов) нового)


Ориентирован на прошлое Ориентирован на будущее

Способствует стабилизации Стимулирует развитие




Реформы Петра I в промышленности:

  1. Создание частновладельческих мануфактур(?(модернизация);

  2. Сохранение государственных мануфактур (?(традиционализм);

  3. Сохранение труда крепостных крестьян (?(традиционализм);

  4. Создание Бурмистерской палаты (?(модернизация);



Военные реформы Петра I:

  1. Создание регулярной армии (?(модернизация);

  2. Сохранение жесткой дисциплины (?(традиционализм);

  3. Создание рекрутской системы (?(модернизация);



Данные виды обобщения помогают формировать:

1.Конкретно-действенное (практическое) мышление ученика;

2. Конкретно-образное мышление ученика;

3.Абстрактное мышление ученика.

Литература:

Основная:

  1. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М. 2008 г.

  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. 2008 г.

  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. 2007 г.


Дополнительная:

1.Сачков Ю. В. Синтез современного научного знания. М. 2006г.

2. Матюшкин А. М., Новосёлов М. М., Виды обобщения и проблемы психологии обучения. 2007 г.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница