Развития туристско-рекреационного комплекса крыма 2020 (проект)




страница1/5
Дата31.07.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА – 2020 (ПРОЕКТ)





СИМФЕРОПОЛЬ 2011

Ассоциация предпринимателей сферы гостеприимства Крыма

Немецкое товарищество технического сотрудничества (GTZ)

Министерство курортов и туризма АР Крым
Научный руководитель проекта – Яковенко И. М.,

доктор географических наук, профессор,

заведующая кафедрой туризма

Таврического национального университета

им. В.И. Вернадского

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 4


I. КРЫМ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ТУРИЗМА ..................... 6
1.1. Тенденции развития мирового туризма………………………………………….7

1.2. Современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного



  1. комплекса Крыма …………………………...………………………………………10

1.2.1. Туристско-рекреационное предложение и инфраструктура...…………....10

1.2.2. Динамика спроса на отдых в Крыму……………………………………………15

1.2.3. Вклад рекреации и туризма в региональную экономику……………………17

1.2.4. Влияние рекреации и туризма на окружающую среду……………………...20

1.2.5. Туристский имидж Крыма………………………………………………………..21

1.2.6. Актуальные проблемы развития ТРК Крыма…………………………………21


II. ПОТЕНЦИАЛ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ………………………………………………………………………………………23
2.1. Туристско-рекреационные ресурсы региона……………………………………23

2.2. Конкурентные преимущества и ограничения развития ТРК региона…......24

2.3. Альтернативные варианты развития ТРК Крыма……………………………..28
III. МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА ….…………………………………………32




IV. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КРЫМА..……………………………………………33
4.1. Обеспечение оптимальной структуры и режима функционирования

туристско-рекреационного комплекса.………………………………………….33



      1. Оптимизация функциональной структуры ТРК…...……………………..33

      2. Расширение потребительской аудитории крымского турпродукта…..38

      3. Совершенствование территориальной структуры ТРК.………………39

      4. Преодоление сезонности функционирования туристско-

рекреационного комплекса………………………………………………55

    1. Сбалансированное использование, охрана и воспроизводство ресурсного потенциала рекреации и туризма и обеспечение высокого качества рекреационной среды………………………………………..56

4.2.1. Проведение полной инвентаризации рекреационных ресурсов..56

      1. Совершенствование методов и форм рекреационного природопользования……………………………………………………………………56

4.2.3. Осуществление непрерывного мониторинга состояния природно-

рекреационных ресурсов и качества рекреационной среды……………58

4.2.4. Вхождение Крыма в систему Европейских инициатив по развитию

устойчивого туризма……………………………………………………………………59

4.3. Достижение высокой социально-экономической эффективности

функционирования туристско-рекреационного комплекса Крыма………………59

4.3.1. Разработка и внедрение маркетинговой стратегии повышения

конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного продукта на

мировом рынке…………………………………………………………………………59

4.3.2. Создание условий для роста инвестиционной активности в туристско-

рекреационном секторе хозяйства Крыма…………………………………………60

4.3.3. Системное улучшение туристской инфраструктуры……………………..61

4.3.4. Оптимизация рынка рабочей силы туристско-рекреационного

комплекса………………………………………………………………………………….63

4.3.5. Оптимизация рекламно-информационного обеспечения развития

ТРК………………………………………………………………………………………….65

4.4. Создание эффективной системы управления туристско-рекреационным

комплексом АР Крым и г. Севастополя..…………………………………………….67

4.4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования

туристско-рекреационного комплекса………………………………………………..67

4.4.2. Осуществление реформы системы управления туристско-

рекреационным комплексом Крыма…………………………………………………68

4.4.3. Повышение уровня научно-методического обеспечения принятия

управленческих решений………………………………………………………………69.


V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………70
VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………………...72
VII. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ……………………………………73

ВВЕДЕНИЕ
Характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма как стратегическое направление его регионального развития. В межрайонном разделении труда Украины Крым выделяется как лидер в производстве оздоровительных и лечебных услуг и ведущий туристско-экскурсионный район страны, обеспечивающий ежегодный прием более 5 млн. отдыхающих и более 500 тыс. экскурсантов. Доля АР Крым в объеме оказанных туристских услуг по Украине за 2009 г. составила 11,6%, в объеме платежей в бюджет от субъектов туристской деятельности – 15,2%.

Развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) АР Крым и г. Севастополя осуществляется под влиянием усиления процессов глобализации, интернационализации, перехода к информационному обществу, нарастания кризисных явлений в мировой экономике и роста конкурентной борьбы на международном рынке туристско-рекреационных услуг. В этих условиях необходимо определение нового вектора стратегического развития туристско-рекреационного комплекса Крыма и его активного интегрирования в систему мирового туристского движения.

Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма (далее – Стратегия) определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития рекреации и туризма в Крыму, направления государственной политики по созданию условий формирования современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона.
Основными задачами Стратегии являются:


  • Сформулировать стратегическое видение развития туристско-рекреационного комплекса Крыма на перспективу и миссию Крыма.

  • Провести комплексный мониторинг ресурсного потенциала развития рекреации и туризма, современного состояния и тенденций развития туристско-рекреационного комплекса региона.

  • Выявить ключевые проблемы.

  • Оценить конкурентные преимущества и ограничения развития различных секторов ТРК.

  • Оценить альтернативные варианты развития туристско-рекреационного комплекса Крыма.

  • Определить стратегические цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса.

  • Обосновать пути реализации Стратегии.

Нормативно-правовая база разработки Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма до 2020 г.:



  • Закон Украины «О туризме» от 15.09.95, №324\95-ВР;

  • Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социально-экономического развития Украины» от 23.03.2000, № 1602-III;

  • «Основные направления развития туризма в Украине до 2010 г.», одобренные Указом Президента Украины от 10 августа 1999 г. № 973/99;

  • «Государственная программа развития туризма на 2002 - 2010 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04. 2002 года № 583;

  • Распоряжение Кабинета Министров Украины от 03.07.2006 г. № 373-р "Об утверждении плана мероприятий по государственной поддержке развития сельского туризма на 2006-2010 годы";

  • «Об утверждении мероприятий по развитию иностранного и внутреннего туризма», распоряжение Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. N 390-р;

  • «Основные направления развития санаторно-курортного и туристского (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года»! утвержденные постановлением Верховной Радой АРК от 17.03.2004 г. № 849-3/04.

  • Концепция развития туризма в Севастополе до 2015 г., утвержденная решением городского Совета №2866 от 16 октября 2007 г.

  • Стратегия социального и экономического развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. (Проект).


I. КРЫМ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И МИРОВОГО ТУРИЗМА




  1. 1.1. Тенденции развития мирового туризма

Современный международный туризм представляет собой динамично развивающуюся глобальную подсистему мирового хозяйства. По оценкам UNWTO, число прибытий международных туристов в мире в 2009 г. составило 880 млн. чел. и, по прогнозам, к 2020 г. увеличится до 1,6 млрд. чел.



______________________________________________________________________

Проявления глобализации международного туризма:


  • беспрецедентные масштабы и всеобщий характер туристского движения: формируется единый мировой рынок туризма;

  • рост транснационализации международного туристского бизнеса, сопровождающаяся реализацией совместных программ и образованием глобальных союзов корпораций;

  • информатизация различных секторов индустрии туризма, замыкающаяся в глобальной информационной сети Интернет;

  • нарастание конкурентной борьбы на мировом и региональных рынках;

  • внедрение в практику туризма инновационной парадигмы как фактора конкурентоспособности.

______________________________________________________________________
Основными целями международных туристских прибытий на протяжении последних лет являются: цели отдыха и рекреации (51%), деловые и профессиональные – 15%, посещение родственников, паломничество и др. – 27%. Общемировой тенденцией выступает преимущественное использование для путешествий авиатранспорта (53%).

Международный туризм выступает активной частью мировой экономики, обеспечивая около 5% мирового ВВП, 30% мирового экспорта услуг и 7% рабочих мест. В 2009 г. поступления от международного туризма превысили $852 млн., а с учетом пассажирских перевозок – более $1 трлн. Под влиянием мирового финансового кризиса во всех регионах мира, за исключением Африки, в 2008-09 гг. отмечалось снижение темпов роста прибытий (до -4,2%), превышение темпов роста участников поездок в соседние или ближайшие страны над темпами роста числа путешествующих в дальние страны, приобретение туристами более дешевых туристских пакетов. По мере ослабевания кризисных явлений в мировой экономике прогнозируется спрос на отели высокого класса, кемпинги, сувенирную продукцию, развлекательные парки, экскурсионные услуги.

Туристская активность отдельных стран и регионов на мировом рынке туристско-рекреационных услуг в значительной мере определяется кардинальным изменением потребительского спроса. На рубеже 1980-90 гг. наблюдалось ослабление интереса к массовым стандартизированным турам, рост информированности покупателей и их критического отношения к турпродуктам туроператоров по критерию цена/качество. Под влиянием усложняющейся структуры туристского спроса в настоящее время усиливается дробное сегментирование мирового туристского рынка и диверсификация туристского предложения, адресованного специализированным (целевым)

_____________________________________________________________________
Тенденции в изменении мирового туристского спроса:


  • Рост популярности совместного отдыха разновозрастных членов семьи; увеличение доли пожилых туристов.

  • Снижение спроса на групповые поездки и активизация индивидуального туризма.

  • Усиление роли экологических мотивов в путешествиях.

  • Рост популярности отдыха на частных виллах (главным образом, арендованных); увеличение комфортности недорогих средств размещения (кемпингов, палаточных лагерей и т.д.).

  • Расширение масштабов молодежных спортивных, в т.ч. экстремальных, видов туризма.

  • Расширение туристских сезонов за счет межсезонных и внесезонных видов туризма.

  • Усиление интереса к многоцелевому посещению курортов.

______________________________________________________________________
контингентам потребителей. Классические бальнеогрязевые курорты вступили в период расширения рекреационных функций; приоритетное развитие получает SPA-терапия, краткосрочные интенсивные оздоровительные программы и «туры красоты». Соответствующие изменения происходят и в районной планировке курортов; многие лечебные программы ведутся не на базе специализированных санаториев, а на базе отелей, имеющих собственные бальнеоцентры.

Закономерностью развития мирового рынка туристско-рекреационных услуг становится рост конкуренции, объясняемый насыщением многих секторов рынка (например, рынка пляжного отдыха) и реализацией стратегических планов туристской экспансии многих стран. Согласно мирового рейтинга конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий, разработанного сотрудниками Мирового экономического форума (World Economic Forum’s), позиции отдельной страны на мировом рынке определяются такими факторами, как государственная политика и законодательство в сфере туризма; природоохранное законодательство; безопасность; уровень здравоохранения и санитарное состояние; приоритетность туристской сферы для органов власти; инфраструктура воздушного транспорта; инфраструктура наземного транспорта; туристская инфраструктура; инфраструктура телекоммуникаций; уровень цен; людские ресурсы; отношения местного населения к туристам; природные и культурные ресурсы.

Ресурсный фактор по-прежнему играет важную роль в распределении международных туристских потоков, однако на успешность национального и регионального туристского продукта возрастающее воздействие оказывает инновационная деятельность предпринимателей и управленческих структур в сфере туризма. Конкурентными преимуществами в перспективе будут обладать субъекты рынка:


  • располагающие определенным инновационным потенциалом, включающим высокопрофессиональные кадры с креативным мышлением, систематическими НИОКР в сфере туризма и передовым информационным обеспечением;

  • использующие весь комплекс инновационных технологий – от разработки концепций до способов и средств распределения инноваций для увеличения корпоративного дохода;

  • применяющие инновации как ресурс для дифференциации турпродукта и более широкого охвата потребительского рынка, снижения себестоимости услуг и создания новых рынков, обеспечивающих монопольное положение;

  • демонстрирующие готовность к заимствованию передового опыта, в т.ч. путем присоединения к международным научно-исследовательским программам;

  • проводящие мониторинг международного рынка, чутко реагирующие на изменение туристской конъюнктуры и открытые к организационным инновациям (включая международные объединения и кооперирование).

Большую роль в повышении конкурентоспособности страны и ее регионов в сфере туризма играет государственная туристская политика, задачей которой является продвижение национального туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.



_____________________________________________________________________
Основные задачи государств в сфере туризма на ближайшее десятилетие (UNWTO):


  • Повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма.

  • Обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией.

  • Повышение роли государственной политики в сфере туризма.

  • Усиление роли государственно-частного партнерства.

  • Необходимость государственных вложений в развитие туризма.

______________________________________________________________________

Экологизация туристско-рекреационного движения определяется резким ухудшением качества среды отдыха вследствие развития неблагоприятных природных и антропогенных процессов. Так, последствия изменения климата могут увеличить воздействие туризма на окружающую среду, в частности, уменьшение зон со стабильным снежным покровом (на 66% при самом неблагоприятном прогнозе) приведет к концентрации туристов на ограниченных территориях. Воздействие туризма на окружающую среду будет возрастать и вследствие повышения благосостояния, перемены стиля жизни и демографических изменений. Уже сейчас во многих популярных у туристов районах превышен предельный уровень устойчивости природных комплексов и начались необратимые изменения.

С 1983 г. в инициативах международных туристских организаций, национальных и региональных стратегиях развития туризма формулируются принципы устойчивого (сбалансированного) развития туризма, реализация которых позволит снизить материало-, энерго-, водоемкость туристского продукта и сохранить качество окружающей среды. К настоящему времени разработаны многие общепризнанные процедуры экологической маркировки для туризма, системы и стандарты для управления окружающей средой (Европейская экологическая маркировка услуг по размещению туристов и услуг на месте расположения лагеря; Инициатива «Голубой флаг»; Маркировка «Зеленая планета» EMAS ИСО 14 000). Рост уровня урбанизации многих стран (в т.ч. как увеличения городского населения, так и распространения городского образа жизни) формирует туристские предпочтения к отдыху в слабоизмененной природной среде, в т.ч. кратковременному, и в сельской местности. В перспективе ожидается активизация природно-познавательного, экологического, сельского туризма, спортивного и экстремального туризма в отдаленных, малодоступных и менее известных местах.



Высокая динамичность туристского спроса, поляризация туристских предпочтений, ориентированных как на массовые виды туризма, так и на специализированный туристский продукт, изменение временных стереотипов рекреационного поведения потребуют от национальных производителей турпродукта быстрого реагирования на конъюнктуру туристского спроса и реализации соответствующих маркетинговых мероприятий.


  1. 1.2. Современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного комплекса Крыма




  1. 1.2.1. Туристско-рекреационное предложение и инфраструктура




  • В 2010 г. туристско-рекреационный комплекс АР Крым насчитывал 656 объектов, в т.ч. 245 – круглогодичного функционирования и 411 – сезонного (62,6%), Основным средством размещения традиционно являются санаторно-курортные учреждения – 553 объекта долговременного проживания, рассчитанные на 119,5 тыс. мест; в г. Севастополе насчитывается около 200 объектов на 13,3 тыс. мест. Основная емкость санаториев сосредоточена в районе Б. Ялты и Сакско-Евпаторийской группы курортов, пансионаты получили распространение в Алуште, Ялте, Судаке, Феодосии, на побережье Симферопольского и Бахчисарайского районов. В районах нового освоения ведущим типом предприятий становятся базы отдыха. Коэффициент загрузки учреждений санаторно-курортного комплекса АР Крым в течение последних пяти лет имел отрицательную динамику: если в 2005 г. он составлял 65,1%, то в 2009 г. снизился до 58,2%. В сезоны 2008 и 2009 гг. был востребован недорогой отдых в частном секторе. На протяжении конца 1990-начала 2000-х гг. структура здравниц претерпевала изменения, связанные с ослаблением лечебной функции курортов и усилением оздоровительной и развлекательной функций. В Крыму сохраняет свою актуальность проблема сезонности функционирования большинства структурных подразделений туристско-рекреационного комплекса (средний коэффициент сезонности по Крыму – 0,45).




  • Туристское и экскурсионное обслуживание в АР Крым осуществляют 497 субъектов предпринимательства, в т.ч. 190 туроператоров. Почти 90% туристских предприятий сосредоточено в пяти крымских городах –Симферополе и главных курортных центрах – Ялте, Евпатории, Феодосии и Алуште. В туристском обслуживании занят 2921 человек, экскурсионной деятельностью в Крыму профессионально занимаются 764 человек. В структуре туристских услуг слабо представлен внешнеэкономический сектор: более 60% составляют услуги внутреннего туризма.

Изменение структуры размещения туристов, посетивших АРК в 2005-2009 гг. ,%.




  • Современная функциональная структура туристско-рекреационного комплекса АР Крым отличается недостаточным уровнем диверсификации, но имеет позитивную динамику обновления видов и форм туристско-рекреационной деятельности. В Крыму сохраняется специализация на развитии санаторно-курортного лечения (Ялта, Евпатория, Саки, Алушта, Феодосия) и оздоровительной купально-пляжной рекреации (побережье Черного и Азовского морей). Востребованными крымскими дестинациями становятся районы горно-лесной зоны Крыма, обеспечивающие горно-пешеходный туризм, спелеотуризм, скалолазанье, велосипедный, конный, автомобильный, промысловый, экологический, экстремальный и приключенческий туризм, аэротуризм. Пока медленно растет спрос на водные виды туризма – круизный морской, яхтинг, дайвинг, виндсерфинг. В группе социокультурных видов туризма появились новые маршруты экскурсионного, этнографического, научного, паломнического, фестивального, военного, винного туризма. Недостаточное развитие в автономии получили сельский, экологический и конгрессный туризм.




  • Уровень инновационности туристско-рекреационного продукта Крыма оценивается как низкий и недостаточный для придания мощного импульса туристской предпринимательской активности. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития рекреации и туризма, учитывающие тенденции развития мирового рынка услуг и актуализирующие ресурсный потенциал регионов Крыма.




  • Важную роль в системе размещения Крыма играет гостиничное хозяйство. В Крыму с учетом Севастопольского горсовета функционирует 160 гостиниц с номерным фондом 8018 номеров, среди которых преобладают двухместные и одноместные номера. На протяжении последних лет отмечался рост качества гостиничных услуг за счет оснащения объектами инфраструктуры (ресторанами, барами, кафе, автостоянками, бассейнами, саунами и др.). Вместе с тем степень износа основных фондов в гостиничном и ресторанном секторе хозяйства остается высокой (около 40%). Число частных домовладений, сдаваемых под жилье отдыхающим, в АР Крым в 2010 г. составило 9334, из них только 221 получили статус мини-гостиницы. Большинство частных домовладений находится вне правовой сферы государства и не подлежит налогообложению.




  • Главная проблема материально-технического обеспечения рекреации и туризма в Крыму – отсутствие единой системы специальной инфраструктуры рекреации и туризма. В течение десятилетий не решаются проблемы низкого качества дорожной сети, обустройства в соответствии с мировыми стандартами пляжных территорий и туристских маршрутов в горно-лесной зоне; реконструкции исторической застройки городов и др.




  • Территориальная структура туристско-рекреационного комплекса Крыма отличается неравномерным характером рекреационного освоения полуострова. Рекреационные районы южных, юго-восточных и юго-западных побережий испытывают техногенную перегрузку, в то же время ресурсный потенциал перспективных восточных и северо-западных приморских районов, а также горных, предгорных и степных районов Крыма используется не в полном объеме. Рекреационное освоение и районная планировка большинства рекреационных районов Крыма осуществляются без генеральных планов; в общественной организации рекреационных территорий слабо отражена приоритетность рекреационной функции.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница