Развитие стратегического партнерства в Алматинской академии экономики и статистики Под стратегическим партнерством




Скачать 117.02 Kb.
Дата04.06.2016
Размер117.02 Kb.
А.А. Кайгородцев

Восточно-Казахстанский государственный университет

им. С. Аманжолова

С.Б. Канапинов

Алматинская академия экономики и статистики
Развитие стратегического партнерства

в Алматинской академии экономики и статистики
Под стратегическим партнерством вуза и организации понимаются двусторонние договорные отношения, содержащие следующие характерные элементы:

– долгосрочная программа подготовки специалистов для организаций с учетом перспектив их развития;

– целевая составляющая подготовки студентов, реализуемая совместно вузом и организацией;

– создание базы для проведения производственных, технологических и преддипломных практик студентов;

– проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение вузовских ученых к созданию и трансферту инновационной продукции/услуг;

– создание в вузе современной учебно-исследовательской лабораторной базы;

– целевая подготовка для организаций кадров высшей квалификации;

– создание совместных научно-образовательных и инновационных структур [1].

Алматинская академия экономики и статистики (ААЭС) имеет стратегические партнерские отношения с более чем 50 организациями из Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.

Функционирование системы стратегического партнерства отражено на рис. 1.

Важнейшими стратегическими партнерами ААЭС являются:

– Министерство Финансов РК, предметом договора с которым является безвозмездное сотрудничество сторон в сфере оказания образовательных услуг в области подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием;

– Агентство РК по статистике, по заказам которого ППС академии осуществляют научные исследования по проблемам развития казахстанского рынка;

– налоговые Департаменты по г. Алматы и областным центрам РК, в которых расположены региональные центры дистанционного обучения (РЦДО) ААЭС, ведущие специалисты которых осуществляют научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов, диссертациями магистрантов;


Поставщики и потребители услуг Регуляторы-заказчики (потребители услуг)


Рисунок 1 – Функционирование системы стратегического партнерства как элемента инновационной инфраструктуры вуза
– АО «Казпочта», предметом договора с которой является определение возможности и потребности в качественной подготовке специалистов для отраслей экономики РК, повышении квалификации кадров экономического профиля и внедрения результатов научных разработок в практическую деятельность;

– АО «АТФБанк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «БТА-Банк», в соответствии с договорами о сотрудничестве с которыми стороны реализуют различные совместные проекты по направлениям, определяемым и конкретизируемым дополнительно заключаемыми договорами и соглашениями;

– ТОО «Казцинк», в соответствии с договором с которым ААЭС направляет студентов для прохождения производственной практики, а компания принимает студентов академии для прохождения практики в своих подразделениях.

В числе стратегических партнеров академии – учебно-методическое объединение (УМО) вузов Республики Казахстан. ААЭС является членом УМО по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Финансы», «чет и аудит» при Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова.

Учеными академии совместно с аудиторской компанией ТОО «Хегай и К» готовятся экспертно-аналитические материалы по заданиям государственных органов. Ведущие профессора, являясь членами различных экспертных советов, принимают активное участие в научно-исследовательской, экспертно-аналитической и общественной жизни.

Стратегическое партнерство позволяет академии существенно повысить качество образовательных услуг, снизить риски при организации учебных, производственных и преддипломных практик студентов и магистрантов, оказать информационную поддержку в научно-исследовательской и учебно-методической работе преподавателей, магистрантов и студентов.

Со многими стратегическими партнерами академия заключила договора о совместной научно-исследовательской и педагогической деятельности, одним из пунктов которых является обязательство о взаимном информировании по вопросам динамики рынка и о качестве подготовки специалистов.

В результате реализации договоров о партнерстве студенты академии не только проходят производственную и преддипломную практику, но и получают уникальную возможность общения с успешными менеджерами, финансистами, экономистами республики.

Программа стратегического партнерства дает студентам ААЭС возможность пройти практику в лучших компаниях Казахстана, узнать, чего они могут добиться в реальном бизнесе, испытать свои силы в бизнес-среде.

Благодаря партнерам ААЭС студенты находят перспективную и интересную работу, еще учась в академии, поскольку в волевых, целеустремленных и грамотных сотрудниках потребность есть всегда.

Партнеры академии ежегодно проводят конкурсы на присуждение именных стипендий для  студентов – отличников  3–4-х  курсов финансово-экономических специальностей.

Благодаря наличию эффективно функционирующей системы стратегического партнерства в значительной степени повышается эффективность маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, поскольку:

– совершенствуется система мониторинга, анализа и прогноза отечественного и зарубежных рынков бизнес-образования;

– развивается система мониторинга технологий, фундаментальных и прикладных исследований с целью выявления конкурентных преимуществ научных разработок ППС академии;

– повышается престиж ААЭС на отечественном рынке труда;

– обеспечивается устойчивая обратная связь с бизнес- и госструктурами и т.п.



В современном мире меняются миссия и функции высших учебных заведений как значимых субъектов социально-экономического развития стран.

Вузы должны стать локомотивом развития не только системы образования, но и общества в целом. В связи с этим с 2008 года в Казахстане внедряются принципы корпоративного менеджмента путем создания попечительских советов, привлечения работодателей к управлению и расширения функций коллегиальных органов управления вузов.

Попечительские советы действуют в 65 вузах республики, в том числе и в ААЭС. Внедрение корпоративного управления в высших учебных заведениях является частью большой работы, проводимой Правительством Республики Казахстан, и соответствует принципам административной реформы. Данная работа способствует демократизации системы управления в ААЭС.

Работая уже 20 лет в рыночной среде, Алматинская академия экономики и статистики осознает значимость для нее постоянных потребителей образовательных услуг, лидирующих в своих отраслях и сферах деятельности, дорожит связями с ними. Академия постоянно отслеживает появление новых потенциальных потребителей, предлагает им помощь в укомплектовании штатов своими выпускниками, переподготовку и повышение квалификации кадров, оказание других образовательных и консалтинговых услуг.

Лояльность потребителей проявляется в возникновении семейных династий, обучающихся в академии. Студенты, магистранты и их родители высоко оценивают участие вуза в трудоустройстве выпускников, высокий уровень преподавания и компьютеризации учебного процесса, индивидуальный подход к обучающимся, умеренную ценовую политику, отличающуюся прозрачностью и наличием системы скидок в случае отличной успеваемости студентов, возможность оплаты в рассрочку.

Перспективы развития национального образования необходимо рассматривать в контексте международной интеграции. Модернизация отечественной высшей школы должна осуществляться на прин­ципах интернационализации, все­стороннего развития человеческого потенциала.

Присоединение высшей школы Казахстана в марте 2010 года к Болонскому процессу является важным шагом на этом пути. Оно способствует расширению автономности вузов республики, получивших возможность определять свою образовательную и кадровую политику, внедрять собственную систему менеджмента качества и новые технологии обучения, входить в состав различных образовательных ассоциаций.

Международное сотрудничество в области образования является одним из приоритетных направлений деятельности Алматинской академии экономики и статистики.

На современном этапе международная деятельность академии направлена на решение задач по дальнейшей интеграции ААЭС в мировое образовательное и научное сообщество, укрепление международного имиджа академии. Эта работа осуществляется в рамках программ сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, реализации международных образовательных программ и проектов, осуществления совместной научно-исследовательской деятельности, организации научно-практических семинаров и конференций, обмена преподавательскими кадрами и развития студенческой мобильности.

Алматинская академия экономики и статистики поддерживает устойчивые связи со многими университетами и образовательными организациями СНГ, Западной и Восточной Европы, Азии и Африки.

ААЭС с 2006 года является полноценным членом Европейского Клуба Ректоров и с 2010 года участником Болонского процесса.

Великая Хартия Университетов содержит основные университетские ценности и права. Присоединившись к ней, АЭСА обязался выполнять ее фундаментальные принципы, наметил конкретные мероприятия по совместным конференциям и проектам с потенциально активными партнерами, по развитию международной академической мобильности.

С 2003 г. по 2011 г. ААЭС заключил 25 договоров о сотрудничестве с зарубежными учебными заведениями:

– Оренбургский государтсвенный университет;

– Кемеровский государственный университет;

– Евразийский открытый институт (Россия);

– Оренбургский государственный педагогический университет;

– Таджикский государственный университет коммерции;

– Московский государственный университет экономики, статистики и информатики;

– Оренбургский аграрный университет;

– Международный университет Кыргызстана;

– Современная Бизнес-Академия НОВА (Россия);

– Научно-технический университет им.С. Стащица (Польша);

– Гродненский государственный университет им. Янкы Купалы (Беларусь);

– Management College of Southern Africa ( ЮАР);

– Германская академия управления и экономики (Германия);

– Чуйский университет (Кыргизстан);

– Института экономики, управления и права (г. Казань) [2]. 

Были проведены ряд образовательных и научных мероприятии, встречи, конференции с вузами партнерами из ЮАР, Польши, России. Изданы научные сборники. Проводится работа по сотрудничеству с Университетом Джунгбу (Южная Корея).

Одним из ключевых направлений межуниверситетского сотрудничества – максимальное содействие разработке и реализации совместных образовательных программ, направленных на предоставление обучающимся возможности стажировок в зарубежных вузах и получение двух дипломов.

Стратегические цели развития международной деятельности академии:
1. Достижение международных стандартов качества в области исследовательских и учебных программ.

2. Гармонизация учебных планов ААЭС с учебными планами ведущих университетов мира по соответствующим образовательным программам.


3. Обеспечение мобильности обучающихся, мобильности и вовлеченности сотрудников в международный образовательный процесс с учетом положений и принципов Болонского процесса.

4. Внедрение и реализация программ совместных дипломов как важнейшего средства повышения конкурентоспособности ААЭС на рынке образовательных услуг.

5. Развитие международной научной деятельности академии, повышение качества и масштабов участия ААЭС в международных научных, научно-технических и инновационных программах и проектах.

6. Повышение международного авторитета ААЭС, в т.ч. путем участия в международных рейтингах и аккредитации образовательных программ и институализации вуза в ведущих международных агентствах.

7. Развитие языковой подготовки преподавателей, сотрудников, обучающихся.

Для реализации стратегических целей развития международной деятельности академии международный отдел академии работает по следующим направлениях:

1. Планирование и реализация мероприятий по развитию международного сотрудничества в области обучения, повышения квалификации педагогических и научных работников, совместных учебно-методических и научно-исследовательских программ, издательской деятельности.


2. Разработка программ взаимодействия отдела с образовательными и управленческими структурами академии, участвующими в осуществлении международной деятельности университета, в т.ч. организационное обеспечение мероприятий по реализации заключенных соглашений.
3. Установление и поддержка контактов с дипломатическими представительствами и национальными культурными центрами зарубежных стран по вопросам научного и образовательного сотрудничества, установления прямых контактов с зарубежными вузами и организациями, привлечения зарубежных преподавателей и специалистов к образовательной, научной, общественной и культурной деятельности академии.

4. Повышение эффективности мониторинга международной деятельности академии:

- внедрение единого порядка командирования за рубеж преподавателей, сотрудников и обучающихся;

- внедрение единых форм отчетности по итогам загранкомандировок;

- внедрение единого порядка подписания международных соглашений любого уровня подразделениями академии;

- усиление контроля за международной деятельностью подразделений и научных сотрудников академии.

5. Разработка предложений по повышению положительного имиджа академии за рубежом, статуса государственного языка в вузах-партнерах, в т.ч. путем открытия соответствующих организационных структур, популяризирующих знания о Казахстане, культуре и истории народов республики в вузах-партнерах.

ААЭС сотрудничает с представительствами международных организаций: Офис TEMPUS в Казахстане, Европейская Комиссия в Казахстане, DAAD, IREX, ACCELS, KOICA, JICA, USIS, USAID, Образовательный центр «Билим-Центральная Азия» и др.

 Алматинская академия экономики и статистики реализует следующие международные образовательные программы:

1. МВА (Master of Business Administration) – Магистр делового администрирования

2. ВВА (Bachelor of Business Administration) – Бакалавр делового администрирования

3. BCom (Bachelor of Commerce Degree) – Бакалавр коммерции.

4. Recognition – Подтверждения квалификации.

Прорабатывается вопрос совместной деятельности с вузами Польши по программе PhD.

С 2009 г. реализуется совместная международная образовательная программа Master of Business Administration (Магистр делового администрирования) – МВА. Зарубежным партнером ААЭС по реализации программы МВА выступает Школа бизнеса MANCOSA (ЮАР), разрабатывающая данный проект на базе программы Buckinghamshire University (Великобритания).

С начала 2010-2011 учебного года во всех филиалах ААЭС реализуются международные образовательные программы совместно с СБА НОВА (г.Новосибирск), школами бизнеса ЮАР-Mancosa и Regent Business School по набору слушателей и обучению (по 5 человек от каждого регионального центра дистанционного обучения по программе МВА, по 10 студентов – на обучение по программе BCom).

В настоящее время по программе МВА обучаются 37 магистрантов из различных регионов Казахстана.

С 1 сентября 2010 г. начала функционировать совместная международная образовательная программа BCom (Bachelor of Commerce) (Баклавр коммерции) – BCom, которая дает уникальную возможность студентам Алматинской Академии Экономики и Статистики, обучающимся по специализациям экономического профиля, одновременно с казахстанским дипломом бакалавра получить зарубежный диплом Regent Business School о присуждении степени Бакалавра коммерции (Bachelor of Commerce Degree). В настоящее время по данной программе обучаются 39 студентов из разных регионов Казахстана.

За 2009-2011 годы сертификаты по программе Recognition получили 106 человек.

Для чтения лекций в академии приглашаются известные ученые из университетов ближнего и дальнего зарубежья.

Решая проблемы интеграции производства, образования и науки высшая школа готова сотрудничать с заказчиком в рамках функционирования консорциумов, корпоративных университетов, попечительских советов. Очевидно, что развитие таких партнерских отношений будет способствовать повышению качества практической подготовки специалистов, разработке и внедрению в производство наукоемких технологий.


Литература

1. Гузаиров М.Б., Бадамшин Р.А. Стратегическое партнерство ВУЗов и предприятий – залог успешного инновационного развития региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2008. – № 3. – С. 49-55.


2. Влияние стратегического партнерства вузов на повышение эффективности экономического сотрудничества России и Республики Казахстан / под общ. ред. Д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. Новосибирск: САФБД, 2007, 430 с.

3. Официальный сайт ААЭС.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница