Развитие профессионально важных качеств студентов посредством волонтерской деятельности




Дата13.06.2016
Размер63.3 Kb.
УДК 378.180.6

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Огородник С.И.,


Научный руководитель доктор пед. наук Щелина Т.Т.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
В условиях реформирования российского образования большую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, с большим творческим потенциалом, конкурентоспособных на рынке труда, компeтентных в своей профессией. Особенно если это касается специалистов социальной и психологической сферы. При этом важно оказать будущему специалисту поддержку в его профессиональном становлении при помощи использования личностно-развивающих технологий в вузе и построения индивидуальных программ профессионального развития. В рамках гуманистической парадигмы развития образования требуется создать педагогическую среду, способствующую активизации личностного потенциала студента [1, с.3-4].

Анализ практики работы вузов по подготовке специалистов социальной сферы свидетельствует о том, что в основном учебный процесс ориентирован на повышение компетентности будущего профессионала, при этом недостаточно учитывается индивидуальное своеобразие профессионального развития студента в течение всего периода его обучения. Также отмечается преобладание унифицированных методов и приемов работы преподавателей, направленных на формирование у будущих специалистов стереотипных профессиональных умений.

Специалист социальной сферы, как профессионал должен быть: высоконравственным, обладать сильной волей, иметь четкую целеустремленность, выдержку, настойчивость; должен чувствовать людей, понимать их и сопереживать им; должен обладать сильной подвижной и вместе с тем выносливой нервной системой, так как ему приходится иметь дело с большой массой людей; должен быть очень внимательным, уметь быстро ориентироваться во внезапно возникающих ситуациях; иметь чувство ответственности и т.д. К тому же, эти профессии предполагают обширное взаимодействие с различными категориями людей. Однако в ходе получения только теоретических знаний, студент не сможет в полной мере овладеть всеми профессиональными знаниями и навыками и выработать профессионально-личностные значимые в работе качества. А это возможно только при отработке этих знаний на практике. К тому же для студенческого возраста характерно стремление к самоутверждению, самореализации, творческой активности. А все это можно в полном объеме реализовать посредством волонтерской деятельности [2, с.3]. Волонтерство - это огромный резервуар позитивной социальной энергии людей, направленной на благо других.

Нами было проведено сравнение студентов, которые занимаются волонтерской деятельностью и те, студенты, которые считают, что учебного процесса достаточно для овладения специальностью. К тому же, были студенты, которые не готовы участвовать в волонтерской деятельности, мотивируя это тем, что нет свободного времени на это, не считают ее значимой в профессиональной деятельности, бояться проявить активность.

В связи с этим первокурсники были разделены на две группы: контрольную (те, кто не желают стать волонтером) и экспериментальную (потенциальные волонтеры).

На протяжении пяти лет обучения студенты экспериментальной группы активно участвовали в разноплановой волонтерской деятельности.

Волонтерская деятельность на психолого-педагогическом факультете арзамасского филиала «Нижегородского государственного университета» появилась практически с начала образования факультета.

Начиная с первого курса, студенты включились в проведение комплекса взаимосвязанных программ социально-педагогической и психологической работы с детьми-сиротами разных возрастов, воспитывающихся в Детском доме г. Арзамаса. Основная цель их волонтерской работы была гармонизация развития личности воспитанников детского дома и повышение их возможностей в социальной адаптации [3, с.125].

Так же студенты разных курсов участвовали в волонтерской работе в Арзамасской воспитательной колонией. Волонтеры работали соведущими в тренингах, помогали психологам в проведении диагностики личностных особенностей воспитанников и составляли индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ, помогали в организации досуговых, спортивных, познавательных и других мероприятий, в которых сами же и участвовали со своими подшефными. Однако и до настоящего времени студенты осуществляют волонтерскую деятельность с несовершеннолетними осужденными, которая включает в себя проведение спортивных мероприятий, культурно-массовых мероприятий, тренингов. Среди волонтеров и юноши, и девушки, что усиливает эффект подражания и идентификации с социально успешным сверстником, а также обратной связи со сверстниками своего и противоположного пола [3, с.127].

Так же студенты-волонтеры приняли участие в детском Рождественском фестивале в рамках Гуманитарных проектов для воспитанников детских приютов при монастырях на базе школы – интерната для мальчиков при Троице – Сергиевой Лавре в с. Топорково, Сергиево – Посадского района, Московской области. Организатором стал концерн «Росэнергоатом», Троице – Сергиева Лавра. Волонтеры работали с воспитанниками Николаевского Георгиевского женского монастыря с. Абабково, Нижегородской области, школы – интерната для мальчиков при Троице – Сергиевой Лавре с.Топорково, Сергиево – Посадского района, детского дома слепо – глухих детей Московской области, Женского монастыря г. Углича, Центра социального помощи детям – приют г. Арзамаса. В своей работе студенты – волонтеры использовали следующие методы: игру, коллективно – творческую деятельность, спортивные мероприятия. Особо важное место отводилось проведению с детьми социально – психологического тренинга. Деятельностью волонтеров были довольны и организаторы, и сами дети. Поэтому волонтеры продолжили сотрудничество с монастырями, которые воспитывают детей-сирот.

В дальнейшем студенты-волонтеры стали сотрудничать с воинской частью г. Арзамаса. Главной целью их деятельности стало общение с военнослужащими и культурно-развлекательная деятельность. Данные направления работы были выбраны в связи с тем, что военнослужащим не хватает общения с противоположным полом, а в подростковом возрасте данное общение является значимым и доминантным.

Так же студенты-волонтеры сотрудничают со школами города, детскими садами, разнообразными центрами, что дает им огромный опыт работы с разными категориями людей.

На базе психолого-педагогического факультета был создан педагогический отряд, целью которого было развитие у студентов лидерских и организаторских качеств, оказание помощи в работе с детьми группы риска и трудными подростками. В содержании социально-педагогической работы студентов педотряда выделяются 3 уровня: индивидуально-личностный — оказание адресной помощи конкретному ребёнку посредством индивидуальных бесед, установления дружественных контактов, оказания помощи в личностном самоопределении; социально-групповой - организация конкретных групповых проектов, направленных на решение определенных педагогических задач, например, занятия по интересам; общественный - подготовка и проведение коллективных форм воспитательной работы с целью включения подростков в досуговую деятельность.

Таким образом, педагогический отряд является важной составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, вносят существенный вклад в педагогическую науку и практику, оказывают реальную волонтерскую помощь в воспитании и развитии детей.

Полученные знания в ходе участия в волонтерской деятельности студенты отражают в курсовых работах, участвуют в проведении международных, межрегиональных и региональных научно-практических конференций по социальной тематике; взаимодействуют и обмениваются опытом с волонтерами других городов; проводят сами мастер-классы для других студентов и т.д.

К тому же, по результатам опроса и наблюдениям преподавателей, студенты которые участвуют в волонтерской деятельности отличаются более глубокими профессиональными знаниями, толерантностью, эмпатией, коммуникабельностью, адаптивностью в любой ситуации, позитивным настроем, гибкостью мышления, творческим подходом и т.д.

К тому же многие из студентов, показав свои личностные качества и профессиональные умения, были приглашены работать в те места, где студенты проводили волонтерскую деятельность.

Родители так же отмечают у своих детей, которые стали волонтерами, наличие активной деятельности, раскрепощение, уверенность в собственных силах, желание помогать людям.

Таким образом, в волонтерской деятельности происходит учет потребностей, мотивов студентов, соблюдается преемственность в практической работе, а это в свою очередь определяет дальнейший выбор специализации в профессиональной деятельности. А волонтерство является важной составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, вносит существенный вклад в педагогическую науку и практику, оказывает реальную помощь в воспитании и развитии детей.

Участие в волонтерской деятельности и выполнение практических заданий не только в период учебной практики способствует формированию профессионально важных качеств, практических умений и навыков.


Список литературы

  1. Симонович В.Л. Формирование профессионально важных качеств социального педагога в учебно-практической и волонтерской деятельности студентов: Проект ДИМСИ «Волонтер и общество. Волонтер и власть». Составитель: Тетерский СВ. – М.: Академия, 2005. – 184с.

  2. Шиндаулетова С.С. Проблемы правового регулирования волонтерской деятельности: Алматы: Фортресс, 2003. – 44 с.

  3. Щелина, Т.Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов. – М.: МПГУ, 2006. – 167с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница