Развитие личности в образовательном пространстве



страница1/19
Дата16.06.2016
Размер3.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования


имени В.М. Шукшина»



Развитие личности
в образовательном пространстве



Труды 13-й Всероссийской

научно-практической конференции,

посвященной С.М. Жаркову
(Бийск, 26-27 марта 2015 г.)

В 2-х частях

Часть 2

Бийск


ФГБОУ ВПО «АГАО»
2015

ББК 74+88

Р 17
Печатается по решению совета Образовательного кластера
Бийского образовательного округа АГАО имени В.М. Шукшина
и редакционно-издательского совета АГАО имени В.М. Шукшина

Ответственный редактор:

д-р пед. наук, профессор,

ректор АГАО имени В.М. Шукшина Л.А. Мокрецова

редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук, доцент АГАО

имени В.М. Шукшина Е.Б. Манузина (Бийск);

кандидат педагогических наук, доцент АГАО

имени В.М. Шукшина Е.Э. Норина (Бийск)


Р 17 Развитие личности в образовательном пространстве [Текст]: Труды 13-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной профессору С.М. Жаркову (Бийск, 26-27 марта 2015 г.): в 2-х частях. Часть 2 / Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 233 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-85127-864-8.
В издании представлены материалы выступлений участников 13-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве».

Для преподавателей педагогических учебных заведений, аспирантов, учителей школ, студентов.

ISBN 978-5-85127-864-8 (часть 2)

ISBN 978-5-85127-862-4


© ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015.






Содержание
Научно-методическое обеспечение

инновационных процессов

в учреждениях дошкольного образования 11
О.В. Алдергот

Педагогическая технология обучения пересказу детей
с общим недоразвитием речи через использование
развивающего наглядного материала 11

С.В. Бартенева

Развитие игровых навыков у детей
с общим недоразвитием речи
посредством проектирования 14

С. А. Белоусова

Развитие творческих способностей у детей
с общим недоразвитием речи через освоение
декоративно-прикладного искусства – батика
(роспись по ткани) 16

Е.М. Бедарева

Детский сад как первый институт
социализации ребенка 19

А.В. Грабаренко

Нравственно-патриотическое воспитание детей

Дошкольного возраста посредством музейной

педагогики в рамках вариативной части
основной общеобразовательной программы ДОУ 23

Н.П. Грошева

Деятельностный подход в работе с детьми
старшего дошкольного возраста через реализацию
творческого проекта «Мини-музей в группе» 26

И.Г. Зорина

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной
социализации ребенка дошкольного возраста 28


О.В. Иванова

Развитие мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста посредствам тестопластики 32

И.М. Иванова

Развитие наглядно-образного мышления
в процессе обучения сюжетному рисованию 35

И.А. Ильиных, Н.И. Трубникова

Влияния детско-родительских отношений
на эмоциональное благополучие детей
младшего дошкольного возраста 38

Л.В. Калашникова

Классическая музыка для дошкольников
и творческая связь поколений 42

С.М. Кротюк, Л.В. Лямкина

Организация прогулки как условие
формирования представлений
о природном окружении детей 5-6 лет 46

Л.И. Кондратюк

Развитие творческих способностей у детей
старшего возраста через
театрализованную деятельность 50

Е.С. Лавинская, Н.А. Першина

Влияние методов арт-терапии на психоэмоциональное
состояние слепых и слабовидящих детей


подросткового возраста 53
Н. А. Назарова

Развитие интонационной выразительности речи
у детей дошкольного возраста в условиях детского сада 57

Е.Л. Нехорошева

Формирование основ патриотического воспитания
у детей дошкольного возраста через реализацию проектов 60


А.Н. Паршукова, Т.В. Щербатова

Значение общеразвивающих упражнений
в формировании правильной осанки


у детей дошкольного возраста 63
О.С. Пельц

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами театрализованной деятельности 66

Ю.Б. Питунина

Развитие творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста посредством создания
интерактивного музея «Волшебница глина» 68

Л.В. Побежимова

Использование информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной деятельности


музыкального руководителя в условиях ДОУ 70
С.Ю. Сидоркина

«Встречи со сказками» как средство воспитания
у детей дошкольного возраста ценностных ориентаций 74

Н.Ю. Чайка

Обучение и воспитание

как фактор социализации личности 78
М.Н. Чернышова

Образовательная деятельность педагога

дошкольного учреждения: плюсы и минусы

ее организации в условиях внедрения ФГОС ДО 80
М.А. Шавандина

Развитие профессиональной компетентности

педагогов посредством

информационно-коммуникационных технологий 84
О.М. Шапортова

Обучение детей 3-5 лет рассказыванию по игрушке
посредством моделирования 87


Т.В. Шпехт

Проблема социализации ребенка в современной семье 90
Е.Г. Янова

Формирование экологических представлений

о животных Алтайского края

посредством дидактической игры 93

Психолого-педагогические технологии

в образовательном процессе.

Инновационные подходы в преподавании
гуманитарных и естественно-научных дисциплин 96

С.Ю. Антонова

Технология смешанного обучения (blended learning)
в современной школе 96

Н.Л. Волчёк

Алгоритм запуска проведения

учебного исследования по математике 99
Л.А. Бондарева, М.Е. Маюнова

Актуальность технологии М. Монтессори

в реализации ФГОС 102
Н.П. Головачёва

Условия формирования проектно-исследовательских

умений младших школьников 106
И.Е. Денисова

Применение интеллектуальных игр
на уроках химии и во внеурочной деятельности 109

Т.Ю. Ишкова

Надпредметный курс «Мир деятельности»
как средство развития информационной


компетенции учащихся 112

С.В. Еремеева

Информационные технологии и метод проекта
как основа развития творческой активности учащихся 115

А.Ю. Ефименко

Проверка эффективности использования среды
«1С: Предприятие» для формирования у студентов
основных понятий в области информационных систем 117

Е.А. Клеменс

Особенности вокально-педагогической работы
в ДШИ № 1 г. Томска 120

Е.В. Корниенко, Т.А. Ершова

Повышение учебной мотивации средствами словесности 124
Т.А. Круглова, О.А. Цыпкина

Приемы развития памяти у младших школьников
на уроках математики 128

Н.И. Лебедева

Рисование как один из механизмов

совершенствования организма и психики 132
С.Ю. Логинова

Применение обучающих структур сингапурской методики
на уроках английского языка 137

О.М. Малышева

Использование инновационных технологий
на уроках русского языка 139

С.М. Петриков

О «восьмитактовой» логике равномерных
циклов европейского музыкально-исторического процесса 143

С.А. Стафеева

Здоровьесберегающие технологии, как повышение
качества образовательного процесса 155


Н.А. Шабанова

О преподавании математики
в классе социально-гуманитарного профиля 158

Актуальные проблемы современной

педагогики и психологии 163
Н.О. Анисимова, М.В. Довыдова

Материально-техническое обеспечение

учебно-воспитательного процесса

по специальным дисциплинам 163
И.И. Баулина, Н.А. Кочергина

Гедерные аспекты профессионального отбора менеджеров 165
Е.Я. Верещагина, Н.В. Волкова

Особенности организации и содержания

учебно-исследовательской деятельности

школьников младшего подросткового возраста 170
Т.А. Воропаева, М.В. Довыдова

Опорный конспект в системе

профессионального образования 173
А.Ф. Дроздов, Е.В. Жихарева

Особенности тревожности студентов с различными типами
темперамента в период экзаменационной сессии 175

К.В. Дуплинская, М.В. Довыдова

Внедрение новых информационных технологий
в учебный процесс специальных дисциплин
на примере презентации 178

Ю.Л. Емельянова, Т.А. Гусева

Психологические особенности оптимизма
подростков гиперстеников 181

К.А. Коршунова, Н.Н. Пислегина, А.Ю. Арутюнян

Профессиональное выгорание педагогов:
сущность, стадии, профилактика 184


Е.Е. Копылов, М.В. Довыдова

Особенности методической деятельности педагога
в учреждениях профессионального образования 187

О.А. Королькова, М.В. Довыдова

Особенности проведения
внеклассных мероприятий в системе СПО 189

А.С. Кочкин, М.В. Довыдова

Использование ОС Linux в учебном процессе 192
М.Р. Кузнецова, М.В. Довыдова

Значение практических методов обучения
в образовательном процессе 195

В.С. Меньшов, Н.А. Кочергина

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза
на уроках экономики 198

М.В. Милькин, Н.А. Кочергина

К проблеме использования проблемного обучения
на уроках информатики 201

Л.А. Овчинникова, Н.А. Першина

Профилактика суицидального поведения

подросткового возраста 205
Ю.В. Озорных, М.В. Довыдова

Применение активных методов обучения
на уроках специальных дисциплин 210

А.Ю. Сабельфельд, Р.М. Кузнецов

Учебно-методический комплект

в структуре учебного процесса 212
Е.Н. Теплов, Н.А. Кочергина

Формирование информационной

культуры учащихся профессионального образования 214

К.В. Трушников, М.В. Довыдова

Формирование профессионализма будущего педагога 217
П.В. Ушаков, М.В. Довыдова

Электронный учебник в образовательном процессе 220
Е.А Фокеев, М.В. Довыдова

Внеклассная деятельность педагога

профессионального обучения 222
М.З. Хоробрых, А.И. Чередниченко, А.А. Ялымов

Средства гражданского воспитания учащихся 11 класса 224
М.В. Череповская, М.В. Довыдова

Методическая подготовка будущего педагога
профессионального обучения 227

К.А. Юрина, Н.А. Першина

Особенности проведения тренингов

личностного роста с подростками

с ограниченными возможностями здоровья 229

Научно-методическое обеспечение

инновационных процессов

в учреждениях дошкольного образования

О.В. Алдергот,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка» (г. Бийск)

Педагогическая технология обучения пересказу детей
с общим недоразвитием речи через использование
развивающего наглядного материала

Освоение родного языка является ценнейшим приобретением ребенка дошкольника и определяется в современных условиях как основа воспитания и обучения детей. «Связная речь – это особая сложная форма коммуникативной деятельности» [l. С. 4]. Исследованиями как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике установлено, что обучение пересказу, является важнейшим этапом в формировании связной монологической речи детей. При этом у дошкольника обогащается словарный запас, развивается восприятие, память и внимание. Кроме того, улучшается структура речи, произношение, закрепляются алгоритмы построения предложения и целого текста. В то же время применение высокохудожественных текстов детской литературы дает возможность эффективно реализовать работу по развитию «чувства языка» – внимания к грамматической, лексической и синтаксической сторонам речи. На современном этапе актуальность этой проблемы увеличивает в связи с повышением численности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Актуальность проблемы позволила выразить цель работы.

Цель работы: Обучение пересказу детей с общим недоразвитием речи через использование развивающего наглядного материала.

Задачи:

1. Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на иллюстративный материал (фланелеграф, серию сюжетных картинок, предметные картинки «иллюстративное панно» и т. д.).

2. Учить соблюдать связность и последовательность изложения при пересказе произведения по наглядному действию.

3. Формировать умение соблюдать грамматические нормы родного языка.

4. Упражнять в моделировании сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы.



5. Развивать у детей способность выражать личное отношение к герою произведения и его поступкам и эмоционально воспринимать художественное слово.

6. Закреплять умения самостоятельно пересказывать знакомые произведения в детском саду и дома.



7. Привлечь родителей к изготовлению развивающего наглядного материала и его использованию при обучении пересказу в условиях семьи.

Для решения поставленных задач на начальном этапе была использована диагностика, предложенная Л.Н. Ефименковой, позволяющая выявить способности ребенка пересказывать короткий текст. Пересказы, составленные дошкольниками, разбирались с учетом следующих показателей: раскрытие темы, лексико-грамматическое оформление пересказа, смысловая целостность и последовательность высказываний, выразительность речи (образность и эмоциональность), степень самостоятельности при составлении пересказа.

Как показали результаты диагностики уровень способностей пересказывать текст у детей низкий. Дети затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, путают события, не заканчивают фразы.

Для того чтобы более дифференцированно подойти к данной проблеме изучила работы современных педагогов: В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, Л.Н Ефименковой. Исходя из результатов мониторинга, изученного методического материала, определила основные направления работы по обучению детей пересказу и подобрала литературные произведения.

На первом этапе использовались небольшие тексты с повторяющимися сюжетными моментами. Дети овладевали навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал:

- с использованием фланелеграфа;

- с опорой на серию сюжетных картинок;

- с опорой на предметные картинки «иллюстративное панно»;

- пересказ по наглядному действию (В виде простой драматизации этот вид работы очень нравился детям).

На втором этапе по мере накопления необходимых знаний и опыта объем текста был увеличен и изменены специальные, вспомогательные приемы:

- пересказ с опорой на одну сюжетную картину;

- прием моделирования сюжетом произведения с помощью условной наглядной схемы (для ее изготовления использовались блоки квадраты, которые заполнялись силуэтными изображениями после чтения и анализа текста);

- использование диафильма.

На третьем этапе при обучении пересказу эффективным являлся прием использования детского рисунка (После разбора текста дети выполняли рисунок на любой фрагмент рассказа, далее самостоятельно пересказывали часть произведения, опираясь на свой рисунок).

В ходе работы по обучению пересказу были получены следующие результаты. Дети полностью передают содержание текста, пересказывая с опорой на иллюстративный материал (фланелеграф, серию сюжетных картинок, предметные картинки «иллюстративное панно» и т. д.); соблюдают связность и последовательность изложения при пересказе произведения по наглядному действию; соблюдают грамматические нормы родного языка; моделируют сюжет произведения с помощью условной наглядной схемы; выражают личное отношение к герою произведения и его поступкам и эмоционально воспринимают художественное слово; самостоятельно пересказывают знакомые произведения в детском саду и дома.

Родители воспитанников активно участвуют в изготовлении развивающего наглядного материала (пальчиковый театр, театр теней, театр масок) и используют его при обучении пересказу в условиях семьи. Кроме этого в группе оформлен театр – фланелеграф, изготовлены атрибуты для игр – драматизаций, созданы картотеки «Иллюстративные панно», «Мнемотаблицы» с учетом лексических тем.



И в заключение необходимо подчеркнуть, что достигнуть таких высоких результатов удалось только благодаря совместным усилиям всех специалистов ДОУ и участию родителей в коррекционно-развивающем процессе.

Литература:

1. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / В.П. Глухов. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.

2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. 320 с.

3. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи) [Текст]: кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985. 112 с.

4. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. М: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

С.В. Бартенева,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка» (г. Бийск)

Развитие игровых навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования

Игра является особой формой общественной жизни дошкольника, в которой они познают мир, осуществляют свои замыслы. Играя, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится управлять своим поведением, регулировать его в соответствии с общественными правилами, становится социально компетентным. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость изменений в определении содержания и способов развития игровой деятельности детей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной образовательной области направленно на становление личности ребенка, на освоение первоначальных представлений социального характера и включает детей в систему социальных отношений.

Важное место в реализации данной области занимает игра как способ освоения мира человеческих отношений, социального принятия и самореализации ребенка, развитие его творческих способностей и самостоятельности. Экспериментальное изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что она отличается от способностей нормально развивающихся сверстников. Дети играют мало и примитивно. Игра носит однообразный, стереотипный характер, уровень отображения действительности в игре не соответствует их возрастным возможностям. Одним из актуальных и перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является технология проектирования.

В современных условиях развития дошкольного образования применение интегративных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Проектирование – современный метод, который является инновационным, актуальным и эффективным в работе педагога дошкольного учреждения. Он позволяет исследовать, экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает игровые навыки дошкольников, повышает речевую и самостоятельную активность детей в игровой деятельности. А также делает образовательную систему дошкольного учреждения более открытой для активного участия родителей.

Актуальность проблемы дала возможность для определения цели работы и ее основных задач.

Цель: Развитие игровых навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования.

Задачи:

1. Выявить значение проектирования для развития игровых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

2. Разработать систему работы по развитию игровых навыков.

3. Развивать умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию о предмете или явлении и использовать эти знания в игровой деятельности.

4. Акцентировать внимание родителей к проектной деятельности для достижения более эффективных результатов в развитии игровых навыков у детей.

С учетом поставленных задач проводилась работа по развитию игровых навыков. Этому способствовало:

- организация предметно-развивающей среды: подбор игрового материала и игрушек с учетом практического и игрового опыта детей. Обогащение игрового опыта в быту, образовательной деятельности, на прогулке, рассматривания иллюстраций. Совместное изготовление атрибутов для игры: изготовление ценников, лепка кулинарных изделий, рисование салфеток. Формирование новых, нестандартных способов развития и обогащения сюжета игры: проигрывание ситуаций «скандальный посетитель», «разлитый сок», «заказ по телефону». Обеспечение условий для обогащения детских впечатлений и переживаний: приглашение в группу людей различных профессий;

- создание позитивного взаимодействия, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности: выпуск газет «Полезные продукты», «Мама, милая родная», «Новогодние чудеса», «Наши защитники». Организация праздников и совместных выставок «День Матери», «Мой город», «Хоровод новогодних елок» для сплочения детского коллектива и продуктивного взаимодействия между детьми и родителями. Организация качественной, полезной, увлекательной игры сложный и кропотливый процесс. Немаловажным аспектом развития игровой деятельности дошкольников является владение педагогом особой игровой позицией. Игровая позиция включает несколько связанных между собой компонентов: интерес педагога к играм детей, способность видеть реальную ситуацию со стороны, креативность в нахождении нестандартных путей в достижении цели. Например: заполнение дневника игрового проекта, использование «Модели трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?» в начале проекта для выявления знаний детей. Игровая позиция обеспечивает включение в детскую игру, оказывает позитивное влияние на развитие и постепенное усложнение игровых умений. Участие дошкольников в игровых проектах обогащают социальный опыт, умение работать в коллективе, дают максимальную свободу для проявления инициативы каждым ребенком. Игровые проекты дают максимальную свободу для проявления инициативы каждым ребенком. Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного опыта ребенка.

Итак, технология проектирования – является уникальным средством развития игровых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Литература:



  1. Виноградова, Н.А Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]: практическое пособие / Н.А Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.

  2. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Москва-Синтез, 2008. – 109 с.

  3. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / В.Л. Недоспасова. – М.: Просвещение, 2004. – 94 с.


С. А. Белоусова,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка» (г. Бийск)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница