Разработка урока русского языка в 9-ом классе по теме "Виды спп" Цели урока: Приобретение учащимися знаний о классификации сложноподчиненных предложений



Скачать 47.09 Kb.
Дата22.07.2016
Размер47.09 Kb.
ТипРазработка урока

Разработка урока русского языка в 9-ом классе по теме "Виды СПП"


Цели урока:

  • Приобретение учащимися знаний о классификации сложноподчиненных предложений.

  • Формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.

  • Формирование пунктуационных навыков.

  • Развитие навыков монологической речи.

  • Воспитание любви к матери.

Оборудование:

  1. карточки;

  2. записи на доске;

  3. компьютер;

  4. музыкальная заставка;

  5. наглядный материал (портреты поэтов и писателей)

Должны знать:
1) чем отличается СПП от других видов СП;
2) подчинительные союзы и союзные слова;
3) виды СПП.

Должны уметь:
1) распознавать СПП и их виды;
2) ставить знаки препинания;
3) изображать графически СПП.













Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: ребята, в тетрадях записываем число, классная работа и оставим строку для записи темы урока. Наш сегодняшний урок необычный. 27 ноября в нашей стране отмечался праздник «День матери», и поэтому на протяжении всего урока мы будем разбирать предложения, читать стихи, посвященные матери. Начнем с индивидуального задания по карточкам, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить их схемы.

Карточка №1

У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.



Карточка №2

Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.



Карточка №3

Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне -несказанный свет.

Синтаксическая разминка со всем классом.

Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.


  1. О матерях можно рассказывать бесконечно. (…). П.П.

  2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. (  ), (  ).  БСП.

  3. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. (    ), и (    ). ССП

  4. Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. (    ),  (чья…) СПП

Итак, мы повторили виды сложных предложений. Теперь давайте прочитаем записанный на доске текст.

Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери. (М. Горький)

Баюкая детей грудных, от век матери мечтали,

Чтоб не споткнулись дети их, и на дороге не упали. (К. Кулиев)



Задание:

  1. О чем говорит М. Горький?

  2. Запишите первое предложение.

  3. Какое это предложение? Докажите.

  4. На какой вопрос отвечает придаточное?

  5. Охарактеризовать третье предложение, начертить схему.

Учитель: ССП имеют значения, которые зависят от союза, СПП также имеют разное значение или виды.

Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чем же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в СПП ). Запишите на пропущенной строке тему урока: Виды СПП.

Что вы должны уметь и знать? (Зачитать).

Работа с таблицей «Виды СПП», раздаточный материал.



Закрепление материала.

Работа над отрывком из стихотворения Н. Рыленкова (у доски).

Я помню руки матери моей,


Что утирали слезы мне когда-то.
В пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
(Учитель обращает внимание учащихся на портрет поэта ,а заранее подготовленный ученик зачитывает небольшую биографическую справку)
Задание:

  1. прочитать выразительно стихотворение;

  2. дать характеристику записанным предложениям;

  3. определить вид придаточных по вопросу;

  4. начертить схему одного предложения.

Составьте предложения (устно). На каждой парте карточка с заданием.

Начало предложений:  При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца – полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители – почитай, …. Мать кормит детей, ….

Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – круглая сирота; умерли – поминай; как земля людей.

Словарный диктант.

Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.



Задание:

- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение» - Послушайте письмо писателя Л. Андреева (автора рассказа «Кусака») к матери.

Этот документ – свидетельство сыновней любви, духовной близости и безграничного доверия : «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».

- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП.(Звучит музыка «Аве Мария» 3 мин.)



Работа с текстом стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова

(тексты на партах).

(На доске портрет поэта Расула Гамзатова. Учитель сообщает ученикам о творчестве поэта.)

Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,


Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,


Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,


Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!

Мать умрет, и не изгладить шрамы,


Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать!



 задание:

  1. подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения;

  2. записать 1 четверостишие и определить вид придаточного;

  3. устная работа над 5-6 четверостишьями : определение вида придаточных предложений.

Домашнее задание: упр. № 186, правило на стр.57-60 (учебник русского языка для 9 класса под редакцией С.Г.Бархударов, Л.А.Чешко )

Итог урока:

  • Чему вы научились на уроке?

  • Какие задания понравились?

  • Над чем заставил задуматься наш урок?

  • На какие размышления навел?

Оценки за урок.
Каталог: kopilka
kopilka -> Учитель математики попова людмилп петровна
kopilka -> Контрольный тест за 1 четверть
kopilka -> Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Фольклор в музыке русских композиторов»
kopilka -> Фадеева Т. М. учитель английского языка Укрепление культурных международных связей гимназии основное условие расширения языкового образовательного пространства гимназии
kopilka -> «Лиловая швейцарская Милка, её путешествие в с. Соловцово»
kopilka -> «Сторона родная» (Шешина Л. А., Рунина Е. М зубенина А. С., Вавулина Ю. В., Сальникова А. В., Сухарева О. Н., Третьякова И. Н.)
kopilka -> Тема урока: «Строение атома и периодическая система Д. И. Менделеева» Класс: 8 фио учителя: Синепупова Татьяна Викторовна Должность: учитель химии и биологии
kopilka -> Дидактический материал к уроку. Описание памятника М. Ю. Лермонтову


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница