Разработка урока по истории искусств для учащихся художественной школы по теме «Модернизм в живописи и его характерные особенности»




Скачать 128.68 Kb.
Дата14.07.2016
Размер128.68 Kb.
Ирина Анатольевна Паньшева

МАОУ ДОД «Детская художественная школа №2», г.Набережные Челны

Методическая разработка урока по истории искусств для учащихся художественной школы по теме «Модернизм в живописи и его характерные особенности»

Раздел «Искусство XX века».

Цели урока:

Обучающая: Раскрыть мировоззренческие аспекты искусства 1-й половины XX века; рассмотреть основные направления в живописи данного времени и их связь с мировоззрением.

Развивающая: дифференцировать явления художественной культуры модернизма; учить анализировать живописные произведения, отбирать существенное в информации, ставить проблему, планировать деятельность, развивать коммуникативные способности (работа в группе).

Воспитывающая: воспитывать любовь к искусству и интерес к творческой деятельности.

Жанр урока: урок-презентация

Тип урока: комбинированный



Оснащение урока:

Зрительный ряд: презентации основных направлений живописи XX века, карточки с таблицами, карточки с буквами для викторины.



Оборудование: ПК, проектор.

Методологический подход: культурологический, индивидуальный.

Методологические принципы: принцип гуманистической направленности, принцип последовательности, принцип наглядности и доступности, принцип «опоры на шедевры», принцип от простого к сложному.

Методы: беседа с элементами исследования, видеометод, наблюдение, совместный поиск, опорный конспект, практический метод (через выполнение творческих заданий), фронтальный опрос.

  1. Ход урока.

  2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Характерные черты культуры XX века;

  2. Предпосылки и причины.

  3. Характерные черты модернизма.

  1. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

Учитель. Мы с вами продолжаем изучать искусство XX века. На прошлых уроках мы познакомились с предпосылками и причинами, основными мировоззренческими позициями в искусстве XX века. На уроке вам предстоит самостоятельно охарактеризовать основные направления искусства 1-й половины XX века, выявить их особенности, а также определить две основные тенденции искусства (поиск новых форм реализма; формирование авангардного искусства). Итак, сегодня у нас необычный урок: урок-проект «Модернизм в живописи 1-й половины XX века».

  1. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлых уроках в ходе беседы мы услышали самые разные мнения об искусстве XX века (от полного непонимания до полного принятия). Основной вывод, к которому мы пришли – не нравится, потому что не понимаем. Смотрите, как мы по-разному воспринимаем современное искусство, ведь оно отражает разные стороны души, мировоззрения художника и нас самих. Давайте продолжим с вами знакомство с искусством XX века и, думаю, поднимемся еще на одну ступеньку в понимании авангардного искусства. Работая самостоятельно по теме «Искусство XX века», вы подготовили проекты по данной теме, которые и будете сейчас защищать. Будьте внимательны к выступлениям своих товарищей, вам нужно будет определить основные особенности направлений живописи XX века, заполнить таблицу «Направления модернизма в живописи», а также оценить выступления своих одноклассников.

(Во время выступлений учащихся демонстрируются презентации, которые они выполнили в ходе подготовки проектов).



Ученик. Я хочу познакомить вас с первым авангардным направлением XX века - «Фовизм». Свою работу я назвал «Торжество цвета». Эпиграф Краски стали зарядами динамита. Они исторгают свет, и, кажется, способны взорвать реальность (Андре Дерен).

Французское fauve – дикие. На Осеннем Салоне 1905 года в Париже группа художников выставила скандальные картины. Пронзительные и дерзкие краски были нанесены столь спонтанно и неровно, что критик Луи Воссель с ходу окрестил авторов «фовистами». Художникам понравилась пренебрежительная кличка, соответствующая, как они считали, их методам и целям. Так появилось понятие «фовизм», обозначившее стиль большой группы художников, работавших примерно в 1904-1908 годах и совершивших самый настоящий переворот в живописи. Фовизм был первым из авангардистских направлений двадцатого века, преобразовавших художественный мир, но это было не сознательно организованное движение, а скорее свободное объединение художников, их друзей и студентов, разделявших общие представления об искусстве. Самый старший из них – Анри Матисс - вскоре прославился как «король диких». Многие характерные черты фовистов впервые проявились в его картине «Роскошь, покой и нега» (1904). Матисс объяснял свое понимание роли искусства: Для меня важнее всего – выразительность… Я не делаю различия между моим ощущением жизни и тем, как я это выражаю…



Принципы: новый живописный язык – эмоциональный, яркий; отрицание общепринятых канонов европейской живописи (перспективы, светотени, первенства рисунка в структуре картины и др.).

Девиз фовистов «Вообразить мир таким, каким нам хочется» (А. Дерен).

Представители фовизма: А. Матисс, А. Дерен, М. де Вламинк, Ж. Руо, К. Ван Донген, А.Марке.

Вывод: Фовисты считали, что живопись должна возбуждать эмоции с помощью цвета и формы, а не сюжета. Вместо изобразительных цвет берет на себя выразительные функции.

Учитель: Какие же новые направления появились с наступлением XX века?

Ученики: Наша задача - раскрыть особенности одного из самых известных направлений «Кубизм». Мы назвали свою работу «Чистое бытие предмета. Пластический сдвиг». Эпиграф

Истина лежит за пределами какого бы то ни было реализма, к тому же не следует путать внешний вид вещей и их сущность (Хуан Грис).

Французское cubisme – от cube – куб.

Выставка работ (1908г.) при патронаже Г. Аполлинера. Журналист Луи Воксель высказал мнение о «кубистических причудах» Ж.Брака. Появилось новое слово и новая школа.

Программными стали: «Авиньонские девицы» (1907), П. Пикассо, «Дама с веером»(1909) П.Пикассо, «Обнаженная» Ж.Брака. Для Пикассо задача кубизма состояла в изображении трехмерного пространства на двухмерной плоскости холста. Брак искал способы изображения объемов и масс в пространстве. Об их интересах свидетельствуют разработанные совместно новые технические приемы.



Принципы: геометризированная деформация; расчленение крупными плоскими гранями; тяжеловесный плоский рельеф.

1 фаза – разложение предмета на простейшие геометрические фигуры – конус, куб, шар, цилиндр и др.;

- выявить, подчеркнуть геометрическую конструкцию вещей;

- выступают против идейности, сюжетности искусства, против жизненной правды.

2 фаза – аналитический кубизм:

- дробленый узор мелких геометрических элементов, сквозь который проглядывает изобразительный мотив («портрет А. Воллара»);

- декоративная выразительность узора;

- градация света.

3 фаза – синтетический кубизм: многоцветные живописные композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов (У Пикассо – детали музыкальных инструментов – скрипок и гитар).

Представители кубизма: А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне, Х. Грис.



Вывод: Игры с реальностью и вымыслом, которые проводили кубисты, заставляют усомниться в существовании единственного определения реальности и открывают путь к созданию множества его интерпретаций. Революционные методы кубизма послужили катализатором для других стилей и направлений, а также для других видов искусств.

Учитель: для представления следующего направления приглашаем автора работы, которая называется «Идея спонтанности и эмоционального всплеска – экспрессионизм».

Ученик: Эпиграф Поскольку я их нарисовал, я занял их место и притворился ими, пропустив их через себя. Так говорит душа (Оскар Кокошка).

От лат. Expression – «выражение».

В художественно-историческом смысле экспрессионизм явился альтернативой постимпрессионизму. Эти новые художественные формы, в которых цвет и линия использовались в качестве символа и выразительного средства. Вместо того, чтобы увековечивать впечатления от окружающего мира, художники выражали собственные чувства при взгляде на этот мир. Корни экспрессионизма следует искать в символизме и творчестве Ван Гога, Поля Гогена и группы «Наби».

Принципы: Выражение эмоциональной характеристики образа; тяготение к мистике, пессимизму; отказ от иллюзорного пространства; стремление к плоскостной трактовке предметов; деформация реальности в результате максимализации выразительности художественных образов; любовь к резким красочным диссонансам; особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.

Представители: Э. Л. Кирхнер, Ф. Блейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Нольде, О.Кокошка, Э. Шиле.



Вывод: идеи экспрессионистов об освобождении искусства от описательной роли, возвеличение ими творческого воображения художника, расширение выразительных возможностей цвета, линии и формы в той или иной форме повлияли на все дальнейшее развитие искусства.

Ученик: Я представляю одно из самых эпатажных направлений авангардного искусства «Дадаизм». Свою работу я назвал «Искусство протеста и абсурда». Эпиграф Хорошо то, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада (Рихард Гюльзенбек).

Термин «дада» появился в Цюрихе в 1916 году. Существуют разные точки зрения по поводу его открытия – и это тоже в духе «дада». Поэту Рихарду Гюльзенбеку (1892-1974) принадлежит правдоподобное утверждение, что он вместе с художником Хуго Баллем (1886-1927) наобум выбрал слово из немецко-французского словаря. Варианты толкования термина «Дада» - (детский лепет, игрушечный конек, двойное утверждение согласия (по-русски и по - румынски), хвост священной коровы и др.).

Основатель течения французский теоретик искусства, живописец и поэт Тристан Тцара (Сами Розеншток) – (1896-1963). Дадаизм – это международное явление, затронувшее многие области человеческого существования, это умонастроение и образ жизни в неменьшей степени, чем художественное направление. Их тактика была осознанно вызывающей. Они яростно атаковали общепринятые традиции искусства, философии и литературы во время своих манифестаций, поэтических чтений, шумовых концертов, на выставках и в манифестах.

Принципы: последовательное разрушение любой эстетики; крайний протест против любой культуры; в композициях нет никакого смысла; принцип автоматического письма; создание работ из нетрадиционных материалов.

Представители: Х.Арп, М. Эрнст, М.Дюшан, Ф. Пикабиа, С. Дали, Р. Магритт.



Вывод: вместо искусства дадаисты сознательно предложили неискусство или антиискусство, абсурдную и гротескную имитацию художественности. Разве не абсурдна сама жизнь? Такой вопрос задавали дадаисты миру своим творчеством и тем же творчеством на него уверенно отвечали положительно.

Учитель: Итак, перевернем еще одну страницу в истории авангарда и познакомимся со следующим направлением.

Ученик: Свою работу я назвал «Ритмы больших городов» и посвящена она направлению «Футуризм». Эпиграф Ревущий автомобиль, несущийся как шрапнель, прекраснее Ники Самофракийской (Филиппо Маринетти).

О появлении футуризма миру заявил манифест самобытного итальянского поэта и публициста Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). Он был опубликован в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 года. Его манифест бросил вызов господству Парижа как столицы авангарда и отверг само понятие исторической традиции в искусстве. Молодые итальянские художники с энтузиазмом откликнулись на «призыв к оружию». Объединяющим фактором стало страстное увлечение скоростью, энергией, новыми машинами и техникой и желание передать «динамизм» современного индустриального города.

Программный документ футуристов – «Манифест художников-футуристов» (11 февраля 1910 года). Влияние на футуризм оказывали: кубизм, пуантилизм, теории Анри Бергсона о сознании. Футуризм был тесно связан с политикой.

Представители: К.Карра, Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини, Л. Руссоло.

Вывод: футуризм был по большей части итальянским явлением и просуществовал недолго, но футуристические технические приемы легко перенимали в других странах, чтобы передать «неистовые, опасные удовольствия» и «лихорадочность» жизни в современном городе.

Учитель: сейчас мы обратимся к одному из самых любимых вами направлений – сюрреализм.

Ученик: Тема работы «Соединение несоединимого». Направление «Сюрреализм». 1924-1940. Международное направление. Эпиграф Красиво то, что изумляет (Андре Бретон).

Термин сюрреализм (фр. «сверхреальность») придумал еще в 1917 году поэт и критик Гийом Аполлинер (для описания того, что выходит за пределы реального). Начало сюрреализму как художественному направлению было положено французским поэтом Андре Бретоном (1896-1966). Сюрреалисты решили, ни больше ни меньше, предложить людям новый способ сознания. Ломая барьеры между внутренним и внешним миром, изменяя способ постижения реальности, они намеревались освободить подсознание, примирив его с сознанием, и тем самым освободить человечество от оков логики и разума, которые приводят лишь к войне и диктатуре.



Принципы: метод свободных ассоциаций; совмещение реальности и бредовой фантазии, сновидческие образы; новоизобретенные техники (фроттаж, фюмаж и др.); каждая картина – своеобразный интеллектуальный ребус; продуманность композиционного и колористического строя; необычное расположение; коллективное творчество; автоматизм, использование «обманок».

В основе лежат некоторые идеи дадаистов, учение З. Фрейда о бессознательном, философские идеи А. Бергсона. Сюрреалистические образы нашли свое воплощение в самых разных видах искусства – от фильмов до высокой моды Эльзы Скиапарелли (1890-1973), от рекламы до прикладного искусства.

Ведущие представители: М. Эрнст, С. Дали, Х. Миро, Р. Магритт.

Вывод: Идеи и методы сюрреалистов оказали большое влияние на многочисленные художественные направления второй половины XX века, в том числе на «ар информель», «абстрактный экспрессионизм», «группу КОБРА», «новый реализм» и искусство перфоманса.

Во время проверки заполненных таблиц учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задания.



Вопросы.

У каждого учащегося карточки с буквами. Педагог зачитывает вопрос и предлагает поднять карточку с буквой, обозначающей правильный ответ. Правильные вопросы помечены курсивом.

1.Термин «экспрессионизм» означает:

А. впечатление

Б. выражение

В. воображение

2. Что считали главным в живописи фовисты?

А. содержание

Б. цвет

В. форму


3. В какой стране в начале XX века образовалось художественное направление «фовизм»?

А. В Германии

Б. Во Франции

В. в Италии

4. Для какого известного русского мецената были выполнены знаменитые полотна

А. Матисса «Музыка» и «Танец»?

А. С.И. Щукин

Б. И.П. Морозов

В. С.И. Мамонтов.

5. Как называлось объединение немецких экспрессионистов?

А. «Мост»

Б. «Штурм»

В. «Круг»

6. Какое искусство подтолкнуло кубистов на решение новых изобразительных задач?

А. Африканская скульптура

Б. Японская гравюра

В. Римская мозаика

7. Хронологические рамки модернизма?

А. Весь XX век

Б. 1-я половина XX века

В.Последняя четверть XX века

8. Какое из направлений не относится к модернизму?

А. Поп-арт

Б. футуризм

В. Фовизм

9. Марсель Дюшан прославился произведением:

А. «Фонтан»

Б. «Велосипедное колесо на табуретке»

В. «Мона Лиза с усами».

10. Принцип симультанизма характерен для:

А. Дадаизма, кубизма

Б. фовизма, экспрессионизма

В. Конструктивизма

11. Авангардная живописная работа …

А. Должна точно воспроизводить натуру

Б. Может создаваться ради процесса, а не результата

В.Передает гармонию окружающего мира


  1. Закрепление изученного материала.

Творческое задание №1.

Соедините фамилию художника и его произведение:

Сальвадор Дали «Красная комната»

Марсель Дюшан «Авиньонские девицы»

Пабло Пикассо «Постоянство памяти»

Рене Магритт «Фонтан»

Анри Матисс «Портрет с трубкой»

Творческое задание №2.

Подчеркните, какие изобразительно - выразительные средства искусства в живописи авангарда стали самоценными?

Цвет, композиция, формат, линия, симметрия-асимметрия, динамика-статика, фактура, мазок, контраст, светотень, объемность, жест, ритм.


  1. Подведение итогов.

Учитель: предлагаю подвести итог нашей работе. Назовите смысловые основания направлений модернизма.

Ответы: Существовали две тенденции: поиск новых форм реализма, формирование авангардного искусства.

Художники пытаются показать действительность через:

- Новые цветовые соотношения (фовисты: Матисс);

- Показать трехмерность пространства (кубисты: Брак, Леже, Пикассо);

- Показать апофеоз больших городов (футуризм, дадизм);

- Уход от передачи форм, попытка плоскостного решения (примитивисты, экспрессионисты);

- Отказ от передачи реального мира и погружения в иллюзор и иррациональный мир (сюрреализм: Дали, Магритт)

Оценивание работы учащихся на уроке (и за самостоятельную работу) – по критериям (Приложение)


  1. Домашнее задание.

  1. Сформулировать и составить в виде схемы основные особенности модернизма.

(кризисный, элитарный характер, теоретичность, поиск новых изобразительных форм и т.д.)

  1. Создать словарь терминов по художественному творчеству эпохи модернизма с использованием материала урока и предлагаемой научно-методической литературы.

Приложение

Образец таблицы для заполнения «Основные направления модернизма в живописи 20 века»



№№

Направление

Время возникновения

Место возникновения

Ведущие представители

1.

Фовизм

1905-1910

Франция

Матисс, Руо, Марке, Дюфи

2.

Кубизм

1907-нач.20-х годов

Франция

Пикассо, Брак, Леже, Грис

3.

Экспрессионизм

1905-нач. 20-х годов

Германия

Мунк, Вламинк, Марк, Нольде

4.

Дадаизм

1914-1920

Германия, Швейцария, Франция, Испания, США

АРП, Болл, Дюшан, Эрнс, Пикабиа

5.

Футуризм

1909-1914

Италия

Балла, Боччони, Кара, Северини

6.

Супрематизм

1913-нач. 20-х годов

Россия

Малевич

7.

Сюрреализм

1924-1940

Франция

Шагал, Дали, Эрнст, Клее, Миро, Магритт

Критерии оценки выступлений и ответов учащихся.

  1. Знание темы (аргументированность и осознанность суждений).

  2. Полнота и глубина раскрытия материала.

  1. Уровень творчества.

  2. Качество оформления (презентации).

  3. Деловые и волевые качества учащегося (готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность).

  4. Культура речи, манера, импровизация, дружелюбность.

Литература:



  1. Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. Искусство – XXI век. М., 2008.

  2. Сартан М. Живопись авангарда. Как ее понимать и как о ней рассказывать. Педагогический университет «Первое сентября». М., 2010.

  3. Культурологические основы современного образования. Л.М. Мосолова, В.Е. Черва. – СПб: «СМИО Пресс», 2006.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница