«Разработка логистической системы управления запасами в компании»




страница1/15
Дата05.06.2016
Размер2.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов
Кафедра производственного менеджмента и логистики



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему


«Разработка логистической системы управления запасами в компании»

Допустить к защите: Студент группы № ШВБ ЭМ 07

И.о. зав. кафедрой Кустов Андрей Викторович

___________ В.А. Лапидус ________________

(подпись) (подпись студента)

Научный руководитель

бизнес-тренер, ген. директор ЗАО Неолит_________________

(подпись)

Ванин Владимир Игоревич

Нижний Новгород 2013



СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

4

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ И ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………

7

1.1. Характеристика логистической функции управления запасами……..

7

1.2. Роль запасов в экономической сфере и их классификация…………..

11

1.3. Закупочная деятельности как бизнес-процесс в компании…………..

17

1.4. Планирование закупочной деятельности как основной элемент системы управления запасами………………………………………………

19

1.5. Анализ системы управления запасами с использованием АВС-XYZ анализа……………………………………………………………………….

20

1.5.1. АВС – классификация………………………………………………..

21

1.5.2. XYZ – классификация………………………………………………..

26

1.6. Выбор поставщиков. Ценовые стратегии……………………………...

29

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «БЕНИЛЮКС» ………………………………………………………..

33

2.1. Характеристика ООО «Бенилюкс» как объекта исследования. Анализ внутренней среды…………………………………………………..

33

2.2. Анализ финансово-экономической деятельности компании ООО «Бенилюкс» ……………………………………………………………….....

36

2.3. SWOT- анализ компании ООО «Бенилюкс»……………………….....

43

2.4. Анализ проблем закупочной системы в ООО «Бенилюск»………….

49

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ООО «Бенилюкс»………………………....

59

3.1 Проведение АВС - анализ товарных групп для формирования плана закупок на 2011 год…………………………………………………………

59

3.2 Проведение XYZ-анализа товарных групп для формировании плана закупок на 2011 год…………………………………………………………

64

3.3 Анализ выбора поставщиков компании ООО «Бенилюкс»………….

74

3.4 Расчет экономической эффективности предлагаемых к реализации решений с применением модели стратегической прибыли (модели Дюпона)………………………………………………………………………

77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….......................................

85

Приложение 1. Матрица Kraljie………………………………………….....

88

Приложение 2. Пример расчета рейтинга поставщиков…………………..

89

Приложение 3.Структура расходов компании за 2009-2012 года………..

90

Приложение 4. АВС- анализ «Прибыльность товарных групп» (2012).....

92

Приложение 5. АiВiСi- анализ «Себестоимость запаса» (2012)………..

94

Приложение 6. АВС (AiBiCi)-анализ по двум критериям………………...

96

Приложение 7. XYZ-анализ товарных групп за 2011 год…………………

99

Приложение 8. Прогноз спроса на 2012г.: Кабины душевые……………..

102

Приложение 9. Прогноз спроса на 2012г.: Трубы медные …………….....

103

Приложение 10. Прогноз спроса на 2012г.: Клапаны……………………..

104

Приложение 11. Прогноз спроса на 2012г.: Фитинги……………………..

105

Приложение 12. Прогноз спроса на 2012г.: Трубы ПВХ………………….

106

Приложение 13. Прогноз спроса на 2012г.: Трубы чугунные…………….

107

Приложение 14. Прогноз спроса на 2012г.: Заглушки……………………

108

Приложение 15. Влияние прогнозирования на уровень запаса (2012г.)…

109

Приложение 16. Оборачиваемость запасов по группам (2011 г.)……......

111

Приложение 17. План потребности в запасе на 2012 г…………………

113

Приложение 18. Рекомендации по закупкам в 2012 г………….………….

116

Приложение 19. Динамика цен поставщика ЗАО «Ухтинский экспериментально - механический завод»…………………………………

120

Приложение 20. Динамика цен поставщика ООО «Сантехцентр-Коми»..

121

Приложение 21. Фактические данные за 2012 год………………………..

122

Приложение 22.Плановые данные на 2012 год……………………………

124


ВВЕДЕНИЕ

Управление запасами наряду с такими функциями, как производство, складирование, транспортировка, - одно из звеньев в последовательности процессов, при помощи которых ресурсы трансформируются в готовую продукцию, удовлетворяющую запросы покупателей. Эффективность процесса закупочной деятельности предприятия предполагает обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц.

Общие цели функции закупок таковы, что фирма должна получать необходимое по качеству и количеству сырье, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

В условиях современной торговой системы единственным инструментом удержания потребителей стало поддержания широкого ассортимента товаров на полках в магазине, предоставление высокого уровня обслуживания. Полнота ассортимента и степень удовлетворения спроса, размеры и структура товарных запасов, скорость их реализации, количественные и качественные потери товаров, выполнение плана товарооборота и других показателей торговой деятельности зависят от организации системы закупок. В целях оптимизации и эффективного расходования средств, руководству любой организации необходимо проводить постоянную работу по совершенствованию бизнес-процессов закупочной деятельности и повышению компетенции персонала.

Для успешной работы торговых предприятий в условиях сложившейся нестабильной экономической ситуации, необходимо, совершенствовать экономические структуры в плане использования внутренних ресурсов. При этом предприятия выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым внешним условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения эффективности управления запасами. Огромные средства, вложенные в запасы, придают проблеме управления ими первостепенную важность. Процессы управления запасами являются составной частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами. В последнее время предприятия в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые лежат на складах, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них оборотные средства. Эта актуальная проблема определила выбор темы данной выпускной квалификационной работы.

Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование закупочной системы предприятия ООО «Бенилюкс» - создание системы, способной обеспечить наличие нужного товара, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, с минимальными затратами и по приемлемой цене.

Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является закупочная деятельность оптового торгового предприятия ООО «Бенилюкс» в городе Ухта республики Коми.

Объектом исследования является система управления закупочной деятельностью.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:


  1. провести анализ основных показателей организационно-экономической характеристики торгового предприятия ООО «Бенилюкс»;

  2. проанализировать существующую систему управления закупочной деятельности;

  3. оценить полученные результаты закупочной деятельности исследуемого предприятия, выявить проблемы;

  4. раскрыть теоретический аспект сущности закупочной деятельности на предприятии и рассмотреть существующие теоретические методы и приемы совершенствования закупочной системы;

  5. на основе рассмотренного теоретического материала выявить основные пути совершенствования закупочной деятельности на предприятии и провести реорганизацию системы управления закупочной деятельности;

  6. рассчитать полученную эффективность после реорганизации закупочной системы.

Методической базой написания данной выпускной квалификационной работы послужили различные методы анализа, экономико-статистические, экономико-математические, экспертные.

Теоретической базой послужили научные труды различных исследователей, таких как, М.Линдерс («Управление закупками и поставками»), Г. Шатт («Управление товарным потоком»), В.В. Дыбская («Логистика. Полный курс MBA» под редакцией д.э.н., профессора В.И.Сергеева), Дж. Гатторны («Управление цепями поставок» под редакцией д.э.н., профессора В.И.Сергеева), В.И. Сергеев («Корпоративная логистика»), В.С. Лукинский («Модели и методы теории логистики») и т.д.

Информационная база анализа представлена данными бухгалтерской и статистической отчетности предприятия ООО «Бенилюкс» за 2009– 2012 гг.

Структура выпускной аттестационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.




1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Характеристика логистической функции управления запасами
Для эффективного осуществления функций по управлению запасами предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.

Такая информацию содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и т. п.

Реальный процесс планирования начинается с информации, полученной из ежегодного плана продаж, плана производства и общего экономического плана. Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены отделом закупок компании; производственное планирование предоставит информацию об источнике, где будут приобретаться сырье, продукция и услуги; экономическое планирование обеспечит информацию, полезную при оценке общих тенденций цены, заработной платы и других расходов.

«Управление закупками - область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги»1.

«Стратегическая сторона снабжения - это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействие с другими отделами компаниями, потребностями и запросами конечных потребителей, а также планирование и разработка новых закупочных схем и методов»2.

Чтобы грамотно управлять закупками, нам необходимо ответить на 4 вопроса:



  1. Что мы покупаем?

  2. Где мы покупаем?

  3. У кого и на каких условиях?

  4. Как мы будем покупать в будущем?

Для создания качественного продукта требуется не только выбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Управление поставщиками – это создание портфеля поставщиков и управление им.

Охарактеризуем основные цели закупочной деятельности:



  1. Оптимальные сроки. Опоздание в закупках может повлечь дефицит товара на складах или на полках в магазине, что снижает уровень потребительского сервиса. Закупленные ранее товары создают запас на складе, увеличивая тем самым складские расходы.

  2. Оптимальный размер партии поставки. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов.

  3. Поддержание и повышение качества.

  4. Поиск и закупка товаров по минимальным ценам.

  5. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ними.

  6. Повышение конкурентоспособности.

Деятельность в области снабжения оценивается эффективностью использования рычага снабжения. «Рычаг снабжения - это способность снабженческой деятельности повышать рентабельность бизнеса»3.

Эффект прибыль-левередж (или рычаг снабжения) при закупках определяется повышением прибыли, полученной от закупочной деятельности.

При разработке стратегии снабжения необходимо учитывать пять наиболее важных факторов (Рис.1.1).


Рис.1.1 Основные элементы разработки и реализации стратегии снабжения
Рассмотрим стратегический сорсинг.

Под понятием стратегический сорсинг понимается поиск и установление рациональных источников поставок. Существует несколько вариантов сорсинга. Часто применяют варианты закупок у одного источника (Single Sourcing) или у нескольких источников (Multiple Sourcing) в зависимости от типа продукции. Закупки у одного поставщика строятся по принципу долгосрочных отношений, позволяя достигнуть вертикальной интеграции с поставщиком с помощью специальных информационных технологий (например, Electronic Date Interchange). Закупки у единственного поставщика является рискованными.

Далее ознакомимся со стратегией планирования закупок.

Стратегическое планирование закупки включает в себя ряд наиболее важных задач:



  • дифференцированный анализ и планирование потребности в закупаемых предметах снабжения по укрупненным номенклатурным группам;

  • разработку плана снабжения и размещения заказов у конкретных поставщиков;

  • оценка факторов, связанных с вероятностью повышения или понижения цены, целесообразность хеджирования и форвардных сделок.

Важным элементом планирования стратегии снабжения является управление рисками.

Управление рисками в сфере снабжения позволят компании избежать негативного влияния на все аспекты бизнеса. К таким рисками можно отнести повышение цен, колебания курсов валют (в случае если компания осуществляет импорт или экспорт), логистические риски связанные с доставкой, грузопереработкой, таможенными операциями, риски взаимодействия с поставщиками.

Стратегия в области сорсинга, управления закупками и рисками должна реализовываться в адекватной организационной структуре, позволяющей достичь поставленных стратегических целей, быстро приспособиться к меняющимся рыночным условиям.

Нельзя забывать, что общая стратегия управления закупками складывается из учета приоритетов и взаимодействия в основном финансового, операционного и логистического менеджмента. Для финансового менеджмента такими показателями являются: минимальные затраты на закупку, минимальные потребности в дополнительных инвестициях, минимальные финансовые риски (неполучение прибыли), максимальная скорость оборота средств, вложенных в закупку товара. Основными задачами операционного менеджмента являются полное удовлетворение заявок по номенклатуре и объему поставок, высокое качество продукции, отсутствие сбоев в поставках. «Задачами службы логистики при управлении закупками являются координация и увязка требований финансового, операционного и других видов менеджмент с общей логистической стратегией фирмы»4.

Завершающим, но немаловажным элементом является информационные технологии. Фундаментом реализации стратегии снабжения является эффективная информационная поддержка. Современные IT-приложения для автоматизации снабженческой деятельности: e-сорсинг; e-аукционы, e-аукционы; снабженческие порталы; e-торговые площадки; e-каталоги;программные модули «Закупка» КИС; MRP-II, DRP;EDI-технологии и интернет-комуникации с поставщиками; информационно-програмная реализация технологий SCM, SRM,VMI,JIT5.
1.2 Роль запасов в экономической сфере. Их классификация.
Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном.

Наиболее типичными целями создания запаса являются:



  1. повышения эффективности;

  2. эффективное обслуживание потребителей;

  3. страхование сбоев в поставках;

  4. защита от повышения закупочных цен;

  5. экономия на оптовых скидках;

  6. экономия на транспортировки.

Для того чтобы понять, как запасы связны с этими целями, стоит рассмотреть каждую цель в отдельности:

  1. Повышение эффективности производства за счет содержания запаса определяется следующими факторами:

  • запасы НП могут принести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования;

  • запасы материальных ресурсов и НП позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования;

  • запасы НП и ГП (на производстве) обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;

  • запасы ГП позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства;

  • запасы НП и ГП позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.

  1. Обеспечение обслуживания потребителей связано с содержанием запасов по нескольким причинам:

  • запасы ГП позволяют создать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса;

  • запасы материальных ресурсов позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок;

  • запасы НП и ГП позволяют поддерживать неожиданный рост продаж;

  • запасы НП и ГП позволяют поддержать рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.

  1. Страхование сбоев поставки обеспечивают запасы, создаваемые на случай срыва сроков, изменения объемов поставок неудовлетворительного качества продукции.

  2. Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных спекулятивных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции при учете возможности будущего повышения цен у основных поставщиков.

  3. Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.

  4. Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запаса.

Таким образом, в отдельных функциональных сферах запасы помогают достичь намеченных целей, сделать бизнес стабильней. Однако такой способ обеспечения устойчивости обходится недешево. Например, если брать зарубежные источники, то по их данным на содержание одной единицы запаса продукции стоимостью в 1 доллар тратится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Отечественная практика дает аналогичные результаты в расчетах: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30 % от их закупочной стоимости.6 Отрицательная роль запасов:

  • они замораживают значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть использованы на другие цели;

  • тормозят улучшение качества, так как организация всегда заинтересована в реализации имеющихся запасов, что сдерживает закупки новых;

  • изолируют звенья логистической цепи и стадии бизнес-процесса;

  • являются причиной расходов на содержание специально оборудованных помещений, а также оплату труда специального персонала;

  • создают постоянный риск потерь в связи с возможной порчей или хищением продукции.

Следует отметить, что затраты на содержание запасов — одна из наиболее существенных статей затрат, которую целесообразно сокращать. Но все должно быть в меру, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потере прибыли.

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создаются два основных вида запасов7:

•      запасы производственные,

•      запасы товарные,

Каждый из которых, в свою очередь, также можно разделить на два вида:

•      запасы текущие;

•      запасы страховые.

Охарактеризуем каждый из названных видов запасов.

Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для производственного потребления. Они должны обеспе­чивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда (МР), поступившие к производственным потребителям различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы находятся у предприятий ­ изготовителей на складах ГП, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребите­лей разного уровня продукцией.

Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные. 

Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения МР производственного процесса, а также реализации (распределения) ГП предприятиями-­изготовителями и организациями торговли в период между двумя смеж­ными поставками. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется.

Запасы страховые  предназначены для непре­рывного снабжения продукцией потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов явля­ется постоянной величиной. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Выделяют также следующие виды материальных запасов:



  • сезонные;

  • переходящие;

  • подготовительные;

  • неликвидные;

  • запасы в пути и др.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, по­требления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обес­печить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные выделяются из производственных запасов (МР), они требуют дополнительной подготовки перед использованием в производстве (сушка древесины, например). Подготовительные за­пасы ГП вызваны необходимостью их подготовки к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные — это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались. Возможны и другие случаи образования неликвидных запасов.

Запасы в пути — это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути, то есть время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договорами, а также утвержденными для различных видов транспорта нормативами сроков доставки грузов.

На рис. 1.2 показаны типичные варианты размещения запасов в цепочке поставщик – производитель – ритейлер – потребитель.8 Сырье должно перемещаться от источника поставок в место расположения производителя, где оно становится исходными материалами для производственного процесса. Во многих случаев это потребует наличие запасов незавершенного производства.

После того, как производственный процесс завершен, продукция должна перейти в запас готовой продукции на самом предприятии.

Следующий шаг – стратегическое размещение запасов готовой продукции по региональным складам, которые могут включать как собственные, так и взятые в лизинг распределительные центры, склады общего пользования, склады оптовиков и/или распределительные центры розничной сети.



Рис.1.2 Типичные варианты размещения запасов


Затем запасы размещаются так, чтобы потребители могли купить хранящуюся там продукцию. Потребитель размещает свои запасы так, чтобы обеспечивать индивидуальное или институциональное потребление.
1.3 Закупочная деятельность как бизнес-процесс в компании
«Процесс - это набор видов деятельности, имеющий начало и конец, выполненных в установленной последовательности, имеющий вход и выход»9. К бизнес- процессам, в частности, относится и процесс закупки.

Закупочную деятельность в более упрощенном виде можно представить как процесс последовательно реализуемых операционных циклов: планирование, заказы поставщикам, доставка, входной контроль, расчеты с поставщиками и контрагентами10.


Рис.1.3 Закупочная деятельность как процесс


Рассмотрим основные задачи управления закупками, являющиеся элементами описанного выше процесса.

Любая закупка начинается с осознания потребности, возникшей сотрудника или у какой-то системы организации. Этап идентификации потребности внутренних клиентов фирмы включает сбор и обработку заявок на предмет снабжения, а также планирование потребности в предметах снабжения.

Получив заявку от функциональных подразделений, менеджер по закупкам выявляет тип закупок (ситуация типового заказа, модифицированная закупка, новая закупка) и размещает заказа.

Следует отметить, что существует несколько типов заказов на закупку:



  1. Простой заказ на закупку (purchase order). Каждый заказ проходит полный жизненный цикл.

  2. Долгосрочный контракт (blanket purchase order). Долгосрочный контракт отличается от простого заказа тем, что в нем нет сведений о сроках и объемов заказа. Отгрузка товара происходит в рамках долгосрочного контракта по запросу покупателя.

  3. График поставок (supplier schedule). График поставок - долгосрочный контракт, для которого указаны точные даты и объемы поставок в течение длительного времени. График поставок позволяет свести к минимуму складские запасы.

  4. Системные контракты (system contracts). Системные контракты являются модификацией долгосрочных контрактов. Клиент не обязан оформлять на закупку, может просто заказывать поставку по телефону.

После размещения заказа, необходимо отслеживать прохождение заказа и гарантировать, что даты поставок будут выполнены в срок. При получении товара на складе осуществляется входной контроль качества.
1.4 Планирование закупочной деятельности как основной элемент системы управления запасами.
Процесс планирования «можно определить как процесс принятия решений относительно использования всех видов ресурсов, благодаря которым продукт доходит до конечного потребителя. Для совершенствования системы управления закупками компании необходимо выявить решения, принимаемые на всех уровнях (стратегическом, тактическом и операционном), которые были бы логически согласованы между собой и опирались на подходящий объем ресурсов. На рис. 1.3 размещены ряд типовых решений в области управления товаропотоком11.

К основным точкам левереджа (точки усиления эффективности от закупочной деятельности) можно отнести повсеместное планирование, качественное прогнозирование потребностей клиентов, двухсторонняя работа с поставщиками по оптимальным условиям поставки и закупки, работа с запасами на оптимальном уровне, решения, касающиеся уровня обслуживания потребителей.

Для успешного планирования закупочной деятельности необходимо принимать во внимание особенность логистической системы. Эта особенность определяется совокупным временем на выполнения заказа клиента в отдельно взятой отрасли. По такому принципу логистические цепочки можно разделить на три наиболее распространенные:


  • хранение запасов готовой продукции (ГП) рядом с клиентом;

  • отгрузка ГП покупателю происходит со склада поставщика;

  • сбор конкретного заказа покупателя на складе поставщика и доставка.

Для таких логистических цепочек все процессы в области закупок должны быть заранее спланированы. Для этого применяются различные приемы12:

  • ROP - точка перезаказа товара;

  • Инструмент DRP - планирование потребностей при распределенных запасах. Данный инструмент остается опорой планирования для управления запасами готовой продукции;

  • Планирование оптимальных спроса и предложения. Основная цель - успешно выстраивать соответствие предложения спросу в рамках временного горизонта тактического планирования, чтобы запроектированный спрос рентабельно удовлетворялся;

  • Оптимальное развертывание запасов.


1.5. Анализ системы управления запасами с использованием АВС-XYZ анализа
Прежде чем формировать план закупок по товарным группам и позициям, необходимо проведение мероприятий по формированию планов продаж, основанных на полученных расчетных прогнозах. На основе плана продаж по каждой отдельно взятой позиции или товарной группы формируется в свою очередь план закупок. После чего распределяем заказы по поставщикам, и проводим все сопутствующие операции.
1.5.1 АВС-классификация
ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. В более узком смысле ABC-анализ - классификация запасов, измеряемых в единицах. Это один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и факторов.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:



  1. А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж;

  2. В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж;

  3. С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж.

В зависимости от целей анализа может быть выделено произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже 4-5 групп. Класс A приходится на высокий годовой объем. Эти единицы могут представить только 20% общего объема единиц запаса, но они представляют 70 - 80% от общей стоимости запасов.

Класс B - это запас единиц, на которые приходится средняя величина годового объема. Эти наименования могут представлять до 30% от общего числа наименований и 15 - 20% общего объема в суммовом выражении.

Класс C образуют остальные запасы с низким объемом затрат по сумме на год. Они представляют 5% от годового объема затрат.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Определяя годовой объем в денежном эквиваленте для ABC-анализа, мы измеряем годовой спрос каждой единицы наименований запаса и умножаем его на цену единицы.

Есть несколько различных методов разделения объектов на три-четыре группы значимости. Эти методы достаточно сильно различаются, но их объединяет то, что вначале все объекты анализа сортируются по мере убывания сравниваемого параметра13.

1) Метод с фиксированными группами. При использовании этого метода необходимо рассчитать накопительный итог по всем объектам анализа, начиная с самого первого - самого значимого объекта, и делить эти накопительные итоги на общий вклад всех объектов анализа. Таким образом, получим для каждого объекта анализа вклад его самого и всех более значимых объектов в общий результат. Далее необходимо выбрать фиксированные показатели, например 64/32/4, и ввести обозначение:

- первые К самых значимых объектов, которые дают 64% вклада в общий результат, - группой A;

- следующие L объектов, которые дают еще 32%, - группой B;

- остальные M позиций, которые дают оставшиеся 4%, - группой C.

Деление может быть и другим, например 80/15/5 или 50/30/20. Суть метода от этого не меняется, хотя результаты, разумеется, будут достаточно разными.

Плюсы данного метода заключаются в его легкой воспринимаемости. Считается что при нормальном выборе деления данный метод дает хороший результат. Однако при использовании этого метода следует учесть, что хорошее деление в прошлом не всегда оказывается хорошим делением в будущем и в целом данный метод «физического смысла» никакого не имеет.

2) Метод Парето. Собственно, прообразом ABC-анализа и явился знаменитый постулат Вильфредо Парето. Он утверждал, что вне зависимости от времен, стран и политических систем 20% самых богатых людей всегда владели и владеют 80% всех богатств.

Утверждал он это, не выводя никаких формул, просто эмпирически посчитав фактическое разделение богатства для разных эпох и стран. Но напрямую из этого выражения ABC-анализ не следует просто потому, что в результате такого деления мы получаем только две группы: группа A - 20% людей, имеющих 80% всех богатств, и группа C - соответственно остальные 80% людей, обладающих оставшимися 20% богатств. Более того, и сам постулат уже опровергнут нашей российской действительностью, где по оценкам 10% самых богатых людей обладают 90% всех богатств.

Но принцип понятен и применим: нам надо получить такое разбиение на группы, когда сумма вклада части объектов в общий итог (накопительный итог) и доля количества этих объектов от общего числа объектов будет равна 100%:

N / S + O / V = 100%,

где N - накопительный итог сравниваемых параметров первых O объектов;

S - общая сумма сравниваемых параметров всех V анализируемых объектов.

Кроме того, чтобы получить больше чем две группы, необходимо разбить каждую из получившихся групп на подгруппы. Делать это необходимо по тому же принципу. Соответственно, в конечную группу A попадут только лучшие из изначальной группы A, в конечную группу C попадут только худшие из изначальной группы C, а группу B мы сформируем за счет "худших из лучших" и "лучших из худших" - у них наиболее схожие значения анализируемого параметра.

Дополнительно заметим, что в зависимости от количества объектов, включенных в анализ, будет меняться и деление на группы, при этом у нас обычно есть много объектов, у которых анализируемый показатель равен нулю. То есть включение такого объекта в анализ никак не повлияет на общий результат, долю накопительного итога от которого мы ищем, но при этом повлияет на долю позиций, участвующих в этом накопительном итоге. То есть, включая такие позиции, можно искусственно увеличивать группы A и B за счет группы C. Чтобы такого не происходило, мы изначально все объекты, у которых анализируемый показатель меньше или равен нулю, отнесем еще до начала анализа в группу D, и в дальнейшем анализе они уже участвовать не будут.

Плюсами данного метода являются: деление на группы получается зависящим от самих данных, а также наличие физического смысла точек деления - соотношения, в котором происходит разделение на группы, - указывает на степень неоднородности нашего ассортимента. Как минус можно отметить сложно реализуемый расчет.

3) Метод касательных. Этот метод приобрел свое название от геометрической интерпретации метода, когда мы строим кривую накопительного итога, а потом проводим к ней касательные. Однако обычно для расчета используется аналитическая интерпретация данного метода. Деление, как и в случае с методом Парето, происходит последовательное: сначала на две группы, а потом каждую из получившихся групп делят еще раз на две. Причем точно так же мы изначально убираем из анализа в группу D все объекты с отрицательным или нулевым значением сравниваемого параметра. Делим же на группы мы так: считаем среднее арифметическое сравниваемых параметров по всем объектам анализа. В результате одна группа позиций у нас оказывается выше этого среднего, а другая - ниже. Затем повторяем деление с каждой из получившихся групп, и результат преобразуем в три группы, как это делали в методе Парето.

Плюсы этого метода: деление на группы получается зависящим от самих данных. Аналитическая интерпретация легко воспринимается и легко реализуется. Физический смысл точек деления: позиции группы A приращивают измеряемый параметр быстрее, чем растет их количество, а позиции группы C - наоборот. Кроме этого, точки деления указывают на степень неоднородности нашего ассортимента.

В выпускной аттестационной работе используем классификацию АВС основанную на принципе Парето.

Данная классификация отражает подтверждаемую торговой практикой факт: прибыль от продаж примерно 20-25 % всех артикулов ассортимента составляет около 70-80 % всей валовой прибыли (Таблица 1.1).

В соответствии с классификацией АВС весь ассортимент распределим на три или более уровня приоритета. Такой принцип разделения помогает гораздо лучше управлять закупками товаров, поскольку позволяет концентрировать усилия на участках с самой высокой отдачей.

Таблица 1.1

Классы товаров и их соотношения в общей номенклатуре товаров



Класс

Процент общего количества изделий в запасах, %

Процент общих денежных средств, связанных в запасах, %

А

10

70-80

В

10-20

10-15

С

70-80

10-20

Основные рекомендации по управлению товарными запасами групп ABC-анализа приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Рекомендации по управлению запасами ABC-классификации




Класс А

Класс В

Класс С

Тщательный контроль уровня запасов

Обычный контроль.

Простейший вид контроля.

Точный учет информации.

Обычный порядок управления запасами.

Отсутствие или незначительный учет информации.

Точное определение объема заказа. Максимально точный прогноз.

Использование экономичного размера заказа.

Группа низшего приоритета.
1.5.2. XYZ-классификация
Под XYZ понимается точность прогнозирования. Ошибка прогноза может оказывать значительное влияние на многие бизнес-процессы. Для изучения ошибок прогнозирования существуют целые системы показателей и методологии улучшения качества прогнозов. XYZ-анализ – один из прикладных методов, позволяющий использовать знания об ошибке прогнозирования для повышения эффективности управления процессами. XYZ-анализ обычно рекомендуется использовать для эффективного управления запасами.

XYZ-анализ позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла. Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:



  1. Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;

  2. Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;

  3. Распределение по категориям X, Y, Z.

  4. Графическое представление результатов анализа.

Методом XYZ-анализа можно произвести классификацию товарно-материальных запасов компании в зависимости от стабильности их продаж. Чем стабильнее продажи товара, тем точнее их можно прогнозировать. При проведении XYZ-анализа осуществляется группировка товарно-материальных запасов в порядке возрастания коэффициента вариации, который характеризует степень отклонения спроса от среднего значения.

Результатом анализа является классификация товаров по трем группам:

Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.

Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.

Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.

Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:



  • сезонность продаж,

  • тренд,

  • акции,

  • дефицит и т. д.

Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.

Коэффициент вариации — это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.

Расчет коэффициентов вариации спроса проводится по формуле

V=δ / Xср,

где

V-коэффициент вариации;



δ - Среднеквадратическое отклонение;

Xср - среднеарифметическое.

δ= √( (∑( Xi-Xср.)²) /n ,

где Xi- i-ое значение статистического ряда потребности в запасе по месяцам;

n – кол-во значений в статистическом ряде.

Xср= (∑ Xi)/ n.

Порядок проведения XYZ-анализа:


  1. Выбор классификационного признака. Для целей управления запасами в качестве классификационного признака могут быть выбраны: частота сделок, себестоимость, валовой доход и т.п.

  2. Вычисление коэффициента вариации. Ранжирование объектов анализа в порядке возрастания значения коэффициента вариации.

  3. Разбиение по группам. Объекты анализа подразделяют на три группы «X», «Y», «Z». Как правило, номенклатурные позиции со значениями коэффициента вариации от 0 до 10% относят в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные – в категорию Z.

Выбор подходов к управлению запасами на основе XYZ классификации представлен в табл. 1.3

Таблица 1.3

Рекомендации по управлению запасами XYZ классификации

Группа

Подход к управлению запасами

Уровень исполнения

Х

Минимизация

Руководители групп, отделов

Y

Оптимизация

Исполнители

Z

Минимизация, максимизация

Руководители групп, отделов при согласовании с руководителями смежных служб

После проведение ABC-XYZ анализа, компания может начать планировать закупки товаров с учетом плана продаж на основе различных моделей пополнения запасов.



1.6 Выбор поставщиков. Ценовые стратегии
Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты всё больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом.

Для оценки стратегии закупок по тому или иному типу товара можно воспользоваться матрицей Kraljie (ценность и риски поставок). Данная матрица представлена в Приложении 1. «Из ее анализа видно, что товары и услуги, закупаемые организацией, можно разместить в клетках матрицы, на основе клетки разрабатывать стратегии по каждому виду промышленному товару, затем конкретные стратегии, и наконец, принимать решение, какие сорсинговые стратегии и инструменты наиболее подходят для каждой категории»14.

Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Возможны два направления выбора поставщика:



  1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

  2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность

Среди наиболее распространенных методов выбора поставщика можно выделить: метод рейтинговых оценок; метод оценки затрат; метод доминирующих характеристик; метод категорий предпочтений.

При выборе и оценке поставщиков и партнеров организации следует принимать во внимание:

- их вклад в деятельность организации и способность создавать ценность для организации и ее заинтересованных сторон;

- потенциал для постоянного расширения их возможностей;

- расширение своих собственных возможностей, которого можно добиться за счет сотрудничества с поставщиками и партнерами;

- риски, присущие отношениям с поставщиками и партнерами15.

Рассмотрим наиболее распространенный метод - выбор поставщика на основе метода рейтинговых оценок. Суть метода выбора поставщика (группы поставщиков) сводится к определению поставщика на основе обширной системой критериев, ранжируя поставщиков по значимости того или иного критерий. Пример расчет рейтинга поставщика приведен в Приложении 2. Возможно применение методики аналитической иерархии; сравнение поставщиков по темпам роста выбранных критериев, а также методы свертывания критериев в один критерий - многокритериальная задача.

Решение многокритериальных задач осложняется разными единицами измерения оценки результатов альтернатив по разным критериям. Поэтому прежде, чем приступить к решению многокритериальной задачи, критерии необходимо привести к одной единицы измерения (обычно к безразмерному виду), т.е. нормализовать»16. Существуют различные варианты нормализации, например:



; j=,

где - абсолютное значение j- го критерия, = min, =max , n-количество критериев.

Одним из способов решения многокритериальной задачи является приведение ее к однокритериальному виду или свертывание критериев. При разной важности критериев используется аддитивное свертывание, имеющее вид:

q(x) =(x)max, =1 , ,

где - весовой коэффициент для j-го критерия.

Если частные критерии имеют одинаковый вклад в суперкритерий (одинаковые весовые критерии), то решение находится методом равномерной оптимальности:

q(x)= (x) max ,

с помощью мультипликативного преобразования (свертывания):

q(х) = (x) max ,

или минимаксного свертывания, соответствующего поиску решения по критерию Сэвиджа:



[max(x)- (x)]min,

В закупочной деятельности при формировании отношений с поставщиками особое важное место занимает ценовая стратегия.

Возможны несколько ценовых стратегий:


  • стратегия покупки товаров непосредственно к моменту их потребления (технология «точно в срок»);

  • стратегия форвардных сделок (покупка заранее для снижения риска от повышения цены на товар и материальные ресурсы);

  • смешанная стратегия. (В таком случае на этапах спада практикуют оплату по факту поставки, а на этапах подъема - форвардную оплату);

  • стратегия осреднения цены. (Предполагается, что в течение года цены возрастают случайным образом. Тогда закупки проводят с фиксированным интервалом времени по цене средней за интервал);

  • стратегия ценовых скидок (эффективный и законный способ снижения цены).

Рассмотрим использование теоретических подходов для решения практических задач совершенствования закупочной деятельности компании ООО «Бенилюкс».

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ООО «БЕНИЛЮКС»

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница