Разработка гидротехнических мероприятий по увеличению пропускной способности русла реки Сырдарья ниже Кызылординского гидроузла реферат магистерской диссертации на соискание академической степени магистра сельскохозяйственных наук по




Скачать 201.92 Kb.
Дата07.03.2016
Размер201.92 Kb.
УДК 626.131:627.157

На правах рукописи


ЖИЕМБАЙ ЫРЫСАЛДЫ СЕРГАЛИКЫЗЫ

Разработка гидротехнических мероприятий по увеличению пропускной способности русла реки Сырдарья ниже Кызылординского гидроузла

РЕФЕРАТ

магистерской диссертации

на соискание академической степени

магистра сельскохозяйственных наук

по специальности 6М080500- Водные ресурсы и водопользование

Республика Казахстан

Кызылорда, 2013г

Работа выполнена на кафедре «Водное хозяйство и землеустройство»

политехнического института Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата

Научный руководитель: доктор сельскохозяйственных наук,

профессор А. А. Шомантаев

Официальный оппонент: доктор сельскохозяйственных наук,

профессор Н. Балгабаев

Защита диссертации состоится « 6 » июня 2013г.

в политехническом институте Кызылординского государственного

университета имени Коркыт Ата, по адресу: г. Кызылорда, улица И.Жахаева, 70, 4 учебный корпус, аудитория №209.

С диссертацией можно ознакомиться в научно- технической библиотеке Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата
Введение
Актуальность темы. Как известно русловые процессы размывы и заиления относятся к саморегулируемым природным явлениям. Река ведет себя как живая, саморазвивающая система и вмешательство в жизнь реки без глубокого знания законов или многолетнего опыта наблюдения этой жизни чревато тяжелыми последствиями.

При пропуске зимних паводков на участке Кызылорда – Айтек, где река на значительной длине стеснена защитными дамбами, будут происходить русловые процессы по типу ограниченного меандрирования. При этом меандры (излучины) будут пытаться образоваться на крутом песчаном берегу реки.



В работе рассмотрены основы гидрологического режима и русловые процессы в нижнем течении реки, регулирования стока при различной водности и изменчивости внутри года и повышения пропускной способности русла между гидроузлами Кызылорда – Айтек которая представляет собой актуальную проблему.

Цель исследований. Цель диссертационной работы - изучение гидрологического режима реки Сырдарьи ниже Кызылординского гидроузла с учетом природных, антропогенных факторов и разработка мероприятий по увеличению пропускной способности русла.

Задачи исследований:

- оценка пропускной способности русла реки на критических участках между гидроузлами Кызылорда- Айтек;

-обследование и выбор опытных участков русла реки Сырдарьи для проведения натурных исследований;

- проведение натурных исследований по выбранным створам для определения фактической пропускной способности русла реки с установлением гидроморфометрических характеристик русла;

- разработать мероприятий по снижению антропогенных нагрузок на водные объекты и увеличение пропускной способности русла реки Сырдарья.

Объект исследований. Нижнее течение реки Сырдарья и расположенные в нем водные объекты (гидротехнические сооружения), включая старые русла и приречные озерные системы.

Предмет исследования – совершенствование методов управления гидрологическим режимом и русловыми процессами реки в условиях усиления антропогенной нагрузки.

Методы исследований: Исходная база данных укомплектована путем:

- сбора статистической информации, имеющейся в водохозяйственных организациях в системе Комитета по водным ресурсам МСХ РК и КазНИИВХ;

- проведения поиска по материалам и источникам гидрологических ежегодников, республиканских и российских и др. зарубежных научно-технических журналов и сборников по водным проблемам, сборников НИР и др. источникам;

- анализа материалов обработки натурных обследований и исследований бассейна в низовьях реки Сырдарья.



Научная новизна. В диссертационной работе:

- обоснован режим работы гидроузлов в нижнем течении реки и степень их значимости в снижении негативов от зимних наводнений;

- совершенствована методика расчета русловых процессов;

- разработаны рекомендации по увеличению пропускной способности русла реки Сырдарья.



Основные положения, выносимые на защиту:

- факторы потери пропускной способности русла реки Сырдарья ниже Кызылординского гидроузла

- методы расчета русловых процессов на участке Кызылорда – Айтек.

- рекомендации по увеличению пропускной способности русла реки Сырдарья на участке Кызылорда –Айтек.



Практическая значимость работы. Разработанная методика расчета русловых процессов и рекомендации по увеличению пропускной способности русла позволят снизить гидродинамический процесс на участке Кызылорда – Айтек. Эти разработки будут полезны для органов управления сельских и водных хозяйств, исследовательских и проектных организаций, высших и средних учебных заведений, где найдут применение при определении перспектив в улучшении экологической обстановки в регионе.

Личный вклад автора состоит в выборе и обосновании темы исследования, участии в подборе методик, постановке и проведении опытов, анализе и обобщении собранных материалов в качестве магистранта.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались в разные годы на научно-практических конференциях Кызылординского государственного университета им. Коркыт-Ата и (2011-2012гг.).

Внедрение результатов исследований. Результаты исследований по диссертационный работе использованы Комитетом по водным ресурсам МСХ РК

Публикации. Результаты исследований по теме диссертации опубликовано 1 статья КР Наука и новые технологии, 2012 Республиканский научно- теоретический журнал №1 2013г.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемых источников из 32 наименований. Изложена на 83 страницах компьютерного набора, содержит 3 таблицы и 22 рисунка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении обоснована актуальность работы, приведены цель и задачи исследований, показаны научная новизна и практическая значимость результатов исследований.

1. Природно- климатические условия реки Сырдарьи в регионе Приаралья

В разделе приведены общие климатические условия района исследований и особенности их Низовье реки Сырдарьи находится в поясе азиатских пустынь. Природные условия изучаемого региона весьма разнообразны; здесь встречаются песчаные пустыни и полупустыни, холмистые предгорья и горные хребты.

Южный регион Казахстана находится на глубине материка и

2. Современное состояние реки Сырдарьи и проблемы по пропуску расходов воды, льда и наносов.

В разделе изучены гидрологические условия использования стока в нижнем течении реки.

Причина повторения ежегодных чрезвычайных ситуаций на участке от Кызылординского гидроузла до устья– снижение естественной пропускной способности русла на всем протяжении реки ниже Шардаринского гидроузла. Особенно оно характерно на участке ниже Кызылординского гидроузла до пос. Жосалы, где русло представлено развитым меандрированием и крутыми изгибами, которые являются естественными факторами образования заторно-зажорных явлений.

Более опасными являются антропогенные факторы снижения пропускной способности русла.

В первых - дамбы обвалования, устроенные в непосредственной близости от реки. За годы длительного маловодья русло реки сильно обмелело, опустевшие поймы превратились в дачные участки. Речная долина во многих местах была стеснена искусственными дамбами, что привело к изменению руслоформирующей деятельности потока.

Во вторых – принятые завышенные отметки порога водоподпорных сооружений от естественного дна реки, которое привело к занесению русла собственными отложениями.

Русловые и сопутствующие им процессы, происходящие в нижнем течении реки Сырдарья, прежде всего изменения естественного гидрологического режима реки в нижнем ее течении, наличие каскада водо – и руслорегулирующих гидросооружений (Шардаринское водохранилище, Кызылординский и Казалинский гидроузлы, водозаборные и водоподпорные сооружения Айтек, Аманоткель, Аклак и др.) привели в настоящее время к значительному занесению наносов и стеснению русла, снижению пропускной и транспортирующей способностей потока, и частичной потере плановой устойчивости реки.

3. Методика натурных исследовании русловых процессов.
Поскольку при русловом разделении потока транспортирующая способность реки достигает своего предела, то при существующем размере отбора воды из основного русла необходимо рассмотреть возможность пропуска наносов по спрямляющему прокопу или предусмотреть их аккумуляции по длине прокопа.

Способность открытого потока переносит взвешенных и донных наносов оцениваются его транспортирующей способностью.

Существующие расчетные формулы по определению транспортирующей способности открытого потока, подразделяются на две группы:

-эмпирические, полученные на основе изучение гидравлики и режима наносов в лабораторных лотках, к которым относятся формулы Е.Х.Абальянца [28], Е.А.Замарина, А.Г.Хачатаряна и др.

-полуэмпирические, полученные в результате комплексных теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих в определенной мере физическую сущность процесса перемещения наносов. К ним относятся формула В.М.Маккавеева, М.А.Великанова, В.Н.Гончарова, А.Н.Гостунского, И.В.Егиазарова, И.Ф.Карасева, А.В.Караушева, К.И.Россинского и др.

Транспортирующая способность открытого потока оцениваются двумя подходами .

- М.А.Великанов, А.Н.Гостунский, С.Х.Абальянц, К.И.Россинский, и др. считают, что основным критерием транспортирующей способности служит мощность потока или та ее часть, которая затрачивается на «работу взвешивания». В этих формулах транспортирующая способность потока пропорциональна кубу его скорости (гравитационная теория).

-Н.Е.Жуковский, В.М.Маккавеев, В.В.Пословский, А.Г.Хачатарян, Х.Ш.Шапиро и др. оценивают взвешивающую способность потока по турбулентным характеристикам. К ним относят интенсивность образования вихрей у дна и перемещение их в потоке, касательное напряжение у дна и зависящую от него вертикальную составляющую скорость, интенсивность турбулентного обмена или диффузии, а также воздействие этих факторов на наносы. В этих формулах транспортирующая способность потока пропорционально квадрату его скорости (диффузионная теория).

Понятие транспортирующей способности потока обычно относится к взвешенным наносам, применительно к влекомым (донным) наносам принята мера оценки – расход наносов, выражаемый в кг/с.

Наиболее важным параметром транспорта влекомых наносов является начальная скорость влечения частиц. Исследования этих параметров велись полуэмпирическими и чисто эмпирическими методами.

Наиболее известными работами по изучению начальной скорости влечения частиц наносов являются исследования: В.Н.Гончарова, Г.И.Шамова, Л.Г.Гвелесиани, В.С.Кнороза, В.И.Студеничникова, Ц.Е.Мирцхулавы, В.Ф. Талмазы и др.

Расчетные формулы по определению расхода взвешенных и влекомых наносов можно разделить на четыре группы:

1) формулы, выражающие расход наносов через влекующую силу. К ним относятся формула Дюбуа, И.В.Егиазарова.

2) формулы, в которых расход наносов связывается с расходом воды и уклоном реки. Эти формулы Шоклича, Джильберта и Мейер-Петера, которые широко применяются за рубежом при выполнении практических расчетов.

3) формулы, выражающие расход наносов в зависимости от скорости потока. К ним относятся формулы И.И.Леви, Л.Г.Гвелесиани, В.Н.Гончарова, Г.И.Шамова и другие.

4) формулы, определяющие расход наносов методом теории вероятностей. Это формулы Х.Эйнштейна и М.А.Великанова.

В работе расход наносов рек равнинной зоны рекомендуется определять:

а) по формуле Г.И.Шамова, при переходной форме транспорта наносов, относительной шероховатости ложа русла , в условиях однорукавного плоского потока :



кг/с; (13)
, м/с (14)

К – коэффициент, учитывающий неоднородность состава смеси наносов и определяется по зависимости:

при ,

при ,

при .

б) по формуле В.Н.Гончарова, в условиях пространственного режима течения потока , безгрядовой и переходной форме транспорта влекомых наносов , расходах воды от среднемноголетних максимальных и более:
, кг/с.; (15)

где К=0,0023 при среднем диаметре влекомых наносов; 0,001м.


, м/с (16)
В 1986-87 гг. в Гидрофизической лаборатории МГУ проводились лабораторные исследования с целью изучения механизма транспорта донных наносов на криволинейном русле применительно к условиям нижнего течения Сырдарьи. Опыты проводились при постоянном расходе воды Q = 0,0089 м3/с и составе грунта (средний диаметр частиц d = 0,2 мм). Числа Рейнольдса составляли Re ~ 104, числа Фруда Fr = v2/gi = 0,06-0,08, относительная ширина русла В/h=16-19. Относительная высота гряд изменялась в пределах hгр/h = 0,24-0,27, скорость гряд Сгр= (0,8-1,7) 10-5 м/с. Исследованные режимы течения соответствовали отношению средней скорости к неразмывающей vср/v0 = (0,8-1,0) и vср/v= 1,3-1,5, где v - скорость, при которой прекращается движение гряд.

Расход влекомых наносов, измеренный в лабораторных условиях сопоставлялись с расчетными, определенными по формулам: В.Н.Гончарова, Г.И.Шамова и И.И.Леви. Наиболее удобной для расчетов оказалась формула И.И.Леви:



, (17)
где V – скорость, при которой начинается движение наносов, определяется по формуле, уточненной В.С.Кнорозом:

; (18)

; (19)

где d = диаметр наносов, соответствующий 90% по механическому составу, м; R – гидравлический радиус, м.

По структуре сравниваемые расчетные зависимости аналогичны соотношению В.Н.Гончарова и из теоретических соображений включают следующие сомножители; учитывающие разность фактической скорости потока в реке V, и скорости при которой прекращается движение влекомых наносов Vо.н., средней диаметр влекомых наносов dср, и относительную шероховатость ложа русла .

Как известно по данным гидрологических наблюдений для каждого участка реки без существенных затруднений можно установить расход, при котором наблюдается движение донных наносов. Анализ натурных наблюдений показывает, что расход воды, соответствующий началу движения влекомых наносов (по нижнему пределу) может быть выражен зависимостью:


, (20)
где Q0 – расход воды, соответствующий началу движения влекомых наносов, м3/с; Q10% - руслоформирующий расход 10% обеспеченности м3 /с; i - средний продольный уклон русла реки, определяемый по формуле

(21)

Скорость потока, соответствующая началу движения влекомых наносов может быть определена по зависимости:



м/с (22)

где ω0 – живое сечение потока при расходе Q0, определяется по данным гидрологических наблюдений или по зависимости


ω0 = 0,56 i-0,33 Qх3, м2 (23)
где х3 =f(i) и при I > 0,01 х3 =0,5.

Полученная эмпирическая зависимость имеет достаточно высокую точность при определении живого сечения потока и среднеквадратичная ошибка составляет 6….12%.

Транспортирующую способность потока в равнинной зоне реки можно определить по расчетной зависимости Г.И.Шамова, если известна средняя скорость потока в расчетном сечении

м/с (24)
где Uо.н.-предельная скорость потока, при которой прекращается движение донных наносов, м/с; d – средний диаметр влекомых наносов, м; Н – средняя глубина потока в расчетном сечении, м.

Данная формула позволяет определить предельную транспортирующую способность в равнинной зоне реки при известной величине скорости в расчетном створе, т.е. рассчитывается средний диаметр влекомых наносов осаждаемый в данном створе.

В работе приводится значение средней неразмывающей скорости потока, при которой прекращается движение влекомых наносов диаметром dср:

м/с

4. Результаты натурных исследовании русловых процессов

На участке Кызылорда – Айтек по проектам РРССАМ предусмотрены также берегоукрепительные мероприятия. Одно из этих мероприятий – это противопаводковая дамба на повороте в границе г. Кызылорда в виде набережной .

Поперечное сечение резко асимметрично, выпуклая часть излучины занесена песком, и глубина воды здесь составляет 1,0 – 1,5 м при расходах 350 - 380 м3/с, а максимальная глубина прижата к вогнутой части реки и составляет 7-8 м при этих же расходах.

Ширина реки в пределах излучины не более 120-130 м, из их более половины относится к выпуклой части с указанными глубинами.

Отношение ширины реки к ее максимальной глубине находится в пределах В/hмакс = 19-20.

Меры по усилению дамбы малоэффективны по следующим соображениям:

1. Дамба запроектирована с превышением гребня на 1,0 м от уровня воды, соответствующего максимальному зимнему и летнему расходам. Она запроектирована без предварительного изучения особенностей речной долины, геологического строения основания, не учтена роль речной поймы для пропуска повышенных расходов и ледохода.

2. Речная полоса на прямолинейном участке дамбы стеснена до 80 м (выше и ниже её ширина более 100 м), что является местом возможного заторообразования.

3. Возведенный бетонный пирс поперек русла длиной около 60 м с целью улучшения архитектурного облика набережной является потенциальным местом заторообразования.

Впоследствии для увеличения пропускной способности русла в створе пирса был устроен спрямляющий прокоп (рисунок 2), который рассчитан на саморазмыв. Начало прокопа расположено несколько ниже от пирса, т.е. там, где устанавливается «сжатое сечение» потока и уровень воды у правого берега резко снижается. Следовательно, вода, шуга и льдины по прокопу не проходили, и расчет на саморазмыв не оправдался. Отметки дна спрямляющего прокопа находятся на 3,5 - 4 м выше дна реки.

Чтобы произошел саморазмыв прокопа нужно механическое расширение его на 20-30 м, углубление дна до отметки 122,8 м в начале и до 122,5 м в конце и перенести начало прокопа на 100-120 м выше по течению, как это указано. Напротив ЦКЗ на выходе из г. Кызылорда русло резко поворачивает в правую сторону. Угол поворота 1080, что делает участок ниже поворота возможным местом заторообразования. Таким образом, угроза зимнего затопления г. Кызылорда и нижележащих участков вполне реальна. Это проблема создана искусственно: рукотворны и зимние наводнения на р. Сырдарье и сама река в районе города сильно стеснена построенными дамбами и ошибочно запроектированным пирсом. Однако можно предотвратить катастрофу, если глубоко изучить закономерности русловых процессов в зимних условиях и своевременно организовать специальную службу сопровождения.

Возле пос. Александровский река имеет крутой поворот налево. В зимний период на этом участке возникают чрезвычайные ситуации, вызванные резким повышением уровня воды, зажорно-заторным явлением и прорывом противопаводковых дамб. Здесь необходимо устроить разгрузочный прокоп для разделения расхода воды и льда в ледоходный период.



5.Мероприятия (рекомендаци) по увеличению пропускной способности русла на участке Кызылорда-Айтек

Борьба с заторами льда может решаться следующими путями:

1. Путем принятия предупредительных мер по управлению процессом образования льда и его стоком, т.е. по устранению или ослаблению причин и условий возникновения заторов и зажоров;

2. Путем непосредственной ликвидации с уже образовавшимися заторами и зажорами;

3. Путем заблаговременного прогноза места образования затора или зажора и его мощности и принятия предупредительных мер.

Эти пути борьбы могут применяться как каждый в отдельности, так и в любом сочетании, в зависимости от обстоятельств.

Прогнозирование максимального заторного уровня возможно, если местоположение затора из года в год постоянно. Главными факторами здесь являются степень суровости зимы и характер установления ледостава.

Предупредительные мероприятия являются наиболее эффективным и надежным способом, для применения этих способов заранее должно быть известно место или примерный район образования затора.

Геоморфология района представлена аллювиальными равнинами, поймами и пойменными террасами водотоков, современными и древними надпойменными террасами, осложненными водоразделами, сухими руслами, впадинами и различными формами эоловой аккумуляции. Значительное место на периферии объекта занимают массивы барханных песков.

В геологическом строении рассматриваемого региона основными элементами являются верхнемеловые отложения палеогена, неогена и четвертичного возраста.

Верхнемеловые отложения представлены песками и разнозернистыми песчаниками зеленовато-серого цвета, общей мощностью 130-160 м и более.

Заключение


В результате выполненных теоретических и натурных исследований произведена оценка пропускной способности русла реки Сырдарьи, исследовано закономерность протекания русловых процессов в зимних условиях, обоснованы режим работы гидроузлов в нижнем течении реки.

Основные результаты выполненных исследовании следующие:

1. Анализ водохозяйственной ситуации в низовье реки Сырдарьи показывает, что общепланетарное изменение таких главных характеристик климата, как температура воздуха и количество атмосферных осадков в будущем будут определять не только показатели стока воды и распределение водных ресурсов по сезонам, но и экологическое состояние окружающей среды.

2. В зимний период при попуске из Шардары выше 600 м3/с вместе с притоком реки Арысь на участке ниже створа Томенарык в нижнем течении реки Сырдарьи создаются опасность прорыва дамб и наводнения в зимний период. На этом участке часто происходят заторы не только в периоды прохождения ледохода, но и в середине зимы из-за высокого стояния уровня воды. Одним из перспективных путей разгрузки русла является возобновление зимних попусков по Караозекскому протоку до 200-300 м3/с.



3. Искривление динамической оси потока сопровождается появлением излучины, происходит меандрирование русла. Исследования показали, что путем искусственного искривления русла наносотранспортирующую способность реки можно увеличить до 2 раз, что приводит к увеличению пропускной способности русла.

4. Необходимо скорейшее восстановление левобережного шлюза-регулятора Кызылординского гидроузла. Так как сегодня, гидроузел переживает не лучшие свои времена. На объекте, построенном более 55 лет назад, ни разу не проводился капитальный ремонт.

5. Определена предельная транспортирующая способность в равнинной зоне реки при известной величине скорости в расчетном створе.

6. Для увеличения пропускной способности русла в створе пирса (спорткомплекс «Евразия) был устроен спрямляющий прокоп, который рассчитан на саморазмыв. Начало прокопа расположено несколько ниже от пирса, т.е. там, где устанавливается «сжатое сечение» потока и уровень воды у правого берега резко снижается.

ТҰЖЫРЫМ
Жиембай Ырысалды Серғалиқызы

Қызылорда торабының төменгі ағысында Сырдария өзенінің арнасын арттыру бойынша гидротехникалық шараларды жасау
6М050800 - «Су ресурстары және суды пайдалану»

Зерттеу мақсаты. Қызылорда суторабының төменгі ағысында Сырдария өзенінің гидрологиялық режимді және арналық үдерістерді зерттеу.

Зерттеу нысаны - Сырдария өзенінің төмегі ағысында орналасқан су нысандары(гидротехникалық құрылымдар).

Зерттеу әдістері. Теориялық қорытуларды, заңдылықтарды, үрдістерді, қорытындыларды және нұсқауларды негіздеу мақсатында статистикалық, тәжірибелік, математикалық-эмпирикалық және бағалау әдістері қолданылды.

Зерттеу нәтижелері:

- ұсынылған гидрологиялық режим мен арналық процестерді басқару әдістері өзеннің төменгі ағысында қарастырылған.

Зерттеу мінеттері:

Ғылыми жаңалығы:

-арна үдерістерді есептеу әдістемесі жетілдірілді;

- арнаның өтімділік қасиеттерін арттыру бойынша шаралар жасалынды;

- өзеннің төменгі ағысында су тораптарының жұмыс режимі және оларды қысқы су алу жағдайларының төмендету дәрежесі негізделді.



Жұмыстың негізгі қорғалатын қағидалары:

- Қызылорда торабының төменгі ағысында су өтімділіктін жоғалу қасиеттерін анықтау;

- Қызылорда –Айтек аймағында арнанын өтімділік қасиеттерін жақсарту.
Қорытынды

Теориялық және табиғи зерттеулердің негізінде Сырдария өзенінің арнасын өтімділік қасиеттерін бағалау жасалынды, арна үдерістердін қысқы режимдер негізінде ағыпкетуінің заңдылықтары зерттелді, өзеннің төменгі ағысының суторабтарының жұмыс режимі негізделді.

Орындалған зерттеулердің негізгі нәтижелері мынадай:

1. Ауа-райының басты өзгерістері, ауа-райының температурасы мен атмосфера қалдықтарының мөлшері сияқтылар келешекте ауылшаруашылық өнімдерін өндіретін өндірістің валдық көлемімен, табиғи өнімдер құрамы тізбегінің сапасымен қоршаған ортаның экологиялық жағдайы және тұрғылықты халықтың өмірдегі жағдайымен анықталады.

2.Қысқы кезеңде Арыс өзенінің ағысы мен бірге Шардарадан 600 м3/с жоғары су жіберілгенде Төменарық жақтауының төменгі ауданында мұздың қату кезеңінде дамбаны бұзылып, өзенді шайып кетіп тасқын болу қаупі төнеді, кептелу құбылысының қайталануы тек қана мұз жүрген кезде ғана болмай қыстын ортасында да қайталанып отырады.

3.Қисық арнадағы ағынның тасымалдау қабілеті дәлелденді және оның әртүрлі қисықтағы мығым сұлбасы негізделді, нәтижесінде ағынның тасымалдау қабілетін 2 есеге ұлғайту мүмкіндігі негізделді.

4. Қызылорда гидроторабының шлюз- реттегішін тезедетіп жөндеу жұмыстарын жасау керек. 55 жыл бұрын салынған нысан осы уақытқа дейін кұрделі жөндеу жұмыстары жасалынбаған.

5. Есепті жақтаудағы белгілі жылдамдықтың мөлшері арқылы өзеннің жазықтық зонасында шектеулі шөгінділердің тасымалдау қасиеті анықталды, бұл қарастырып отырған беттік тасындылардың шөгуінің орташа диаметірін есептеу.

6. Арнанын өтімділік қасиетін көбейту үшін пирс жақтауында түзілетуі салынды, өзі ағып кетуіне есептелінген.Қазбаның өз шайылуы болу үшін,


SUMMARY
ZHIEMBAI YRYSSALDY SERGALIKYZY
Development hydrotechnical action for increase in capacity of the bed of the Syr-Darya River is lower than the Kyzylordinsky water-engineering system
Specialty 6M080500- Water resources and water use


Work purpose- studying of a hydrological mode of the Syr-Darya River string the kyzylordinsky water-engineering system.

Object of research- the bottom watercourse Syr-Darya and the water objects (hydraulic engineering constructions) located in it, including old courses and prirechny lake systems.

Scientific novelty. In dissertation work:

- the operating mode of water-engineering systems in the bottom watercourse and degree of their importance in decrease in negatives from winter floods is reasonable;

- совершенствована method of calculation of ruslovy processes;

- recommendations about increase in capacity of the course are developed.



The basic provisions submitted for protection:

- problems on release of expenses of water and deposits

- factors of loss of capacity of the bed of the river are lower than the Kyzylordinsky water-engineering system

- recommendations about increase in capacity of the course on a site Kyzylorda-Aytek



Conclusions

As a result of the executed theoretical and natural researches it is made supervision on the Syr-Darya River behind a hydrological mode, floods, ruslovy processes, features of a winter mode, education ледостава, passing shugo-and an ice drift, character of zazhor and jams revealed a number of the water management problems which have developed into ecological at full use of a drain by branches of economy which consist in anthropogenous change of intra annual distribution of a drain, that is increase winter and reduction of a summer drain which worsens water security of irrigated lands.

For increase in capacity of the course in an alignment of a pier the straightening procop who is calculated on self-washout was arranged. The beginning of the pro-cop is located slightly below from a pier i.e. where "the squeezed section" a stream is established and the water level at the right coast sharply decreases. Therefore, water, sludge ice and ice floes on the pro-cop didn't pass, and calculation on self-washout didn't come true. Marks of a bottom of the straightening pro-cop are 3,5 - 4 m above than a river bed.

That there was a self-washout of the pro-cop his mechanical expansion on 20-30 m, bottom deepening to a mark of 122,8 m of BS at the beginning and to 122,5 m of BS is necessary at the end and to move the beginning of the pro-cop 100-120 m higher on a current as it is specified.



Opposite to TsKZ at the exit from Kyzylorda the course sharply turns to the right side. Angle of rotation 108 that does a site below turn by a possible place of a zatoroobrazovaniye.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница