Разработчики: Болотина Т. В., зав кафедрой методики преподавания истории, социально-политического образования и права фгаоу дпо апк и ппро, к п. н. Крылова О. В




Скачать 110.12 Kb.
Дата25.07.2016
Размер110.12 Kb.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

(ФГАОУ ДПО АПК и ППРО)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации Всероссийского урока

«Арктика – фасад России»




Разработчики:

Болотина Т.В., зав. кафедрой методики преподавания

истории, социально-политического

образования и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, к.п.н.

Крылова О.В., доцент кафедры методики

преподавания истории, социально-политического

образования и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО

Москва


2016 г.

Содержание
Аннотация:

Данные методические рекомендации посвящены вопросам организации и проведения Всероссийского урока «Арктика – фасад России» (далее – Урок).



Задачи методических рекомендаций:

  • оказать методическую помощь педагогическим коллективам образовательных организаций и педагогам-практикам по вопросам организации и проведения Урока;

  • помочь учителю в концептуальном осмыслении важнейших содержательных и сюжетных линий Урока;

  • помочь педагогам в отборе и систематизации необходимой информации к Уроку, на основе использования разных источников;

  • предложить учителям интересные подходы к методической, содержательной и технологической составляющей Урока.

Ожидаемый результат использования данных методических рекомендаций представляется следующим. Учитель:

  • сумеет определить особенности Урока и его отличия от традиционного урока;

  • получит возможность более качественно верифицировать данные различных источников информации для проведения указанного Урока.


Методические рекомендации

Общие положения

Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяженности побережья Северного Ледовитого океана и его влиянию на погоду и климат России, Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.

Всё возрастающий в настоящее время интерес в Арктике вызван несколькими причинами, в том числе экономическими.

Одной из задач современного этапа освоения арктических территорий является создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, прежде всего на континентальном шельфе, некоторых видов стратегического сырья и биологического ресурсного потенциала.

Важными задачами являются также повышение энергетической независимости арктических районов России; снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности; восстановление экологии в российской Арктике.

Сохраняется необходимость создания условий для надежного функционирования национальной арктической транспортной системы
в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики, адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям.

Важно также внимание к вопросам улучшения качества жизни людей, проживающих в российской Арктике.

Президент России В.В. Путин выразил уверенность, что люди должны жить и работать в Арктике. Необходимо осваивать этот регион, учитывая все экологические и климатические проблемы, однако, необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению флоры и фауны этих земель. Освоение арктических районов
не должно нанести вред всем живым существам на этих широтах.

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их возможное изучение могут способствовать воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости историей исследования и освоения территории своей страны.

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы
в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы
до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием
С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.

В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции


для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых.

В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Великая Северная экспедиция стала очень важным этапом в освоении и изучении арктических территорий нашей страны. Общее руководство экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики


В. Беринг. В составе экспедиции было несколько морских и пеших поисковых отрядов, а район исследований охватывал огромную территорию от реки Печоры до Чукотского полуострова. В результате Великой Северной экспедиции были открыты новые географические объекты, составлены новые карты, достаточно полные географическое, геологическое, ботаническое, зоологическое и этнографическое описания огромных территорий нашей страны.

Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М.В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах.

Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова,


Г.Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XX в.

Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. Большая роль в его освоении связана с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала С.О. Макарова, по идее которого в 1899 г. в Англии был построен первый


в мире мощный ледокол «Ермак». Ледокол предполагалось использовать
для регулярного сообщения между устьями рек Обью и Енисей, а также
для научных исследований Северного Ледовитого океана в высоких широтах.

В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены.


В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции
на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» –
Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля.

В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива.

В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно-исследовательская станция «СП-1». Состав экспедиции состоял из 4 человек,
включал начальника экспедиции И.Д. Папанина, двух учёных: геофизика Е.К. Федорова и гидролога П.П. Ширшова и радиста Э.Т. Кренкеля. Станция «Северный полюс» (СП-1) работала в Арктике в течение девяти месяцев
с мая 1937 г. до середины февраля 1938 г. В результате дрейфа были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов.

Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации.


На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами.

В августе 1977 г. надводное судно – атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А.Н. Чилингаров) впервые достигло Северного полюса. Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.

В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН
по вопросам континентального шельфа.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации Урока в течение февраля 2016 года.



Цель и задачи проведения Урока:

  • повышение осведомлённости обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения;

  • привлечение внимание обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального
    по природным условиям района Земли;

  • вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

  • привлечение внимания обучающихся IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» организуемой Благотворительным оздоровительным фондом «Клуб «Приключение» http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.


Рекомендуемые сроки проведения Урока: февраль 2016 года.
Структура Урока

Часть 1 (инвариантная). Видеозапись обращения к участникам Урока директора фонда «Клуб «Приключение» Д.И. Шпаро.

Часть 2 (вариативная). Основная часть занятия, которая строится самим учителем и предусматривает различные формы и методы его организации.

Рекомендуемая продолжительность занятия.

В основной школе – 45 минут.

В старшей школе – 90 минут.

Для обеспечения успешного планирования, подготовки и проведения занятия, а также для обеспечения возможностей участия в его проведении самих обучающихся, рекомендуется создать творческую группу педагогов, ответственных за подготовку данного Урока.

Занятие может проводиться в рамках предметной Недели географии, если это примерно совпадает по срокам.

В процессе подготовки Урока необходимо определить содержание второй – инвариантной – части. Представляется, что её содержание расширит знания и представления школьников об Арктике как природном и хозяйственном регионе, полученные в курсах географии 7 – 9 класса.

В рамках инвариантной части занятия можно расширить знания обучающихся:


  • об истории географических открытий, в том числе отдельных арктических экспедиций, проводившихся в разные исторические эпохи;

  • об истории достижения Северного полюса, в том числе разными способами – по дрейфующим льдам, на надводных и подводных судах, по воздуху – самолетами и дирижаблями;

  • об истории покорения Северного полюса спортивными экспедициями;

  • об истории научной дрейфующей станции «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях;

  • об истории современных (начиная с 2003 г.) дрейфующих станциях «Северный полюс 1», сделанных географических открытиях и исследованиях;

  • об истории освоения Северного морского пути (в том числе экспедиций на судах «Сибиряков» и «Челюскин»);

  • об истории ледокольного флота России и его роли в арктических путешествиях;

  • об особенностях животного и растительного мира Арктики, в том числе обитателей Северного Ледовитого океана и его отдельных морей;

  • о коренных народах Арктики, условиях их жизни;

  • о возможностях существования человека в экстремальных условиях;

  • об истории и современном хозяйственном освоение арктических районов;

  • о стратегическом значении Арктики;

  • и т.д.

Исходя из выбранной темы, Урок может иметь интегрируемый характер.

Целесообразно выявить круг интересов обучающихся и определить основные направления подготовки и участия их в проведении Урока. Обучающиеся могут подготовить сообщения, доклады, выполнить исследовательские и проектные работы по выбранной тематике и представить на Уроке результаты своей работы.

В этом случае учитель вправе определить форму Урока: урок -конференция; урок – защита проекта; читательская конференция
о почитанных книгах и т.д.

Исходя из выбранных тем, следует определить образовательные задачи Урока, например:



  • расширить и закрепить ключевые знания обучающихся об Арктике, как природном регионе с экстремальными природными условиями обитания и освоения;

  • расширить и закрепить ключевые знания обучающихся о животном и растительном мире Арктики;

  • расширить и закрепить ключевые знания учащихся обучающихся
    об истории географических открытий и освоения Арктического региона;

  • сформировать устойчивое понимание необходимости бережного отношения к природе Арктики;

  • сформировать знания о современных технологиях исследования и освоения районов с экстремальными природными условиями;

  • развить творческое мышление, интеллектуальные способности обучающихся;

  • раскрыть для обучающихся ценностное содержание окружающего мира; способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению
    к самореализации;

  • развивать умения наблюдения за природными явлениями анализировать, делать выводы, воспринимать прекрасное в природе и в искусстве, бережно относиться к родной природе.

Формы организации Урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, соответствовали возрасту обучающихся.

В основной школе осуществляется расширение знаний и представлений школьников об арктическом регионе России.

Главная мировоззренческая идея Урока: показать обучающимся ценностное содержание и целостность окружающего мира, связь человека


с природой; способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции школьников.

Задачами Урока могут быть:



  • создание условий для развития познавательного интереса
    у обучающихся к изучению выбранной темы;

  • активизация познавательного процесса к изучению вопросов изучения и современного освоения Арктики.

В ходе организации Урока необходимо предусмотреть встречи
с представителями науки.

В старшей школе целесообразно предложить обучающимся исследовательские и проектные работы, посвященные обзору и (или) изучению проблем хозяйственного освоения Арктики как территории
с экстремальными природными условиями.
Рекомендуемые материалы
http://www.rgo.ru/ – Российское географическое общество, Москва

http://www.rgo.ru/ru/proekty/molodyozhnoe-dvizhenie/arkticheskiy-plavuchiy-universitet – Российское географическое общество, Арктический университет

http://shparo.ru/Child_pole/Child_main.htm – сайт Клуба «Приключение»

http://www.aari.nw.ru/ – Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ)

http://polarmuseum.ru/ – Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург

http://www.darwinmuseum.ru/ – Государственный Дарвиновский музей, Москва


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница