Раздел в помощь педагогу логопеду




страница1/17
Дата10.08.2016
Размер3.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


СОДЕРЖАНИЕ



РАЗДЕЛ 1. В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ – ЛОГОПЕДУ……….


5

Баранникова Е.А., учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 138», г. Краснодар, Краснодарский край.

Практический материал по лексической теме: «Человеку друг огонь, только зря его не тронь»…………………………………….




5

Крупина М.М., учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39,г. Апшеронск, Краснодарский край.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников коррекционных групп детского сада……………………………………………………………………




24

Манцурова И.С., учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39, г. Апшеронск, Краснодарский край.

Информационно-практический проект «Огонек» для работы с детьми старшего школьного возраста с нарушениями речи……………………………..…………………………………..





51

Полыгалова М.Б., учитель–логопед МБДОУ ЦРР детский сад № 7, г. Тимашевск, Краснодарский край.

Логопедическое занятие в кружке «учись говорить правильно» на тему: «Не всегда огонь наш друг» (подготовительная группа)………………………………………………………………




63

Тарасенко С.А., учитель-логопед МБДОУ детский сад

компенсирующего вида № 30 «Лукоморье» , г.-к. Геленджик, Краснодарский край.

Образовательный проект для обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида «Жизнь для жизни»……………………………………………



70

РАЗДЕЛ 2. ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ ПЕДАГОГОВ КУБАНИ ПОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…………………………...


94

Герасюта О.А., воспитатель МДОУ ЦРР - детский сад № 5,

ст. Старощербиновская, Краснодарский край.

Педагогический опыт образовательной работы по пожарной безопасности в МДОУ………………………………………………


94

Молостова З.Г., воспитатель МБДОУ«Детский сад комбинированного вида № 14 «Тополек», г.-к. Анапа, Краснодарский край.

Пожарная безопасность в детском саду через театр на основе народных традиций………………………………………………..




170

Никишина З.Н., воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 39, г. Апшеронск, Краснодарский край.

Игровой практико-ориентированный проект «Грани огня»……...



243


РАЗДЕЛ 1. В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ЛОГОПЕДУ

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ:

«ЧЕЛОВЕКУ ДРУГ ОГОНЬ, ТОЛЬКО ЗРЯ ЕГО НЕ ТРОНЬ»
Баранникова Е.А.,

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 138»,

г. Краснодар, Краснодарский край




  1. РИСУНКИ ПО КЛЕТОЧКАМ



II. РАССКАЗ ПЕДАГОГА
Огонь - друг или враг
Сегодня, ребята, поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонёк свечи? (ответы детей).

Огонь ярко - красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени всё время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьётся дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живёт». Попробуйте угадать загадку:



Красный бык на земле лежит, Голубой бык к небу тянется.

Верно! Красный бык - это огонь, а голубой бык - дым.

В древнейшие времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать». Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепёшки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей.

Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка чёрного пепла.

Постепенно наши далёкие предки привыкли к огню и даже научились использовать его. Они поняли, что огонь - это свет, тепло и защита от врагов! Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костёр у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникли в неё. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывали в него сухие ветки, траву и мох.

Столетие проходило за столетием, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень - это очень твёрдый камень. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонёк. Его можно раздуть посильнее и развести костёр.

Человек обожествлял огонь, слагал о нём мифы, легенды, сказания, песни. С древних времён огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. Но, в то же время, человеку не удалось до конца «приручить» огонь, иногда тот вырывался из-под его власти и творил страшные беды. Почему?

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревенские избы, и городские дома, и резные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов.

Дерево - самый доступный, дешёвый материал для строительства. Всё хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддаётся обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.

Когда-то наша древняя столица Москва была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие башни - пожарные каланчи. День и ночь на башнях - пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол - били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он сжигает всё на своём пути - леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться!

Прошли века, и дома на Руси стали строить не деревянные, с соломенными крышами, а каменные. Но и в наши дни пожары представляют собой страшную опасность!

Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара. Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода, не затушенный окурок, детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например, утюг, который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней ёлки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками.

Как же предотвратить пожар? Вот как сказано в учебнике по основам жизнедеятельности А.В. Гостюшина: «Нет такого учебника, который предусмотрит и научит всему на свете. Но ведь не трудно догадаться, что когда рядом с горячим утюгом колышется тонкая занавеска - это опасно. А что может случиться, если оставить без присмотра включённую электроплиту? В общем, здравый смысл и привычка думать хотя бы на шаг вперёд - хорошая защита от пожара».
Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой.
Есть люди, чья профессия - побеждать огонь, спасать людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированы, самоотверженны. Как же называют людей этой профессии? Верно! Пожарные.

В чём состоит работа пожарных? Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. На пожарную безопасность проверяются склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку.

Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них каска, защитные брюки и куртка сшиты из огнестойкого материала, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный должен идти в огонь!

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону «01», вызывая бригаду пожарных.

Кто из вас знает, на чём передвигаются пожарные по городу? Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины ярко -красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук сирены. Пожарных машин всегда несколько. На каждой машине - бригада пожарных.

Как вы думаете, чем пожарные тушат бушующее пламя? Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в рукава накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.

Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает пожарным и высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда действуют и пожарные вертолёты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.

Лесные пожары тушат со специальных самолётов и вертолётов. Причиной лесного пожара может быть непотушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Профессия пожарного требует самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья.


III. РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТРАБОТКИ С ДЕТЬМИ
Доскажи словечко
Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с ... (пожаром)


Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Раз, два, три, четыре,

Там всегда грозить нам будет

У кого пожар в ... (квартире)
Злой огонь - ... (пожар)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... (играл)!

Пламя прыгнуло в траву.


Кто у дома жёг ... (листву)!

Помни, каждый гражданин

Этот номер - ... («01»)

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил ... (утюг)!
Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над ... (газом)!

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ... (предметы)!

Дым увидел - не зевай

И пожарных ... (вызывай)!


Четвёртый лишний
Ковёр, телевизор, картина, стол.

Стакан, зажигалка, ложка, одеяло.

Ваза, карандаш, колечко, фен.

Спичка, ведро, ранец, кукла.

Кипятильник, расчёска, шкатулка, кастрюля.

Стиральная машина, электрокофемолка, фломастер, свеча.



Утюг, мяч, чашка, часы.

Стул, книга, пылесос, кастрюля.



Бензин, кофе, чай, вода.

Лак, вода, краска, спирт.



Ведро, утюг, телевизор, пылесос.

Свеча, зажигалка, спички, подушка.


Пословицы и поговорки.
«От искры Москва горела».

«Не шути с огнём -

обожжёшься!»

«Искру туши до пожара, беду

отводи от удара».

«В огне брода нет».

«Дыма без огня не бывает».

«Огонь - не вода, охватит – не выплывешь».

«Огонь - не вода, пожитки не всплывают».

«Вор ворует - стены кидает, а огонь всё пожирает».

«Где дым, там и копоть».

«Маслом огонь не заливают».


IV. ЗАГАДКИ
Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь.)


Я не сам по себе,

А сильнее всего и страшнее всего.

Все любят меня и все губят меня.

(Огонь)
Если младшая сестричка

Зажигает дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те ... (отнять).


Спешит, гудит - дорогу дай,

Моргает глазом синим,

Примчится вовремя,

Беда детей и взрослых минет.



(Пожарная машина)
Сама она красная,

Ростом громадная,

Мчится как молния.

(Пожарная машина.)
Без рук, без ног,

А на гору быстро ползёт. (Огонь)


Вот так мошка - осиновая ножка,

На стог села - всё сено съела.



(Спичка.)
V. СТИХИ

***


Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать.

От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.


Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом,

И взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда:

Это помните всегда!

В.Н. Волчкова.
Пожар

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг -

На север,

На юг,


На запад,

На восток,-

Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,

Дрожала мостовая.

И мчалась с грохотом вперёд

Команда удалая...

Теперь не надо каланчи,-

Звони по телефону

И о пожаре сообщи

Ближайшему району.

Пусть помнит каждый

гражданин

Пожарный номер: ноль-один!



С.Я. Маршак

Пожарная машина

Машина пожарная - красного цвета,

А ну-ка подумай, зачем нужно это?

Затем, что бы каждый, увидев, бежал

В сторонку и ехать бы ей не мешал.
Ужасная скорость! Гудок будто вол.

«Стоять всем на месте!» - свистит постовой.

Только машине красного цвета

Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.


Пожарные в касках сидят в два ряда.

В цирке пожар, они едут туда.

Крыша горит и пылает арена!

За дело пожарные взялись мгновенно.


Только мелькают по лестнице пятки,

Ныряют в огонь смельчаки без оглядки.

Спасают верблюда, выводят слона ...

Вот где и сноровка, и сила нужна.


Пожарный под куполом как акробат:

Там две обезьянки от страха вопят.

Под каждой подмышке торчит по мартышке, -

Он их достал и вернулся назад.


Огонь побежден. Он утих и погас,

А цирк, подновят и откроют для нас.

Пожарной машине красного цвета

И смелым пожарным спасибо за это!


Для забавы, для игры

Спичек в РУКИ не бери,

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.


Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.


Газ на кухне, пылесос,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надёжный старый друг!



Н.В. Степанова

Пожарный

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, - это точно.

Сергей Чертков


VI. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Мыпожарные
На машине ярко – красной

Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль».
Мчимся мы вперёд.

Ритмично щёлкаем пальцами рук.
Труд тяжёлый и опасный

Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально.
Нас, пожарных, ждёт.

Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам

скрещенными руками.
Вой пронзительный сирены

Ритмично покачивают головой.
Может оглушить.

Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично

постукиваем.
Будем и водой, и пеной.

Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака.
Мы пожар тушить.

Ритмично постукивают кулачками друг о друга.
И в беду попавшим людям

Ритмично потирают ладони.
Сможем мы помочь,

Ритмично похлопывают руками по бокам.
С пламенем бороться будем,

Ритмично потопывают.
Мы и день и ночь!

Ритмично хлопают в ладоши.
Для забавы, для игры

Ритмично щёлкают пальцами рук
Спичек в руки не бери.

Ритмично покачивают указательным пальцем.
Не шути, дружок, с огнём,

Ритмично покачивают головой.
Чтобы не жалеть потом.

Ритмично постукивают кулачками друг о друга.
Сам огня не разжигай,

Ритмично покачивают головой.
И другим не позволяй.

Ритмично покачивают указательным пальцем.
Даже кроха – огонёк

Ритмично похлопывают по ногам.
От пожара не далёк.

Ритмично потирают ладони.
Газ на кухне, пылесос ли,

Поочерёдно загибают пальцы.

Телевизор ли, утюг,


Пусть включает только взрослый,

Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.
Наш надёжный старый друг.

Ритмично щёлкают пальцами.

VII. ФИЗМИНУТКА
Пожарная машина
Пожарные машины

Ритмично шагают на месте.

Спешат на помощь людям.



Руки на поясе, повороты туловища вправо и влево.
Там, где пожар случится,

Ритмично прыгают на обеих ногах.

Расчёт пожарный нужен.



Ритмично шагают на месте.
Гудят, торопятся машины,

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака
И трутся о дорогу шины.

Потирают ладонь о ладонь вертикально.
Все видят яркий красный цвет,

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.
Все слышат звук тревожный.

Ритмично прыгают на обеих ногах
И для пожарных путь открыт.

Ритмично шагают на месте.
Им и без правил можно.

Постукивают кулачком о кулачок.
Готова лестница и шланг.

Ритмично приседают.
Готовы люди к бою.

Руки на поясе. Повороты вправо, влево.
Идут герои на огонь,

Ритмично шагают на месте.
Чтоб нас спасти с тобою.

Ритмично хлопают в ладоши.

VIII. ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Как в селе пожарную каланчу построили.

(Сказка)
Жила-была в одном селе болтливая баба. Болтливей её на всём белом свете не было! Только бы ей с утра до вечера язык чесать и соседкам косточки перемывать. Замесит баба тесто, да спохватится, что сметаны нет. Пойдёт к соседке за сметаной и застрянет у той на полдня. Муж бабы с поля вернётся голодный, усталый, а в избе печь не топлена, щи не сварены, каша не упрела, хлеб не выпечен. Что ты будешь делать! Поругается он, поворчит да голодный спать ляжет.

Вот как-то раз затопила баба печь, а сама взяла вёдра и пошла к колодцу за водой. Встретила там соседок и стала болтать с ними. А дверцу печки забыла плотно прикрыть. Выпал из печки раскалённый уголёк, сжёг солому, которой баба печь растапливала, потом половик прожёг. Загорелась лавка, за лавкой - стол, а там и занавески заполыхали. Разыгралось пламя, дым повалил. Скоро и вся изба запылала.

Баба с вёдрами к избе бежит, хочет водой пламя залить. Да не тут-то было! Куда ей с таким большим огнём справиться!

Скоро всё село сбежалось на подмогу. Кто песком огонь засыпает, кто водой заливает. А тому всё нипочём! Налетел ветер, раздул огонь ещё сильнее, подхватил алые огненные искры и понёс их над селом. Где искра упадёт, там соломенная крыша и вспыхивает. Разнёс ветер огонь по всему селу, вот все избы и сгорели!

Поплакали крестьяне, погоревали, да делать нечего. Запрягли лошадей, поехали в лес, нарубили деревьев и построили новые избы. Стало село краше прежнего! Все избы резьбой украшены, на окнах ставенки, на крышах петушки. Собрались селяне на сход, стали думать гадать, как новые избы от пожара защитить. Один старик и говорит:

- Давайте мы построим посреди села высокую - превысокую башню-каланчу пожарную. На самый верх посадим Иванушку. У него ножки быстрые, молодые, глаза зоркие - далеко видят. Пусть он на каланче сидит и по сторонам смотрит. Повесим на башне колокол. Если где Иванушка дым или огонь заметит, пусть в колокол бьёт, народ на борьбу с огнём созывает. Всем миром мы с огнём справимся.

- А ты, Кузьма (так мужа болтливой бабы звали), свою бабу на улицу не пускай, дома запирай. Пусть ребятишек нянчит да обед варит!

С той поры и стали в сёлах и городах высокие каланчи строить. День и ночь дежурили на каланчах пожарные и внимательно по сторонам смотрели, нет ли дыма или огня.
Вопросы к сказке

1. Можно ли оставлять затопленную печь без присмотра?

2. Почему начался пожар?

3. Почему сгорело всё село?

4. Что сделали крестьяне?

5. Что они решили построить посреди села, чтобы защититься от пожара?

6. Кто сидел на самом верху пожарной каланчи?

7. Зачем на каланчу подняли колокол?


Воронёнок

(Сказка)
Жили-были дед да баба. Раз пошёл дед в лес по грибы и ягоды и увидел, как лиса схватила молодого воронёнка, что из гнезда выпал, и хочет его растерзать. А над своим детёнышем ворон с воронихой кружатся, отчаянно кричат, громко каркают, крыльями и клювом лису бьют, да ничего поделать с ней не могут.

Вот вороны и взмолились:

- Спаси, дедушка, нашего воронёнка от смерти, придёт время, он тебе добром за добро отплатит!

Старик взял толстую папку, отогнал ею лису и вырвал у хищницы воронёнка. А тот дышит тяжело, крылья растопырил, на один бок валится. Крепко его лисица потрепала. Ну, делать нечего! Взял старик воронёнка и принёс его домой.

Стали они со старухой птенца выхаживать. Бабка его водицей родниковой поила, хлебных крошек птенцу крошила. Прошло время, он и отправился. Стал у стариков жить да забавлять их.

Вот раз зимой старики затопили печь и легли спать. И не заметили того, что один раскалённый уголёк из печки выкатился.

Упал уголёк на пол, скатился на половичок. Тот начал потихоньку тлеть. В избе дымом запахло. Старики спят, ничего не чувствуют, а воронёнок сразу запах дыма почуял. Стал по избе бегать, метаться, коготками стучать и громко каркать. Потом

- Кар-кар! Вставай! Пожар! Та и проснулась.

Что такое? Дымом пахнет! Уж не пожар ли? Затеплила свечу, смотрит, а половичок у двери уж тлеть начал, того и гляди загорится. Разбудила старуха старика, выбросили они половичок на улицу, двери, окна раскрыли, избушку от дыма проветрили.

- Ай да воронёнок! Ай да молодец! Он ведь нас от верной смерти спас, - говорит старик. - Правда, видно, люди говорят: «Доброе дело без награды не останется».
Вопросы к сказке

1. Куда пошёл однажды старик?

2. Кого он спас в лесу?

3. Как дед и баба выхаживали воронёнка?

4. Как воронёнок спас старика от смерти?

Сказка для пересказа.

«Как неразлучные друзья в огне не горели».
Зашли однажды в пасмурный осенний день медвежонок Миша и зайчонок Ваня к лисоньке Лизе. А у неё посредине комнаты большая ёлка стоит. У подножия вата, будто снег белеет. На ветках - гирлянда

разноцветных лампочек и «бенгальские огни».

-Вы что, заранее к Новому году готовитесь? - удивился зайчонок.

-Ёлка у нас теперь круглый год стоять будет, - похвасталась лисонька.- Мы родом из леса. И как сказала мама: «Пусть ёлка всегда будет с нами как напоминание о родных краях!» Мы хотели пять ёлок поставить, да место мало.

-Здорово!- восхитился медвежонок.

-А давайте сейчас праздник устроим, пока мама на работе, - вдруг предложила лисонька.

-Люблю праздники, - солидно кивнул медвежонок.

- Распределили обязанности, - подражая взрослым, сказала Лиза, ей нравилось быть хозяйкой.

-Я твою рубашку Миша поглажу.

Она у тебя такая измятая, словно ты в берлоге валялся. А ты, Ваня, вскипяти чай.

-А я? - насупился медвежонок.

-Обо мне забыли?

-Ну а ты зажжёшь лампочки на ёлке!- предложила Лиза. - Вон провода, а вон и розетка.

-А «бенгальские огни» чем я зажгу? - деловито спросил Миша.

-И Ваня без спичек тоже чайник не поставит!

-Спички где - то лежат, задумалась Лиза.

-Искать надо. Мама почему- то их от меня прячет.

-От тебя, но не от меня же, самоуверенно задрал нос Ваня и бойко продекламировал: - Спички детям не игрушки прячьте спички под подушки! - И серьёзно добавил:

- Но мы ведь не собираемся ими играть, они нам для дела нужны. Вперёд, за мной!

И они втроём отправились на кухню искать спички. Неразлучные друзья, как ни старались, не сумели разыскать спичкина кухне. И, раздражённо хлопнув дверью, Лиза повела Мишу и Ваню искать спички дальше - по всей квартире.

Неразлучные друзья устало опустились на диван возле ёлки.

Так, - сказал зайчонок, - спички мы нигде не нашли. Придётся обойтись без чаю. И гладь поскорее Мише рубашку. И ты Миша, не сиди, как медведь, а включай лампочки на ёлке.

Лиза и Миша послушно встали.

-Погодите, - неожиданно нахмурился медвежонок!

-Вы что-нибудь про короткое замыкание слышали? -

А что бывает и длинное?- зайчонок отодвинулся подальше от электророзетки.

-Длинное - ещё опаснее. На то оно и длинное!

-И?- вытянула шею лисонька.

-И пожар!- засопел медвежонок.

-Я, думаю, нам надо сначала потренироваться, как мы от пожара

спасаться будем, а потом уж и ёлку включать.

-Молодчина! Похвалила его Лиза.

-Люблю в прятки играть. Если, пожар начнётся, я в шкафу спрячусь!- И она мгновенно забралась в шкаф.

- А я…- зайчонок Ваня быстро залез под диван.

-Ну, а я, - усмехнулся медвежонок Миша,- балконную дверь открою, ветром враз огонь задует. Он распахнул балконную дверь.

-Видали? - торжествовал Миша.

В комнату к ним тут же влетел вездесущий Аист, в каске пожарного, с ведром воды и с небольшим красным огнетушителем.

-Во что играем?- бодро спросил он.

-Уж, не в пожар ли?

-А почему вы во все наши игры вмешиваетесь?- насупился Миша.

-Всё время нас опекаете!- пропищала Лиза, высунув голову из шкафа.

-Как известно, именно я всех детей родителям приношу, а значит, за всех них и отвечаю!- с достоинством произнёс Аист.

-Поиграть не дают,- подал голос из-под дивана зайчонок.

-Но так могло случиться, на пожаре. И то в лучшем случае! -подчеркнул Аист.

-Вы всё делаете неправильно. Разве можно при пожаре прятаться?

Задохнётесь в дыму! Да и сами пожарные не сумеют вас найти! Запомните, если огонь ещё маленький, то его можно легко загасить водой. А когда возник настоящий пожар, надо быстро убегать из дома и срочно звонить по телефону «01»! И уж никак нельзя открывать окна, потому - что воздух лишь сильнее раздует огонь.

- Вот ты, - внезапно указал он на медвежонка, - что больше всего есть любишь?

-Ясно, мёд, - заулыбался Миша.

-А огонь больше всего любит воздух. Он как бы питается кислородом. Если накрыть огонь наглухо чем-нибудь плотным, он сразу задохнётся и исчезнет.

-А открыть окно, чтобы позвать на помощь, тоже нельзя? - хитро спросила лисонька, вылезая из шкафа.

-Можно, если на это есть время, - вздохнув, согласился Аист.

-А если дыму много, то, как пробиваться к выходу? - выполз из-под дивана зайчонок.

-Как сейчас - ползком,- усмехнулся Аист.

-Внизу, у пола, дыма всегда меньше.

Хорошо бы ещё при этом от дыма и перегретого воздуха закрыть нос и рот мокрым платком.

-Мокрым от слёз,- несмело пошутила Лиза.

-От слёз родителей! - рассердился Аист.- Вот вы сами - знаю, знаю, - хотели чай вскипятить. Но ведь не стали бы долго сидеть возле плиты. Ушли бы играть, а кипяток мог бы залить огонь, и газ продолжал бы идти и идти.

-Тогда нужно выключить газ и широко распахнуть окно,- догадался Миша.

-А вот теперь - правильно, одобрил Аист.

И медвежонок гордо посмотрел на всех.

- А вату и «бенгальские огни»- отсюда прочь!- строго продолжил Аист. - Искры могут попасть на вату, а на сухие ёлочные игрушки и подавно!

-Ну, ладно,- смутилась лисонька,- а как с утюгом быть? У нас утюг автоматический, сам отключается.

-А если ты забудешься, оставишь его на рубашке и выйдешь поиграть с друзьями?- прищурился Аист.- Или тогда сама рубашка отключится? У тебя она отключается от утюга?- обернулся он к Мише. Миша придирчиво оглядел свою рубашку:

-Хорошо, что я её не дал. Пусть лучше мятая, чем никакая!

-Но лампочки, - то на ёлке включать можно?- настаивала Лиза.

-Пусть взрослые сначала тщательно проверят провод электрогирлянды, нет ли где разрыва, а затем и включают!

- А это тебе подарок,- и Аист вручил маленькой хозяйке огнетушитель, - на всякий пожарный случай!
IX. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Чем опасен дым
Во время пожара опасность представляет не только бушующее раскалённое пламя, но и ядовитый дым. Большая часть людей гибнут на пожаре именно от дыма!

Почему? Да потому, что при горении любых материалов «горит» и кислород, которым мы дышим. Он превращается в очень ядовитый угарный газ. Кроме того, различные материалы, сгорая, тоже делаются ядовитыми.

Если в квартире вспыхнул пожар, надо действовать без паники, но очень быстро. Как? Сначала нужно немедленно покинуть комнату, где вьётся дым и хозяйничает пламя. Дверь плотно за собой закрыть. Вызвать пожарных по телефону «01», с мобильного «112».

Если в комнате есть младшие дети, их надо постараться вывести из горящей комнаты. Если комната наполнилась дымом, нужно намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань. Почему? Потому что влажная ткань задержит часть ядовитых веществ. Кроме того, холодная мокрая ткань предохранит лицо, глаза, дыхательные пути от раскалённого воздуха. Двигаться к выходу нужно пригнувшись. Внизу скапливается меньше ядовитых газов, поскольку они поднимаются вверх.

А что надо делать, если вы почувствовали запах дыма в подъезде?

Во-первых, сразу же вызовите пожарных по телефону «01».

Во-вторых, заткните все щели дверей мокрыми тряпками и полотенцами, чтобы дым не проникал в квартиру.

В-третьих, закройте окна, чтобы уменьшить тягу, заткните мокрыми тряпками вентиляционные люки.

Вот в деревянных домах нельзя надеяться пересидеть пожар внутри: здесь могут обрушиться балки, перекрытия, потолки. Такой дом нужно немедленно покинуть!

Многие животные очень чувствительны к дыму. Кошки и собаки, чувствуя дым, начинают нервничать, лаять, выть, мяукать, метаться по квартире. Нередки случаи, когда домашние питомцы спасали своих хозяев, если пожар происходил ночью и те глубоко спали.


Горючие вещества
Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о тех веществах, которые могут легко загораться. Сначала побеседуем о легковоспламеняющихся жидкостях.

Как вы думаете, вода – легко воспламеняется? Верно! Вода не горит! Напротив, водой гасят пламя.

Но есть и другие жидкости, которые очень легко загораются. Вы знаете, какие это жидкости? Верно! Бензин, керосин, нефть. Их следует держать подальше от огня, ведь они могут вспыхнуть от малейшей искорки. Погасить горящую нефть, бензин, или керосин водой невозможно. Эти жидкости легче воды, они продолжают гореть, всплывая на поверхность воды. Обычно их тушат песком или специальной смесью.

Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить на кухне. Почему? На кухне горит газ, здесь часто зажигают спички, чтобы включить газовую плиту. Крошечный кусочек горящей спичечной головки может попасть в легковоспламеняющуюся жидкость, и та вспыхнет и вызовет пожар.

Нельзя хранить горючие жидкости и на балконе. На балкон могут бросить с верхних этажей незатушенный окурок, может залететь кусок неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта или клочок горящей бумаги. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар, и даже взрыв.

Так, где же лучше всего хранить нужные в хозяйстве, но легковоспламеняющиеся вещества? Верно! В специальных бутылках или банках в металлическом шкафчике и подальше от огня.

Какие ещё вещества легко загораются? Правильно! Сухая опавшая листва, высохшие трава, сено, промасленные тряпки, вата.
Вопросы по теме

1). Почему говорят: « В одном коробке сто пожаров»?

2). Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?

3). Почему во время пожара нужно стараться передвигаться нагнувшись?

4). Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?

5). По какому номеру нужно звонить при пожаре?

6). Каких качеств требует работа пожарного?

7). Где следует хранить горючие жидкости?

8). Где нужно хранить спички и зажигалки?

9). Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?

10). Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?

11). Можно ли во время пожара пользоваться лифтом?


Если пожар случился, то следует выполнять следующие правила.

Правило 1.

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или вылив ведро воды.



Правило 2.

Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану «01» или попроси об этом соседей.



Правило 3.

Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

Знает каждый гражданин

Этот номер -«01».

Если к вам придёт беда -

Позвони скорей туда.

А если нету телефона,

Позови людей с балкона.



Правило 4.

При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма!



Правило 5.

При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.



Правило 6.

Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.


Правило 7.

Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.


X. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
1). Можно ли играть со спичками?

2). Можно ли оставлять включённым утюг? Почему?

3). Кому можно пользоваться газовой плитой?

4). Можно ли сушить бельё над газом? Почему?

5). Можно ли жечь листву около дома?

6). Можно ли украшать ёлку в доме ватой и использовать бенгальские огни? Почему?

7). Что нужно делать, если вдруг начался пожар?

8). Как нужно передвигаться?

9). Можно ли открывать окна и двери во время пожара?

10). По какому телефону нужно звонить при пожаре?



ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ДЕТСКОГО САДА
Крупина М.М.,

учитель-логопед

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39,

г. Апшеронск, Краснодарский край


С каждым годом количество транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Но, к сожалению, в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма имеются проблемы, требующие научно- методического решения.

Детские сады и школы являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя на улице, тем меньше станет несчастных случаев.

Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения речи, где обучение и коррекция речи проходит согласно лексическим темам, интегрировала план по профилактике дорожно-транспортного травматизма в такие темы: «Мой город», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Профессии».


Цель работы: воспитание и обучение правилам дорожного движения через формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, сохранение жизни и здоровья.

Для осуществления заданной цели ставила перед собой задачи, которые вы видите на экране.

При выстраивании педагогического процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма учитывались следующие принципы:

- принцип воспитания

- принцип возрастной безопасности

- принцип взаимодействия «дети - дорожная среда»

Знакомя детей с правилами дорожного движения устанавливалась связь между всеми разделами, указанными в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и программе «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной (по направлению «Ребенок на улицах города»), Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «Программа обучения и воспитания детей с ОНР»;

- работа проводилась систематически с постепенным усложнением программных требований от одной возрастной группы к другой, с учетом индивидуальные особенности детей;

- воспитание в детях самостоятельности;

При построении своей работы учитывала 3 аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

- ребенок–пешеход;

- ребенок–пассажир городского транспорта;

- ребенок–водитель детских транспортных средств: велосипеда, самоката, санок и т.д.

Весь педагогический процесс вела в тесном контакте с воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по физической культуре, ГИБДД, ЮИД и родителями

Для решения поставленных задач мною организована предметно - развивающая среда в логопедической группе и в кабинете, основанная на принципах: целесообразности и рациональности, доступности и открытости, проектировании и построении окружающего мира.

Вся работа проходила по следующим этапам организации педагогического процесса:



Первый этап — подготовительный, уточнение представлений детей о правилах безопасности, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог.

Второй этап расширение первоначальных детских представлений о правилах безопасности дорожного движения через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике и частью других занятий, перекликающих с лексическими темами. Занятия проводились фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Работу по ПДД предусмотрела по всем разделам коррекции:

  1. Формирование лексико-грамматического строя речи;

  2. Развитие фонетико-фонематического слуха;

  3. Развитие связной речи;

  4. Обучение грамоте;

  5. Развитие общих речевых навыков;

  6. Развитие общей и мелкой моторики;

  7. Развитие психических процессов.

В группе и кабинете имеются макеты перекрестка с улицами. На индивидуальных и подгрупповых занятиях рассказывала детям о городе, улицах, светофорах (транспортных и пешеходных), переходах и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывала, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняла, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, на перекрестках и т.д. Параллельно проводилась работа по видам коррекционной деятельности, это как закрепления лексико-грамматических форм языка и связной речи, так и по обучению грамоте, и правильному звукопроизношению. На своих занятиях с дошкольниками, я использовала и новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

  • самостоятельную работу в альбомах по рисованию, формирующих и развивающих познавательные процессы детей;

  • интерактивный опрос;

  • коллективную деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Третий этап закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, проведения игр-драматизаций настольнопечатных и словесных игр, подвижных игр, логоритмики, познавательных викторин и КВН, театрализованных представлений и сказок.

Мероприятия по данному направлению проводятся в различных формах, где большая часть из них была иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой.



Четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности за свои поступки на улицах города. Проводилась совместная работа с ЮИД соседней школы, которая помогла детям расширить и закрепить знания по профилактике дорожно-транспортного травматизма, так как они обменивались информацией по ПДД с младшими школьниками в увлекательной форме.

Пятый этап – работа с родителями. Ведь чтобы предостеречь детей от опасности на улице, родители должны научить детей быть внимательными, а главное – не нарушать правила дорожного движения самим. Для этого ведется большая разъяснительная и обучающая работа. Были оформлены информационные стенды, буклеты для родителей. В интересной и увлекательной форме проводились родительские собрания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Очень интересно прошел совместный КВН «Наш друг светофор». Совместно с сотрудниками ГИБДД проводилась акция: «Ребенок - главный пассажир», «Внимание - дети», «Родитель - водитель».

Шестой этап — результативный. Сопоставив результаты обследования, проведенные в начале, и в конце года пришли к выводу, что мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма помогли повысить знания и навыки детей. Проведенная работа поможет детям:

- во-первых, применять на практике технику безопасного движения на дорогах, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций на улице;

- во-вторых - в опасных ситуациях контролировать свои эмоции и реакции, управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт в новые ситуации;

- в третьих - ребенок будет проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи;

- в четвертых - ребенок будет действовать в стандартных ситуациях на дороге уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Изменились не только качественные показатели знаний, умений и навыков, но и личностные характеристики самих детей, они стали легче вступать в контакт, конфликтные ситуации свелись к минимуму, дети научились договариваться между собой.



План-программа тематической недели по ПДД для детей 5 – 6лет

Дни
недели


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница