Раздел I. 3 Обеспечение национальной безопасности и поддержание политической стабильности в скфо 3



страница1/12
Дата15.07.2016
Размер2.77 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12





Системное противодействие угрозам политической стабильности в СКФО



Содержание:

Раздел I. 3

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СКФО 3

1.1. Технологии политической дестабилизации в СКФО 3

1.2. Угрозы политической стабильности России в СКФО и их источники 15

1.3. Субъекты угроз политической стабильности России в СКФО 41

1.4. Условия политической стабилизации в СКФО 45

1.5. Модель системного противодействия современным угрозам политической стабильности 53



Раздел II. 84

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СКФО 84

2.1. Новые факторы внешних и внутренних угроз политической стабильности России в СКФО, способы их предупреждения и нейтрализации 84

2.2. Модели противодействия политической дестабилизации (адаптивная и консервативная) 97

2.2.1. Адаптивная модель противодействия политической дестабилизации 97

2.2.2. Консервативная модель противодействия политической дестабилизации 107

2.3. Дезорганизация сетевых структур политического экстремизма на Северном Кавказе как источников трансграничных угроз политической стабильности России 120

2.4. Противодействие попыткам использования конфликтной политической мобилизации на Северном Кавказе в интересах местных этнополитических элит и внешних факторов 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 164

Раздел I.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В СКФО




1.1. Технологии политической дестабилизации в СКФО

Политическая стабильность определяется как состояние политической системы общества, при котором динамика политического процесса носит в целом мирный и предсказуемый характер и позволяет своевременно и эффективно реагировать на его изменения. Однако ясно, что в современных условиях такая политическая стабильность возникает на непродолжительное время, т.к. политический процесс часто сопровождается теми или иными внутренними или внешними искажениями в виде конфликтов, которые вызывают в нем экстремальность. С позиций социосинергетики предсказуемость принципиальных параметров развития любой политической системы возможна лишь до ее перехода в точки бифуркации. Исходя из данного подхода, говорить о долгосрочной политической стабильности, поддержание которой предусматривает только реагирование на возмущающие ее изменения, не приходится. В этой связи, очевидно, что критерии политической стабильности стоит дополнить. Думается, что залогом стабильности политических систем выступает не только реагирование на угрожающие и нежелательные для них перемены, но и упреждение подобных изменений. Поэтому как одна из задач обеспечения национальной безопасности поддержание политической стабильности общества предполагает выявление, контроль, предупреждение, парирование, снижение, локализацию, нейтрализацию и полное устранение любых форм ущерба развитию и устойчивому функционированию политической системы.

Исследование путей поддержания политической стабильности осуществляется в рамках нескольких подходов. В рамках институционализма, функционализма, структурализма и постструктурализма в политической науке в качестве условий и факторов поддержания политической стабильности исследователями выделялись легитимность политического режима1, доверие к власти2, общенациональный консенсус3, гражданский мир и межнациональное согласие4. Данные концепты использовались для обозначения различных аспектов поддержки элитными группами и всем обществом целей проводимого политического курса, вытекающей из соответствия данных целей жизненным потребностям населения, распространенным среди граждан политическим ценностям, традициям и нормам, баланса государственных и частных интересов, эффективности власти, соблюдения политических прав и свобод граждан, удовлетворительного социально-экономического положения большинства населения, минимального социального расслоения.

В число факторов и условий поддержания политической стабильности необходимо включить факторы и условия защиты национального суверенитета, выявленные в исследованиях национальной и экономической безопасности, информационного противоборства, стратегической стабильности. К этим факторам и условиям относятся: пограничная безопасность государства, противодействие экстремизму и терроризму, защищенность критической инфраструктуры страны в сфере государственного и военного управления, промышленности, энергетики, транспорта, финансов, массовой информации5; парирование угроз информационно-психологической борьбы6; система мер и действий стратегического (военно-политического) сдерживания7; государственные ресурсы и резервы нейтрализации внешнего экономического давления и ослабления; возможности диверсификации импорта и экспорта ресурсов, товаров, услуг и технологий; участие в международных экономических объединениях8.

Опасности и угрозы сохранению политической стабильности исследуются в рамках теории национальной безопасности. В ней изучаются основные закономерности формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности как целостной системы мер и действий по защите жизненно важных интересов граждан, общества и государства от деструктивных процессов9. Поддержание политической стабильности относится к внутреннему аспекту политической безопасности страны. Она заключается в развитии политической системы страны и ее институтов, способствующем: сохранению целостности и принципиальных параметров функционирования общества; эффективному регулированию политических процессов; защите суверенитета; сплочению социума в достижении общих целей10. При этом обеспечение политической стабильности предполагает поддержание устойчивости политических институтов и идейно-ценностной сферы, защиту основ конституционного строя государства от угроз дезорганизации, снижения эффективности механизмов власти и принимаемых в них решений, активизации экстремистских сил и политической дестабилизации, социального раскола, утраты целостности и вмешательства во внутренние дела страны11.

Направления и методы обеспечения политической стабильности формулируются в политической конфликтологии. В предмет ее исследования включается научное обоснование конструктивного воздействия на рассматриваемые в качестве угроз политической стабильности столкновения (внутригосударственные конфликты) разных уровней с целью их деэскалации, смягчения, контроля и решения12. Поддержание политической стабильности рассматривается как деятельность по регулированию (управлению) внутригосударственных конфликтов. Она предполагает организацию в рамках политической системы определенных институтов, реализацию процедур и практик регуляции повторяющихся конфликтов, а также предотвращение и предупреждение деструктивных, насильственных форм проявления столкновений.

Однако, учитывая рост значения внешних источников угроз политической стабильности, допустимо говорить, что для их нейтрализации деятельность по регулированию конфликтов наряду с мерами и действиями внутриполитического характера должна включать в себя комплекс мероприятий в области внешней политики.

Таким образом, поддержание политической стабильности – это система мер и действий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, направленная на обеспечение легитимности власти, сохранение внутреннего гражданского, межнационального и межконфессионального мира, территориальной целостности и защиту суверенитета на уровне регионов и в масштабе всей страны от различных форм дестабилизации.

В настоящее время в российском обществе сохраняются основания социальных, экономических, политических, этнических и иного рода противоречий, проявившихся, в частности, в столкновении на Манежной площади в декабре 2010 г., протестной активности населения в связи с состоявшимися в 2011 г. выборами в Государственную Думу Федерального Собрания России, терактах на Северном Кавказе. Одновременно в отношениях России и западных стран, несмотря на ряд позитивных подвижек, продолжают играть роль измерения межгосударственного соперничества, в которых вполне могут использоваться и технологии внутриполитической дестабилизации. В этой связи весьма актуальной становится разработка комплекса мер по противодействию угрозам политической стабильности России в целом и в ее важнейших стратегических регионах, в частности. Одним из таких регионов, имеющих стратегическое значение для будущего России, ее государственности, независимости, территориальной целостности является российский Северный Кавказ.

Безусловно, главным условием противодействия угрозам политической стабильности любой страны служит создание благополучного и уверенного в своем завтрашнем дне общества. Не случайно именно проблемам социальной, экономической, экологической, молодежной политики отводится значительное место как в официальных документах13, так и в исследованиях. Однако процессы модернизации в России еще не завершены, и духовные, идейные, социально-экономические и институциональные основания регулирования существующих общественных противоречий остаются пока слабыми и неустойчивыми.

Это также большая практико-политическая проблема. Эффективное применение подобных технологий должно носить комплексный характер, т.е. сочетать адекватные превентивные и ответные меры и действия, способствовать устранению факторов столкновений, воздействовать на организационные, информационные и психологические условия единства экстремистских, террористических и сепаратистских движений, их актива и лидеров. Наряду с этим, не стоит полностью игнорировать и комплекс предпосылок политической дестабилизации, вытекающих из этнополитических и межконфессиональных конфликтов на ее территории. В этом контексте, вполне осознавая, что политическая стабильность обеспечивается в основном за счет внутренних условий, а также укрепления международного сотрудничества, можно утверждать, что нуждаются в серьезном изучении сами технологии политической дестабилизации и механизмы противодействия им.

Системное противодействие современным угрозам политической стабильности – комплекс превентивных и оперативных мер и действий, реализуемых государством и негосударственными участниками обеспечения национальной безопасности для сохранения духовных основ общества, предупреждения, нейтрализации и пресечения действий сетевых экстремистских, сепаратистских и террористических структур, массовых акций политической дестабилизации, вмешательства во внутренние дела страны. Материальной основой защиты общества и государства от действий сетей экстремистских, сепаратистских и террористических сил является система противодействия современным угрозам политической стабильности. Формами системного противодействия современным угрозам политической стабильности являются меры по повышению устойчивости государства к деструктивному информационному воздействию, экономическому и военному ослаблению страны, обострению социально-политических противоречий в обществе и стратагемы противодействия внешним, внутренним и трансграничным угрозам. Важнейшее значение для повышения устойчивости страны к современным угрозам политической стабильности имеет защита и сохранение духовных, идейно-ценностных, культурных, образовательных и социально-экономических основ государства и общества. Фактически данные основы выступают главными гарантиями национальной безопасности страны, и государство, отказывающееся от своей ответственности и обязательств перед гражданами в этих сферах, подрывает политическую стабильность на наиболее глубоком уровне.

В современных условиях основными участниками внутригосударственных конфликтов и субъектами угроз политической стабильности и территориальной целостности Российского государства стали сетевые структуры – террористические, сепаратистские и экстремистские формирования. Учитывая особенности их функционирования и морфологии, борьбу с подобными сетями целесообразно осуществлять путем их дезорганизации в ходе всех этапов конфликта и в мирный период, однако оптимальное для этого время – до политической мобилизации и роста протестной активности населения в фазе формирования внутригосударственного столкновения. Дезорганизация сетей возможна по следующим направлениям: проведение информационно-психологических операций с целью подрыва идеологии, авторитета лидеров и актива экстремистских, сепаратистских и террористических организаций в благоприятно относящейся к ним социальной среде, убеждение участников сетей в бесперспективности их деятельности; оказание социально-экономической помощи категориям граждан, склонным поддерживать экстремистские требования; повышение поддержки обществом федеральной и региональной власти; кооперация с государствами-партнерами в борьбе с сетями и оказание экономического, дипломатического и иного рода давления на их спонсоров и актив; реализация мер в области антитеррористической, молодежной, пограничной, таможенной политики, контрразведывательной деятельности и финансовому мониторингу для изоляции сетей от источников материальных, денежных и людских ресурсов с последующей ликвидацией этих формирований.

Системное противодействие современным угрозам политической стабильности России предполагает, наряду с другими мерами, недопущение попыток проведения массовых акций политической дестабилизации в регионах Юга и полиэтничных мегаполисах нашей страны. Предупреждению массовых акций политической дестабилизации могут содействовать: региональная политика федерального Центра, предполагающая достижение реальных позитивных перемен в сфере борьбы с коррупцией в органах власти и управления субъектов РФ, стимулирование экономического роста, усиление транспортной, энергетической коммуникационной связности российских регионов, формирование надэтнической и надконфессиональной идентичности их населения, пропаганду идей толерантности; усиление политических позиций Центра на Северном Кавказе за счет деятельности системной оппозиции в республиках, формирования в них массовых движений и организаций в поддержку проводимых руководством страны преобразований; деятельность по дезорганизации националистических, исламистских движений, пресечение деструктивного использования ими современных средств связи и сети Интернет, повышение эффективности борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. Пресечение и нейтрализация попыток проведения массовых акций дестабилизации подразумевает: осуществление профилактических мероприятий в области противодействия современным угрозам политической стабильности (подрыв доверия населения к сетям экстремистов, сепаратистов и исламских радикалов с помощью информационных кампаний по нейтрализации внедряемых ими фреймов в молодежной среде, установление партнерства государства и общественных, бизнес-, этнических, религиозных организаций в этой области); локализацию возможных проявлений протестной активности мобилизованного населения (установление контроля над потенциальными местами проведения антиправительственных манифестаций, митингов, своевременная организация акций в поддержку действий федерального Центра).

Вместе с тем, следует отметить, что предпринимаемые Российским государством меры и действия по глубокому предупреждению этнополитических и межконфессиональных конфликтов на Северном Кавказе не дают существенных результатов: в настоящее время не только сохраняются, но и появляются новые узлы социально-экономических, политических и межэтнических противоречий, о чем свидетельствуют рост столкновений и протестной активности граждан. Основными поводами для нее становятся, в частности, проблемы легитимности выборов (антиправительственные митинги в декабре 2011 г. – марте 2012 г. в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре), межэтнических отношений и коррупции в правоохранительных органах (например, выступление на Манежной площади осенью 2010 г.), а также решения государственных органов в экологической сфере (строительство автомобильной трассы через Химкинский лес). Происходит устойчивый рост напряженности в отношениях между населением регионов Южного федерального округа и представителями иммиграционных сообществ из сопредельных РФ закавказских республик. В республиках Северного Кавказа сохраняется влияние и активность придерживающихся исламистской идеологии незаконных вооруженных формирований, что ведет к возобновлению в некоторых из этих регионов локального режима контртеррористической операции.

В России, как и в других странах, противодействие угрозам политической стабильности еще не оформилось в отдельное направление обеспечения национальной безопасности. Задача противодействия политической дестабилизации решается рядом структур федерального и регионального уровней. На уровне федерального Центра основные политические решения по противодействию политической дестабилизации принимаются Президентом РФ, полномочии которого в этой области обеспечиваются Советом Безопасности России и его аппаратом. В области профилактики и борьбы с террористическими угрозами существует специальный механизм межведомственной координации – Национальный антитеррористический комитет РФ и работающий в его рамках орган принятия оперативных решений – Федеральный штаб. Реализация полномочий по противодействию экстремизму возложена на Межведомственную комиссию по противодействию экстремизму в России – орган, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики, координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также организационно-методического руководства деятельностью в этой сфере. В число основных задач комиссии входит подготовка ежегодных докладов Президенту о проявлениях экстремизма в РФ, разработка мер по противодействию экстремизму и устранению способствующих ему причин и условий, а также разработка проектов концепций, стратегий, программ, планов и иных документов в этой области. Деятельность комиссии обеспечивается МВД РФ (Главным управлением по противодействию экстремизму)14.

На уровне регионов также налажено необходимое межведомственное взаимодействие – созданы координационные советы (совещания) при высших должностных лицах субъектов федерации по вопросам охраны правопорядка. Они включают руководителей прокуратур, территориальных органов ФСБ, МВД и других ведомств. Противодействие сепаратизму не имеет специального механизма межведомственной координации, реализация полномочий в этой сфере возлагается на все перечисленные структуры, а при необходимости к борьбе с незаконной сецессией привлекаются формирования Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ и других силовых ведомств.

Защита критической инфраструктуры, важных государственных объектов в РФ возлагается на структурные подразделения, территориальные органы и силы Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности. Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является одной из главных задач МЧС России. Взаимодействие с общественными движениями и организациями, направленное на пресечение провокационных акций радикальной оппозиции и экстремистов, осуществляется Администрацией Президента РФ. Также немалое внимание федеральными и региональными министерствами и ведомствами стало уделяться и профилактике экстремистских настроений в молодежной среде.

При решении задачи глубокого предупреждения угроз политической стабильности позитивное значение для России мог бы иметь опыт регулирования внутригосударственных конфликтов, принадлежащий зарубежным странам. Правительства многих из них достаточно умело проводят курс по поддержанию политической стабильности за счет управления возникающими кризисами в отношениях между группами разной этнической и религиозной идентичности. Опыт отдельных государств по глубокому предупреждению внутренних и трансграничных угроз, связанный с социально-экономическим развитием и выравниванием уровней развития регионов, также должен учитываться Россией, хотя, по всей видимости, данная практика во многом заимствована этими государствами у СССР. В то же время Россия может опираться на собственный более продуктивный опыт в области многостороннего сотрудничества с другими государствами в рамках международных организаций коллективной безопасности.

Так, Россия удерживает контроль над политической ситуацией в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах, не позволяя возникать масштабным зонам нестабильности в сопредельных странах. В рамках Организации Договора о коллективной безопасности развернуты силы оперативного реагирования со значительным российским компонентом, в задачи которых входит также проецирование стабильности в районы государств-участников ОДКБ, охваченные конфликтами. Осуществляется интенсивное взаимодействие России и государств-участников ШОС в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и другими трансграничными угрозами. Россией предложена концепция формирования антинаркотических и антитеррористических поясов безопасности вокруг территории Афганистана15, что может способствовать и противодействию финансированию исламистских организаций-субъектов террористических угроз. Кроме того Российская Федерация создает на постсоветском пространстве вокруг своей территории пояс добрососедства и сотрудничества в торгово-экономической, культурной и иных сферах, что может существенно снизить угрозы в отношениях с сопредельными странами16. Все эти направления деятельности целесообразно взаимно увязать друг с другом в единый комплекс мер по нейтрализации внутренних и внешних источников трансграничных угроз политической стабильности в СКФО.

В настоящее время в России складывается ситуация, при которой созданным ранее механизмам и формам регулирования внутренних конфликтов – этнополитических, конфессиональных, гражданских, – оказывается все труднее сдерживать и тем более устранять общественные противоречия. В условиях неадекватности данных способов предупреждения и смягчения конфликтов и появления новых измерений социальных противоречий в обеспечении безопасности Российского государства важнейшим направлением может стать системное противодействие современным угрозам политической стабильности. Его реализация в определенной мере позволила бы компенсировать неэффективность существующих способов глубокого предупреждения угроз политической стабильности до модернизации институтов и практик в этой области.

Противодействие современным угрозам политической стабильности России в СКФО в целом предполагает решение нескольких задач. Прежде всего, это защита идейно-ценностных (духовных) основ российского общества. Для решения этой задачи представляется необходимым: сформулировать основы интегративной идеологии и признанного большинством граждан страны проекта развития страны; воспрепятствовать дальнейшей фальсификации российской истории; создать условия для восстановления и сохранения в обществе влияния духовных ценностей; формировать положительное содержание образа России; выверено использовать нарратив для интерпретации происходящих в нашей стране и мире событий и процессов.

Другая задача противодействия современным угрозам политической стабильности РФ в СКФО – борьба с сетевыми организациями террористического, экстремистского и сепаратистского толка. Данная задача может быть наиболее эффективно решена за счет постоянной деятельности по дезорганизации данного рода сетей путем воздействия на их системообразующие факторы. Дезорганизация сетей предполагает реализацию комплекса мероприятий информационной, социальной, экономической, финансовой, таможенной, молодежной политики и мер в области обеспечения государственной безопасности в фазе формирования внутригосударственного конфликта с целью подрыва идеологии, делегитимации актива и лидеров этих формирований, их систем рекрутирования, финансирования, материально-технического и иного обеспечения.

Третья задача противодействия современным угрозам политической стабильности России в СКФО – это недопущение проведения масштабных акций дестабилизации обстановки на уровне регионов Южного и Северокавказского федеральных округов и крупных городов с многонациональным населением. В целом решению этой задачи может способствовать реализация как оперативных мероприятий по борьбе с субъектами угроз стабильности (националистическими и исламистскими структурами) и воспрепятствованию проведения массовых акций дестабилизации, так и политика по более глубокой интеграции южных регионов с другими территориями страны, а этнических и религиозных групп – в российское общество.

Четвертая задача противодействия современным угрозам политической стабильности России в СКФО – предупреждение и парирование внешних угроз РФ и реализации ее политики в регионах. Среди внешних факторов политической нестабильности России необходимо выделить межгосударственное соперничество за доступ к энергоресурсам и контроль над системами их транспортировки. Данное соперничество прямо затрагивает Россию как обладательницу значимых запасов энергетического сырья и претендующую на контроль над их транзитом в ближнем зарубежье державу, которая может стать объектом военного и экономического ослабления.


Каталог: files -> sprav
sprav -> Афанасьев, В. В
sprav -> О работе по импортозамещению в ОАО
sprav -> Содержание: Больницные учреждения
sprav -> Демографические и этнические проблемы Северного Кавказа и пути их решения
sprav -> Справочная информация по экономическим агентам ато гагаузия (Гагауз Ери), Республики Молдова
sprav -> Справка по итогам проведения пробного тестирования по русскому языку в форме егэ для выпускников 11 класса Цель
sprav -> Справочник, содержащий контактные телефоны и адреса органов внутренних дел (подразделений по борьбе с торговлей людьми), прокуратуры (закрепленных сотрудников) стран СНГ
sprav -> Кцоев александр ильясович г. Беслан рсо-алания пер. Пионерский д. 11 кв


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница