Работу Демидович Татьяна ученица 6 класса Денисова О. Н




Скачать 144.39 Kb.
Дата03.06.2016
Размер144.39 Kb.








Работу выполнила: Демидович Татьяна

ученица 6 класса

Руководитель: Денисова О.Н.

2012 год


Трансформация былинных героев в культурной динамике на материале отечественной анимации.

Актуальность данного исследования связывается мною с обращением к отечественной анимации, которая изначально стремилась к народным истокам, устойчивым представлениям о мире, где на первый план выступают такие свойства анимации, как доступность, яркость, зрелищность. Таким образом, в XX-XXI веке анимация оказывается в числе искусств, способных серьезно воздействовать на интеллектуально-духовную составляющую сознания, являясь одним из мощнейших средств коммуникации. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность избранной темы. Цель исследования: отслеживание трансформации былинных героев на материалах отечественной анимации.



Задачи:

познакомиться с отечественными мультипликационными фильмами;

сравнить содержание былин с их мультимедийной интерпретацией;

выяснить влияние мультипликационных фильмов на формирование патриотизма у школьников.

Когда нам на уроке литературы учительница объявила, что будем изучать русские былины, мы сразу же решили обрадовать О.Н. своими знаниями по этой теме. Кто из нас не смотрел анимационных фильмов с красочными и увлекательными историями о былинных богатырях? Поэтому все до одного подняли руку, желая поделиться своими «богатыми» знаниями, что бывает редко. Мы бы, наверное, говорили весь урок, но учительница остановила нас словами, которые всех очень удивили: «Дети, это не наши былины и не наши богатыри». «Почему не наши? Тогда какие же наши?» - хором спросили мы. «А вот какие наши русские былинные герои! - с гордостью ответила учительница и показала нам картину «Богатыри». «Это самая крупная, самая значительная картина великого русского художника Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа», - объяснила О.Н.

Я смотрела на ту картину, лихорадочно вспоминая, что я её или что-то похожее уже видела. И вдруг вспомнила: в мультфильме «Три богатыря»! Но там они какие- то не такие: смешные что ли? Что же, время выдвигает новых героев - "новых русских богатырей"...

Не в городе Муроме, не в селе Карачарове, даже и не в Москве белокаменной, а в славном городе Питере есть чудо-студия "Мельница". Не зерно толчет, не хлебы печет, а делает кино веселое: детям на радость, взрослым на потеху. Кино развеселое, все про богатырей русских...

Это - присказка, а теперь сказка.

Необходимость создания отечественных мультфильмов назрела давно. Американские "Короли Львы", "Аладдины" и "Шреки" уже давно и настойчиво вытесняют с прилавков, а также из детских сердец родных Василис, Матроскиных, Серых Шеек. И вот свершилось: первыми анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: "Алеша Попович и Тугарин Змей" (2004), "Добрыня Никитич и Змей Горыныч" (2006). Создание художественных произведений для детей на основе народных былин - задача достойная. И на первый взгляд, кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...

О том, как "братки" богатырями стали

Русский богатырь в традиционном представлении - это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это - идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. "Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша - все в степи да в чистом поле правили службу воинскую..." (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в "прежнюю" историческую эпоху, но наделяют их "современными" характерами. Таким образом "идеальный образ" разрушается, и богатырь становится "смешным».

О мультфильме

Добрыня Никитич - богатырь-змееборец русских былин.

Не перевелись еще богатыри на земле русской! И один из них — доблестный воин Добрыня Никитич, состоящий на службе у Князя Киевского. И, казалось бы, кому, как не Добрыне Никитичу, должен поручить Князь непростую задачу — спасти Забаву из когтистых лап похитившего ее Змея Горыныча? Но не отпускает Князь Добрыню на поиски племянницы.

Нелегко, ох нелегко придется Добрыне и его юному ученику Елисею. Тем более, что не знает Добрыня, и даже не догадывается, что Князь сам поставлен в безвыходное положение, и что он вовсе не заинтересован в возвращении племянницы.

Тяжкое испытание предстоит Добрыне — познать горечь предательства. Но не суждено будет сбыться злодейским планам — и даже коварная Баба Яга окажется бессильна перед прямым и честным Добрыней и другом его Елисеем!

Образ Змея-Горыныча также претерпел значительные изменения. Если в эпосе сталкиваются два противоположных начала – темное, выраженное в образе Змея Горыныча, и светлое, олицетворяемое русским богатырем Добрыней, то в анимации наблюдается обратная ситуация. Змей рассматривается здесь как персонаж во многом комический, мало того, он представлен старым боевым товарищем Добрыни.

Былина «Добрыня Никитич, его жена и Алёша Попович» в кратком изложении.

После многих удалых, но и кровавых подвигов Добрыня Никитич закручинился от раскаянья. Он обратился к матери с горькими словами упреков: лучше бы ты не рожала меня, я не убивал бы тогда неповинных душ, не сиротил малых детушек, не проливал крови понапрасну. Мать ответила ему со сдержанным достоинством: я и рада была бы, молвила Ефимья Александровна, «спородити» тебя «таланом-участью» в Илью Муромца, силой в Святогора-богатыря, смелостью в Алешу Поповича. Но ты, сын, других статей — таких, какие пожаловал Бог.

После этих слов, в стремлении побыть в одиночестве и развеять злую тоску, Добрыня оседлал коня и собрался в дорогу. Его проводили мать и молодая жена Настасья Никулична Стоя у правого стремени, она кротко спрашивала Добрыню, когда ждать его обратно домой. Муж наказал дожидаться его три года, а если к той поре не вернется, ждать еще три года.

Единственное условие, которое ставит при этом Добрыня, — ни в коем случае не выходить за его названого брата Алешу Поповича И вот мать и жена остаются в мучительном этом ожидании.

Так проходят шесть долгих лет. Добрыни нет. И единственную весть о нем привозит Алеша Попович: он сообщает, что Добрыня убит, что сам видел его простреленное тело в чистом поле. Добрыню горько оплакивают, а затем князь Владимир начинает заводить с молодой вдовой Настасьей речи о новом замужестве: «Ты поди замуж хоть за князя, хоть за боярина, / Хоть за русского могучего богатыря, / Хоть за смелого Алешу за Поповича».

Настасья низко кланяется и смиренно отвечает: она ждала мужа шесть лет, как он велел, но будет ждать еще шесть. Если Добрыня не вернется, она согласна выйти замуж во второй раз.

Проходит еще шесть лет. От Добрыни по-прежнему нет ни весточки. Князь Владимир возвращается к отложенному уговору. Настасья отвечает согласием — она выбирает из всех женихов Алешу Поповича.

Третий день идет свадебный пир, после чего предстоит узаконить брак венчанием в церкви. В это время Добрыня проезжает где-то у Царь-града. Конь под ним спотыкается, вызывая гнев богатыря. Однако верный конь отвечает человеческим голосом: он упреждает Добрыню, что сегодня должно состояться венчание Настасьи с Алешей Поповичем. Вскипевший от ярости Добрыня пришпоривает Бурка — и вот уже в одно мгновенье конь переносит его через горы и равнины, через реки и озера, проносится через ограду его старого терема и останавливается у самых дверей.

Без спросу и докладу Добрыня стремительно проходит в палаты к Ефимье Александровне и, перекрестившись, низко кланяется ей. Мать не узнает его после стольких лет разлуки. Вбежавшие следом слуги кричат, что неизвестный гонец ворвался без спросу. Гость рассказывает, что накануне встретился в Добрыней. Мать укоризненно говорит, что Добрыня давно убит и что Алеша Попович тому свидетель.

Не показывая волнения, гость передает наказ Добрыни узнать о его любимой жене. Мать отвечает, что сегодня Настасья венчается с Алешей Поповичем. Гость обращается с последней просьбой — также ссылаясь на завет Добрыни: дать ему хозяйское скоморошеское платье и яровчатые гусли.

Переодевшись скоморохом, Добрыня Никитич идет на княжеский двор и проходит прямо к буйному застолью. Недовольный его непочтительностью князь хмуро указывает ему место за печкой среди скоморохов. Добрыня ударяет по струнам, и мелодия завораживает всех присутствующих. Все на пиру замолкают и слушают. В благодарность незнакомца приглашают пересесть из угла за княжеский стол. Сам Владимир предлагает гусляру выбрать любое из трех почетных мест: «Первое место — сядь подле меня, / Другое место — супротив меня, / Третье место — куда сам захошь».

Гость выбирает третье — садится на скамью прямо напротив молодой новобрачной, просит поднести ему чару вина, опускает в нее свой золотой перстень и протягивает чару Настасье, прося ее непременно выпить до дна.

Настасья выпивает чару единым духом и узнает обручальное кольцо мужа. Тогда она решительно заявляет на весь пир: «Ведь не тот мой муж, да кой подле меня, / А тот мой муж, кой супротив меня: / Сидит мой муж да на скамеечке, / Он подносит мне-то чару зелена вина».

Настасья выбегает из-за стола, падает мужу в ноги и просит простить ее. Добрыня снисходительно отвечает, что готов извинить ее короткий женский разум, но его дивят князь и княгиня, сосватавшие жену при живом муже. Владимир со стыдом признается в своей оплошности. За ним просит о прощенье у названого брата Алеша Попович. Но Добрыня не спешит с прощеньем. Он досадует не столько на любовь Алеши к Настастье, сколько на обман — на то, что Алеша привозил весть о его смерти и заставил горевать о нем мать и жену как о погибшем. «Так по этой вине, братец, тебя не прощу», — заключает Добрыня и задает лукавому Алеше богатырскую трепку. Так бесславно заканчивается эта женитьба для Поповича.

Добрыня же с Настасьей в мире и согласии возвращаются домой к матери.

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то "мультипликационный" как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть... В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша "по простоте душевной" использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же "нечаянно", сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, "хотел как лучше, а получилось...". Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: "Что же это я как вор?!" - и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.

Надо сказать, что сам былинный эпос, наряду с трагичностью, отличается ярко выраженными пародийными чертами. Жаль только, что автор сценария фильма про Алешу и Тугарина явно не читал «Былины», чьи тексты содержат массу интереснейших образов и сюжетных линий. Чтобы не показаться голословной, познакомлю с небольшим переложением (весьма близко к тексту) былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

“Алеша Попович и Тугарин Змеевич”. (А. Н. Фанталов, 1994).

В славном городе Ростове у попа Левонтия родился сынок Алеша. Как вошел Алешенька в возраст, стал он с соседскими ребятами играть. Кого за руку схватит - руку выдернет, кого за ногу схватит – ногу выдернет. Левонтий уж и не рад, что такой сын у него. Решил тогда Алеша ив Ростова уехать, богатырской славы себе поискать. Выехал он не один, с другом Екимом Ивановичем.

Вот видят: лежат в поле три дороги широкие, а промежь них бел горюч камень стоит. Алеша Попович говорит: "Братец Еким Иванович! Ты грамоту лучше меня разумеешь, посмотри-ка, что на камне написано. Прочитал Еким: первая дорога в Муром лежит, другая в Чернигов-град, третья к стольному Киеву, к ласковому князю Владимиру. Подумали богатыри и решили в Киев ехать.

Подъезжают они к Сафат-реке. Идет им навстречу калика перехожая. "Эх, добры молодцы, не езжайте вы к Киеву. Встретится вам Тугарин Змеевич. В вышину Тугарин трех сажень, промежь глаз каленая стрела умещается. Конь под ним как лютый зверь, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом валит!

Не испугались богатыри. Попросил Алеша у калики его платье, переоделся, взял шелепугу подорожную и пошел за Сафат-реку. Завидел его Тугарин, заревел зычным голосом: "Эй ты, калика перехожая! Не слыхал ли ты про молодого Алешу Поповича? Я бы его копьем заколол и огнем спалил!" - "Будь здоров, Тугарин Змеевич млад! Подъедь поближе ко мне; стар я, глух, не слышу, что ты мне приказываешь".

Подъехал тот к Алеше, хотел гаркнуть ему в самое ухо. Ударил тогда богатырь Тугарина шелепугой по голове и упал злодей на сырую землю. Переоделся Алеша в его платье цветное, самого к седлу приторочил и едет себе назад. Увидел их Еким Иванович, показалось ему, что это Тугарин, кинул он палицу боевую в тридцать пудов - выбил всадника из седла черкесского. Подбежал Еким, хочет пороть груди белые, глядь - а это Алеша Попович. Испугался молодец, что убил своего братца крестового, стал его трясти и качать, потом пития заморские подавал. Насилу встал Алеша. Сели богатыри на добрых коней и поехали в Киев.

Как приехали они на княжеский двор, слуги заохали, стали Тугарина развязывать, в чувство приводить. Прошли Алеша Попович и Еким Иванович прямо в княжьи палаты, кланяются Спасову образу, бьет челом князю Владимиру. Хотел Владимир Святославович их на почетное место посадить, да Алеша скромное местечко на полатях выбрал. Сидит, ест, да пьет.

Малое время спустя, двери в гридню отворяются - вносят Тугарина Змеевича на доске красного золота двенадцать могучих богатырей. Русскому богу Тугарин не кланяется, князю Владимиру челом не бьет. Садится прямо между ним и княгиней Апраксией.

Удивился тут Алеша, спрашивает: "Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что промежь вас чудо поганое уселось? Как же ты такому быть позволяешь? " Молчит Владимир, глаза тупит. А Тугарин почернел, как осенняя ночь, Алеша стал, как светел месяц. Тут повара были догадливы, вносят яства сахарные, пития медовые. Стали все есть, пить, прохлаждаться. А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест - по целой ковриге монастырской за щеку мечет и нечестно вино пьет - по целой чаше охлестывает. Говорит Алеша опять: "Вот, у моего сударя-батюшки ростовского попа Левонтия старая собачища, таскалась она под столом и костью подавилась. Я взял ее за хвост, под гору махнул - и с Тугариным то же будет.

Выдернул Тугарин булатный нож, метнул в Алешу, да тот увернулся. Подхватил нож Еким Иванович, говорит: "Братец мой названый, сам бросишь в собаку Тугарина или мне велишь? - "И сам не брошу и тебе не велю. Завтра в чистом поле с ним переведаюсь".

Тут вскочили все князья и бояре и все за Тугарина об заклад бьются. Князья кладут по сто рублей, бояре по пятьдесят. Тут случились гости торговые, подписывают три своих корабля под Тугарина Змеевича. А за Алешу стоит один владыка черниговский.

Вышел Тугарин в чисто поле, садился на своего коня, поднялся на крыльях бумажных в поднебесье - всю ночь летал, злился. А Алеша Попович всю ночь богу молился и пресвятой Богородице, чтобы послали они тучу с дождем. Дал бог тучу с дождем и градом, полмочила она коню Тугарина крылья бумажные.


Вот наутро выезжает Алеша в чисто поле. А навстречу ему Тугарин Змеевич. Вокруг него змеи огненные оплетаются, конь под ним, будто лютый зверь. Заревел злодей зычным голосом: "Хочешь, Алеша, я тебя копьем заколю, хочешь - конем стопчу. А хочешь - так огнем опалю?" Хитер был Алеша Левонтьевич; Говорит: "Что же ты Тугарин, слова не держишь? Уговорились мы с тобой один на один биться. Почему же за тобой сила несметная стоит?" Удавился Тугарин, обернулся назад. Тут Алеша подскочил к нему и одним махом голову срубил. Пала та, как пивной котел.

Взял богатырь голову Тугарина, привязал к доброму коню и привез в Киев. Владимир-князь обрадовался, сажал Алешу за богатые столы. "Живи - говорит в Киеве, служи мне, князю, верой и правдой".

А княгиня Апраксия долго еще Алеше пеняла, что разлучил он ее с другом милым, молодим змеем Тугаретиным.

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон "мультипликационного" богатыря: "Я понятно объясняю?", "Упал - отжался". Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не несёт службу на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет "любой каприз".

Добрыня в мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие "богатыри" многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, "ментами", "братками", которые удивительным образом похожи на "новых русских богатырей". Что же, время выдвигает новых героев...

Былину пишет... осел

Теперь несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть, так же как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а, может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много. Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти "герои" попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к "маленьким человеческим слабостям", а вот к чему уж нужно относиться непримиримо - так это к физической немощи.

Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи: то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека нет.

На сцене появился грозный и могучий дядька Святогор. Герои в шоке, зрители в трепете - всё пучком! Святогор разоблачился, снял доспехи, и мы увидели немощного старика, засыпающего на полуслове. Герои в недоумении, зрители в восторге! И что? И ничего. Преподнеси Святогор своим необычным появлением гостям урок: мол, не сила красит богатыря, а хитрость смекалка и ловкость - то было бы ещё терпимо. Возможно, так и было. Однако проверить да закрепить полученные знания на практике оказалось, не судьба. Тугарина Алёша вознамерился одолеть врукопашную. Урок не пошёл впрок для главного героя. Это плохо. Хорошо ситуацию спасли, дед, бабка, да ослик Моисей, врезав телегой по лицу всенародного ига.

Если былинный образ богатырского коня, выступающего в качестве верного друга и соратника своего хозяина, отвечает смысловой характеристике мифического существа (скакуна, запряжённого в колесницу Перуна, крылатого Пегаса и т.д.), то в фильмах студии «Мельница» лишь конь Ильи Муромца соответствует своему прототипу. Что же касается других богатырей, то у Добрыни Никитича вместо коня мы видим верблюда, а у Алёши Поповича – ослика.

Богатырь-великан Святогор

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один человек-великан — Святогор.

Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем.

Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Былину пишет... осел

Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с "уставными" буквами, и вдруг - то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет... осел.

Над чем смеетесь?..

Можно не сомневаться: урок исковерканной нравственности дети усвоят на "отлично". Многие из нас ведь не поймут, над чем смеются, а когда поймут, то уже поздно будет. Самое опасное в новых "богатырских" фильмах то, что они учат нас, детей, насмехаться над тем, что свято, утверждая простую истину, что ничего святого уже нет. Кстати, уже снят новый фильм из "богатырской трилогии". На этот раз об Илье Муромце, который, как известно, канонизирован Православной церковью. Мощи этого святого покоятся в Киево-Печерской лавре.

К лику святых причислен и князь Владимир, крестивший Русь, сделавший много для укрепления древнерусского государства, которого при жизни народ величал Красно Солнышко. Но в мультфильмах он предстает перед нами в образе лукавого правителя, стремящегося к личному обогащению любой ценой, нарушая княжеское слово, выдавая родную племянницу замуж за богача против ее воли. Правда, о князе Владимире недавно снят и отдельный мультфильм, о котором стоило бы сказать особо, не примешивая к "богатырским" хитам. Но поскольку во всех трех фильмах мы имеем дело с материалом по истории Руси, было бы неправильно не отметить фильм, который во многом может служить образцом современной отечественной мультипликации. "Князь Владимир", в отличие от фильмов про богатырей, снят на другой киностудии. "Князь Владимир" - фильм не комедийный, а по жанру скорее напоминает историческую драму. Да вот беда, почему-то история о князе заканчивается на том, что он только собирается ехать в Византию принимать крещение

К сожалению, кино сегодня из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в селе, где книги стоят дорого, а до театров и музеев не доберешься. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества наших детей, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба страны совершенно безразлична.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница