Рабочая учебная программа по русскому языку и литературе лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»




страница1/3
Дата13.08.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор НИУ ВШЭ

________________/В. В. Башев/

«____» __________________ 2015 г.




Программа учебного предмета
Русский язык и литература

(Словесность, базовый уровень)

Автор(ы):

М.В. Чубукова, С.А. Шаповал





  1. Пояснительная записка

Программа «Русский язык и литература. Базовый курс. 10-11 классы», именуемая в учебном расписании также как «Словесность», ориентирована на школьников, получающих среднее (полное) общее образование в рамках специального подразделения высшей школы. Настоящая Программа составлена для Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и может быть использована в работе Распределенного лицея НИУ ВШЭ и других учебных коллективов, разделяющих изложенные в Пояснительной записке принципы. Программа может быть использована также в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС основного (полного) среднего образования второго поколения, поскольку представляет собой пионерский опыт практической реализации установок ФГОС в учебном процессе старшей школы. Программа позволяет обучающимся осознать язык, литературу и культуру как единое целое в историческом и современном контексте и направлена на изучение текстов, в которых и отражено это единство. При составлении программы предусматривалась преемственность традиций преподавания словесности в российской школе, что проявилось 1) в сохранении массива традиционно изучаемых в старшей школе художественных текстов, 2) в рассмотрении языка и литературы как фундамента, обеспечивающего культурное единство и национальную идентичность, как источника для развития личности. Программа соответствует Кодификаторам элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку и по литературе1 и отражает базовый уровень для подготовки к ЕГЭ по соответствующим предметам.

Программа включает разделы:

1. Пояснительная записка,

2. Общая характеристика учебного предмета,

3. Место предмета в учебном плане,

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,

5. Содержание учебного предмета,

6. Тематическое планирование (с указанием количества часов по разделам курса,

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (Перечни для преподавателя),

8. Развитие у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Новизна программы заключается в методически новом подходе к прочтению текстов русской классики, связанном с уже состоявшимся в науке объединением на новых основаниях лингвистических и литературоведческих исследований и с назревшей в школьной практике необходимостью объединить в сознании обучающихся язык, речевую деятельность и литературу как продукт речемыслительной деятельности, продемонстрировав их взаимообусловленность и взаимозависимость. Имея на каждом этапе обучения в качестве главного объекта рассмотрения отдельные программные тексты, обучающийся обращается к прочим программным текстам с целью сравнения их и сопоставления по разным языковым и литературоведческим основаниям.

Курс предполагает работу с текстами разных типов и обеспечение компетенций, связанных с анализом и синтезом текстов на фоне развития широкого кругозора в области русской словесности и общечеловеческой идейно-нравственной культуры. В соответствии с ФГОС изучение курса «Русский язык и литература» (базовый уровень) обеспечивает:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.2

В методических пособиях по организацииобучения в системе Международного бакалавриата, программы которого оказали влияние на разработку ФГОС, обоснованы следующие цели программы по литературе:

– научить занимать разные позиции: читательскую и аналитическую;

– развить навыки устной и письменной коммуникации, освоить различные стили устной и письменной речи и обучить их использованию в различных ситуациях;

– познакомить учеников с литературой разных эпох, жанров, стилей;

– расширить представление о мире через изучение произведений других культур;

– познакомить с подходами к изучению литературы, дающими возможность осознать наличие взаимосвязей между различными произведениями;

– научить детельному анализу художественных произведений;

– содействовать тому, чтобы интерес к литературе сохранился на протяжении всей жизни3.

Программа изучения курса в 10 классе ориентирована на формирование у обучающихся представлений о тексте как продукте осмысленной и/или творческой эстетической деятельности и предполагает прежде всего прагматический подход к тексту, ориентирующий на осознание 1) ситуации возникновения и бытования текста – ситуации общения (коммуникации) и ее контекстов, 2) целей и эффектов, достигаемых текстом и в тексте, 3) средств, которыми создается форма и содержание текста и коммуникации, 4) целей, задач, места и роли адресата и адресанта текста, 5) места и роли конкретного текста в жизни обучающегося и культуре. Наряду с осознанием практической значимости и возможностей текстов задачей курса является формирование у обучающихся понимания, что существование текстов возможно в связи с постоянным развитием языковой системы в процессе речевой и социокультурной деятельности человека, что зафиксировано в развитии жанровых форм, стилистическом разнообразии.

В первый год двухгодичного курса по установившейся в российской школе традиции пристальному изучению подлежат художественные тексты русской классики второй половины XIX века. Понимание их идейно-эстетического содержания ориентирует школьника на осознание самоценности художественных текстов. В программу включено изучение текстов иных функциональных стилей: официально-делового, публицистического, бытового, сетевого, что позволяет, сравнивая, лучше осознать специфику художественного текста и сформировать у обучающихся умения и навыки работы с разными текстами разных функциональных стилей, способность создавать собственные тексты, отвечающие заранее известным условиям.

В 11 классе программа предполагает расширение полученных в 10 классе знаний, умений и навыков и формирование у обучающегося социокультурного, отчасти философского подхода к текстам, который, преодолевая узкие прагматические цели обращения к тексту, языку, речи, позволяет обучающимся глубоко и ситуационно широко понять текст, оценить его и сформулировать свое отношение к нему. В 11 классе особое место уделяется осознанию динамики языка и речи, вариативности форм и способов представления содержания (по-новому затрагиваются вопросы языковой синонимии, антонимии, многозначности, параллелизма форм и конструкций, повторов), композиционному многообразию и языковым моделям разных уровней, множественности контекстов и интерпретаций, стилистическим, социально обусловленным и гендерным аспектам речи и текстов.

Традиционной областью синтеза языкового и литературоведческого аспектов являются исследования художественной речи. Особой филологической наукой «на стыке», близкой к языкознанию и литературоведению, но вместе с тем отличной от того и от другого (В.В. Виноградов) является лингвистическая поэтика – она решает задачу, которую в свое время ставил перед литературоведами Л.В. Щерба: он подчеркивал, что лингвистический анализ «должны уметь делать и литературоведы, так как не могут же они довольствоваться интуицией и рассуждать об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста».

В точке лингвистической поэтики сходятся и интересы филологии как науки «при тексте», призванной прояснять его содержание (С.С. Аверинцев), и задачи рецептивной эстетики, стремящейся сделать феномены рецепции менее субъективными (X.Р. Яусс и др.) и методы психологии искусства Л.С. Выготского: «В том, как автор рассказывает эти события, каким языком, каким тоном, как выбирает слова, как строит сцены, описывает ли он сцены или дает краткое изложение их итогов, приводит ли он непосредственно дневники или диалоги своих героев или просто знакомит нас с протекшим событием, – во всем этом сказывается тоже художественная разработка темы…». Лингвопоэтический анализ художественного текста преодолевает недостатки как «содержанизма», недооценивающего форму, так и «формализма», не видящего за формой психологического или эстетического содержания, и позволяет пройти «между Сциллой штампа и Харибдой произвола» (Э.В. Ильенков), привести к пониманию взаимозависимости формы и содержания конкретного текста.

Программа 11 класса базируется на классических текстах первой половины XX века, включает (на выбор учителя) тексты второй половины XX века и современные. В программе 11 класса сделана попытка синтезировать единое пространство русской литературы – показать перекличку вопросов и ответов, проблем, образов, характеров, приемов и т.п. на протяжении веков. «Прошлое и настоящее так же связуются через традицию, как вопрос и ответ – не повторяя, но предполагая друг друга: традиция – это даль общения, а не груз наследия...» (М.Н. Эпштейн). Для этого при изучении произведений ХХ века всюду, где это возможно, предложены параллели из литературы XIX века. В методическом смысле такое построение программы будет помогать повторению курса перед экзаменационными испытаниями.

С психолого-педагогической точки зрения сопоставление двух текстов с преимущественным вниманием к тому, как более позднее «отвечает на вопросы», заданные более ранним, означает воплощение принципа ретроспекции. Выбор данного принципа позволяет дополнительно связать лингвистическую и литературоведческую сферы, т.к. ретроспекция на уровне текста (И.Р. Гальрерин) и на уровне культуры (М.Л. Гаспаров, М.Н. Эпштейн) изоморфны.

Предполагается, что обучающиеся 10-го класса к началу обучения знакомы с массивом крупных избранных прецедентных художественных текстов конца XVIII и XIX века (прочли летом в соответствии со Списком литературы для чтения летом), в который входят:

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова»; поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор», повесть «Шинель», поэма «Мертвые души»

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Н.С. Лесков. Сказ «Левша», повесть «Леди Макбет Мценского уезда»

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», Пьеса «Вишневый сад».

Обучающиеся 11 класса должны быть знакомы с отдельными текстами XX века и выбранными учителем текстами XXI века, в соответствии с Кодификатором ЕГЭ по литературе:

А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет»

И.Бунин. Цикл рассказов «Темные аллеи»

М. Горький. Пьеса «На дне»

Е.Замятин. «Мы»

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

А.П. Платонов. «Котлован»

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

Исполнение выдвинутого требования позволяет сравнивать и сопоставлять тексты и тем самым лучше постигать теорию.

В целом в программе заложена работа по формированию понимания процесса взаимосвязи формы и смысла, предполагающая

1) при анализе чужого текста формирование способности воспринимать и понимать (декодировать) текст в соответствии с контекстом, вписывать полученную информацию (в т.ч. и эмоционально-чувственную) в собственную картину мира, при необходимости расширяя ее;

2) при создании собственного текста отработку таких этапов тексто- и смыслообразования, как замысел с учетом цели и контекста(ов), планирование, реализация замысла посредством выбора языковых средств всех уровней, редактирование и рефлексия (самостоятельная оценка продукта).

На протяжении всего курса формируется представление о языковой норме и узусе посредством, во-первых, предъявления эталонных высказываний и текстов, во-вторых, по-разному и по разным причинам отклоняющихся от нормы образцов речи. Обучающимся предоставляется возможность по-новому взглянуть на родной язык, его возможности, осознать себя как языковую личность. К концу курса обучающихся необходимо подвести к идее условной дискретности научных представлений о языке, речи, литературе, к пониманию единства языковой и социокультурной реальности, к осознанию постоянного развития языка и литературы, изменчивости речи, к осознанию, что каждый человек вносит свой вклад в развитие языка и культуры как носитель языка, читатель и создатель текстов, что он ответственен за состояние русского языка и культуры, как российской, так и мировой.

Практическая грамотность обучающихся поддерживается через систему

1. тренинговых мероприятий, заложенных в LMS;

2. обращений к таблицам по русскому языку, лингвистике, истории и теории литературы;

3. диктантов, изложений и сочинений.

Переводные тексты и небольшие фрагменты на иностранном языке включаются в программу для осознания места и роли русского языка и русской литературы в мире, соприкосновения с идеями билингвизма, гражданственности, толерантности.

Одним из источников организации единого курса являются также международные программы оценивания компетентности. В официально действующей Программе развития образования до 2020 года планируется участие России в следующих мероприятиях: «Будет продолжено участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRLS, TIMSS, PISA; Российская Федерация включится в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS (с 2013 года), оценку граждановедческой компетенции ICCS (с 2014 года), оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO (с 2013 года), оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (с 2013 года)4.

Участие в программе PISA считается одним из самых важных, т. к. она посвящена функциональной грамотности, в отношении языка и литературы – грамотности чтения. Это полностью отвечает задачам отечественного образования: в соответствии с духом и логикой нового ФГОС главное место среди метаумений занимает умение грамотно воспринимать информацию и понимать читаемое; навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Читательская грамотность (reading literacy), проверяемая в диагностиках PISA, –это «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»5.

Настоящая Программа имеет в виду формат сегодняшней итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ по русскому языку, ЕГЭ по литературе, сочинение), но одновременно ориентируется на возможные изменения в формах итоговой аттестации, что позволяет быстро и качественно адаптироваться к любой форме аттестации. Так, предлагаются различные способы работы с материалом на этапах осмысления, переработки и создания формирующих и суммативных работ.

Формирующая работа – работа обучающегося, подлежащая контролю со стороны учителя. Может быть оценена учителем или обучающимся на основе рубрики для оценивания. Служит цели формирования отдельных определенных знаний, умений навыков и компетенций.

Суммативная работа – работа обучающегося, являющаяся констатирующей, контрольной финальной на этапе формирования отдельных определенных знаний, умений и навыков.

Программу поддерживают материалы:

А. помогающие учителю организовать образовательную деятельность:

1. Учебно-тематическое планирование.

2. Список литературы для чтения летом.

3.Перечень (с аннотациями) возможных форм деятельности на уроках словесности.

4. Разработанные практикумы.

5. Заложенные в LMS тесты и тренинги.

6. Избыточный сборник текстов для диктантов и изложений.

7. Избыточная хрестоматия с фрагментами русской классики и вопросами к ним, ориентирующими на анализ.

8. Методические рекомендации.

9. Методические разработки.

10. Список ссылок на публикации «сегодняшнего дня», которые могут быть использованы как текстовый материал для урока. (Подлежит непрерывному обновлению.)

Б. актуализующие и расширяющие компетентности учителя:

1. Список литературы для учителя.

2. Список ссылок на электронные справочные ресурсы.

3. Список городских и общероссийских мероприятий, ориентированных на поддержку введения ФГОС второго поколения в старшей школе.

Трудности и риски в реализации программы связаны с обозначением нового по сравнению с прежними программами по русскому языку и литературе фокуса обучения и в изменением позиций учащегося и учителя в отношении друг к другу и изучаемому материалу.

Программа сфокусирована на тексте в широком смысле слова (при наибольшем внимании к тексту художественному), его прочтении и создании, характеризуется смещением акцента с конкретных текстов и их нюансов на текст вообще и закономерности его построения, восприятия и продуцирования.. Историко-культурный аспект, традиционно сопутствующий изучению литературы XIX-XX вв., редуцирован, но поднят в разделах Текст и история. Историко-культурный контекст литературы второй половины XIX века. (10 класс) и Периодизация русской литературы (11 класс) и, конечно, имеется в виду при изучении прочих разделов курса.

Программа ориентирует на обсуждение ключевых вопросов культурной истории в контексте личного выбора каждого. Так, острота постановки некоторых вопросов в сфере «литература и жизнь» (например, при обсуждении повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», политической статьи «Сумбур вместо музыки» 1936 г. или постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» 1946 г.) свидетельствует не только об объективно общем контексте процессов в музыкальной и литературной жизни, но и о субъективной необходимости каждого человека в любом поколении искать ответы на общественно значимые вопросы, определять позиции, делать свой выбор и уметь его защищать. Полемика XIX в. между представителями «чистого искусства», с одной стороны, и «гражданской поэзии», с другой, – не частный вопрос истории литературы: его решает для себя каждый, кто собирается обращаться к эстетической сфере.

Изменение взаимоотношений учащегося и учителя при изучении курса должно быть вызвано постоянно решаемой учителем задачей демонстрировать учащимся, что все мы являемся свидетелями и участниками разворачивающегося во времени и пространстве дискурса, что любой человек обладает некоторым речемыслительным опытом и может выступать в качестве эксперта, с одной стороны, а с другой стороны, этот опыт объективно не может быть полон, поэтому целесообразно научиться обращаться для получения информации и экспертных оценок к учителям, одноклассникам, учебниками, сети и пр,, а также уметь учитывать полученные знания при отработке умений и навыков в форме осмысленной деятельности, организованной при участии учителя или самостоятельно.

Перспективы развития программы прежде всего связаны с возможностями включения в курс популяризированных достижений филологической науки последних десятилетий, с осмыслением целей и задач современной быстроменяющейся школы, а также с изменениями в сфере организации среднего образования, касающимися форм итоговой аттестации, количества отводимых на предмет аудиторных часов, рекомендуемых межпредметных связей.



  1. Общая характеристика учебного предмета

ФГОС старшей школы не делит курс на два предмета, что учтено при разработке программ единого крса «Русский язык и литература», однако общую характеристику каждого из предметов целесообразно представить по отдельности, как это сделано при определении фундаментального ядра содержания школьного образования6.



Русский язык

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. Основные цели изучения русского языка в школе:

формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения; ·

овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций7.

Литература

Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания. Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором. Дисциплина дает знания о памятниках отечественной и мировой литературы и фольклора, на их материале школьник учится воспринимать особенности художественного произведения как осуществления авторского творческого замысла, развивает навыки восприятия художественных явлений и вкус к размышлению над прочитанным. Представления о памятниках древней литературы, знание истории новой и новейшей литературы в главнейших именах, событиях, фактах, о литературном процессе и писателях «второго ряда», сведения об этапах и периодах развития литературы, литературных направлениях и школах способствуют восприятию истории литературы в общем контексте отечественной и мировой истории, пониманию художественного, нравственно-философского и общественного значения литературы. <...>

В структурировании материала учитываются хронологический, проблемно-тематический и жанровый принципы. Понимать литературу как вид искусства в соотношении и взаимосвязи с другими видами искусства (музыкой, театром, живописью, кино) помогают опыт анализа и интерпретации художественного произведения как художественного целого, концептуальное осмысление его в этой целостности и взаимосвязях с культурной средой, взгляд на его поэтику как на воплощение своеобразия авторской личности и художественных тенденций эпохи. Обращение к междисциплинарным, общегуманитарным категориям (личность, культура, миф, картина мира, эстетическая и художественная ценность, катарсис и др.) развивает представление о критериях художественности, о классике, об уровнях и рядах литературы (массовая, беллетристика и др.), формирует литературный вкус. Знания о предмете, задачах и методах науки о литературе углубляются посредством приобщения учащихся к пониманию жанров, типов и методов литературоведческих исследований (текстологических, комментаторских, биографических, библиографических, историко-литературных, критических, интерпретационных); общими сведениями по источниковедению (исторические, эпистолярные, мемуарные и другие источники), об истории книги, о крупнейших библиотеках, книжных и рукописных собраниях. Умение различать основные типы изданий литературных памятников (академические, научные, авторские, массовые) необходимо при работе школьников с комментариями и справочным аппаратом, основными литературоведческими энциклопедиями, словарями и справочниками8.

ФГОС старшей школы предусматривает обучение русскому языку и литературе в рамках единого предмета, в соответствии с чем требования к результату являются общими. Параллельное обращение к лингвистической и литературоведческой области, к языковому значению, речевому (и духовному) смыслу происходит в процессе чтения и понимания любого текста, в том числе художественного. Изучение курса «Русский язык и литература» (базовый уровень) в совокупности обеспечивает:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы9.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница