Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве» для ПрОП




Скачать 238.92 Kb.
Дата16.07.2016
Размер238.92 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра литературы и методики ее преподавания



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве»

для ПрОП: 44.03.01 – Педагогическое образование.

Профиль: Филологическое образование   («Русский язык и литература», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика», «Русский язык и иностранный (английский) язык»)

по циклу: Б.1 – Профессиональный цикл.

Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.


Очная форма обучения

Курс – 3


Семестр – 5

Объем в часах всего – 36

в т.ч.: лекции – 8

практические занятия – 16

самостоятельная работа – 12

Зачёт – 5 семестр




Заочная форма обучения

Курс – 3


Семестр – 5

Объем в часах всего – 72

в т.ч.: лекции – 4

практические занятия – 6

самостоятельная работа – 62

Зачёт – 5 семестр







Екатеринбург 2016


Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве»



ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2015. – 15 с.

Составитель:

Багдасарян О. Ю., кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ,

Протокол от № 10 от 29 июня 2016 г.


Составитель _______________ О. Ю. Багдасарян
Зав. кафедрой А.В. Тагильцев
Директор ИФК и МКН.А. Воробьева



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




    1. Наименование: Дисциплина по выбору «Человек и мир в киноискусстве».

    2. Цели и задачи: На сегодняшний день кинематограф – значительная и неотъемлемая часть мировой культуры. Кино и телевидение во многом определяют культурный фон, в котором существует человек, поэтому подготовка студента-гуманитария невозможна без приобщения к опыту и поискам мирового кинематографа.

Цель курса – сформировать у студентов представления о специфике кинематографа как вида искусства, об основных тенденциях развития киноискусства, о своеобразии взаимоотношений кино и других видов искусства, в частности, литературы.

В задачи курса входит:

- знакомство с историей возникновения кинематографа, определение места кино в ряду других видов искусств;

- выявление основных этапов развития кино, знакомство с наиболее значительными кинематографическими направлениями и школами, знакомство с творчеством наиболее значительных деятелей кино;

- формирование начального умения анализировать художественные фильмы.         

1.3. Место дисциплины в структуре ООП. Курс входит в профессиональный цикл, дисциплины о выбору студентов.

Специфика курса состоит в том, что он неизбежно совмещает лекционную подачу материала с просмотрами и последующим обсуждением фильмов. Часть просмотров может быть осуществлена во внеучебное время (например, на заседаниях Киноклуба).

Курс рассчитан на один семестр, в процессе обучения студенты выступают с докладами на практическом занятии и/или на круглом столе, пишут рецензию на один из просмотренных (самостоятельно или на занятии) фильмов.

Зачет выставляется по ряду критериев:

- посещение занятий,

- участие в обсуждениях,

- выступление с докладом,

- написание рецензии.



1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы. В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные особенности, характеризующие кино как вид искусства, отражающий духовные поиски художников, иметь представление об основных этапах в развитии кино, о той концепции мира и человека, которая активизировалась в определенный историко-культурный период;

Уметь: давать характеристику основным направлениям в мировом кино, соотносить кинематографические явления с развитием мирового искусства, интерпретировать «кинотексты», применять полученные теоретические знания для анализа и интерпретации конкретных художественных фильмов, обобщать свои наблюдения.

Владеть основной терминологией, навыками поиска нужного критического материала в учебной, справочно-энциклопедической, научной литературе, Интернет-ресурсах.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Коды компетенций



Результаты освоения ООП Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ПК-3

Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности

Знать: основные тенденции в развитии мирового кинематографа.

Уметь интерпретировать художественные поиски кинорежиссеров, анализировать авторскую концепцию мира и человека, соотносить ее с духовно-нравственными и эстетическими поисками эпохи.

Владеть минимальным понятийным аппаратом современной науки о кино

1.5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.



Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

  1. Учебно-тематическое планирование


Учебно-тематический план очной формы обучения




п/п

Наименование темы


Всего тру-доем-кость

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего

Лекции

Практич. занятия

Лаборат. работы

1

Кино в системе видов искусств. Возникновение кино.

2

2

2

2




-

2

Развитие языка немого кино в 1920-е гг.

7

4

-

2




3

3

Развитие звукового кино. Кинематограф в 1930-е годы. Кино военного времени.

7

2

2

4




3

4

Основные тенденции развития в мировом кино второй половины 20 века.

7

4

2

2




3

5

Кино на современном этапе

5

2

-

2




3

6

Взаимодействие литературы и кино. Концепции экранизации литературного произведения.


5

2

2

4




3

Итого

36

24

8

16

0

12



Учебно-тематический план заочной формы обучения




п/п

Наименование темы


Всего тру-доем-кость

Аудиторные часы

Самост. работа

Всего

Лекции

Практич. занятия

Лаборат. работы

1

Кино в системе видов искусств. Возникновение кино.

12

2

2

-




10

2

Развитие языка немого кино в 1920-е гг.

14

4

-

2




10

3

Развитие звукового кино. Кинематограф в 1930-е годы. Кино военного времени.

12

2

2

-




10

4

Основные тенденции развития в мировом кино второй половины 20 века.

14

4

-

2




10

5

Кино на современном этапе

12

2

-

-




10

6

Взаимодействие литературы и кино. Концепции экранизации литературного произведения.


14

2

-

2




12

Итого

72

10

4

6

0

62



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Часть I. История кино
Тема 1. Кино в системе видов искусств. Возникновение кино.

Система видов искусства, определение кинематографа как искусства. Кино и фотография: фиксаторский характер «новых искусств», принцип «двойной трансформации» (Ю. Лотман) в кино.

Основные выразительные средства кино: кадр, план, монтаж. Виды монтажа. Развитие средств кинематографической выразительности.

Предпосылки возникновения кино. Кинетограф («записывающий движение», снимающее устройство) и кинетоскоп («показывающий движение», воспроизводящее устройство) Т. Эдисона и У.Диксона.

Изобретение синематографа братьями Луи и Огюстом Люмьерами, первый киносеанс (28 декабря 1895 года).

Кинопостановки Жоржа Мельеса: использование «спецэффектов» (кинотрюки, волшебные превращения, двойная экспозиция, др.), принцип театральной организации кадра. Первый фантастический фильм в истории кино («Путешествие на луну» Ж. Мельеса).

Развитие выразительных возможности кино в творчестве Д.У. Гриффита: освобождение камеры от театральной условности, разработка принципов киномонтажа.

Русский дореволюционный кинематограф. Организация отечественного кинопроизводства. Формирование кинопрофессий (актер, режиссер, оператор, сценарист). Первые русские режиссеры (Протазанов, Гардин, Бауэр, др.). Звезды отечественного немого кино. Распространение мелодрамы, исторических фильмов, экранизаций классической литературы в российском кинематографе.


Фильмы для полного или частичного просмотра:

Фред Отт чихает (Т. Эдисон, У. Диксон)

Выход рабочих с фабрики Люмьер. Прибытие поезда. Политый поливальщик. Игра в карты. Завтрак младенца (Братья Люмьер).

Ужасная ночь. Человек-оркестр. Путешествие на Луну. (Ж. Мельес).

Большое ограбление поезда (Э.С. Портер).

Много лет спустя (Д.У.Гриффит).

Миражи (П. Чардынин).

Тема 2. Развитие языка немого кино в 1920-е гг.
Совершенствование технической базы киноиндустрии. Развитие языка кино. Формирование национального кинематографа.

Разработка визуальных возможностей и психологизма в немецком кино 20-х гг. Поэтика немецкого кинематографического экспрессионизма.

Сюрреализм во французском кино: фильмы-«рейограммы» Ман Рея, «Андалузский пес» и «Золотой век» Л. Бунюэля и С. Дали.

1920-е в США. «Продюсерский период», формирование системы звезд. Развитие американской комедии.

Развитие киноязыка в творчестве советских кинематографистов. Художественные поиски Дзиги Вертова, Л. Кулешова, Вс. Пудовкина, С. Эйзенштейна.
Фильмы для полного или частичного просмотра:

Кабинет доктора Калигари (Р. Вине)

Носферату. Последний человек (Ф. Мурнау)

Механический балет (Ф. Леже)

Морская звезда (Ман Рей)

Андалузский пес (Л. Бунюэль, С. Дали)

Родственники жены (Б. Китон)

Наконец в безопасности (Г. Ллойд)

Банк. Огни большого города. Великий диктатор (Ч. Чаплин)

Человек с киноаппаратом (Д. Вертов)

Броненосец Потемкин (С.Эйзенштейн)

Тема 3. Развитие звукового кино. Кинематограф в 1930-е годы. Кино военного времени.
Появление звука в кино и новые выразительные возможности. Первый звуковой фильм - «Певец джаза» А. Кросланда. Эксперименты советских режиссеров со звуковым кино. Концепция звукозрительного контрапункта С. Эйзенштейна, В. Пудовкина и Г. Александрова.

Развитие киноидустрии в США. Продюсерская система кинопроизводства. «Золотой век» Голливуда. Знаменитые режиссеры и актеры Голливуда. Голливуд и его роль в становлении жанра мюзикла. Кино 40-х гг. Возникновение жанра «фильм нуар». «Гражданин Кейн» О. Уэллса: усложнение нарратива, авторские находки в создании «субъективного повествования».

Советская кинематографическая система. Творчество А. Довженко. Работы С. Эйзенштейна: первый звуковой фильм режиссера и концепция звукозрительной монтажной полифонии. «Иван Грозный» (1944, 1945 гг.).

Европейское кино в 1930-40-е гг. Усложнение киноповествования. Лирико-поэтическое направление в кино Франции: «Под крышами Парижа» Р. Клера, «Аталанта» Жана Виго. «Поэтический реализм» М. Карне. Драматургия «Набережной туманов»: «уголовная драма с метафизическими подпорками» (А. Шемякин). Влияние лирико-поэтического направления на французское кино второй половины 20 века.

Японский кинематограф 1930-х гг. и военного времени. Использование выразительных возможностей «предметного мира», длинного плана и глубинной мизансцены. Творческие находки Кэндзи Мидзогути.
Фильмы для полного или частичного просмотра:

Голубой ангел (Й. фон Штернберг)

Гражданин Кейн (О. Уэллс)

Мальтийский сокол (Дж. Хьюстон)

Александр Невский. Иван Грозный (С. Эйзенштейн)

Аталанта (Ж. Виго)

Набережная туманов (М. Карне)

Цирк (Г.Александров)



Тема 4. Основные тенденции развития в мировом кино второй половины 20 века.
Эволюция киноэстетики во второй половине 20 века: появление и утверждение цвета как важного средства выразительности, разнообразие форматов кадра.

Европейское кино.

Развитие кинематографа в послевоенный период: новые имена и творчество метров. Зарождение «неореализма» в итальянском кино 1940-х гг. Фильмы Р. Росселлини, В. де Сика, Дж. де Сантиса и др. Тематика и основные эстетические приемы неореализма, обновление выразительных средств кино.

Фильмы Ф. Феллини. Формирование авторского стиля и основные мотивы творчества. Разработка техники «потока сознания» в фильме «8 с половиной».

Творчество М. Антониони. Новый способ раскрытия психологии человека в «трилогии некоммуникабельности» (нивелирование интриги, дедраматизация действия, прием «странствующей камеры», использование эстетики «индустриального пейзажа» - «Красная пустыня»). Английский («Блоу-ап») и американский (Забриски пойнт») фильмы режиссера.

Французский кинематограф 1960-х гг. «Новая волна» и принципы «Кайе дю синема». Фильмы Алана Рене, Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля и др.. Модернизация техники съемки, обновление киноязыка. Отказ от эстетического моделирования реальности, цитатность ранних фильмов «новой волны». Влияние «новой волны» на развитие мирового кинематографа. Формирование идеи авторского кинематографа.

Эволюция кинематографического стиля Р. Брессона. Понимание кино как «выражения сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное воплощение в видимом поведении людей». Современное французское кино: режиссеры и актеры.

Возрождение немецкого кинематографа в 60-е годы. Расцвет «нового немецкого кино». Творчество Р.В. Фассбиндера, А. Клюге. В. Херцога, В. Вендерса и др.

Скандинавский кинематограф. Повествовательная техника К.Т. Дрейера – классика датского кино. Творчество И. Бергмана и Л. фон Триера.

Восточноевропейский кинематограф второй половины 20 века. Художественные искания в польском и чехословацком кино 60-80-х гг. (творчество А. Вайды, А. Мунка, И. Менцеля и др.)

Американское кино. Послевоенный кинематограф Америки. Саспенс А. Хичкока. «Социальное кино» 60-х гг. Тенденции в американской киноиндустрии 60-80-хх гг. и возникновение «независимого кино». Режиссерские работы А. Пена, С. Кубрика, Ф.Ф. Копполы, М. Скорсезе и мн. др. Новая жизнь мюзикла в 60-70-е гг.: фильмы Дж. Кьюкора, Уайлера, Б. Фосса. Новое Телевидение vs Кино. Демократизация киноискусства.

Крупнейшие школы азиатского кино. Расцвет японского кинематографа. Творчество А. Куросавы, его влияние на европейский кинематограф. Фильмы Я. Одзу. Уникальные жанры азиатского кинематографа.



Поиски отечественного кинематографа. «Оттепельное» кино СССР. Осмысление войны в киноискусстве 60-х и 70-х годов. Творчество С. Параджанова, А. Тарковского, А. Германа, К. Муратовой. Развитие жанра комедии в кино СССР. Творчество Г. Данелия, Э. Рязанова, Л. Гайдая.
Фильмы для полного или частичного просмотра:

Рим – открытый город (Р. Росселлини)

Ночи Кабирии. 8 с половиной (Ф. Феллини)

Ночь. Забриски пойнт (М. Антониони)

На последнем дыхании (Ж.-Л. Годар)

400 ударов (Ф. Трюффо)

Седьмая печать (И. Бергман)

Заводной апельсин (С. Кубрик)

Расемон (А. Куросава)

Любовное настроение (В. Кар Вай)

М. Калатозов «Летят журавли»

Зеркало (А. Тарковский)

Мой друг Иван Лапшин (А. Герман)

Тема 5. Кино на современном этапе
«Жанровое» и «авторское» кино. Жанры массового кинематографа. Авторское кино в системе массовой культуры.

Постмодернистские тенденции в кинематографе разных стран. Экспериментальные построения и интеллектуальные игры в творчестве Питера Гринуэя. Эстетизация насилия в фильмах К. Тарантино.

Современное российское кино. Творчество мэтров и новые имена.

Развитие национальных кинематографов.


Фильмы для полного или частичного просмотра:

Короткометражные фильмы П. Гринуэя

Бартон Финк (И. и Н. Коэны)

Матч-пойнт (В. Аллен)

Три истории (К. Муратова)

Молох (А. Сокуров)

Изображая жертву (К. Серебренников)

Волчок (В. Сигарев)

Шапито-шоу (С. Лобан)

Тема 6. Взаимодействие литературы и кино. Концепции экранизации литературного произведения
Конвенциональный характер киноязыка. Кадр как единица «киноречи». «Изначальная словесность» киноискусства.

Сближение кинематографа и литературы в первые годы существования кино.

Русская киношкола. Песня и романс как источники сценария. «Понизовая вольница или Стенька Разин и княжна» (1908 г.). Процессы интеграции и заимствования в кинематографе начала 20 века.

Экранизация как вариант взаимодействия литературы и кинематографа. Место экранизаций в русском кинопроизводстве.

Основные типы фильмов, снятых по произведениям литературы. Концепция Н. Зоркой. Экранизация-лубок. Экранизация-иллюстрация. Экранизация-интерпретация. Экранизация-фантазия («по мотивам»). Л. Аннинский: Экранизация по прочтению. Сочетание разных художественных типов экранизаций.

Споры отечественных киноведов и критиков об экранизации как эстетическом феномене. Основные подходы к экранизациям.

Влияние кино на смежные искусства и литературу. Развитие идеи Тынянова о формирующем значении для литературы внелитературных рядов. Изменение культурного фона под действием возросшего визуального опыта.
Фильмы для просмотра:

Золушка (1902 г., Ж. Мельес)

Понизовая вольница (1908 г., В. Ромашков, А. Дранков)

Пиковая дама (1916, Я. Протазанов)

Белые ночи (1957, Л. Висконти)


Темы лекций для дневной формы обучения


Тема 1. Кино в системе видов искусств. Возникновение кино.

Тема 2. Кинематограф в 1930-40-ые годы.

Тема 3. Основные тенденции развития в мировом кино второй половины 20 века

Тема 4. Взаимодействие литературы и кино. Концепции экранизации литературного произведения.



Темы лекций для заочной формы обучения


Тема 1. Кино в системе видов искусств. Возникновение кино.

Тема 2. Кинематограф в 1930-40-ые годы.



Темы практических занятий для дневной формы обучения


Тема 1. Кино «примитивной репрезентации»: «Путешествие на Луну Ж. Мельеса».

Тема 2. Развитие американской кинокомедии в 1920-ые годы.

Тема 3. Советские мюзиклы 1930-х гг.: особенности жанра («Цирк» Г. Александрова)

Тема 4. Кинематограф военного времени.

Тема 5. Французская «новая волна» и идея авторского кинематографа.

Тема 6. Современное российское кино: имена и тенденции.

Темы 7-8. Современные экранизации отечественной классики.

Темы практических занятий для заочной формы обучения


Тема 1. Развитие американской кинокомедии в 1920-ые годы.

Тема 2. Современное российское кино: имена и тенденции.

Темы 3. Современные экранизации отечественной классики.

Вопросы для контроля и самоконтроля


  1. Предпосылки возникновение кино. Кино на начальном этапе.

  2. Творчество кинематографистов раннего периода.

  3. Осмысление раннего этапа кино в кинокритике: концепции и идеи

  4. Возникновение повествовательного кино.

  5. Русское кино на раннем этапе. Наиболее популярные жанры российского немого кино.

  6. Критическая рецепция дореволюционного российского кино.

  7. Развитие языка немого кино в 1920-е гг.: французский авангард, немецкий экспрессионизм (по выбору)

  8. Развитие американской кинокомедии в 1920-ые гг.

  9. Развитие киноязыка в творчестве советских кинематографистов. Монтажные эксперименты Л. Кулешова.

  10. Советское кино 1930-х гг. и активизация жанра музыкальной комедии.

  11. Отличительные особенности неореалистического направления в итальянском кино 1940-50-х гг.

  12. Французская «новая волна» 1950-60-х гг. и способы «обновления» кино.

  13. Кинокритика второй половины ХХ века: наиболее влиятельные имена и издания

  14. Советский кинематограф оттепели: трансформации киноиндустрии, обновление поэтики кино.

  15. Основные тенденции развития мирового кино второй половины 20 века.

  16. Современная кинопериодика: политика и стратегии

  17. Кинокритика и подходы к анализу фильма



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Подготовка группового доклада и выступление с ним на занятии.

2. Подготовка собственной аналитической рецензии на современный отечественный фильм последних лет, разработать и представить план обсуждения фильма на Круглом столе

Методические указания студентам
Цель освоения дисциплины «Человек и мир в киноискусстве» - сформировать у студентов представления о специфике и основных тенденциях развития кинематографа, о кинокритике как виде культурной деятельности. Как следствие, все основные требования к самостоятельной работе студентов так или иначе связаны с анализом кинематографических произведений или режиссерских стратегий и овладением навыками критического осмысления культурных текстов.

Дисциплина предполагает различные виды и формы учебной работы: лекции, практические и семинарские занятия, в ходе которых будут организованы Круглые столы, дискуссии, ролевые игры, презентации работы в микрогруппах и т.д.

В течение семестра студент должен выступить как минимум с двумя сообщениями или докладами.

Требования к докладам и сообщениям учитывают следующие критерии:

- понимание проблемы,

- соответствие текста поставленной задаче,

- самостоятельность анализа,

- логичность структуры,

- аргументированность выводов и обобщений,

- грамотность и обоснованность изложения.

Ко многим практическим занятиям и запланированным дискуссиям потребуется самостоятельная подготовка - конспектирование и реферирование современных научных работ. Отношение к научным текстам должно быть исследовательски-критическим.

Помимо докладов и сообщений, предполагается участие студентов в Круглом столе по проблемам современного кино и кинокритики и представление собственной аналитической рецензии (контрольная работа) на современный отечественный фильм последних лет. Написание критической работы (план, способы работы над текстом) обсуждаются в процессе изучения дисциплины. У студентов также есть возможность консультирования с преподавателем до и после написания критической работы.



    1. Примерные темы докладов


  • Режиссеры-энтузиасты раннего кино и их изобретения. Дореволюционное кино в России: популярные жанры, рецепция нового медиума в культуре того времени.

  • «Романсовые фильмы» в раннем русском кино.

  • Подготовить доклад и презентацию о творчестве одного из советских режиссеров-монтажников 1920-х гг.

  • Режиссеры и фильмы итальянского неореализма: история и своеобразие (на материале одного фильма продемонстрировать особенности течения)

  • Формирование авторского стиля и основные мотивы творчества Ф. Феллини. Разработка техники «потока сознания» в фильме «8 с половиной».

  • Французская «новая волна»: особенности поэтики

  • Подготовить сообщение об истории и политике журнала «Les Cahiers du cinéma», критических концепциях, появлявшихся на страницах журнала



    1. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Перечень оценочных средств

  1. Доклад, сообщение

  2. Аналитическая рецензия

  3. Разработка сценария проведения Круглого стола

  4. Ответы на практических занятиях



Перечень показателей компетенций и видов оценочных


средств
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ПК-3 - Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности



Показатели сформированности компетенций





Компетенции

Уровни сформированности компетенций

низкий

средний

высокий

ПК-3 Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности


Имеет представление об основных тенденциях в развитии мирового кинематографа,

пользуется

минимальным понятийным аппаратом современной науки о кино


Имеет представление об основных тенденциях в развитии мирового кинематографа, соотносит их с индивидуальными духовно-нравственными поисками режиссеров


Знает основные тенденции в развитии мирового кинематографа, интерпретирует и оценивает художественные поиски кинорежиссеров, соотносит их с духовно-нравственными поисками культурно-исторической эпохи, способен анализировать произведения кино, учитывать и оценивать их эвристический и нравственный потенциал



Оценочные средства


Компетенции

Средства оценки

ПК-3 - Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности



Ответы на практических занятиях

Доклад, сообщение

Разработка сценария проведения Круглого стола

Аналитическая рецензия





Требования к докладу, критерии оценки

  • Качество доклада:

- содержательность,

- глубина освещения темы,

- логичность построения,

- владение терминологией,

- четкость и доказательность выводов,

- креативность,

- использование научных источников.


  • Презентация материала:

- уместность использования иллюстративного материала,

- качество и грамотность оформления иллюстраций,

- ответы докладчика на дополнительные вопросы (ориентируется в материале, отвечает на большинство вопросов, не может ответить на вопросы),

- оформление библиографического аппарата.



Требования к аналитической рецензии, критерии оценки

  • Актуальность, новизна и значимость поставленной проблемы.

  • Полнота и глубина анализа проблемы, владение теоретическим материалом и понятийным аппаратом.

  • Самостоятельность суждений. Аргументированность и логичность изложения.

  • Структурированность материала, наличие выводов.

  • Свободное владение материалом

  • Сдача в срок, оформление работы в соответствии с требованиями (титульный лист, оглавление, ссылки и.т.д.)



6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

Аронсон О. Коммуникативный образ: Кино. Литература. Философия. М.: НЛО, 2007. (фонд кафедры)

Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. (фонд кафедры).

История зарубежного кино. 1945-2000. Учебник для вузов / Сост.  и отв. ред. В. А. Утилов. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

История отечественного кино / Отв. ред. Л. В. Будяк. — М.: Прогресс-Традиция, 2005.

Самутина Н. Раннее кино как теория настоящего // Киноведческие

записки. 2010. №94. - http://www.kinozapiski.ru/data/home/articles/ attache/5-34.pdf
Дополнительная литература

Александров Г. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983.

Божович В. Современные западные кинорежиссеры М.: Наука, 1972.

Демин В.П. Первое лицо: Художник и экранные искусства. М.: Искусство, 1977.

Караганов А. Первое столетие кино. Открытия, уроки, перспективы. М.: Материк, 2006

Кино: Энциклопедический словарь. Гл. ред. С.И. Юткевич, М.: Сов. энциклопедия, 1987.

Комаров С. История зарубежного кино. М.: Искусство, 1981

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю. Об искусстве. Спб: Искусство-СПб, 1998.

Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

Нечай О.Ф. Основы киноискусства, М.: Просвещение, 1989.

Паркинсон Д. Кино (в серии «Оксфордская библиотека»). М.: Росмэн, 1996.

Первый век кино. Энциклопедия. М.: Локид, 1996.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 тт. М.: Искусство, 1982.

Туровская М. 7 ½ или Фильмы Андрея Тарковского. М: Искусство, 1991.

Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1991.

Что такое язык кино? Сб. ст. под ред.: Е.Громов, Л.Козлов, В.Соколов. М.: Искусство, 1989.

Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985

Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1956.

Экранное искусство и литература. Немое кино: Сб. статей. М.: Наука, 1991.

Экранные искусства и литература. Звуковое кино: Сб. статей. М.: Наука, 1994

Юренев Р.Н. Книга фильмов. Статьи и рецензии разных лет. М.: Искусство, 1981.

Ямпольский М. Язык-тело-случай: Кинематограф в поисках смысла. М.: НЛО, 2004

Ямпольский. Память Тиресия: интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК Культура, 1993
Периодические издания:


  1. «Искусство кино»

  2. «Киноведческие записки»


Информационное обеспечение дисциплины

Ресурсы сети Интернет:

Энциклопедия отечественного кино: www.russiancinema.ru

Журнал Искусство кино - www.kinoart.ru

Киноведческие записки - http://www.kinozapiski.ru/

Сеанс - http://seance.ru/

Театральная библиотека (раздел, посвященный кино): http://biblioteka.teatr-obraz.ru/taxonomy/term/145/9

Проект «Иное кино»: http://www.inoekino.ru/

Книги о кино: http://zmier.info/

Актеры немого кино: http://www.nemoekino.ru/
Учебные видеозаписи:

История американского кино от Мартина Скорсезе (1995 г.)

История русского кино от Сергея Сельянова (1995 г.)

История французского кино от Жан-Люка Годара (1995 г.)

История английского кино от Стивена Фрирза (1995 г.)

История японского кино от Нагисы Осимы (1994 г.)




7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:



  • аудиовизуальные материалы (видеозаписи экранизаций литературных произведений);

  • специализированные аудитории;

  • аудитории для просмотра видеозаписей;

  • технические средства обучения (компьютерная техника, видеоаппаратура).


8. СВЕДЕНИЯ ОБ авторах программы

Багдасарян Ольга Юрьевна, канд. филол. наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания УрГПУ

Телефон рабочий: (343) 235 76 66


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве»

для ПрОП: 44.03.01 – Педагогическое образование.

Профиль: Филологическое образование   («Русский язык и литература», «Литература и литературное редактирование», «Родной язык и психолингвистика», «Русский язык и иностранный (английский) язык»)

по циклу: Б.1 – Профессиональный цикл.

Вариативная часть. Дисциплины по выбору студента.

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. .

Тираж экз. Заказ .



Уральский государственный педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница