Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука Смоленского края»




Скачать 239.58 Kb.
Дата28.07.2016
Размер239.58 Kb.
Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука Смоленского края» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе «Программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края», рекомендованной департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике на основании решения областного экспертного совета.



В соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год, рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука Смоленского края» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Основные цели курса:

  • формирование у обучающихся знаний целостной картины окружающего мира;

  • привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно – историческим наследием и природно – географическим богатством Смоленского края

Задачи курса:

  • формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города и области в истории развития России; о символах Смоленщины; об экологических проблемах края;

  • развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, расширение кругозора, умения сравнивать, анализировать историко – природоведческие факты, умения самостоятельно проводить наблюдения в природе; умения работать с историческими и географическими картами.

  • воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и района, за право называться смолянином;

  • привитие чувства ответственности и заботы о природе

Для реализации рабочей программы используется следующий учебно – методический комплект:

  1. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению. – Ч.1. Мир природы/ Болотова С.А. – Смоленск: Русич, 2012 г.

  2. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению. – Ч.2. Мир истории/ Болотова С.А. – Смоленск: Русич, 2012 г.

  3. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению. – Ч.3. Мир культуры/ Болотова С.А. – Смоленск: Русич, 2012 г.

  4. Азбука Смоленского края: Творческие учебные задания по курсу/ Болотова С.А., Ковалёва А.Б. – Смоленск: Русич, 2010 г.



Результаты изучения курса:
Личностные:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

  • Понимание роли Смоленской области в  истории, воспитание чувства   гордости за национальные свершения, открытия, победы.

  • Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества.

  • Развитие навыкав устанавливать и выяснять причинно-следственные связи  в окружающем мире.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Знать и уметь:

По природно-графическому краеведению:  

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;  

  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;  

  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;  название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;  

  • меры по охране природы в Смоленской области;  правила поведения в природе;  

  • определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;  различать важнейшие полезные ископаемые родного края;  

  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;  

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;  

  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;  

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;  

  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.


По культурно-историческому краеведению:  

  • предков смолян, их занятия;  

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;  

  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;  

  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;

  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;  

  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события  Смоленского   края  и их значение и развитие государства Российского;  

  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников,  торговые связи смолян в древности;  названия древних городов Смоленщины;  

  • современную символику Смоленщины (герб, флаг);  

  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;  названия некоторых башен  Смоленской  крепости;  

  • героические страницы  смоленской  земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г, Великая Отечественная война 1941-1945 гг;  

  • памятные места  и  памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;

  • награды Смоленска  и  области;  имена некоторых земляков, прославивших родной  край;

  • этнографические особенности жизни наших предков:  жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;  

  • историю возникновения письменности у наших предков;  

  • элементарные правила поведения по охране памятников  и  памятных мест истории  и  культуры.   

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


Календарно-тематическое планирование

«Азбука Смоленского края» 3 класс, 2015-2016 уч. год.

Назва-ние блока


Дата проведения

Темы

Содержание блока

Ориентировка в понятиях и терминах

Практические работы

Экскурсии

по плану

по факту

Мир природы

04.09. 2015 г.




Природные особенности


Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды

Природоведение, география, овраги, рельеф, климат, почва, плодородие, бактерии, притоки рек, котловина, ключ, родник, водохранилища, Днепр, Гжать, Западная Двина, Каспля, Акатовское, Сапшо, Баклановское,Чистик; верховые, низинные болота; заливные луга, низинные, суходольные; льноводство; красная книга, экология, заповедные места, законы

Газета на тему «Береги почву»; модель территории нашей области; работа с картами; сообщения «Полезные ископаемые нашей местности»; сбор полезных ископаемых; составление памяток с правилами поведения у водоёма; составление рассказа о лесе, луге, болоте, об одном из их растений; рисование луга по памяти; сбор образцов растений; составление правил сбора грибов; изготовление кормушек для птиц; сообщение о животном; изготовление книжки-малышки

«Природа края в опасности!»






11.09




Полезные ископаемые


Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные




18.09




Водоёмы


Виды водоёмов: реки, озёра

Экскурсия на водоём

25.09




Растительность


Виды растительности: лесная, луговая


Экскурсия в парк

02.10




Грибы


Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых




09.10




Смоленский лён


Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»




16.10




Животные



Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы и млекопитающие




23.10




Охрана природы


Понятие природа, Красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся, редкие неопределённые, восстановленные; законы охраны природы; заповедные места




30.10




Проверьте себя


Контрольное занятие






Мир культуры


13.11




Жилища и предметы бытия

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь



Утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушина», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод. экскурсант, экспозиция, экспонат


Рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города; разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; макет отдельных башен




20.11




Как одевались в старину


Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда




27.11




Что ели наши предки


Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.




04.12




Праздники


Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения



День Освобождения города Смоленска от немецко-фашистких захватчиков

(к танку)





11.12




Игры и хороводы



Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы




18.12




Письменность


История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности



Посещение библиотеки


25.12




Храмы и монастыри


Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области

Посещение Успенского собора








Культура Смоленщины сегодня

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Посещение историко-краеведческого музея города








Проверьте себя



Контрольное занятие












Обобщение материала, пройденного за год

Обобщение изученного по теме «Мир культуры»




Мир исто-рии









Наши предки


Территория наших предков, их занятия

Кривичи, славяне, земледелие, скотоводство, бортничество, рыболовство, смолокурение, археология, предки, летопись, ладья, раскопка, варяги, греки, купцы, сукна, пенька, герб, флаг, СССР, достижения, лира, курган, фреска, тяготы, щит, птица Гамаюн, ремесленник, монастырь, Фёдор Конь, гарнизон, Сигизмунд III, Шейн, Наполеон, ратник, воевода, народное ополчение, Багратион, Барклай де Толли, Кутузов, 25 сентября, Володя Куриленко, концлагерь, оккупанты, руины, указ, стела, обелиск, мемориал, земляки

Рисунки о занятиях кривичей на тему «Древний город»; изготовление модели ладьи, книжки-малышки «Из варяг в греки»; сообщения о военном прошлом нашего города, о земляках; составление герба своей местности; изготовление альбома «Мои земляки»










«Из варяг в греки»


Великие водные пути через Смоленск










Города Смоленщины


Устройство древнего города; древние города Смоленщины










Герб и флаг области

Понятия герб, флаг. Изображения на гербе, флаге Смоленска










Смоленская крепостная стена


Как строили крепостную стену, башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл, Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая

В город Смоленск (заочно)


11.03




Военное прошлое



Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Гроза 1812 года;

Суровые годы с фашизмом



Посещение историко-краеведческого музея


18.03




Награды Смоленщины


Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда»




01.04




Места боевой славы


Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов


Экскурсия к памятникам города


08.04




Наши земляки


Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В. Исаковский, П.С. Нахимов, Н.М. Пржевальский, Н.И. Рыленков. А.Т. Твардовский

Посещение детской библиотеки

15.04




Проверьте себя

Контрольное занятие











Дата



Тема раздела, урока.

Стр.

учебника




1

Вводное занятие.

6-11

Блок 1. Мир природы







2

Природные особенности.

12-25




3

Полезные ископаемые.

26-38




4

Водоёмы Смоленщины. Экскурсия к водоему.

39-50




5

Растительность нашего края.

51-60




6

Растения нашего края. Экскурсия в березовую рощу или лес.

61-70




7

Грибы.

71-76




8

Смоленский лён.

77-84




9

Животные нашего края.

85-93




10

Животные нашего края.

94-103




11

Охрана природы.

104-122




12

Проверь себя.

124-126

Блок 2. Мир истории







13

Наши предки.

9-18




14

«Из варяг в греки».

19-25




15

Города Смоленщины.

26-33




16

Герб и флаг области.

34-45




17

Смоленская крепостная стена.

46-66




18

Военное прошлое Смоленщины.

67-75




19

Военное прошлое Смоленщины.

76-87




20

Награды Смоленщины и города Смоленска.

93-98




21

Места боевой славы.

99-113




22

Наши земляки. Экскурсия в библиотеку.

114-132




23

Наши земляки.

133-156




24

Проверь себя.

160-162

Блок 3. Мир культуры







25

Жилище и предметы быта.

8-19




26

Как одевались в старину. Посещение школьного краеведческого уголка.

20-36




27

Что ели наши предки.

37-48




28

Праздники.

49-59




29

Игры, хороводы.

60-70




30

Письменность.

71-87




31

Храмы и монастыри Смоленщины.

88-105




33

Культура Смоленщины сегодня.

106-113




33

Проверь себя.

114-116




34

Обобщение материала, пройденного за год.




Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей программы по предмету «Азбука Смоленского края»

В соответствии с требованиями ФГОС данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих метапредметных, предметных и личностных результатов:



Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование знаково – символических средств представления информации;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог

Предметные результаты

  • понимание важной роли Смоленщины в мировой истории, воспитание чувства гордости за огромные достижения, открытия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к своей малой родине, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, её современной жизни;

  • привитие элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

  • освоение умения работать с историческими и географическими картами, умения ориентироваться в городе;

  • освоение доступных способов изучения природы и общества;

  • развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, культур и религий;

  • воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 3 класса

Знать

Уметь


По природно-графическому краеведению


  • Географическое положение, границы и территорию Смоленской области;

  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины; названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;

  • название некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;

  • меры по охране природы в Смоленской области;

  • правила поведения в природе

  • Определять, находить и показывать на географической карте изучаемые географические объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

  • различать распространенные в Смоленском крае растения и животные

  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели


По культурно-историческому краеведению


Предков смолян, их занятия;

торговые связи смолян в древности;

названия древних городов Смоленщины;

современную символику Смоленщины (герб, флаг);

причины возведения в Смоленске крепостной стены;

названия некоторых башен Смоленской крепости;

героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 века, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941-1945 г.;

памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;

награды Смоленска и области;

имена некоторых земляков, прославивших родной край;



  • этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;

  • историю возникновения письменности у наших предков;

  • элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры

  • Определять, находить и показывать на исторических картах, планах города исторические объекты;

  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;

  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;

  • оперировать моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение и развитие государства Российского;

  • знать и выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница