Рабочая программа унифицированнойдисциплины «культурология»




Скачать 416.49 Kb.
Дата16.07.2016
Размер416.49 Kb.
УТВЕРЖДАЮ

Проректор-директор ИСГТ


Д.В.Чайковский

« » 2013г.
БАЗОВАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УНИФИЦИРОВАННОЙДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

НА 2013/14 УЧЕБНЫЙ ГОД


Предметная область

Культурология

Номер кластера (для унифицированных дисциплин)

Кластер 2 (ООП в области гуманитарных и экономических наук)


Приказ ректора о разработке учебных планов приёма соответствующего года (на основании которого введён кластер)

№10917 от 19.10.2012г.

Квалификация

Бакалавр

Базовый учебный план приема

2013 г.

Курс

1

Семестр

1

Количество кредитов

2

Код дисциплины

Б1.В*




Виды учебной деятельности

Временной ресурс

Лекции, ч

16

Практические занятия, ч

16

Лабораторные занятия, ч

-

Аудиторные занятия, ч

32

Самостоятельная работа, ч

40

ИТОГО, ч

72




Вид промежуточной аттестации

1 семестр, зачёт

Обеспечивающая кафедра

Кафедра культурологии и социальной коммуникации (КТЛ)

коммуникации (КиСК)

коммуникации (КиСК)






Заведующий кафедрой. КТЛ

Н.А. Колодий

Преподаватели:

В.Н.Скворцова, В.Г. Ланкин


Протокол согласования с руководителями ООП № .........от «.... » ....... 2013 г.

2013 г.

1. Цели освоения дисциплины
Новый тип социального действия все больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной коммуникации. Для формирования специалиста любого профиля актуальны:

  • развитие способности к пониманию чужой культуры и точек зрения,

  • критический анализ собственных оснований действия и его границ,

  • признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и видение,

  • признание правомерности существования многих истин,

  • умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс.

Изучение дисциплины «Культурология» направлено на формирование у студентов универсальной способности осмысления социокультурной реальности, активной творческой жизненной позиции и умения ориентироваться в современных процессах развития поликультурного мира. Эта способность раскрывается в том, насколько человек может:



  • ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме;

  • руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентации иноязычного социума;

  • обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации.

Полученные знания по данной дисциплине используются при изучении большинства дисциплин Соответствие целей формируемым компетенциям приведено в таблице.


Таблица 1


Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС ВПО

1

2

3

Ц5

Подготовка выпускников  к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию

Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «культурология» входит в вариативную часть гуманитарного и социально-экономического цикла дисциплин (Б1.Б4). КОРЕКВЕЗИТЫ: «Введение в теорию и практику толерантности», «Деловая коммуникация».
3. Результаты освоения дисциплины
В соответствии с требованиями ООП освоение дисциплины направлено на формирование у студентов следующих универсальных компетенций (результатов обучения):

Таблица 2



Р8

эффективно работать в профессиональной деятельности индивидуально и в качестве члена команды

Р9

владеть иностранным языком на уровне, позволяющем работать в интернациональной среде с пониманием культурных, языковых и социально-экономических различий.

Р10

проявлять широкую эрудицию, в том числе знание и понимание современных общественных и политических проблем, демонстрировать понимание вопросов безопасности и охраны здоровья сотрудников, юридических аспектов, ответственности за профессиональную деятельность, влияния профессиональных решений на социальный контекст и окружающую среду.

Таблица 3

Составляющие результатов обучения, которые будут получены при изучении данной дисциплины





Составляющие результатов обучения

Результаты обучения (унифицированные компетенции)

Код

Знания

Код

Умения

Код

Владение опытом

Р8, Р9, Р10

З.1

Знать общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, Запада, Востока

У.1

Уметь анализировать и оценивать процессы и тенденции в развитии современной культуры, применять в профессиональной и других видах деятельности основные культурологические знания, понятия и закономерности

В.1

Владеть методами культурологических исследований; владеть навыками взаимодействия в поликультурной и полиэтничной среде

*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе для соответствующего направления.
В результате освоения дисциплины «Культурология» студентом должны быть достигнуты следующие результаты:

Таблица 3



п/п

Результат

РД1

Понимать многообразие форм и типов современной культуры, социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, средств и способов культурных коммуникаций. Осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям


РД2

Применять знания общих проблем кросс-культурных связей и межкультурного взаимодействия при планировании и организации бизнес-процессов

РД3

Включать ценностное отношение к явлениям и достижениям культуры в практику профессиональной деятельности. Проводить идеи мультикультурности и диалога культур в практику профессиональной деятельности.



4. Структура и содержание дисциплины

Раздел 1. Культурология как наука. Предмет и функции культурологии


Содержание понятия “культурология”. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Культурология как синтез междисциплинарных исследований. Особенности историко-культурного знания.

Функции культурологии. Мировоззренческая функция. Значение культурологического знания.

Формирование культурологи как науки (20 в.) и предпосылки развития знаний о культуре (от Античности до Нового времени).

Раздел 2. Категория культуры. Характеристики культуры

Анализ содержания понятия “культура”. Многомерность феномена культуры. Основные подходы к осмыслению культуры.

Культура как способ общественного и индивидуального бытия. Категории соотнесения: культура и человек, культура и общество, культура и мир ценностей, культура и язык. Принципы интерпретации культуры: культура как опыт осмысления и смысловой мир, культура-текст, диалог культур.

Культура в качестве модели полагания смысла и обретения ценностного измерения. Аксиологические характеристики и основания культуры. Мир высших ценностей в культурном бытии: значение идеала. Культура как преобразовние, преодоление природного существования человека. Культура и технология: формирование целей и формирование средств.

Образ культуры. Характеристики культуры. Личность в культурном бытии. Культура и этика. Нравственное самоопределение личности: опыт добра и зла. Свобода воли как свобода морального выбора. Совестный акт и нравственный долг ответственности. Место любви в ценностной иерархии личности. Этика и этикет. Имидж культурного человека.

Раздел 3. Структура и функции культуры

Культура как система исторически выработанных форм мышления и деятельности человека в обществе. Смыслообразующие формы культуры: Миф, религия, искусство, философия и их своеобразие. Познание и преобразование человеком мира как опосредованный культурными формами способ упорядочивания опыта взаимодействия человека с природой и обществом. Роль заданных культурой норм и стандартов познания в развитии и содержании знаний человека: Соотношение непосредственного опыта и культурных форм его упорядочивания. Формы познания в культуре: магия, наука, техника и технология.

Формы коммуникации в культуре: язык, обыденное общение, образование и воспитание, массовые коммуникации и СМИ. Нравственные отношения и их опосредованность идеалами и нормами этики и морали. Формы воспроизведения культурных образцов: повседневность, материальное производство.

Основные функции культуры в обществе: аксиологическая, гносеологическая, коммуникативныая, регулятивная – их аспекты и противоречия.



Раздел 4. Закономерности развития культуры

Традиция и новация в культуре. Эволюция и прогресс: основные критерии и роль в динамике культуры. Концепции диффузионизма и культурного роста. Инывлюционные и регрессивные явления в динамике культуры. Циклические и «спиралевые» концепции развития культуры и общества.

Основания понимания динамики и развития культуры: «самопознание духа» (Г.Гегель), экономика (К.Маркс), техника и технологии (О.Тоффлер, М. Маклюэн), этические идеи (М.Вебер), «суперсистемы» многих факторов (П.Сорокин) и др.

Революции в развитии мировой культуры: Неолитическая и замледельческая революции. Критерии цивилизованного общества: письменность, государство, право техника, образование, наука. Понятие «осевое время» культуры. Формы универсализации человеческого существа: религия, искусство философия – культура «осевого» (классического) типа. Современность и «постистория». Модернизм и постмодернизм. Глобализация и локализация и их влияние на коммуникативные практики в сфере культуры. Мультикультурная и транскультурная среды существования современного человека.



Раздел 5. Мультикультурная и транскультурная среды существования современного человека. Многообразие и типология культур

Тип культуры – культурно-исторический тип. Проблема типологии культур.

Восточная модель культуры: традиционная культура и традиционная картина мира. Западная модель культуры: инновационный тип культуры.

Подходы в типологии культур (Н. Данилевский, Макс Вебер, О. Шпенглер, Н. Бердяев, А.Тойнби, Э. Фромм, К. Хаусхофер, П.Сорокин).

Культура как опыт осмысления и варианты смыслообразования в формах культуры.

Понятие “ментальность”. Структура ментальности: пространство и время, природа и техника, этическая нормативность, власть и свобода, право и закон, знания и вера, труд и собственность, брак и семья, эстетические воззрения: прекрасное и искусство, отношение личности и общества к смерти. Проблема культурного континуитета и культурной дискретности. Культурная идентичность.

Проблема коммуникации культур: диалог культур как принцип развития человечества в рамках системы многообразия культур.

Культуры Востока: Дальневосточно-конфуцианская и индо-буддийская типы культуры. Своеобразие индо-буддийской культуры. Арабо-исламская модель культуры.

Античная культура, западный и восточно-христианский типы культуры.

Феномен русской культуры: культурный тип российской цивилизации.

«Адаптационные» типы культур – культуры приспособления к натуральности: Первобытная и постсовременная массовая культура. Роль магии, мифа, социальных и информационно-коммуникативных технологий в формировании специфики такого рода культур.

Тенденции глобализации и проблемы развития культуры.

Раздел 6. Модель дальневосточно-конфуцианской культуры

Проблема генезиса дальневосточно-конфуцианской культуры. Древнейшие очаги культуры. Общество Шан-инь; культура «гадательных костей».

Становление ханьской культуры. Языковое своеобразие культуры: тональный язык и иероглифическая система письма.

Проблема централизации ханьской Поднебесной. Ханьская культура под знаком иероглифа. Идея избранности и чистоты культуры ханьцев.

Основы ханьской ментальности. Миф о возникновении вселенной и человека. Идея органического триединства: Небо – земля – человек. Концепция у син. Космическое основание ханьской календарной системы. Древнее учение о человеке. Первочеловек Паньгу. Культ духов и предков. Главные категории ханьского менталитета: дао, ци, инь-ян, дэ, ли и др.

Оформление даосского учения. Личность Лао цзы. «Дао дэ цзин». Принцип у вэй. Учение о бессмертных, об аде и рае. Становление конфуцианской мировоззренческой системы. Учитель Кун: этическая и ритуальная нормативность. Конфуцианский канон и конфуцианская традиция.

Конфуцианство и контрконфуцианские тенденции. Оппозиции даосизм – конфуцианство – легизмчань-буддизм: религиозные учения и культовая практика. Идеал человека: «совершенномудрый»«благородный муж» – законопослушный гражданин – озаренный. Жизненная интенция на личностном уровне: естественность – ритуал – верноподданность – сатори.

Теократический порядок в Поднебесной. Государственный культ. Сакрализация фигуры вана. Институт патерналистского священновластия. Этатизм. Конфуцианское чиновничество. Идея личной ответственности и система государственных экзаменов.

Политика ханизации и изоляции страны.

Социальный состав Поднебесной: иерархическая структура. Институт патриархальной общины. Типы монашеской общины. Место и роль общины в динамике социально-экономического развития. Институт семьи.

Официальная и элитарная культура. Культура большинства.

Особенности структурной ментальности дальневосточно-конфуцианского типа культуры.

Система эстетических воззрений в культуре. Идеал прекрасного. Ведущие эстетические принципы: триединство каллиграфии, поэзии, живописи. Концепция художника и искусства. Типы архитектурных строений. Пагода. Живописный образ. Китайский портрет. Типы пейзажа: «горы-воды», «цветы-птицы». Национальная литература и поэзия. Классическое искусство эпохи Тан. Творчество Ван Вэя, Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюйи.

Культурные доминанты в дальневосточно-конфуцианском типе ментальности. Китайский синкретизм в современном культурном пространстве: даосизм, конфуцианство, чань-буддизм. Определяющие интенции национального развития: этико-политическая и эстетическая составляющая культуры, конфуцианский рационализм и утилитаризм.

Процессы модернизации в современном обществе дальневосточно-конфуцианского типа. Ментальные основания экономического успеха.

Культурное своеобразие представителей дальневосточно-конфуцианской модели развития: Япония, Корея, Вьетнам.

Раздел 7. Образ индо-буддийской культуры

Возникновение индо-буддийской культуры. Древнейшие очаги культуры. Индская культура: Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал, Кали-Бонган. Доминирующая культурная интенция развития. Социальная структура общества. Тенденции экономического развития. Причины расцвета и упадка культуры. Гибель Индской культуры. Арийское нашествие. Арийская проблема.



Дравидийские и арийские истоки культуры. Языковая карта современной Индии как отражение процесса культурного формирования страны. Особенности цивилизационного развития Индии. Оформление ведийской культуры: община гана.

Ментальные основы традиционного индийского общества. Веды как источник религиозно-нравственной нормативности. Сакральная ведическая традиция. Сутры. Учение упанишад. Народный эпос: Махабхарата и Рамаяна.

Мировоззренческая система индо-буддийского типа культуры. Представление об Абсолюте: Атман-Брахман. Учение о Тримурти. Ведийский пантеон. Миф о возникновении вселенной и человека: Пуруши и Пракрити. Мироздание и человек: взаимодействие макро- и микрокосма. Учение о гунах. Дни и ночи Брахмы. Колесо дхармы. Дхарма как фундаментальная ментальная категория индо-буддийского типа культуры. Вселенская и индивидуальная дхарма. Кармическое бытие в кругу сансары: ахимса, артха, кама. Мокша (самадхи) как высшее состояние человеческого духа.

Ментальная структура индо-буддийской модели культуры. Учение о знании: пути стяжания видьи. Покрывало Майи.

Духовные искания в Индии. Йога: теория и практика. Индуизм: заповеди и нормативность. Этапы жизненного пути индуса. Джайнизм: учение и образ жизни. Буддизм. Личность и учение Будды: четыре благородные истины и восьмеричный (срединный) путь спасения. Буддизм хинаяны (южный буддизм). Культ, заповеди, образ жизни. Нирвана как цель бытийствующего субъекта. Буддийская община сангха. Состояние буддовости в теории и на практике. Архаты: «просветленные».

Новая буддийская нормативность: буддизм махаяны. Буддийский пантеон. Представление об аде и рае. Бодтхисаттвы. Принципы взаимодействия монашеской и крестьянской общины.



Ламаизм как тантрическая версия буддизма. Далай-лама. Лама.

Противостояние и взаимовлияние индуизма и буддизма. Место и роль аскетического начала в индо-буддийской модели культуры.

Социальное устройство общества. Институт царской власти и его эволюция. Концепция «слабой» государственности. Основные социальные силы: большая патриархальная семья и община.

Варно-кастовый строй как выражение своеобразия духовного и общественного развития. Брахманы, кшатрии, вашья, шудры, неприкасаемые. Ритуальная нормативность в социальной жизни в качестве института гармонизации общественных антагонизмов.

Эстетические воззрения в индо-буддийском типе культуры. Представления о прекрасном: идеал красоты. Концепция искусства: индуистская и буддийская сакральные традиции. Типы храмов и культовых строений. Индуистская традиция. Наземные храмы: геометрия форм. Скальные храмы: храмовый комплекс в Эллоре. Скульптурный рельеф: рельефы Кхаджурахо. Монументальная и станковая живопись.

Буддийская традиция. Скальные храмы: чайтья. Храмы Карли, Аджанты. Ступа: ступы Санчи. Пагода. Стамбха, торана. Скульптурный рельеф. Монументальная и станковая живопись. Фрески Аджанты.

Литература и драматургия: свроеобразие индуистской литературной традиции. Творчество Калидасы.

Доминирующие тенденции индуистской и буддийской духовных традиций. Изоляционистская интенция индуизма: неприятие прозелитизма. Буддизм: выход на мировое поприще.

Колонизация Индии: предпосылки реформирования страны. Исламизация Индии: культурный синтез и последующая децентрализация.

Демократические процессы в современной Индии. Взаимодействие

индо-буддийской и арабо-исламской моделей культуры на территории региона индо-буддийского типа культуры.



Раздел 8. Арабо-исламская модель культуры

Генезис арабо-исламской культуры. Арабы периода джайхилийи. Бедуины. Курейшиты. Мекка.

Личность и учение пророка Мухаммада. Хиджра. Медина. Коран. Состав Корана: сура. Сунна. Хадисы. Ислам суннитов и шиитов: религиозные и политические расхождения. Суфизм: «кружащиеся дервишы». Тарикат. Учение Аль-Газали.

Период арабских завоеваний. Концепция джихада.

Мировоззренческие основы арабо-исламской модели культуры. Ветхозаветный характер исламской религиозности: принцип строгого единобожия, фатализм, дуализм, концепция воздаяния. Влияние христианской религиозности на ислам.

Предписания и запреты ислама. Имам. Священные обязанности мусульманина – пять столпов веры: шахада, намаз (салят), рамадан (рамазан), закят, хадж. Особенности мусульманского поста. Исламские святыни: Кааба. Кибла.

Ценностная ориентация ислама: исламский рационализм и этико-аксиологическая интенция. Мусульманское летосчисление. Исламский «коллективизм»: система приоритетов в общественном и личностном бытии.

Этические стандарты исламского общества. Учение о человеке. Идеал человека в арабо-исламской модели культуры: концепция таухида и адаба.

Социальный строй исламского общества. Формирование общины уммы. Принципы социальной организации: клановость, бессословность, эгалитаризм, коллективизм, принцип социальной мобильности, принцип взаимопомощи. Взаимодействие элитарной и народной культур в исламском мире.

Теократическое устройство государства: нераздельность духовной, светской и военной власти. Халифат, халиф. Эмир. Нормативность шариата. Приоритет исламского права над догматикой. Шариат как механизм урегулирования социальных антагонизмов. Факторы успешной политики исламизации. Идеологические и экономические рычаги центральной власти. Процесс арабизации населения.

Ментальная структура общества. Роль семьи и положение женщины. Отношение к знанию: значение образования. Медресе. Мудрецы ислама. Аль Хорезми. Ибн Синна (Авиценна). Ибн Рушд (Аверроэс). Улукбек.

Концепция труда и собственности.

Эстетика ислама. Эстетические принципы: символизм, стилизация, импровизация, ритмичность, геометрический орнаментализм, принцип икономичности, декоративность. Джамал, джалал, сифат.

Архитектура. Мушарабийя. Культовые и светские строения. Мечеть. Джами: михраб. Минарет. Мавзолей. Аркада. Альгамбра.

Искусство живописи: язык и художественный образ. Искусство каллиграфии. Орнамент. Арабеска. Книжная миниатюра: «ковровая» композиция, цвет и колорит.

Прикладное искусство: ковроткачество.

Главные центры мусульманского искусства: Шираз, Герат, Багдад, Кордова.

Литература и поэзия ислама. Поэтические жанры: панегирик, касыда, рубаи, газель, масневи. Арабский поэтический канон. Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Низами, Руми, Саади, Джами.

Современное состояние исламского мира: проблемы и перспективы развития. Основные модели развития арабо-исламского типа культуры в современной действительности: путь секуляризации, гармонии,социализма, коранической государственности. Необходимость диалога исламской и христианской культур.

Раздел 9. Античная культура

Истоки формирования цивилизаций Средиземноморья: Крит, Микены и Троя, Этруски. Периоды в развитии древнегреческой культуры: архаика, классика, эллинизм. «Греческое чудо»: своеобразие мира древнегреческой культуры – основные ценности и достижения. Древнегреческое искусство, театр, литература, философия, наука. Роль мифа и религии в античной Греции.

Классический характер искусства, литературы и культуры Древней Греции – в качестве образца для формирования европейской культурной традиции.

Древняя Греция и Древний Рим: своеобразие и взимодействие.



Раздел 10. Европейско-христианский мир: Западный и Восточно-христианский типы культуры

Возникновение европейско-христианского типа культуры: греко-римские, иудео-христианские, кельто-германские истоки. Проблема периодизации истории европейской культуры.

Древнеримская культура как исток западной цивилизации: республиканский и имперский Рим. Римская мировая держава: город Рим и провинции. Принцип державной власти: «Разделяй и властвуй!». Идея мирового порядка. Торжество правовой культуры Рима.

Становление христианской культуры. Эпоха ветхозаветной культуры: ожидание Мессии как Спасителя мира. Праотец Авраам – прародитель иудейского и мусульманского народов. Ветхозаветные пророчества. Моисей. Ветхозаветные заповеди. Новозаветный период: Евангельская весть. Заповеди блаженства. Возникновение первых христианских общин. Великое переселение народов (4 в.н.э.): культурно-ментальный слом. Процесс христианизации Европы.

Мировоззренческие основания европейско-христианского типа культуры. Исходные вероучительные принципы: догмат о Св. Троице и о Боговоплощении; учение о церкви и о спасении души и мира: западная и православная версии о миссии Бога на земле. Православие, католицизм и протестантизм как главные течения христианства.

Концепция Промысла Божия. Пространство и время в контексте проблемы спасения. Сакральное и мирское знание. Христианский институт брака. Отношение к труду и к собственности в системе христианских ценностей. Ценности и нормы христианской жизни. Этический кодекс христианина: идея долга служения; добродетель любви к ближнему; смирение; покаяние. Идеал человека: святость и пути ее достижения – своеобразие католического и православного учений. Учение о духовно-телесном преображении личности христианина.

Эстетическая система: догматический характер. Концепция искусства. Символическая природа художественного образа. Каноническое искусство: церковный характер. Экстерьер и интерьер храма: базиликанский тип строения, неф. Романский и готический стили. Рельеф. Витраж. Мозаика. Монументальная и станковая живопись. Иконопись. Скульптура. Литература.

Варианты формирование основ христианской государственности: Византия и католический Запад - Взаимоотношение светской и религиозной власти: идеал и действительность. Идеология самодержавия. Процесс демократизации христианских обществ: правовая культура и западноевропейский либерализм.

Идеалы римской античности – рациональное преобразование природы (техника) и общества (государства и права) как идейный исток развития цивилиазции Запада: от Ренессанса – к постмодернизму. Содержание процесса секуляризации в европейских странах: обмирщение сознания и девальвация христианских ценностей.

Человек эпохи европейского Возрождения: «универсальный» человек. Идеалы ренессансного гуманизма. Титаны Ренессанса. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Концепция новоевропейского человека как протестантской секулярной личности (Макс Вебер): актуализация жизненного успеха как условия спасения. Рационализация сознания и жизненный прагматизм. Процесс «отчуждения» и дегуманизации личности.



Культура постиндустриального общества. Информационное общество: идейные и социальные предпосылки возникновения. Направленность социокультурной динамики общества: формирование «среднего класса» и «массовой» культуры, рыночная (потребительская) психология, мифологизация и мистификация общественного сознания. Постмодернистская стадия постиндустриального общества: кризис рациональности, антинормативность, эклектизм, мировоззренческий плюрализм, субъективизм, позиция «смерть автора». Постмодернизм и христианская религиозность: постмодернизм как постхристианство. Европа в постхристианском состоянии апостасии: смещения стиля мышления и стиля жизни.

Глобализационные процессы и роль западной цивилизации в модернизации общества и культуры других регионов мира .

Мультикультурные процессы в современном мире. Современная европейская цивилизация как катализатор диалога культур и экуменического движения.

От постмодернизма – к постпостмодернизму.

Секулярные процессы в нео- и постхристианском искусстве: от гениев европейского Возрождения – к модернистским и авангардистским авторам. Стиль модерн: символизм, методология синтеза искусств, конструктивизм. Философско-эстетический концепт модернизма. Идейные истоки: альтернатива романтизмпозитивизм, интуитивизм экзистенциализм. Разностилье модернизма: новаторство и индивидуализм. Основные модернистские течения: дадаизм, кубизм, фовизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, сюрреализм. Культурная интенция, выявленная и сформированная западноевропейским модернистским искусством.

Эстетика «массовой» культуры: дегуманизация, коммерциализация, натурализм. Основные жанры массовой культуры: рок-культура как субкультура массового общества. Постмодернистская эстетика и искусство: концептуальные идеи и художественные принципы.



Раздел 11. Феномен русской культуры . Культура России в контексте глобализационных процессов

Генезис русской культуры: истоки и интенция развития. Основные этапы становления и эволюции отечественной культуры. Древние славяне: образ мира и образ жизни. Доминанты языческой религиозности. Внутренние антагонизмы и имманентная исчерпанность язычества. Крещение Руси. Вероучительные основы ортодоксального христианства. Институт Восточной христианской церкви: ценностные ориентиры и общественная практика. Обусловленность национальной ментальности системой православных ценностей. Нравственно-аксиологическое содержание культуры.

Вселенская и космическая сущность христианской ортодоксии. Идеал святости. Национальные типы святости. Идея соборности и служения ближнему. Православное учение о любви и преображении личности.

Проблема власти: идея симфонии духовной и светской власти. Концепция “Святой Руси” и пути ее реализации. «Варяжско-византийско-монгольская» модель русской государственности.

Эволюция отечественной культуры в контексте проблемы «Восток – Запад»: византизм и национальная самобытность Руси. Русский раскол: староверы и никонианцы. Западничество и славянофильство как альтернативные пути развития русской культуры. Революционный авангардизм и общинный коллективизм: патриотизм и космополитство.

Духовные искания русского человека. Этапы исканий нового идеала личности и пути общественного развития: богочеловечество и человекобожие. Проповедь неохристианства и революционный взрыв. Место Русской Православной Церкви в имманентном и общественном самоопределении личности.

Культура России в контексте глобализационных процессов. Вопрос о национальной самоидентичности русского человека в свете проблем глобализации и мультикультурных процессов в современном мире: постмодернистские пропозици.

Модернизирующаяся Россия: культурная традиция и инновации, ценностные приоритеты. Духовные основы современного российского общества: религиозный плюрализм; исламская культурная традиция в постсоветском пространстве.

Национальный эстетический идеал: нравственная интенция. Каноническое христианское искусство. Религиозное храмовое искусство: архитектура, иконопись, прикладное искусство. Светское искусство в его становлении и эволюции. Ренессансная содержательность отечественного символизма эпохи «серебряного века». Модерн и авангард в национальном проявлении.

Искусство андеграунда. Постмодернистское попурри в отечественном исполнении. Культурная интенция, выявленная и сформированная русским искусством



5. Организация и учебно-методическое
обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения. Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.



5.1. Виды и формы самостоятельной работы

Текущая самостоятельная работа, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений включает:

  • работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

  • опережающую самостоятельную работу;

  • изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

  • подготовку к лабораторным работам;

  • подготовку к зачету.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) предусматривает:

  • участие в олимпиадах;

  • углубленное исследование вопросов по культурологической тематике.

5.2. Контроль самостоятельной работы

Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм: самоконтроль и контроль со стороны преподавателя.

Самоконтроль зависит от определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности в положительной оценке своего труда, материальных и моральных стимулов, от того насколько обучаемый мотивирован в достижении наилучших результатов. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия для выполнения самостоятельной работы (учебно-методическое обеспечение), правильно использовать различные стимулы для реализации этой работы (рейтинговая система), повышать её значимость, и грамотно осуществлять контроль самостоятельной деятельности студента (фонд оценочных средств).

Контроль текущей СРС осуществляется на занятиях во время защиты ИДЗ, во время лекции в виде краткого опроса.

Контроль за проработкой лекционного материала и самостоятельного изучения отдельных тем осуществляется во время рубежного контроля (контрольные работы) и также во время защиты творческихработ в том числе, и во время конференц-недель.

Проведение конференц-недель (две недели в семестре в соответствии с линейным графиком учебного процесса) позволяет повысить результативность и качество самостоятельной деятельности студентов.



Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для организации самостоятельной работы студентов (выполнения индивидуальных домашних заданий; самостоятельной проработки теоретического материала, подготовки по лекционному материалу; подготовки к контрольным работам) преподавателями кафедры разработаны учебно-методические материалы. На сайте кафедры культурологии и социальной коммуникации ТПУ размещены учебные и методические материалы по дисциплине "Культурология».



  • Культурология: Учебное пособие для дневной формы обучения.

  • Практикум по культурологии

  • Учебное пособие для ИДО

  • Case-study, тесты, задания, упражнения

Адрес доступа: http://ctl.tpu.ru/umk.php:

5. Образовательные технологии

Методы/ФОО

Лекции

Пр.зан/сем

СРС

IT-методы

Использование компьютерных презентаций при чтении лекций. Использование обучающих программ по культурологии.

Проведение компьютерного тестирования и самотестирования.

Проведение компьютерных презентаций студенческих докладов, проектов и т.п.




Работа с размещенными в сети WEB , на персональном сайте преподавателя учебными ресурсами, обучающими материалами;

использование Интернет- ресурсов.




Работа в команде

Представление коллективных проектов в структуре лекций.


Метод «малых групп»; игровые технологии, презентация проектов;


Распределение и отработка «ролей» при подготовке проектов;

Подготовка учебных материалов для проведения учебных игр.




Case-study

Проблемная постановка вопросов на лекциях

Решение ситуативных задач, выполнение упражнений.


Решение ситуативных задач, выполнение упражнений.


Методы проблемного обучения

Проблемная организация учебного материала.


Проведение семинара в формате дискуссии.

Выполнение творческих задач.




Решение задач, работа с заданиями тестового характера.

Подготовка информационно-аналитических материалов



Обучение на основе опыта

Актуализация культурологической проблематики.


Актуализация культурологической проблематики.

.


Подготовка информационно-аналитических сообщений, докладов.

Посещение музеев и подготовка эссе по итогам посещения.




Проблемный метод

Презентация результатов выполненных проектов на конференциях

Выполнение индивидуальных и групповых проектов.

Консультирование по вопросам выбора темы, организации работы над проектом

Поисковый метод

Подготовка информационных материалов по теме лекций. Подготовка сегментов лекций по заданию преподавателя.

Выступление с презентацией результатов индивидуальной и групповой работы на семинаре или на конференциях.

Сбор информационного материала по проблематике курса.


Исследовательский метод

Знакомство и передача навыков исследовательской работы.

Выступление с докладами, сообщениями по результатам проведенного исследования.

Выполнение индивидуальных творческих заданий по культурологической тематике. Подготовка рефератов.

Включение студентов в научные исследования по тематике кафедры.

Выступления на научных конференциях



6. Средства текущей и промежуточной оценки качества
освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам контролирующих мероприятий из фонда оценочных средств. Элементы фонда оценивающих средств включают в себя:



  • вопросы входного контроля (экспресс-опрос);

  • вопросы для самоконтроля;

  • вопросы тестирований;

  • вопросы, выносимые на зачет и др.

Оценка качества освоения дисциплины производится по результатам следующих контролирующих мероприятий: эссе, презентации, ИДЗ, кейс-стади, коллоквиумы, рецензирование, оппонирование.

Средства (фонд оценочных средств) оценки текущей успеваемости и промежуточной аттестации студентов по итогам освоения дисциплины «Культурология» представляют собой комплект контролирующих материалов следующих видов:



  • Экспресс – опросы (набор коротких вопросов по определенной теме, требующих быстрого и короткого ответа. Проверяются знания текущего материала: основные термины, понятия и определения).

Пример: Что такое массовая культура? Что такое «универсалии культуры»? И т.д.

  • Тестовые задания (количество - 150) Проверяется знание теоретического лекционного материала и тем, вынесенных на самостоятельную проработку.

Пример. Укажите основные черты Восточной культуры:

  1. активная

  2. деятельная

  3. ориентированная на рационализм

  4. созерцательная

  5. пассивная

  6. ориентированная на традицию

  • Кейс-задания (см. сборник заданий и упражнений по культурологии)

  • Билеты к зачету. Зачетное задание включает два вопроса:

Вопрос, отражающий основные понятия культурологии и аспекты теории культуры в целом.

Вопрос, касающийся культурного своеобразия той или иной цивилизации, того или иного культурно-исторического типа.



Пример зачетного билета

1. Охарактеризуйте Культурологию как науку и ее значение в системе современного гуманитарного знания.

2. Раскройте своеобразие Индо-буддистского типа культуры.

Разработанные контролирующие материалы позволяют оценить степень усвоения теоретических и практических знаний, приобретенные умения и владение опытом на репродуктивном уровне, когнитивные умения на продуктивном уровне, и способствуют формированию общекультурных компетенций студентов.



Примерный список вопросов аттестации

  1. Культурология как наука и ее значение в системе современного гуманитарного знания значение.

  2. Смысл понятия "культура". Основные подходы к дефиниции культуры

  3. Культура и общество: специфика и взаимосвязь

  4. Культура и цивилизация: соотношения понятий

  5. Формы культуры: осмысляющие, познавательные, коммуникативные

  6. Социальные функции культуры

  7. Основные закономерности развития культуры. Идеи эволюция и прогресса в культуре.

  8. Глобализация и локализация, их влияние на коммуникативные практики в сфере культуры.

  9. Идеи исторического развития культуры (Гегель, Маркс, Тоффлер и др.)

  10. Мультикультурная и транскультурная среды существования современного человека

  11. Проблема типологии культур.

  12. Типы культуры и многообразие цивилизаций: (идеи Данилевского, Шпенглера, Тойнби).

  13. Формы и феномены первобытной культуры: магия, миф, анимизм

  14. Возникновение древнейших цивилизаций: основные характеристики

  15. Особенности культуры Древнего Египта.

  16. Идеи К.Ясперса - "осевое время" в культуре.

  17. Восточноазиатский (конфуцианский) культурный тип (Китай, Япония)

  18. Основные достижения культур Востока (Китай, Япония)

  19. Индо-буддистский тип культуры: Своеобразие культурных ценностей и развития

  20. Ценности, достижения и значение Античной культуры

  21. Древняя Греция и Древний Рим: взаимосвязь, преемственность и особенности.

  22. Основные особенности и достижения культуры арабо-мусульманского мира

  23. Ценностные основания европейской христианской культуры.

  24. Основные различия христианской культуры Восточной и Западной Европы.

  25. Своеобразие культуры эпохи Возрождения

  26. Основные этапы развития европейской культуры Нового времени

  27. Основные тенденции развития культуры в ХХ в. Модернизм и постмодернизм

  28. Истоки и генезис Русской культуры: Культура средневековой Руси.

  29. Ценностно-смысловые особенности русской культуры.

  30. Проблема цивилизационной ориентации русской культуры в 18-20 вв.

  31. Русские мыслители о своеобразии русской культуры. «Русская идея».

  32. Современный мир как совокупность цивилизаций и диалог культур.

  33. Тенденции глобализации в современной культуре

  34. Культура России в контексте глобализационных процессов

  35. Массовая культура 20 века: сущность и проблемы.

7. Рейтинг качества освоения дисциплины

Оценка качества освоения дисциплины в ходе текущей и промежуточной аттестации обучающихся осуществляется в соответствии с «Руководящими материалами по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации студентов Томского политехнического университета», утвержденными приказом ректора № 77/од от 29.11.2011 г.



В соответствии с «Календарным планом изучения дисциплины»:

  • текущая аттестация (оценка качества усвоения теоретического материала (ответы на вопросы и др.) и результаты практической деятельности (решение задач, выполнение заданий, решение проблем и др.) производится в течение семестра (оценивается в баллах (максимально 60 баллов), к моменту завершения семестра студент должен набрать не менее 33 баллов);

  • промежуточная аттестация (экзамен, зачет) производится в конце семестра (оценивается в баллах (максимально 40 баллов), на экзамене (зачете) студент должен набрать не менее 22 баллов).

Итоговый рейтинг по дисциплине определяется суммированием баллов, полученных в ходе текущей и промежуточной аттестаций. Максимальный итоговый рейтинг соответствует 100 баллам.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:

  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 687 с.

  2. Моисеева А.П., Сычева С.Г., Колодий Н.А. Культурология. Россия–Запад. – Томск: ТПУ, 2005. – 224 с.

  3. Введение в культурологию. / Под ред. Попова Е.В. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 336 с.

  4. Викторов В.В. Культурология. – М.: Экзамен, 2002. – 544 с.

  5. Культурология. / Под ред. Радугина А.А. – М.: ЦЕНТР, 1999, 2003. – 304 с.

  6. Культурология в вопросах и ответах. / Под ред. Драча Г.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 416 с.

  7. Очерки истории и теории культуры 20 в. / Под ред. Петрова Ю.В. – Томск: ТГУ, 2007. – 440 с.

  8. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. – 208 с.

  9. Кравченко А.П. Культурология. Словарь. – М.: АП, 2000. – 671 с.

  10. Колодий Н.А., Моисеева А.П. и др. Культурологический практикум. – Томск: Дельтаплан, 2005. – 192 с.
Дополнительная литература:

  1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб.: Лань, 2002. – 672 с.

  2. Бычков В.В. Эстетика. – М.: Гардарики, 2005. – 556 с.

  3. Викторов А.Ш. История русской культуры. – М.: Гном-Пресс, 1997. – 132 с.

  4. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608 с.

  5. Пархоменко И.Т. Культурология: вопрос и ответ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2001. – 223 с.

  6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Академия, 1999. – 448 с.

  7. История и культурология. / Под ред. Шишовой Н.В. – М.: Логос, 2004. – 472 с.

  8. Кирамова К.И. Культурология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. – 208 с.

  9. Кравченко А.П. Культурология. Хрестоматия. – М.: АП, 2003. – 704 с.

  10. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. Марковой А.П. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 600 с.

  11. Никитина И.П. Эстетика. – М.: ВШ, 2008. – 767 с.

  12. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь. – М.: Республика, 2001. – 544 с.

  13. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с.

  14. Трофимова Р.П. Культуролого-экономический словарь. – М.: Академ-Проект, 2003. – 960 с.

  15. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академ-Проект, 2002. – 492 с.

  16. Шелов-Ковердяев Ф.В. Введение в культурную антропологию. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 373 с.

  17. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: ЦЕНТР, 1997. – 478 с.

  18. Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гардарики, 1999, 2000. – 464 с.

  19. Бонгард-Левин Т.М. Древняя Индия. История и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с.

  20. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: ВШ, 2000. – 368 с.

  21. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: ВШ, 2003. – 407 с.

  22. История русской архитектуры. – СПб.: Стройиздат, 1994. – 60 с.

  23. Каулен Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри России. – М.: Рипол-классик, 2005. – 768 с.

  24. Керимов Г.Н. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978. – 223 с.

  25. Кологривов И. Очерки по истории русской святости. – Siracusa: ISTINA, 1991. – 424 с.

  26. Кравцова М.Е. История искусства Китая. – СПб.: Лань, 2004. – 960 с.

  27. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 2003. – 416 с.

  28. Максуд Р. Ислам. / Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 304 с.

  29. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Астрель, 2000. – 632 с.

  30. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Галарт, 2001. – 304 с.

  31. Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. – М.: Галарт, 2001. – 344 с.

  32. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. – СПб.: Наука, 2000. – 278 с.

  33. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993. – 248 с.

  34. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 432 с.

  35. Энциклопедия русской живописи XIV-XX вв. М. ОЛМА-Пресс, 2000. – 351с.

Internet–ресурсы:

На сайте кафедры культурологии и социальной коммуникации размещены учебные материалы.



  • Культурология: Учебное пособие для дневной формы обучения.

  • Практикум по культурологии

  • Учебное пособие для ИДО

  • Case-study, тесты, задания, упражнения (ред. А.П. Моисеева). Томск: Кафедра культурологии и социальной коммуникации ТПУ, 2009

Адрес доступа: http://ctl.tpu.ru/umk.php:

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

139, 140, 141, 142, 143, 320 поточные аудитории 19 корпуса

(экран, проектор, компьютер)

Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям и специальностям


Программа одобрена на заседании кафедры культурологии и социальной коммуникации (протокол № 5 от 15.05. 2013 г.).
Авторы: В.Н. Скворцова, В.Г. Ланкин

Рецензенты: Н.А. Колодий, Г.Ю.Тихонова


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница