Рабочая программа учебной дисциплины в. Дв 1 Общая этология




Скачать 130.68 Kb.
Дата14.08.2016
Размер130.68 Kb.
Минобрнауки россии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
наименование кафедры, отвечающей за реализацию дисциплины
подпись, расшифровка подписи

__.__.2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.ДВ.1.1 Общая этология

Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:

020400 Биология



2. Профиль подготовки/специализация/магистерская программа:

3. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

4. Форма обучения: очная

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины: зоологии и паразитологии

6. Составители программы: Солодовникова Ольга Григорьевна, кандидат биологических наук, доцент

7. Рекомендована: ____ НМС факультета___________________________________

(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)
8. Учебный год: 2013-2014 Семестр(ы): 4

9. Цели и задачи учебной дисциплины: формирование представлений поведении животных и поведении, как эволюционном аспекте.

Задачи изучения дисциплины:

  1. Овладение понятийным аппаратом, объективными и субъективными методами изучения поведения и психики животных, историей наблюдений и исследований

  2. Знакомство с основными формами поведения животных.

  3. Развитие представлений о врожденных и приобретенных формах поведения.

  4. Знакомство с поведением, как одним из эволюционных факторов.

  5. Формирование представлений о взаимосвязях различных форм поведения.


10. Место учебной дисциплины в структуре ООП: (цикл, к которому относится дисциплина, требования к входным знаниям, умениям и компетенциям, дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей) Студент для успешного освоения дисциплины должен освоить основы зоологии (беспозвоночных и позвоночных),

11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК)

владением современной культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-8);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

б) профессиональные (ПК) В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие профессиональные компетенции:

демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции;

применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);



применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

12. Структура и содержание учебной дисциплины

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 2 / 72

12.2 Виды учебной работы

Вид учебной работы

Трудоемкость(часы)

Всего

Втом числе в интерактивной форме

По семестрам

№ сем.

№ сем.

…..

Аудиторные занятия

34




4







в том числе: лекции

17




4







практические
















лабораторные

17




4







Самостоятельная работа

38




4







Итого:

72




4







Форма промежуточной аттестации (зачет)


















12.3. Содержание разделов дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

История становления этологии. Методы и задачи этологии. Связь этологии с другими дисциплинами.

Введение в этологию. Этология как наука. Исторические и современные концепции этологии (бихевиоризм, механицизм, рефлексизм, объективизм). Механицизм и антропоморфизм. Методы, принципы и задачи изучения поведения животных. Принципы классификации поведения. Классификация основных форм поведения: репродуктивное, индивидуальное и социальное (по Д. Дьюсбери). Этограмма. Методы и задачи этологии. Связь этологии с другими дисциплинами и место этологии в системе биологических наук.

2.

Основные типы поведенческих реакций.

Основные типы поведенческих реакций у животных и человека. Понятие о поведении и его формах. Таксисы, тропизмы, генетически обусловленное поведение. Индивидуальное и социальное поведение и их основные формы. Поведенческие каскады. Мотивация. Аппетентное поведение. Понятие о триггерах (релизерах). Инстинктивные формы поведения. Рефлексы безусловные и условные. Развитие поведения в онтогенезе. Инсайты.

3.

Способы ориентации организмов.

Ориентация организмов. Таксисы и их формы. Бионавигация. Оптическая ориентация. Солнечная компасная ориентация. Звездная ориентация. Ориентация в ультрафиолетовом и поляризованном свете. Транспонирование. Ориентация в поле тяготения. Магнитная ориентация. Химическая ориентация. Обонятельно-вкусовая ориентация организмов. Акустическая ориентация. Интегральные реакции.

4.

Биологические ритмы.

Биологические ритмы и биологические часы. Понятие о биоритмах. Эндогенные и экзогенные ритмы. Экологические и физиологические ритмы. Суточные ритмы. Циркадные ритмы. Приливные и лунные ритмы. Годичные ритмы. Биологические часы. Понятие о пейсмекерах. Хронобиология.

5.

Групповое поведение животных.

Скопления животных. Понятие о скоплениях животных. Временные скопления. Поселения и колонии. Общественные насекомые и семьи. Простые некоординированные скопления. Простые координированные скопления. Эффект группы. Понятие о фазовой изменчивости. Эффект массы.

6.

Иерархическая структура сообществ животных.

Территориальное поведение и иерархия. Понятие о территориальном поведении и его формах. Доминирование. Иерархия и ее формы и виды у животных. Развитие территориальности. Агонистическое поведение. Агрессивное поведение. Смещенная и вакуумная активность. Биологическое значение территориальности, иерархии и агрессивного поведения.

7.

Способы коммуникации животных

Сигнальное поведение. Способы коммуникаций у животных. Каналы связи.

8.

Сообщества животных.

Организация группы у позвоночных. Социальное поведение. Семьи и сообщества у животных. Типы семей. Способы формирования семей. Танцы пчел. Трофоллаксис. Семейные сообщества птиц и их формы. Моногамные и полигамные семьи и сообщества. Сообщества млекопитающих и их разнообразие. Социальное поведение и его формы.

9.

Половое поведение животных.

Половое поведение. Понятие о половом поведении. Синхронизация созревания и встреча партнеров. Демонстрации. Ритуалы. Релизеры и их эволюция. Аллопрининг и груминг. Основные способы сближения партнеров. Формирование пар. Спаривание.

10.

Понятие о родительском поведении животных.

Родительское поведение. Понятие о родительском поведении. Формы заботы о потомстве в различных филогенетических группах животных. Запасание пищи. Откладка яиц. Строительство гнезда. Кормление потомства. Импринтинг.

11.

Миграции животных.

Миграции. Периодические и непериодические миграции на примере ряда насекомых, рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих. Перелеты птиц.

12.

Научение. Виды научения у животных.

Исследовательская активность. Обучение. Исследовательская активность и ее формы. Понятие об обучении. Ассоциативное обучение. Обучение в семейных и несемейных группах. Энграммы. Габитурация. Латентное обучение.

13.

Межвидовые отношения.

Отношения между видами. Формы отношения между видами. Эволюция поведения. Эндокринная регуляция поведения.


12.4 Междисциплинарные связи

№ п/п

Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы

№ разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами




Зоология позвоночных

1-13




Зоология беспозвоночных

2,3,12,13

12.5. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Лаб.

зан.


Практ.

зан.,


СРС

Все-го

1.

История становления этологии. Методы и задачи этологии. Связь этологии с другими дисциплинами.

1

-

-

2

3

2.

Основные типы поведенческих реакций.

2

1

-

4

7

3.

Способы ориентации организмов.

1

2

-

2

5

4.

Биологические ритмы.

1

-

-

4

5

5.

Групповое поведение животных.

2

2

-

2

6

6.

Иерархическая структура сообществ животных.

1

2

-

2

5

7.

Способы коммуникации животных

2

2

-

2

6

8.

Сообщества животных.

1

1

-

2

4

9.

Половое поведение животных.

1

1

-

4

6

10.

Понятие о родительском поведении животных.

1

2

-

2

5

11.

Миграции животных.

1

1

-

4

6

12.

Научение. Виды научения у животных.

2

2

-

4

8

13.

Межвидовые отношения.

1

1

-

4

6







17

17




38

72

13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

(список оформляется в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС, используется общая сквозная нумерация для всех видов источников)
а) основная литература:
1. Иванов А.А. Этология с основами зоопсихологии / А.А. Иванов. — СПб. [и др.]: Лань, 2007 .— 623 с.
б) дополнительная литература:
2. Гапонов С.П. Введение в этологию / С.П. Гапонов, Н.И. Простаков. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 1998. – 150 с.

3. Гороховская Е. А. Этология: рождение научной дисциплины / Е. А. Гороховская. — СПб. : Алетейя, 2001 .— 221 с.

4. Зорина З.А. Зоопсихология / З.А. Зорина, И.И. Полетаева – М.: Аспект Пресс, 2001. – 320 с.

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / К.Э. Фабри. – М., 1999. – С. 387–400, 325–350.

6. Шовен Р. Поведение животных / Р. Шовен. — М. : Мир, 1972 .— 487 с

7. Шовен Р. Мир насекомых / Р. Шовен. — М. : Мир, 1970 .— 239 с.

8. Гардашук Т.В. Этология в системе наук / Т.В. Гардашук. — Киев : Наук.думка, 1991 .— 125 с.

9. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. - М.: Мир, 1988 .— 518 с.

10. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы : беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В.Р. Дольник .— СПб. ; М. : Петроглиф : МЦНМО, 2009 .— 346 c.

11. Дерягина М.А. Этология приматов / М.А. Дерягина. - М.: Изд-во МГУ, 1992 .— 190 с.

12. Козлов А.Т. Структура и механизм поведения беспозвоночных / А.Т. Козлов, Н.А. Тушмалова. - Воронеж : ВГУ, 1995. – 214 с.

13. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд. — М.: Мир, 1975 .— 855 с.

14. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс / О. Меннинг. — М. : Мир, 1982 .— 360 с.

15. Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии / Л.В. Крушинский. — М. : Изд-во МГУ, 1960 .— 263 с.

16. Крушинский Л.В. Избранные труды: Проблемы поведения животных / Л.В. Крушинский. - М.: Наука, 1993 .— 318 с.

17. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов / Н.Н. Ладыгина-Котс .— М. : Советская наука, 1958 .— 239 с.

18. Тинберген Н. Поведение животных / Н. Тинберген. — М.: Мир, 1985 .— 192 с.

19. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген.— М.: Мир, 1993 .— 149 с.

20. Лоренц К. Агрессия: так называемое "зло" / К. Лоренц. - М.: Прогресс : Универс, 1994 .— 269 с.

21. Котенкова Е. В. Очерки о поведении животных: сборник / сост. Е. В. Котенкова, Е. В. Мешкова .— М. : Знание, 1991 .— 63 c.


14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Кафедра зоологии и паразитологии, обеспечивающая реализацию образовательной программы располагает материально-технической базой и аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов учебной и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим нормам
15. Форма организации самостоятельной работы: Выполнение индивидуальных и групповых заданий по отдельным темам дисциплины с использованием современных образовательных технологий: методы научных проектов, метода решения конкретных ситуаций, написание рефератов, эссе, подготовка презентаций.

16. Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:


Зачтено

Студент посещал лекции. Задания для промежуточной аттестации выполнены на 85%. Знает основной материал, предусмотренный программой курса.

Не зачтено

Студент плохо посещал лекции. Задания для промежуточной аттестации выполнены менее, чем на 85%. Слабо знает материал, предусмотренный программой курса.



ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Направление/специальность Биология



Дисциплина Общая этология

Профиль подготовки бакалавр


Форма обучения очная
Учебный год 2013-2014
Ответственный исполнитель

Зав.кафедрой зоологии и паразитологии ________ Гапонов С.П. __.__.2013

Исполнители:

к.б.н., доцент

кафедры зоологии и паразитологии _____ Солодовникова О.Г. __.__.2013


согласовано

Куратор ООП ВПО

по направлению/ специальности ________ ____________ __.__ 20__

подпись расшифровка подписи

Зав.отделом обслуживания ЗНБ ________ _____________ __.__ 20__



подпись расшифровка подписи
РЕКОМЕНДОВАНА НМС биолого-почвенного факультета

протокол от __.__.2013 ______


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница