Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин




Скачать 160.52 Kb.
Дата13.08.2016
Размер160.52 Kb.
Министерство образования и науки Республики Татарстан Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Нурлатский аграрный техникум





Согласовано Заместитель директора по НМР
____________ И.Р.Зайцева

«____»__________20___г.






Утверждаю

Заместитель директора по УР


______________ С.В Исаева

«____»_________20___г.


Рабочая программа учебной дисциплины

Основы философии

Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № __

От «___» ___________ 20__ г.


Председатель ПЦК ___________

Рабочая программа учебной дисциплины составлена и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности: 110809 Механизация сельского хозяйства, 262019 Конструирование, Моделирование и технология швейного изделия.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Нурлатский аграрный техникум»
Разработчик: Ваструшкин Петр Васильевич, преподаватель.



Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол №_ от «___»____________201__г.

Председатель предметно-цикловой комиссии:__________ /

Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………. 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………… 10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………… 11



1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1.Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:110809 Механизация сельского хозяйства, 262019 Конструирование, моделирование и технология швейного изделия.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.



знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картины мира;

- условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.


В результате изучения дисциплины реализуются общие компетенции

ОК 1-10.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:



максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:









практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Консультации по дисциплине




Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. История философии




16




Введение.

Тема 1.1. Предмет философии. Философия как любовь к мудрости. Предмет философии и ее роль в обществе.



Философия как любовь к мудрости. Философия как мировоззрение. Структура философии. Функции философии.

2

1

Тема 1.2.Вехи мировой философской мысли: античность - средневековье - эпоха Возрождения.

Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.

2

1

Тема 1.3. Философия нового времени.

Практическое занятие. Немецкая классическая философия: И. Кант, И. Фитхе,

Ф. Шеллинг, Ф. Гегель, Л. Фейербах.



2

1,2

Постклассическая европейская философия XIX в. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, философия Кьеркегора, диалектический материализм К. Маркса, позитивизм О. Конта.

Самостоятельная работа. Прагматизм в современной Европейской философии (конспект).

2

2


1,2

Тема 1.4. Западная философия XIX в.

Философская антропология М. Шелера, экзиспенциализм: Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Сартр, Камю, Хайдеггер. Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи. Психоанализ: 3. Фрейд. Религиозная философия: персонализм, христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден), неотомизм. Философская герменевтика. Аналитическая философия: Б. Рассел, Витгенштейн, философы «Венского кружка» (Р. Карнап и др.)

Самостоятельная работа. Современная религиозная философия (сообщение).

2
2

2

Тема 1.5. Русская философия XIX-XX в.в.

Практическое занятие. Славянофильство: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. Западники: П.Я. Чаадаев и др. Народничество. Философия всеединства.

2

1












Раздел 2. Основы философского учения о бытии




7




2.1. Основы философского

учения о бытии



Философский смысл понятия «бытия». Материальное единство мира и его многообразие: понятие материи, материя как субстанция.

Самостоятельная работа. Многообразие материального как проблема (сообщение).

2
2

2

Тема 2.2. Движение, пространство и время

Практическое занятие. Движение - атрибут материи; пространство и время - формы бытия материи. Движение и развитие

Самостоятельная работа. Мир есть вечно движущая материя (конспект).

2
1

2

Раздел 3. Философия человека




10




Тема 3.1. Природа и сущность человека

Практическое занятие. Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения человека. Проблема антропосоциогенеза, взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начала в человеке. Предметно- материальная деятельность человека. Сущность сознания. Человек: индивид, личность.

Самостоятельная работа. Человек в античной философии (сообщение).

2

2


2

Тема 3.2. Человек и бог.

Христианство: о взаимоотношениях человека и бога. Христианская концепция человека. А. Августин, Ф. Аквинский о человеке. Буддизм о человеке и его судьбе.

2

2

Тема 3.3. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности. Человек и космос.

Современный экзистенциализм, утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм, христианство, материализм, современная биосферная концепция культуры о смысле жизни человека, свобода и необходимость в бытии человека. Фатализм, волюнтаризм, Б. Спиноза, современная философия о свободе и ответственности человека. Человек и космос: концепции Циолковского, Вернадского, Чижевского.

Самостоятельная работа. Философский анализ проблемы человека в новое время (конспект).

2

2


1,2













Раздел 4. Философия познания




18




Тема 4.1. Сознание, его структура и функции.

Проблема сознания в истории западной философии. Сознание, память, самосознание.

2

1




Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание и бессознательное.

2

1

Тема 4.2. Познание, его формы и уровни.

Теория познания в концепции античных философов: Сократа, Аристотеля.

2

1,2




Философия Нового времени о познании. Диалектический материализм о познании.

2





























Философия Нового времени о познании. Агностицизм Я.Юма, И.Канта, концепция конвенционального





















Философия Нового времени о познании. Агностицизм Я.Юма, И Канта,

концепция

конвенциального знания, диалектический материализм о познании.


2









Современная гносеология, герменевтика. Формы познания: наука, аксиология, искусство, практическая жизнь. Этапы приобщения человека к культуре. Проблемы истины.

2
















Тема 4.3. Научная, философская, религиозная картины мира.

Объективистские картины мира. Ньютоновско-картезианская парадигма мышления, теория относительности, современная наука о картине мира. И. Пригожин о строении и развитии Вселенной. Христианство и буддизм о возникновении мира, структура пространства и времени

Самостоятельная работа. Взаимодействие философии и науки (конспект).

2

2


1,2

Тема 4.4. Наука, ее роль в жизни человека и общества.

Практическое занятие. Структура научного сознания, его методы и формы. Методы научного исследования.

2

2

Практическое занятие. Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

2

1,2













Раздел 5. Социальная философия




13




Тема 5.1.Общество и его развитие.

Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система.

2

2

Практическое занятие. Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.

2

2
















































ма 5.2. Философия культуры.


Содержание понятия «культура». Законы и особенности культуры. Массовая и элитарная культура. X. Маршалл о массовой коммуникации как новом типе культуры и новом этапе социального развития общества. Концепция массовой культуры Маклюэна, франкфуртской школы. Г. Маркузе, Т. Оддорна. О молодежной контркультуре.

Самостоятельная работа. Социальная философия (конспект).

2

2


1,2

ема 5.3. Глобальные проблемы современности

Практическое занятие. Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл. Проблема ресурсов в жизни современного человечества. Демографическая и продовольственная проблема. Угрозы уничтожения жизни в

2

2



Всего: максимальное/ аудиторное/ самостоятельное.

64,48,16






Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». Концепция культуры Шпенглера О., А. Тойнби, J1.H. Гумилева, мистика, географической детерминизм о культуре. Концепция человека и культуры в 21 веке. Биосферная концепция культуры в трудах В.И. Вернадского. Запад и Восток. Россия в диалоге культур.

Самостоятельная работа. Представления о современном человеке в различных культурах (сообщение).

2

1


1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения;

1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководство);

3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому



обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного

кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-место преподавателя;

-учебно-наглядные пособия по «Основам философии».

Технические средства обучения:

-компьютер и мультимедиапроектор.

4.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.



Основные источники:

    1. Горелов А.А. Основы философии, уч. пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений /А.А.Горелов-9-е изд.стер. М.,Издательский центр «Академия», 2010, 256 с.

    2. Максимов А.М. Философия: учебное пособие /Максимов А.М., И.А.Беляева,М.В.Лутцев.-Оренбург: издательский центр ОГАУ,2011.-162с.

Дополнительные источники:

1. П. Гуревич. Введение в философию. – М.: Олимп, 2009.

2. П.В.Алексеев. Философия: учеб. изд.3, перераб. и допол..-М: ПБОЮЛ, 2000.

3. Малахов В.В. Современная западная философия. Словарь – М.: ТОН, 2004.

4. В.Н.Лавриненко. Философия.-М.: Юристъ,1996.

5. Философский энциклопедический словарь.-М: Инфра, 2002.

6. Ю. Хрусталев. Введение в философию. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2005.

Интернет-ресурсы:

ЭБС «Книгофонд»http://www.knigafund.ru/ В.Ш.Сабиров,О.С.Соина. Основы философии: учебник// Сабиров В.Ш., Соина О.С. -Издательство: Флинта; Наука, 2012 г.-330с.

ЭБС «Книгофонд»http://www.knigafund.ru/ Л.Е.Балашов Философия: учебник//Балашов Л.Е.- Издательство: Дашков и К, 2012 г.-612с.

ЭБС «Книгофонд»http://www.knigafund.ru/ П.С.Гуревич. Психоанализ: учебное пособие//Гуревич П.С.-Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.- 479 с.

ЭБС «Книгофонд», http://www.knigafund.ru: С.В.Борисов Основы философии: учебное пособие.//Борисов С.В.-Изд: Флинта; Наука,2010г.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимся индивидуальных заданий, исследований.



Результаты обучения

(освоение умений, усвоение знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:




- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.


Текущий контроль:

устный и письменный опрос, выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестированный опрос.



Знания:




-основные категории и понятия философии;


Текущий контроль:

Устный или письменный опрос, выполнение практических заданий, тестирование.



- роль философии в жизни человека и общества;


Текущий контроль:

Устный и письменный контроль, тестирование.



- основы научной, философской и религиозной картины мира;


Текущий контроль:

Устный и письменный опрос, выполнение практических заданий, тестирование.



- условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;


Текущий контроль:

Устный и письменный контроль, фронтальная беседа.



- сущность процесса познания;


Текущий контроль:

Устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.



- основы философского учения о бытии;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и

Текущий контроль:

устный и письменный опрос, индивидуальные задания.



Текущий контроль: выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, тестированный опрос.

- использованием достижений науки, техники и технологии.


Текущий контроль: выполнение индивидуальных заданий, исследовательская работа




Итоговый зачет


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница