Рабочая программа учебной дисциплины «История нового и новейшего времени» (часть III)




Скачать 315.41 Kb.
Дата22.07.2016
Размер315.41 Kb.



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

(СПбГУ)



Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины



Номер кода утверждения

Код факультета

Порядковый номер учебной дисциплины











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История нового и новейшего времени»

(часть III)

основной образовательной программы высшего профессионального образования


подготовки по направлению 030400 – История

для получения степени бакалавр истории


код дисциплины ПД В20 по учебному плану ООП
регистрационный номер ____________ учебного плана
форма обучения _____________очная______________

виды промежуточной аттестации _ экзаменов – 1

трудоемкость учебной дисциплины - _4 зачетные единицы__

Санкт-Петербург

2010

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения учебной дисциплины

Целью курса является изучение основных событий, произошедших в ведущих странах Западной Европы (Германии, Франции, Англии, Италии, Испании) и Америки (США), в период с 1918 по 1945 гг. в контексте мирового развития. Задача курса состоит в получении обучающимися на историческом факультете студентов Санкт-Петербургского государственного университета глубоких и цельных знаний об основных социально-экономических и политических процессах, происходивших в Новое и новейшее время (часть III), а также в формировании необходимых представлений о системе развития международных отношений в этот исторический отрезок времени. В результате этого обучающийся на историческом факультете получает с окончанием университета комплексные знания по развитию стран Западной Европы и Америки вне зависимости от выбранной им специализации, что позволяет на профессиональном уровне являться специалистом, разбирающимся в широком диапазоне зарубежной истории.

Требования к уровню освоения содержания курса предполагает глубокое знание обучающимися истории развития стран Запада на примере его ведущих государств, а также международных отношений и внешней политики на протяжении большого исторического отрезка времени - с 1918 по 1945 гг. Наряду с хорошей ориентацией в главных событиях и исторических проблемах, которые существовали в этот период в целом, студент также должен знать все основные факты, происходившие в конкретных рассматриваемых странах того времени, ведущих исторических персоналий этих государств, а также даты важнейших событий. Кроме того студент должен уметь пользоваться основные документальные источниками, научной и учебной литературой, ориентироваться в историографических концепциях, относящиеся к этой части Новой и новейшей истории.


    1. Язык обучениярусский

    2. Студенты, приступающие к изучению указанной дисциплины должны прослушать первую часть «Истории нового и новейшего времени» (код ПД В20 по учебному плану), «Историю Средних веков» и «Историю России» (коды ПД В07, ПД Б01 по учебному плану), параллельно изучая новейшую историю России и дисциплины специализации.

В результате обучающиеся будут иметь необходимые знания для усвоения материала по курсу истории нового и новейшего времени.


    1. Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины:

- ОК-5 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

- ПК-3 Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества

- Знание содержания курса и основных особенностей, хронологических рамок и внутренней периодизации истории эпохи нового и новейшего времени;

- Знание основных тенденций, процессов и событий европейской и мировой истории в указанный период; процессов, событий и особенностей в развитии регионов и ведущих стран Запада, важнейших результатов социально-экономического, политического и идеологического развития общества и его достижения в сфере науки, техники и культуры;

- Знание понятийного аппарата дисциплины и умение применять полученные знания для работы по избранной специальности.


    1. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

См. раздел 1.8


    1. Перечень и объем активных норм учебной работы:

Для повышения качества освоения дисциплины при проведении занятий используется демонстрация копий документов и фотографий. Задания и контрольные вопросы студент также получает на практических занятиях, которые проходят в форме семинаров.

Виды работ предполагаемых на семинарских занятиях:

  • Реферирование журнала «Новая и новейшая история»;

  • Тематические выступления с докладами;

  • Сдача монографий по курсу.

что составляет 34 часов в семестр


    1. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости

      1. Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код, модуль

(семестр)



Аудиторная учебная работа обучающихся

в часах


Самостоятельная работа студентов

Объем активных форм учебной работы в часах

Трудоемкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практ. занятия

Лабор. работы

Контр. работы

Коллоквиумы

Под руков. преподавателя

В присутствии преподавателя

Без участия преподавателя

Дневное отделение

С 7

34

34

4

---

---

---

---

---

---

34

34 часа

4 з.е.




      1. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля (семестр)

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

виды

сроки

формы

сроки

Дневное отделение

С 7

1 сентября – 25 января

Экз.

29 декабря – 25 января

1

----

----



    1. Структура и содержание учебной дисциплины

      1. Распределение по темам:




Модуль (семестр)

Наименование тем

Аудиторные занятия

Контактное время (консультации)

Самостоятельная работа студента

Общая трудоемкость

лекции

семинарские или практические

1

С 7

Общая характеристика развития стран Запада в 1918—1945 гг. Особенности курса истории нового времени (часть III)

1

1

----

1

3

2

С 7

Общая характеристика развития стран Запада в 1918—1945 гг. Этапы развития государств Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг.

1

1

1

1

4

3

С 7

Государства Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг. Германия.

6

2

----

2

10

4

С 7

Государства Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг. Италия.

4

2

----

2

8

5

С 7

Государства Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг. Испания.

3

3

-----

3

9

6

С 7

Государства Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг. Франция.

3

3

----

3

9

7

С 7

Государства Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг. Великобритания.

2

4

1

4

11

8

С 7

Государства Западной Европы и Северной Америки в 1918—1945 гг. Соединены Штаты Америки.

2

4

----

4

10

9

С 7

Международные отношения стран Запада в 1918—1939 гг.

Развитие международных отношений после окончания первой мировой войны. Становление новой системы международных отношений



2

4

----

4

10

10

С 7

Международные отношения стран Запада в 1918—1939 гг.

Обострение международной напряженности в мире в 1930-е гг.



2

4

----

4

10

11

С 7

Вторая мировая война.

Начало второй мировой войны (1939-1941 гг.)



2

2

----

2

6

12

С 7

Вторая мировая война.

Образование антигитлеровской коалиции



2

1

1

1

5

13

С 7

Вторая мировая война.

Коренной перелом в ходе второй мировой войны. Развал фашистского блока



2

1

1

1

5

14

С 7

Вторая мировая война.

Завершение второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства



2

2




2

6







ИТОГО.

34

34

4

34

106




      1. Содержание дисциплины:

1. Общая характеристика развития стран Запада в 1918—1945 гг.



1. Особенности курса истории нового и новейшего времени (часть III)

Место занимаемое курсом истории нового и новейшего времени (часть Ш) в общем изложении материала по Всеобщей истории. Основные цели и задачи курса. Предмет изучения и периодизация истории нового и новейшего времени (часть Ш).


2. Этапы развития государств Западной Европы и Северной Америки

в 1918—1945 гг.

Первый этап (1918-1923 гг.). Особенности экономического и политического положения стран западной Европы и Америки в 1918—1923 гг. Изменение социально-экономической и внутриполитической ситуации в развитых странах. Воздействие итогов мировой войны на общественное сознание Европы.

Революционные события в центральной и северной Европе в условиях окончания первой мировой войны. Особенности революции в Финляндии. Распад Австро-Венгерской монархии и Ноябрьская революция 1918 г. в Австрии. Провозглашение Австрийской республики. Возникновение советской республики в Венгрии и Словакии. Преодоление революционного кризиса в центральной Европе.

Усиление правого и левого радикализма. Появление и развитие фашистской движения. Усиление левых групп в социал-демократических партиях. Образование коммунистических партий в ряде стран. Развитие коммунистического движения. Коммунистический интернационал и идея мирового революционного кризиса.

Проблема преодоление социально-политических и экономических последствий периода окончания мировой войны и революционного кризиса послевоенного времени.



Второй этап (1924—1929 гг.). Проявление стабилизации и начало нового периода экономического роста в странах Западной Европы и Америки. Проблема противоречивости данного явления и различные варианта достижения экономической и политической стабильности в различных странах.

Влияние экономического подъема на социальное развитие общества. Ослабление социальных выступлений и причины этого. Особенности рабочего движения в тот период.

Внешнеполитические и колониальные проблемы в деятельности западных государств и их влияние на внутреннюю ситуацию в странах.

Третий этап (1929—1939 гг.) Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х гг. и его проявление в различных странах. Многообразность вариантов поиска путей выхода из кризиса и роль государства в социально-экономической системе при определении способа преодоления кризиса.

Социальные особенности развития этого периода. Усиление политической активности населения. Проблема соотношения диктатуры и демократии в развитии государств. Проявление кризисных явлений в демократических институтах власти.

Эконо­мические и социальные проблемы общества середины и второй половины 30-х гг.

Проблема сохранения мира. Обострение межгосударственных противоречий. Образование и расширение очагов войны. Развязывание Второй мировой войны.



Четвертый этап (1939-1945 гг.). Вторая мировая война как проявление кризисных процессов развития общества 20-30-х гг. Причины возникновения и характер Второй мировой войны. Объективность итогов Второй мировой войны. Предпосылки к началу формирования IV-го периода истории нового и новейшего времени.
2. Страны Западной Европы и Северной Америки

в 1918—1945 гг.



1. Германия

Особенности социально-эконо­мического и политического положения Германии в условиях окончания первой мировой войны. Складывание революционной ситуации. Начало революции, ее этапы, немецкой революции, движущие силы, характер и значение. Совет народных уполномоченных и его деятельность. Образование КПГ. Проявление элементов гражданской войны. Баварская советская республика.

Выборы в учредительное собрание и проблема принятия конституции. Веймарская конституция и ее особенности. Поли­тическая борьба в Германии после окончания революции. Зарождение нацизма. Значение преодоление “путча Каппа” для закрепления буржуазно-демократического устройства Германии.

Условия Версальского мирного договора для Германии и проблема их выполнения. Борьба вокруг немецких репарационных поставок. Деятельность канцлера К. Вирта. Рапалльский договор. Рурский кризис и обострение политической ситуации в 1923 г. Гамбургское восстание. Мюнхенский путч.

Стабилизация экономического, а также социально-политического положение в Германии и ее причины. Особенности деятельности канцлера В. Маркса. «План Дауэса». Решения Локарнской конференции и их значение для Германии. Президентские выборы 1925 г. Начало государственной деятельности президента П. Гинденбурга. «План Юнга». Влияние политической ситуации в Германии на развития культуры.

Возникновение мирового экономического кризиса и Германия. Социально-политическая ситуация в стране в 1929-1932 гг. Особенности деятельности кабинетов Г. Брюннинга, Ф. Папена, К. Шлейхера. Условия и причины развития нацистского движения. Социальная база нацизма.

Приход Гитлера к власти и установление нацистской диктатуры. Экономические, политические и социальные изменения в Германии в 1933-1939 гг. Расовая политика в нацистской Германии. Нацизм и культура.

Внешняя политика Германии в 1933-1939 гг. Выход Германии из Лиги наций. Нарушение военных статей Версальского до­говора. Образование блока агрессивных государств. Присоединение к Германии Австрии. Мюнхенское соглашение. Герма­но-советский договор о ненападении. Германия накануне второй мировой войны.


2. Италия

Экономическая и политическая ситуация в Италии в условиях окончания первой мировой войны. Кризис либерализма. Усиление социалистического движения. Образование коммунистической партии. Зарождение фа­шизма в Италии и его характерные черты. Социальная база фашистского движения. Б. Муссолини.

Особенности прихода фашистов к власти. Начало становления фашистской диктатуры. Этапы формирования фашистского государства в Италии. «Авентинский блок» и борьба против усиления тоталитаризма. Причина поражения оппозиции.

Упрочение фашистского режима. Латеранские соглашения. Социально-экономическая политика правительства Муссолини. «Хартия труда». Начало формирования корпаративноной системы. Приоритетные направления внешней политики.

Характерные черты проявления мирового экономического кризиса в Италии. Деятельность Института промышленной реконструкции. Усиление государствен­но-монополистического капитализма. Развитие тоталитарных форм управления государством. Провозглашение Италии империей. Проявление антифашистских настроений в середине и конце 1930-х гг. Проблема развития культуры в Италии и фашизм.

Переход к активным формам внешней политики. Война против Эфиопии и участие в гражданской войне в Испании. Ось «Берлин — Рим».

Особенности развития фашистского государства в Италии накануне и в годы второй мировой войны.

3. Испания

Специфика социально-экономического развития Испании в условиях окончания первой мировой войны. Политическая нестабильность и причины частых смен правительств в 1918-1922 гг. Колониальная война в Марокко и ее влияние на внутреннюю ситуацию в Испании.

Причины военно-монархического переворота и установление диктатуры Примо де Ривера. Особенности внутренней и внешней политики Испании в 1923-1930 гг. Свержение монархии и провозглашение республики.

Деятельность временного правительства. Выборы в учредительные кортесы и принятие конституции. Особенности новой конституции. Политическая борьба после провозглашения республики. Аграрный, национальный и церковный вопросы и попытки их решения. Парламентские выборы 1933 г. Усиление радикальных настроений в испанском обществе.

Восстание 1934 г. и его подавление. Создание Народного фронта и его победа на парламентских выбо­рах. Политика правительства Народного фронта.

Начало гражданской войны, ее причины и особенности. Ф.Франко. Деятельность правительств Х.Хираля и Л.Кабальеро. Ход гражданской войны. Международное вмешательство в испанские события. Политика правительства Х.Негрина.

Причины поражения республиканцев. Характерные черты диктатуры Франко накануне и в период второй мировой войны.

Особенности развития культуры в Испании в 20-30-е гг.



4. Франция

Франция после окончания пер­вой мировой войны. Внутренняя и внешняя политика правительства Ж.Клемансо в 1918—1919 гг. Расстановка политических сил. «Национальный блок» и его программа. Социалистическая пар­тия и ВКТ. Образование Коммунистической партии. Парламентские выборы 1919 г.

Специфика политики «национального блока». Социально-экономические сложности и пути их преодоления. Генуэзская конференция. Оккупация Рура. Причины распада «национального блока».

Внутренняя и внешняя политика «Левого блока». Э.Эррио. Попытки разрешения экономических проблем. Признание СССР. Решения Локарнской конференции. Колониальные войны. Причины политической нестабильности во Франции в середине 20-х гг. Отставка правительства «Левого блока».

Внутреннее положение во Франции в период премьерства Р.Пуанкаре (1926-1929 гг.). Промышленный подъем и его проявления. Новые черты внешней политики Франции. Пакт «Бриана-Келлога». План создания «Пан-Европы».

Характерные черты мирового экономического кризиса во Франции. Политика правительств «Национального единения». Обострение внутренней ситуации и парламентские выборы 1932 г. Попытки выхода из кризиса правительствами «Левого блока».

Нарастание нестабильности и усиление фашистского движения во Франции. Особенность французской разновидности фашизма. Попытка фа­шистского переворота и его последствия. Борьба против фашизма: внутренний и внешнеполитический аспекты. Образование Народного фронта и его программа. Победа партий Народного фронта на выборах 1936 г. Подписание франко-советского договора о взаимопомощи.

Внутренняя и внешняя полтика правительств Народного фронта. Характер разногласий в Народном фронте. Причины раскола Народного фронта. Франция накануне и в период второй ми­ровой войны.

Особенности развития культуры во Франции в 20-30-е гг.


5. Великобритания

Особенности политической и экономической ситуации в Великобритании после окончания пер­вой мировой войны. Парламентские выборы 1918 г. и их итоги.

Деятельность коалиционного правительства Д. Ллойд Джорджа (1918-1922 гг.). Проблема перевода экономики и общества на мирное положение и ее разрешение. Внешняя и колониальная политика Великобритании. Проявление кризиса британской колониальной системы. Причина отставки кабинета Ллойд Джорджа и замена его правительством консерваторов.

Парламентские выборы 1923 г. Особенности прихода к власти лейбористской партии. Внутренняя и внеш­няя политика правительства Д.Р.Макдональда. Причина сложности выполнения лейбористами предвыборных обещаний. Проблема признание СССР. «Дело Кемпбелла». Отставка кабинета и победа консерваторов.

Отличительные черты внутреннего развития Великобритании во второй половине 20-х гг. Политическая и экономическая деятельность правительства С.Болдуина (1924-1929 гг.). Смысл воссоздания «золотого стандарта». Подъем социальной активности населения. Всеобщая за­бастовка 1926 г. и последствия ее поражения. Мондизм. Антипрофсоюзные законодательства. Внешняя и колониальная политика кабинета С.Болдуина. Усиление международного влияния Великобритании. Обострение отношений с СССР в конце 20-х гг.

Причины ослабления влияния консервативной партии и ее поражение на парламентских выборах 1929 г. Второй кабинет Д.Р.Макдональда. Особенность деятельности лейбористов в условиях мирового экономического кризиса. Обострение социальной напряженности. Движение безработных, забастовочное движение. Правитель­ственный кризис 1931 г.

Образование «национального правительства» и характерные черны его экономической и социальной политики. Попытки выхода из кризиса. Введение про­текционизма. Внутриполитические изменения в первой половине 30-х гг. Кризисные тенденции в ведущих политических партиях Великобритании. Проявление элементов фашистского движения в стране.

Центробежные тенденции в колониальной империи и процесс ее трансформации. Усиление роли доминионов. Вестминстерский статут 1931 г. Решения Оттавской имперской конференции 1932 г. Акт об управлении Индией 1935 г.

Преодоление общих кризисных явлений в экономике и причины продолжавшегося ее замедленного роста. Внутренняя политика консервативных правительств С. Болдуина и Н. Чемберлена. Политика «умиротворения» агрессоров и ее последствия. Московские англо-франко-советские переговоры 1939 г. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в годы второй мировой войны.

Особенности развития культуры в Великобритании в 20-30-е гг.


6. Соединенные Штаты Америки

Социально-экономическое положение Соединенных Штатов Аме­рики в момент окончания первой мировой войны. Обострение политической борьбы и особенности деятельности президента В.Вильсона. Победа республиканской партии на выборах.

Характерные черты политической линии президентов Г. Гардинга и К. Кулиджа. Основные тенденции развития США 20-х гг. Проявление экономического подъема. Усиление протекционизма. Иммиграционное законодательство. Спад рабочего движения и его причины.

Приоритетные направления в области внешней политики США в 20-е гг. Позиция США в странах Латинской Америки, на Дальнем Востоке и в Европе. Суть политики «изоляционизма».

Начало мирового экономического кризиса и проявление его в США. Стремительное падение жизненного уровня населения и усиление социальной напряженности. Политика президента Г.Гувера. Внешняя политика США в годы мирового экономического кри­зиса.

Президентские выборы 1932 г. Сущность «нового курса» президента Ф.Рузвельта. Особенности внешней политики США в 1933-1939 гг. Внутреннее и международное положение США накануне и в годы второй мировой вой­ны.

Особенности развития культуры в США в 20-30-е гг.


  1. Международные отношения стран Запада в 1918—1939 гг.




  1. Развитие международных отношений после окончания первой мировой войны. Становление новой системы международных отношений

Расстановка политических сил на международной арене после окончания пер­вой мировой войны. Парижская мирная конференция и ее решения. Образование Лиги наций. Проблемы международного урегулирования на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Вашингтонская конференция. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Начало пересмотра подписанных соглашений. Лозаннская конференция и ее решения.

Особенности послевоенного международного развития. Цели и задачи Генуэзской конференция. Рапалльский договор. Рурский кон­фликт и пути его преодоления. План Дауэса. Проблемы Европейской безопасности. Локарнская конференция. Рейнский гарантийный пакт. Попытки ограничения гонки вооружений. Выдвижение идеи создания «Пан-Европы» и ее срыв. Значение заключения пакт Бриана-Келлога.

2. Обострение международной напряженности в мире в 1930-е гг.

Образование очагов войны в мире. Вторжение Японии в Ки­тай. Нападение Италии на Эфиопию. Вмешательство Италии и Германии в гражданскую войну в Испании. Начало создания блока агрессивных государств.

Борьба за коллективную безопасность в Европе. Франко-советский и советско-чехословацкий договоры о взаимо­помощи. Сущность политики «умиротворения».

Обострение международных отношений накануне второй мировой войны. Захват Германией Австрии. Мюнхенское соглашение и его значение. Политический кризис в Европе в 1939 г.


4. Вторая мировая война



1. Начало второй мировой войны (1939-1941 гг.)

Причины и характер второй мировой войны. Этапы войны.

Начало второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. Объявление Англией и Францией войны Германии. Поражение польской армии. «Странная война» на Западном фронте и ее причины. Советско-финляндская война и ее воздействие на развитие международных отношений. Московский мирный договор 1940 г.

Значение захвата Германией нейтральных государств Дании и Норвегии. Окончание «странной войны»: нападение немецких войск на Бельгию и Голландию. Вступле­ние в войну Италии. Поражение Франции, его причины и последствия.

Англо-амери­канское сотрудничество в начале войны. «Ленд-лиз». Создание трой­ственного пакта. Агрессия против Греции и Югославии.

Установление «нового порядка» и противодействие ему.


2. Образование антигитлеровской коалиции

Политическая и военная подготовка Германии к нападению на Советский Союз. «Миссия Гесса». Нача­ло Великой Отечественной войны, провал «Блицкрига».

Складывание антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия. Вступление США во вторую мировую войну. Война на Тихом океане и в Африке. Смысл и значение англо-советского и советско-американских соглашений, достигнутых весной-летом 1942 г.

3.Коренной перелом в ходе второй мировой войны. Развал фашистского блока

Начало коренного перелома в ходе второй мировой войны и его воздействие на международные отношения. Начало распада фашистского блока. Роспуск Коминтерна и его причины. Московское совещание министров иностранных дел. Тегеран­ская конференция. Боевые действия англо-американских войск в Италии. Капитуляция Ита­лии.

Открытия второго фронта в Западной Европе и его значение. Ход военных действий на Западе. Освобожде­ние Франции, Бельгии и Нидерландов. Заговор против Гитлера в Германии и его провал.
4. Завершение второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства

Крымская конференция глав ведущих государств Антигитлеровской коалиции и ее решения.

Разгром войск Германии, окончание войны в Европе.

Боевые действия на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана в 1943-1945 гг. Объявление СССР войны Японии. Капитуляция Японии. Окончание второй мировой войны и перспективы послевоенного устройства.


Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы:


2.2. Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

2.2.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  • Периодизация истории в новое и новейшее время и ее интерпретации;

  • Истоки тоталитаризма в Германии, Италии, Испании;

  • Общее и особенное в развитии стран Западной Европы и Северной Америки в 1920-1930-е гг.

  • Феномен мирового экономического кризиса в конце 1920-начале 1930-х гг. (проявления в различных странах, пути выхода из кризиса).

  • Кумиры первой половины ХХ века в кино, политике, литературе.

  • Основные театры военных действий в ходе Второй мировой войны и их значение.

2.2.2. Перечень тестовых заданий для текущего контроля усвоенных знаний:

  • Версальско-Вашингтонская система и ее значение для послевоенного развития международных отношений;

  • Определить ключевые особенности социальной политики тоталитарных государств и ее специфику;

  • Основные тенденции и этапы в области организации системы безопасности в Европе в 20-30-е гг. ХХ-го века.

  • Раскрыть основные тенденции в демократическом развитии стран запада между двумя мировыми войнами;

  • Раскрыть дискуссионные вопросы предыстории и истории Второй мировой войны;

2.2.3. Вопросы к процедуре промежуточной аттестации (сессиям): приведены в билетах, утвержденных заведующим кафедрой.
2.3. Кадровое обеспечение учебной дисциплины:

К преподаванию может быть допущен преподаватель, имеющий опят педагогической работы не менее 1 года.


2.4. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Соблюдение санитарных норм размещения студентов по действующему законодательству и подготовленность аудитории к проведению занятий (доска, мел и т.п.)


2.5. Информационное обеспечение учебной дисциплины:

2.5.1. Список обязательной литературы:

  • История новейшего времени стран Европы и Америки 1918-1945 гг. М., 1989.

  • Мир в ХХ веке. М., 2001.

  • Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век. Часть 1. 1900-1945. М., 2001.

  • Понамарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время. М., 2006.


2.5.2. Список дополнительной литературы:

  • Арон Р. История ХХ века в антологии. М., 2007.

  • Ватлин А.Ю. Германия в ХХ в. М., 2002.

  • Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. М., 2000.

  • Вторая мировая война. Взгляд из Германии. М., 2005.

  • Гренвилл Дж. История ХХ века. М., 1999.

  • Дэвис Н. История Европы. М., 2006.

  • Европа между миром и войной. 1918-1939 гг. М., 1992.

  • Иванов Р.Ф. Сталин и союзники в 1941-45 гг. М., 2005.

  • Мальков В.Л. Путь к имперству. Америка в первой половине ХХ века. М., 2004.

  • Пбю М. История Великобритании. 1789-2000. М., 2001.

  • Пленков О. Ю. Тайны Третьего Рейха. Гибель вермахта. М., 2009.

  • Пленков О. Ю. Третий Рейх. Арийская культура. СПб., 2005.

  • Пленков О. Ю. Третий Рейх. Нацистское государство. СПб., 2004.

  • Понамарев М.В., Смирнова С. Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. М., 2000. Т. 3.

  • Сиполс В.Я. Тайны дипломатические. Канун Великой Отечественной войны. 1939-1941. М., 1997.

  • Смирнов В.П. Франция в ХХ в. М., 2001.

  • Согрин В. В. История США. СПб., 2003.

  • Союзники в войне 1941-1945 гг. М., 1995.

  • Устрялов Н. В. Итальянский фашизм. М., 1999.

  • Уткин А.И. Черчилль. Победитель двух войн. Смоленск, 1999.

  • Фейс Г. Черчилль, Рузвельт, Сталин. Война, которую они вели, и мир, которого они добились. М., 2003.

  • Щульце Х. История Германии. М., 2004.

  • Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). М., 1998.


2.5.3. Вопросы к экзамену по курсу «История Нового и новейшего времени» (часть III)

  1. Проблемы мирного урегулирования в Европе после окончания первой мировой войны. Парижская мирная конференция.

  2. Проблемы мирного урегулирования на Дальнем Востоке после окончания первой мировой войны. Вашингтонская конференция.

  3. Проблемы порожденные Версальско-Вашингтонской системой.

  4. Распад Австро-Венгерской империи. Революция в Австрии.

  5. Революция в Венгрии в условиях окончания первой мировой войны.

  6. Характер и особенности революционных событий в Финляндии в условиях окончания первой мировой войны.

  7. Ноябрьская революция в Германии.

  8. Установление республиканского строя в Германии на основе Веймарской конституции. Политическая борьба в 1919-1923 гг.

  9. Генуэская конференция 1922 г. Рапалльский договор.

  10. Рурский конфликт в 1922-1923гг.

  11. План Дауэса. Локарнская конференция 1925 г.

  12. Возникновение и развитие нацистского движения в Германии (1919-1929 гг.).

  13. Экономическое и политическое развитие Германии во второй половине 1920-х гг.

  14. Приход А. Гитлера к власти в Германии. Установление фашистской диктатуры.

  15. Особенности внутренней политики Германии в 1933-1939 гг.

  16. Внешняя политика Германии (1933-1939 гг.).

  17. Внутриполитическое положение в Германии в годы второй мировой войны.

  18. Основные тенденции в области развития культуры в Германии в 20-30-е гг.

  19. Обстановка в Италии после окончания первой мировой войны.

  20. Приход в Италии к власти фашистов.

  21. Италия в первые годы фашистской диктатуры (1922-1929гг.)

  22. Особенности проявления экономическою кризиса в Италии в первой половине 1930-х гг.

  23. Внутренняя и внешняя политика Италии во второй половине 1930-х гг.

  24. Италия в годы второй мировой войны.

  25. Проблема развития культуры в Италии и фашизм.

  26. Обстановка в Испании после окончания первой мировой войны.

  27. Испания в период диктатуры генерала Примо де Ривера.

  28. Внутриполитическая обстановка в Испании после установления республиканского строя (1931-1936 гг.).

  29. Гражданская война в Испании и установление диктатуры генерала Ф.Франко (1936-1939 гг.).

  30. Испания в годы второй мировой войны.

  31. Особенности внешней политики Франции после окончания первой мировой войны.

  32. Экономическое и политическое положение Франции после окончания первой мировой войны.

  33. Особенности внутренней и внешней политики правительства Э. Эррио.

  34. Развитие Франции во второй половине 1920-х годов.

  35. Особенности проявление во Франции экономического кризиса 1930-х гг.

  36. Движение против фашизма во Франции. Создание «народного фронта».

  37. Внутренняя и внешняя политика Франции в период деятельности правительства «народного фронта».

  38. Развитие Франции в области культуры в 20-30-е гг.

  39. Франция в годы второй мировой войны.

  40. Экономическое и политическое положение Великобритании после окончания первой мировой войны.

  41. Английская внешняя и колониальная политика после окончания первой мировой войны.

  42. Первое лейбористское правительство в Великобритании.

  43. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в период деятельности С. Болдуина (1924-1929 гг.)

  44. Второе лейбористское правительство в Великобритании и проблема выхода из экономического кризиса.

  45. Внутренняя и внешняя политика «национальных правительств» Р.Макдонольда.

  46. Внутренняя политика Великобритании в середине и во второй половине 1930-х гг.

  47. Внешняя политика Великобритании в середине и во второй половине 1930-х гг.

  48. Великобритания в годы второй мировой войны.

  49. Общие тенденции в развитии культуры Великобритании в 20-30-е гг.

  50. Особенности внутренней и внешней политики США после окончания первой мировой войны.

  51. США в 1920-е гг.: основные черты экономического и политического развития.

  52. США в период экономического кризиса конца 1920-х начала 1930-х гг.

  53. «Новый курс» президента Ф.Д. Рузвельта.

  54. США в годы второй мировой войны.

  55. Основные направления в развитии культуры в США в 20-30-е гг.

  56. Обострение ситуации на Дальнем Востоке в 1930-е гг. и ее оценка западными державами.

  57. Нарастание в Европе международной напряженности в середине 1930-х гг. и проблема коллективной безопасности.

  58. Образование во второй половине 1930-х гг. блока агрессивных держав.

  59. Присоединение Германией Австрии.

  60. Мюнхенское соглашение 1938 г.

  61. Политический кризис в Европе в 1939 г.

  62. Германо-советский пакт от 23 августа 1939 г.

  63. Причины возникновения и характер второй мировой войны.

  64. Начало второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1940 гг.

  65. Военные действия в ходе второй мировой войны в Северной Африке.

  66. Военные действия в ходе второй мировой войны на Тихом океане.

  67. Военные действия в ходе второй мировой войны в Европе в 1943-1945 гг.

  68. «Новый порядок» в оккупированных Германией странах Европы и движение Сопротивления против фашистской диктатуры.

  69. Проблемы открытия второго фронта в Европе.

  70. Образование антигитлеровской коалиции.

  71. Распад фашистского блока в Европе.

  72. Проблемы мирного урегулирования в условиях окончания второй мировой войны.


Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик (и) рабочей программы учебной дисциплины




Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный телефон, служебный адрес электронной почты)

Барышников Владимир Николаевич


Д.и.н.

профессор

Заведующий кафедрой,

профессор

исторического факультета СПбГУ


328-9447

Novist@narod.ru



Бодров Андрей Владимирович

К.и.н.




Ст. преподаватель исторического факультета СПбГУ

328-9447

Novist@narod.ru



Гончарова Татьяна Николаевна

К.и.н.




Ассистент исторического факультета СПбГУ

328-9447

Novist@narod.ru



Сидоренко Леонид Владимирович

К.и.н.




Ассистент исторического факультета СПбГУ

328-9447

Novist@narod.ru


В соответствии в порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 №195/1, проведена двухуровневая экспертиза:



Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра истории Нового и новейшего времени







Кафедра истории Древней Греции и Рима







Кафедра исторического регионоведения







Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа



























Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа


















































База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница