Рабочая программа учебной дисциплины «ботаника» 050100. 62 Педагогическое образование



Скачать 342.1 Kb.
страница1/3
Дата14.08.2016
Размер342.1 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»

Биолого-химический факультет

Кафедра биологии, экологии и МПЕ




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе



Клюсова В.В.

«___» __________ 2012 г.





Рабочая программа учебной дисциплины

«БОТАНИКА»


050100. 62 Педагогическое образование


(наименование направления подготовки)
Совмещенный профиль подготовки

«Биология, химия»


Квалификация (степень) выпускника

«Бакалавр»

Форма обучения



очная

Тобольск

2012
1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Ботаника» является формирование представлений о месте и значении ботаники в системе биологических дисциплин; получение систематизированных знаний в области анатомии и морфологии растений; применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.

Основные задачи курса: получение систематизированных знаний в области анатомии, морфологии и систематики растений; создание у студента четкой системы знаний о целостном растительном организме, его макро- и микроструктуре, адаптационных особенностях, изменениях в ходе индивидуального развития, способах размножения.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры)

Дисциплина «Ботаника» относится к вариативной части профессионального цикла.

Содержательные и логические взаимосвязи дисциплины «Ботаника» с другими дисциплинами учебного плана:

а) предшествуют освоению данной дисциплины – изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по биологии, химии.

б) должны изучаться параллельно – «Науки о биологическом разнообразии», «Гистология», «Цитология», «Методы полевых биоэкологических исследований».

в) базируются на изучении данной дисциплины - «Микробиология», «Молекулярная биология», «Химия окружающей среды», «Физиология растений», «Общая экология», «Почвоведение с основами агрохимии», «Биогеография» а также для последующего прохождения практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



общекультурные (ОК):

способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

общепрофессионалъные (ОПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

Профессиональные (ПК):

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5).
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: основы анатомии, морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений; методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов.

уметь: используя современные экспериментальные методы готовить постоянные и временные препараты, коллекции, моделировать адаптивные особенности растительных организмов.

владеть: базовыми представлениями о разнообразии биологических объектов; экологической грамотность современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой; методами наблюдения, описания, идентификации, классификации и культивирования растительных объектов.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,5 зачетных единиц (198 часов)



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

КСР

ЛБ

1

Цитология растительной клетки

1

6

-

6

4

2

Основы гистологии растений

1

6




12

16

3

Строение вегетативных органов растений

1

6

-

18

24

4

Генеративные органы растительных организмов.

2

8




10

10

5

Размножение растений.

2

4




12

16

6

Растение и окружающая среда

2

6




14

20




Итого




36




72

90


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

2

3

1

Основы цитологии и гистологии растений

Основные разделы ботаники. Строение и функции клеточных органоидов (оболочка, протопласт, цитоплазма, органеллы).

Классификация растительных тканей. Строение и функционирование меристематических тканей, их классификация. Покровные ткани. Ассимиляционные ткани, их строение, функции. Механические ткани, строение и функции. Проводящие ткани.



2

Строение вегетативных органов растений

Классификация и морфологическая характеристика корней и корневых систем. Зоны молодого корневого окончания. Первичное и вторичное строения корня.

Общая характеристика побега. Листорасположение, его основные типы и закономерности. Ветвление побегов. Кущение как одна из форм ветвления. Строение стеблей однодольных, двудольных растений. Утолщение стеблей у древесных растений. Определение и функции листа. Морфологическое строение листа. Анатомическое строение зеленого листа. Онтогенез листа.




1

2

3

3

Генеративные органы растительных организмов.

Строение цветка и его функции. Диаграмма и формула цветка. Андроцей, гинецей: характеристика, строение, классификация.

Оплодотворение у цветковых растений. Двойное оплодотворение и его биологическое значение.




5. Образовательные технологии

Таблица 3.1





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

2

3

4

5



1

Положение растений в системах органического мира. Основные разделы ботаники.


Информационно - коммуникационные

2



1

Строение и функции клеточных органоидов (оболочка, протопласт, цитоплазма, органеллы).


Информационно - коммуникационные

2



1

Типы клеток, физиологические процессы происходящие в растительной клетке

Интерактивные технологии

2



1

Микроскопирование ботанических объектов. Форма клетки. Типы движение цитоплазмы.


Традиционные технологии

2



1

Стенка клетки эпидермы листа аспидистры и древесины сосны. Поры.

Традиционные технологии

2



1

Включения (друзы, рафиды, крахмальные зерна). Строение пластид


Традиционные образовательные технологии

2



2

Классификация растительных тканей. Строение и функционирование меристематических тканей, их классификация.

Информационно - коммуникационные

2



2

Покровные ткани. Ассимиляционные ткани, их строение, функции. Механические ткани, строение и функции.

Интерактивные технологии

2



2

Определение и состав флоэмы и ксилемы. Определение проводящих пучков.


Информационно - коммуникационные

2



2

Меристематические ткани. Апекс побега элодеи канадской.


Традиционные технологии

2



2

Первичная покровная ткань (эпидермис листьев однодольных и двудольных растений). Строение устьичного аппарата.


Традиционные технологии






2

Строение перидермы стебля бузины. Чечевички. Пробка клубня картофеля.


Традиционные технологии

2

1

2

3

4

5



2

Механические ткани. Колленхима в стебле бузины, склеренхима в стебле герани, липы, склереиды в плодах груши.


Традиционные технологии

2



2

Проводящие ткани. Строение флоэмы и ксилемы.


Традиционные технологии

2



2

Пучки в стебле кукурузы, кирказона, корнях ириса, корневище папоротника-орляка.


Традиционные технологии

2



3

Классификация и морфологическая характеристика корней и корневых систем. Зоны молодого корневого окончания. Первичное и вторичное строения корня.


Интерактивные технологии

2



3

Общая характеристика побега. Ветвление побегов. Кущение как одна из форм ветвления. Строение стеблей однодольных, двудольных растений.

Интерактивные технологии






3

Листорасположение, его основные типы и закономерности. Определение и функции листа. Морфологическое и анатомическое строение листа. Онтогенез листа.


Информационно - коммуникационные

2



3

Строение проростков однодольных и двудольных растений.

Традиционные технологии






3

Корень. Формирование корневых систем их разнообразие. Строение кончика корня пшеницы мягкой.


Традиционные технологии

2



3

Первичное анатомическое строение корня ириса. Вторичное анатомическое строение корня тыквы.


Традиционные технологии

2



3

Строение корнеплодов (морковь посевная, редька посевная, свеклы обыкновенной)

Традиционные технологии

2



3

Ветвление древесных растений Кущение злаков. Морфология стебля.


Традиционные технологии

2



3

Первичное и вторичное анатомическое строение стеблей травянистых растений

Традиционные технологии

2



3

Строение стеблей древесных растений.


Традиционные технологии

2



3

Морфологическая характеристика простых и сложных листьев.

Традиционные технологии

2



3

Анатомическое строение листа.

Традиционные технологии

2



4

Строение цветка и его функции. Простой и двойной околоцветник.

Информационно - коммуникационные

2

1

2

3

4

5



4

Андроцей, гинецей: общая характеристика, строение, классификация.


Информационно - коммуникационные






4

Диаграмма и формула цветка.

Информационно - коммуникационные






4

Типы завязи. Семязачатки и типы плацентации. Плоды, их классификация и строение.


Информационно - коммуникационные

2



4

Цветок. Околоцветник. Части цветка. Типы околоцветника по составу, симметрии.


Традиционные технологии

2



4

Андроцей. Пыльник и его строение. Гинецей, части пестика. Разнообразие гинецеев. Строение семяпочки и зародышевого мешка.



Традиционные технологии

2



4

Формулы и диаграммы цветка.


Традиционные технологии

2



4

Морфологический анализ цветков растений сем. бобовые, губоцветные.

Традиционные технологии

2



4

Соцветия. Классификация соцветий.


Интерактивные технологии

2



5

Оплодотворение у цветковых растений. Двойное оплодотворение и его значение.


Информационно - коммуникационные

2



5

Общая схема цикла воспроизведения у цветковых, его особенности.

Интерактивные технологии

2



5

Морфологический анализ соцветий, составление схем.

Традиционные технологии

2



5

Семена. Возникновение и строение семени.


Традиционные технологии

2



5

Строение семян с эндоспермом (зерновка пшеницы мягкой) и без эндосперма (фасоль обыкновенная)

Традиционные технологии

2



5

Разнообразие семян в связи со способами их распространения.

Традиционные технологии

2



5

Морфологический анализ сухих и сочных, односемянных и многосемянных, вскрывающихся и не вскрывающихся плодов.


Традиционные технологии

2



5

Соплодия, их строение и классификация.

Традиционные технологии

2

1

2

3

4

5



6

Экологические группы растений по отношению к влаге, свету. Приспособление растений к условиям обитания.


Информационно - коммуникационные

2



6

Возрастные и сезонные изменения, происходящие в растительных организмах.


Информационно - коммуникационные

2



6

Общее представление о жизненных формах растений. Классификация жизненных форм по И.Г.Серебрякову и Раункиеру

Интерактивные технологии

2



6

Анатомо-морфологические особенности гидрофитов и мезофитов: расположение и типы устьиц, распределение основных тканей, биология размножения, поглощение питательных веществ.


Традиционные образовательные технологии

2



6

Анатомо-морфологические особенности психрофитных растений.

Традиционные образовательные технологии

2



6

Анатомо-морфологические особенности ксерофитных растений.


Традиционные образовательные технологии

2



6

Возрастные изменения, происходящие в растительных организмах.


Традиционные образовательные технологии

2



6

Сезонные изменения, происходящие в растительных организмах.

Традиционные образовательные технологии

2



6

Особенности строения теневыносливых и светолюбивых растений.

Традиционные образовательные технологии

2



6

Разнообразие жизненных форм растений.

Традиционные образовательные технологии


2



Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница