Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 16 Введение в славянскую филологию трудоемкость



Скачать 403.22 Kb.
страница1/3
Дата20.07.2016
Размер403.22 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

декан факультета / института

«___» ___________ 20__ года

рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.16 ВВЕДЕНИЕ В СЛАВЯНСКУЮ ФИЛОЛОГИЮ
Трудоемкость (в зачетных единицах) – 3

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки Русский язык

Квалификация (степень) выпускника бакалавр



1. Цели изучения дисциплины.
Дисциплина «Введение в славянскую филологию» изучается с целью создания теоретических основ для сравнительно-сопоставительного изучения славянских языков и культур.

В число основных задач дисциплины входит формирование у студентов базовых знаний о генезисе, истории, культуре и языках славянских народов, умений видеть межъязыковые славянские соответствия на разных уровнях языковой системы и распознавать славянские письменные тексты по их языковой принадлежности, а также интерпретировать языковые факты в аспекте репрезентации славянской картины мира.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Дисциплина «Введение в славянскую филологию» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин ООП.

Для освоения дисциплины «Введение в славянскую филологию» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История» (в разделе «История славянского мира»), «Теория языка» (прежде всего в разделах «Классификации языков», «Образование и историческое развитие языков», «Лингвистические методы», отчасти в разделах «Фонетика», «Лексика». «Грамматика», «Письмо»), «Фольклор и древние литературы» (прежде всего в разделе «Славянская мифология»), «Польский язык», а также освоенных разделов дисциплины «Современный русский литературный язык».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Старославянский язык», «Историческая грамматика».
3. Требования к уровню освоения программы.
Процесс изучения дисциплины направлен в первую очередь на формирование ряда специальных компетенций:


  • способности к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1, формируется в рамках исследований славянских языков /в оппозиции «русский язык – инославянские языки»/ в сравнительно-историческом и динамико-типологическом аспекте; актуализируется в связи с рассмотрением проблем нарастания аналитизма, скорости и источников обновления словарного состава, особенностей процесса формирования и стилевой организации литературного языка и т. п.);

  • способности выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2, формируется в процессе анализа базовых межславянских фонетических, грамматических, лексических и концептуальных соответствий, изучения их основных интегральных и дифференциальных черт; актуализируется при более подробной разработке данной проблематики);

  • способности определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4, формируется при сравнительно-сопоставительном изучении славянских языков; актуализируется в процессе построения славяно-русской характерологии, а также при рассмотрении русского и славянских языков на широком генетическом, типологическом, ареальном фоне: индоевропейская семья; флективные / синтетические языки; языки Европы / Азии и т. п.);

  • способности ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5, формируется при рассмотрении спорных вопросов из области «славянских древностей»: вариантные этимологии отдельных славянских этнонимов, гипотезы о прародине славян, интерпретации древнейших сведений о славянах, реконструкция славянского языческого пантеона и т. п., а также при изучении истории славянской филологии; актуализируется в ходе решения сходных и смежных вопросов в области палеославистики, славянской этимологии, общего этно-, глотто- и культурогенеза);

  • владения приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6, формируется и актуализируется в ходе собственно графического / палеографического и лингвистического анализа текстов различных славянских языков с целью квалификации материала по принадлежности /западная, восточная или южная подгруппа славянских языков, конкретный славянский язык/).

Кроме того, в рамках изучения дисциплины у студента дополнительно формируется ряд общекультурных и профессиональных компетенций:



  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3), а также готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14) (формируются в ходе изучения разделов «Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства», «Материальная и духовная культура славян по данным их языка», отчасти «Этногенез и древнейшая история славян»; актуализируются в процессе бытового и делового общения, учебного и научного сотрудничества с представителями инославянских и неславянских народов, в ходе исследовательской разработки славистической проблематики и ее адаптации к восприятию школьников);

  • способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16, формируется в рамках изучения спорных вопросов славистики (ср. СК-5); актуализируется в ходе группового обсуждения отдельных нерешенных славистических проблем, выстраивания аргументации при сообщении результатов собственного исследования, а также в процессе устного рецензирования выступлений одногруппников);

  • способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1, формируется в качестве фоновой при изучении всех разделов дисциплины; актуализируется в процессе разработки студентами собственных методических проектов).

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • иметь представление о проблематике и методологии славянской филологии, уметь пользоваться ее терминологическим аппаратом и реализовать сравнительный и сопоставительный метод на славянском материале;

  • владеть сведениями о современных славянах (народы, их примерная численность, территория расселения, государственные объединения, языки, культурные центры), уметь обосновывать их этническое единство, комментировать процессы интеграции и дезинтеграции в новейшей истории славянского мира;

  • знать этимологию славянских этнонимов, уметь аргументировать предпочтительность одного или нескольких из имеющихся вариантов;

  • знать основные гипотезы о прародине славян, уметь оценивать их с точки зрения современной славистической науки;

  • знать и уметь системно представлять сведения о славянах у античных и средневековых авторов;

  • знать специфические особенности материальной и духовной культуры славян (с учетом ее языкового отражения), уметь развернуто характеризовать отдельные ее аспекты для различных этнических / лингвистических подгрупп в рамках славянской общности, а также для отдельных славянских этносов / языков;

  • знать основные проблемы генеалогической классификации славянских языков, уметь представлять ее схематически на базе объединения «теории древа» и «теории волн»;

  • знать черты, объединяющие каждую из славянских языковых подгрупп и характеризующие каждый конкретный язык (на разных уровнях языковой системы, в литературной форме и основных диалектах), владеть навыками распознавания славянских письменных текстов и мотивировки их отнесения к тому или иному языку с опорой на графические (орфографические) и собственно языковые черты;

  • знать краткую историю формирования славянских литературных языков, уметь интерпретировать данные сведения в типологическом аспекте;

  • знать перечень общеславистических проблем, актуализирующихся при углубленном изучении предметов филологического (шире – гуманитарного) цикла в средней школе, уметь адаптировать материалы, освоенные в процессе изучения дисциплины, к восприятию учащихся различных возрастных категорий в рамках основного курса русского языка (русской словесности), факультативов и элективов (включая интегрированные, например, «русский язык – история России»), а также во внеклассной работе.


4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачетные единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по семестрам

(в соответствии с учебным планом)

(час)


Всего

1







Аудиторные занятия

38

38







Лекции











Практические занятия

38

38







Семинары













Лабораторные работы













Другие виды аудиторных работ













Другие виды работ

(интерактив)



8

8







Самостоятельная работа

70

70







Курсовой проект (работа)













Реферат

8

8







Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

Проверка и оценивание конспектов, таблиц, составленных студентами учебных словарей и справочников, письменных домашних заданий (ответы на вопросы, анализ текста), рефератов; заслушивание и оценивание выступлений в ходе дискуссий, докладов, рецензий, сообщений по материалам реферативной работы; проверка и оценивание контрольно-тренировочных заданий по работе с языковыми формами и текстовыми фрагментами с использованием подготовленных таблиц; защита методического проекта.










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




зачет








5. Содержание учебной дисциплины.
5.1. Разделы учебной дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практические (семинары)

интерактив

самостоятельные

1.

Предмет и задачи славянской филологии, ее место среди других филологических дисциплин.



4




2

2.

Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства.



4

2

6

3.

Этногенез и древнейшая история славян.



4




8

4.

Материальная и духовная культура славян по данным их языка.



8

2

20

5.

Славянские языки.



14

4

26

6.

Краткий очерк истории славянской филологии.



4




8


5.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Предмет и задачи славянской филологии, ее место среди других филологических дисциплин.

Славянская филология и славяноведение. Основные разделы славяноведения. Сравнительно-исторический и сопоставительный методы в славяноведении. Структура вводного курса славянской филологии. Смежные дисциплины.


2. Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства.

Понятие этноса. Типы этнических общностей, принципы их выделения. Признаки славянского этнического единства.

Понятие этнонима. Автоэтнонимы и аллоэтнонимы (экзоэтнонимы). Мотивированность этнонимов. Этимология славянских этнонимов.

Славяне в современном мире: славянские народы, их численность, территория расселения, отношение к государственности, культурные центры.


3. Этногенез и древнейшая история славян.

Проблема славянской прародины. Данные археологии, истории и лингвистики в вопросе определения прародины славян; роль топонимики, фитонимики и древнейших заимствований. Основные гипотезы об исконной территории обитания славян (дунайская /балканская/, висло-одерская /«польско-автохтонная»/, гипотеза о двух прародинах, среднеднепровская и др.).

Древнейшие сведения о славянах у античных и средневековых авторов (греческие, латинские, восточные источники): этнонимы, территория расселения, численность, род занятий и обычаи, язык.

Ранние государства и государственные объединения славян (Само, Карантанское княжество (Хорутания), Первое Болгарское царство, Великая Моравия, Чешское княжество, Великая Польша, Хорватское княжество, Сербское княжество, Паннонское (Блатенское) княжество, Русский каганат и др.) и их историческая судьба.


4. Материальная и духовная культура славян по данным их языка.

Социальная организация: племя, род, семья, вождь. Право, закон, суд.

Быт и хозяйство: жилище, ремесла, скотоводство, земледелие, бортничество, торговля.

Представление о человеке: анатомическое строение, болезни; душа, чувства, мышление, память, речь.

Представления об окружающей природе: растения, животные, цвета, рельеф, время.

Математические сведения: счет, геометрические представления.

Искусство: пение, музыкальные инструменты, танцы, ваяние, рисование.

Славянское язычество, его связь с индоевропейской традицией. Оппозиции «жизнь – смерть», «чет – нечет», «белый – черный» и др. в системе мифологических представлений древних славян. Пантеон восточных славян, локальные культы балтийских славян; низшие божества славянской мифологии. Погребальные обряды. Календарные и аграрные праздники, их религиозно-магическое значение и обрядовая сторона.

Распространение христианства у славян. Двоеверие и проблема «креолизации» религиозных систем.
5. Славянские языки.

Проблемы генеалогической классификации славянских языков. Вопрос о границах между языком и диалектом в составе славянской группы. Мертвые славянские языки (старославянский, полабский и др.).

Особенности графики, орфографии, фонетики, грамматики и словаря современных славянских языков, краткая история их формирования: восточнославянские языки (русский, украинский, белорусский); западнославянские языки (польский, чешский, словацкий, серболужицкие); южнославянские языки (сербохорватский /сербскохорватский/, словенский, болгарский, македонский). История формирования славянских литературных языков; диалектное членение славянских языков.
6. Краткий очерк истории славянской филологии.

Предпосылки возникновения и зарождение славянской филологии. Основоположники славянской филологии Й. Добровский, А. Х. Востоков, В. Копитар.

Русские славистические кружки Н. П. Румянцева и А. С. Шишкова. Деятельность Российской Академии наук, университетских славистов (В. И. Григорович, И. И. Срезневский).

Пражская и венская школы славянской филологии (Й. Юнгман. П. Й. Шафарик, В. Караджич, Ф. Миклошич и др.). Славистика и младограмматизм. Школы Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова.

Филологическая и компаративистская традиции в славянском языкознании первой половины XX в. Синхронно-описательная славистика: от работ И. А. Бодуэна де Куртенэ к исследованиям Пражского лингвистического кружка.

Славянская филология во второй половине XX в.: основные направления и центры исследований; публикации литературных и диалектных словарей, атласов и грамматик славянских языков; периодические издания славистической направленности; международные съезды славистов.


5.3. Лабораторный практикум.
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Основная литература по дисциплине.

  1. История южных и западных славян. Новейшее время: В 2 т.: Учебник для вузов/Под ред. Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой.-2-е изд.-М.:Издательство МГУ. Т. 2:Новейшее время, 2001.-270 с.:ил.

  2. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество [Текст]:учебное пособие для вузов/А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаева.-М.:Академия, 2005.-303 с.

  3. Соколянский, А. А. Введение в славянскую филологию : учебное пособие для вузов / А. А. Соколянский. – М. : Академия, 2004. – 397 с.

  4. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года [Текст]: учебник для вузов/Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров ; под ред. Н. И. Павленко.-Изд. 4-е.-М.:Высшая школа, 2007.-535 с.

  5. Семенова, М. Быт и верования древних славян [Текст]/М. Семенова.-СПб.:Азбука-классика, 2001.-556 с.

  6. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней [Текст]:учебник/В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов ; МГУ.-М.:Кнорус, 2005.-536 с.



6.2. Дополнительная литература.



  1. Гимбутас, М. Славяне. Сыны Перуна / М. Гимбутас ; пер. с англ. Ф. С. Капицы. – М. : Центрполиграф, 2008. – 216 с. : ил.

  2. Журавлев, А. Ф. Язык и миф : лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» / А. Ф. Журавлев ; отв. ред. С. М. Толстая. – М. : Индрик, 2005. – 1003 с.

  3. Дворник, Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации [Текст]/Ф. Дворник ; пер. с англ. И. И. Соколова.-М.: Языки славянской культуры, 2001.-799 с.

  4. Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / Ф. С. Капица. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2001. – 215 с. : ил.

  5. Симонова, Е.Н. Материальная культура славянского населения Северо-Восточной Венгрии VII - XI веков [Текст]: по керамическим материалам : [монография]/Е. Н. Симонова ; [отв. ред. Н. В. Лопатин] ; РАН, Институт археологии.-М.:Наука,2008.-222

  6. Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. – М. : Международные отношения, 1995–2009. – Т. 1–4.

  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. – 4-е изд. – М. : Астрель, 2004. – Т. 1–4.



6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
При изучении дисциплины полезно посетить следующие сайты:

  • http://lingvo.mamif.org/ Славянская филология. Электронная библиотека «Лингво»;

  • http://www.inslav.ru (сайт Института славяноведения РАН; содержит обзоры и полнотексты новейших славистических публикаций, архивы журнала «Советское славяноведение», ежегодника «Славянский альманах»);

  • http://ksana-k.narod.ru (Библиотека Фронтистеса; содержит материалы по палеославистике);

  • http://slawianie.narod.ru (сайт кафедры общего языкознания филологического университета Курганского государственного университета «Славяне»; содержит краткую информацию по традиционно выделяемым разделам дисциплины «Введение в славянскую филологию»).

По любой из частных тем в качестве источника справочной информации рекомендуется пользоваться данными свободной энциклопедии «Википедия», например:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Славяне;

http://ru.wikipedia.org/wiki/Болгарский_язык;

http://ru.wikipedia.org/wiki/Шафарик,_Павел_Йозеф.
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.


№ п/п

Наименование раздела учебной дисциплины

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Предмет и задачи славянской филологии, ее место среди других филологических дисциплин.

Электронная презентация; документальный фильм «А. А. Зализняк. О Велесовой книге» (видеофайл формата wmv, фрагмент о смешении черт различных славянских языков в фальсификации древнерусского памятника /псевдореконструкция/).

Локальная сеть ТГПУ с выходом в Интернет

2.

Славяне как этническое единство. Обзор современного славянства.

Электронная презентация, документальный фильм «А. А. Зализняк. О Велесовой книге» (видеофайл формата wmv, фрагмент об этнониме русь).

Локальная сеть ТГПУ с выходом в Интернет

3.

Этногенез и древнейшая история славян.

Набор электронных презентаций.

Локальная сеть ТГПУ с выходом в Интернет

4.

Материальная и духовная культура славян по данным их языка.

Набор электронных презентаций.

Локальная сеть ТГПУ с выходом в Интернет

5.

Славянские языки.

Набор электронных презентаций; образцы звучащей славянской речи: выразительное чтение текстов, пение (магнитные аудиозаписи и mp3-файлы).

Локальная сеть ТГПУ с выходом в Интернет, магнитофон

6.

Краткий очерк истории славянской филологии.

Электронная презентация.

Компьютер.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница