Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»




страница1/5
Дата12.06.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1-4 класса (далее – Рабочая программа) разработана на основе авторской программы по окружающему миру

А. А. Плешакова (М. Просвещение, 2011), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011.).

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний и универсальных учебных действий по окружающему миру:



- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний и универсальных учебных действий по окружающему миру:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;

- создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

Авторские учебники соответствуют утверждённому Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию.

Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
1.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011

.

1.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.



2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
1.Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

В авторскую программу изменения не внесены.

Особое значение учебного курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, носит универсальный метапредметный характер в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами.


Система оценки достижений

В 1 классе безотметочный режим обучения. Успешность освоения учебного предмета характеризуется качественной оценкой.

Оцениванию подлежат работы учащихся (устные и письменные ответы, творческие работы, коллективные, проектные). В процессе оценки будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга, в том числе самоанализ и самооценка, наблюдение. Оценка достижений фиксируется в индивидуальных листах достижений учащихся по предмету.
Виды и формы контроля

Формой текущего оценивания является комплексная оценка результатов образования, включающая диагностику личностных, метапредметных и предметных результатов, в ходе выполнения тестовых заданий, диагностических работ, устного опроса.

Формы текущего контроля по предмету: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, тестовые задания, практические и проектные работы, проверочные работы.

Формами итогового контроля являются: контрольная работа, итоговая комплексная контрольная работа на межпредметной основе в соответствии с требованиями ФГОС НОО ( Лoгинoвa О. Б. Moи дoстижeния. Итоговые комплексные работы 1-4 клaсс / О. Б. Лoгинoвa, C. Г. Якoвлeвa; пoд peд. О. Б. Лoгинoвoй- 3-e изд. - M.: Пpoсвeщeние , 2011). Согласно инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году» и решению методического объединения учителей начальных классов (протокол от 30.05.2014года №6) количество контрольных работ по основным разделам представлено в таблице:




№ п/п

Форма итогового контроля

Количество

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Контрольная работа

1

4

4

4

2.

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

1

1

1

1

Планируемые результаты изучения учебного предмета


К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

- различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- ориентироваться в учебнике;

- различать изученные объекты по названным признакам


К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

  • определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.


К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.



К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

— описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь поестествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных

или письменных высказываний;

- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни


К концу обучения в четвёртом классе учащиеся могут научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.



Общая характеристика учебного предмета.

Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно ориентированный. Содержание курса «Окружающий мир» способствует эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, в том числе проектной, работе с семьей. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.


Формы организации учебного процесса

С целью оптимизации учебной деятельности учащихся используется сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, киноуроков, практических занятий и др. Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная, а также взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся.

Применяются технологии обучения: игровая технология, технология разноуровневого обучения, технология дифференцированного обучения, технология группового обучения, технология проектного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций:



  1. Речевые и познавательные игры

  2. Исследовательские приёмы обучения

  3. Индивидуальные проекты

  4. Создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению


Описание места учебного предмета в учебном плане

Окружающий мир как образовательный компонент относится к области «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира в 1-4 классах, составляет 270 часов. В 1 классе программа рассчитана на 66 часов (33 учебные недели), 2 часа в неделю. Во 2,3,4-ом классах программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели), 2 часа в неделю.

Для проведения уроков-экскурсий в 1-2-х классах отводится по 7 часов, в 3-4-х классах – по 8 часов. Количество практических работ в 1-х классах – 2, во 2-4-х классах – 5; уроков-проектов – 18


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Работа с родителями строится на поддержании познавательных инициатив детей, пробуждаемых на уроках. Это конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею предмета «Окружающий мир» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:

– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.


      1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком-муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Содержание учебного предмета

1 КЛАСС (66 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.



Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над

головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на

подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие

насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша

планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом

приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся

снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда

берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые

медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели

велосипед Когда мы станем взрослыми?



Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет

дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы

любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу

мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и

фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор?

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят

самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди

осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?



2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч)

Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.



Природа (20 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное

небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие

бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и

домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Красная книга.



Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт.

Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа

пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и

пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные

богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по

материкам. Страны мира. Впереди лето.
3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!



Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения

и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва.

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений.

Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие

животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.



Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение.

Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый

образ жизни.



Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа

и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает

промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет.

Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс.

В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам

Мира


4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга

Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами

эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.



Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона

арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У

Черного моря



Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные

богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах.

Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.



Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время

рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история

продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь

расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты

России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая.

Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна,

открывшая путь в космос.



Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы

России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница