Рабочая программа учебного предмета "история" 5-9 классы



страница1/4
Дата29.07.2016
Размер1.06 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 84 г.Челябинска"




Принята

на Педагогическом совете

МАОУ "СОШ № 84 г.Челябинска"

28.08.2015 г., протокол № 1



Утверждаю

Директор


МАОУ "СОШ № 84 г.Челябинска"

________________ Г.А.Красюн,

приказ № 171 от 31.08.2015 г.


Каргаполова С.А.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

"ИСТОРИЯ"

5-9 КЛАССЫ

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 84 г.Челябинска

Челябинск

2015

Оглавление







Стр.

Информационная карта


3

Пояснительная записка

4

Общая характеристика учебного предмета "История"

6

Место учебного предмета "История" в учебном плане

8

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"




9

Содержание учебного предмета "История"

12

Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности учащихся


39

Учебно–методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету "История"


70

Планируемые результаты изучения учебного предмета "История"

75


Информационная карта (паспорт) программы

Тип педагогической программы

Учебная программа

Вид Программы

Рабочая учебная программа

Контингент

обучающихся



Учащиеся 5-9 классов МАОУ СОШ № 84 в возрасте 11-16 лет

Цель

Программы



Оказание содействия обучающимся 5-9 классов МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска в освоении содержания исторического образования

Назначение Программы

  • Для обучающихся и родителей (законных представителей) 5-9 классов МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска данная Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по историческому образованию в этих классах, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

  • Для педагогического коллектива МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска данная Программа определяет приоритеты в содержании исторического образования в 5-9 классах и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе.

  • Для муниципального органа управления образованием данная Программа является основанием для определения качества реализации определенного объёма гарантированных учебных услуг по историческому образованию в 5-9 классах МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска.

Форма обучения

Очная

Ведущие принципы реализации Программы

- целостность и непрерывность;

- научность в сочетании с доступностью;

- строгость и систематичность изложения учебного материала;

- практико-ориентированность содержания исторического образования;

- развивающее обучение


Уровень освоения

содержания исторического

образования


Базовый

Сроки освоения

Программы



Продолжительность реализации программы – 5 лет

Объем учебного времени в 5 классе

68 часов

Режим учебных занятий

2 часа в неделю

Виды и формы

контроля



Текущий, тематический, итоговый контроль в форме тестовых, практических и творческих работ


Пояснительная записка
Преподавание курса "Истории" в 5-9 классах осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами:

1. Федеральные документы и материалы

1.1. Федеральные законы РФ:

- "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ (с изменениями и дополнениями).

1.2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" от 29.12.2010 г. № 189.

1.3. Приказы Министерства образования и науки РФ:

-"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17.12.2010 г. № 1897;

- "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 29.12.2014 г. № 1644;

- "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 г. № 986;

- "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" от 26.12.2010 г. № 2106;

- "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" от 31.03. 2014 г. № 253; "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253" от 08.06.2015 г. № 576.

2. Региональные документы и материалы

2.1. Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области" от 30.08.2013 г. № 515-ЗО.

2.2. Письма Министерства образования и науки Челябинской области:

- "О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях" от 31.07.2009 г. № 103/3404;

- "Об особенностях преподавания обязательных учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2015-2016 учебном году" от 16.06.2015 г. № 03-02/4938.

3. Муниципальные документы и материалы

3.1. Приказы Управления по делам образования города Челябинска:

-"О создании условий для введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях города Челябинска в 2015/2016 учебном году" от 17.02. 2015 г. № 156-у.

3.2. Письма Управления по делам образования города Челябинска:

- "О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования" от 02.03.2015 г. № 16-02/773;

4. Институциональные (школьные) документы и материалы

4.1. Учебный план МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска на 2015-2016 уч. г.

4.2. Годовой календарный учебный график МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска на 2015-2016 уч. г.

4.3. Расписание учебных занятий в МАОУ СОШ № 84 г. Челябинска на 2015-2016 уч. г.

4.4. Положение о рабочих программах учебных предметов, дисциплин, курсов (модулей) МАОУ СОШ № 84 г.Челябинска.
Рабочая учебная программа по истории для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по истории.

Целью исторического образования на уровне основного общего образования является формирование личностных и метапредметных результатов освоения учащимися образовательной программы посредством изучения систематических курсов отечественной и всеобщей истории, направленных на воспитание гражданина России, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности и желающего принять активное участие в развитии культуры родного города.

Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:


  • определение для учащихся исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, формирование у них российской гражданской идентичности;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития народов нашей страны, региона и всего человечества с древнейших времен и до наших дней;

  • приобретение опыта активного освоения российского, регионального и мирового культурно-исторического наследия;

  • воспитание патриотизма и гражданственности, приверженности к идеям гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей;

  • усвоение базовых национальных ценностей на основе изучения российского, регионального и мирового исторического опыта;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений и их оценки;

  • развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;

  • выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и реалий общественной жизни.


Общая характеристика учебного предмета "История"
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий "знания", "отношения", "деятельность". Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Содержание учебного курса "История" для 5-9 классов изложено в виде двух предметов "История России" (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и "Всеобщая история".

Предмет "История России" сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный предмет дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача предмета "История России" заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.

В рамках предмета "Всеобщая история" рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный предмет играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Основу школьных курсов истории составляют следующие линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов;

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества;

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.


Место учебного предмета "История" в учебном плане
Предмет "История" изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часов: в 5-7 классах по 2 часа в неделю (68 часов в год), в 8 классе - по 2 часа в неделю (70 часов в год), в 9 классе - 3 часа в неделю (105 часов в год).

Основные содержательные линии рабочей программы в 5-9 классах реализуются в рамках двух предметов - "Истории России" и "Всеобщей истории". Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени в рамках этапов (5, 6, 7, 8 и 9 классы) и крупных тематических блоков:



Классы

Объем учебного времени

Учебные предметы

История России

Всеобщая история

5

68




История древнего мира - 68 ч.

6

68

История России (с древности до XVI в.) - 40 ч.

История Средних веков - 28 ч.

7

68

Россия в Новое время (XVII-XVIII вв.) - 40 ч.

История Нового времени (к.XV - XVIII вв.) - 28 ч.

8

70

Россия в Новое время (XIX в.) - 42 ч.

История Нового времени (XIX в.) - 28 ч.

9

105

Новейшая история России (XX - н. XXI в.) - 70 ч.

Новейшая история (XX - н.XXI вв.) - 35 ч.

Национальные, региональные и этнокультурные особенности преподаются в рамках основных тем без выделения отдельных уроков и составляют примерно 10% учебного времени.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.


Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница