Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»




Скачать 306.88 Kb.
Дата10.08.2016
Размер306.88 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 120 г. Челябинска

Рассмотрено на заседании Согласовано: Утверждаю:

МО общественных дисциплин зам.директора по УВР директор МБОУ Лицей №120

___________ _________Т.П.Терентьева _______М.Ю.Пашкова



от «_____»_______20___ г. «_____»__________20___ г. приказ № ___________

___________________ «____»_______20___ г.

руководитель МО

Полякова О.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

(5 класс)

Составитель:

Полякова Ольга Николаевна,

учитель истории высшей категории

МБОУ Лицей № 120 г. Челябинска


Челябинск 2015

Пояснительная записка

Преподавание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной школе (5 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.

2.«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897)

3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования. http://fgosreestr.ru/

4. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253;

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010;

7. Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5 класс / автор-составитель К.А.Кочегаров. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012;

8. Образовательная программа основного общего образования МБОУ Лицей №120 г. Челябинска




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования и ориентирована на работу с предметной линией учебников издательства «Русское слово». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Изучение комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательной школе на ступени основного общего образования направлено на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий, как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Только собственная деятельность может вызвать эмоционально ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Основная цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - формирование у подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса вытекают из Концепции духовно-нравственного развития:


  • Дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях;

  • Сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, показать общность для всех религий представлений о добре и зле;

  • Показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры;

  • Воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других к воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

  • воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь.


2. Общая характеристика учебного курса
ОДНКРН как учебный курс несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки мировоззрения, познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка; формируется представление о добре и зле. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного курса являются: особое внимание к расширению чувственного опыта школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса методически и содержательно связан с курсом «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса. Они интегрируются в единую систему, призванную познакомить обучающихся с основами духовно-нравственной культуры народов России в начальной и средней школе. Системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается за счет:

• общих принципов структурирования материала, когда в основе структуры лежит тема;

• общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основы, раскрывающей универсальные нравственные принципы различными средствами;

• общей методической и дидактической направленности.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы.

Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя следующие модули:



  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики

На основании выбора родителей в лицее преподается модуль – основы мировых религиозных культур. Данный курс является комплексным и включает основные вопросы возникновения и развития традиционных религий России, их обычаев и традиций.
3. Место учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
Курс, раскрывающий основы духовно-нравственной культуры народов России, по месту в учебном плане, и по содержанию служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОДНКРН дополняет обществоведческие аспекты предметов «Обществознание» и «История», с которыми знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс является продолжением предметов ОРКСЭ и «Окружающий мир». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на уровне основного общего образования в качестве учебного курса внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 17 часов, в первом полугодии.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


Предметные результаты:

• воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

• формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

• формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.



Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Общие планируемые результаты.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты по учебному модулю «Основы мировых религиозных культур»
Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
5. Содержание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Введение

Повторение пройденного в 4 классе. Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.


Тема 1. Православие в Древней Руси

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.


Тема 2. Православие в Московской Руси

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.


Тема 3. Православие при царях и императорах России

Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».


Тема 4. От Советской России до современности

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в

ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Тема 5. Православие в традициях русского народа

Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.


Тема 6. Дом и семья в православии

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.


Тема 7. История ислама в России

Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.


Тема 8. Ислам в современной России

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.


Тема 9. Дом и семья в исламе

Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.


Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.


Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.


Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.


Тема 13. Появление и развитие буддизма в России

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в

России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.
Тема 14. Буддизм в СССР и современной России

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-

кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.


Повторительно-обобщающий урок


  1. Тематическое планирование по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


Тематическое планирование по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс (17 часов)

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

Введение

Повторение пройденного в 4 классе. Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.



Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «религия», «традиция», «традиционная религия».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Познавательное чтение.

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры; формулирование основных традиций развития государственности и общества.

Православие в Древней Руси

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «монастырь», «монахи», «поучение».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей;

объяснение явлений, процессов, связей.


Православие в Московской Руси

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «автокефалия», «печалование», «нестяжатели».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей.

Объяснение явлений, процессов, связей.

Познавательное чтение

Православие при царях и императорах России

Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Патриарх всея Руси», «Синод», «старцы», «Оптинская пустынь», «Саровская пустынь».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей.

Объяснение явлений, процессов, связей.

Познавательное чтение.


От Советской России до современности

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в

ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.


Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Гонения на Церковь», «Русская Православная Церковь Заграницей», «Акт о каноническом общении». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей.

Объяснение явлений, процессов, связей.

Познавательное чтение.


Православие в традициях русского народа

Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «крестные родители», «восприемники», «именины», «отпевание», «Яблочный Спас».

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (на крестинах, на именинах, на отпевании)

Дом и семья в православии

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Красный угол», «Домострой», «мясоед», «Всероссийский день семьи, любви и верности»

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в доме православного христианина, на празднике семьи, любви и верности).


История ислама в России

Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.



Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Арабский халифат», «Волжская Булгария», «Золотая Орда», «татарские государства», «верховный сеид», «новокрещенские комиссии», «терпимая религия», «медресе».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей.

Ислам в современной России

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Имам», «Центральное Духовное управление мусульман», «Совет муфтиев», «Координационный центр мусульман Северного Кавказа».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей.

Познавательное чтение.

Дом и семья в исламе

Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «мусульманская семья», «честь рода». Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у мусульманской семьи).

Появление и развитие иудаизма в России

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.



Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантности, готовности к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «кагал», «хедер», «иешива», «синагога».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Иудаизм в СССР и современной России

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «Холокост», «Еврейский антифашистский комитет», «Федерация еврейский общин», «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.


Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «законоучитель», «обряд выкупа первенца».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у иудейской семьи).

Появление и развитие буддизма в России

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.



Формирование историко-географического образа России; межконфессиональной толерантностью, готовностью к сотрудничеству с людьми иных этносов и культур.

Формулирование определений понятий: «гэлуг» (тибетский буддизм), «лама», «Далай-лама», «хурул», «дуган», «дацан», «хурэ».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Буддизм в СССР и современной России

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-

кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.


Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «традиционная буддийская сангха России», «Духовное управление буддистов России».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Познавательное чтение

Буддизм в культуре и традициях народов России

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.



Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий: «белый месяц», «сор», «праздник тысячи лампад», «ладья жизни», «цам».

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Фиксация информации в различных знаковых системах.



Установление причинно-следственных связей; объяснение явлений, процессов, связей; владение культурной традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного поведения (в гостях у буддийской семьи).


Повторительно-обобщающий урок

Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса.


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

7.1. Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет организовать изучение программного материала, сохраняя интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное выполнение обязательного минимума содержания образования.

В качестве методологического принципа разработки всех занятий учебного пособия выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

Учебник Сахарова А.Н., Кочегарова К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России. 5 класс. – М.: ООО «Русское слово - РС» входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и гарантирует выполнение требований федерального государственного образовательного стандарта.




Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров; под общ. ред.чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – М.: ООО «Русское слово - РС», 2012



Рабочие программы: к учебникам А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», 5 класс/ авт. сост. К.А.Кочегаров, М.Т.Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011






7.2. Материально-техническое обеспечение



Кабинет истории и обществознания




Рабочее место педагога




Стол письменный

1

Стол компьютерный

1

Стул классный

2

Классная доска темно-зеленного цвета с антибликовым покрытием, с лотком для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей

1

Доска интерактивная с антибликовым покрытием размер 120x180

1

Мультимедийный проектор BENQ

1

Многофункциональное устройство Canon

1

Ноутбук Lenovo

1

Музыкальный центр

1

Рабочее место обучающегося




Школьная парта

14

Стул ученический

28

Оборудование предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»

Рабочее место педагога




Комплект таблиц демонстрационных «Мировые религии» 5 класс с методическими рекомендациями

1

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» с методическими рекомендациями

1

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России»

1

Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты»

1

Основы православной культуры культуры. 4-5. Электронное приложение к учебнику/ ЗАО «Образование – Медиа»

1

Основы иудейской культуры. 4-5. Электронное приложение к учебнику/ ЗАО «Образование – Медиа»

1

Основы буддийской культуры. 4-5. Электронное приложение к учебнику/ ЗАО «Образование – Медиа»

1

Буддизм алмазного пути. Методические материалы для педагогов. – www.buddism.ru

1


Характеристика контрольно-измерительных материалов
При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система. Оценка результатов образования детей предусмотрена, в основном, в рамках уроков, на которых происходит защита индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Однако, несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки, используются другие методы оценки уровня освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, степени глубины полученных знаний и навыков.

Это такие методы, как

- педагогическое наблюдение (проявление познавательных способностей наблюдается в процессе овладения учебным содержанием, с которым ученик работает на каждом уроке, педагог получает информацию из урока в урок, что позволяет увидеть динамику развития отдельного ученика, выявить его слабые и сильные стороны; позволяет оценить его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным показателям);

- самооценка учащихся по результатам урока (использование листов самооценки учащихся с базовыми вопросами: я хорошо выполнил работу на уроке; я мог выполнить работу значительно лучше; я плохо работал на уроке; могут быть листы самооценки, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе);

- выполнение тестовых заданий;

- составление логической последовательности;

- анализ фактов;

- систематизация творческих работ учащихся;

- заполнение рабочих листов по итогам выполнения творческих заданий (например, найти значение «крылатых слов и выражений»);



- проведение викторин и конкурсов в ходе закрепления материала, изученного на уроке;

- анализ выполнения заданий олимпиад по основам православной культуры и т.д.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница