Рабочая программа учебного курса «мировая художественная культура» 9 класс




Скачать 463.88 Kb.
страница1/3
Дата26.02.2016
Размер463.88 Kb.
  1   2   3

для_просмотра_пустой_бланк2



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

ГИМНАЗИЯ № 1558

имени Росалии де Кастро




Рассмотрено на заседании кафедры историко-эстетического цикла

«28» августа 2013г.

Согласовано заместителем директора по учебной работе

С. И. Левиной

Утверждаю

Приказ № 119/382 «02» 09. 2013г.

Директор гимназии №1558

Г.И. Юсуповой



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

9 КЛАСС

(базовый, гимназический, профильный уровень)


(1 час в неделю, за год – 34 часа)

типовая, модифицированная, авторская программа
Составлена на основе ФГОС

Составитель: Добрынина Галина Васильевна

Учебный год 2013-2014

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Мировая художественная культура новейшего времени. 9 класс» создана на основе программы «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в 2001 г. (М.: Владос) в сборниках программ для общеобразовательных учреждений наряду с программой Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура. 9—11 классы».

Данный вариант программы рассчитан на 1 час в неделю, 34 часа за год.

Общим дидактическим принципом построения программы стал принцип историко-типологического единства, в котором осуществляется последовательность изложения разделов и тем в соответствии с количеством учебных часов, отведенных в учебном плане: (Раздел 1 - Художественная культура первой половины — середины XIX в. Западная Европа. Россия. Раздел - 2 Художественная культура конца XIX — середины XX в. Западная Европа. Россия.)


Программа рассчитана на первичное знакомство учащихся 5—9 классов с высокохудожественными образцами мировой художественной культуры. Основным искусством для создания эмоциональной среды урока стало изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки. Вместе с тем программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного знания.

Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Западной Европы и России начала XIX — середины XX в.; формирование представлений о закономерностях развития художественной деятельности человека в эпоху Нового и Новейшего времени, о расширении возможности для художника проявления его индивидуального сознания в творчестве, о многообразии художественных поисков в искусстве конца XIX — начала XX в. и выявлении роли субъектной формы мышления человека в воссоздании мозаичной художественной картины мира.

Задачи:
• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и музыки, созданными народами Западной Европы и России начала XIX — середины XX в.;
• дать представление об общих закономерностях развития художественной культуры начала XIX — середины XX в. в странах Западной Европы и России, их сходстве и различиях;
• раскрыть на примере памятников художественной культуры народов Западной Европы и России признаки основных направлений и течений (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн, авангардизм и др.);
• дать представление о феномене Серебряного века в русской художественной культуре, а также внестилевых явлениях;
• раскрыть художественное своеобразие искусства советского периода и на примере художественных произведений разных видов искусства этого времени раскрыть понятие «социалистический реализм» и взаимоотношения искусства и идеологии;
• показать на примере памятников художественной культуры народов Западной Европы и России, что в Новое и Новейшее время определяющей формой мышления стало субъектное сознание;
• показать на примере памятников художественной культуры народов Западной Европы и России особенности реалистического метода воспроизведения действительности;
• показать на примере художественной культуры народов стран Западной Европы и России Новейшего времени общие закономерности возникновения различных творческих объединений в действующих социально-исторических условиях;
• показать на примере памятников архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и музыки Новейшего времени невозможность воссоздания единой художественной картины мира, которая из единой системы превратилась в мозаичное соединение творческих индивидуальностей;
• показать, что ответ на главный вопрос эпохи Новейшего времени «Каков я сам?» в художественной культуре этого времени был дан в субъектной форме мышления;
• формировать мировосприятие учащихся средствами искусства эпохи Нового и Новейшего времени;
• углублять представления учащихся об особенностях художественно-образного языка изображения природы и окружающей человека действительности в различных видах искусства и о закономерностях становления каждого из них в контексте исторического развития художественной культуры Нового и Новейшего времени;
• дать представление о вкладе русской национальной школы второй половины XIX в. в мировую художественную культуру.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс (34 часа)


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ


Раздел 1
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ — СЕРЕДИНЫ ХIХ в.
Западная Европа. Россия


Тема 1. Время великих потрясений, или О том, как столкнулись искусство и действительность

Подтема 1. Гений Французской революции (1 ч)

Проблемы. Усиление буржуазии в конце XVIII — начале XIX в. и признаки неустойчивости монархического режима во Франции. Всеобщее ощущение необходимости перемен в государственном устройстве.
Археологические раскопки на территории Рима и пробуждение нового интереса к наследию Античности. Трансформация классицизма XVII в. в неоклассицизм начала XIX в. как попытка формирования идеалов гражданственности в новых социальных условиях.
Жак Луи Давид — основоположник французского неоклассицизма и яркий выразитель идей своего времени. Общественный резонанс первых произведений Давида, их роль в идеологической подготовке Французской буржуазной революции. Революционные события 1789 г. и активное участие в них Давида как депутата Конвента и как художника. Кризис революционных преобразований и попытки выступить против насилия средствами искусства.
Личность Наполеона Бонапарта в истории Франции. Его идеализация средствами искусства. Экспедиция в Египет. Участие в ней «документалистов» — историков, археологов, писателей, художников. Военные походы Наполеона. Захватническая война против России 1812 г. и сокрушительное поражение французской армии. Конец наполеоновской империи.

Художественные памятники. Живопись Жака Луи Давида. Его программные произведения неоклассицизма «Слепой Велизарий», «Клятва Горациев», «Брут, которому приносят тела его сыновей, казненных за измену республике». Развитие Ж. Л. Давидом классицистических приемов Никола Пуссена в композиционном построении этих картин. Произведение Давида «Смерть Марата». Трактовка современной темы и личности как исторически значимой. Возвышенная простота композиции, реалистичность деталей, их обобщенность до уровня символа. Заказные полотна Давида в эпоху наполеоновской империи («Портрет Наполеона в кабинете», «Наполеон на Сен-Бернарском перевале», «Коронование Жозефины»). Высшие принципы неоклассицизма в «Портрете мадам Рекамье». Кризис творческой биографии Давида и отвлеченный, рассудочный характер его последних произведений на мифологические темы («Любовь Париса и Елены»).

Подтема 2. Слава сограждан наших (1 ч)

Проблемы. Конец эпохи Екатерины Великой и начало XIX в. в русской истории. Личность Александра I и укрепление авторитета России среди европейских стран. Отечественная война 1812 г. Рост национального самосознания, усиление патриотизма, народность Отечественной войны 1812 г. Освобождение России от наполеоновского вторжения. Просветительский классицизм как возможность возвышенной интерпретации героических страниц истории средствами архитектуры и скульптуры.

Художественные памятники. А. Д. Захаров и его работа над архитектурным ансамблем Адмиралтейства. Значение центрального входа, решенного в виде триумфальной арки. Скульптурная программа украшения здания Адмиралтейства. Раскрытие его главной функциональной и общественной значимости в рельефе И. И. Теребенева «Заведение флота в России». Аллегорическое прославление всемирной мощи русского флота в кариатидах, держащих земной шар, выполненных скульптором Ф. Ф. Щедриным. Арка Генерального штаба архитектора К. И. Росси. Аллегорические фигуры Славы, изображения русского оружия на фронтоне арки. Александровская колонна О. Монферрана — завершающая точка в ансамбле Дворцовой площади.
Образы русских полководцев в скульптурах Б. И. Орловского (памятник М. И. Кутузову и памятник Барклаю де Толли). Памятник К. Минину и Д. Пожарскому И. П. Мартоса, его особое восприятие после Отечественной войны 1812 г. Сочетание классицистической условности и обобщенного реализма в трактовке образов.
Тема героического подвига в русской музыке. Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Подтема 3. Столкновение с действительностью (1 ч)

Проблемы. Историческая ситуация во Франции. Ссылка Наполеона и восстановление монархии. Усиление кризисных явлений в общественной идеологии, их проявление в творчестве учеников Давида — А. Л. Жироде («Сцена потопа») и Антуана Гро («Наполеон на Аркольском мосту», «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»). Восприятие государства как социальной силы, враждебной человеку. Появление нового героя — борца за свободу. Личность лорда Дж. Г. Байрона. Его литературная слава и слава борца за свободу Греции. Пробуждение нового мировоззрения и его формирование в романтизме. Столкновение с действительностью — главная тема романтизма. Трактовка социальных событий современности в произведениях Теодора Жерико и Эжена Делакруа.

Художественные памятники. Война 1812 г. и ее отражение в трех романтических произведениях эпохи: «Портрет Евг. Давыдова» О. А. Кипренского (Россия), «Офицер конных егерей, бросающийся в атаку» и «Раненый кирасир» Т. Жерико (Франция). Сочетание парадности и романтических приемов в «Портрете Евг. Давыдова». Интерпретация его образа как защитника Отечества. Ощущение трагичности и бессмысленности происходящего в парных произведениях Т. Жерико. Роль композиционных приемов и пейзажного фона в раскрытии темы.
Социальная тема в произведениях Т. Жерико «Плот Медузы» и Э. Делакруа «Греция на развалинах Миссолунги» и «Свобода, ведущая народ на баррикады в июле 1830 г.». Реальная основа сюжета, достигающая значения исторического события. Контрасты как прием композиции, натурализм деталей и образов и антикизированная обобщенность. Общественный резонанс этих произведений.

Подтема 4. Жизнь как в большом романе (1 ч)

Проблемы. Романтизм как мироощущение и как художественное направление в искусстве Франции и стран Западной Европы начала XIX в.
Особенности романтического движения в художественной культуре: отсутствие абсолютной грани между классицизмом и романтизмом, отчетливо выраженной программы творчества, слияние творческой личности художника с чертами своих героев.
Эстетические принципы романтизма: неосуществимость идеала, противопоставление личного общественному, принцип неограниченной свободы личности и творчества.
Основные концепции творческой практики романтизма: концепция человека (интерес к внутреннему миру, появление портретов представителей интеллектуального труда, патология как особое состояние духа); концепция действительности (источник конфликтов и катастроф); концепция природы (свободная, необузданная стихия, способ ухода от действительности).
Романтизм и музыка. Способность музыки выразить тончайшие эмоциональные переживания. Фридерик Шопен и тема родины в его произведениях. Национальные интонации и трагический мелодизм его баллад, этюдов, вальсов и мазурок. «Портрет Ф. Шопена» работы Эжена Делакруа.

Художественные памятники. «Автопортреты» Теодора Жерико и Эжена Делакруа. «Портрет Ф. Шопена» кисти Эжена Делакруа. Портреты умалишенных в серии Теодора Жерико «Узники Сальпетриера». Выразительность типов и образов («Гиена Сальпетриера») Теодора Жерико. Интерпретация природы как необузданной и свободной стихии в картинах Теодора Жерико «Бег свободных лошадей в Риме» и Эжена Делакруа «Ладья Данте».

Итоговое занятие по теме 1 (1 ч)

Два направления творческой практики в искусстве Западной Европы и России начала XIX в. — неоклассицизм и романтизм, их связь с социальными проблемами времени. Общность революционных идей в освободительном движении европейских стран. Национальное самосознание и изменение содержания искусства. Отказ от использования мифологических тем и сюжетов, внимание к темам из реальной действительности. Преобладание неоклассицизма в живописи и всеобщность романтических идей в художественном творчестве — литературе, живописи, музыке. Прославление внешней и внутренней свободы человека — главное завоевание романтизма.



Тема 2. Концы и начала, или О том, как изменились представления о задачах искусства

Подтема 5. Торжество русской кисти (1 ч)

Проблемы. Просветительский классицизм и новые тенденции в русской художественной культуре первой половины XIX в. Ведущая роль Академии художеств в Петербурге в подготовке профессиональных кадров, прямое знакомство ее стипендиатов с наследием античной и мировой культуры в художественных центрах Западной Европы — в Италии и во Франции. Усвоение «уроков» мировой культуры и сосуществование различных тенденций в творчестве русских художников.
Карл Брюллов и его место в русском искусстве первой половины XIX в. Роль семейных художественных традиций и академического образования в формировании его художественного «почерка». Итальянский, петербургский и московский периоды в биографии художника, их стилевые и содержательные особенности. Разнообразие творческого наследия: академические конкурсные работы, парадные портреты, жанровые зарисовки, портреты современников, исторические композиции. Полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — программное произведение русского классицизма. Решение драматургии сюжета через соединение приемов классицизма и романтизма. Причины небывалого успеха произведения Карла Брюллова в России. Проявление признания — «великий Карл».

Художественные памятники. Академические работы Карла Брюллова («Нарцисс», «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»). Итальянский период творчества. Жанровые работы («Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»). Элементы жанра в парадном портрете «Всадница. Портрет приемных дочерей графини Ю. П. Самойловой». Картина «Последний день Помпеи». Особенности работы художника над темой, композиционное построение, разработка характеров. Проявление человеческого характера и общечеловеческих качеств в столкновении со стихией — главная тема картины. Петербургский и московский периоды творчества Карла Брюллова. Картина «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала», «Портрет И. А. Крылова», историческая композиция «Осада Пскова». «Автопортрет» как итог жизни и размышлений художника.

Подтема 6. Сюжет, достойный прославления (1 ч)

Проблемы. Александр Иванов и Карл Брюллов. Сходство и различия их биографии и творческого пути — воспитанники Академии художеств, поездки по культурным и художественным центрам Западной Европы, стажировка и жизнь в Италии. Пример Карла Брюллова и поиск Александром Ивановым собственной темы для монументального полотна. Основное произведение Александра Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»). Трактовка евангельского события как всемирно значимого в духовном преображении человечества. Традиции академизма в построении композиционных схем при внимании к психологической достоверности образов. Раскрытие социальных проблем через образ раба. «Библейские эскизы» Александра Иванова. Восприятие картины Александра Иванова «Явление Мессии» в России. Раскрытие нравственных и философских проблем в образе Н. В. Гоголя.

Художественные памятники. Академическая работа Александра Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Программные произведения художника итальянского периода («Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»). Главное произведение Александра Иванова — «Явление Христа народу». Особенности работы над темой, значение этюдов («Ветка»), разработка характеров, композиционная схема. Сочетание академических традиций с реалистическими тенденциями.

Подтема 7. Бесхитростное воззрение на натуру (1 ч)

Проблемы. А. Г. Венецианов и начало нового отношения к человеку и творчеству. Необходимость ухода от академической системы образования как условие приближения к правде жизни. Поиск собственной темы, собственного творческого метода, педагогических принципов следования натуре. Школа в Сафонково. Основные темы творчества: патриархальный помещичий уклад, крестьянский труд и русская природа, портретная галерея крестьянских типов. Влияние сентиментализма, поэтизация русской деревенской жизни и отсутствие социальных проблем в творческом наследии А. Г. Венецианова. Идеи А. Г. Венецианова в произведениях учеников его школы.

Художественные памятники. Программные произведения А. Г. Венецианова — «Гумно», «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Образы крестьян (по выбору учителя).

Подтема 8. Житейская драма «маленького человека» (1 ч)

Проблемы. Художественная культура России накануне социальных преобразований 60-х гг. XIX в. Отказ от идеалов просветительского классицизма и переход от поэтического реализма А. Г. Венецианова к реализму обличительному. Усиление роли литературы в формировании общественного мнения, ее «чуткость» к рождающимся новым тенденциям. Появление необычной для русской литературы новой темы — темы «маленького человека». Неспособность нового героя противостоять обстоятельствам жизни в рассказах «Шинель» Н. В. Гоголя и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Развитие темы «маленького человека» в романсах А. С. Даргомыжского «Червяк» и «Титулярный советник». Глеб Успенский и его очерки «Нравы Растеряевой улицы».
Поворот русской живописи к обличительному реализму и творческая судьба П. А. Федотова. Неартистическое (из семьи далекой от искусства) происхождение и «непрофессиональное» (отсутствие систематического академического обучения) образование как признак особого положения П. А. Федотова в художественной среде. Склонность к наблюдению, умение подметить смешное, раздумья о собственном призвании (продолжать военную карьеру или уйти в отставку) и проявление сатирического дара в первых работах — «Болезнь Фидельки» и «Смерть Фидельки».
Отставка П. А. Федотова и начало самостоятельной профессиональной деятельности. Первые произведения П. А. Федотова, их общественное признание. Разнообразие социальных типов, влияние литературы на построение сюжетов картин, внимание к «говорящим» деталям и подробностям. Раскрытие характеров главных героев через мимику и жест. Углубление психологической выразительности ощущения героем безысходности русской действительности в поздних произведениях. Отход от литературной повествовательности, создание эмоционального настроения полотна через контраст света и тени, колорит, тщательный отбор деталей.
Ранняя смерть П. А. Федотова. Оценка творчества художника «великим Карлом» (К. П. Брюлловым) и его уверенность в новом развитии путей русской живописи.

Художественные памятники. Основные произведения П. А. Федотова — «Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крестик», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Игроки». (Дополнительные произведения по выбору учителя.)

Итоговое занятие по теме 2 (1 ч)

Особенности развития русского искусства первой половины XIX в. на примере сравнительной характеристики творческого наследия ведущих художников: К. П. Брюллова, А. А. Иванова, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова. Влияние европейских стилей и методов — классицизма, романтизма и реализма — на формирование их творческой индивидуальности. Противопоставление эстетических взглядов К. П. Брюллова и А. А. Иванова эстетическим взглядам А. Г. Венецианова и П. А. Федотова. Роль русской литературы в художественной культуре России первой половины XIX в.



Тема 3. «Что делать?», или О том, как русские художники ответили на этот вопрос

Подтема 9. «Бунт» четырнадцати (1 ч)

Проблемы. Социальные потрясения и общественно-политические события в России середины XIX в. Отмена крепостного права в 1861 г. Усиление социального неравенства, появление общественно-освободительного движения народовольцев. Расцвет русской журналистики и влияние «толстых» журналов на формирование общественного мнения. Авторитет журнала «Современник». Н. Г. Чернышевский. Изложение нового понимания искусства как «правды жизни» в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и представление о «прекрасном» будущем общества и государства в образах новых героев и «пророческих снах».
Академия художеств в Петербурге и ее лидирующее положение в области художественного образования. «Отсталость» ее эстетической программы и необходимость учитывать новые, демократические веяния в искусстве. Присуждение академических наград русским художникам-жанристам.
Появление новых образовательных учреждений — Московской и Петербургской консерваторий (братья А. Г. и Н. Г. Рубинштейн), Московского училища живописи (В. Г. Перов). «Протест 14-ти» в Академии художеств и попытка уйти от ее влияния. Осознание ими необходимости консолидации художественных сил демократического направления. Возникновение Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), его организационные и просветительские задачи. Значение деятельности П. М. Третьякова по сохранению и собиранию русского искусства второй половины XIX в. («Вынес на своих плечах существование целой русской школы». В. В. Стасов.)
Образование в Петербурге музыкального кружка под руководством М. А. Балакирева и новые задачи музыкального искусства. Деятельность «Могучей кучки» (термин В. В. Стасова) и ее сходство с деятельностью ТПХВ, их творческие связи и взаимовлияния. Деятельность В. В. Стасова и развитие профессиональной критики в области литературы, живописи и музыки. Введение В. В. Стасовым термина «тенденциозность» как эстетической программы русского искусства.

Художественные памятники. Подбор зрительного ряда (портреты деятелей русской культуры) по выбору учителя.

Подтема 10. Приговор явлениям жизни (1 ч)

Проблемы. Анализ состояния современного общества в русской литературе второй половины XIX в. Панорама крестьянской жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Новые герои в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» (Базаров), И. А. Гончарова «Обломов» (Штольц), пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (Лопахин). Их отношение к культуре прошлого, прагматизм, рациональность, стремление к разрушению как способ самоутверждения. Раздумья русских писателей о конфликте поколений как конфликте культур.
Творческая практика передвижников и основные проблемы: социальная основа многообразия тем и сюжетов, обличительные произведения на тему религии и образа жизни русского духовенства, тема социального расслоения и безысходности жизни после реформы 1861 г., отражение характера освободительного движения, открытие национального пейзажа. Портретная галерея, созданная передвижниками.

Художественные памятники. Картины В. Г. Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Полотна И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Картины Г. Г. Мясоедова «Чтение манифеста 10 февраля 1861 г.» и И. М. Прянишникова «Порожняки». Произведения В. Г. Перова «Последний кабак у заставы», «Проводы покойника», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Пейзажи А. К. Саврасова («Грачи прилетели»), И. И. Шишкина («Рожь»), И. И. Левитана («Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем»).

Подтема 11. Осмысление истории (1 ч)

Проблемы. Интерес к русской истории и осмысление эпохи Петра I и Екатерины Великой в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Интерпретация истории в трудах С. М. Соловьева и В. О. Ключевского.
Влияние исторической науки на развитие исторического жанра в русском искусстве второй половины XIX в. и основные тенденции его формирования. Романтическая окрашенность и бытовизм исторических произведений К. А. Флавицкого и В. Г. Шварца. Осмысление истории как трагического конфликта в искусстве, литературе и музыке, основанного на конфликте государственного и личного. Первая постановка этой проблемы в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Переломные моменты истории и судьба народа.

Художественные памятники. Картина К. А. Флавицкого «Княжна Тараканова». Произведения В. Г. Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», «Иван Грозный у тела убитого им сына». Полотна Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.», «Царевна Софья». Произведения В. И. Сурикова «Меншиков в Березове», «Утро стрелецкой казни». Драматургия картины, основанная на переходных состояниях: переход от ночи к дневному свету, переход от ожидания казни к ее началу (психологическое развитие состояния ожидания в образах стрельцов). Символика выбора места действия (Красная площадь как важнейший исторический центр России). Символика архитектурного фона (собор Василия Блаженного — символ уходящей Руси, стены Московского Кремля — символ новой государственности). Символика взглядов персонажей картины (рыжебородый стрелец, не снявший шапку перед царем, и Петр I, осознавший необходимость уничтожения стрельцов как сословия).
Общественная оценка исторической живописи передвижников у современников. Развитие темы народной трагедии в исторических операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».

Подтема 12. Иероглиф, понятный всем (1 ч)

Проблемы. Вопросы религии в общественной мысли второй половины XIX в. Распространение исторических книг Д. Ф. Штрауса «Жизнь Иисуса Христа» и Э. Ренана «История христианства». Личная религиозность русских художников и их отношение к церкви как организации, к религии как мировоззрению, к личности Иисуса Христа.
Невозможность решения общечеловеческих проблем в жанровых социальных произведениях передвижников. Выбор личности Иисуса Христа как «знака, иероглифа, понятного всем» (И. Н. Крамской). Выделение из евангельской биографии ситуаций, связанных с раскрытием человеческих черт. «Если бы Христос делал только чудеса, летал по воздуху и воскрешал мертвых, его бы оставили в покое» (И. Н. Крамской). Нравственно-этические проблемы в жанровой живописи передвижников на религиозные темы. Основная проблематика религиозной живописи передвижников — тема выбора пути, тема личности, тема предательства, вопрос об истине. Особенности их интерпретации.
Огромный общественный резонанс произведений передвижников на евангельские темы. Неприятие реакционной критикой («Жиды вместо древних евреев»), критика неканоничности образа Иисуса Христа и трактовки сюжета в оценке деятелей церкви. Потребность высказаться и появление публицистических статей В. Г. Короленко и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Художественные памятники. Тема выбора пути в произведении И. Н. Крамского «Христос в пустыне», ее актуальность в условиях народно-освободительного движения. Демократические черты облика Иисуса Христа, отражение мучительных раздумий в постановке его фигуры в пространстве картины и жесте рук. Пустынность пейзажа и монументальное одиночество фигуры Иисуса Христа. Тема личности в произведении В. Д. Поленова «Христос и грешница». Жанрово-реалистическая трактовка евангельского сюжета. Условность и достоверность архитектурного и пейзажного фонов, психологическая разработка образов, столкновение старого и нового в разнообразных деталях композиции. Общечеловеческая интерпретация художником избранного сюжета как величайшей способности человеческой личности к состраданию и прощению. Тема предательства в картине Н. Н. Ге «Тайная вечеря». Популярность сюжета в средневековой религиозной живописи и произведениях художников эпохи Возрождения. Выбор драматургического конфликта — основа композиции. Интерпретация конфликта — не предательство за 30 сребреников, а разрыв двух мировоззрений, разрыв учителя и не согласного с его взглядами ученика. Проявление человеческой сущности Иисуса Христа (страх перед грядущими событиями) в произведении В. Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду». Развитие темы предательства Иуды в картине Н. Н. Ге «Совесть». Тема казни в произведении Н. Н. Ге «Голгофа». Перекличка картины с гражданской казнью Н. Г. Чернышевского и казнью народовольцев. Нервная экспрессионистическая живопись как сознательный прием художника. («Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Н. Н. Ге.) Отношение к картине Н. Н. Ге Льва Толстого: «Впервые все увидели, что распятие — это казнь, и казнь ужасная». Постановка вопроса о сущности жертвенной миссии Иисуса Христа в картине Н. Н. Ге «Что есть истина?» как нерешенная проблема.

Итоговое занятие по теме 3 (1 ч)

Академия художеств в Петербурге и необходимость новых идей в русском искусстве второй половины XIX в. Изменение социально-политической обстановки и неизбежность демократизации русской культуры. Приоритетное положение Товарищества передвижных художественных выставок. Анализ социальных проблем и новое осмысление истории. П. М. Третьяков и В. В. Стасов. Их роль в собирании русского искусства и его критического осмысления.



Итоговое занятие по разделу 1 (1 ч)

Социально-политическая обстановка в Западной Европе и России в первой половине и середине XIX в. Ведущая роль Франции и России, их взаимовлияние и точки пересечения. Отечественная война 1812 г.


Разнообразие стилей и направлений в искусстве — неоклассицизм, романтизм, сентиментализм, реализм. Особенности их развития в искусстве Франции и России. Устарелость идеологии классицизма, краткое бытие романтического направления в искусстве.
Особенности развития художественной культуры России. Творчество К. П. Брюллова и А. А. Иванова как завершающий этап в развитии эстетики классицизма. Движение реализма от поэтического (А. Г. Венецианов) к социальному (П. А. Федотов). Продолжение реалистических тенденций в творческой практике передвижников. Равноправие и взаимовлияние литературы, музыки и живописи как принципиальная особенность русской художественной культуры первой половины и середины XIX в.

Раздел 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА ХIХ — СЕРЕДИНЫ XX в.
Западная Европа. Россия


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница