Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями художественно педагогической концепции Д. Б. Кабалевского



Скачать 164.55 Kb.
Дата28.03.2016
Размер164.55 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии
- с основными положениями художественно – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

-основной государственной программы «Музыка. 1 – 4 классы». М.«Дрофа». 2008 год. Авторы: Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина,



-рассчитанной на 1 час в неделю из расчета 34 часов годовых ,

- а также требований к обязательному минимуму содержания образовательной области «Искусство».



Планирование обеспечивается учебником

-«Музыка». 4 класс. Составители: Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М. «Просвещение». 2000год,

-фонохрестоматией музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 класс.

-Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2002

Для каждого урока указывается его тема, музыкальный репертуар, используемая литература, страница учебника, которые записываются в планирование по мере прохождения учебного материала. Средства наглядности, элементы занимательности, отдельные задания могут быть заменены другими, поэтому в планировании не указаны.



Цель обучения по данной программе соответствует цели образовательной области «Искусство».

Цель массового музыкального образования и вос­питания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, школьников -наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потен­циала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой уста­новки:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного, прочувствованного и осоз­нанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоя­щего и накопление на его основе тезауруса — интона­ционно-образного словаря, багажа музыкальных впе­чатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необхо­димых для ориентации ребенка в сложном мире му­зыкального искусства.



Требования к уровню подготовки обучающихся
Воспроизводить знания. Называть:

  • виды музыкальной деятельности (создание му­зыкального произведения, исполнение, слушание);

  • имена выдающихся русских и зарубежных композиторов (не менее трех).

Применять знания. Различать:

  • звучание некоторых музыкальных инструмен­тов (струнные, духовые и др.);

  • виды музыки (инструментальная, хоровая).

Узнавать:

— произведения золотого фонда русской и зару­бежной музыкальной классики

(не менее трех).

Приводить примеры:

— музыкального фольклора.



Решать учебные и практические задачи:

  • эмоционально воспринимать музыку и откли­каться на нее;

  • уметь определить характер и настроение музыки;

  • исполнять несложные народные и современные песни.


Содержание дисциплины
Раздел 1. «Россия – Родина моя» 5 ч

Содержание:

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Задачи:

-знакомство детей с особенностями русской музыкальной культуры,

-обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

-формирование нравственных общечеловеческих ценностей,

-эстетическое развитие

-воспитание патриотизма.

Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» 4 ч

Содержание: Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви – Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Задачи:

-знакомство детей с духовными традициями России,

-формирование нравственных общечеловеческих

-эстетическое развитие.

Раздел 3. «День, полный событий» 7 ч

Содержание: «В краю великих вдохновений…» Один день с А.С. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Задачи:

-Расширение представлений детей о выразительности и изобразительности в музыке,

-обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

-формирование нравственных общечеловеческих ценностей,

-эстетическое развитие

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5 ч

Содержание: Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа – Троицын день.

Задачи:


-знакомить детей с особенностями русского фольклора,

-формирование нравственных общечеловеческих ценностей,

-эстетическое развитие,

-воспитание бережного отношения к истории Родины.

Раздел 5. «В концертном зале» 3ч

Содержание: Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки.

Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Задачи:


-расширять представления учащихся о жанрах: симфоническая сюита, симфония, песня, романс, вокализ, полонез, мазурка, вальс.

-формирование нравственных общечеловеческих ценностей,

-эстетическое развитие,

- воспитание внимательного слушателя.

Раздел 6. «В музыкальном театре» 5 ч

Содержание: Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальные характеристики действующих лиц. Вариационность. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры «лёгкой» музыки. Оперетта. Мюзикл.

Задачи:

-расширять представления учащихся об опере, мюзикле, оперетте.

-формирование нравственных общечеловеческих ценностей,

-эстетическое развитие,

-воспитание бережного отношения к культурному наследию Родины

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5ч

Содержание: Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчастная, сонатная). Авторская песня. «Восток» в творчестве русских композиторов.

Задачи:


-учить детей анализировать творчество разных композиторов,

-формирование нравственных общечеловеческих ценностей,

-эстетическое развитие,

-воспитание внимательного слушателя.




Тематическое планирование по дисциплине «Музыка»




Наименование разделов и тем



Максимальная нагрузка учащегося, ч.


Теоретическое обучение, ч.

1

«Россия – Родина моя»


5

5

2

«О России петь – что стремиться в храм»


4

4

3

«День, полный событий»


7

7

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»


4

4

5

«В концертном зале»

3

3

6

«В музыкальном театре»

5

5

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

5

8

повторение

1

1




итого

34

34



Календарно – тематическое планирование



Дата



п/п




Тема


Цель урока




Музыкальный репертуар



1

Мелодия. «Ты запой мне эту песню…».


- обобщить понятие

« мелодия»; побудить детей к активному исполнительству, интонированию; развивать мелодичный звук.



С. Рахманинов, «Концерт №3 для фортепиано с оркестром»; «Ты река ль моя, реченька»; Локтев, «Песня о России»; Чичков, «Мы эту землю Родиной зовем.»




2

«Чего не выразишь словами?». «Как сложили песню»

- сравнить вокализм с песней и романсом, определить формы вокализа, накапливать у учащихся интонационно-слуховой опыт.

- С. В. Рахманинов, «Вокализ»; Ю. Чичков,

М. Пляцковский, «Мы эту землю Родиной зовем».






3

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

- познакомить детей с народными песнями разных жанров. Рассмотреть панораму жизни русского народа, познакомить с образцами фольклора; расширить вокальный диапазон.

- «Колыбельная», «У зори – то у зорюшки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли».




4

Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь.

- определить место лирической и патриотической песни в классике, общность музыки народной и музыки русских композиторов; показать детям значение исторических героев, воспитывать патриотические чувства.

- С. Прокофьев. «Александр Невский», фрагменты из кантаты; О. Фельцман, В. Сергеев «Сыновья»; А. Долуханян, А. Поперечный «Рязанские мадонны».




5

Святые земли Русской.

- познакомить детей с людьми, которые несли на Русь свет Истины, Добра, Правды; определить роль святых в утверждении отечества; накапливать слуховой опыт.

- А. Долуханян, А. Поперечный «Рязанские мадонны»; стихира «Земля Русская».




6

Святые земли Русской.

Илья Муромец, Великий князь Владимир, княгиня Ольга.



- познакомить людей с людбми (всятыми), которые несли на Русь свет Истины, Добра, Правды; определить роль святых в утверждении отечества; накапливать слуховой опыт.

- А. Бородин, симфония №2 «Богатырская»; М. Мусоргский «Богатырские ворота»; «Былина об Илье Муромце».




7

Кирилл и Мефодий.

- познакомить детей с просветителями славян Кириллом и Мефодием, дать понятие значения письменности для славян; ввести термин «гимн», объяснить его отличие от «величания».

- «Величайшим Кириллу и Мефодию»; П. Пипков «Гимн Кириллу и Мефодию».




8

Слава земле русской.

- обобщить полученные знания.







9

«Покров» - «Осенины». Фольклорный праздник.

- прививать любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам, воспитывать детей нравственно и эстетически.






10

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

- познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина, музыкальностью его стихов, учить осознавать единство взглядов поэта и композиторов на природу России, расширять музыкальный кругозор.


- М. Мусоргский «В деревне»; Г. Свиридов «Пастораль»; П. Чайковский «Осенняя песнь»; М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ю. Антонов «Родные места».






11

Зимнее утро.

- обратиться к жанру пейзажа в музыке, осознать единство темы в разных видах искусства.

Шебалин, Кюи «Зимняя дорога»; Чайковский «Зимнее утро», «Сквозь волнистые туманы».




12

Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки!

- расширить знания детей о личности А. С. Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений.

- П. И. Чайковский «У камелька»; М. Яковлев «Зимний вечер»; русская народная песня «Зимний вечер»; Р. Корсаков «Сказка о царе Салтане».




13

Приют, сияньем муз одетый…

- дать представление детям об отражении стихов А. С. Пушкина в песнях и романсах русских композиторов.

- М. И. Глинка «Венецианская ночь»; «Признание», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «В крови горит огонь желанья».




14

Композитор – имя ему народ.

- познакомить детей с множеством народных мелодий, органично входящих в мир фольклора.

- песни разных народов.




15

Музыкальные инструменты России.

Оркестр русских народных инструментов.



- пробудить интерес у учащихся к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра народных инструментов.

- русская народная песня – пляска «Светит месяц»; пьесы в исполнении оркестра русских народных инструментов.




16

От Рождества до Крещения.

- углубить знания детей о музыке русского народа, развивать активность и заинтересованность.

- Пьянков, Векшегонова «Снежный праздник»; русские народные песни.




17

Музыкальные инструменты.

- познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, услышать особый тембр голоса виолончели.

- А. Бородин «Струнный квартет №2. Ноктюрн»; «Рассвет – чародей».




18

Король инструментов – рояль.

- продолжить знакомство детей с фортепианной сюитой М. П. Мусоргского и популярными произведениями Ф. Шопена.

- М. П. Мусоргский «Старый замок», «Песня франкского рыцаря»; Ф. Шопен. «Мазурки» №47, 48, «Полонез», «Вальс».




19

Фортепианные сонаты Бетховена.

- познакомить детей с жанром сонаты, сонатами Бетховена.

- Бетховен, сонаты «Аппосионата» и «Патетическая»




20

Годы странствий.

- учить детей пониманию интернациональности музыкального языка, раскрыть интерес русских композиторов к музыке разных народов.

- П. И. Чайковский «Баркарола»; М. И. Глинка «Венецианская ночь»




21

Бал в замке польского короля.

- учить детей пониманию интернациональности музыкального языка, раскрыть интерес русских композиторов к музыке разных народов.

М. Глинка «Полонез», «Краковяк», «Вальс», польская народная песня.




22

За Русь мы все стеной стоим…

- познакомить детей с историей создания оперы, разобраться в звучании тем добра и зла.

Глинка «Иван Сусанин», 3 действие.




23

Проводы зимы – Масленица.

- ознакомить детей с проведением Масленицы на Руси.

Кукла – Масленица, праздничные газеты, народная музыка, столы с угощением, костюмы.




24

Традиции русского народа. Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка».

- познакомить детей с музыкой в народном стиле, оркестровыми тембрами.

Сцены из балета «Петрушка» И. Стравинского; В. Ефремов «Русские сувениры»




25

Народная музыка в творчестве композиторов Мусоргского, Глинки, Хачатуряна.

- найти отражение восточных мотивов в различных музыкальных творениях русских композиторов, закрепить знания детей об оперном и балетном спектаклях.

русская нар. песня «Исходила младешенька»; М. Мусоргский «Пляска персидок»




26

Театр музыкальной комедии.

- познакомить детей с опереттой, с композитором Дунаевским, показать серьезную и развлекательную музыку, сходства и отличия между оперой и опереттой.

И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»; Ф. Лоу, сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди».




2

Симфонический оркестр.

- закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре.

Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи»; С. Прокофьев «Петя и Волк»; увертюра к опере «Кармен»



28

4 четверть – 7 часов.
Прелюдия. Счастье в сирени живет.

- дать представление о жанре романса в творчестве Рахманинова, о связи вокальных и инструментальных образов.








29

Исповедь души.

- подведение итогов о творчестве Ф. Шопена.

Ф. Шопен «Прелюдия» №7, №20, этюд №12, «Желание».




30

Мастерство исполнителя.

- обобщить понятие «композитор», «исполнитель», «слушатель». Говорить о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи.

Я. Дубравин, В. Суслов «Джаз».




31

Музыкальные инструменты.

- расширить знания детей о музыкальных инструментах и исполнителях.

Б. Окуджава «Пожелание друзьям», «Музыкант»; С. Никитин «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет»; В. Высоцкий «Песня о друге».




32

Праздник из праздников, торжество из торжеств.

- познакомить с праздником Пасхи.

«Христос воскресе», тропарь; П. Чесноков «Ангел вопияще».




33

34


Музыкальный сказочник.
Троица.

- закрепить понятие «опера», «музыкальная живопись».
- обобщение темы «Народные праздники, обычаи».






Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Рыбъякова О.В. Развёрнутое тематическое планирование: образовательная система « Школа 2100».- Волгоград: Учитель, 2008.



2.http://marina0setrova.ucoz.ru/
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа учебного предмета «Математика»
files -> Обтяжка и отделка схематических моделей
files -> Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
files -> Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании»
files -> Задания школьных олимпиад ■математика, русский язык, окружающий мир задания разного уровня сложности
files -> Контрольная работа по математике. 5 класс 1 вариант Уровень а а1 Найдите сумму чисел 34 и 5
files -> Книга для учителя. Москва тц «Сфера», 2004г. Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
files -> Шингарёв Дамир Фаридович Учитель технологии п г. т. Алексеевское 2013-2016 уч года
files -> Викторина как назывались первые русские воины? (Дружинники)
files -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница