Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего) общего образования /Сборник нормативных документов



Скачать 418.82 Kb.
Дата06.06.2016
Размер418.82 Kb.
ТипРабочая программа


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего и полного (среднего) общего образования /Сборник нормативных документов. Химия, М: Дрофа, 2004/,

в соответствии с программой по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Под редакцией Н.Е.Кузнецовой.- М.: Вентана-Граф, 2006 и рабочей программой учителя: 8-11 классы; под редакцией Н.Е. Кузнецовой.- М.: Вентана-Граф, 2011

Основные цели и задачи


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствие с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане:

Особенности содержания курса химии являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний , но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.

Согласно региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Вологодской области на изучение химии в 9 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю.

Курс химии 9 класса посвящен систематике химических элементов неорганических и органических веществ. Курс представлен тремя системами знаний: 1) вещество; 2) химическая реакция; 3) химическая технология и прикладная химия.

Авторская программа скорректирована. На изучение тем 1,2; раздела II увеличено количество часов (на 1 час) за счет резервного времени.

Тему 7 «Общие сведения об органических соединениях» считаю целесообразным изучать в конце курса химии 9 класса, так как материал об органических веществах изучается обзорно, но в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации(в новой форме) по химии он представлен тремя элементами содержания: 3.4.1 Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен; 3.4.2 Кислородсодержащие вещества: спирты(метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая); 3.4.3 Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы. Изучение данной темы в разделе II (в середине года) приводит к тому, что обучающие к концу учебного года забывают сведения об органических соединениях.



Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана

Учебно - методический комплект включает в себя:

У ч е б н и к: Химия: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2005.
П о с о б и е д л я у ч и т е л я :

Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов «Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8-9 классы» М., Вентана-Граф, 2005 г.

М.А. Шаталов. Уроки химии. 9 класс (методическое пособие). М., Вентана-Граф, 2006 г.
И н ф о р м а ц и о н н о – м е т о д и ч е с к а я п о д д е р ж к а :


  1. Журнал «Химия в школе»

  2. Химия: учебно-методический журнал для учителей химии и естествознания.

  3. Журнал «Химия. Все для учителя!»

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а :



  1. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин «Задачник по химии. 9 класс» М., Вентана-Граф, 2005 г.

  2. А.М. Радецкий, В.П.Горшкова «Дидактический материал по химии. 8-9 классы» М., Просвещение, 2001

  3. И.М.Титова. Малый химический тренажер (комплект дидактических материалов. 8-11 класс). М., Вентана-Граф, 2006 г.


Тематический план


Тема

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные

опыты

Практические работы


Химические реакции

5

-

2

1

Растворы. Теория электролитической диссоциации

14

1

1

1

Общая характеристика элементов-неметаллов

4

-

-

-

Подгруппа кислорода и её типичные представители

5

-

2

-

Подгруппа азота и её типичные представители

10

-

-

2

Подгруппа углерода и её типичные представители

7

1

3

1

Общие свойства металлов

6

-

3

-

Металлы главных и побочных подгрупп

8

1

7

1

Производство неорганических веществ и их применение

3

-

3

-

Общие сведения об органических соединениях

7

1

-

1



2 часа в неделю, всего 70 часов.

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения химии на ступени основного общего образования обучающийся должен



знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПС Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов ПС Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление растворов заданной концентрации.


Содержание программы

Название темы, количество часов на её изучение

Основное содержание темы

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Раздел I. Теоретические основы химии (19 ч)

1. Химические реакции и закономерности их протекания (5 ч)

Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Закон действия масс. Зависимость скорости от условий протекания реакции. Катализ и катализаторы. Общие сведения о гомогенном и гетерогенном катализе. Константа равновесия. Химическое равновесие, принцип Ле Шателье.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Определять понятия «тепловой эффект реакции», «термохимическое уравнение», «экзо- и эндотермическая реакция», «путь протекания реакции», «эффективные соударения», «энергия активации», «гомогенная система», «гетерогенная система», «скорость реакции», «химическое равновесие».

Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы.

Выполнять расчёты по термохимическим уравнениям реакций.

Использовать алгоритмы при решении задач.

2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (14 ч)

Сведения о растворах; определение растворов, растворители, растворимость, классификация растворов. Электролиты и неэлектролиты. Процессы, происходящие с электролитам при расплавлении и растворении веществ в воде. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Диссоциация электролитов с разным типом химической связи. Свойства ионов. Тепловые явления, сопровождающие процессы растворения. Сильные и слабые электролиты. Индикаторы. Реакции ионного обмена. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.

Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация».

Различать понятие «ион».

Обобщать понятия «катион», «анион».

Исследовать свойства растворов электролитов.

Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.

Соблюдать правила техники безопасности.

Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца.

Обобщать знания о растворах.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Распознавать реакции ионного обмена.

Составлять ионные уравнения реакций.

Составлять сокращённые ионные уравнения реакций.

Делать расчёты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения (33 ч)

3. Общая характеристика неметаллов (4 ч)

Химические элементы –неметаллы. Положение элементов-неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения их атомов: общие черты и различия. Относительная электроотрицательность. Степени окисления, валентные состояния атомов неметаллов. Закономерности изменения значений этих величин в периодах и группах ПС. Типичные формы водородных и кислородных соединений неметаллов. Распространенность неметаллических элементов в природе.

Простые вещества-неметаллы. Особенности их строения. Физические свойства (агрегатное состояние, температура плавления, кипения, растворимость в воде). Понятие об аллотропии. Аллотропия углерода, фосфора, серы. Обусловленность свойств аллотропов особенностями их строения; применение аллотропов.

Химические свойства простых веществ-неметаллов. Причины химической инертности благородных газов, низкой активности азота, окислительных свойств и двойственного поведения серы, углерода и кремния в ОВР. Общие свойства неметаллов и способы их получения.

Водородные соединения неметаллов. Формы водородных соединений. Закономерности изменения физических и химических свойств водородных соединений в зависимости от особенностей строения атомов образующих их элементов. Свойства водных растворов водородных соединений неметаллов. Кислотно-основная характеристика их растворов.Высшие кислородные соединения неметаллов. Оксиды и гидроксиды. Их состав, строение, свойства.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе Д.И. Менделеева.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Анализировать свойства неметаллов по подгруппам.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о Периодическом законе Д.И. Менделеева.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Проводить расчёты по уравнениям химических реакций, используя понятия «молярная масса», «молярный объём»



4. Подгруппа кислорода и её типичные представители (5 ч)

Общая характеристика неметаллов подгруппы кислорода. Закономерные изменения в подгруппе. Физические и химические свойства халькогенов – простых веществ. Биологические функции халькогенов. Сера как простое вещество. Аллотропия серы. Химические свойства серы.

Сероводород, строение, физические и химические свойства. Восстановительные свойства сероводорода. Качественная реакция на сероводород и сульфиды.

Оксид серы (IV), состав, строение, свойства. Получение оксида серы (IV). Серная кислота, состав, строение, физические свойства. Особенности её растворения в воде. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Окислительные свойства серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение серной кислоты.



5. Подгруппа азота и её типичные представители

(10 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы азота. Важнейшие водородные и кислородные соединения элементов подгруппы азота, их закономерные изменения.

Азот как элемент и простое вещество. Химические свойства азота. Аммиак, строение, свойства. Механизм образования иона аммония. Соли аммония, их химические свойства. Качественная реакция на ион аммония. Применение аммиака и солей аммония.

Азотная кислота, состав и строение. Физические и химические свойства азотной кислоты. Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты – нитраты. Качественные реакции на азотную кислоту и её соли. Получение и применение азотной кислоты и её солей..

Фосфор как элемент и как простое вещество. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Применение фосфора. Водородные и кислородные соединения фосфора, их свойства. Фосфорная кислота и её соли. Качественная реакция на фосфат-ион.

Минеральные удобрения: классификация, примеры, особенности физиологического воздействия на растения. Проблема связанного азота.

Расчётные задачи. Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.
6. Подгруппа углерода (7 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Электронное строение атомов элементов подгруппы углерода, распространение в природе.

Углерод как простое вещество. Аллотропия углерода: алмаз, графит, фуллерены. Адсорбция. Химические свойства углерода.

Кислородные соединения углерода. Оксиды углерода: строение, свойства, получение. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ион.

Расчётные задачи. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

7. Общие сведения об органических соединениях

(7 ч)

Соединения углерода – предмет самостоятельной науки – органической химии. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Некоторые положения и роль теории А.М.Бутлерова в развитии этой науки.



Основные классы углеводородов. Алканы. Физические и химические свойства алканов. Способность алканов к реакции замещения и изомеризации.

Непредельные УВ – алкены и алкины. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Физические и химические свойства алкенов. Способность алкенов к реакции присоединения и полимеризации. Понятие о полимерных химических соединениях: мономер, полимер, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен- представители полимеров. Алкины, номенклатура, свойства. Распространение УВ в природе. Состав нефти и характеристика основных продуктов, получаемых из нефти.

Кислородсодержащие органические соединения. Понятие о функциональной группе. Гомологические ряды спиртов и карбоновых кислот. Общие формулы классов этих соединений. Физиологическое действие спиртов на оргнанизм. Химические свойства спиртов: горение, гидрогалогенирование, дегидратация. Понятие о многоатомных спиртах( глицерин). Общие свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.

Биологически важные соединения. Химия и пища: жиры, белки, углеводы – важнейшие составные части пищевого рациона человека и животных.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ. на основе наблюдений за их превращениями.

Составлять формулы органических веществ. Определять понятия «гомолог», «гомологический ряд», «изомеры».

Сравнивать свойства предельных и непредельных УВ.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Сравнивать органические вещества с неорганическими.

Объяснять причины многообразия веществ.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Раздел III. Металлы (14 ч)

8. Общие свойства металлов (6 ч)

Элементы-металлы в природе и в периодической системе. Особенности строения их атомов. Металлическая связь.

Кристаллические решетки. Общие и специфические физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Электролиз расплавов и растворов солей. Практическое значение электролиза. Сплавы. Понятие о коррозии металлов.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Определять свойства веществ исходя из кристаллического строения.

Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе

9. Металлы главных и побочных подгрупп(8 ч)

Металлы- элементы I-II групп. Строение атомов химических элементов IАи IIА- групп, их сравнительная характеристика. Физические и химические свойства простых веществ, оксидов и гидроксидов, солей. Применение щелочных и щелочноземельных металлов. Минералы кальция, их состав, особенности свойств, области практического применения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий: химический элемент, простое вещество. Физические и химические свойства. Распространение в природе. Основные минералы. Применение в современной технике. Важнейшие соединения алюминия: оксиды и гидроксиды; амфотерный характер их свойств.

Железо — представитель металлов побочных подгрупп. Железо как простое вещество. Физические и химические свойства. Состав, особенности свойств и применение чугуна и стали как важнейших сплавов железа. Важнейшие соединения железа.

Качественные реакции на ионы железа.


Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы.

Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе.

Записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций и реакций ионного обмена.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме.

Производить расчёты по уравнениям химических реакций, используя понятия «молярная масса», «молярный объём», «термохимические уравнения реакций», «тепловой эффект реакции»

Раздел IV. Производство неорганических веществ (3 ч)

10. Производство неорганических веществ и их применение (3 ч)

Понятие о химической технологии. Производство неорганических веществ и окружающая среда.

Понятие о металлургии. Производство и применение чугуна и стали.

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Участвовать в проблемно-поисковой деятельности.

Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.

Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме



Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Основные понятия

Наглядность, химический эксперимент

Виды контроля

Домашнее задание

1

1(2)


2(3)

3(4)

4(5)

5(6)

1(7)


2(8)

3(9)


4(10)

5(11)


6(12)
7(13)

8(14)


9(15)

10(16)


11(17)

12(18)

13(19)

14(20)



1(21)

2(22)
3(23)


4(24)

1(25)


2(26)

3(27)

4(28)

5(29)



1(30)

2(31)


3(32)

4(33)


5(34)

6(35)


7(36)

8(37)
9(38)

10(39)

1(40)


2(41)

3(42)


4(43)

5(44)

6(45)

7(46)


1(47)
2(48)

3(49)


4(50)

5(51)


6(52)

1(53)

2 (54)

3(55)


4 (56)

5(57)


6(58)

7(59)


8(60)

1(61)

2(62)

3(63)



1(64)

2 (65)

3(66)

4(67)


5(68)

6(69)


7(70)

Повторение.(1 ч)

Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение вещества.

Важнейшие классы неорганических соединений.

Тема 1. Химические реакции. (5 ч)
Путь протекания химической реакции.Скорость химической реакции.

Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализ.



Практическая работа №1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

Обобщение знаний о закономерностях протекания химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям.


Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации.

(14 ч)

Понятие о растворах. Растворенное вещество и растворитель.


Электролиты и неэлектролиты. Типы химической связи.

Механизм диссоциации веществ с ионной связью.


Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Свойства ионов.

Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена.

Кислоты как электролиты.

Основания как электролиты.

Соли с позиций теории электролитической диссоциации.


Расчеты по химическим уравнениям, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация».
Химическая реакция в свете трёх теорий. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа №1.
Тема 3. Общая характеристика элементов- неметаллов.(4 ч)

Элементы-неметаллы в периодической системе химических элементов. Анализ закономерностей изменения свойств элементов-неметаллов в подгруппе и периоде.

Общая характеристика свойств и структуры простых веществ-неметаллов.

Химические свойства простых веществ-неметаллов.

Кислородные и водородные соединения неметаллов.


Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители. (5 ч)

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода.


Общая сравнительная характеристика простых веществ, образуемых элементами подгруппы кислорода.

Сера как простое вещество.

Аллотропия и свойства серы.


Сероводород и сульфиды.

Оксиды серы .

Физические и химические свойства серной кислоты (концентрированной и разбавленной),её применение.

Экологические проблемы, связанные с соединениями серы.


Тема 5. Подгруппа азота и её типичные представители (10 ч).

Общая характеристика подгруппы азота.

Азот как химический элемент и простое вещество: распространение в природе, физико-химические свойства, получение.

Аммиак: строение, физико-химические свойства, получение.


Практическая работа №3. Получение аммиака и опыты с ним.
Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного.

Азотная кислота.

Нитраты, круговорот азота в природе.

Фосфор – химический элемент и простое вещество, аллотропия.

Соединения фосфора. Круговорот фосфора в природе.


Практическая работа №4. Соединения фосфора. Минеральные удобрения.

Тема 6. Подгруппа углерода и ее типичные представители (7 ч).
Сравнительная характеристика элементов и простых веществ главной подгруппы IV группы периодической системы. Углерод: простые вещества.

Оксиды углерода.

Угольная кислота и её соли: химические свойства и распространение в природе.


Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение расчетных задач на определение массы (или объёма) продукта реакции по известной массе (или объёму) исходного вещества, содержащего примеси.

Обобщение по теме: «Подгруппы неметаллов и их типичные представители».


Контрольная работа № 2.
Тема 8. Общие свойства металлов.

(6 ч)
Элементы-металлы в природе и периодической системе Д.И.Менделеева.

Кристаллическое строение и физические свойства металлов.


Химические свойства металлов.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Электролиз растворов и расплавов солей.

Сплавы металлов.

Коррозия металлов и сплавов.

Основные способы защиты металлов от коррозии.

.
Тема №9. Металлы главных и побочных подгрупп. (8 ч)

Общая характеристика строения атомов химических элементов и простых веществ щелочных и щелочноземельных металлов.
Химические свойства и применение щелочных металлов. Роль натрия и калия в организме человека.

Физико-химические свойства магния, кальция, их основных соединений. Общее понятие о жесткости воды.


Алюминий и его соединения.


Железо- представитель d-элементов.

Важнейшие соединения железа. Современные сплавы железа.


Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме: «Металлы».

Контрольная работа №3

Тема №10. Производство неорганических веществ и их применение(3 ч).
Понятие о химической технологии.

Производство серной кислоты.

Производство чугуна - основные химические реакции.

Производство стали – основные химические реакции.




Тема 7. Общие сведения об органических соединениях. (7ч)
Органическая химия. Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова.

Практическая работа № 7. Определение качественного состава органического вещества.
Углеводороды. Алканы: гомологический ряд, строение, изомерия, номенклатура.

Физические и химические свойства предельных углеводородов.


Непредельные углеводороды: строение, номенклатура, изомерия, физико-химические свойства.
Понятие о классе органических соединений на примере предельных одноатомных спиртов и карбоновых кислот.

Итоговая контрольная работа по курсу химии 9 класса.


Химическая кинетика.

Скорость химической реакции.
Закон действия масс.

Катализатор. Ингибитор.

Гомо- и гетерогенный катализ.

Обратимые реакции. Динамическое химическое равновесие. Константа равновесия.


Полярные и неполярные растворители. Диполь.


Электролиты. Неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.
Гидратация. Гидратированные ионы. Сольватация.

Протон. Ион гидроксония. Механизм диссоциации кислот. Ступенчатая диссоциация многоосновных кислот.


Сильные электролиты. Слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации.

Реакции ионного обмена. Полные и сокращенные ионные уравнения реакции.

Аллотропия.

Закономерности изменения в подгруппе.


Халькогены.

Аллотропные взаимопереходы.

Сероводород как восстановитель. Сероводородная кислота. Сульфиды и гидросульфиды.


Оксиды серы (IV) и (VI).

Серная кислота как окислитель. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-анион.

Ион аммония.


Селитры.


Аллотропные модификации фосфора. Фосфиды.

Фосфин. Ангидриды и кислоты фосфора. Кислые и средние соли фосфорной кислоты и их свойства.


Аллотропия углерода. Адсорбция. Карбиды.

Карбонат-ион. Карбонаты и гидрокарбонаты.

Особенности строения атомов металлов. Значение энергии ионизации.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка.


Металлы-восстановители.

Ряд напряжений металлов. Электродный потенциал. Гальванический элемент.


Катод, анод, электролизёр, аккумуляторы.

Сплавы.

Коррозия.



Протекторная защита.

Щелочные и щелочноземельные металлы.


Пероксиды.

Негашеная известь, гашеная известь, известковое молоко, известковая вода. Жесткость воды.


Амфотерность.

d-элементы.

Чугун. Сталь.

Органические вещества.

Алканы. Гомологи. Изомеры. Номенклатура.

Реакции замещения, горения.


Алкены. Алкины.

Пи-связь.Реакции присоединения. Гидрирование. Гидратация.


Спирты. Одно- и многоатомные спирты.





Дем.Модели кристаллических решеток.

Опыты, раскрывающие взаимосвязь строения и свойств.



Дем.Образцы неорганических соединений.

Л.о.№1.Рассмотрение образцов оксидов, солей, оснований, кислот

Табл. Скорость химической реакции.


Дем. Зависимость скорости реакции от концентрации, температуры, природы реагирующих веществ.

Л.о. 2. Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Л.о.3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

Дем. Взаимодействие алюминия с иодом в присутствии воды.

Дем. Взаимодействие пероксида водорода с оксидом марганца (IV).

Дем. Димеризация оксида азота (IV).
Дем. Влияние концентрации реагирующих веществ на химическое равновесие (на примере взаимодействия хлорида железа (III) с роданидом калия).


Дем. Испытание веществ, их растворов и расплавов на электрическую проводимость.
Табл. Механизм электролитической диссоциации веществ с различными видами химической связи.

Табл. Механизм электролитической диссоциации веществ с различными видами химической связи.


Дем. Окраска ионов.

Дем. Влияние разбавления на степень диссоциации.

Дем. Реакции ионного обмена.

Л.о.№4 . Реакции ионного обмена.

Дем. Химические свойства растворов кислот.
Дем. Химические свойства оснований.
Дем. Химические свойства солей.

Дем. Образцы простых веществ-неметаллов (S, P, C, I2)

Модели кристаллических решеток простых веществ-неметаллов.



Дем. Взаимодействие азота, фосфора и углерода с металлами и водородом. Взаимодействие брома с алюминием.
Дем. Образцы кислородных и водородных соединений неметаллов.

Л.о.№6. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений. Дем. Получение моноклинной и пластической серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.
Дем. Получение сероводорода и его горение.

Качественная реакция на сероводородную кислоту и её соли.




Дем. Получение оксида серы (IV) и окисление его в присутствии катализатора.

Л.о.№7. Качественная реакция на сульфат-ион.

Дем. Обугливание деревянной лучины , бумаги, сахара под действием концентрированной серной кислоты. Взаимодействие меди с конц. серной кислотой.

Дем. Получение аммиака, растворение его в воде. Получение хлорида аммония («дым без огня»). Каталитическое окисление аммиака. Горение аммиака.

Дем. Химические свойства разбавленной азотной кислоты. Взаимодействие концентрированной кислоты с медью. Горение серы и угля в азотной кислоте. Воспламенение скипидара в азотной кислоте.

Дем. Качественная реакция на нитрат-ион.
Дем. Горение фосфора в кислороде.

Дем. Кислородсодержащие соединения фосфора.

Дем. Адсорбционные свойства угля. Модели кристаллических решеток алмаза, графита.

Л.о.№8. Восстановительные свойства углерода.

Л.о.№9. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

Дем. Качественная реакция на углекислый газ.

Л.о.№10.Получение угольной кислоты из оксида углерода(IV) и изучение его свойств.

Дем. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат-ион.

Табл. Кристаллическая решетка металлов.

Коллекция «Металлы».

Дем. Модели кристаллических решеток металлов.

Л.о. №11 Рассмотрение образцов металлов , их солей и природных соединений.
Дем. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, растворами кислот и солей.

Табл. Схема гальванического элемента.

Л.о. №12 Взаимодействие металлов с растворами солей

Дем. Электролиз водного раствора

хлорида меди (II) и иодида калия.


Л.о. №13 Ознакомление с образцами сплавов.
Дем. Опыты, характеризующие явление коррозии металлов.

Табл. Виды коррозии металлов.

Табл. Защита металлов от коррозии.

Дем. Взаимодействие натрия с водой. Окраска пламени ионами натрия и калия. Ознакомление с образцами важнейших соединений натрия и калия.
Дем. Взаимодействие кальция и оксида кальция с водой. Качественная реакция на ионы кальция и бария.

Л.о. №14 Ознакомление с образцами важнейших соединений кальция.

Дем. Устранение жесткости воды.

Л.о. №15 Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.

Дем. Окисление алюминия на воздухе и взаимодействие его с водой, щелочами, кислотами, растворами щелочей.

Л.о. № 16. Опыты, доказывающие амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.

Дем. Горение железа в кислороде.

Л.о.№17. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей.
Л.о.№18. Получение и исследование свойств гидроксидов железа(II) и (III).

Л.о.№19. Качественные реакции на ионы железа.

Л.о. №20 Ознакомление с образцами чугуна и стали.

Табл. Производство серной кислоты.

Л.о.21. Ознакомление с образцами сырья для производства серной кислоты

Дем. Модели производства серной кислоты.

Табл. Доменная печь.

Л.о.№22. Ознакомление с образцами сырья для производства чугуна
Табл. Кислородный конвертер.

Л.о.№23. Ознакомление с образцами сырья для производства стали.


Дем. Модели молекул органических веществ.


Дем. Примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях.

Табл. Этилен. Ацетилен.

Дем. Получение этилена и опыты с ним. Получение ацетилена и его взаимодействие с бромной водой.

Дем. Воспламенение спиртов.

Дем. Опыты, подтверждающие химические свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации.




Сам.раб. №1. Электролитическая диссоциация веществ.

Сам.раб. №2. Реакции ионного обмена.

Сам.раб. №3. Химические свойства кислот, оснований, солей.

Сам.раб №4. Общая характеристика элементов -неметаллов

Сам.раб. №5. Сера. Серная кислота.

Сам.раб. №6. Азот. Аммиак.

Сам.раб. №7. Азотная кислота и её соли.

Сам.раб. №8. Фосфор и его соединения.

Сам.раб. №9. Углерод. Оксиды углерода.

Сам.раб. №10. Химические свойства металлов.

Сам.раб. №11. Щелочные и щелочноземельные металлы.

Сам.раб. №12. Алюминий и его соединения.

Сам.раб. №13. Железо и его соединения.

Записи, упр. в тетради

§1,2, упр. 1,2 с. 10

§3,4, упр 1,2 с.12; упр.1,2 с.15.

§4 (повт), упр в тетради.

§5, выуч правила, упр. 1,2 (у), 3,4 (п) с.19.

§1-5 (повт), упр. в тетеради
§6, упр. 1-3 с. 21

§7,определения, упр. 1,2 с. 25


§7, упр. 3-5 с. 25

§9, упр. 1,2 с. 30

§10, упр. 1,2(у), 3,4 (п) с. 32.


§11, опр., упр. 1-3 с.38

§12, упр. 1-3 с. 41

§13, упр. 3,4 с. 44
§14,упр.2,3 с. 48

§15, упр. 1-3 с. 50


Повт. §6-11, задача в тетради
Повт §12-15, упр.в тетради

Повт. §6-15, упр.в тетради

§18,19, упр. 1-4 с. 58

§20, упр. 1-3 с.62

§21, упр. 1,2 с 65

§22, упр. 3-6 с. 68


§23, упр. 1-5 с. 72

§24,25, упр. 1-5 с. 77

§26, упр. 1-6 с. 82

§27, упр.1,2,4,5 с. 86


§28, упр. 1-4 с. 94

§29, упр.1-3,5 с. 104


§30, упр. 1-5 с. 109
§31, упр.1-5 с. 116

§31 (повт), упр. 6-10 с.116

Записи в тетради, задача в тетр.
§33, упр. 2-5 с. 128

§34,35, упр. 2,4,5 с. 131


§36, упр. 1,3,4,5 с. 139

§37, 38, упр. 3-6 с.143


§36-38 (повт), упр. 7-9 с.143


§40,41, 42, упр.2,3,6 с. 160; упр. 4-6 с. 164

§43, упр.3,4,7,8 с. 168

§44, 45, упр.1-3,6 с.171


§40-45(повт), упр. 4,5,7 с. 171


Записи, упр. в тетради

§23-45 (повт), упр. в тетради

§68, упр. 1-5 с. 234

§69, упр. 1-4 с. 236; 1-4 с.240


§71,72, упр. 1-3 с.244


§73, упр.5-7 с. 257


§74, упр.1-3 с. 260


§75, упр. 1-4 с. 265

§76,78, упр. 1,2 с. 269;

§77, упр.1-3 с.272
§79,80, упр. 1-3 с. 279

§82, упр. 1-3 с. 287

§83, упр. 1,2 с. 291
§84, упр.1-3 с. 294

§76-84 (повт), упр. с.295 (задание3)

§85,86, упр.1-4 с. 304

§89 (с.309-310), упр.5 с.314


§89 (с. 310-312), упр.втетр.

§49-50, упр. 1-3 с.187

§49-50 (повт),

Упр.4-6 с. 187

§51-54, выуч. гомологический ряд алканов, упр. 2-5 с. 200



§55, упр.7-9 с. 203
§56-59, упр. 1,2,5 с. 211; 1,2 с. 214
§61-64, упр.1-3 с. 224.






I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Практические работы

2

1

2

2

7


Средства контроля

Контрольная работа№1 по теме 2: «Растворы. Теория электролитической диссоциации»

  1. Напишите уравнения электролитической диссоциации предложенных электролитов.

  2. Напишите молекулярные и ионные (полные и сокращенные) уравнения реакций, протекающих при сливании растворов.

  3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор кислоты ( основания, соли). Напишите уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном видах.

  4. Задача на вычисления по уравнению химической реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.


Контрольная работа№2 по темам 4-6: « Подгруппа кислорода и ее типичные представители»,

«Подгруппа азота и ее типичные представители» , «Подгруппа углерода».

  1. Осуществление цепочки превращений (знание химических свойств соединений подгруппы кислорода, азота, углерода).

  2. Расстановка коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса.

  3. Качественная задача на распознавание сульфат-, силикат-, карбонат-, нитрат-ионов.

  4. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.



Контрольная работа№3 по темам 8-9 : « Общие свойства металлов», «Металлы главных и побочных подгрупп».

( 0 вариант)

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (за каждое верно выполненное задание – 3 балла).


  1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме Mg: А. 2,2ё. Б. 2,4ё. В. 2,3ё. г. 2,8,2ё.

  2. Число электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов щелочных металлов: А.1. Б. 2. В 3. Г. 4.

  3. Тип химической связи в простом веществе литии: А. Ионная. Б. ковалентная полярная. В. Ковалентная неполярная. Г. Металлическая.

  4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами: А. Бериллий. Б. Кальций. В. Магний. Г. Стронций.

  5. Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену: А. Изменяется периодически. Б. Не изменяется. В. Увеличивается. Г. Уменьшается.

  6. Атом алюминия отличается от иона алюминия: А. Зарядом ядра. Б. Радиусом частицы. В. Числом протонов. Г. Числом нейтронов.

  7. Наиболее энергично реагирует с водой: А. Калий. Б. Кальций. В. Скандий. Г. Магний.

  8. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует: А. Железо. Б. никель. В. Платина. Г. Цинк.

  9. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом, формула которого: А. KOH (р-р). Б.NaCI(р-р). В. KNO3(р-р). Г. BaSO4

  10. Ряд, в котором все вещества реагируют с цинком: А. HCI, NaOH, H2SO4 Б.CaO, HCI, HNO3 В. KOH, HgO, H3PO4 Г. H2, O2, CO2.

Часть Б. Задания со свободным ответом.

  1. ( 9 баллов). Предложите 3 способа получения гидроксида калия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.

  2. ( 6 баллов). Определите вещества X, Y, Z. Запишите их химические формулы.

Cu(OH)2+H2SO4-- X –+ NaOH-- Y –+HNO3 Z – Cu(NO3)2

  1. (6 баллов)Как, используя любые реактивы (вещества) и барий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.

  2. (4 балла) Расположите металлы: железо, олово, вольфрам, свинец в порядке увеличения относительной твердости (работа с графиком)

  3. (5 баллов) Рассчитайте массу металла, который можно получить из 144 г оксида железа (II).

0-17 баллов – «2».

18-30 баллов – «3».

31-43 балла – «4».

44 - 60 баллов – «5».



Контрольная работа №4. Итоговая по курсу химии 9 класса.

( 0 вариант)

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа (за каждое верно выполненное задание – 3 балла).

  1. Схема распределения электронов по энергетическим уровням в атоме химического элемента , образующего соединения, соответствующие формулам H2Э и ЭО3 : А. 2,6ё. Б. 2,8,5ё. В. 2,8,6ё. г. 2,8,7ё.

  2. Электронное строение иона [+X)2]+ соответствует элементу, символ которого : А.Na. Б.H. В.Li. Г. He

  3. Ряд элементов, расположенных в порядке увеличения атомных радиусов: А. S-P- Si. Б. P-S-O. В. Se- S- O. Г. Be – B – AI.

  4. Термин «молекула» нельзя использовать при характеристике соединения, формула которого: А. O2 Б. K2O В. H2O Г. CO

  5. Оксид углерода (IV) является: А. Амфотерным. Б. Кислотным. В. Несолеобразующим. Г. Основным.

  6. Ряд формул веществ, реагирующих с разбавленной серной кислотой: А.Cu, CuO, NaOH. Б. Ba(OH)2, SO3, Mg.В. Ag, KOH, MgO.Г. Mg, CuO, BaCI2.

  7. Необратимая химическая реакция произойдет при сливании растворов веществ, формулы которых: А.KOH и NaCI. Б. MgCI2 и HNO3.В. CuCI2 и KOH. Г. Al2(SO4)3 Cu(NO3)2

  8. Степень окисления +3 у атома хрома в соединении с формулой: А. CrO. Б.Cr2O3. В. CrO3. Г. H2CrO4

  9. Уравнению реакции 2NO + O2 = 2NO2 соответствует схема превращений: А. N+2 – N +5 Б. N+4 – N 0 В. N-3 – N +2 Г. N+2 – N +4

  10. Формула предельного углеводорода: А. СН2О. Б. СН4. В. С2Н2. Г. С6Н6.


Часть Б. Задания со свободным ответом.

  1. (8 баллов). Составьте уравнения химических реакций между веществами, формулы которых: А. Ca и S. Б. Ca(OH)2 и H2SO4. В. CaO и H2O Г. Ca и O2.

  2. ( 6 баллов) Составьте генетический ряд кальция.

  3. ( 8 баллов) Составьте молекулярное уравнение реакции, соответствующее схеме N2 --- 2N-3. Разберите его с точки зрения ОВР.

  4. (4 балла). По краткому ионному уравнению Cu 2+ + 2OH- = Cu(OH)2 составьте молекулярное уравнение.

  5. (4 балла). Какой объем оксида углерода (IV) образуется при сгорании 11,2 л пропана (С3Н8)?



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница