Рабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 класс




страница1/3
Дата19.07.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65» г. Оренбурга


«Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ № 65»

______ Т.Н. Николенко

«____» _____________г.


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_________ Р.П. Вертякова

«____» _____________г.


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

_________ О.Н. Васильева

«____»_____________г.






рабочая программа

по мировой художественной культуре

10-11 класс

(базовый уровень)

Составитель: Маятникова Ольга Васильевна,

учитель истории и обществознания

первой категории МОБУ «СОШ № 65»

Оренбург

2013 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне

  • Авторской программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), Москва, Издательский центр «Академия», 2007.

  • Школьного учебного плана на 2013-2014 учебный год.

  • Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МОБУ «СОШ №65».

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  • «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  • Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).


Общая характеристика учебного предмета
Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир, а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур и сохранение целостности культурных ареалов.

Развивающий потенциал курса по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования состоит в более глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.

Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.

Особенностью курса по мировой художественной культуре, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его непосредственная связь с задачами профилизации образования и организацией довузовской подготовки учащихся. В связи с этим предполагается не только объемное наращивание содержания курса, но также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств и мотивации, необходимых для успешного продолжения обучения в высшей школе.



Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.
Цели
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализация программы по мировой художественной культуре на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечит высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов по выбору на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в 10-11 классах на учебный предмет «Мировая художественная культура» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю). Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, материально-техническое обеспечение которого соответствует стандарту.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “Мировая художественная культура” на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных эпох и народов; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию.

Курс по мировой художественной культуре ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы учащимся более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде могут быть сформулированы как:

способность выпускников ориентироваться в современных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания;

владение некоторыми элементами исследовательского метода;

умение использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

В авторскую программу изменения не внесены.

Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебно-методический комплект
Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10-11 класс» (базовый уровень) состоит из учебников для 10 и 11 класса, соответствующих рабочих тетрадей и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебники написаны на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной программы. Кроме того, в комплекс входят книги для учителя для 10 и 11 класса.

Программа

Учебник

Методические пособия

Дидактические пособия

Контрольные материалы

Л.Г. Емохонова

Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2007



Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2011

Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2008

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год.



Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова, Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2009

Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009

Диск с иллюстративным материалом к учебнику Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура», 2009 год.



Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2009



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс


№ урока

Сроки

Тема урока

Содержание

Национально-региональный компонент

Домашнее задание

Контроль

Проектная деятельность

Задания в раб. тетр. (стр.)

Художественная культура первобытного мира

1



Миф — основа ранних представлений о мире.

Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису




Сообщение о язычестве




18




2

Славянские земледельческие обряды.

Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа.

Обряды Урала

Подготовка презентации

Тест

23




3

Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство познания мира.

Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж

Игнатьевская пещера. Аркаим – памятник древнейшей культуры в Челябинской области

Сообщение о зиккурате, богине Иштар




29




Художественная культура Древнего мира. Месопотамия







Месопотамский зиккурат — жилище бога.

Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне




Подготовка к самостоятельной работе




37

3

Древний Египет

5




Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке




-

Самостоятельная работа

43




6



Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.

Гробница Рамсеса IX в Долине царей




Сообщение об Индии




49

4

Древняя Индия

7



Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы.

Роль скульптурного декора. Храм Кандаръя Махадева в Кхаджурахо




Подготовка к контрольной работе




54

5

8

Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия.

Большая ступа в Санчи. Особенности буддистской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты




-

Контрольная работа

59

6

Древняя Америка

9




Храмовая архитектура индейцев Месамерики

Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке




Сообщение об Агамемноне




67

7

Крито-микенская культура

10




Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах




Подготовка конспектов




73

8,9

Древняя Греция

11


Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики




Подготовка к тесту

Выборочная проверка конспектов

79




12

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона




-

Тест

84

10

13

Скульптура Древней Греции от архаики до классики.

Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада




Подготовка к самостоятельной работе




88




14

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

Спящий гермафродит. Венера Милосская. Гигантизм архитектурных форм. Натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме




Сообщение о Колизее




92

11

Древний Рим

15



Особенности римского градостроительства. Общественные здания

Периоды республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей

Традиции и принципы римского строительства в архитектуре Южноуральска

-

Самостоятельная работа

99

12—13

16

Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора.

Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий










105

14

Раннехристианское искусство

17




Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика.

Ротонда и базилика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме




Сообщение о соборе св. Софии в Константинополе




111

15

Художественная культура Средних веков. Византия и Древняя Русь

18



Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле.

Собор Св. Софии в Константинополе. Космическая и топографическая символика




-

Самостоятельная работа

118

16

19

Временная символика крестово-купольного храма.

Византийский стиль в мозаичном декоре. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве




-

Выборочная проверка конспектов

126

17—18, 20

20

Византийский стиль в иконописи. Икона

Богоматери Владимирской.



Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля




Сообщение о византийской мозаике




131

21

21

Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.

Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель

Иконостасы в Троицкой, Пластовской, Южноуральской церквях

Сообщение о Ф. Греке




134—135

22—23

22

Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси.

Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли. Московская школа. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Церковь Вознесения в Коломенском

Храмы Челябинской области

Сообщение о Дионисии

Опрос

123, 140

19, 24

23

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы.

Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев




Подготовка к контрольной работе




145

25

24

Художественная культура Византии и Древней Руси

Итоговый урок по теме




-

Контрольная работа




25—27

Западная Европа

25




Дороманская культура.

«Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке.




Сообщение о соборе Нотр-Дам в Париже




152

28

26

Романская культура. Отражение жизни человека в архитектуре

Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне




Просмотр мюзикла




158

29

27

Готика. Готический храм — образ мира.


Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал




-

Тест

164

30

28

Художественная культура Западной Европы в Средние века

Итоговый урок по теме




-




170—171

31—32

Новое искусство — Арс нова

29




Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе.

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи.




Сообщение о Я.В. Эйке

Выборочная проверка конспектов

178

33—34

30

Аллегорические циклы Арс нова.

Андреа да Бонапуши. «Триумф покаяния». Мастер «Триумфа Смерти». Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Арс нова




Подготовка к самостоятельной работе




184

34

31

Специфика Арс нова на Севере.

Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Тенте




-

Самостоятельная работа

189

35—37

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века. Китай. Япония

32




Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры.

Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине




Сообщение о буддизме




201

38

33




Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото




Подготовка к контрольной работе




209

39—40

Ближний Восток

34




Образ рая в архитектуре мечетей.

Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде

Мечеть г. Челябинска и г. Троицка

-

Контрольная работа

216

41

35

Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

Альгамбра в Гранадею. Обобщение тем года.




-




225

42—43

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница