Рабочая программа по литературному краеведению 8 класса




Скачать 126.08 Kb.
Дата09.04.2016
Размер126.08 Kb.
Отдел образования администрации

Жердевского района Тамбовской области.

М.Горьковский филиал МОУ Туголуковской СОШ



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Методическим Советом школы»

Протокол МС №1

от 31.08.2011г.






«Утверждаю»

Приказ № 67 от 31.08. 2011г.

Директор

МОУ Туголуковской СОШ

________________/ВИ Фурсов/


Рабочая программа

по литературному краеведению

8 класса

на 2013-2014 учебный год



учителя русского языка и литературы

Калугиной А.С.

М.Горький

2013 год

Пояснительная записка

Особенности развития России, её национальной культуры и традиций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остаётся «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачёв: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» (Лит. газета. 1980. 12 марта).

Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платонова, Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.



Цель курса - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Тамбовским краем и отражает его жизнь.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

• воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

• сформировать их представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе

края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

• расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Тамбовского края;

• помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;

• развить практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.

Реализация программы во многом будет зависеть от уровня сотрудничества учителя и учащихся, от разнообразия форм и методов обучения.

Место предмета: 34 часа на 8 – 9 классы, по 17 часов соответственно. По усмотрению учителя количество часов, предлагаемое на изучение конкретной темы, может быть изменено. При выполнении обязательного минимума изучения литературного краеведения учитель имеет право привлекать для чтения и изучения иные художественные произведения писателя, связанные с местом расположения школы (не более 10% от общего количества часов).

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, очные и заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

знать и понимать:

• взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

• историю создания произведений;

• биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

• характеристику героев;

• характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;

• жанровые особенности произведений;

• тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.



Уметь:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

• выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

• пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

• давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

• писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

• составлять рассказ об авторе книги;

Использовать:

• подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

• выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

• делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

• работать со справочной и критической литературой;

• вести переписку с писателями края.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

Содержание программы. Литературное краеведение. 8 класс.
Тема 1. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.

Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.

Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбора. Система типов уроков и форм внеклассной работы. Анализ новейших работ по вопросам изучения литературного краеведения в школе, литературного краеведения Тамбовской земли. Локальный метод изучения литературы и культуры родного края. «Край» как образ или герой литературного произведения. «Тамбовский текст» в художественной литературе.

Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона. Основные краеведческие работы В.Е. Андреева, В.Т. Дорожкиной, Б.И. Илёпшна, Н.Н. Наседкина, В.П. Пешкова, Л.В. Поляковой, их характеристика.



Тема 2. Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков.

Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси. «Тамбовский летописец», история и содержание. Связь выдающихся деятелей литературы (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, С.Н. Терпигорев, A.M. Жемчужников, Е.И. Замятин, М.И. Цветаева, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, Н.Е. Вирта, А.И. Солженицын и другие) с Тамбовским краем. Становление и развитие литературы региона как историко-культурный процесс. Литературно-краеведческая классика и её место в истории русской литературы XVIII-XX веков.

Творческие взаимоотношения писателей. Е.И. Замятин и А.К. Во-ронский. Региональные традиции поэтического творчества. Художественные открытия прозы.

История создания областной писательской организации. Состояние литературы Тамбовского края. Деятельность литературных объединений, издательская работа. Выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР.



Тема 3. Державин Гаврила Романович. Социально-культурная деятельность, типографское дело. Поэзия тамбовского периода творчества: «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» («Осень во время осады Очакова»), «Желание зимы» и другие. Тематическое разнообразие. Роль поэта в совершенствовании поэтики классицизма. Философичность, метафоричность художественного мышления поэта.

Памятник Г.Р. Державину в Тамбове (скульптор К.Я. Малофеев, архитектор А.С. Куликов).



Тема 4. Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Предки поэта: А.Ф. Пушкин (1717 - 1777) - тамбовский воевода (1772); П.М. Пушкин (? - 1684) - полковой воевода в г. Козлове (1653 - 1656); М.А. Пушкина-Ганнибал (1745 - 1818) - «тамбовская бабушка» А.С. Пушкина. Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина. Стихи, посвященные Е.А. Баратынскому, Е.П. Бакуниной, А.П. Керн. Творческое содружество А.С. Пушкина и А.Н. Верстов-ского. Романсы на стихи Пушкина «Чёрная шаль», «Цыганская песня»; симфоническая кантата Верстовского на стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого».

Тема 5. Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. История Мары. Лирика поэта. Анализ стихотворений, написанных в Маре («Стансы», «Она», «Не бойся едких осуждений», «Песня», «Запустение» и другие). Начало работы над поэмой «Наложница» («Цыганка»). Активная духовная жизнь поэта, свободолюбивые настроения и ощущение приближающейся «бури». Переход от романтизма к реалистическому искусству. Мотивы одиночества и религиозные настроения.

Музей Е.А. Баратынского в Умётском районе.



Тема 6. Лермонтов Михаил Юрьевич. Вопрос о посещении поэтом Тамбова. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города, где «зданье лучшее острог». В.Г. Белинский о «родовых характеристических приметах» творчества Лермонтова. «Тамбовская казначейша» и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Характер юмора и иронии в поэме. Роль эпиграфа и особенности сюжетного построения. Иллюстрация М.В. Добужинского к произведению.

История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.



Тема 7. Терпигорев Сергей Николаевич. Биография писателя. «Воспоминания» о Тамбовской губернской гимназии. Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбовской земле», «Тамбовские семирамидины сады»). История публикации цикла «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика». Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа. Анализ очерка «Новый барин». Роль эпиграфа. Образы города и деревни. Характеры Подугольникова, Сладкопевцева и средства их художественного выражения. Историко-литературные ассоциации.

Тема 8. Жемчужников Алексей Михайлович. Из деятельности Козьмы Пруткова. Тамбовский период творчества поэта. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни»: «Лесок при усадьбе», «Старая ракита», «Родная природа», «Возвращение холодов» и другие. Социальный колорит и зрительность образов поэзии. «Сезонные» стихи и их поэтика. Авторское «я» и союз поэта с природой.

Тема 9. Замятин Евгений Иванович. Биография писателя. Связь его творчества с Тамбовской землёй («На куличках», «Русь» и другие). Жизнь русской провинции, её топография, картины природы, этнография, на страницах повести «Уездное». Художественные особенности произведения как программного для эстетики раннего Замятина. Развитие образа Бары-бы. Замятинская философия красоты и образ этого героя. Особенности композиции, смысл метафоры «уездное». «Уездное» и «русская» проза писателя. Лирическое повествование «Русь» и живопись Б.М. Кустодиева. Отношения писателя с А.К. Воронским.

Тема 10. Цветаева Марина Ивановна. Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным. Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских женщин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи; встреча с усманским «Разиным», влияние её на дальнейшее творчество поэта.

Тема 11. Серафимович Александр Серафимович и его визиты в Тамбовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и поведение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».

Тема 12. Урок-зачёт. Защита творческих и исследовательских проектов учащихся.

Учебно-тематический план


п/п

Тема урока

Количество часов

1

Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона

1

2

Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков

1

3

Державин Гаврила Романович. Поэзия Тамбовского периода творчества

2

4

Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная»

2

5

Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре

2

6

Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша».

2

7

Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных ис жизнью Тамбовского края

1

8

Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни»

1

9

Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской землёй. Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь»)

1

10

Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд»

2

11

Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве»

1

12

Урок-зачёт

1




Итого

17



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. 8 КЛАСС.


№ п\п

Планируемая дата

Дата проведе ния

Тема урока

Примечания

1.

2.

3.



4.
5.

6.

7.


8.

9.
10.

11.

12.

13.

14.


15.

16.

17.


03.09.

10.09.


17.09.

24.09.
01.10.

08.10.

15.10.
22.10.



29.11.
12.11.

19.11.

26.11.

03.12.


10.12.

17.12.


24.12.

30.12.







Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении.
Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.
Литературная жизнь Тамбовского края XVII - XXI веков.
Державин Гаврила Романович.
Поэзия Тамбовского периода творчества.
Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных.
Стихотворение «Моя родословная».
Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем.
Стихотворения, написанные в Маре.
Лермонтов Михаил Юрьевич. Поэма «Тамбовская казначейша».
Терпигорев Сергей Николаевич. Обзор произведений, связанных ис жизнью Тамбовского края.
Жемчужников Алексей Михайлович. Стихи из сборников «Песни старости» и «Прощальные песни».
Замятин Евгений Иванович. Связь творчества с Тамбовской землёй.
Художественные особенности повести «Уездное» (или «Русь»).
Цветаева Марина Ивановна. Повесть «Вольный проезд»
Серафимович Александр Серафимович. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве».
Урок-зачёт.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница