Рабочая программа по истории в 8 а классе учителя истории 1 квалификационной категории мбоу «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска Республики Татарстан»




страница1/25
Дата30.07.2016
Размер4.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

«Согласовано»

РуководительШМО

В.Н.Исхакова

Протокол № от _______

«____»__________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова»

____ СафиуллинаЭ.Ф
«____»____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия им. М.М. Вахитова»

__________Л.Б.Зиннатуллин.
Приказ № ___ от _________

«___» _____________ 2015 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории в 8 А классе учителя истории 1 квалификационной категории МБОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова города Буинска Республики Татарстан» Галятдинова Рифката Хасановича



2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе:



  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (основное общее образование;

  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  6. Инструктивного-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от  16.10.2009  № 7131/9;

  7. Базисного учебного плана МБОУ «Гимназия им. М.М. Вахитова» г. Буинск РТ на 2015-2016 учебный год

  8. Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 8 классе в общем объеме 70 часов, по 2 часа в неделю.

Курсы «История России», «Всеобщая история» и «История Татарстана» изложены в рабочей программе «История» раздельно, на практике тоже изучаются раздельно.

Согласно инструктивно-методического письма «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009-2010 учебном году» от  16.10.2009  № 7131/9; распределение материала по часам следующее:

Всеобщая история – 24 часа;

История России – 36 часа;

История Татарстана – 10 часов.



Цели курса:

  1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

  2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:



  1. формирование исторического мышления учащихся;

  2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;

  3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

  5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху Нового времени, о политическом и социальном строе в эпоху Нового времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху Нового времени;

  7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);

  8. уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;

  2. формирование представлений о возникших  в эпоху Нового времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

  5.  развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории нового времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

Количество часов в неделю - 2

Количество часов в год - 70

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

В результате изучения истории ученик должен ЗНАТЬ:
знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • знать изученные виды исторических источников;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий; 

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;  уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества

Научно-технический прогресс в конце XIX – последней трети XX вв. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.

Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.

Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.

«Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.



Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.

Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.



Россия во второй половине XIX – начале XX вв.

Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма.

Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.


Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.


За письменные работы: Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий Оценка "4" - 61-80% Оценка "3" - 41-60%
СОДЕРЖАНИЕ НОВАЯ ИСТОРИЯ XIX в.

часть 1. становление индустриального общества

Введение.      От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота.
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
ЧЕЛОВЕК В НОВУЮ ЭПОХУ

       Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

 Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий  класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

 Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

 Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя*. Джозеф Редьярд Киплинг*. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм*: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси*. Архитектура. Рождение кино.

 Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм — марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.


 

Тема 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ

 Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

       Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

      Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

      Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

      Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии.

      Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.

      Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.


ЧАСТЬ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века.

Тема 3.  СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIXXX вв.

ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

       Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.



Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя  классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.  Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств.

Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

       Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

     Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.


 

Тема 4. ДВЕ АМЕРИКИ

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик*. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

  США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

  Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

 

Тема 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.:


НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА

 Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

 Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

 Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.

 Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

 

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


В КОНЦЕ
XIX — НАЧАЛЕ XX в. 

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.



Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX В.

Введение. Основные вехи истории страны к концу XVIII в.
Тема 1. Россия в первой половине XIX в.

Россия на рубеже XVIII–XIX вв. Территория империи. Численность населения, его этнический и конфессиональный состав. Социальная структура общества. Особенности российской политической системы. Уровень социально-экономического развития страны и его соотношение с уровнем развития западноевропейских стран. Проблемы модернизации страны в начале XIX в.

Внутренняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Личность и политические взгляды царя. Проекты реформ Негласного комитета. Попытки решения крестьянского вопроса. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа органов государственного управления. Законодательные проекты М.М. Сперанского. Мероприятия по развитию просвещения.
Внешняя политика Александра I в 1801–1812 гг. Участие России в антинаполеоновских коалициях и войнах с Францией. Тильзитский мир и его последствия. Русско-шведская война, присоединение Финляндии к России. Включение восточногрузинских земель в состав России. Войны с Ираном и Турцией, присоединение Закавказья и Молдавии к России.

Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы сторон и соотношение сил накануне войны. Отступление русской армии. Оборона Смоленска. М.И. Кутузов. Бородинская битва и ее значение. Вступление Наполеона в Москву, пожар Москвы. Значение Тарутинского маневра. Партизанское движение. Народный характер войны. Изгнание армии Наполеона из России. Внешняя политика России в 1813–1825 гг. Заграничный поход русской армии. Смерть М.И. Кутузова. Победы над Наполеоном. Россия на Венском конгрессе. Превращение России в мировую державу. Восточный вопрос.
Внутренняя политика Александра I в 1813–1825 гг. Влияние Отечественной войны на внутриполитическую ситуацию в стране. Замыслы либеральных реформ (проект освобождения крепостных крестьян, проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» Н.Н. Новосильцева) и их судьба. Польская конституция. Консервативные начала в государственной деятельности А.А. Аракчеева. Организация военных поселений. Восстания военных поселян. Итоги внутренней политики Александра I.

Общественные движения первой четверти XIX в. Причины возникновения тайных дворянских организаций. Северное и Южное общества. «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля: либеральные и радикальные тенденции в декабризме. Восстание на Сенатской площади и восстание Черниговского полка. Влияние выступления декабристов на русское общество.

Социально-экономическое развитие России. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны. Углубление кризиса крепостнической системы и отставание России от промышленно развитых стран. Экономический кризис 1812–1815 гг. Старые проблемы и новые явления в российской деревне. Помещичье хозяйство. Отмена крепостного права в Прибалтике. Положение крестьянского хозяйства. Облик городов, их население и роль в экономической жизни страны. Начало промышленного переворота в России.

Развитие транспорта, строительство железных дорог. Рост внутренней торговли. Ярмарки. Внешняя торговля России.



Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление полицейского контроля над общественной жизнью. Реформы в период правления Николая I. Кодификация законодательства (подготовка «Свод законов Российской империи» М.М. Сперанским). Комитеты по разработке проекта крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина. Причины ограниченности реформаторских начинаний.

Народы России в первой половине XIX в. Национальные отношения в Российской империи. Польский вопрос. Польское восстание 1830–1831 гг. Национальная политика самодержавия.

Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Россия и Священный союз. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848–1849 гг. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса.

Кавказская война. Политика России на Кавказе. Основные этапы войны. Государство Шамиля. Мюридизм. Итоги и последствия войны.

Крымская война. Причины и основные этапы. Синопское сражение. Крымская кампания. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Парижский мир. Причины поражения России.

Общественные движения 30–50-х гг. Проблемы социально-экономического и политического развития страны и их отражение в сознании образованного общества. Теория официальной народности. С.С. Уваров. Кружки 30–40 гг. XIX в. П.Я. Чаадаев. Зарождение либерального движения. Западники (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин) и славянофилы (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, братья Киреевские) о путях развития России. Возникновение социалистического направления в общественной мысли России. Общинный социализм А.И. Герцена. Вольная русская типография. «Колокол». М.В. Петрашевский.

Наука и образование в первой половине XIX в. Культурный и образовательный уровень разных слоев общества. Структура образования (народные школы, гимназии, институты, университеты) и сословные ограничения. Открытия русских ученых первой половины XIX в., имевшие всемирное значение. Н.И. Лобачевский, Н.И. Зинин, Б.С. Якоби, В.Я. Струве, Н.И. Пирогов. Развитие географической науки. Исследование окраинных земель России. Русские путешественники.

Золотой век российской культуры. Литературные направления первой половины XIX в. А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Формирование русского литературного языка. Архитектурные стили первой половины XIX в.: поздний классицизм (ампир), эклектика. А.Н. Воронихин, О. Монферран, К.И. Росси, К.А. Тон. Скульптура. П.К. Клодт, И.П. Мартос. Живопись. Обращение художников к жизни народа. Зарождение реалистических тенденций в русской живописи. А.Г. Венецианов, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов, О. А. Кипренский, А.А. Иванов, П.А. Федотов. Формирование национальной музыкальной культуры. Творчество М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского. Театральная жизнь. Малый и Большой театры. М.С. Щепкин.

Перемены в быту основных сословий населения. Городское и сельское жилища. Образ жизни представителей разных сословий. Одежда. Досуг. Пища.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница